Рыбный Мурман. 1954 г. Май.

№ 54 (138), 7 мая 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ТОВАРИЩИ ПРОМЫСЛОВИКИ! Больше морского окуня советским потребителям * Усилить облов косяков окуня Мурманский рыбный бас ейн яв­ ляется единственным в нашей стра­ не поставщиком морского окуня, ко­ торый пользуется большим спросом у советских покупателей. Морской окунь в свежем виде — весьма цен­ ный пищевой продукт. Балык из морского окуня — деликатесный товар. Морской окупь горячего коп­ чения никогда не залеживается на прилавках магазинов. Кроме того, он дает возможность вырабатывать ви­ таминное сырье. Сейчас поставлена ответственная задача — выловить во втором квар­ тале 310 тысяч центнеров морского окуня. Из них 250 тысяч центнеров должен добытьМурманский трало­ вый флот и 60 тысяч центнеров — траловый флот Севрыбы. Узким местомпрп промысле мор­ ского окуня являлась всегда его об­ работка, так как обезжабривание окуня весьма трудоемкая операция. Сейчас введена новая технология; обработки этой рыбы— обезглавли­ вание. Новая технология, проверен­ ная на траулере «Треска», повыша­ ет вдвое темпыобработки окуня в случае его разделки для посола. Затем установлена заготовка ох­ лажденного окуня в круглом виде. К месту промысла направлены пло- вучпе рыбообрабатывающие базы— рефрижератор Л1» 7, «Онега», «Ат­ лантика» и лихтер «Медвежий»,— которые должны принимать от про­ мысловых судов выловленного оку­ ня и обрабатывать его, освободив промысловиков от этого дела. Это должно было датьвозможность более производительно использовать трау­ леры за счет удлинения времени пребывания их на лову. Однако минувшие 20 дней обло­ ва окуня на Копытовской банке по­ казали, что в организации промысла в этом районе имеется ряд сущест­ венных недостатков. Руководство тралового флота весьма робко переключало траулеры на облов окуня, а отделы Главмур- манрыбпрома недопустимо запоздали с отправкой на Копытовскую банку приемных плавбаз. Траулеры полу­ чали задание передавать свой улов на плавбазы, а пх-то на месте про­ мысла и не оказалось. Промысловые мешок трала с окунем на какую- либо плавбазу. Нередко плавбаза, дав вначале согласие на прием, за­ тем отказывалась принимать рыбу и моряки, потеряв немало времени на подходк базе и на ожидание приемки, вынуждены были сами за­ няться обработкой улова. Сама обработка окуня на плавба­ зах была организована очень слабо. Рефрижератор № 7 работал только в половину своей мощности, замора­ живая в сутки примерно 20 — 25 тонн. «Онега», на которойимеется 50 рыбообработчиков, за 8 дней су­ мела обработать только 720 центне­ ров окуня, т. е. по 9 — 10 тонн в сутки в среднем. Иначе говоря, на «Онеге» все рыбообработчики об­ рабатывали рыбы меньше, чем на любом траулере при впятеро мень­ шем числе моряков, занятых на об­ работке окуня. «Атлантика», имею­ щая на своем борту 100 рыбообра­ ботчиков, прибыв к месту промысла, в течение трех суток не принимала окуня от промысловых траулеров, хотя на этой базе был специально послан траловым флотом капитан- наставник тов. Волов и технолог тов. Калашников. Все это результат того, что ра­ ботники ряда отделов Главмурман- рыбпрома и, в частности, отдел ры­ бообработки главка, безответственно отнеслись к подготовке этих баз и к организации на них работы. Положение можно и надо было ис­ правлять на ходу, переключая про­ мысловые корабли на скоростные рейсы, с доставкой окуня в круглом виде. Однако траловый флот снова проявил медлительность, хотя на промысле в этом районе находится сам начальник тралового флота тов. Киреев и руководящие работники Главмурманрыбпрома. Пнформацня о ходе дел на Копытовской банке поставлена неудовлетворительно и траловый флот и отделы Главмур­ манрыбпрома питаются только от­ рывочными сведениями. Вплоть до 5 мая никто даже не знал, сколько окуня находится на борту каждой плавбазы. Есть ряд недочетов и в работе самих траулеров. Ряд капи­ танов увлекается продолжительны­ ми тралениями, что приводит к то­ му, что мешки лопаются и улов те- ☆ ☆ Немедленно устранить недостатки корабли вынуждены были терять время на обработку уловов собствен- нымн силами и поэтому брали за Ряет™ полностью. Неудовлетвори- CVTKH только по 8 — 16 тонн оку- и качество самих мешков- ня вместо 40 — 60 тонн. Хотя тех- ,кот°РЬ1е не выдерживают и рвутся, ника передачи улова на плавбазы а э™ также ПРИВ°ДИТ к потеРе Уло* не представила затруднений, но са- ва- Такне поте»» ежедневно состав- ма организация передачи была по- ляют многпе *есятки тонн о б ­ ставлена неудовлетворительно. Береговые организации, в част- Трэулеры вынуждены были терять t ности рыбный порт, также оказа- многие часы на то, чтобы передать лись неподготовленными. Траулеры, доставившие окуня в круглом виде, подолгу простаивают на рейде или у причалов в ожидании разгрузки рыбы. Траулер «Киев» пришел в порт 2 мая в 11 часов, а к его раз­ грузке порт приступил только в 5 часов утра 3 мая. Пришедшие за последниедни с полным грузом окуня восемь траулеров потеряли в ожидании выгрузки 125 часов. За это время траулер может набрать полный груз окуня! Таким образом выполнение зада­ ния по вылову окуня поставлено под угрозу. Благоприятная сырьевая база будет недолго — всего около месяца. Поэтому необходимы реши­ тельные меры. Прежде всего нужно добиться, чтобы плавбазы работали на полную мощность и по меньшей мере в пять — шесть раз увеличи­ ли обработку окуня. Затем траловый флот должен ре­ шительно перейти к организации скоростных свежьсвых окуневых рейсов, использовав для этойцели в первую очередь траулеры с малой продолжительностью плавания и с рефрижераторными установками. Руководству тралового флота и работникам Главмурманрыбпрома нужно прислушаться к голосу ра­ ционализаторов, к голосу масс, предлагающих послать в район Ко­ пытовской банки для приемки оку­ ня в круглом виде от промысловых кораблей средние рыболовные трау­ леры. Каждый такой траулер можег взять груз буквально за сутки. Это даст возможность траулеру, от­ правляющемуся в скоростной рейс, сверх полного груза дать еще 300 — 400 тонн окуня дополнительно. Необходимо улучшить качество орудий лова и снабдить промысловые корабли более прочными тралами. Установить строгий контроль за продолжительностью траления, что­ бы сократить потерн уже выловлен­ ной рыбы. Надо оказывать самую широкую помощь траловому флоту, который не в состоянии один справиться с этим делом, с такими вопросами, как улучшение работы плавбаз, вы­ деление средних рыболовных трау­ леров, организация обслуживания кораблей в порту, снабжение трау­ леров доброкачественными орудия­ ми лова. Все организации и предприятия Главмурманрыбпрома должны по­ нять, что выполнение задания пар­ тии и правительства по добыче мор­ ского окуня касается не только од­ ного тралового флота. Это дело че­ сти всех работников Мурманского рыбного бассейна! Концентрации окуня были обна­ ружены на Копытовской банке в начале второй декады апреля. Од­ нако до 22 апреля ловом окуня за­ нималось всего от одного до шести промысловых траулеров. Только впоследствии количество траулеров на окуневом промысле возросло до восемнадцати единиц, а затем снова снизилось. Этого явно недостаточно и ставит под угрозу срыва выпол­ нение правительственного задания. Надеяться на то, что окунь может быть выловленлетом и осенью — весьма трудно. Его надо брать сей­ час, когда обстановка наиболее бла­ гоприятна и сырьевая база исклю­ чительно мощная. Организация скоростных свежье- вых рейсов с заготовкойокуня в круглом виде могла бы обеспечить успешное разрешение поставленной перед траловым флотом задачи. Ведь достаточно посмотреть на сводку и увидеть, что любой траулер затра­ чивает на траление самое большее 30 процентов промыслового време­ ни, а остальное время уходит на. подъем и спуск трала и уборку ры­ бы. Обработка окуня весьма трудо­ емка. Если бы М'ожно было брать окуня в круглом виде с первого дня работы траулера, то полный груз возможно набрать за три — четы­ ре дня, от силы за пять суток, так как экипаж за сутки разделывает около 15 тонн, а при заготовке в круглом виде берет по 50—-70 тонн. Плавбазы не могут обеспечить работу на промысле даже семнад­ цати траулеров. Рефрижератор № 7 замораживает в сутки в сред­ нем 25 тонн. Плавбаза «Онега», придя на промысел, приняла два — три мешка с окунем и обрабатыва­ ла его двое суток. Во что же обой­ дется доставленный этими плавба­ зами окунь? Это свидетельствует о том, что хорошее по идее меро­ приятие оказалось непродуманным до конца. Сейчас необходимо широко прак­ тиковать скоростные свежьевые рейсы. Сейчас мы теряем очень много ры­ бы, так как мешки тралов не вы­ держивают и лопаются даже в том случае, если в трал попадет семь — десять тонн рыбы. Достаточно внимательно просмотреть сводку, чтобы увидеть в ней сообщение о четырех — пяти таких случаях. Это означает, что потеряно по меньшей мере 30— 40 тонн окуня, а то и больше.А в сутки теряется таким образом до 100— 150 тонн. А сколько же было затрачено труда на вылов этой рыбы, сколько ушло материалов — и впустую. Краме того, за время, потраченное на по­ чинку трала, можно было бы сде­ лать дополнительное траление, кото­ рое дало бы от пяти до десяти тонн окуня. Эти потери рыбы мы наблюдаем уже не первый год, но на это и работники промыслового отдела тралового флота, и тралово- такелажной мастерской и отдела до­ бычи Главмурманрыбпрома смотрят спокойно.Не пора ли усилить, ук­ репить траловые мешки, чтобы из­ бежать такой аварийности. Неуже­ ли нельзя использовать капроновые пласти? Бесспорно, существует мно­ го различных вариантов, чтобы сде­ лать орудия лова более прочными и избежать столь больших потерь уже выловленной рыбы. К окуневой путине нужно гото­ виться всегда заранее, а не тогда, когдаона уже началась. Необходимо усилить и промыс­ ловую разведку. Поисковые корабли должны все время держать концент­ рации окуня под неослабным наблю­ дением, следить за их передвижени­ ем, обеспечивать запасную сырье­ вую базу. Мы знаем, что окунь держится на Копытовской банке недолго, а потом уходит. Куда — нам неизвестно. Следовательно, не­ обходимо уже сейчас следить за склонами Медвежинской банки, за Демидовской банкой. Сейчас в районе промысла окуня находится всего два поисковых траулера. Этого явно недостаточно. Надо усилить поисковую работу в Оставляет желать значительно этомрайоне. лучшего и качество орудий лова. Капитан М, КУЗНЕЦОВ. ИсполЬзовашЬ все резервЫ Новый способ промысловой работы освоен В первый в нынешнем году рейс на промысел окуня мы вышли во второй половине апреля. Рейс был необычным, т. к. впервые в нашей рыболовной практике на промысле были применены пловучие базы рефрижераторы, которые должны этойцельюна корабль были получе-:лись так, чтобы можно было рабо- ны два мешка. Как только трал под-!тать ритмично. За рейс сдано на нимался на поверхность моря и под-1рефрижераторы 32 тонны окуня. тягивался к борту, мы часть улова брали на палубу, затем пришивали к тралу мешок и вываливали его за борт. Отрабатывая задним ходом, мы были помочь морякам резко увели- |перегоняли рыоу в этот мешок, По­ чить вылов окуня. !еле того, как рыба полностью вхо- С целью инструктажа и оказания практической помощи в освоении этого нового дела на нашем корабле вышелв море заместитель началь­ ника промыслового отдела тов. По­ пов. Нам первым пришлось начать пе­ редачу мешков с добытой рыбой на рефрижераторы INIM5 7 и 168, рабо­ тавшие в том районе, где промыш­ лял наш траулер. Какова техника передачи улова на рефрижератор? Подняв первый трал с рыбой на борт, что дало возмож­ ность загрузить команду корабля ра­ ботой, мы следующийподъем делали с целью передачи улова на базу. С дила в мешок, отрезали его, заши­ вали горловину и кренили к нему растительный трос длиною около 150 метров с поплавком на конце. Когда мешок, таким образом, был готов к передаче, мы отходили от него снова задним ходом. Дележка улова и подъем его на борт рефрижератора производился обычным способом. Надо прямо сказать, что освоение нового дела было сопряжено с труд­ ностями, которые были преодолены с приобретением первых навыков передачи уловов на базы. Подъемы улова на борт траулера для обработ­ ки и передача его на базы чередова- Максимальныйгруз, переданный на рефрижератор, за один раз состав­ ляет 8 тонн. Хорошо работали на окуневом промысле мастер по орудиям лова тов. Шарай и его помощники тт. Мошков и Зубченок. Они быстро освоили новое дело и сумели непло­ хо организовать работу палубной команды с орудиями лова. Из числа палубной команды хорошо потруди­ лись в этом рейсе матросы тт. Круг­ ликов, Завойкин и Бакин, рыбма- стер тов. Черноусов. Первый окуневый рейс завершен успешно. В порт экипаж траулера «Жемчуг» доставил полный груз окуня, в том числе 170 тонн в не- шкеренном виде и 70 тонн обрабо­ танного под соль. В. ШЛЫКОВ. Старший помощник капитана траулера «Жемчуг». Несмотря на то, что в этом году окуневый промысел был организован по-новому, использование баз для приема окуня с траулеров непосред­ ственно в море поставлено неудов­ летворительно. Почему это произошло? Главным недостатком новой орга­ низации промысла является мало­ численность баз, находившихся на промысле. Рыбообработчики баз не справлялись с обработкойуловов, по­ лученных с траулеров. В частности, рефрижераторный траулер № 168 брал в сутки только 2 мешка (этот рефрижератор был прикреплен для приема рыбы с траулеров «Ваер» и «Ленин»). Это сдерживало темпы до­ бычи окуня. Мы могли бы при бесперебойной работе баз вылавливать не менее 50 тонн окуня в сутки, и, таким обра­ зом, в течение рейса выловить до­ полнительно к заданию, (которое со­ ставляет полный груз, т. е. 230 тонн) до 500 тонн окуня. За этоже время мы могли бы сде­ лать два полногрузных рейса, при условии доставки в порт нешкерен- ного окуня. Отсюда вывод, что новая органи­ зация труда на промысле продумана не до конца. Задержка с обработкой улова на рефрижераторах вынужда­ ла их отказываться от приема рыбы. Однажды рефрижераторный траулер № 168 просто-напросто ушел от нас, не приняв рыбы, несмотря на то, что у нас была договоренность об этом. В результате мы потеряли три часа в погоне за базой, имея на бук­ сире мешок с окунем. Наш траулер пробыл на промысле 16 суток. За это время мы выловили вместесо „сданным на базу уловом 248 тонн окуня, причем на базу бы­ ло сдано всего 34 тонны (четыре мешка с 24 тоннами окуня на реф­ рижератор Л? 168 и один мешок с 10 тоннами на рефрижератор XI 7). Если б можно было организовать транспортировку окуня с промысла в порт на обычных средних трауле­ рах, которые загружались бы не- шкеренным окунем в течение двух суток, каждый траулер, ушедший в скоростной рейс, обеспечит, помимо полного груза, выловеще 400— 500 тонн окуня. Это — огромцый неиспользован­ ный резерв. Умело организуя про­ мысел окуня с помощью рефрижера­ торов и судов, специально выделен­ ных для транспортировки рыбы в порт, можно было бы выловить до­ полнительно к плану тысячи тонн окуня — ценного пищевого продук­ та для населения нашей страны. Вместе с улучшением организации труда на окуневом промысле необхо­ димо подумать и об улучшении ка­ чества промыслового вооружения. Пора двухрядные мешки трала для работы на окуневом промысле де­ лать более прочными, например, из капроновой нити. Б. СТОЮНИН. Капитан траулера «Ваер».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz