Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.
№ 70 (154), 13 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н В д а л ь н ем п л а в а н и и В холодный декабрьский вечер прошлого года средний траулер Л? 4123 вышел в рейс. Капитан Владимир Александрович Дидерикс, окончивший курсы штурманов даль него плавания в Ленинграде, выхо дил на промысел сельди впервые. Кроме теоретических сведений о дрифтерном лове он никакого опыт* не имел. Товарищи помогли ему бы стро освоить технику работы, и уже с первых дней промысла экипаж начал брать хорошие уловы. Три груза сдала моряки трауле ра № 4123 в трудное для промысла время первого квартала. План был выполнен на 226 процентов. Успех воодушевил экипаж. Было решено во что бы то ни стало не снижать темпов работы. II экипаж продол жал трудиться с тем же подъемом, значительно перевыполнив апрель ский план. Дружный, слаженный коллектив образовался на корабле. Большинст во членов экипажа пришли на ко рабль после службы в армии и фло те. Разные по характерам и склон ностям, моряки тем не менее объе динены одним желанием, одной во лей — работать лучше, добиваться новых успехов, бороться за честь корабля. Самоотверженный труд моряков в первом квартале отмечен высокой правительственной наградой — при суждением экипажу первой Все союзной премии и переходящего вымпела Министерства рыбной про мышленности. , Это знаменательное в жизни экипа жа событие вызвало законную гор дость моряков и в то же время за ставило пересмотреть свои произ водственные возможности. На корабле знали о патриотиче ском почине коллектива московских предприятий, начавших соревнова ние за повышение производитель ности труда. 1 мая по радио была прослушана передовая статья «Прав ды» — «Боевые задачи советских рыбаков». Комсомольцы корабля совместно с судовым комитетом решили выне сти на общее собрание вопрос о пе ресмотре ранее принятых социали стических обязательств, о борьбе за вылов в 1954 году 10.000 центне ров сельди. Моряки обсудили этот вопрос на собрании. Собрание проходило бурно. Многие моряки указывали на трудности в снабжении, на имев шие место потери времени у баз в первом квартале, требовали поста новки вопроса перед командованием об обеспечении всем необходимым для выполнения повышенного обя зательства. — Мы должны поддержать почин передовых предприятий,— говорили моряки на собрании. — Вылов в 1954 году не менее 10.000 центне ров сельди — наш патриотический долг, и мы этот долг выполним. В тот же вечер руководству фло та и экспедиции была отправлена радиограмма о принятии экипажем повышенного социалистического обя зательства. ...Дрейф за дрейфом повторял ко рабль и трюмы его заполнялись боч ками с сельдью. 12 мая была одер жана новая трудовая победа — вы полнен полугодовой план. 3.100 центнеров добыли моряки за 4 ме сяца. Оставалось выполнить май ский план и можно было возвра щаться в порт. Но в это время резко снизились уловы. Началось бурное «цветение» моря — признак без рыбья. Наконец, в Центральном районе поисковое .судно «Кораблестрои тель» нашло косяки сельди, улов на сеть составил 100— 150 кило граммов. Капитан прикинул рас стояние — около 300 миль. — Дойдем через пару дней, делая ио пути пробные дрейфы,— как бы для себя тихо произнес он, и взгля нул на своих помощников. — Северные районы более пер- сцрктивные, надо следовать туда,— ответил старший помощник. И корабль взял курс на север. Только через двое суток пришел он, но и здесь рыбы уже не оказалось. Вновь матросы тянули пустые сети. Некоторые товарищи разувери лись в возможности добрать груз, выполнить майский план. Но коман дование корабля упорно продолжало поиски. Рыба должна быть! На мостик поднялся старшин ме ханик тов. Щербина — молодой моряк, не так давно окончивший мореходное училище. — Топлива 12 тонн, — доложил он капитану,— промышлять можем только до первого числа. Оставалось 6 дней, а на борту всего 70 тонн груза — 84 процен та майского плана. Наконец, 25 мая в сотнях миль к западу поисковый корабль обнару жил хорошую концентрацию сельди. Решили идти к нему. Днем стало известно, что улов на сеть доходит до 500 килограммов. Повеселели матросы. Вновь обрели уверенность в выполнении плана. Судно подходило к району кон центрации сельди в сплошном ту мане. Выметали почти в полночь. Утро принесло разочарование. «Ве роятно не дошли», — заметил вах тенный помощник капитана. В это время радист сообщил пеленг. Через пару часов вышли к борту среднего траулера N° 150. Решили следовать за ним, выбрать место с хорошими показаниями приборов. Уже через час с мостика поиско вого траулера через мегафон сооб щили о хороших показаниях прибо ров. Подготовились к выметке. Дан самый малый ход — и сети уходят за борт, теряясь за кормой в ту мане. Туманные сигналы разрыва ют тишину моря. Через 20 минут стали на вожак. Впереди 18 часов томительного ожидания. Время корогается за книгой, га зетой. Чемпион судна по шашкам — матрос Будяков упорно отстаивает свои права. Но матрос Новохацкий уже запер три шашки чемпиона. Стоящие вокруг играющих матросы дружно смеются, подбадривают. Bv- дяков смущен и упорно требует пов торения партии. Наутро сети принесли богатый улов. В каждой сетке было до 400 килограммов сельди. Быстро запол няются оставшиеся бочки. К 16 ча сам убрано более 15 тонн. Майский план выполнен. Лица матросов оза рены довольными улыбками. Хоро шо потрудились. 30 мая корабль взял курс в родной порт. Закончена генеральная приборка. Моряки — побритые, подтянутые, взволнован ны предстоящими встречами. Г не терпением ждут они, когда пока жутся родные берега. В ночь на 4 июня узкой полоской на горизонте появился берег полу- строва Рыбачьего. Днем судно ош вартовалось в Тюва-губе, а к ве черу под флагами расцвечивания средний траулер М 4123 входил в родной порт. На борт поднялись представители управления «Мурмансельдь», полит отдела. Сразу же состоялся митинг, посвященный вручению Красной зиезды. Выступая на митинге, матрос Но вохацкий выразил общие мысли всего экипажа. — Мы знаем, что трудимся на благо Родины, на благо советского народа,— говорит он. — II если партия и правительство поставили перед нами задачу увеличения до бычи рыбы, мы будем способство вать ее выполнению своим даль нейшим трудом — сдадим к концу года не менее 10.000 центнеров сельди. Дружными аплодисментами выра зили моряки свое одобрение. И когда смотришь на их мужествен ные обветренные лица, на их уве ренные четкие движения, — ве ришь, что они с честью справятся со своими задачами. В. КУЗЬМИН. Помполнт отряда сельдяного флота. ШЯШ- Штт Московская область. На Егорьевском меланжевом комбинате за последние два года установлено более 500 высокопроизводи тельных автоматических станков отечественного производства. Это позволило значительно повысить выпуск продукции. Во всех цехах развернулась борьба за дальнейшее повышение производительности труда, за досрочное выполнение годового плана. На снимке: ткацкий цех комбината. Фото И. Егорова. Прессклише ТАСС. Так завоевывается успех. Среди многих кораблей, находя щихся 'сейчас в Северной Атлантике, успешно ведет промысел сельди экипаж среднего траулера X: 4124, возглавляемый капитаном тов. Мос каленко. Несмотря на то, что в апреле это судно находилось в ремонте и почти не промышляло, команда корабля решила во что бы то ни стало на верстать упущенное время, досрочно выполнить майский план и полуго довое задание добычи сельди. К этой цели были направлены все усилия партийной организации, руководимой старшим механиком тов. Лашиным. Большую помощь партийной орга низации в мобилизации экипажа на выполнение плана оказывала комсо мольская организация во гла.ве с ее секретарем тов. Чумаченко. На среднем траулере № 4124 хо рошо поставлена техническая учеба. Старший механик тов. Лапгин и вто рой штурман тов. Кузнецов расска зывают матросам об устройстве ко рабля, о правилах судовождения, о машине и механизмах судна. Мастер по орудиям лова тов. Долгов сразу же, по выходе судна в море, научил молодых моряков правильному и бы строму 'сращиванию концов, вязке разных узлов из тросов, показал, как правильно набирать сети на палубе, чтобы не было задержки во ©ремя их вьтметки в море. Усилия команды оказались вер ными. В каждую сеть попадало от 100 до 250 килограммов рыбы, а весь улов составил до 25 тонн круп ной рыбы. Моряки стремились как можно быстрее обработать богатый улов. Добиваясь высоких уловов, капи тан тов. Москаленко внимательно прислушивается к советам опыт ных промы'словиков и сотрудников ПИНРО, старается держать судно ка коеяковой рыбе, изучая ее движе ние, наличие в этом районе пищи для сельди-калянуеа. Команда судна под руководством капитана повсе дневно добивается увеличения дриф терного порядка, доводя его до 120 сетей вместо 100 по нормативам. Добиваясь высоких уловов, кол лектив судна постоянно наращивает темны промысла, стремится работать еще лучше, производительнее. Об этом свидетельствует отличная рабо та передовиков производства, имена которых занесены на судовую Доску почета. Это матросы тт. Плосконосое, Федотов, Лытков, старший механик тов. Лашин, мастер (по орудиям лова тов. Долгов, старший штурман тов. Кравчук, рыбный мастер тов. Аки мов и другие. Эти люди своим упор ным. самоотверженным трудом спо собствуют выполнению полугодового задания. Экипаж судна в мае сдал на плав базу 1.210 центнеров высокосортной рыбы и сейчас трудится над выпол нением своих социалистических обя зательств— дать стране 9.020 цент неров рыбы вместо 8.020 преду смотренных планом. И. КУЛИШЕНКО. (Наш спецкорр.). Северная Атлантика. Увеличить мощность рыбного порта Промысловики неоднократно обра щались к работникам береговых предприятий с призывом улучшить обслуживание траулеров: не задер живать корабли на рейде в ожида нии причала, быстро и высококаче ственно производить разгрузку рыб ной продукции, добытой моряками и доставленной в порт. В рыбном порту намечено прове дение ряда мероприятий с целью вы полнения требований моряков. В ближайшее время будет сдан в эксплуатацию четырехстрельный стеллинг для разгрузки большегруз ных траулеров, на двухстрельные стеллинги устанавливается третья стрела. Кроме того, портовиками предложен контейнерный способ раз грузки рыбопродукции, усовершен ствование насосных установок для выкачивания рыбьего жира из емко стей траулеров, увеличение грузо подъемности стамп и т. д. Но для того, чтобы осуществить мероприятия, направленные на уве личение пропускной способности рыбного порта, что даст возможность морякам сэкономить много времени для полезной работы на промысле, необходимо покончить с узковедом ственными интересами отдельных береговых предприятий, тесно свя занных в работе между собой. Например, рыбный порт ничего не может сделать для увеличения мощ ности рыбоперегружателей (стеллин- гов) до тех пор, пока в приемном це хе Мурманского рыбокомбината не будет новой мойки. Портовики могут увеличить грузоподъемность стамп вдвое, а рыбомойки не обеспечивают обработки! и того количества рыбы, которое подается в нее со стеллин- гов в настоящее время. Ясно видно всем, что рыбомойки, конструкции которых не изменя лись с 1934— 35 годов, мешают ро сту производительности труда пор товиков и рыбообработчиков, но тем не менее еще ничего не сделано для того, чтобы улучшить положение. Рыбомойка никак не отвечает тем требованиям, которые предъявляют ся к этому устройству. Как это ни странно, рыба в мойке не моется. Падая из стампы комом весом в 250 килограммов, рыба движется ио транспортерной ленте мойки по дну резервуара, заполненного водой. Об мываются только наружные слон, а если же рыба из стампы и попала в мойку разрозненной поштучно, то. лежа на медленно движущейся лен те, она обмывается плохо. Мойка должна подавать на рыборазборный транспортер рыбу, очищенную от со ли, грязи и льда, но этого нет в настоящее время. Не отделяется мойкой и лед при разгрузке охлаж денной рыбы. Из-за того, что воду в мойке меняют периодически, через спускные отверстия, возникают про стои. Конструктивные недостатки рыбо мойки вызвали со стороны руково дителей Мурманского рыбокомбина та ничем неоправданный узковедом ственный и вредный для техниче ского прогресса трюмной механиза ции порядок приемки рыбы без льда и соли. Еще хуже обстоит дело в связи с несовершенством конструкции рыбо- моек, с использованием портальных кранов, занятых на разгрузке трау леров. Здесь рыба подается в стам- пах порциями, которые в 6— 16 раз меньше грузоподъемности кранов. Электроэнергии расходуется заведо мо больше, чем вызвано необходи мостью. Это увеличивает себестои мость продукции, вызывает ненуж ные расходы. Например, для поворо та кабины пятитонного крана расхо дуется 2 киловатта электроэнергии, а груз при этом перемещается весом во много раз меньше, чем следует. Скоростные рейсы траулеров на шего бассейна были бы значительно эффективнее, если бы порт разгру жал их также скоростными мето дами. Учитывая, что и в других бас сейнах страны несовершенство тех ники приемных цехов рыбокомбина тов сдерживает рост производитель ности труда и пропускной способно сти портов, Главмурманрыбпром дол жен обратиться к Министерству рыбной промышленности СССР с просьбой объявить конкурс на луч шую конструкцию рыбомойки как для береговых рыбоприемных пунк тов, так и для траулеров. На мой взгляд, рыбомойка может быть выполнена в двух вариантах. Первый вариант — рыбомойка со стоит из двух частей: аккумулятора мойки, в который поступает рыба в количестве, не зависящем от пропу скной способности моечного отделе ния, и собственно мойка, в которую рыба направляется специальным питателем из приемного аккумуля тора. После тщательной мойки рыба должна поступать на рыборазбор ный транспортер или еще лучше на механизированную линию. Второй вариант — рыбомойка вы полняет аккумулирование поступаю щей рыбы и ее качественную мойку с отделением соли, льда и грязи при условии высокой производительно сти механизма, позволяющей пода вать рыбу порциями весом до 1 тонны. Наличие приемного аккумулятора в конструкции рыбомойки позволит компенсировать существующую не равномерность между производи тельностью перегрузочных средств и рыбоприемного цеха. В настоящее время отсутствие такого аккумуля тора и разрыв в производительности стеллингов и рыбоприемного цеха служит основной причиной к спо рам, возникающим при разгрузке траулеров, между рыбным портом и рыбокомбинатом. Решение этой важной задачи не отложно. Усовершенствованная ры бомойка повысит пропускную спо собность порта, позволит применить скоростные методы разгрузки трау леров. А. ХРАПОВИЦКИЙ. Конструктор технического отдела рыбного порта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz