Рыбный Мурман. 1954 г. Май.
№ 56 (140), 12 мая 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 ■ И И . Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А КАК МЫ РАБОТАЕМ С ДРИФТЕРНЫМИ СЕТЯМИ Рассказ дрифмейстера среднего рыболовного траулера „Орочен“ тов. Н. Г. БЕЛКО В прошлом году моряки среднего рыболовного траулера «Орочен» явились инициаторами вылова 10.000 центнеров сельди за год. Они успешно справились со своим социалистическим обя зательством и сдержали свое слово. Их успех в значительной мере объясняется хорошо продуманной работой с дрифтерными поряд ками сетей в условиях Северной Атлантики. Четкая ор ганизация труда при выметке и выборке дрифтерных порядков, умелая расстановка людей с учетом деловых качеств каждого мо ряка, заботливое отношение к орудиям лова, тщательная подготов ка их, внимание ко сеем мелочам — вот что характеризует работу на траулере «Орочен». Ниже мы помещаем рассказ дрифмейстера среднего траулера «Орочен» тов. Белко о том, как на корабле организована работа с орудиями лова. Опыт работы моряков этого траулера, бесспорно, явится ценным подспорьем для всех экипажей средних рыболовных траулеров управления «Мурмансельдь»._____________________ _ свежей погоды, чтобы поводцы не к вожаку. Ма-щюс,^стоящий у гор- спутались, концы их нужно проде- ловины, дает «слабую» вожака до вать в ириухп следующего конца марки. Дрифмейстер подвязывает сетки сверху вниз. . нижнийповодец и отпускает. Одно- Такой способ койлания иоводцов временно выбрасывается один кух- очень удобен при работе, не загро- ^тыль. Сеть, заторможенная водой, за мождает палубу. Сети во избежание счет инерции судна выходит за подрезания укладываются с борта!борт. Так выходят три— четыре на борт на месте, отведенном для сетки. Капитан перекладывает руль Прежде всего каждый член команды должен помнить, что работа с дрифтерным порядком зависит не только от дрифмейстера, хорошо зна ющего свое дело и старательно вы полняющего свои обязанности, но и от тех усилий, которые будет при лагать вся команда в целом. При дружном и слаженном коллективе в любую погоду можно выбрать поря док. Из любого затруднительного по ложения можно выйти, не принося ущерба как себе, так и государству. ПОДГОТОВКА СУДНА К ПРОМЫСЛУ В порту дрифмеистер ооязан об ратить особое внимание на подготов ку судна к промыслу. Нужно пом нить, что то, что можно сделатьв порту легко и быстро, в море сде лать гораздо труднее, а подчас п со всем невозможно. Если ' только то или другое приспособление облег чает труд промысловика, мы долж ны, даже обязаны сделать его. ОБШИВКА БОРТОВ Обшивку бортов производят ма стерские, но по указанию и под наб людением самого дрифмейстера. Ле вый борт обшивается от бортового ролика до полупортика. Стыки до сок нужно стараться делать по воз можности ближе к носу (если толь ко нельзя вообще избежать их). Об шивка должна быть без сучков и выступов, а есди они все же имеют ся, то их нужно зачистить. После каждой выметкинеобходимо прове рять — не отошли ли доски и не показались ли шляпки гвоздей. Правый борт обшивается в основном под ролом, но для лучшей уборки рыбы нужно обшивать весь борт (так же как и левый), оставляя сво бодными отверстия для стока воды. КИПОВАЯ ПЛАНКА Так как киповая нланка имеет прямые ребра, необходимо сделать рамку (футляр) из дерева, плотно подходящую к ребрам киповой план- кп. Эта рама будет предохранять шкуру, которая ложится на киповую планку (после установки рамы) и закрепляется на ней шкертиками «намертво» для удобства в работе. Здесь же на козырке, на одной ли нии с киповой планкой, привари вается утка для закрепления вожака от выскакивания его из киповой планки. ПОДГОТОВКА СЕТКИ ДЛЯ КУХТЫЛЕИ Сетку для кухтылей необходимо делать так, чтобы в любое время могла работать лебедка с барабана ми. Для этого делается каркас из до сок, к которому прикрепляется тра ловая дель. К рубке подвязывается козырек, который прикрывает кух- тыли сверху в штормовую погоду. Сетка делается с расчетом вмести мости предполагаемого количества кухтылей. Такая сетка не загромож дает палубу и не мешает работе. ПОДГОТОВКА ВОЖАКА Особое внимание надо обратить на подготовку вожака. При подготовке вожака дрифмейстер обязан знать, сколько будет набрано сетей в по рядок и, исходя из этого, готовить вожак. Излишние бухты лучше со хранить в нераспущенном виде в месте, где они будут сухими. Для вожака лучше всего занять один рыбный отсек (чердак) с правого борта против горловины. В этом ме сте очень удобно хранить его как при выборке, так и при выметке, по тому что вожак, особенно при вы метке, идет снизу вверх, и в таком случае мы избегаем подрезания се тей. РАСПУСКАНИЕ БУХТ И ЗАРАЩИВАНИЕ Для койлания вожака нужно вы делять человека, который бы все время находился на этой работе. В этом случае он привыкнет к своей работе, втянется в нее и изучит все правила койлания и присоединения вожака, и работа будет идти быстрее. Вожак нужно койлать следующим образом: нижний конец, идущий для соединения со стояночным вожаком, нужно вывести так, чтобы его сво бодно можно было взять и соеди нить в момент выметки. Начинают койлать с самого большого шлага но часовойстрелке до центра п, дой дя до центра, выводить в любую сторону, начиная снова с большого шлага, и так до конца выборки. При таком способе койлания на лю бом ходу при выметке мы сможем избежать большой неприятности — подрезания сетей. Если диаметрво жака не одинаков и мы желаем, что бы бухты вожака вышли в таком порядке (при переходе на другой ко нец), то нужно койлать в двух ме стах — меньшего диаметра здесь же под горловиной, большего— дальше. Концы бухт выводятся в середине и рассоединяются. Нижнийконец бухт меньшего диаметра соединяется с верхним концом большего диаметра и вожак пойдет в таком же порядке. СОЕДИНЕНИЕ БУХТ них. Верхняя подбора укладывается особенно тщательно. Начиная кой лать от носа, нужно постепенно подвигаться к корме так. чтобы при выметке верхние шлаги подборы могли свободно, не задевая нижние, идти за борт. Таким образом наби рается весь порядок. ВЫМЕТКА ПОРЯДКА Когда все подготовлено для вы- метки порядка, дрифмейстер произ водит расстановку людей, учитывая при этом знание каждым своего ме ста и личные их качества. Матрос первого класса становится на верх нюю подбору. Его обязанность сле дить за ходомподборы и своевремен но выкидывать кухтыли за борт. Стоять он должен между бортом и скойланными поводцами. Для под вязки кухтылей нужно ставить опытного матроса, умеющего быстро и надежно вязать шкотовый узел. Он стоит у скойланных поводцов со стороны рубки на свободном месте. Рядом с ним становится матрос (второго класса), принимающий кухтыли, которые подаются из сет ки у рубки, подготавливает приухи кухтылей для подвязывания, свое временно подает их подвязывающе му. Матрос (первого класса), стоя щий на подаче верхней подборы со стороны правого борта, во время вы метки задерживает, т. е. пускает втугую подбору за борт во избежа ние захвата нижних шлагов. Дриф мейстер, помощник его или опыт ный матрос, умеющий быстро, на ходу, вязать выбленочный узел, становится у бортового ролика (у вант) лицом вдоль борта к корме, спиной к позади идущему вожаку, так, чтобы иметь у себя под рукой вожак, и своевременно вяжет новод- цы на марке. Слева у скойланных поводцов становится матрос (первого класса), который обязан, не делая лишних движений, подавать поводцы дриф- «лево на оорт» и тем самым отжи мает сети от борта. В это время опускается оградитель. Судно ло жится на курс, дается «самый ма лый'ход». Все должныработать без лишних движений, четко и слажен но, малейшее промедление приводит к неприятностям. Когда выметка порядка подходит к концу и остается выметать три— четыре сетки, ход стопорится, судно разворачивается левым бортом. Пос ле ухода последней сетки, через 50— 40 метров на голом вожаке подвязывается кухтыль с поводцом 30— 35 метров, в зависимости от того, на какой глубине находится вожак от сетей. Дрифмейстер пере ходит к киповой планке я там под вязывает кухтыли к стояночному вожаку, не менее одного на 100 метров. Помощник дрифмейстера ста новится на стопор лебедки. Капи тан дает судну задний ход, затем, когда будет вытравлено нужное ко личество метров стояночного вожа ка, стопорит ход, затем дает ход вперед, стопор лебедки зажимается, дрифмейстер закрепляет вожак в киповой плавке. После этого судно ложится в дрейф. Порядок, выме танный ходом, редко .когда бывает завернут или сложен. Если направ- „Семга“ вышла на промысел Траулер «Семга» в прошлые го ды был передовымкораблем на на шем бассейне. О трудовых делах его экипажа, о скоростных полногруз ных рейсах хорошо известно про мысловикам тралового флота. Моря ки «Семги» не раз выступали инициаторами социалистического со ревнования за высокие уловы. Но последнее время этого корабля не было видно на просторах Барен цева моря. Более года он находился в ремонте. Недавно ремонт закон чился. На днях «Семга» вернулась в порт из первого рейса. Наш коррес пондент попросил капитана трауле ра Владимира Федоровича Разумова рассказать о том, как проходило это плавание. Тот сообщил: — Это был гарантийный рейс, в котором нам нужно было определить качество ремонта, дефекты. В то же время судно получило задание доставить в порт 183 тонны рыбы. На наш траулер перед выходомв рейс направили 11 матросов третье го класса. Восемь из них никогда не были в море. Это затрудняло ра боту. Прежде всего пришлось учить людей промысловому делу. Специа листы корабля ежедневно проводили занятия с ноВичками по основам морской практики, технике безо пасности, работе с тралом. Среди экипажа регулярно проводились бе седы о традициях корабля. За время рейса мы побывали на Ки.тьдинской, Мурманской и Вар- гаевской банках. Уловы были хоро шие. Но из-за неопытности матросов приходилось во время больших подъемов лежать в дрейфе. Работа ли все время на три рыборазделоч ных стола. На уборку рыбывыходи- ление ветра изменится , судн о долж- °Уквально все члены экип аж а , но перейти н а другой конец по рядка . ВЫБОРКА СЕТЕЙ Выборка порядка начинается с выборки стояночного вожака. Там, где «геркулес» является стояноч ным, выбирать его нужно на лебед ку. На барабан лебедки как раз вме щается бухта «геркулеса». Выборка таким способом происходит быстрее чем на шпиль, и при том без затра ты .тишнихусилий. Когда подойдет соединение стояночного вожака с основным, сла)бина выбирается и наворачивается на шпиль бухты Самое надежное соединение оухт , ?“ ™ ™ ать or. ш сетки за борт. У горловины трюма д\со о ! про водится 3, 4 " ' становится матрос (второго класса), междусооои производится миллиметровым сизальским тросом. Конец в 30 — 45 сантиментров про девается в гаши обоих бухт и де лится пополам, делается выбленоч ный узел, затемпоочередно .каждый который обязан следить за ходом вожака из трюма, предупреждать коротко — «марка», «срост», соеди няет стояночный вожак с концом основного вожака, устанавливает ро- из концов продевают в гаши оооих . „„„ „ „„„„ „„„„„„„ „„ бухт, каждый раз нанося (делая) вы-1 р ‘ горло- бленку. Затем, продев не менее, ше сти— семи раз, оба конца завязы ваются прочным узлом, концы про пускаются под прядь гаши, каждый в своем направлении. Получается надежное, хорошо проходящее через ролики соединение. Каждая прядь при натяжении прижимает сама себя. вины. Матрос, койлающий вожак, спу скается в трюм, следит за ходомво жака, находится в безопасном месте. В сетку у рубки необходимо поставить матроса для подачи кухтылей. НАБОРКА ПОРЯДКА мейстеру в левую руку и, своевре- ,вожака и тогда только вожаки рас- менно перебираясь по поводцу к •соешняются. Люди занимают свои места в следующем порядке. Боцман у шпи ля выбирает вожак, матрос, кой лающий вожак, берет конец и опу скается в трюм. По мере выборки он койлает вожак, не допуская накоп ления его у шпиля. Этот матрос слушает команду боцмана. В тот момент, когда подходят сети, дриф мейстер отвязывает поводец и пе редает матросу, который начинает выбирать поводец и добирается до нижней подборы. Матрос, выбираю щий верхнюю подбору, так же под бирается до своейподборы, сетьидет через рол на стрелу. По мере того, как рыбы на палу бе будет достаточно, судно стано вится на вожак и производится уборка рыбы. В том случае, когда уловы обильны и погода не позво ляетвыбирать сети ходом, сети бе рем на борт, предварительно про пуская через ролик, а остальное бе рем на палубу вместе с рыбой. Часть матросов убирает рыбу, а пять — шесть человек выбирают сети. В том случае, когда рыба идет снизу, мы берем сети в «переверт». Этот способ облегчает намобработку сетей и ускоряет процесс. Сети, ко торые требуют ремонта, мы отсоеди няем во время выборки и затемдо полняемпорядок отремонтированны ми или новыми сетями. Для опускания оградителя, при работе с ним , , необходимо ставить двух опытных матросов; один из _ них по сигналу капитана опускает Прежде чем приступить к наборке заранее отрегулированный огради- порядка, нужно подготовить место телЬ1 другой должен закрепить его для наборки. Астанавливается бор- в тот ломент,когда он дойдет до товой ролик и наклонная жердь, KpafIHero заднего положения, п после проверяется обшивка. 5оедившпсь в в^еГ() этого докладывает о готовно- иенравности всего, можно присту- ети капитану, пать к наборке. К приухам первой сетки присоединяются поводцы— Капитан, выбрав место для вы- верхний и нижний.Нижний поводецметки, вызывает команду на палу- койлается вокруг стойки рыбного бу. Все^становятся по своим местам, ящика, которая специально остав- Дрифмейстер подвязывает концовой ляется для этой цели. Конец по- буе-к к вожаку, затем подвязывается водцав 30 — 40 сантиметров выво- первый кухтыль. Убедившись, что дится в любую сторону (но только все на своих местах, дрифмейстер не в сторону сетей). Верхнийпово- докладывает капитану — «готово», дец, в зависимости от погоды, кой- Капитан разворачивает судно в лается двумя способами. Если погода I нужном направлении и с полного хорошая, можно койлать таким спо- хода дает «стоп». Дрифмейстер бро- собом, как п н и ж н и й . В случае же Ьсает первый кухтыль, подвязанный Только командный состав отстоял на подвахте 450 часов. Мастер по добыче тов. Калинин ский и его помощники тт. Мошнл- ков и Колюшкин обеспечили образ цовую работу орудий лова. Кали нинский один справлялся с чинкой трала. Это позволило высвободить людейна уборку рыбы. Образцы высокопроизводитель ного труда в рейсе показали стар шины вахт тт. Порнаков, Кузнецов, Крылов, засольщики тт. Варфоломе ев и Коломичев, помощники капита на тт. Мусиенко и Курочко. Машинная команда работала безу пречно. Кочегары тт. Варфоломеев и Коломичев всегда держали пар на марке. Под руководством старшего меха ника тов. Гапоненко механики т-т. Перешнев и Пирогов выполнили ряд ремонтных работ, устранили дефекты, выявленные в рейсе. Ды- ли перебраны набивка цилиндра вы сокого давления и турбодинамо. Это позволило очередную стоянку про вести фактически без ремонта. Ма шинная команда решила обеспечить еще три — четыре безремонтных рейса, чтобы дать возможность ко раблю как можно больше находиться на промысле. Несмотря на все трудности, встре тившиеся в первом плавании, эки паж траулера «Семга» перевыпол нил рейсовое задание, доставив в порт 150 тонн соленой и 75 тонн свежей рыбы, 10 тысяч банок консервов, 10 тонн рыбьего жира и 9,5 тонны рыбной муки. Надо сказать, что мы потеряли двое промысловых суток по вине от делов кадров и рыбообработки. На корабль не были во-время присланы засольщики. Их пришлось брать в море с другого судна, затратив на переход многовремени. — Экипаж «Семги»,— заявил в заключение беседы тов. Разумов,— решил из очередного рейса придти с полным грузом. Т)н приложит все усилия к тому, чтобывозродить бы лую славу корабля, выйти в число передовых судов флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz