Рыбный Мурман. 1954 г. Май.

№ 56 (140), 12 мая 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 ■ И И . Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А КАК МЫ РАБОТАЕМ С ДРИФТЕРНЫМИ СЕТЯМИ Рассказ дрифмейстера среднего рыболовного траулера „Орочен“ тов. Н. Г. БЕЛКО В прошлом году моряки среднего рыболовного траулера «Орочен» явились инициаторами вылова 10.000 центнеров сельди за год. Они успешно справились со своим социалистическим обя­ зательством и сдержали свое слово. Их успех в значительной мере объясняется хорошо продуманной работой с дрифтерными поряд­ ками сетей в условиях Северной Атлантики. Четкая ор­ ганизация труда при выметке и выборке дрифтерных порядков, умелая расстановка людей с учетом деловых качеств каждого мо­ ряка, заботливое отношение к орудиям лова, тщательная подготов­ ка их, внимание ко сеем мелочам — вот что характеризует работу на траулере «Орочен». Ниже мы помещаем рассказ дрифмейстера среднего траулера «Орочен» тов. Белко о том, как на корабле организована работа с орудиями лова. Опыт работы моряков этого траулера, бесспорно, явится ценным подспорьем для всех экипажей средних рыболовных траулеров управления «Мурмансельдь»._____________________ _ свежей погоды, чтобы поводцы не к вожаку. Ма-щюс,^стоящий у гор- спутались, концы их нужно проде- ловины, дает «слабую» вожака до вать в ириухп следующего конца марки. Дрифмейстер подвязывает сетки сверху вниз. . нижнийповодец и отпускает. Одно- Такой способ койлания иоводцов временно выбрасывается один кух- очень удобен при работе, не загро- ^тыль. Сеть, заторможенная водой, за мождает палубу. Сети во избежание счет инерции судна выходит за подрезания укладываются с борта!борт. Так выходят три— четыре на борт на месте, отведенном для сетки. Капитан перекладывает руль Прежде всего каждый член команды должен помнить, что работа с дрифтерным порядком зависит не только от дрифмейстера, хорошо зна­ ющего свое дело и старательно вы­ полняющего свои обязанности, но и от тех усилий, которые будет при­ лагать вся команда в целом. При дружном и слаженном коллективе в любую погоду можно выбрать поря­ док. Из любого затруднительного по­ ложения можно выйти, не принося ущерба как себе, так и государству. ПОДГОТОВКА СУДНА К ПРОМЫСЛУ В порту дрифмеистер ооязан об­ ратить особое внимание на подготов­ ку судна к промыслу. Нужно пом­ нить, что то, что можно сделатьв порту легко и быстро, в море сде­ лать гораздо труднее, а подчас п со­ всем невозможно. Если ' только то или другое приспособление облег­ чает труд промысловика, мы долж­ ны, даже обязаны сделать его. ОБШИВКА БОРТОВ Обшивку бортов производят ма­ стерские, но по указанию и под наб­ людением самого дрифмейстера. Ле­ вый борт обшивается от бортового ролика до полупортика. Стыки до­ сок нужно стараться делать по воз­ можности ближе к носу (если толь­ ко нельзя вообще избежать их). Об­ шивка должна быть без сучков и выступов, а есди они все же имеют­ ся, то их нужно зачистить. После каждой выметкинеобходимо прове­ рять — не отошли ли доски и не показались ли шляпки гвоздей. Правый борт обшивается в основном под ролом, но для лучшей уборки рыбы нужно обшивать весь борт (так же как и левый), оставляя сво­ бодными отверстия для стока воды. КИПОВАЯ ПЛАНКА Так как киповая нланка имеет прямые ребра, необходимо сделать рамку (футляр) из дерева, плотно подходящую к ребрам киповой план- кп. Эта рама будет предохранять шкуру, которая ложится на киповую планку (после установки рамы) и закрепляется на ней шкертиками «намертво» для удобства в работе. Здесь же на козырке, на одной ли­ нии с киповой планкой, привари­ вается утка для закрепления вожака от выскакивания его из киповой планки. ПОДГОТОВКА СЕТКИ ДЛЯ КУХТЫЛЕИ Сетку для кухтылей необходимо делать так, чтобы в любое время могла работать лебедка с барабана­ ми. Для этого делается каркас из до­ сок, к которому прикрепляется тра­ ловая дель. К рубке подвязывается козырек, который прикрывает кух- тыли сверху в штормовую погоду. Сетка делается с расчетом вмести­ мости предполагаемого количества кухтылей. Такая сетка не загромож­ дает палубу и не мешает работе. ПОДГОТОВКА ВОЖАКА Особое внимание надо обратить на подготовку вожака. При подготовке вожака дрифмейстер обязан знать, сколько будет набрано сетей в по­ рядок и, исходя из этого, готовить вожак. Излишние бухты лучше со­ хранить в нераспущенном виде в месте, где они будут сухими. Для вожака лучше всего занять один рыбный отсек (чердак) с правого борта против горловины. В этом ме­ сте очень удобно хранить его как при выборке, так и при выметке, по­ тому что вожак, особенно при вы­ метке, идет снизу вверх, и в таком случае мы избегаем подрезания се­ тей. РАСПУСКАНИЕ БУХТ И ЗАРАЩИВАНИЕ Для койлания вожака нужно вы­ делять человека, который бы все время находился на этой работе. В этом случае он привыкнет к своей работе, втянется в нее и изучит все правила койлания и присоединения вожака, и работа будет идти быстрее. Вожак нужно койлать следующим образом: нижний конец, идущий для соединения со стояночным вожаком, нужно вывести так, чтобы его сво­ бодно можно было взять и соеди­ нить в момент выметки. Начинают койлать с самого большого шлага но часовойстрелке до центра п, дой­ дя до центра, выводить в любую сторону, начиная снова с большого шлага, и так до конца выборки. При таком способе койлания на лю­ бом ходу при выметке мы сможем избежать большой неприятности — подрезания сетей. Если диаметрво­ жака не одинаков и мы желаем, что­ бы бухты вожака вышли в таком порядке (при переходе на другой ко­ нец), то нужно койлать в двух ме­ стах — меньшего диаметра здесь же под горловиной, большего— дальше. Концы бухт выводятся в середине и рассоединяются. Нижнийконец бухт меньшего диаметра соединяется с верхним концом большего диаметра и вожак пойдет в таком же порядке. СОЕДИНЕНИЕ БУХТ них. Верхняя подбора укладывается особенно тщательно. Начиная кой­ лать от носа, нужно постепенно подвигаться к корме так. чтобы при выметке верхние шлаги подборы могли свободно, не задевая нижние, идти за борт. Таким образом наби­ рается весь порядок. ВЫМЕТКА ПОРЯДКА Когда все подготовлено для вы- метки порядка, дрифмейстер произ­ водит расстановку людей, учитывая при этом знание каждым своего ме­ ста и личные их качества. Матрос первого класса становится на верх­ нюю подбору. Его обязанность сле­ дить за ходомподборы и своевремен­ но выкидывать кухтыли за борт. Стоять он должен между бортом и скойланными поводцами. Для под­ вязки кухтылей нужно ставить опытного матроса, умеющего быстро и надежно вязать шкотовый узел. Он стоит у скойланных поводцов со стороны рубки на свободном месте. Рядом с ним становится матрос (второго класса), принимающий кухтыли, которые подаются из сет­ ки у рубки, подготавливает приухи кухтылей для подвязывания, свое­ временно подает их подвязывающе­ му. Матрос (первого класса), стоя­ щий на подаче верхней подборы со стороны правого борта, во время вы­ метки задерживает, т. е. пускает втугую подбору за борт во избежа­ ние захвата нижних шлагов. Дриф­ мейстер, помощник его или опыт­ ный матрос, умеющий быстро, на ходу, вязать выбленочный узел, становится у бортового ролика (у вант) лицом вдоль борта к корме, спиной к позади идущему вожаку, так, чтобы иметь у себя под рукой вожак, и своевременно вяжет новод- цы на марке. Слева у скойланных поводцов становится матрос (первого класса), который обязан, не делая лишних движений, подавать поводцы дриф- «лево на оорт» и тем самым отжи­ мает сети от борта. В это время опускается оградитель. Судно ло­ жится на курс, дается «самый ма­ лый'ход». Все должныработать без лишних движений, четко и слажен­ но, малейшее промедление приводит к неприятностям. Когда выметка порядка подходит к концу и остается выметать три— четыре сетки, ход стопорится, судно разворачивается левым бортом. Пос­ ле ухода последней сетки, через 50— 40 метров на голом вожаке подвязывается кухтыль с поводцом 30— 35 метров, в зависимости от того, на какой глубине находится вожак от сетей. Дрифмейстер пере­ ходит к киповой планке я там под­ вязывает кухтыли к стояночному вожаку, не менее одного на 100 метров. Помощник дрифмейстера ста­ новится на стопор лебедки. Капи­ тан дает судну задний ход, затем, когда будет вытравлено нужное ко­ личество метров стояночного вожа­ ка, стопорит ход, затем дает ход вперед, стопор лебедки зажимается, дрифмейстер закрепляет вожак в киповой плавке. После этого судно ложится в дрейф. Порядок, выме­ танный ходом, редко .когда бывает завернут или сложен. Если направ- „Семга“ вышла на промысел Траулер «Семга» в прошлые го­ ды был передовымкораблем на на­ шем бассейне. О трудовых делах его экипажа, о скоростных полногруз­ ных рейсах хорошо известно про­ мысловикам тралового флота. Моря­ ки «Семги» не раз выступали инициаторами социалистического со­ ревнования за высокие уловы. Но последнее время этого корабля не было видно на просторах Барен­ цева моря. Более года он находился в ремонте. Недавно ремонт закон­ чился. На днях «Семга» вернулась в порт из первого рейса. Наш коррес­ пондент попросил капитана трауле­ ра Владимира Федоровича Разумова рассказать о том, как проходило это плавание. Тот сообщил: — Это был гарантийный рейс, в котором нам нужно было определить качество ремонта, дефекты. В то же время судно получило задание доставить в порт 183 тонны рыбы. На наш траулер перед выходомв рейс направили 11 матросов третье­ го класса. Восемь из них никогда не были в море. Это затрудняло ра­ боту. Прежде всего пришлось учить людей промысловому делу. Специа­ листы корабля ежедневно проводили занятия с ноВичками по основам морской практики, технике безо­ пасности, работе с тралом. Среди экипажа регулярно проводились бе­ седы о традициях корабля. За время рейса мы побывали на Ки.тьдинской, Мурманской и Вар- гаевской банках. Уловы были хоро­ шие. Но из-за неопытности матросов приходилось во время больших подъемов лежать в дрейфе. Работа­ ли все время на три рыборазделоч­ ных стола. На уборку рыбывыходи- ление ветра изменится , судн о долж- °Уквально все члены экип аж а , но перейти н а другой конец по­ рядка . ВЫБОРКА СЕТЕЙ Выборка порядка начинается с выборки стояночного вожака. Там, где «геркулес» является стояноч­ ным, выбирать его нужно на лебед­ ку. На барабан лебедки как раз вме­ щается бухта «геркулеса». Выборка таким способом происходит быстрее чем на шпиль, и при том без затра­ ты .тишнихусилий. Когда подойдет соединение стояночного вожака с основным, сла)бина выбирается и наворачивается на шпиль бухты Самое надежное соединение оухт , ?“ ™ ™ ать or. ш сетки за борт. У горловины трюма д\со о ! про водится 3, 4 " ' становится матрос (второго класса), междусооои производится миллиметровым сизальским тросом. Конец в 30 — 45 сантиментров про­ девается в гаши обоих бухт и де­ лится пополам, делается выбленоч­ ный узел, затемпоочередно .каждый который обязан следить за ходом вожака из трюма, предупреждать коротко — «марка», «срост», соеди­ няет стояночный вожак с концом основного вожака, устанавливает ро- из концов продевают в гаши оооих . „„„ „ „„„„ „„„„„„„ „„ бухт, каждый раз нанося (делая) вы-1 р ‘ горло- бленку. Затем, продев не менее, ше­ сти— семи раз, оба конца завязы­ ваются прочным узлом, концы про­ пускаются под прядь гаши, каждый в своем направлении. Получается надежное, хорошо проходящее через ролики соединение. Каждая прядь при натяжении прижимает сама себя. вины. Матрос, койлающий вожак, спу­ скается в трюм, следит за ходомво­ жака, находится в безопасном месте. В сетку у рубки необходимо поставить матроса для подачи кухтылей. НАБОРКА ПОРЯДКА мейстеру в левую руку и, своевре- ,вожака и тогда только вожаки рас- менно перебираясь по поводцу к •соешняются. Люди занимают свои места в следующем порядке. Боцман у шпи­ ля выбирает вожак, матрос, кой­ лающий вожак, берет конец и опу­ скается в трюм. По мере выборки он койлает вожак, не допуская накоп­ ления его у шпиля. Этот матрос слушает команду боцмана. В тот момент, когда подходят сети, дриф­ мейстер отвязывает поводец и пе­ редает матросу, который начинает выбирать поводец и добирается до нижней подборы. Матрос, выбираю­ щий верхнюю подбору, так же под­ бирается до своейподборы, сетьидет через рол на стрелу. По мере того, как рыбы на палу­ бе будет достаточно, судно стано­ вится на вожак и производится уборка рыбы. В том случае, когда уловы обильны и погода не позво­ ляетвыбирать сети ходом, сети бе­ рем на борт, предварительно про­ пуская через ролик, а остальное бе­ рем на палубу вместе с рыбой. Часть матросов убирает рыбу, а пять — шесть человек выбирают сети. В том случае, когда рыба идет снизу, мы берем сети в «переверт». Этот способ облегчает намобработку сетей и ускоряет процесс. Сети, ко­ торые требуют ремонта, мы отсоеди­ няем во время выборки и затемдо­ полняемпорядок отремонтированны­ ми или новыми сетями. Для опускания оградителя, при работе с ним , , необходимо ставить двух опытных матросов; один из _ них по сигналу капитана опускает Прежде чем приступить к наборке заранее отрегулированный огради- порядка, нужно подготовить место телЬ1 другой должен закрепить его для наборки. Астанавливается бор- в тот ломент,когда он дойдет до товой ролик и наклонная жердь, KpafIHero заднего положения, п после проверяется обшивка. 5оедившпсь в в^еГ() этого докладывает о готовно- иенравности всего, можно присту- ети капитану, пать к наборке. К приухам первой сетки присоединяются поводцы— Капитан, выбрав место для вы- верхний и нижний.Нижний поводецметки, вызывает команду на палу- койлается вокруг стойки рыбного бу. Все^становятся по своим местам, ящика, которая специально остав- Дрифмейстер подвязывает концовой ляется для этой цели. Конец по- буе-к к вожаку, затем подвязывается водцав 30 — 40 сантиметров выво- первый кухтыль. Убедившись, что дится в любую сторону (но только все на своих местах, дрифмейстер не в сторону сетей). Верхнийпово- докладывает капитану — «готово», дец, в зависимости от погоды, кой- Капитан разворачивает судно в лается двумя способами. Если погода I нужном направлении и с полного хорошая, можно койлать таким спо- хода дает «стоп». Дрифмейстер бро- собом, как п н и ж н и й . В случае же Ьсает первый кухтыль, подвязанный Только командный состав отстоял на подвахте 450 часов. Мастер по добыче тов. Калинин­ ский и его помощники тт. Мошнл- ков и Колюшкин обеспечили образ­ цовую работу орудий лова. Кали­ нинский один справлялся с чинкой трала. Это позволило высвободить людейна уборку рыбы. Образцы высокопроизводитель­ ного труда в рейсе показали стар­ шины вахт тт. Порнаков, Кузнецов, Крылов, засольщики тт. Варфоломе­ ев и Коломичев, помощники капита­ на тт. Мусиенко и Курочко. Машинная команда работала безу­ пречно. Кочегары тт. Варфоломеев и Коломичев всегда держали пар на марке. Под руководством старшего меха­ ника тов. Гапоненко механики т-т. Перешнев и Пирогов выполнили ряд ремонтных работ, устранили дефекты, выявленные в рейсе. Ды- ли перебраны набивка цилиндра вы­ сокого давления и турбодинамо. Это позволило очередную стоянку про­ вести фактически без ремонта. Ма­ шинная команда решила обеспечить еще три — четыре безремонтных рейса, чтобы дать возможность ко­ раблю как можно больше находиться на промысле. Несмотря на все трудности, встре­ тившиеся в первом плавании, эки­ паж траулера «Семга» перевыпол­ нил рейсовое задание, доставив в порт 150 тонн соленой и 75 тонн свежей рыбы, 10 тысяч банок консервов, 10 тонн рыбьего жира и 9,5 тонны рыбной муки. Надо сказать, что мы потеряли двое промысловых суток по вине от­ делов кадров и рыбообработки. На корабль не были во-время присланы засольщики. Их пришлось брать в море с другого судна, затратив на переход многовремени. — Экипаж «Семги»,— заявил в заключение беседы тов. Разумов,— решил из очередного рейса придти с полным грузом. Т)н приложит все усилия к тому, чтобывозродить бы­ лую славу корабля, выйти в число передовых судов флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz