Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.

№ 73 (157), 20 июня 1954 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 О Б МЕ Н П Е Р Е Д О В Ы М О П Ы Т О М Хороший уход за орудиями лова— залог успеха Вся моя трудовая деятельность, как старшего мастера по добыче рыбы, а также моих помощников тт. Шарапова и Шадрина, сводится к тому, чтобы орудия лова в любых условиях промысла были в отличном состоянии, и ни в коем случае не до­ пускать потери промыслового вре­ мени из-за их ремонта. Исправное со­ держание орудий лова всегда обес­ печивало нам выполнение и пере­ выполнение государственных пла­ нов добычи рыбы и вылов значи­ тельного количества морского оку­ ня, хотя нам приходилось промыш­ лять в тяжелых районах с плохими грунтами. Подготовку к очередному промыс­ ловому рейсу мы начинаем, еще на­ ходясь в море на промысле. Состав­ ляем заявку на необходимое промыс­ ловое снабжение, выявляем неис­ правности в промысловом оборудова­ нии траулера, пишем дефектную ве­ домость. На переходе в порт уточ­ няем ремонт по дефектной ведомо­ сти, заявки на снабжение, разбира­ ем и смазываем все блоки грузо­ подъемных средств, проверяем, с обязательным измерением по сетям и оснастке, рабочие тралы, устра­ няем все замеченные неполадки, проверяем и смазываем ваера и, ес­ ли это нужно, пробиваем новые марки. С приходом в порт, вместе со старшим помощником капитана, сдаем заводу заказ на ремонт по де­ фектной ведомости, причем я -сам знакомлю прораба завода с тем, ка­ кие работы и как нужно сделать. Вместе с моими помощниками до­ ставляю на завод детали и части вооружения, требующие ремонта. С агентом отдела снабжения выяс­ няю, какие необходимые нам мате­ риалы имеются на складах, после чего с руководителем группы про­ мыслового снабжения уточняю заяв­ ку на материалы. Промысловое сна­ ряжение, в особенности тралы, се­ ти, растительные тросы, мы убираем сразу же, как только оно поступает на судно, на штатные места. Тра­ лы, во избежание их порчи, укры­ ваем брезентом. Во время междурей­ совой стоянки в порту постоянно на судне нахожусь я сам или один из моих помощников, и любой вопрос, касающийся ремонта или снабжения судна промысловым снаряжением, сразу же разрешается. Посменная раоота во время стоянки судна в порту дает возможность мне и по­ мощникам хорошо отдохнуть. Перед уходом судна на промысел я сам проверяю качество ремонта, тщательно слежу за тем, все ли ма­ териалы, выписанные нами, до­ ставлены на судно. В случае, если нехватает каких-либо материалов, необходимых для промысла, или ка­ кие-либо работы по дефектной ведо­ мости не выполнены или выполне­ ны небрежно, немедленно доклады­ ваю капитану тов. Сухопяткпну и сам слежу за тем, чтобы снабже­ ние было получено полностью, а ремонт произведен качественно. Во время перехода судна на про­ мысел мы продолжаем подготовку к промыслу. Ростам квартропы, гото­ вим двухрядные мешки, перебиваем бобинцы грунтропов. Если на пере­ ходе в порт остались непроверенны­ ми тралы или не промерены ваера, то выполняем и эту работу. По выходе на промысел вместе с капитаном и его старшим помощни­ ком разбиваем палубную команду по вахтам с таким расчетом, чтобы состав вахты был равноценным и неопытные матросы были равномер­ но распределены по вахтам. После этого собираем личный состав по вахтам и подробно знакомим каждо­ го матроса со своими обязанностями. Обязанности матросов при работе с тралом распределены у нас так, как это записано в промысловом рас­ писании. Расстановка людей на ра­ бочих местах по промысловому рас­ писанию обеспечивает слаженную работу команды при работе с тра­ лом. Работа в этом случае идет без излишней суеты и шума. Каждый член команды, хорошо зная свои обязанности, быстро осваивается и четко выполняет работу с тралом. Уход за тралами и вооружением у нас производится так же. как и на большинстве промысловых трауле­ ров. Работая на хороших грунтах, переход с трала на трал производим через одни — двое суток, в зависи­ мости от степени износа тралов и их состояния. После перехода на трал другого борта первый трал хорошо растягивается. Ремонтируем в пер­ вую очередь двухрядный мешок, за­ тем места наиболее сильных пов­ реждений, после чего трал оконча­ тельно ремонтируется, тщательно промеряется и производится посад­ ка сетей. Сети в конусах около квартроп- ных цепок, где они больше всего изнашиваются, мы обычно заменяем новыми, делая вставки. Чинить из­ носившиеся .сети в конусах не име­ ет смысла, так как нагрузки на них в этом месте больше и старые сети рвутся, а на чинку их тратится мно­ го времени. Такие же вставки из сетей делаем и в двухрядном мешке и нижней однорядной пласта и в особенности в первой провязи одно­ рядной пласти. В чинке и проверке тралов принимают участие мои по­ мощники, а если рыбы на палубе немного, то и матросы. Нижнюю подбору трала воору­ жаем так, как указано в инструк­ циях. При работе на тяжелых заде- вистых грунтах и в районах, где в трал попадает губка, нижнюю под­ бору трала облегчаем. Чтобы избежать попадания кварт- ропов под бобинцы, из-за чего ча­ сто бывают порывы тралов и проло- вы, мы применяем простой, но на­ дежный способ. Из троса «укрркулес» свиваем гужик длиной в 40 санти­ метров (в готовом виде) и к нему присоединяем три металлических кухтыля. Гужики следует надевать на квартропы в районе между кля- чевкой и квартропными гужиками на верхней подборе. На каждый трал требуется два гужика (на два квартропа). Взамен «геркулесовых» гужиков можно применять металли­ ческие кольца. Гужики для проде­ вания квартропов (на верхней под­ боре трала) делаем из растительно­ го троса и, в случае, если кварт- роп все же попадет на задев на грунте, то хотлайн не рвется, а рвется сам гужик. Этим мы сохраняем тралы. Ис­ пользуя все возможности для про­ верки правильности орудий лова и для содержания их в хорошем со­ стоянии, мы обеспечиваем судну хорошие уловы и всегда перевыпол­ няем государственный план добычи рыбы. А. ПЕТРОВСКИЙ. Тралмейстер траулера «Слава». Слова не расходятся с делом Траулер «Чайка» вышел в свои первый в нынешнем году промысло­ вый рейс 8 марта. Несмотря на бо­ лее чем месячную задержку в ремон­ те, экипаж решил наверстать поте­ рянное время и обеспечить выпол­ нение плана 1954 года. Моряки при­ няли социалистическое обязательство и начали упорную борьбу за ©го осуществление. Задание первого рей­ са было выполнено на 116 процен­ тов. Уходя во второй рейс, моряки включились в предмайское социа­ листическое соревнование, которое в нашем бассейне было начато но инициативе экипажа траулера «Мер­ курий». Коллектив нашего траулера, руководимый молодым капитаном тов. Ташлыковым, решил реализо­ вать двухмесячный план по вылову рыбы к 25 апреля и дать дополни­ тельно к заданию 1.200 банок кон­ сервов, 40 центнеров рыбьего жира и 40 центнеров рыбной муки. 19 апреля траулер вернулся с промысла с полным грузом рыбы. Слово моряков не разошлось с де­ лом: взятое обязательство было не только выполнено, но и значительно перекрыто. Например, задания по производству рыбьего жира и рыб­ ной муки были перекрыты более чем вдвое. Экипаж траулера «Чайка» не остановился на достигнутых успе­ хах: из последующих двух рейсов траулор возвратился также с пол­ ным грузом рыбы. Хорошо трудятся на корабле мат­ росы тт. Трунтов, Лисихин, Ершов, Маливенко, Ткачев и другие. Трал- мейстерский состав, возглавляемый мастером по орудиям лова тов. Де- ревлевым, обеспечивал во всех че­ тырех рейсах бесперебойную работу промыслового вооружения, а судово­ дители умело выводили траулер на хорошие концентрации рыбы. Наи­ более успешно трудился второй по­ мощник капитана тов. Романов.;/ Машинная команда кораб^Ше только обеспечивала работу всех Пу­ довых механизмов, но и помогала в обработке уловов. Больше других из состава машинной ком анд ,потру­ дились на палубе кочегащ/тт'.. Деу- лин и Швец. Но не все еще благополучно на •нашем корабле с организацией тру­ да. В последнем рейсе первая вахта опоздала на 20 минут и за нее ра­ ботала вахта 3. Судовой комитет обсудил поведение членов первой вахты и подверг его критике. Обработка рыбы — один из важ­ нейших участков работы на трауле­ ре. Но и здесь не все в порядке. Из рейса в рейс мы не справляемся с планом по сортности рыбы, хотя в прошлом году рыбообработчики, ру­ ководимые рыбным мастером тов. Щаденковым, получили за хорошую работу грамоту Министерства. Происходит это потому, что в прошлом году на обработке рыбы ра­ ботало в трюме трое (при штате в четыре человека) — рыбный мастер и два засольщика. Каждый из .них хорошо знал свое дело и умело справлялся с работой. В нынешнем году засольщик с нашего корабля тов. Мардинский заболел, а после болез­ ни был направлен на другой ко­ рабль. В трюме пришлось работать двум специалистам и одному мат­ росу, временно направленному на этот участок. Недостатки в работе экипажа трау­ лера «Чайка» устранимы. Важно, что моряки не останавливаются на полпути, идут уверенно к наме­ ченной цели. А. КРИУЛИН. Председатель судового ко­ митета. Рейсовое задание перевыполнено В числе передовых кораблей тра­ лового флота идет траулер «Белуга». Из рейса в рейс его экипаж пере­ выполняет задания. С богатым уло­ вом вернулись моряки и из последнего плавания. Они сдали 208 тонн рыбы. Экипаж добыл уже сверх кварталь­ ного задания 1.200 центнеров рыбы, а также дал дополнительно к ше­ стимесячной программе 5.700 цент­ неров рыбы. Экипаж во главе to капитаном Валентином Николаевичем Базано­ вым умело использует промысловую обстановку. Много инициативы в работе проявляют мастер по добыче тов. Брылев и его помощник тов. Чу- ваев. Они содержат орудия лова в об­ разцовом состоянии. Среди матросов отличаемся тт. Примачанко и Дота- даев. Хорошо освоили промысловое дело и новички тт. Медведев и Ко­ тельников. Непонятное благодушие В решении задач большой госу­ дарственной важности, поставлен­ ных Коммунистической партией и Советским правительством перед крупнейшим в стране Мурман­ ским рыболовным бассейном, немаловажна роль газеты «Рыб­ ный Мурман» (орган политотде­ лов тралового и сельдяного флотов и Главмурманрыбпрома). Эта газета должна быть боевым помощником партийных организа­ ций, всех рыбаков Мурмана в борьбе за выполнение и перевы­ полнение значительно возросшего, по сравнению с прошлым годом, задания по вылову рыбы и вы­ пуску рыбной продукции. Слов нет, газета в нынешнем году опубликовала ряд заслужи­ вающих внимания статей и кор­ респонденций, вскрывающих боль­ шие резервы в траловом, сельдя­ ном и колхозном флотах, на рыбо­ обрабатывающих предприятиях, уделяла немало внимания распро­ странению передового опыта. Од­ нако серьезным недостатком газе­ ты является то, что неоправданное благодушие руководителей Глав­ мурманрыбпрома и рыбодобываю­ щих предприятий нашей области проникло на ее страницы. Эпизодические успехи, которых добиваются в промысловых фло­ тах, вызывают у редакции ничем неоправданное спокойствие. В га­ зете можно видеть броские заго­ ловки: «Привести в действие все резервы, улучшить работу пред­ приятий!», «Все силы на успешное выполнение государственного пла­ на» и т. д. Но под этими заголов­ ками публикуются слабые мате­ риалы. В них нет острой критики деятельности промысловых флотов и их руководителей, не сигнализи­ руется своевременно об ослабле­ нии темпов промысла. Опубликовав в начале года кор­ респонденцию «Плоды непроду­ манного руководства», а затем пе­ редовую статью «С первых дней нового года выполнять государст­ венные задания», в которых гово­ рится о том, что в рыбной про­ мышленности Мурмана повто­ ряются ошибки прошлого года, газета в дальнейшем лишь мимо­ ходом говорит об обстановке на промысле, не пытается вскрыть причины отставания добывающих предприятий и, в частности, эки­ пажей многих кораблей. Характерны в этом смысле пе­ редовая статья в номере за 29 января «Привести в действие не­ использованные резервы» и статья, занимающая много места внутри номера, — «Сократить междурей­ совые стоянки». Газета довольно обстоятельно анализирует неис­ пользованные резервы, но... ми­ нувшего года, ничего не говоря о том, как рыбная промышленность бассейна, в частности ее добываю­ щие предприятия, работали в те­ чение целого месяца этого года. И лишь из сводки о ходе добычи рыбы, опубликованной уже 7 фев­ раля, читателям становится из­ вестно, что крупнейшее рыбодо­ бывающее предприятие — трало­ вый флот, провалил выполнение месячного задания и, как пишет газета: «по самым скромным подсче­ там недолов рыбы... составил у тралового флота не менее 30 тысяч центнеров рыбы». В сводке о ходе добычи рыбы, опубликованной в газете за 5 мар­ та, есть такие строчки: «...С 18 по 27 февраля вклю­ чительно траловый флот не выполнял суточных заданий». Но ведь за это время вышло четыре номера газеты, были опубликованы две передовые статьи, связанные с работой добы­ вающих предприятий, а в них нет ни слова о срыве суточных зада­ ний траловым флотом. Но может быть после этого га­ зета исправила ошибку и стал'а внимательно следить за положе­ нием дел на промысле, стала по­ именно критиковать виновников срыва плана? К сожалению, этого не произошло. Ни в передовых статьях, ни в корреспонденциях не встречаются даже фамилии руководителей тра­ лового флота, капитанов кораблей, срывающих задания. О положении дел в траловом флоте можно узнать лишь во вто­ рой половине марта из коррес­ понденции «Траловый флот может работать лучше». А дальше снова на страницах газеты тишь да гладь, да благодать: траловый и сельдяной флоты выполняют пла­ ны... многие тысячи центнеров рыбы выловлено сверх задания... Увлекшись этим, газета проходит мимо серьезных недостатков, а если говорит о них, то лишь в редко печатающихся сводках о ходе добычи рыбы и иногда в пе­ редовых статьях. Как известно, траловый флот не справился с майским планом. И траловый флот и «Мурмансельдь» допустили значительное отстава­ ние по вылову рыбы в первой де­ каде июня. Газета как будто не встревожена этим. Статей об от­ ставании она не печатает, ограни­ чиваясь опубликованием опять же сводки о ходе добычи рыбы за май, где опять констатирует факт не­ выполнения суточных заданий. 4 июня в том же номере газе­ ты, где опубликована сводка о хо­ де вылова рыбы, в которой чер­ ным по белому написано, что тра­ ловый флот сорвал майское за­ дание, в передовой статье «Един­ ство слова и дела» никак не оце­ нивается этот чрезвычайный факт. В передовой статье за 6 июня «Досрочно завершить план второ­ го квартала» без всяких на то ос­ нований захваливается деятель­ ность предприятий рыбной про­ мышленности Мурманска. «Рыбаки нашего бассейна ус­ пешно ведут промысел во вто­ ром квартале»... «Моряки тралового флота, используя замечательную сырьевую ба­ зу, сделали только в мае 74 полногрузных рейса... Задание по добыче морского окуня траловый флот выполнил на 239,4 процента...» «Успешно работают моряки сельдяного флота...» Далее газета пишет: «Сейчас перед рыбаками Мур­ мана стоит задача не только закрепить достигнутые успе­ хи, но и умножить их, повы­ сить темпы добычи». О каких успехах говорит «Рыб­ ный Мурман», если траловый флот в мае* не выполнил ни основ­ ного плана, ни дополнительного за­ дания правительства и задолжал стране 27,9 тысячи центнеров ры­ бы, если «Мурмансельдь» также не справилась с дополнительным заданием по вылову сельди, хотя все возможности для этого были, а рыбная промышленность области в целом в июне не выполняет до­ полнительного задания. И в последующих номерах га­ зеты, как ни странно, ни единым словом не говорится об обстановке на промысле. Таким образом газе­ та скользит по поверхности, не всегда знает действительное поло­ жение дел в промысловых флотах. Немногим более полугода тому назад бюро обкома КПСС в поста­ новлении по отчету о работе ре­ дакции газеты «Рыбный Мурман» указало, что, уделяя значительное внимание показу хорошей работы на отдельных участках производ­ ства, газета допустила благодуш­ ное отношение к прорыву в вы­ полнении плана рыбодобычи 1953 г., мало пишет об отстающих кораблях, недостаточно остро, глу­ боко и конкретно критикует недо­ статки в деятельности предприя­ тий рыбной промышленности. Но эти и другие недостатки как были, так и остаются в газете, ре­ дакция до сих пор не сделала не­ обходимых выводов. «Рыбный Мурман» должен стать боевой, острой газетой про­ мысловиков и рыбообработчиков нашей области. У редакции есть все возможности для этого. («Полярная правда» за 18 июня 1954 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz