Рыбный Мурман. 1954 г. Март.
№ 31 (115), 12 марта 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Против стандарта в промысловой деятельности тралового флота Траловый флот растет с каждым днем, систематически пополняется новыми, более мощными судами, уве личивается его вооруженность со временными навигационными прибо рами, модернизируется различное оборудование на судах, совершенст вуются орудия лова. В несколько раз расширилось поле деятельности флота, осваиваются новые промыс ловые районы. Изменилось в зависимости от це лого ряда факторов поведение рыб, являющихся объектом тралового ло ва. В частности, почти совсем вы пали из промысла такие районы, как Новоземельское мелководье, Гусиная банка, Канинскиц, Канинско-тКол- гуевский и Вайгачский районы. Зна чительно изменились привычные миграционные пути рыбы. Возник самостоятельный траловый лов мор ского окуня. Вступил в действие це лый ряд новых факторов, влияющих на ход промысла. Все это полностью подтверждает правильность постановки капитаном тов. Тараном вопроса о вреде стан дарта в деятельности флота, о необ ходимости творческого подхода к промысловой работе. Своевремен ность постановки такого вопроса и важность его подтвердил также ряд капитанов-промысловиков тралового флота и работников науки, высту пивших со своими статьями на стра ницах «Рыбного Мурмана». За примерами ходить недалеко. Вот уже несколько лет траловый флот пролавливает только потому, что весной ждет рыбу на обычных путях миграции, тогда как основные массы ее идут другим путем, берего вой струей течения. Суда ожидали рыбу на Мурманской 'банке, на Мур манском мелководье, в Центральном районе, а многочисленные косяки ее были в прибрежных районах, где немногие траулеры, капитаны кото рых правильно учли промысловую обстановку, подобно капитану трау лера «Большевик» тов. Мошину, из рейса в рейс набирали полный груз рыбы. Расстановка флота производится без достаточного учета тактико-тех нических свойств кораблей. Нередко на облов рыбы в отдаленные районы (Медвежинский, Надеждинский, Зюйд-Капский жолоб, северо-запад ное побережье Норвегии, район Воз вышенности Персея) «некого пос лать», тогда как имеются траулеры типа «Победа», «Ереван», «Лосось», способные здесь работать. «Некого» бывает послать и в такой замеча тельный и перспективный окуневый район, как Копытовская банка, а в результате этого флот вылавливает морского окуня значительно меньше, чем позволяют промысловая обста новка и сырьевая база. Вопросы перебазирования флота, требующие величайшей оператив ности, решаются медленно, с поте рей немалого времени. Так было вес ной прошлого года, когда на Копы товской банке были обнаружены кон центрации морского окуня. Рукювод- Публикуя этот материал, ре дакция заканчивает обсуждение статьи капитана А. Тарана «За тг-орчество в промысловой работе». ство как непосредственно на про мысле, так и в управлении флота «выжидало прояснения и уточнения обстановки», со дня на день оттяги вая свое решение о посылке туда траулеров. Траловый флот должен работать оперативнее, маневреннее, с пол ным учетам промысловой обстановки и всех факторов, так как его основ ная задача — наиболее полно и эффективно использовать наличную сырьевую базу, брать рыбу там, где она имеется в настоящий момент, используя в полной мере свою осна щенность, данные науки, богатый опыт передовиков промысла. Это, на пример, означает, что если рыба идет прибрежными районами, решительно и настойчиво облавливать ее там, рассредоточивая суда мелкими груп пами, по многочисленным баночкам, а не ждать, когда она появится на Мурманском мелководье или в Цент ральном районе. Если рыба появляет ся в Медвежинском районе — брать ее и там, а не ожидать подходов на Гусиную банку, в привычные, об житые восточные районы. Совершенно очевидно, что сущест вующая структура руководства тра ловым ловом сейчас неудовлетвори тельна. Прежде всего оно должно быть приближено к промыслу, подоб но тому, как это имеет место на сельдяном лову в Северной Атланти ке. Чрезмерная опека с берега долж на быть прекращена. Вопросы пере броски из района в район должны решаться непосредственно на про мысле, в зависимости от обстановки. Пора прекратить такую порочную является работа главного флагмана, руководящего всем траловым промыс лом в море, должны быть созданы соответствующие условия. Недопу стимо, когда руководитель всего про мысла вынужден ютиться на диван чике в каюте капитана или одного дз его помощников и лишен настоящей связи с другими судами. Он не мо жет порой пойти и .проверить обста новку в том или другом районе, у него нет возможности иметь с собой карты, пособия, различные материа лы. Уже пора для руководства трало вым промыслом в море выделить специальное флагманское судно, снабженное всеми необходимыми приборами, картами, справочниками, пособиями. Вместе с главным флаг маном должны находиться и научные работники, представители Полярного института. Все внимание как глав ного флагмана, так и его помощни ков .(районных флагманов) должно быть сосредоточено только на вопро сах организации облова концентра ций рыбы. Это обеспечит оператив ность руководства промыслом, повы сит его качество, усилит ответствен ность за организацию,облова. За последние годы траловый флот вырос вдвое. Рост его продолжается быстрыми темпами. Сейчас не ред кость, когда в двух— трех квадра тах, а то и в одном, промышляют одновременно десятки траулеров. Солидная группа судов, из которых каждый работает сейчас как хо чет. Очень часто они тралят пере секающимися курсами, нередко ме шая друг другу. Такая работа была допустима раньше, когда количество траулеров в группе не превышало 10— 15 судов, и совершенно нетер- На стройках пятой пятилетки практику, когда не только руковод- шша сейчас. Поэтому промысловому ство флота через голову флагманов в | отделу необходимо вплотную занять- море дает приказ отдельным кораб лям следовать в то или другое ме сто, но и когда некоторые руководя щие работники Главмурманрыбпрома, даже через голову руководства флота ся вопросами промысловой тактики, продумать и разработать тактические приемы (строй фронта, строй усту па, кильватерный строй, траление с заходом и т. д.) в зависимости от раоли, меняют маршруты поисковых судов, вмешиваются в расстановку кораблей. Ни к чему хорошему это не приводит. Вместе с этим давно назрел и | другой вопрос — создание крепкого руководства ловом непосредственно на промысле. Сейчас это руковод ство, как правило, осуществляется наставниками-капитанами по совме стительству со своей основной рабо той. iB итоге такого совместительства страдает и та и другая области ра боты. Капитан-наставник, чьей обя занностью является изучение поста новки всей производственной дея тельности корабля, на котором он находится, помощь его судоводителям и ,всему коллективу, внедрение пере дового опыта, отвлекается для вы полнения флагманских функций — и в результате ни того, ни другого толком не делает. Флагман должен только руководить промыслом, а наставник — выпол нять только свои обязанности. Должен быть главный флагман, осуществляющий общее руководство в море. А помогают ему флагманы, осуществляющие руководство труп пой судов в отдельном районе и от вечающие за организацию облова концентраций рыбы в этом районе. Для столь ответственного дела, каким L г X.fl I I V^Vl’A *. /' V».*:x<;.y лV.V\/ '■1Щ& ■: < ■ v.;: •4• у ‘ 'V-vViv Щ £ \ |; |§ ■Ш& ■ Щ - i // Недалеко от города Горького, на Волге возводится одна из крупных строек пятой пятилетки — Горьковская гидроэлектро станция. Строители досрочно выполнили план земляных работ в котлованах здания ГЭС, водосливной плотины и шлюзов. На снимке: общий вид строительства водосливной плотины. Фото П. Вознесенского. Прессклише ТАСС. Строговыполнять правилапредупреждения столкновений судов в море или промысловой разведки, перебра-' района промысла, трунтов, течений и сывают отдельные промысловые ко- j прочих других условий. Это позволит навести порядок на лову, лучше ис пользовать промысловое время, улуч шить качество промыслового судо вождения, добиться увеличения вы лова рыбы. Полярному институту необходимо улучшить прогнозирование, обеспе чить промысловиков рядом материа лов, которые помогали бы им лучше разбираться в промысловой обста новке, в поведении рыбы и благо даря этому вести лов рыбы на более высоком уровне. Траловому флоту необходимо так же организовать более широкую пе редачу опыта передовиков промысла, новаторов производства, обильнее снабжать промысловиков инструк циями, наставлениями, о чем они не раз подымали вопрос на страницах печати. Решительно отказываться от уста ревших приемов промысла, ломать консервативные формы работы, про являть творческую инициативу, сме ло внедрять новые, более совершен ные приемы в промысловой работе — такова задача, стоящая перед ру ководителями, инженерно-техниче скими работниками и промысловика ми тралового флота. Ремонт произведен своими силами Машинная команда поискового среднего траулера «(Кораблестрои тель» горячо поддержала инициати ву механиков траулера «'Киров» о производстве ремонта машин и ме ханизмов с в о и м и силами. Свое слово механики «Корабле строителя» держат крепко. Сейчас судно находится в порту. За время ожидания постановки судна на слип', машинная команда, возглавляемая старшим механиком тов. Белозеров вым, своими силами произвела ре- моиг главного двигателя и вспомо гательных механизмов. Все (ремонт ные работы, за исключением токар ных и сварочных, механики «(Кораб лестроителя» производили сами. Деятельное участие в этой работе приняли третий механик тов. Ахуга- хин и старший моторист тов. Мышев. й а днях были 'проведены испы тания отремонтированных механиз мов. Качество ремонта признано хо рошим. X. НАБИУЛИН. Третий помощник капитана среднего траулера «Кораб лестроитель». В нынешнем году на судах ры боловного флота введены иовые Пра вила предупреждения столкновений судов bi море. Эти новые правила (ППСС) имеют ряд существенных изменений по сравнению со старыми и являются одним из основных пособий для каж дого судоводителя. Они должны слу жить настольной книгой для капи танов судов, для всего штурманского состава. Правила предупреждения столк новений судов в море являются меж дународными правилами и долж ны строго соблюдаться всеми судо водителями при плавании как в тер риториальных, так и в иностранных водах, а также во внутренних морях и портовых водах. ППСС издания 1953 года содер жат 32 правила, в которых преду смотрены все случаи плавания судов в ночное и дневное время суток, плавания в тумане, снегопаде и т. д. Эти правила точно определяют, ка кие огни или сигналы должны нес ти корабли во время хода, при стоянке на якоре, какие надлежит давать звуковые сигналы при следо вании в тумане или снегопаде и т. д. Невыполнение ППОС судоводи тельским составом приводит к тяже лым последствиям. Только в 1953 году по Мурманскому и Архангель скому траловым флотам было заре гистрировано 11 случаев столкнове ний судов в море. При разборе аварий было уста новлено, что основной причиной этих столкновений является грубое нарушение ППОС судоводительским составом промысловых судов. Из-за нарушения ППОС в 1953 году имели место случаи столкнове ний траулеров «Якутск», «Ленин», «Засольщик», «Лебедка», «Луч», «В. Чкалов». Оудоводительекому составу про мысловых кораблей нужно строго ■выполнять правила предупрежде ния столкновений судов, тем бо лее, что при наличии большой кон центрации рыбы в отдельных райо нах моря, промысловым судам при ходится работать большими груп пами. В этом случае от судоводи тельского состава требуется все вре мя следить за окружающей обста новкой и за горизонтом, чтобы из бежать столкновения судов. Необходимо отметить, что несмот ря на большую аварийность на су дах флота, на предприятиях Глав- мурманрыбирома, особенно в управ лении тралового флота (начальник тов. Киреев, главный капитан фло та тов. Епарин), а также в управле нии сельдяного флота «Мурман- еельдь» (начальник тов. Гунин, главный капитан флота тов. Молча нов), мало уделяется внимания по вышению культуры судовождения. Достаточно указать хотя бы на то, что все еще не организовано регу лярное изучение судоводительским составом новых правил предупреж дения столкновений судов в море. В связи с быстрым ростом про мыслового флота, на корабли идут молодые, малоопытные специалисты —штурманы, которые плохо ориен тируются в вопросах судовождения. С ними должна быть организована регулярная учеба и в первую оче редь необходимо изучать ППСС, пра вила технической эксплуатации, Устав о дисциплине и Устав служ бы на судах флота рыбной промыш ленности, инструкции и наставле ния. На большинстве промысловых су дов такая учеба с командным соста вом не организована. В этом повин ны в первую очередь главные капи таны и главные инженеры пред приятий. Несут ответственность за' это капитаны и старшие механики судов, которые обязаны проводить занятия с командным составом и по стоянно воспитывать его, переда вать ему свой опыт. Необходимо сейчас же организо вать систематическое изучение но вых Правил предупреждения столк новений судов в море со всем судоводительским составом. Случаи аварий судов должны систематиче ски разбираться на флотских сове щаниях по авариям и доводиться до сведения всех моряков, чтобы допу щенные ошибки не могли повто ряться вновь. Начальникам предприятий, глав ным капитанам флотов следует обра тить внимание на проверку знаний ППСС в море судоводительским со ставом. Во время проведения пере аттестации командного состава, лиц, показавших слабые знания, надо не допускать к управлению судами и отстранять их от занимаемых долж ностей. Н. САМОХВАЛОВ. Морской инспектор отдела флота Главмурманрыбпрома. Коллектив фильтровочного завода рыбокомбината добился нового про изводственного успеха. Взяв обяза тельство завершить выполнение плана первого квартала ко дню вы боров в Верховный Совет СОСР, кол- Наш трудовой подарок лектив завода реализовал его до срочно — к 6 марта. П. ФЕОДУЛЕЕВ. Директора фильтровочного завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz