Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.

№ 74 (158), 23 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Важный резерв увеличения добычи морского окуня Скоростные окуневые рейсы, на­ чатые еще в 1950 году, до сего вре­ мени не получили на промысле оку­ ня широкого распространения. Их применяют только тогда, когда соз­ дается очень устойчивая концентра­ ция окуня и прекращают направ­ ление судов в эти рейсы уже через 15— 20 дней. Главной причиной осторожного отношения к направлению судов в скоростные рейсы является огра­ ниченный срок хранения нешкерен- ного окуня. Срок хранения опреде­ ляется в шесть суток. При этом сро­ ке хранения для промысла остается только четверо суток при работе в дальних районах и пять — пять с половиной суток при промысле в ближайших районах. Поэтому эф­ фективно в скоростные рейсы мо­ гут направлять суда только тогда, когда промысел окуня достигает устойчивых уловов в 50— GO тонн в сутки. Это происходит потому, что нужно всего за 4— 5 суток набрать полный груз окуня в размере 220— 240 тонн для новых судов и 190— 200 тонн для старых судов. Практически же на промысле бы­ вают случаи, когда, выйдя в скоро­ стной рейс, приступив к промыслу окуня и взяв 50— 100 тонн, судно из-за штормов или временных пере­ движек окуня сокращает суточный вылов. Прервав промысел на 1— 2 суток или ведя промысел с суточ­ ным выловом в 20— 30 тонн, трау­ лер не может набрать груза, не ри­ скуя качеством продукции — улова первого дня промысла, и вынужден идти в порт со значительным недо­ грузом, а иногда только с уловом первых двух дней. В нынешнем году на траулере «Поллукс» был проделан в производ­ ственном масштабе опыт заготовки окуня с более длительным сроком хранения его. Первый чердак окуня на этом траулере был заложен 9 мая в 20 часов, затем окунь в течение одних суток разделывался и заготавли­ вался в соль, а с 18 часов 10 мая было приступлено к заготовке не- шкеренно[о окуня в лед, которая была закончена 15 мая в 5 часов утра и тогда судно снялось в порт с грузом нешкеренного окуня в 210 тонн и соленого 25 тонн. Обратный переход занял 54 часа, так как иыл неоольшои шторм со встречным ветром. Траулер «Лол- лукс» пришел в порт 17 мая к 11 часам, стал под выгрузку около 16 часов и выгрузка была закончена 19 мая в полдень. . Таким образом, первые партии окуня в нешкеренном виде храни­ лись во льду в течение девяти с по­ ловиной суток. Весь окунь был сдан первым сор­ том в обычном проценте сортности, т. е. 96— 97 процентов первого сорта, и был отгружен рыбокомби­ натом с применением льдосолевой морозки. Этот рейс траулера «Поллукс» свидетельствует о том, что сроки заготовки и хранения окуня при определенных условиях должны быть пересмотрены в сторону их удлинения. Телеграмма, полученная нами и другими судами о предель­ ном сроке хранения окуня не свыше шести суток, включая день сдачи, является перестраховкой. Ведь сог­ ласно этой телеграммы заготовку окуня можно было производить толь­ ко в течение трех суток. Таким об­ разом, это распоряжение сокращает возможности вылова морского окуня. Кроме того, устанавливалась до­ зировка льда в 40 процентов, что практически оздачало возможность взять только 100 тонн окуня по на­ личию льда на судне. На траулере «Поллукс» окунь за­ готавливался следующим образом: перед заготовкой окуня трюмы бы­ ли охлаждены до минуса 5° С. Эту температуру держали в трюме в те­ чение всего срока хранения окуня, с колебаниями до минус 3,5° С, ког­ да были открыты трюмы. На ав­ томате температура была отрегули­ рована минус 5° С, и эта темпера­ тура держалась весь период. Опасения относительно возмож­ ности смерзания верхних слоев оку­ ня в чердаках и в силу этого прек­ ращения доступа холода в централь­ ные части чердаков, а следователь­ но, и возможность разогревания и отсюда порчи нешкеренного окуня или снижения качества, не оправ­ дались. Положительную роль сыгра­ ло и то обстоятельство, что приме­ няемый для пересыпки окуня лед. равномерно распределялся по рыбе и имел температуру трюма, т. е. ми­ нус 3,5 — минус 5° С. Важную роль, наряду с охлажде­ нием трюма, играло и то обстоятель­ ство, что уборка окуня в трюм производилась без малейшей за­ держки. При улове 5— 10 тонн за траление, уборка окуня начиналась с подъемом первой порцпи ( «катал ­ ки»). Как только окунь высыпался в бортовые ящики, вахта занима­ лась дальнейшей дележкой трала с уловом, а подвахта сбрасывала окунь в трюм, прерывая это дело только в момент подъема самого мешка. Следующий спуск трала произво­ дился только тогда, когда на палубе оставалось 3,5— 4 тонны, т. е. та­ кое количество, которое могло быть убрано за 40— 50 минут, как раз до следующего подъема. Таким образом за время подъема трала и следующего траления с па­ лубы убирался весь окунь и по су­ ществу большая часть рыбы посту­ пала в трюм не более, чем через 30— 35 минут после высыпания из мешка. Уборка производилась сразу в несколько чердаков. Следовательно, применяя охлаж­ дение трюма на переходе к промыс­ лу до минус 5° С, поддерживая эту же температуру на установке во время заготовки окуня, применяя быструю уборку высыпанного из мешка окуня и давая льда в разме­ ре 20— 22 процентов к весу рыбы, можно вести заготовку нешкеренно­ го свежего окуня на самом промыс­ ле в течение 6 с половиной — се­ ми суток, оставляя запас в двое су­ ток для перехода и одних — полуто­ ра суток для выгрузки в порту. При применении этого метода за­ готовки окуня в значительной сте­ пени исключается отрицательное влияние отдельных случайных пере­ рывов в промысле из-за штормов или временных ослаблений про­ мысла. Траулеру нет нужды в этом случае уходить с промысла через 4— 4,5 суток с начала заготовки первой партии нешкеренного оку­ ня, а можно продолжать промысел в течение 6,5— 7 суток и за это вре­ мя набрать полный груз нешкерен- I ного окуня, так как штормы в ве­ сеннее время не продолжительны и временное снижение уловов бывает не больше одного — двух дней. М. СВИТАШЕВ. Неиспользованные возможности Четвертый раз приходит в порт под флагами расцвечивания траулер «Ваер». Коллектив этого судна при­ лагает все усилия к тому, чтобы досрочно выполнить годовой план и свои социалистические обязатель­ ства. Среди команды экипажа можно назвать немало матросов, кочегаров и других моряков, которые своим самоотверженным трудом стремятся увеличить вылов рыбы. Среди них — тралмейстер тов. Ободец, его по­ мощник тов. Инюхин, кочегары тт. Пинаевский, Горев, Дмитриев, Кожуховский, рыбмастер тов. Ку- кин и многие другие. Но передовики этого судна не удовлетворены результатами послед­ них рейсов. — Мы могли бы добиться луч­ ших показателей,— говорит рыб­ мастер тов. Букин,— если бы руко­ водители тралового флота и корабля не самоуспокоились. II в самом деле, все ли возможно­ сти использует траулер «Ваер» для повышения добычи рыбы? Из последнего рейса в порт до­ ставлено 254 тонны трески, 11 тонн рыбьего жира и 15 тонн рыб­ ной муки. Но эти показатели мог­ ли быть значительно лучшими, если бы на судне был правильно организован труд. В этом рейсе на корабле пошло в море много моло­ дых матросов, которые не имели достаточного опыта. Но об учебе их никто не позаботился. Неудиви­ тельно поэтому, что для обработки тонны рыбы приходилось вызывать и механиков и кочегаров. В самой обработке рыбы допу­ скались серьезные . недостатки. Не­ редко до следующего подъема трала на палубе не успевали убирать от­ ходы. Поэтому очень часто рыбьи головы смывались за борт, а штур­ маны попустительствовали этому. Плохо работал машинист рыбо­ мучной установки коммунист тов. Широков. Он, по сути дела, в тече­ ние рейса был на корабле простым пассажиром. Вместо того, чтобы по­ казать пример в труде, он вообще отказался от работы. Капитан вы­ нужден был поставить его матро­ сом, но и здесь тов. Широков не за­ хотел работать. Его перевели уче­ ником консервщика, где он так же продолжал бездействовать. За него на рыбомучной установке пришлось работать машинной команде. 15 тонн рыбной муки, доставленной в порт, это результат сознательного и напряженного труда членов машин­ ной команды. Они, не считаясь со временем, после своей вахты шли на рыбомучную установку и пере­ рабатывали сотни килограммов рыб­ ных отходов. За хорошими показателями тра­ улера «Ваер» руководители трало­ вого флота не видят недостатков. На этом судне с начала года уже' сме­ нился четвертый капитан. Почти в каждый рейс на корабле уходит но­ вый капитан. Новому капитану за рейс очень трудно ознакомиться с личным составом, узнать его до­ стоинства и недостатки. Неудиви­ тельно поэтому, что многие непо­ ладки в работе экипажа остаются незамеченными. Руководителям тралового флота следует глубже вникнуть в промыс­ ловую деятельность траулера «Ваер», помочь вскрыть имеющиеся резервы и возможности и по-дело­ вому использовать их. Н. ЧЕРЕТАЕВ. Моряки сельдяного флота едут в здравницы Значительную часть бюджета ба­ зовый комитет профсоюза сельдяно­ го флота расходует на оздоровитель­ ную кампанию. В нынешнем году на эти цели предусмотрено израсхо­ довать 292,6 тысячи рублей. Базовым комитетом приобретают­ ся путевки в здравницы Черномор­ ского побережья, Кавказа, Крыма, Рижского взморья, окрестностей Ленинграда и в здравницу — «Мурмашн». Многие моряки и работники бере­ говых предприятий с начала года провели свой отпуск в этих здрав­ ницах. Так, например, матрос среднего траулера 347 тов. Тнхановскин отдыхал в санатории «Пярну» нашу северную (Эстонская ССР). Матрос тов. Нови­ ков свой отпуск провел в Алупке. Путевку для лечения в Сочи по­ лучил второй штурман среднего траулера М 4165 тов. Гоникман. Сетевяз тов. Молчанова отдыхает в доме отдыха Петродворец. На днях с путевкой в Ялту выезжает ме­ ханик среднего траулера Ms 4 тов. Абросимов. Годовой план выполнен досрочно Рыбаки-колхозники Мурманской области все шире развертывают со­ ревнование за досрочное; выполне­ ние годового плана. Ряд колхозов уже сдает рыбу в счет пос­ леднего года пятилетки. Крупнейшая рыболовецкая артель Териберского района — колхоз име­ ни Ворошилова — на днях рапор­ товала о досрочном выполнении го­ дового плана. Колхоз является кан­ дидатом на Всесоюзную сельскохо­ зяйственную выставку. Рыбаки дея­ тельно готовятся к ней. Три про­ мысловых корабля колхоза уже дав­ но завершили годовой план. Успешно работает малый траулер «Сардинка». Его экипаж во главе с опытным капитаном тов. Селиным лучше всех ведет промысел трески. С начала года он дал стране около 3.200 центнеров этой рыбы. 15 июня завершил выполнение годового плана по рыбодобыче и кол­ хоз «Северная звезда» Полярного района. Среди судов этой артели лучшие результаты у мотобота «Зюйд-Ост», где капитаном тов. Яковлев. Рыбаки-колхозники Вольского по­ луострова уже дали стране сверх полугодового плана около 32 тысяч центнеров рыбы. Сейчас они прила­ гают все усилия к тому, чтобы до 1 августа завершить годовую про­ грамму добычи рыбы по всей обла­ сти. Почему траулер „Моржовец" стал работать хуже Экипаж траулера «Моржовец» А числе первых коллективов промыс­ ловых кораблей тралового флота принял повышенное обязательство — выловить в нынешнем году 50 тысяч центнеров рыбы. Такое ре­ шение обязывает каждого члена экипажа от капитана до матроса проникнуться чувством ответствен­ ности за выполнение своего слова. Моряки траулера «Моржовец» сумели в начале года добиться не­ которого успеха, выполнив план первого квартала по вылову рыбы на 155 процентов, успешно спра­ вившись с заданиями ио производ­ ству рыбной муки, консервов и рыбьего жира. Но первый успех не был закреплен, в дальнейшей своей работе моряки допустили отстава­ ние. На корабле нет каких-либо серьезных нарушений в трудовой деятельности коллектива и все же каждый член экипажа может за­ явить, что показатели раооты «Моржовца» могут быть значитель­ но лучше. Главный резерв экипажа трауле­ ра «Моржовец» — это улучшение работы с орудиями лова. Ни масте­ ра по орудиям лова, ни судоводи­ тельский состав корабля не знают причин низкой уловистости трала. Капитан траулера тов. Смирнов вы­ водил несколько раз корабль в группу судов, имеющих высокие уловы, моряки работали на реко­ мендованных курсах и все же трал приносил рыбы значительно мень­ ше, чем на других кораблях. Здесь еще не определили, сколько оборотов машины нужно держать при спуске трала и при тралении. А злоупотребление скоростью хода ведет к иролову. Старший мастер по добыче — центральная фигура в организации работы палубной команды с орудия­ ми лова. Но старший мастер по до­ быче на «Моржовце» тов. Измай­ лов никак не соответствует этому положению. Он зазнался, нарушает трудовую дисциплину. Предупреж­ денный о том, что первое пробное траление будет сделано у острова Кильдин и поэтому необходимо под­ готовить трал к работе, Измайлов, вместо выполнения приказания, на­ пился пьяным и, таким образом, подвел весь экипаж. Измайлов не одинок на корабле в нарушении дисциплины. Нарушают дисциплину и засольщик Антуфьев и машинист рыбомучной установки .Тупачев. Однако мер к ним не при­ нимается. Командный состав траулера «Мор­ жовец» состоит, в основном, из мо­ лодежи. Все судоводители, в том числе и капитан, комсомольцы. Ка­ питан тов. Смирнов и старший по­ мощник тов. Карпенко знают друг друга еще по учебе в школе. Созда­ лись все условия для дружного труда в одном коллективе. Однако Карпенко эту дружбу понял по-сво­ ему. Воспользовавшись тем, что ка­ питан — старый школьный това­ рищ и подчас требует не очень строго, тов. Карпенко стал злоупо­ треблять этим. Вот почему на вахте третьего помощника тов. Васина работа идет лучше, аварий орудий лова нет, а у старшего помощника гораздо хуже, происходят заверты трала. На корабле в руководстве любым участком производства нет и не должно быть мелочей. Документа­ ция должна вестись точно и свое­ временно, а Карпенко задержал сда­ чу промыслового отчета в управле­ ние флота, представил ее в неподго­ товленном виде, причем в отчете по­ чему-то значится 5 завертов трала, на ликвидацию которых ушло 2 часа 10 минут, тогда как на сове­ щании командного состава корабля (на котором тов. Карпенко отсутст­ вовал без уважительной причины) говорилось о 7 завертах. Требуют улучшения взаимоотно­ шения на корабле между судоводи­ тельским составом и машинной командой. Несмотря на то, что траулер «Моржовец» снизил темпы добычи рыбы, а из-за аварии котла потерял в мае семь суток промыслового вре­ мени н не справился с месячным заданием, все же имеются все воз­ можности выправить положение и добиться успеха. Кроме устранения неисправностей орудий лова и ре­ шительной борьбы с нарушителями дисциплины, необходима поддержка и со стороны руководителей трало- ього флота. В прошлом рейсе, несмотря на. неоднократные просьбы разрешить перейти из Центрального района на Мурманское мелководье, чтобы на­ брать груз свежья, моряки получи­ ли «добро» только за трое суток до конца рейса. Неизвестно, чем руко­ водствовался тов. Маевский, задер­ живая траулер «Моржовец» на ко­ сяке мелкой рыбы почти до конца рейса, но ясно, что такое «опера­ тивное» руководство кораблями, борющимися за вылов 50 тысяч центнеров рыбы ь год, не приносит пользы морякам. В будущем таких ошибок необходимо избегать. П. БЫСТРОУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz