Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.

№ 7 1 (155), 16 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Рационализаторы траулера „Одесса" Некоторое время назад на нашем траулере экономия нресной воды вызывала большую заботу команды. Для сокращения расхода воды у нас, как и на большинстве судов тина «Кремль», существовало строгое рас­ писание. В конце 1953 года машинная команда поставила перед собой цель: найти пути удовлетворительного обеспечения экипажа водой без рас­ писания в течение всего девяносто­ суточного рейса. Сейчас можно сказать, что эки­ паж, осуществив ряд рационализа­ торских предложений, достиг этой цели. Рейс в дальние районы про­ мысла подтвердил на практике рас­ четы наших рационализаторов — за­ пасов воды хватило без пополнения более чем на 90 суток плавания. Какими мерами экипаж добился этого? Известно, что на траулерах типа «Кремль» значительный пере­ расход воды происходит от излишне­ го напора воды в кранах. Чтобы из­ бежать этого, в соединениях, подве­ денных к кранам водопроводных тру­ бок, вставляются ограничители в ви­ де диска с отверстием 0,5 — 1,5 миллиметра. Такого отверстия, ока­ зывается, вполне достаточно, чтобы через него вода шла струей, вполне удовлетворяющей потребность. Из­ вестно, что консервная установка расходует очень много пара для ав­ токлавов, а отработанный пар ухо­ дит в атмосферу. По предложению старшего механика траулера тов. Тюрикова отработанный пар по тру­ бе отводится в фортик и снова превращается в воду. Теперь пар расходуется на подогрев печени при ее сепарировании на жир. В этом случае пар отводится в так назы­ ваемый теплый ящик. Эти рационализаторские меро­ приятия были подкреплены усилия­ ми и стремлением экипажа сэконо­ мить как можно больше пресной воды. Имея в виду, что горючего, сма­ зочных и других запасов вполне хватает для плавания в течение 90 суток, недостаток воды являлся единственной причиной для возвра­ щения траулера в порт. Рациональ­ ное использование экипажем прес­ ной воды увеличило промысловое время траулера на трое— четверо су­ ток и значительно расширило район его плавания. Рационализаторской работе на траулере придается большое значе­ ние. В текущем году членами эки­ пажа подано 15 рационализаторских предложений, имеющих существен­ ное значение в повышении произво­ дительности труда и улучшении ка­ чества продукции. Мастер по жиротоплению тов. Привезенов предложил приспособле­ ние, устраняющее попадание граксы в жировые танки. Его предложе­ ние уже внедрено. Им разработано предложение, которое дает возмож­ ность обслуживать сепаратную уста­ новку одним мастером вместо двух. Матрос тов. Поленов разработал приспособление, устраняющее де­ формацию чекелей, идущих на воо­ ружение трала, и сейчас оно испы­ тывается на траулере. Раньше вспомогательный двига­ тель мощностью 103 киловатта при стоянке траулера в порту исполь­ зовался только для нужд камбуза. Машинная команда установила на камбузе мотор переменного тока ма­ лой мощности, который будет ис­ пользовать береговую электроэнер­ гию и вполне удовлетворит потреб­ ность камбуза. Таким образом, иск­ лючается надобность в работе мощ­ ного 103-киловаттного двигателя. Электромеханик тов. Прохоров и механики тт. Иликов и Утен- 1 сов осуществили приспособле­ ние для электросварки при не­ отложном ремонте. Третий механик тов. Плнков из паяльной лампы с подведением к ней сжатого воздуха сконструировал пульверизатор для покраски машинного отделения. Производительность приспособления в четыре— пять раз выше, чем при ручной покраске кистыо, дает луч­ шее качество работы и сокращает расход материалов. Разработано пред­ ложение старшего моториста тов. Архипова, облегчающее труд на па­ лубе. Его предложение, например, намного сокращает и ускоряет ре­ монт в условиях моря таких тяже­ ловесных деталей, как мотылевые подшипники, крышки цилиндра, поршни главного двигателя и т. п. В рационализаторской работе при­ нимают участие многие члены эки­ пажа. Каждое рационализаторское предложение внимательно рассмат­ ривается на производственном сове- ; щаннп, где оцениваются его поло- ' жптельные и .отрицательные сторо- !ны, даются советы. Механики по­ могают рационализаторам в оформле­ нии пх предложений для рассмотре­ ния на техническом совете трало­ вого флота. Так коллектив нашего траулера вносит свой посильный вклад в об­ щенародное дело повышения произ­ водительности труда. И. НИКОНОВ. Первый помощник капитана траулера «Одесса». На целинных землях Казахская ССР. Большие пространства целинных ^ земель предстоит освоить недавно организованному в Акмолинской обла­ сти совхозу «Жаксы». Сюда прибыло много молодых механи­ заторов, недавно окончивших училища. В новом совхозе создаются комсомольская и профсоюзная организации. На снимке: профсоюзное собрание тракторной бригады № 5 совхоза «Жаксы» принимает в члены профсоюза тракториста Ивана КИМЕНЕЦ (крайний слева), приехавшего из Харьковско­ го училища. Фото П. Федорова. Прессклише ТАСС. Умело эксплоатировать судовые холодильные установки Со второй половины 1952 года и по настоящее время траловый флот пополняется промысловыми корабля­ ми типа «Рита». Эти траулеры 'обо­ рудованы небольшими холодильными установками, с помощью которых мождо хранить в трюмах свежую рыбу в течение всего рейса продол­ жительностью в 14 суток. На многих кораблях, оснащенных холодильными установками, ни вто­ рые, ни старшие механики не стре­ мятся к изучению оборудования, до­ пускают выход его из строя.. Напри­ мер, старшие механики тт. Короби- цын и Томилов с траулеров «Плу­ тон» и «Метеор» недобросовестно относятся к эксплоатации холодиль­ ных установок, ссылаются на то, что плохо их знают. Не на всех ко­ раблях типа «Рига» капитаны и номиолиты интересуются использо­ ванием и ремонтом механизмов, в том числе и холодильных устано­ вок. Между7тем, не выполняя планов по свежью, уделяя главное внимание заготовке соленой рыбы, экипаж каждого траулера типа «Рига» в те­ чение рейса вынужден трое суток расходовать на долов рыбы и заго­ товку излишнего сырца, что вызы­ вает потерю не менее 12 тысяч рублей. Положение с использова­ нием холодильных установок небла­ гополучно почти на всех кораблях, имеющих это оборудование. Это в конечном итоге вызывает потерн по флоту 5— 5,5 миллиона рублей в год. Нет подлинной заботы командова­ ния траулеров о содержании в исправном Состоянии всех без ис­ ключения судовых механизмов. Не­ которые капитаны дают указания старшим механикам о полном расхо­ довании угля в рейсе, «под лопат­ ку», как принято говорить во флоте. Это лишает возможности проверить иснравно'сть холодильных установок в порту, так как в таких случаях на кораблях пара нет, механизмы не могут работать и это противоречит правилам эксплоатации промыслово­ го корабля. Странно, почему управ­ ление тралового флота мирится с та­ ким положением, тогда как известно, что контроль за техническим состо­ янием и проведение профилактиче­ ского ремонта судовых механизмов невозможны при погашенном котле. Вот почему на траулерах «Якутск» и «Молдавия» своевременный ремонт холодильных установок был сорван. Технический отдел обращался в Главмурманрыбиром с просьбой обя­ зать руководителей судоремонтного завода междурейсового ремонта тра­ улеров быстро смонтировать преобра­ зователь постоянного тока, который крайне необходим для выполнения ремонтных работ по холодильному оборудованию траулеров в тех слу­ чаях, когда используется береговая электросеть. Преобразователь дол­ жен быть изготовлен несколько ме­ сяцев тому назад, но его до сих пор нет. В плохих условиях приходится ра­ ботать бригаде слесарей, специаль­ но организованной на судоремонтном заводе для ремонта холодильного оборудования. Бригада должна иметь отдельное помещение дляпро- ; изводства сложных работ но ремон­ ту судовых холодильных установок, I а слесарям должен помогать спе­ циалист, хорошо знающий эти уста­ новки. На деле же ничего этого нет. Все дело пущено на самотек, техни­ ческой учебы со слесарями никто не проводит. Плохо обстоит дело и с обучением холодильному делу механиков ко­ раблей. Пора подумать о том, что- : бы организовать краткосрочные | курсы по обучению обслуживающе- . го персонала, занятого уходом и. эк- еплоатацией судовых холодильных Установок. Это сказалось бы поло- I жительно па выполнении плана по : заготовке свежей рыбы, дало бы воз- I можность резко повысить качествен­ ные показатели работы флота. На ; траулерах типа «Рига» есть хоро­ шие примеры эксплоатации холо­ дильного оборудования. Умело ис- , пользуют его на траулерах «Пол- лукс», «Челябинск», «Аджаристан», , «Узбекистан», где старшими ме- , ханнками тт. Хасянов, Платонов, Зак и Фукс. Однако холодильные установки на траулерах «Плутон» и «Метеор» находятся в безобразном I состоянии. Недавно траулер «Поллуке» ушел в экспериментальный рейс с целью !выяснения эксплоатационных ка- | честв холодильных установок и .их ( экономического эффекта. По при­ бытии корабля в порт необходимо будет организовать обмен опытом ио организации правильной работы холодильного оборудовани я. К. ПОЗДНЯКОВ. Групповой механик трало­ вого флота. Первый полногрузныи рейс траулера „Щука“ ■Экипаж траулера «Щука» взял на себя социалистическое обяза­ тельство выловить в этом году 50 тысяч центнеров рыбы. Но в марте и апреле, когда на промысле была благоприятная обстановка, он стоял в ремонте. Поэтому моряки потеря­ ли, по крайней мере, два рейса. Недавно моряки «Щуки» закон­ чили шестое в этом году плавание, которое явилось самым успешным. В порт они доставили около 3.000 центнеров рыбы, около 200 центне­ ров рыбьего жпра, 11.327 банок консервов. Это свидетельствует о том, что если экипаж и впредь бу­ дет так трудиться, он может ус­ пешно выполнить свое обязатель­ ство. Как же проходил последний рейс корабля? Сначала предполагалось, что траулер будет брать треску под соль, а затем перейдет на Копытов­ скую банку и дополнит трюмы све­ жим окунем. Из такого расчета взя­ ли на судно и соли. Выйдя из порта, капитан Игорь Львович Пустовалов сразу же про­ анализировал сводку. В это время группа судов работала на Кпльдин- ской банке и брала хорошие уловы. Сюда и направилась «Щука». Капитан и штурманы уделили большое внимание промысловому судовождению, постоянно определя­ лись по береговым предметам, точно придерживались изобаты. Выяснив глубины и грунты, моряки посте­ пенно довели траления с 30— 40 минут до 1 часа 20 минут. Поры­ вы орудий лова прекратились. Каж­ дый подъем трала приносил три— четыре тонны рыбы. Через двое суток корабль напра­ вился к Харлову, где концентрация и ассортимент трески оказались лучше, чем у Кильдина. Шестича­ совой переход был использован производительно. Во время его шла уборка рыбы, которой была завале­ на палуба, чинились орудия лова. Учитывая особенности работы на тяжелых грунтах в прибрежных районах, мастер по добыче тов. Се- мпчев вооружил трал большими бо- Строителыше работы на побережье Мурмана Большие работы ведет коллектив дительности труда здесь добивают- строительного управления Коль­ ского госрыбтреста на побережье Мурмана. В Сайда-губе он закон­ чил сооружение мукомольного за­ вода. Сейчас здесь монтируется оборудование. В этом поселке строится несколь­ ко жилых домов. Высокой произво- ся печник тов. Гнетнев и стеколь­ щик тов. Стешко. Каждый из них перекрывает нормы выработки бо­ лее чем в два раза. Строительное управление в июле начнет значительные работы в Те- риберке. Здесь будут построены детский сад, 40 домов для рыбаков- колхозников и вешала для сушки орудии лова. В районном цент­ ре уже находятся строительные бригады. Сейчас они готовят склад­ ские помещения, жилье для себя. Бригады плотников,' руководимые тт. Овчинниковым и Королем, еже­ дневно дают около двух норм. бинцамп, привязал дополнительные кухтыли на границе двухрядного и однорядного мешка, что сократило протеры сетей. Корабль несколько удалился от берегов, где держалось рыбы боль­ ше. Здесь так же не работали на прямых курсах, а придерживались изобаты. Были подъемы, когда на палубу доставлялось до 9 тонн ры­ бы. Ассортимент ее менялся с каж-. дым тралением — треска передви­ галась на восток. При затухании уловов капитан тов. Пустовалов проявлял промысловую выдержку, менял глубины и подъемы снова возрастали. Траулеру «Щука» пришлось за­ ходить в Териберку для пополнения запаса соли. После 4 июня корабль ловил у самого Харлова. Здесь моря­ ки поставили свой буй и брали в сутки по 20— 23 тонны рыбы. Ас­ сортимент был хороший — 30 про­ центов крупной, 60 процентов средней и 10 процентов мелкой трески. Когда рейс подходил к концу, ко­ рабль сделал еще несколько трале­ ний у Кильдина, где дополнили трюмы рыбой, и пошли в порт. Хорошо работал экипаж на убор­ ке улова. Матросам в этом деле по­ могали и члены машинной команды. К рыборазделочным столам станови­ лись и вахтенные штурманы: их на мостике заменял капитан. В рейсе отличились многие моряки. Среди них старший помощник ка питана тов. Барков, тралмейстер тов. Семичев, рыбный мастер тов. Потапов, засольщик тов. Патрушев, матросы тт. Якушкин, Чупраков, второй механик тов. Ленский и дру­ гие. Мастер по жиротоплению тов. Гонторенко более чем в два раза пе­ ревыполнил задание по выработке рыбьего жира. В следующем рейсе экипаж трау­ лера «Щука» решил не только вы­ полнить план второго квартала, но и дать сверх программы 1.500 центнеров рыбы. М. НИКОЛЬСКИЙ В ы с о к и е н о к а з а т е л и Рыболовный сейнер MS 708 за- порно-нромыслового хозяйства Коль­ ского госрыбтреста в этом году ве­ дет только лов трески. Его экипаж, руководимый опытным капитаном тов. Егоровым, хорошо освоил тра­ ловый промысел. Из месяца в ме­ сяц он перевыполняет задания. Только в мае рыбаки добыли тре- |Ски в три раза больше, чем было установлено планом. Передовой ко­ рабль уже реализовал годовой план на 79 процентов, а квартальный перекрыл более, чем в полтора раза. Экипаж мотобота «Альбатрос», ловивший мойву, выполнил два го­ довых плана. Высокие показатели имеют и рыбаки мотобота «Кола» и рыболовных сейнеров № 573 и № 576. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz