Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.

№ 72 (156), 18 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 БОЛЬШЕ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬДИ СТРАНЕ! ☆ ☆ ☆ Устранить недостатки, мешающие улучшению качества сельди Из года в год моряки «Мурман- седьди» повышают добычу сельди в Северной Атлантике. Значительно улучшается и качество обрабаты­ ваемой ими продукции. Однако в этом деле имеется еще ряд недостатков. Чтобы подготовить сельдь хорошего качества, в первую очередь нужна доброкачественная бочкотара. Моряки «Мурмансельди» получа­ ют почти 50 процентов возвратной бочкотары, ремонтируемой Нагор- новским бондарным заводом. Тара, прошедшая один — два оборота, вполне удовлетворительна, но боч­ котара с обрезными уторами, как правило, дает течь через вставное дно. К тому же, бондарный завод не снабжает запасными донышками к таре с обрезными уторами, и в слу­ чае поломки донышка в море бочка выходит из строя. Если закрывать бочку стандарт­ ным запасным донышком, которое меньше по размеру, то бочка зара­ нее обречена на течь тузлука, и сельдь в такой таре просаливается неравномерно и подвергается порче. «Мурмансельдь» имеет огромные потерн бочкотары в процессе произ­ водства из-за отсутствия в доста­ точном количестве запасных доны­ шек, так как трест «Севрыбтара» недостаточно снабжает имп. На средних траулерах из-за неб­ режного отношения к таре, а также вследствие неудовлетворительного качества ее допускается большой бой доньев. Часто средние траулеры получают с плавбаз недоброкачест­ венную' тару. Бочки на базах хра­ нятся плохо, рассыхаются и разва­ ливаются. Несмотря на- постоянные требова­ ния технологов плавбаз об увеличе­ нии процента запасных донышек, этот вопрос остается открытым. Руководители «Мурмансельди» и треста «Севрыбтара» не хотят по­ нять и договориться между собой об увеличении процента запасных до­ нышек. Не все еще моряки средних трау­ леров в момент посола сельди тща­ тельно обваливают ее в соли. А ведь обвалка дает большую гаран­ тию от порчи сельди при просали­ вании. Часто, в момент приемки сельди от траулеров, встречается в безтуз- лучных оочках сельдь с загаром, за­ тяжкой и окисью. Это говорит о том, что посол был произведен без обвалки солью. Такая сельдь 25 мая была обнаружена в партии, сданной средним траулером №4 1 4 5 (рыбмастер тов. Гусейнов). Не все рыбмастера на кораблях придерживаются точной дозировки соли при посоле сельди согласно технологическим инструкциям, а расходуют соль на-глазок. От этого сельдь получается или крепкосоле­ ная или, наоборот, недостаточно со­ леная. Средний траулер Хг 4133 сдал сельдь на плавбазу крепкосоленую, она не соответствовала первому сор­ ту по солености согласно ГОСТу. Часть соли даже не растворилась в тузлуках. Рыбмастер среднего траулера № 849 тов. Балашев хотел приго­ товить товар хорошего качества (малосольную сельдь), но солил сельдь не с меры и веса, а на-гла­ зок, и просчитался. Он значительно занизил процент соли к весу рыбы и сельдь получилась нестандартной. При перекладке у нее даже лопает­ ся брюшко. Такая сельдь, безуслов­ но, не может дойти до потребителя хорошим качеством, подвергнется порче, окислению. Технологические инструкции тре­ буют точной дозировки соли в мо­ мент первичного посола сельди и все рыбмастера на средних траулерах должны строго этим руководство­ ваться. Для улучшения качества- выпу­ скаемой продукции хорошее начина­ ние предпринял отдел обработки «Мурмансельди», давая задания плавбазам приготовлять сельдь го­ товой продукцией рядовой кладки. Но это начинание не доведено до конца. Плавбазы на промысле, в штор­ мовое время и в момент ожидания подхода среднего>раулера для сда­ чи рыбопродукции могут и должны использовать матросов, рыбообработ­ чиков на приготовлении сельди го­ товой продукцией рядовой кладки. Такая сельдь значительно выше но качеству, чем сельдь, приготовляе­ мая Мурманским рыбокомбинатом. При уборке сельди рядовой клад­ кой рыбмастер определяет ее с о л ё ­ н о с т ь и затем, после уборки, зали­ вает бочки естественными тузлука­ ми соответствующей крепости, на­ сыщенными белковыми веществами. Рыбокомбинат же не использует ка­ чественные естественные тузлуки, а заливает готовую продукцию искус­ ственными тузлуками, которые вы­ тесняют часть белков из мяса ры­ бы и сельдь в результате получает­ ся жесткой. «Мурмансельдь», выпуская гото­ вую продукцию, получает огромную экономию средств. Но отдел труда и зарплаты, а также отдел обработки «Мурмансельди» не создали еще ус­ ловий для заинтересованности не­ посредственных исполнителей в при­ готовлении готовой продукции. Нор­ мы выработки и расценки по этим работам не разработаны. Некоторые операции совсем не предусмотрены расценками. Заработок рыбообработ­ чиков получается н и з к и м и о н и тру­ дятся без особой заинтересован­ ности. На промысле введены частичные временные нормы выработки, кото­ рые не соответствуют действитель­ ности. Не одипаковы на плавбазах и ус­ ловия для работы. На некоторых плавбазах можно производить обра­ ботку рыбы на палубе, а на других не имеется этой возможности и производят данную работу в тех же трюмах, куда принимают продук­ цию от средних траулеров. Сдаточный цех «Мурмансельди» не имеет определенной площадки в порту для формирования вагонов го­ товой продукции и мойки бочек. Это значительно осложняет работу по сдаче продукции рыбсбыту. Сдаточный цех мало оказывает помощи плавбазам и сдаче готовой продукции. Необходимо иметь пять — шесть рыбообработчиков за счет плавбаз для оказания нм по­ мощи в порту по мойке бочек и фор­ мированию вагонов. Производить эти работы на плавбазах нет воз­ можности. При Устранении указанных недо­ статков «Мурмансельдь» повысит качество рыбной продукции и зна­ чительно сократит расходы на ее обработку. А. СКРИПОВ. Инженер-технолог плавбазы «Воркута». Важный резерв сельдяного флота Успех работы средних рыболов­ ных траулеров в значительной мере зависит от судовых механизмов. Безусловное выполнение правил технической эксплоатации, своевре­ менный профилактический ремонт в сочетании с правильно организо­ ванным трудом машинной команды обеспечивают длительную и беспе­ ребойную работу механизмов. Роль старших судовых механиков в организации работы и воспитании машинных команд — велика. От­ личное содержание механизмов, чи­ стота и порядок в машине являются предметом повседневных забот ма­ шинных команд. Ярким примером этого служит машинная команда среднего траулера № 161, руководи­ мая старшим механиком тов. Михай- люковым. При проверке работы машинной команды было установлено, что со­ стояние механизмов, судовых уст­ ройств и систем находится в образ­ цовом состоянии, хотя корабль сде­ лал два рейса под треску без затрат времени на ремонт. Мелкий ремонт н профилактические осмотры меха­ низмов производились командой во время промысла или при сдаче рыбо­ продукции в порту. В начале этого года среди машин­ ных команд развернулось социали­ стическое соревнование за проведе­ ние ремонта судовых механизмов си­ лами команд. Первой по флоту взяла обязатель­ ство машинная команда среднего траулера Х° 689, вызвав на сорев­ нование машинную команду средне­ го траулера X: 681. Обе команды выполнили свои обязательства и за­ кончили ремонты досрочно. Средние траулеры X X 689 и 681 с января успешно ведут сель­ дяной промысел в водах Северной Атлантики. Приказом по Министер­ ству рыбной промышленности ма­ шинные команды этих судов на­ граждены денежными премиями. Ценная инициатива ремонта меха­ низмов силами команды, способст­ вующая быстрейшему выходу кораб­ лей на промысел, была одобрена и поддержана многими машинными командами кораблей сельдяного флота. Только за первый квартал ремонт силами команд был проведен на 23 кораблях. Сейчас этот патриотиче­ ский почин поддержан рядом кораб­ лей. Так, средний траулер Х 641 2 мая прибыл с сельдяного промысла для очередного слипования. В короткий срок предстояло произвести профи­ лактический ремонт механизмов. Ма­ шинная команда приняла социали­ стическое обязательство произвести ремонт своими силами. Эту задачу команда выполнила успешно, закон­ чив все работы в установленный планом срок при отличном качестве ремонта. 27 мая средний траулер X» 641 снова вышел на сельдяной промысел в Северную Атлантику. За отличное выполнение профи­ лактического ремонта судовых меха­ низмов старшему механику средне­ го траулера X 641 тов. Свиридову, второму механику тов. Амосову и третьему механику тов. Дьякову приказом по управлению сельдяного флота объявлена благодарность. Успешная работа сельдяного фло­ та в течение пяти месяцев во мно­ гом была обеспечена повседневным добросовестным трудом машинных команд. Ф. злотницкии. Помполит группы судов сельдяного флота. Обеспечить суда инструментом На промысловых кораблях на­ шего бассейна широко практи­ куется проведение ремонта судо­ вых механизмов силами машин­ ных команд. В «Мурмансельди» на многих средних траулерах мо­ ряку добились успеха в этом деле, но все же нужно сказать, что в ор­ ганизации ремонта силами машин­ ных команд есть серьезные недо­ статки. Большим препятствием в проведении ремонтных работ яв­ ляется неудовлетворительное снаб­ жение кораблей инструментом. Отдел снабжения «Мурмансель­ ди» (начальник тов. Никифоров) не обеспечивает нас в необходи­ мом количестве гаечными (чакид- ными) ключами в 3 6—50 милли­ метров и других размеров. Не по­ лучают моряк*и таких необходимых инструментов, как шарошки, мик­ рометрические скобы, электриче­ ские дрели на 110 вольт и т. д. Если бы снабжение инструмен1 том было поставлено лучше; ма­ шинные команды могли бы повы- 1сить производительность труда на 12 0—25 процентов, что помогло бы сократить стоянки в порту в пери­ од ремонта. Ю. ЛАШИН. Старший механик среднего траулера № 4124. Трудовые будни экипажа ср едн его траулера Когда средний траулер X; 680 уходил в рейс, только начинался новый, 1954 год. На дворе стояли трескучие морозы, в море все время штормило и корабли возвращались в порт обледеневшими. Во главе экипажа корабля назна­ чили Николая Ефимовича Белова. Для него это было особенно ответст­ венное плавание — капитаном он шел впервые. 17 января судно начало промы­ сел в Северной Атлантике. На пер­ вых порах приходилось очень труд­ но. Ведь в палубной команде, кроме двух опытных матросов, все осталь­ ные были новички — молодые, здо­ ровые ребята, но еще ни разу не ходившие в море. Каждый из них выдержал суровое морское креще­ ние, каждый хотел хорошо рабо­ тать, но промысловых навыков ни­ кто из них не имел. — Ничего,— подбадривал их ка­ питан,— научитесь. Из вас заправ­ ские моряки со временем получатся. Когда не было срочной работы, в штормовую погоду или в промежу­ ток времени между выборкой дриф­ терных порядков, в столовой соби­ рались матросы. Старшин помощ­ ник тов. Гончаров подробно расска­ зывал нм об основах морской прак­ тики, о промысловой работе. Теоре­ тические знания моряки закрепля­ ли на практике. Опытный тралмей­ стер тов. Иванов показывал им, как нужно работать с дрифтерным по­ рядком, а рыбмастер комсомолец тов. Овсянкин учил обрабатывать рыбу. Постепенно, шаг за шагом, но­ вички познавали промысловое дело. Опытные матросы тт. Колосов и Шестеряков охотно помогали им. На корабле образовался дружный, спаянный экипаж, который решил во что бы то ни стало перевыпол­ нить рейсовое задание. «С такими людьми мы этого добьемся,— думал молодой капи­ тан. — Надо только правильно ор­ ганизовать промысловое судовожде­ ние, работу с орудиями лова». Трижды за дрейф на траулере проверялись контрольные сети, всегда тщательно анализировались промысловые сводки. Здесь никогда не метали порядок «наобум». Сети выметывалп только тогда, когда бы­ ла точно определена глубина, когда был замечен косяк. Дрифтерный по­ рядок оснащался поводцами в соот­ ветствии с тем, на какой глубине находилась сельдь. Если в январе ловили в основном на очень длинных поводцах, то уже в феврале перешли на десяти— двадцатиметровые. Дрифмейетер тов. Иванов и его помощник тов. Хабибулин всегда ставили в поря­ док по 100— 120 сетей. Ведь чем больше орудий лова, тем выше улов. Весь экипаж боролся за сохран­ ность сетематерпалов, бдительно следил за порядком во время вымет- ки и дрейфа его. В результате за пять месяцев не допустили никаких потерь орудий лова. Уже в феврале экипаж одержал большую победу — он выловил 935 центнеров сельди. Успех вдохновил моряков. Люди стали еще лучше работать, проявляли творческую инициативу. Когда поступило распоряжение до­ ставлять на базу обезглавленную сельдь, команда в отдельные дни за­ готавливала до 200 центнеров такой продукции. На обработке рыбы тру­ дились буквально все члены эки- пажа. Ценную инициативу проявил рыбмастер тов. Овсянкин. Если раньше рыба сразу засаливалась в бочки, то он предложил обрабаты­ вать ее предварительно на спе­ циальном рыборазделочном столе. Этот стол был разбит на отсеки. В одном сельдь сортировалась, отби­ ралась поврежденная сельдь и обез­ главливалась. В другом отсеке сельдь предварительно обваливалась в со­ ли, а уже затем укладывалась в бочки. Благодаря этому экипаж сдал первым сортом 98 процентов всей продукции. Старший помощник капитана тов. Гончаров также внес рациона­ лизаторское предложение. По его инициативе была изготовлена опра­ ва на резиновых амортизаторах для термометров. Если раньше термо­ метры при спуске за борт часто би­ лись, то теперь этого нет. Новшест­ во небольшое, но использование его на флоте даст некоторую экономию средств. Многие моряки среднего траулера X: 680 быстро овладели своими про­ фессиями. Новички тт. Дорецкий, Ветров и Арещук к концу плавания 1справлялись со всеми ооязанностя- ми, которые должны выполнять матросы первого класса. Тов. Аре­ щук, несмотря на напряженную ра­ боту на палубе, сумел найти время, чтобы освоить еще и специальность моториста. В этом ему помогли ме­ ханики. Обычно после длительного рейса большинство средних траулеров ста­ новится в порту для ремонта меха­ низмов. Но на этом судне машинная команда во главе с тов. Фоминым сама привела в порядок механиз­ мы. Второй механик комсомолец тов. Петрухпн и старший моторист тов. Чирков произвели в море чист­ ку главного двигателя, двух дизель- динамо и другие работы. Умело эксплоатировали механики вверенную нм технику. Они устра­ нили все дефекты в машине, пра­ вильно давали нагрузку двигателю. В рейсе сэкономлено 9 процентов топлива и 12 процентов смазки. Недавно средний траулер X 680 вернулся в порт. Моряки успешно закончили пятимесячное плавание — выполнили полугодовой план и дали сверх плана .около 1000 цент­ неров атлантической сельди. М. ЮРЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz