Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.
№ 72 (156), 18 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 БОЛЬШЕ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬДИ СТРАНЕ! ☆ ☆ ☆ Устранить недостатки, мешающие улучшению качества сельди Из года в год моряки «Мурман- седьди» повышают добычу сельди в Северной Атлантике. Значительно улучшается и качество обрабаты ваемой ими продукции. Однако в этом деле имеется еще ряд недостатков. Чтобы подготовить сельдь хорошего качества, в первую очередь нужна доброкачественная бочкотара. Моряки «Мурмансельди» получа ют почти 50 процентов возвратной бочкотары, ремонтируемой Нагор- новским бондарным заводом. Тара, прошедшая один — два оборота, вполне удовлетворительна, но боч котара с обрезными уторами, как правило, дает течь через вставное дно. К тому же, бондарный завод не снабжает запасными донышками к таре с обрезными уторами, и в слу чае поломки донышка в море бочка выходит из строя. Если закрывать бочку стандарт ным запасным донышком, которое меньше по размеру, то бочка зара нее обречена на течь тузлука, и сельдь в такой таре просаливается неравномерно и подвергается порче. «Мурмансельдь» имеет огромные потерн бочкотары в процессе произ водства из-за отсутствия в доста точном количестве запасных доны шек, так как трест «Севрыбтара» недостаточно снабжает имп. На средних траулерах из-за неб режного отношения к таре, а также вследствие неудовлетворительного качества ее допускается большой бой доньев. Часто средние траулеры получают с плавбаз недоброкачест венную' тару. Бочки на базах хра нятся плохо, рассыхаются и разва ливаются. Несмотря на- постоянные требова ния технологов плавбаз об увеличе нии процента запасных донышек, этот вопрос остается открытым. Руководители «Мурмансельди» и треста «Севрыбтара» не хотят по нять и договориться между собой об увеличении процента запасных до нышек. Не все еще моряки средних трау леров в момент посола сельди тща тельно обваливают ее в соли. А ведь обвалка дает большую гаран тию от порчи сельди при просали вании. Часто, в момент приемки сельди от траулеров, встречается в безтуз- лучных оочках сельдь с загаром, за тяжкой и окисью. Это говорит о том, что посол был произведен без обвалки солью. Такая сельдь 25 мая была обнаружена в партии, сданной средним траулером №4 1 4 5 (рыбмастер тов. Гусейнов). Не все рыбмастера на кораблях придерживаются точной дозировки соли при посоле сельди согласно технологическим инструкциям, а расходуют соль на-глазок. От этого сельдь получается или крепкосоле ная или, наоборот, недостаточно со леная. Средний траулер Хг 4133 сдал сельдь на плавбазу крепкосоленую, она не соответствовала первому сор ту по солености согласно ГОСТу. Часть соли даже не растворилась в тузлуках. Рыбмастер среднего траулера № 849 тов. Балашев хотел приго товить товар хорошего качества (малосольную сельдь), но солил сельдь не с меры и веса, а на-гла зок, и просчитался. Он значительно занизил процент соли к весу рыбы и сельдь получилась нестандартной. При перекладке у нее даже лопает ся брюшко. Такая сельдь, безуслов но, не может дойти до потребителя хорошим качеством, подвергнется порче, окислению. Технологические инструкции тре буют точной дозировки соли в мо мент первичного посола сельди и все рыбмастера на средних траулерах должны строго этим руководство ваться. Для улучшения качества- выпу скаемой продукции хорошее начина ние предпринял отдел обработки «Мурмансельди», давая задания плавбазам приготовлять сельдь го товой продукцией рядовой кладки. Но это начинание не доведено до конца. Плавбазы на промысле, в штор мовое время и в момент ожидания подхода среднего>раулера для сда чи рыбопродукции могут и должны использовать матросов, рыбообработ чиков на приготовлении сельди го товой продукцией рядовой кладки. Такая сельдь значительно выше но качеству, чем сельдь, приготовляе мая Мурманским рыбокомбинатом. При уборке сельди рядовой клад кой рыбмастер определяет ее с о л ё н о с т ь и затем, после уборки, зали вает бочки естественными тузлука ми соответствующей крепости, на сыщенными белковыми веществами. Рыбокомбинат же не использует ка чественные естественные тузлуки, а заливает готовую продукцию искус ственными тузлуками, которые вы тесняют часть белков из мяса ры бы и сельдь в результате получает ся жесткой. «Мурмансельдь», выпуская гото вую продукцию, получает огромную экономию средств. Но отдел труда и зарплаты, а также отдел обработки «Мурмансельди» не создали еще ус ловий для заинтересованности не посредственных исполнителей в при готовлении готовой продукции. Нор мы выработки и расценки по этим работам не разработаны. Некоторые операции совсем не предусмотрены расценками. Заработок рыбообработ чиков получается н и з к и м и о н и тру дятся без особой заинтересован ности. На промысле введены частичные временные нормы выработки, кото рые не соответствуют действитель ности. Не одипаковы на плавбазах и ус ловия для работы. На некоторых плавбазах можно производить обра ботку рыбы на палубе, а на других не имеется этой возможности и производят данную работу в тех же трюмах, куда принимают продук цию от средних траулеров. Сдаточный цех «Мурмансельди» не имеет определенной площадки в порту для формирования вагонов го товой продукции и мойки бочек. Это значительно осложняет работу по сдаче продукции рыбсбыту. Сдаточный цех мало оказывает помощи плавбазам и сдаче готовой продукции. Необходимо иметь пять — шесть рыбообработчиков за счет плавбаз для оказания нм по мощи в порту по мойке бочек и фор мированию вагонов. Производить эти работы на плавбазах нет воз можности. При Устранении указанных недо статков «Мурмансельдь» повысит качество рыбной продукции и зна чительно сократит расходы на ее обработку. А. СКРИПОВ. Инженер-технолог плавбазы «Воркута». Важный резерв сельдяного флота Успех работы средних рыболов ных траулеров в значительной мере зависит от судовых механизмов. Безусловное выполнение правил технической эксплоатации, своевре менный профилактический ремонт в сочетании с правильно организо ванным трудом машинной команды обеспечивают длительную и беспе ребойную работу механизмов. Роль старших судовых механиков в организации работы и воспитании машинных команд — велика. От личное содержание механизмов, чи стота и порядок в машине являются предметом повседневных забот ма шинных команд. Ярким примером этого служит машинная команда среднего траулера № 161, руководи мая старшим механиком тов. Михай- люковым. При проверке работы машинной команды было установлено, что со стояние механизмов, судовых уст ройств и систем находится в образ цовом состоянии, хотя корабль сде лал два рейса под треску без затрат времени на ремонт. Мелкий ремонт н профилактические осмотры меха низмов производились командой во время промысла или при сдаче рыбо продукции в порту. В начале этого года среди машин ных команд развернулось социали стическое соревнование за проведе ние ремонта судовых механизмов си лами команд. Первой по флоту взяла обязатель ство машинная команда среднего траулера Х° 689, вызвав на сорев нование машинную команду средне го траулера X: 681. Обе команды выполнили свои обязательства и за кончили ремонты досрочно. Средние траулеры X X 689 и 681 с января успешно ведут сель дяной промысел в водах Северной Атлантики. Приказом по Министер ству рыбной промышленности ма шинные команды этих судов на граждены денежными премиями. Ценная инициатива ремонта меха низмов силами команды, способст вующая быстрейшему выходу кораб лей на промысел, была одобрена и поддержана многими машинными командами кораблей сельдяного флота. Только за первый квартал ремонт силами команд был проведен на 23 кораблях. Сейчас этот патриотиче ский почин поддержан рядом кораб лей. Так, средний траулер Х 641 2 мая прибыл с сельдяного промысла для очередного слипования. В короткий срок предстояло произвести профи лактический ремонт механизмов. Ма шинная команда приняла социали стическое обязательство произвести ремонт своими силами. Эту задачу команда выполнила успешно, закон чив все работы в установленный планом срок при отличном качестве ремонта. 27 мая средний траулер X» 641 снова вышел на сельдяной промысел в Северную Атлантику. За отличное выполнение профи лактического ремонта судовых меха низмов старшему механику средне го траулера X 641 тов. Свиридову, второму механику тов. Амосову и третьему механику тов. Дьякову приказом по управлению сельдяного флота объявлена благодарность. Успешная работа сельдяного фло та в течение пяти месяцев во мно гом была обеспечена повседневным добросовестным трудом машинных команд. Ф. злотницкии. Помполит группы судов сельдяного флота. Обеспечить суда инструментом На промысловых кораблях на шего бассейна широко практи куется проведение ремонта судо вых механизмов силами машин ных команд. В «Мурмансельди» на многих средних траулерах мо ряку добились успеха в этом деле, но все же нужно сказать, что в ор ганизации ремонта силами машин ных команд есть серьезные недо статки. Большим препятствием в проведении ремонтных работ яв ляется неудовлетворительное снаб жение кораблей инструментом. Отдел снабжения «Мурмансель ди» (начальник тов. Никифоров) не обеспечивает нас в необходи мом количестве гаечными (чакид- ными) ключами в 3 6—50 милли метров и других размеров. Не по лучают моряк*и таких необходимых инструментов, как шарошки, мик рометрические скобы, электриче ские дрели на 110 вольт и т. д. Если бы снабжение инструмен1 том было поставлено лучше; ма шинные команды могли бы повы- 1сить производительность труда на 12 0—25 процентов, что помогло бы сократить стоянки в порту в пери од ремонта. Ю. ЛАШИН. Старший механик среднего траулера № 4124. Трудовые будни экипажа ср едн его траулера Когда средний траулер X; 680 уходил в рейс, только начинался новый, 1954 год. На дворе стояли трескучие морозы, в море все время штормило и корабли возвращались в порт обледеневшими. Во главе экипажа корабля назна чили Николая Ефимовича Белова. Для него это было особенно ответст венное плавание — капитаном он шел впервые. 17 января судно начало промы сел в Северной Атлантике. На пер вых порах приходилось очень труд но. Ведь в палубной команде, кроме двух опытных матросов, все осталь ные были новички — молодые, здо ровые ребята, но еще ни разу не ходившие в море. Каждый из них выдержал суровое морское креще ние, каждый хотел хорошо рабо тать, но промысловых навыков ни кто из них не имел. — Ничего,— подбадривал их ка питан,— научитесь. Из вас заправ ские моряки со временем получатся. Когда не было срочной работы, в штормовую погоду или в промежу ток времени между выборкой дриф терных порядков, в столовой соби рались матросы. Старшин помощ ник тов. Гончаров подробно расска зывал нм об основах морской прак тики, о промысловой работе. Теоре тические знания моряки закрепля ли на практике. Опытный тралмей стер тов. Иванов показывал им, как нужно работать с дрифтерным по рядком, а рыбмастер комсомолец тов. Овсянкин учил обрабатывать рыбу. Постепенно, шаг за шагом, но вички познавали промысловое дело. Опытные матросы тт. Колосов и Шестеряков охотно помогали им. На корабле образовался дружный, спаянный экипаж, который решил во что бы то ни стало перевыпол нить рейсовое задание. «С такими людьми мы этого добьемся,— думал молодой капи тан. — Надо только правильно ор ганизовать промысловое судовожде ние, работу с орудиями лова». Трижды за дрейф на траулере проверялись контрольные сети, всегда тщательно анализировались промысловые сводки. Здесь никогда не метали порядок «наобум». Сети выметывалп только тогда, когда бы ла точно определена глубина, когда был замечен косяк. Дрифтерный по рядок оснащался поводцами в соот ветствии с тем, на какой глубине находилась сельдь. Если в январе ловили в основном на очень длинных поводцах, то уже в феврале перешли на десяти— двадцатиметровые. Дрифмейетер тов. Иванов и его помощник тов. Хабибулин всегда ставили в поря док по 100— 120 сетей. Ведь чем больше орудий лова, тем выше улов. Весь экипаж боролся за сохран ность сетематерпалов, бдительно следил за порядком во время вымет- ки и дрейфа его. В результате за пять месяцев не допустили никаких потерь орудий лова. Уже в феврале экипаж одержал большую победу — он выловил 935 центнеров сельди. Успех вдохновил моряков. Люди стали еще лучше работать, проявляли творческую инициативу. Когда поступило распоряжение до ставлять на базу обезглавленную сельдь, команда в отдельные дни за готавливала до 200 центнеров такой продукции. На обработке рыбы тру дились буквально все члены эки- пажа. Ценную инициативу проявил рыбмастер тов. Овсянкин. Если раньше рыба сразу засаливалась в бочки, то он предложил обрабаты вать ее предварительно на спе циальном рыборазделочном столе. Этот стол был разбит на отсеки. В одном сельдь сортировалась, отби ралась поврежденная сельдь и обез главливалась. В другом отсеке сельдь предварительно обваливалась в со ли, а уже затем укладывалась в бочки. Благодаря этому экипаж сдал первым сортом 98 процентов всей продукции. Старший помощник капитана тов. Гончаров также внес рациона лизаторское предложение. По его инициативе была изготовлена опра ва на резиновых амортизаторах для термометров. Если раньше термо метры при спуске за борт часто би лись, то теперь этого нет. Новшест во небольшое, но использование его на флоте даст некоторую экономию средств. Многие моряки среднего траулера X: 680 быстро овладели своими про фессиями. Новички тт. Дорецкий, Ветров и Арещук к концу плавания 1справлялись со всеми ооязанностя- ми, которые должны выполнять матросы первого класса. Тов. Аре щук, несмотря на напряженную ра боту на палубе, сумел найти время, чтобы освоить еще и специальность моториста. В этом ему помогли ме ханики. Обычно после длительного рейса большинство средних траулеров ста новится в порту для ремонта меха низмов. Но на этом судне машинная команда во главе с тов. Фоминым сама привела в порядок механиз мы. Второй механик комсомолец тов. Петрухпн и старший моторист тов. Чирков произвели в море чист ку главного двигателя, двух дизель- динамо и другие работы. Умело эксплоатировали механики вверенную нм технику. Они устра нили все дефекты в машине, пра вильно давали нагрузку двигателю. В рейсе сэкономлено 9 процентов топлива и 12 процентов смазки. Недавно средний траулер X 680 вернулся в порт. Моряки успешно закончили пятимесячное плавание — выполнили полугодовой план и дали сверх плана .около 1000 цент неров атлантической сельди. М. ЮРЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz