Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.
№ 7 1 (155), 16 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Рационализаторы траулера „Одесса" Некоторое время назад на нашем траулере экономия нресной воды вызывала большую заботу команды. Для сокращения расхода воды у нас, как и на большинстве судов тина «Кремль», существовало строгое рас писание. В конце 1953 года машинная команда поставила перед собой цель: найти пути удовлетворительного обеспечения экипажа водой без рас писания в течение всего девяносто суточного рейса. Сейчас можно сказать, что эки паж, осуществив ряд рационализа торских предложений, достиг этой цели. Рейс в дальние районы про мысла подтвердил на практике рас четы наших рационализаторов — за пасов воды хватило без пополнения более чем на 90 суток плавания. Какими мерами экипаж добился этого? Известно, что на траулерах типа «Кремль» значительный пере расход воды происходит от излишне го напора воды в кранах. Чтобы из бежать этого, в соединениях, подве денных к кранам водопроводных тру бок, вставляются ограничители в ви де диска с отверстием 0,5 — 1,5 миллиметра. Такого отверстия, ока зывается, вполне достаточно, чтобы через него вода шла струей, вполне удовлетворяющей потребность. Из вестно, что консервная установка расходует очень много пара для ав токлавов, а отработанный пар ухо дит в атмосферу. По предложению старшего механика траулера тов. Тюрикова отработанный пар по тру бе отводится в фортик и снова превращается в воду. Теперь пар расходуется на подогрев печени при ее сепарировании на жир. В этом случае пар отводится в так назы ваемый теплый ящик. Эти рационализаторские меро приятия были подкреплены усилия ми и стремлением экипажа сэконо мить как можно больше пресной воды. Имея в виду, что горючего, сма зочных и других запасов вполне хватает для плавания в течение 90 суток, недостаток воды являлся единственной причиной для возвра щения траулера в порт. Рациональ ное использование экипажем прес ной воды увеличило промысловое время траулера на трое— четверо су ток и значительно расширило район его плавания. Рационализаторской работе на траулере придается большое значе ние. В текущем году членами эки пажа подано 15 рационализаторских предложений, имеющих существен ное значение в повышении произво дительности труда и улучшении ка чества продукции. Мастер по жиротоплению тов. Привезенов предложил приспособле ние, устраняющее попадание граксы в жировые танки. Его предложе ние уже внедрено. Им разработано предложение, которое дает возмож ность обслуживать сепаратную уста новку одним мастером вместо двух. Матрос тов. Поленов разработал приспособление, устраняющее де формацию чекелей, идущих на воо ружение трала, и сейчас оно испы тывается на траулере. Раньше вспомогательный двига тель мощностью 103 киловатта при стоянке траулера в порту исполь зовался только для нужд камбуза. Машинная команда установила на камбузе мотор переменного тока ма лой мощности, который будет ис пользовать береговую электроэнер гию и вполне удовлетворит потреб ность камбуза. Таким образом, иск лючается надобность в работе мощ ного 103-киловаттного двигателя. Электромеханик тов. Прохоров и механики тт. Иликов и Утен- 1 сов осуществили приспособле ние для электросварки при не отложном ремонте. Третий механик тов. Плнков из паяльной лампы с подведением к ней сжатого воздуха сконструировал пульверизатор для покраски машинного отделения. Производительность приспособления в четыре— пять раз выше, чем при ручной покраске кистыо, дает луч шее качество работы и сокращает расход материалов. Разработано пред ложение старшего моториста тов. Архипова, облегчающее труд на па лубе. Его предложение, например, намного сокращает и ускоряет ре монт в условиях моря таких тяже ловесных деталей, как мотылевые подшипники, крышки цилиндра, поршни главного двигателя и т. п. В рационализаторской работе при нимают участие многие члены эки пажа. Каждое рационализаторское предложение внимательно рассмат ривается на производственном сове- ; щаннп, где оцениваются его поло- ' жптельные и .отрицательные сторо- !ны, даются советы. Механики по могают рационализаторам в оформле нии пх предложений для рассмотре ния на техническом совете трало вого флота. Так коллектив нашего траулера вносит свой посильный вклад в об щенародное дело повышения произ водительности труда. И. НИКОНОВ. Первый помощник капитана траулера «Одесса». На целинных землях Казахская ССР. Большие пространства целинных ^ земель предстоит освоить недавно организованному в Акмолинской обла сти совхозу «Жаксы». Сюда прибыло много молодых механи заторов, недавно окончивших училища. В новом совхозе создаются комсомольская и профсоюзная организации. На снимке: профсоюзное собрание тракторной бригады № 5 совхоза «Жаксы» принимает в члены профсоюза тракториста Ивана КИМЕНЕЦ (крайний слева), приехавшего из Харьковско го училища. Фото П. Федорова. Прессклише ТАСС. Умело эксплоатировать судовые холодильные установки Со второй половины 1952 года и по настоящее время траловый флот пополняется промысловыми корабля ми типа «Рита». Эти траулеры 'обо рудованы небольшими холодильными установками, с помощью которых мождо хранить в трюмах свежую рыбу в течение всего рейса продол жительностью в 14 суток. На многих кораблях, оснащенных холодильными установками, ни вто рые, ни старшие механики не стре мятся к изучению оборудования, до пускают выход его из строя.. Напри мер, старшие механики тт. Короби- цын и Томилов с траулеров «Плу тон» и «Метеор» недобросовестно относятся к эксплоатации холодиль ных установок, ссылаются на то, что плохо их знают. Не на всех ко раблях типа «Рига» капитаны и номиолиты интересуются использо ванием и ремонтом механизмов, в том числе и холодильных устано вок. Между7тем, не выполняя планов по свежью, уделяя главное внимание заготовке соленой рыбы, экипаж каждого траулера типа «Рига» в те чение рейса вынужден трое суток расходовать на долов рыбы и заго товку излишнего сырца, что вызы вает потерю не менее 12 тысяч рублей. Положение с использова нием холодильных установок небла гополучно почти на всех кораблях, имеющих это оборудование. Это в конечном итоге вызывает потерн по флоту 5— 5,5 миллиона рублей в год. Нет подлинной заботы командова ния траулеров о содержании в исправном Состоянии всех без ис ключения судовых механизмов. Не которые капитаны дают указания старшим механикам о полном расхо довании угля в рейсе, «под лопат ку», как принято говорить во флоте. Это лишает возможности проверить иснравно'сть холодильных установок в порту, так как в таких случаях на кораблях пара нет, механизмы не могут работать и это противоречит правилам эксплоатации промыслово го корабля. Странно, почему управ ление тралового флота мирится с та ким положением, тогда как известно, что контроль за техническим состо янием и проведение профилактиче ского ремонта судовых механизмов невозможны при погашенном котле. Вот почему на траулерах «Якутск» и «Молдавия» своевременный ремонт холодильных установок был сорван. Технический отдел обращался в Главмурманрыбиром с просьбой обя зать руководителей судоремонтного завода междурейсового ремонта тра улеров быстро смонтировать преобра зователь постоянного тока, который крайне необходим для выполнения ремонтных работ по холодильному оборудованию траулеров в тех слу чаях, когда используется береговая электросеть. Преобразователь дол жен быть изготовлен несколько ме сяцев тому назад, но его до сих пор нет. В плохих условиях приходится ра ботать бригаде слесарей, специаль но организованной на судоремонтном заводе для ремонта холодильного оборудования. Бригада должна иметь отдельное помещение дляпро- ; изводства сложных работ но ремон ту судовых холодильных установок, I а слесарям должен помогать спе циалист, хорошо знающий эти уста новки. На деле же ничего этого нет. Все дело пущено на самотек, техни ческой учебы со слесарями никто не проводит. Плохо обстоит дело и с обучением холодильному делу механиков ко раблей. Пора подумать о том, что- : бы организовать краткосрочные | курсы по обучению обслуживающе- . го персонала, занятого уходом и. эк- еплоатацией судовых холодильных Установок. Это сказалось бы поло- I жительно па выполнении плана по : заготовке свежей рыбы, дало бы воз- I можность резко повысить качествен ные показатели работы флота. На ; траулерах типа «Рига» есть хоро шие примеры эксплоатации холо дильного оборудования. Умело ис- , пользуют его на траулерах «Пол- лукс», «Челябинск», «Аджаристан», , «Узбекистан», где старшими ме- , ханнками тт. Хасянов, Платонов, Зак и Фукс. Однако холодильные установки на траулерах «Плутон» и «Метеор» находятся в безобразном I состоянии. Недавно траулер «Поллуке» ушел в экспериментальный рейс с целью !выяснения эксплоатационных ка- | честв холодильных установок и .их ( экономического эффекта. По при бытии корабля в порт необходимо будет организовать обмен опытом ио организации правильной работы холодильного оборудовани я. К. ПОЗДНЯКОВ. Групповой механик трало вого флота. Первый полногрузныи рейс траулера „Щука“ ■Экипаж траулера «Щука» взял на себя социалистическое обяза тельство выловить в этом году 50 тысяч центнеров рыбы. Но в марте и апреле, когда на промысле была благоприятная обстановка, он стоял в ремонте. Поэтому моряки потеря ли, по крайней мере, два рейса. Недавно моряки «Щуки» закон чили шестое в этом году плавание, которое явилось самым успешным. В порт они доставили около 3.000 центнеров рыбы, около 200 центне ров рыбьего жпра, 11.327 банок консервов. Это свидетельствует о том, что если экипаж и впредь бу дет так трудиться, он может ус пешно выполнить свое обязатель ство. Как же проходил последний рейс корабля? Сначала предполагалось, что траулер будет брать треску под соль, а затем перейдет на Копытов скую банку и дополнит трюмы све жим окунем. Из такого расчета взя ли на судно и соли. Выйдя из порта, капитан Игорь Львович Пустовалов сразу же про анализировал сводку. В это время группа судов работала на Кпльдин- ской банке и брала хорошие уловы. Сюда и направилась «Щука». Капитан и штурманы уделили большое внимание промысловому судовождению, постоянно определя лись по береговым предметам, точно придерживались изобаты. Выяснив глубины и грунты, моряки посте пенно довели траления с 30— 40 минут до 1 часа 20 минут. Поры вы орудий лова прекратились. Каж дый подъем трала приносил три— четыре тонны рыбы. Через двое суток корабль напра вился к Харлову, где концентрация и ассортимент трески оказались лучше, чем у Кильдина. Шестича совой переход был использован производительно. Во время его шла уборка рыбы, которой была завале на палуба, чинились орудия лова. Учитывая особенности работы на тяжелых грунтах в прибрежных районах, мастер по добыче тов. Се- мпчев вооружил трал большими бо- Строителыше работы на побережье Мурмана Большие работы ведет коллектив дительности труда здесь добивают- строительного управления Коль ского госрыбтреста на побережье Мурмана. В Сайда-губе он закон чил сооружение мукомольного за вода. Сейчас здесь монтируется оборудование. В этом поселке строится несколь ко жилых домов. Высокой произво- ся печник тов. Гнетнев и стеколь щик тов. Стешко. Каждый из них перекрывает нормы выработки бо лее чем в два раза. Строительное управление в июле начнет значительные работы в Те- риберке. Здесь будут построены детский сад, 40 домов для рыбаков- колхозников и вешала для сушки орудии лова. В районном цент ре уже находятся строительные бригады. Сейчас они готовят склад ские помещения, жилье для себя. Бригады плотников,' руководимые тт. Овчинниковым и Королем, еже дневно дают около двух норм. бинцамп, привязал дополнительные кухтыли на границе двухрядного и однорядного мешка, что сократило протеры сетей. Корабль несколько удалился от берегов, где держалось рыбы боль ше. Здесь так же не работали на прямых курсах, а придерживались изобаты. Были подъемы, когда на палубу доставлялось до 9 тонн ры бы. Ассортимент ее менялся с каж-. дым тралением — треска передви галась на восток. При затухании уловов капитан тов. Пустовалов проявлял промысловую выдержку, менял глубины и подъемы снова возрастали. Траулеру «Щука» пришлось за ходить в Териберку для пополнения запаса соли. После 4 июня корабль ловил у самого Харлова. Здесь моря ки поставили свой буй и брали в сутки по 20— 23 тонны рыбы. Ас сортимент был хороший — 30 про центов крупной, 60 процентов средней и 10 процентов мелкой трески. Когда рейс подходил к концу, ко рабль сделал еще несколько трале ний у Кильдина, где дополнили трюмы рыбой, и пошли в порт. Хорошо работал экипаж на убор ке улова. Матросам в этом деле по могали и члены машинной команды. К рыборазделочным столам станови лись и вахтенные штурманы: их на мостике заменял капитан. В рейсе отличились многие моряки. Среди них старший помощник ка питана тов. Барков, тралмейстер тов. Семичев, рыбный мастер тов. Потапов, засольщик тов. Патрушев, матросы тт. Якушкин, Чупраков, второй механик тов. Ленский и дру гие. Мастер по жиротоплению тов. Гонторенко более чем в два раза пе ревыполнил задание по выработке рыбьего жира. В следующем рейсе экипаж трау лера «Щука» решил не только вы полнить план второго квартала, но и дать сверх программы 1.500 центнеров рыбы. М. НИКОЛЬСКИЙ В ы с о к и е н о к а з а т е л и Рыболовный сейнер MS 708 за- порно-нромыслового хозяйства Коль ского госрыбтреста в этом году ве дет только лов трески. Его экипаж, руководимый опытным капитаном тов. Егоровым, хорошо освоил тра ловый промысел. Из месяца в ме сяц он перевыполняет задания. Только в мае рыбаки добыли тре- |Ски в три раза больше, чем было установлено планом. Передовой ко рабль уже реализовал годовой план на 79 процентов, а квартальный перекрыл более, чем в полтора раза. Экипаж мотобота «Альбатрос», ловивший мойву, выполнил два го довых плана. Высокие показатели имеют и рыбаки мотобота «Кола» и рыболовных сейнеров № 573 и № 576. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz