Рыбный Мурман. 1954 г. Май.
№ 54 (138), 7 мая 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ТОВАРИЩИ ПРОМЫСЛОВИКИ! Больше морского окуня советским потребителям * Усилить облов косяков окуня Мурманский рыбный бас ейн яв ляется единственным в нашей стра не поставщиком морского окуня, ко торый пользуется большим спросом у советских покупателей. Морской окунь в свежем виде — весьма цен ный пищевой продукт. Балык из морского окуня — деликатесный товар. Морской окупь горячего коп чения никогда не залеживается на прилавках магазинов. Кроме того, он дает возможность вырабатывать ви таминное сырье. Сейчас поставлена ответственная задача — выловить во втором квар тале 310 тысяч центнеров морского окуня. Из них 250 тысяч центнеров должен добытьМурманский трало вый флот и 60 тысяч центнеров — траловый флот Севрыбы. Узким местомпрп промысле мор ского окуня являлась всегда его об работка, так как обезжабривание окуня весьма трудоемкая операция. Сейчас введена новая технология; обработки этой рыбы— обезглавли вание. Новая технология, проверен ная на траулере «Треска», повыша ет вдвое темпыобработки окуня в случае его разделки для посола. Затем установлена заготовка ох лажденного окуня в круглом виде. К месту промысла направлены пло- вучпе рыбообрабатывающие базы— рефрижератор Л1» 7, «Онега», «Ат лантика» и лихтер «Медвежий»,— которые должны принимать от про мысловых судов выловленного оку ня и обрабатывать его, освободив промысловиков от этого дела. Это должно было датьвозможность более производительно использовать трау леры за счет удлинения времени пребывания их на лову. Однако минувшие 20 дней обло ва окуня на Копытовской банке по казали, что в организации промысла в этом районе имеется ряд сущест венных недостатков. Руководство тралового флота весьма робко переключало траулеры на облов окуня, а отделы Главмур- манрыбпрома недопустимо запоздали с отправкой на Копытовскую банку приемных плавбаз. Траулеры полу чали задание передавать свой улов на плавбазы, а пх-то на месте про мысла и не оказалось. Промысловые мешок трала с окунем на какую- либо плавбазу. Нередко плавбаза, дав вначале согласие на прием, за тем отказывалась принимать рыбу и моряки, потеряв немало времени на подходк базе и на ожидание приемки, вынуждены были сами за няться обработкой улова. Сама обработка окуня на плавба зах была организована очень слабо. Рефрижератор № 7 работал только в половину своей мощности, замора живая в сутки примерно 20 — 25 тонн. «Онега», на которойимеется 50 рыбообработчиков, за 8 дней су мела обработать только 720 центне ров окуня, т. е. по 9 — 10 тонн в сутки в среднем. Иначе говоря, на «Онеге» все рыбообработчики об рабатывали рыбы меньше, чем на любом траулере при впятеро мень шем числе моряков, занятых на об работке окуня. «Атлантика», имею щая на своем борту 100 рыбообра ботчиков, прибыв к месту промысла, в течение трех суток не принимала окуня от промысловых траулеров, хотя на этой базе был специально послан траловым флотом капитан- наставник тов. Волов и технолог тов. Калашников. Все это результат того, что ра ботники ряда отделов Главмурман- рыбпрома и, в частности, отдел ры бообработки главка, безответственно отнеслись к подготовке этих баз и к организации на них работы. Положение можно и надо было ис правлять на ходу, переключая про мысловые корабли на скоростные рейсы, с доставкой окуня в круглом виде. Однако траловый флот снова проявил медлительность, хотя на промысле в этом районе находится сам начальник тралового флота тов. Киреев и руководящие работники Главмурманрыбпрома. Пнформацня о ходе дел на Копытовской банке поставлена неудовлетворительно и траловый флот и отделы Главмур манрыбпрома питаются только от рывочными сведениями. Вплоть до 5 мая никто даже не знал, сколько окуня находится на борту каждой плавбазы. Есть ряд недочетов и в работе самих траулеров. Ряд капи танов увлекается продолжительны ми тралениями, что приводит к то му, что мешки лопаются и улов те- ☆ ☆ Немедленно устранить недостатки корабли вынуждены были терять время на обработку уловов собствен- нымн силами и поэтому брали за Ряет™ полностью. Неудовлетвори- CVTKH только по 8 — 16 тонн оку- и качество самих мешков- ня вместо 40 — 60 тонн. Хотя тех- ,кот°РЬ1е не выдерживают и рвутся, ника передачи улова на плавбазы а э™ также ПРИВ°ДИТ к потеРе Уло* не представила затруднений, но са- ва- Такне поте»» ежедневно состав- ма организация передачи была по- ляют многпе *есятки тонн о б ставлена неудовлетворительно. Береговые организации, в част- Трэулеры вынуждены были терять t ности рыбный порт, также оказа- многие часы на то, чтобы передать лись неподготовленными. Траулеры, доставившие окуня в круглом виде, подолгу простаивают на рейде или у причалов в ожидании разгрузки рыбы. Траулер «Киев» пришел в порт 2 мая в 11 часов, а к его раз грузке порт приступил только в 5 часов утра 3 мая. Пришедшие за последниедни с полным грузом окуня восемь траулеров потеряли в ожидании выгрузки 125 часов. За это время траулер может набрать полный груз окуня! Таким образом выполнение зада ния по вылову окуня поставлено под угрозу. Благоприятная сырьевая база будет недолго — всего около месяца. Поэтому необходимы реши тельные меры. Прежде всего нужно добиться, чтобы плавбазы работали на полную мощность и по меньшей мере в пять — шесть раз увеличи ли обработку окуня. Затем траловый флот должен ре шительно перейти к организации скоростных свежьсвых окуневых рейсов, использовав для этойцели в первую очередь траулеры с малой продолжительностью плавания и с рефрижераторными установками. Руководству тралового флота и работникам Главмурманрыбпрома нужно прислушаться к голосу ра ционализаторов, к голосу масс, предлагающих послать в район Ко пытовской банки для приемки оку ня в круглом виде от промысловых кораблей средние рыболовные трау леры. Каждый такой траулер можег взять груз буквально за сутки. Это даст возможность траулеру, от правляющемуся в скоростной рейс, сверх полного груза дать еще 300 — 400 тонн окуня дополнительно. Необходимо улучшить качество орудий лова и снабдить промысловые корабли более прочными тралами. Установить строгий контроль за продолжительностью траления, что бы сократить потерн уже выловлен ной рыбы. Надо оказывать самую широкую помощь траловому флоту, который не в состоянии один справиться с этим делом, с такими вопросами, как улучшение работы плавбаз, вы деление средних рыболовных трау леров, организация обслуживания кораблей в порту, снабжение трау леров доброкачественными орудия ми лова. Все организации и предприятия Главмурманрыбпрома должны по нять, что выполнение задания пар тии и правительства по добыче мор ского окуня касается не только од ного тралового флота. Это дело че сти всех работников Мурманского рыбного бассейна! Концентрации окуня были обна ружены на Копытовской банке в начале второй декады апреля. Од нако до 22 апреля ловом окуня за нималось всего от одного до шести промысловых траулеров. Только впоследствии количество траулеров на окуневом промысле возросло до восемнадцати единиц, а затем снова снизилось. Этого явно недостаточно и ставит под угрозу срыва выпол нение правительственного задания. Надеяться на то, что окунь может быть выловленлетом и осенью — весьма трудно. Его надо брать сей час, когда обстановка наиболее бла гоприятна и сырьевая база исклю чительно мощная. Организация скоростных свежье- вых рейсов с заготовкойокуня в круглом виде могла бы обеспечить успешное разрешение поставленной перед траловым флотом задачи. Ведь достаточно посмотреть на сводку и увидеть, что любой траулер затра чивает на траление самое большее 30 процентов промыслового време ни, а остальное время уходит на. подъем и спуск трала и уборку ры бы. Обработка окуня весьма трудо емка. Если бы М'ожно было брать окуня в круглом виде с первого дня работы траулера, то полный груз возможно набрать за три — четы ре дня, от силы за пять суток, так как экипаж за сутки разделывает около 15 тонн, а при заготовке в круглом виде берет по 50—-70 тонн. Плавбазы не могут обеспечить работу на промысле даже семнад цати траулеров. Рефрижератор № 7 замораживает в сутки в сред нем 25 тонн. Плавбаза «Онега», придя на промысел, приняла два — три мешка с окунем и обрабатыва ла его двое суток. Во что же обой дется доставленный этими плавба зами окунь? Это свидетельствует о том, что хорошее по идее меро приятие оказалось непродуманным до конца. Сейчас необходимо широко прак тиковать скоростные свежьевые рейсы. Сейчас мы теряем очень много ры бы, так как мешки тралов не вы держивают и лопаются даже в том случае, если в трал попадет семь — десять тонн рыбы. Достаточно внимательно просмотреть сводку, чтобы увидеть в ней сообщение о четырех — пяти таких случаях. Это означает, что потеряно по меньшей мере 30— 40 тонн окуня, а то и больше.А в сутки теряется таким образом до 100— 150 тонн. А сколько же было затрачено труда на вылов этой рыбы, сколько ушло материалов — и впустую. Краме того, за время, потраченное на по чинку трала, можно было бы сде лать дополнительное траление, кото рое дало бы от пяти до десяти тонн окуня. Эти потери рыбы мы наблюдаем уже не первый год, но на это и работники промыслового отдела тралового флота, и тралово- такелажной мастерской и отдела до бычи Главмурманрыбпрома смотрят спокойно.Не пора ли усилить, ук репить траловые мешки, чтобы из бежать такой аварийности. Неуже ли нельзя использовать капроновые пласти? Бесспорно, существует мно го различных вариантов, чтобы сде лать орудия лова более прочными и избежать столь больших потерь уже выловленной рыбы. К окуневой путине нужно гото виться всегда заранее, а не тогда, когдаона уже началась. Необходимо усилить и промыс ловую разведку. Поисковые корабли должны все время держать концент рации окуня под неослабным наблю дением, следить за их передвижени ем, обеспечивать запасную сырье вую базу. Мы знаем, что окунь держится на Копытовской банке недолго, а потом уходит. Куда — нам неизвестно. Следовательно, не обходимо уже сейчас следить за склонами Медвежинской банки, за Демидовской банкой. Сейчас в районе промысла окуня находится всего два поисковых траулера. Этого явно недостаточно. Надо усилить поисковую работу в Оставляет желать значительно этомрайоне. лучшего и качество орудий лова. Капитан М, КУЗНЕЦОВ. ИсполЬзовашЬ все резервЫ Новый способ промысловой работы освоен В первый в нынешнем году рейс на промысел окуня мы вышли во второй половине апреля. Рейс был необычным, т. к. впервые в нашей рыболовной практике на промысле были применены пловучие базы рефрижераторы, которые должны этойцельюна корабль были получе-:лись так, чтобы можно было рабо- ны два мешка. Как только трал под-!тать ритмично. За рейс сдано на нимался на поверхность моря и под-1рефрижераторы 32 тонны окуня. тягивался к борту, мы часть улова брали на палубу, затем пришивали к тралу мешок и вываливали его за борт. Отрабатывая задним ходом, мы были помочь морякам резко увели- |перегоняли рыоу в этот мешок, По чить вылов окуня. !еле того, как рыба полностью вхо- С целью инструктажа и оказания практической помощи в освоении этого нового дела на нашем корабле вышелв море заместитель началь ника промыслового отдела тов. По пов. Нам первым пришлось начать пе редачу мешков с добытой рыбой на рефрижераторы INIM5 7 и 168, рабо тавшие в том районе, где промыш лял наш траулер. Какова техника передачи улова на рефрижератор? Подняв первый трал с рыбой на борт, что дало возмож ность загрузить команду корабля ра ботой, мы следующийподъем делали с целью передачи улова на базу. С дила в мешок, отрезали его, заши вали горловину и кренили к нему растительный трос длиною около 150 метров с поплавком на конце. Когда мешок, таким образом, был готов к передаче, мы отходили от него снова задним ходом. Дележка улова и подъем его на борт рефрижератора производился обычным способом. Надо прямо сказать, что освоение нового дела было сопряжено с труд ностями, которые были преодолены с приобретением первых навыков передачи уловов на базы. Подъемы улова на борт траулера для обработ ки и передача его на базы чередова- Максимальныйгруз, переданный на рефрижератор, за один раз состав ляет 8 тонн. Хорошо работали на окуневом промысле мастер по орудиям лова тов. Шарай и его помощники тт. Мошков и Зубченок. Они быстро освоили новое дело и сумели непло хо организовать работу палубной команды с орудиями лова. Из числа палубной команды хорошо потруди лись в этом рейсе матросы тт. Круг ликов, Завойкин и Бакин, рыбма- стер тов. Черноусов. Первый окуневый рейс завершен успешно. В порт экипаж траулера «Жемчуг» доставил полный груз окуня, в том числе 170 тонн в не- шкеренном виде и 70 тонн обрабо танного под соль. В. ШЛЫКОВ. Старший помощник капитана траулера «Жемчуг». Несмотря на то, что в этом году окуневый промысел был организован по-новому, использование баз для приема окуня с траулеров непосред ственно в море поставлено неудов летворительно. Почему это произошло? Главным недостатком новой орга низации промысла является мало численность баз, находившихся на промысле. Рыбообработчики баз не справлялись с обработкойуловов, по лученных с траулеров. В частности, рефрижераторный траулер № 168 брал в сутки только 2 мешка (этот рефрижератор был прикреплен для приема рыбы с траулеров «Ваер» и «Ленин»). Это сдерживало темпы до бычи окуня. Мы могли бы при бесперебойной работе баз вылавливать не менее 50 тонн окуня в сутки, и, таким обра зом, в течение рейса выловить до полнительно к заданию, (которое со ставляет полный груз, т. е. 230 тонн) до 500 тонн окуня. За этоже время мы могли бы сде лать два полногрузных рейса, при условии доставки в порт нешкерен- ного окуня. Отсюда вывод, что новая органи зация труда на промысле продумана не до конца. Задержка с обработкой улова на рефрижераторах вынужда ла их отказываться от приема рыбы. Однажды рефрижераторный траулер № 168 просто-напросто ушел от нас, не приняв рыбы, несмотря на то, что у нас была договоренность об этом. В результате мы потеряли три часа в погоне за базой, имея на бук сире мешок с окунем. Наш траулер пробыл на промысле 16 суток. За это время мы выловили вместесо „сданным на базу уловом 248 тонн окуня, причем на базу бы ло сдано всего 34 тонны (четыре мешка с 24 тоннами окуня на реф рижератор Л? 168 и один мешок с 10 тоннами на рефрижератор XI 7). Если б можно было организовать транспортировку окуня с промысла в порт на обычных средних трауле рах, которые загружались бы не- шкеренным окунем в течение двух суток, каждый траулер, ушедший в скоростной рейс, обеспечит, помимо полного груза, выловеще 400— 500 тонн окуня. Это — огромцый неиспользован ный резерв. Умело организуя про мысел окуня с помощью рефрижера торов и судов, специально выделен ных для транспортировки рыбы в порт, можно было бы выловить до полнительно к плану тысячи тонн окуня — ценного пищевого продук та для населения нашей страны. Вместе с улучшением организации труда на окуневом промысле необхо димо подумать и об улучшении ка чества промыслового вооружения. Пора двухрядные мешки трала для работы на окуневом промысле де лать более прочными, например, из капроновой нити. Б. СТОЮНИН. Капитан траулера «Ваер».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz