Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.
№ 74 (158), 23 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Важный резерв увеличения добычи морского окуня Скоростные окуневые рейсы, на чатые еще в 1950 году, до сего вре мени не получили на промысле оку ня широкого распространения. Их применяют только тогда, когда соз дается очень устойчивая концентра ция окуня и прекращают направ ление судов в эти рейсы уже через 15— 20 дней. Главной причиной осторожного отношения к направлению судов в скоростные рейсы является огра ниченный срок хранения нешкерен- ного окуня. Срок хранения опреде ляется в шесть суток. При этом сро ке хранения для промысла остается только четверо суток при работе в дальних районах и пять — пять с половиной суток при промысле в ближайших районах. Поэтому эф фективно в скоростные рейсы мо гут направлять суда только тогда, когда промысел окуня достигает устойчивых уловов в 50— GO тонн в сутки. Это происходит потому, что нужно всего за 4— 5 суток набрать полный груз окуня в размере 220— 240 тонн для новых судов и 190— 200 тонн для старых судов. Практически же на промысле бы вают случаи, когда, выйдя в скоро стной рейс, приступив к промыслу окуня и взяв 50— 100 тонн, судно из-за штормов или временных пере движек окуня сокращает суточный вылов. Прервав промысел на 1— 2 суток или ведя промысел с суточ ным выловом в 20— 30 тонн, трау лер не может набрать груза, не ри скуя качеством продукции — улова первого дня промысла, и вынужден идти в порт со значительным недо грузом, а иногда только с уловом первых двух дней. В нынешнем году на траулере «Поллукс» был проделан в производ ственном масштабе опыт заготовки окуня с более длительным сроком хранения его. Первый чердак окуня на этом траулере был заложен 9 мая в 20 часов, затем окунь в течение одних суток разделывался и заготавли вался в соль, а с 18 часов 10 мая было приступлено к заготовке не- шкеренно[о окуня в лед, которая была закончена 15 мая в 5 часов утра и тогда судно снялось в порт с грузом нешкеренного окуня в 210 тонн и соленого 25 тонн. Обратный переход занял 54 часа, так как иыл неоольшои шторм со встречным ветром. Траулер «Лол- лукс» пришел в порт 17 мая к 11 часам, стал под выгрузку около 16 часов и выгрузка была закончена 19 мая в полдень. . Таким образом, первые партии окуня в нешкеренном виде храни лись во льду в течение девяти с по ловиной суток. Весь окунь был сдан первым сор том в обычном проценте сортности, т. е. 96— 97 процентов первого сорта, и был отгружен рыбокомби натом с применением льдосолевой морозки. Этот рейс траулера «Поллукс» свидетельствует о том, что сроки заготовки и хранения окуня при определенных условиях должны быть пересмотрены в сторону их удлинения. Телеграмма, полученная нами и другими судами о предель ном сроке хранения окуня не свыше шести суток, включая день сдачи, является перестраховкой. Ведь сог ласно этой телеграммы заготовку окуня можно было производить толь ко в течение трех суток. Таким об разом, это распоряжение сокращает возможности вылова морского окуня. Кроме того, устанавливалась до зировка льда в 40 процентов, что практически оздачало возможность взять только 100 тонн окуня по на личию льда на судне. На траулере «Поллукс» окунь за готавливался следующим образом: перед заготовкой окуня трюмы бы ли охлаждены до минуса 5° С. Эту температуру держали в трюме в те чение всего срока хранения окуня, с колебаниями до минус 3,5° С, ког да были открыты трюмы. На ав томате температура была отрегули рована минус 5° С, и эта темпера тура держалась весь период. Опасения относительно возмож ности смерзания верхних слоев оку ня в чердаках и в силу этого прек ращения доступа холода в централь ные части чердаков, а следователь но, и возможность разогревания и отсюда порчи нешкеренного окуня или снижения качества, не оправ дались. Положительную роль сыгра ло и то обстоятельство, что приме няемый для пересыпки окуня лед. равномерно распределялся по рыбе и имел температуру трюма, т. е. ми нус 3,5 — минус 5° С. Важную роль, наряду с охлажде нием трюма, играло и то обстоятель ство, что уборка окуня в трюм производилась без малейшей за держки. При улове 5— 10 тонн за траление, уборка окуня начиналась с подъемом первой порцпи ( «катал ки»). Как только окунь высыпался в бортовые ящики, вахта занима лась дальнейшей дележкой трала с уловом, а подвахта сбрасывала окунь в трюм, прерывая это дело только в момент подъема самого мешка. Следующий спуск трала произво дился только тогда, когда на палубе оставалось 3,5— 4 тонны, т. е. та кое количество, которое могло быть убрано за 40— 50 минут, как раз до следующего подъема. Таким образом за время подъема трала и следующего траления с па лубы убирался весь окунь и по су ществу большая часть рыбы посту пала в трюм не более, чем через 30— 35 минут после высыпания из мешка. Уборка производилась сразу в несколько чердаков. Следовательно, применяя охлаж дение трюма на переходе к промыс лу до минус 5° С, поддерживая эту же температуру на установке во время заготовки окуня, применяя быструю уборку высыпанного из мешка окуня и давая льда в разме ре 20— 22 процентов к весу рыбы, можно вести заготовку нешкеренно го свежего окуня на самом промыс ле в течение 6 с половиной — се ми суток, оставляя запас в двое су ток для перехода и одних — полуто ра суток для выгрузки в порту. При применении этого метода за готовки окуня в значительной сте пени исключается отрицательное влияние отдельных случайных пере рывов в промысле из-за штормов или временных ослаблений про мысла. Траулеру нет нужды в этом случае уходить с промысла через 4— 4,5 суток с начала заготовки первой партии нешкеренного оку ня, а можно продолжать промысел в течение 6,5— 7 суток и за это вре мя набрать полный груз нешкерен- I ного окуня, так как штормы в ве сеннее время не продолжительны и временное снижение уловов бывает не больше одного — двух дней. М. СВИТАШЕВ. Неиспользованные возможности Четвертый раз приходит в порт под флагами расцвечивания траулер «Ваер». Коллектив этого судна при лагает все усилия к тому, чтобы досрочно выполнить годовой план и свои социалистические обязатель ства. Среди команды экипажа можно назвать немало матросов, кочегаров и других моряков, которые своим самоотверженным трудом стремятся увеличить вылов рыбы. Среди них — тралмейстер тов. Ободец, его по мощник тов. Инюхин, кочегары тт. Пинаевский, Горев, Дмитриев, Кожуховский, рыбмастер тов. Ку- кин и многие другие. Но передовики этого судна не удовлетворены результатами послед них рейсов. — Мы могли бы добиться луч ших показателей,— говорит рыб мастер тов. Букин,— если бы руко водители тралового флота и корабля не самоуспокоились. II в самом деле, все ли возможно сти использует траулер «Ваер» для повышения добычи рыбы? Из последнего рейса в порт до ставлено 254 тонны трески, 11 тонн рыбьего жира и 15 тонн рыб ной муки. Но эти показатели мог ли быть значительно лучшими, если бы на судне был правильно организован труд. В этом рейсе на корабле пошло в море много моло дых матросов, которые не имели достаточного опыта. Но об учебе их никто не позаботился. Неудиви тельно поэтому, что для обработки тонны рыбы приходилось вызывать и механиков и кочегаров. В самой обработке рыбы допу скались серьезные . недостатки. Не редко до следующего подъема трала на палубе не успевали убирать от ходы. Поэтому очень часто рыбьи головы смывались за борт, а штур маны попустительствовали этому. Плохо работал машинист рыбо мучной установки коммунист тов. Широков. Он, по сути дела, в тече ние рейса был на корабле простым пассажиром. Вместо того, чтобы по казать пример в труде, он вообще отказался от работы. Капитан вы нужден был поставить его матро сом, но и здесь тов. Широков не за хотел работать. Его перевели уче ником консервщика, где он так же продолжал бездействовать. За него на рыбомучной установке пришлось работать машинной команде. 15 тонн рыбной муки, доставленной в порт, это результат сознательного и напряженного труда членов машин ной команды. Они, не считаясь со временем, после своей вахты шли на рыбомучную установку и пере рабатывали сотни килограммов рыб ных отходов. За хорошими показателями тра улера «Ваер» руководители трало вого флота не видят недостатков. На этом судне с начала года уже' сме нился четвертый капитан. Почти в каждый рейс на корабле уходит но вый капитан. Новому капитану за рейс очень трудно ознакомиться с личным составом, узнать его до стоинства и недостатки. Неудиви тельно поэтому, что многие непо ладки в работе экипажа остаются незамеченными. Руководителям тралового флота следует глубже вникнуть в промыс ловую деятельность траулера «Ваер», помочь вскрыть имеющиеся резервы и возможности и по-дело вому использовать их. Н. ЧЕРЕТАЕВ. Моряки сельдяного флота едут в здравницы Значительную часть бюджета ба зовый комитет профсоюза сельдяно го флота расходует на оздоровитель ную кампанию. В нынешнем году на эти цели предусмотрено израсхо довать 292,6 тысячи рублей. Базовым комитетом приобретают ся путевки в здравницы Черномор ского побережья, Кавказа, Крыма, Рижского взморья, окрестностей Ленинграда и в здравницу — «Мурмашн». Многие моряки и работники бере говых предприятий с начала года провели свой отпуск в этих здрав ницах. Так, например, матрос среднего траулера 347 тов. Тнхановскин отдыхал в санатории «Пярну» нашу северную (Эстонская ССР). Матрос тов. Нови ков свой отпуск провел в Алупке. Путевку для лечения в Сочи по лучил второй штурман среднего траулера М 4165 тов. Гоникман. Сетевяз тов. Молчанова отдыхает в доме отдыха Петродворец. На днях с путевкой в Ялту выезжает ме ханик среднего траулера Ms 4 тов. Абросимов. Годовой план выполнен досрочно Рыбаки-колхозники Мурманской области все шире развертывают со ревнование за досрочное; выполне ние годового плана. Ряд колхозов уже сдает рыбу в счет пос леднего года пятилетки. Крупнейшая рыболовецкая артель Териберского района — колхоз име ни Ворошилова — на днях рапор товала о досрочном выполнении го дового плана. Колхоз является кан дидатом на Всесоюзную сельскохо зяйственную выставку. Рыбаки дея тельно готовятся к ней. Три про мысловых корабля колхоза уже дав но завершили годовой план. Успешно работает малый траулер «Сардинка». Его экипаж во главе с опытным капитаном тов. Селиным лучше всех ведет промысел трески. С начала года он дал стране около 3.200 центнеров этой рыбы. 15 июня завершил выполнение годового плана по рыбодобыче и кол хоз «Северная звезда» Полярного района. Среди судов этой артели лучшие результаты у мотобота «Зюйд-Ост», где капитаном тов. Яковлев. Рыбаки-колхозники Вольского по луострова уже дали стране сверх полугодового плана около 32 тысяч центнеров рыбы. Сейчас они прила гают все усилия к тому, чтобы до 1 августа завершить годовую про грамму добычи рыбы по всей обла сти. Почему траулер „Моржовец" стал работать хуже Экипаж траулера «Моржовец» А числе первых коллективов промыс ловых кораблей тралового флота принял повышенное обязательство — выловить в нынешнем году 50 тысяч центнеров рыбы. Такое ре шение обязывает каждого члена экипажа от капитана до матроса проникнуться чувством ответствен ности за выполнение своего слова. Моряки траулера «Моржовец» сумели в начале года добиться не которого успеха, выполнив план первого квартала по вылову рыбы на 155 процентов, успешно спра вившись с заданиями ио производ ству рыбной муки, консервов и рыбьего жира. Но первый успех не был закреплен, в дальнейшей своей работе моряки допустили отстава ние. На корабле нет каких-либо серьезных нарушений в трудовой деятельности коллектива и все же каждый член экипажа может за явить, что показатели раооты «Моржовца» могут быть значитель но лучше. Главный резерв экипажа трауле ра «Моржовец» — это улучшение работы с орудиями лова. Ни масте ра по орудиям лова, ни судоводи тельский состав корабля не знают причин низкой уловистости трала. Капитан траулера тов. Смирнов вы водил несколько раз корабль в группу судов, имеющих высокие уловы, моряки работали на реко мендованных курсах и все же трал приносил рыбы значительно мень ше, чем на других кораблях. Здесь еще не определили, сколько оборотов машины нужно держать при спуске трала и при тралении. А злоупотребление скоростью хода ведет к иролову. Старший мастер по добыче — центральная фигура в организации работы палубной команды с орудия ми лова. Но старший мастер по до быче на «Моржовце» тов. Измай лов никак не соответствует этому положению. Он зазнался, нарушает трудовую дисциплину. Предупреж денный о том, что первое пробное траление будет сделано у острова Кильдин и поэтому необходимо под готовить трал к работе, Измайлов, вместо выполнения приказания, на пился пьяным и, таким образом, подвел весь экипаж. Измайлов не одинок на корабле в нарушении дисциплины. Нарушают дисциплину и засольщик Антуфьев и машинист рыбомучной установки .Тупачев. Однако мер к ним не при нимается. Командный состав траулера «Мор жовец» состоит, в основном, из мо лодежи. Все судоводители, в том числе и капитан, комсомольцы. Ка питан тов. Смирнов и старший по мощник тов. Карпенко знают друг друга еще по учебе в школе. Созда лись все условия для дружного труда в одном коллективе. Однако Карпенко эту дружбу понял по-сво ему. Воспользовавшись тем, что ка питан — старый школьный това рищ и подчас требует не очень строго, тов. Карпенко стал злоупо треблять этим. Вот почему на вахте третьего помощника тов. Васина работа идет лучше, аварий орудий лова нет, а у старшего помощника гораздо хуже, происходят заверты трала. На корабле в руководстве любым участком производства нет и не должно быть мелочей. Документа ция должна вестись точно и свое временно, а Карпенко задержал сда чу промыслового отчета в управле ние флота, представил ее в неподго товленном виде, причем в отчете по чему-то значится 5 завертов трала, на ликвидацию которых ушло 2 часа 10 минут, тогда как на сове щании командного состава корабля (на котором тов. Карпенко отсутст вовал без уважительной причины) говорилось о 7 завертах. Требуют улучшения взаимоотно шения на корабле между судоводи тельским составом и машинной командой. Несмотря на то, что траулер «Моржовец» снизил темпы добычи рыбы, а из-за аварии котла потерял в мае семь суток промыслового вре мени н не справился с месячным заданием, все же имеются все воз можности выправить положение и добиться успеха. Кроме устранения неисправностей орудий лова и ре шительной борьбы с нарушителями дисциплины, необходима поддержка и со стороны руководителей трало- ього флота. В прошлом рейсе, несмотря на. неоднократные просьбы разрешить перейти из Центрального района на Мурманское мелководье, чтобы на брать груз свежья, моряки получи ли «добро» только за трое суток до конца рейса. Неизвестно, чем руко водствовался тов. Маевский, задер живая траулер «Моржовец» на ко сяке мелкой рыбы почти до конца рейса, но ясно, что такое «опера тивное» руководство кораблями, борющимися за вылов 50 тысяч центнеров рыбы ь год, не приносит пользы морякам. В будущем таких ошибок необходимо избегать. П. БЫСТРОУМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz