Рыбный Мурман. 1954 г. Март.
№ 30 (114), 10 марта 1954 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 О б с ужд а е м статью к а п ита н а А. Т А Р АНА „За творчество в промысловой работе" Больше внимания распространению передового опыта для успешного использования суще- щую .мелкую рыбу, мы вылавливали от 15 до 18 тонн в сутки при пла новом зададии в 9 тонн. Консервный В лаборатории технологии Полярного института. На снимке: работник ПИНРО М. СЕДУНОВ за осмотром спе циальной конструкции бидона, разработанной лабораторией, для сте рилизации тресковой печени. Растет мастерство моряков Экипаж траулера «Меркурий» од ним if 3 первых на флоте включился в социалистическое соревнование за достойную встречу дня выборов в Верховный Совет СССР. Моряки да ли слово выполнить план первого рой и третьей вахт тт. Дресвянину, Шех, Устинову и другим, удалось добиться высоких производственных показателей только путем настойчи вой практической учебы. Примером заботы о совершенство- квартала к 14 марта 1954 года и с к а н и и моряками технических зна- честыо сдержали свое обещание, за- j ний служит труд старшего мастера вершив квартальное задание к 20 по добыче Ивана Тихоновича Само- февраля —■досрочно на 22 дня. Корабль в то время находился на родова. Тов. Самородов — один из старейших работников флота, он Преимущества облова концентра ции крупной трески и пикши оче видны. Обработка такой рыбы, бес спорно, требует наименьших затрат труда, увеличиваются возможности выпуска рыбной продукции высших сортов, повышается выпуск рыбной муки из тощего сырья, ускоряется выработка консервов, причем возра стает удельный вес консервов выс шего сорта. Кроме того, создаются предпосылки для увеличения выгре- ва рыбьего жира, снижается себе стоимость центнера добытой рыбы, повышается рентабельность работы корабля. Одним словом, улучшаются все финансовые показатели работы траулера. Однако, можно ли ориентировать весь траловый флот на добычу рыбы только крупного ассортимента? Ко нечно, нет. Ведь большую часть года траловый флот вынужден облавли вать косяки рьГбы среднего и мелко го ассортимента, которые, к тому же как признает и сам тов. Таран, зна чительно более устойчивы. Вместе с этим надо отметить, что траловый флот недостаточно исполь зует сырьевую базу, состоящую из косяков мелкой и средней рыбы. Действительно, в траловом флоте имеется целый ряд промысловых ко раблей, которые систематически, из года в год, перевыполняют план до бычи рыбы и выпуска ■субпродуктов, хотя они работают, по мнению про- ствующейусырьевой -базы. Необходи мо, чтобы каждый капитан проявлял в своей работе творческую инициа тиву, работал вдумчиво. Необходимо в совершенстве знать орудия лова, промысловую обстановку, район про мысла, грунтовые условия для того, чтобы правильно вооружать трал, намечать наиболее эффективные кур сы при тралении, не теряться в слу чае местных передвижек косяков. Если промысловику встречается новый район, еще недостаточно изу ченный, то его надо изучать, нано сить каждое траление на планшег с указанием курса, глубины, грунта,, подъемов. Используя промысловые мастер тов. Шипулин, работая в одну смену, изготовлял ежесуточно по 600— 800 банок консервов, хотя имел дело с мелкой печенью. За 11 суток промысла он выработал 7.000 банок консервов вместо 4.000 банок по заданию. Таких результатов мы добились потому, что заботились об организации труда палубной команды. На наших судах плавает много молодых капитанов-промысловиков. Они не успели накопить достаточно го промыслового опыта, приобрели мало практических навыков. А бога- радиосводки, надо следить за пере-1тый опыт старых промысловиков. движением косяка, направлением этого движения, что не трудно сде лать, сравнивая уловы отдельных судов. Надо не бояться местных поисков, не стремиться работать обязательно в центре группы. Нередко бывает, что опыт экипажей передовых судов им нередко неизвестен. Старые промыс ловики также мало анают об опыте хороших передовых капитанов. Я проработал в траловом флоте 19 лет, из них плаваю капитаном уже 8 лет, но и мне крайне редко доводилось промысле. Капитан судна Аким Три- имеет богатый опыт эксплуатации , горьевич Михайлов проверил подсче- орудий лова и не держит свой опыт ип" л Л‘'г'а л 1 ты и, убедившись в том, что они со вершенно правильны, решил посове товаться с командой о новом обяза тельстве в ознаменование дня выбо ров. Моряки решили к 14 марта вы ловить дополнительно 1.500 центне- нод спудом, а передает его молодым ной» сырьевой базе. Вместе с этим в траловом флоте существует и дру- морякам. Только за время работы на гая группа судов, которая столь же траулере «Меркурий» он подготовил систематически не справляется с трех специалистов по орудиям лова. Несмотря на то, что в работе ма шинной команды но сохранению ме- ров рыбы, выработать 6.000 банок | ханизмов есть еще недостатки, она консервов и 20 центнеров рыбьего | обеспечивает кораблю нужный ход. жира. IЗдесь моряки тоже учатся. Так, за ...Завершены три рейса этого го-1 последние два рейса с помощью да. Каждый рейс приносил морякам «Меркурия» заслуженный успех. Объясняется это тем, что здесь поч ти каждый член экипажа, какими бы знаниями он ни обладал, каков бы ни был уровень его технической и общеобразовательной подготовки, учится, стремится в совершенстве овладеть порученным делом. Вот несколько наглядых приме ров. В августе 1953 г., когда трау лер «Меркурий» только что вступил в строй тралового флота, на корабль пришли матросы тт. Стрекаловекий, Прохорвин, Устинов и другие. Все они имели небольшой опыт промыс ловой работы. Сейчас Стрекаловскпй — матрос первого класса, передовик первой вахты; Прохоркин хорошо работает’ на второй вахте, ему так же присвоено звание матроса перво го класса. Им. как и матросам вто-1 старшего механика тов. Маркелова и одного из лучших кочегаров тов. Серебрякова получил специальность кочегара тов. Колесник, который до этого плавал угольщиком. Недавно переведен на работу Машинистом кочегар Блошицын. Работая с моло дым, но старательным специалистом, третьим механиком тов. Леонтьев- ским, он успешно справляется с по рученным делом. Моряки практически осваивают передовые методы работы лучших мастеров промысла. Экипаж трауле ра «Меркурий», освоив эти методы, добивается успеха в труде. Досрочное выполнение плана пер вого квартала — наглядное свиде тельство возросшего мастерства мо ряков. П. БЫСТРОУМОВ. плановыми заданиями. Это означает, что нужно добиться такого .положе ния, чтобы отстающие суда подтяну лись до уровня передовиков и на учились так же, как и они, облавли вать косяки средней и мелкой рыбы. Таким образом, творческий подход к делу нужен не только для органи зации промысла крупной рьгбы, но и корабль, отошедший в сторону от | прослушать лекцию старого опытного группы на одну две мили, а иной [промысловика, рассказ о приемах ра- раз всего и на несколько кабельто вых, начинает хорошо ловить рыбу; его подъемы бывают выше, чем уло- вы тех судов, которые работают > . Промышляя даже в таком и , , , _ ооты моряков передового судна. Каждому судоводителю приходится накапливать промысловый опыт в группе районе, как Рыбачья и Финмаркен- ская банки, я нередко отходил в сторону от группы, и такой произ водственный риск всегда оправдывал себя. Необходимо уделять много внима ния и организации труда на палубе. Тот промысловик, который не прида ет этому делу серьезного значения, прогадывает. Это и неудивительно, потому что мелкая рыба создает большие затруднения при ее обра ботке, и если организация труда бу дет неудовлетворительной, то ко рабль потеряет много промыслового времени. В нынешнем году в первом рейсе, когда пришлось облавливать зимую- работы. Но ведь траловый .флот ра стет с каждым дном. Вступают в строй все новые и новые суда. На капитанский мостик приходят судо водители без достаточного промысло вого опыта. Необходимо всерьез поду мать о том, как в самый кратчайший срок передать им богатое наследство, накопленное промысловиками в тече ние почти 35-летнего существования тралового флота. Овладев этим бога тым опытом, молодые судоводители- промысловики сумеют творчески подходить к своей работе и добьют ся новых успехов в использовании богатств Баренцева моря. А. МИХАИЛОВ. Капитан траулера «Меркурий». Оперативнее расставлять корабли Наращивая темпЫ Коллектив траулера «Слава» уве- дидатов нерушимого блока коммунч- ренно держит первенство по своей стов и беспартийных. группе судов. Сейчас на нашем сче- р ознаменование всен а р дного ту уже свыше восьми тысяч цент- 1ГраздНИКа — дНЯ выборов в Вер неров рыбы. Квартальный план зна- Ховный Совет Союза ССР 'экипаж чительно перевыполнен. , 1дает слово выловить к 14 марта еще Ь ответ на Ооращение ЦК КПСС не менее Ю00 центнеров рыбы, ко всем изоирателям Советского ‘ _ Союза моряки траулера «Слава» за- Капитан С. СУХОПЯТКИН, являют, что они в день выборов с помполит В. КИМЕНТАЛЬ. радостью отдадут свои голоса за кан- Баренцово море. (По радио). Капитан траулера «Победа» тов. Таран в своей статье «За творчест во в промысловой работе» совершен но правильно указывает, что руко водство флотом на промысле в на стоящее время недостаточно опера тивно. Это, бесспорно, приводит к тому, что флот вылавливает рыбу меньше, чем мог бы. Особенно это чувствуется в периоды спада уло вов, т. е. в осенне-зимнее время. Нередко бывают случаи, когда на концентрации рыбы, обнаруженной поисковыми траулерами, промысло вые корабли посылают с запозда нием. Так, например, в октябре ких, как переброска промысловых судов из одного района, в другой. Только быстрое и оперативное реше ние этих вопросов позволит промыс ловикам не терять времени и лучше Однако и в настоящее время сырьевая база такова, что позволя ет перевыполнять государственные планы по добыче рыбы и по выра ботке таких ценных субпродуктов. попользовать сырьевую оостановку. j как консервы и рыбий жир. Об Тов. Таран в своей статье указы- .этом свидетельствует хотя бы рабо- вает на то, что заработная плата та траулера «Победа», о которой поисковиков стимулирует поиски главным образом мелкой рыбы. Из этого он делает вывод, что поиско вики избегают заниматься развед кой крупной рыбы, как более под вижной и не создающей устойчивой концентрации. Это неправильно. Поисковые траулеры расставляются Та- Квартальный план завершен прошлого года поисковый траулер, i по районам с таким расчетом, чтобы’ возглавляемый капитаном тов. Ми- ( встречать мигрирующую рыбу на хайловым, обнаружил в Центральном j путях миграции, своевременно ста- районе косяк рыбьт Двое суток он ' вить промысловиков в известность облавливал эту рыбу в ожидании ' об обнаружении подходов рыбы, подхода промысловых судов. Однако поисковый корабль так и вынужден Вместе с этим надо признать, оыл уйти в порт, не дождавшись ' что 'Промысловая обстановка послед- промысловых судов. Пока руповод- j них лет не цДет ни в какое сравне- ство флота решало вопрос, насколько ние с Довоенным временем или с .к и и, в частности, сотрудникам удовлетворителен размерный ассор-1 первыми послевоенными годами. Полярного института морского рыб- рассказал в своей статье тов. ран. Многие промысловики, по уста новившейся традиции, из года год ожидают больших концентраций ры бы в районе северного склона Гуси ной банки, и вот уже несколько лег как они обманываются в своих ожи даниях, хотя в минувшие годы здесь интенсивный лов нередко длился с октября по февраль. Про мысловики до сих нор не знают, чем вызвано такое изменение в поведе нии рыбы, почему миграционные пути крупной и ровной трески и пикши на восток стали теперь ко роче, чем раньше. Работникам на \- Широко развернута социалиетиче- 1мости вести и дальше неустанную ское соревнование, моряки траулера борьбу за повышение производитель- «Жиров» к 6 марта завершили квартальный план по добыче рыбы, j ности труда, за, увеличение выпуска высококачественной продукции, за Задание первого квартала но выра- создание обилия рыбных продуктов потке консервов реализовано уже на 110 процентов, по рыбьему жиру— на 210 процентов, по рыбной муке — на 135 процентов. Коллектив корабля полон реши- в нашей стране. Капитан П. БАЕВ, помполит А. ТРАПЕЗНИКОВ. Баренцово море. (По радио). тимент этой рыбы, косяк остался без наблюдения и был утерян. Приходится констатировать, к со жалению, что у нас уходит очень много времени на разговоры о том, стоит ли посылать корабли в тот или иной район, где обнаружена ры ба. Особенно затягиваются эти пе реговоры флагманов между собой и с руководством тралового флота в Прежде всего это связано, как вид но, с некоторыми изменениями гид рологической обстановки. Отнересго- вавшая рыба, состоящая из особей крупного и ровного ассортимента, подходит теперь в Центральный район не в апреле, как это было раньше, а со значительным опозда нием, в конце июня и начале июля. В немалой степени сказались и колебания урожайности отдельных тех случаях, ковда речь идет об о т - !поколений. Изменился в последнее даленных районах, и когда для окончательного разрешения вопроса требуется санкция руководства флота. Мне кажется, что уже давно по ра расширить полномочия флагма нов и дать им право окончательного решения тактических вопросов, та- время и пищевой режим. Раньше треска и пикша кормились преиму щественно копшаком, который был в изобилии. Как известно любо- лу промысловику, рыба, откармли вающаяся копшаком, держится го раздо устойчивее, чем та, которая питается мойвой или сельдью. ного хозяйства и океанографии (ПИНРО) пора бы.% бы рассказать промысловикам о причинах такого изменения в поведении рыбы. Поисковую работу сейчас необ ходимо активизировать. Поисковые корабли должны охватывать боль шие районы, контролировать все ме ста, где предполагается появление косяков, (Производить траления на различных глубинах, а не работать по трафарету, не искать рыбу только в тех местах и на тех глуби нах, где она .появлялась в прошлые годы, т. е. надо проявлять больше творческой инициативы в своей ра боте. М. КУЗНЕЦОВ. Капитан поискового трауле ра «В. Головнин».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz