Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.

Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н № 69 (153), 11 июня 1954 г. Устранить недостатки у овальных распорных досок Распорные траловые доски оваль­ ной формы конструкции инженера Матросова нашли общее признание в траловом флоте. Работать с таки­ ми досками легче и удобнее. На­ сколько мне известно, тов. Матро­ сов, создавая конструкцию досок, задавался вполне определенной целью, а именно: увеличить ско­ рость буксировки трала, не умень­ шая при этом его горизонтального раскрытия. Именно для этой цели в доске сделана прорезь, которая, по замыслу автора, предназначена для уничтожения завихрений струи во­ ды при повышенных скоростях траления. Моряки полюбили эту конструк­ цию за то, что заверты трала со­ кратились, что доски, вслед­ ствие их овальной формы, в грунт не врезаются, кормовая доска всег­ да приходит к борту правильно. Последнее особенно ценно, т. к. обыкновенная плоская доска очень часто к борту приходит торцем и на ее разворот затрачивается немало времени, да это и небезопасно. На траулерах большинство несчастных случаев с людьми происходит имен­ но у кормовой доски. Одно это го­ ворит за то, что досками Матросова необходимо снабдить все траулеры. Несколько лет назад на траулере «Саратов» мне пришлось испытать опышый образец этих досок. На­ ряду с положительными качествами у первых досок было и два сущест­ венных недостатка в их работе. Доски трудно убирались в походное положение вследствие значительной их толщины, т. е. не вмещались между фальшбортом и траловой дугой; их нельзя было переделать с одного хода на другой. У совре­ менных досок первый недостаток несколько сглажен, второй же недо­ статок сохранился, что вызывает значительные неудобства. Как же все-таки быть, когда дос­ ка оборвется пли выйдет из строя, а запасной нужного хода нет? Та­ кие случаи в море бывали и моря­ ки в этом случае все же были вы­ нуждены переделывать доску с од­ ного хода на другой. Эксперимент удавался, переделанная доска рабо­ тала так же хорошо, уловистость трала не снижалась. Но переделка доски на другой ход свела на нет значение прорези, в этом случае доска работала так, как она рабо­ тала бы, не имея прорези. Это об­ стоятельство наводит на мысль изго­ товлять доски без прорези, сохра­ няя овальную форму. Ведь те каче­ ства, за которые моряки ценят эту конструкцию, не снизятся. Изготов­ лять же доски без прорези проще, на изготовление можно употребить материал тоньше, однако прочность от этого не нарушится, а возрас­ тет, при этом доска будет удобно убираться на борту. Устранится и последний недо­ статок — доску будет легко пере­ делать на любой ход. Считаю, что экспериментальной базе и тов. Матросову следует за­ казать опытный образец овальных досок без прорези, тем более, что их изготовление не связано ни с ка­ кими дополнительными расходами. П. САМАРИН — капитан траулера «Салют». Культурное обслуживание моряков В Северной Атлантике промышля­ ют сельдь многие корабли. В часы досуга экипажи кораблей культурно проводят время. Для них органи­ зуется чтение лекций, показ кино­ фильмов, коллективное прослушива­ ние радиопередач. С большим интересом моряки слу­ шали лекции о международном по­ ложении, о первой сессии Верхов­ ного Совета СССР, об экономическом развитии Китая и т. д. Недавно моряки средних трауле­ ров 3vTs№ 243 и 831 были пригла­ шены на плавбазу «Атлантика». Там они прослушали лекцию о междуна­ родном положении и посмотрели ки­ нофильм «Враги». Хорошо организован отдых на плавбазе «Воркута». Здесь после работы часто собираются в салоне матросы, кочегары, рыбообработчи­ ки. Сюда нередко приходят моряки средних траулеров, стоящих у базы. Они слушают лекции, смотрят кино­ фильмы, читают газеты и журналы, играют в шахматы, шашки, домино. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Дальше слов дело не двигается С ростом количества промысловых кораблей нашего бассейна увеличи­ вается и объем работ Абрам-мыс- ских судоремонтных мастерских. В связи с этим давно возникла необходимость расширения судоре­ монтных баз. Но. как ни странно, руководители Главмурманрыбпрома до сего времени не задумались по- настоящему над этим вопросом. Несколько лет подряд идут бес­ плодные разговоры о расширении и реконструкции судоремонтных ма­ стерских. На этот счет было пред­ ложено много различных проектов и вариантов, но до сих пор ничего определенного нет. Если этот давно назревший воп­ рос не будет решен в ближайшее время — ремонт дизельного флота может оказаться под угрозой срыва. Теснота в цехах отражается на работе бригад. В электроцехе, на­ пример, на площади в 20 квадрат­ ных метров работает 20 человек. Много раз бывали в цехах мастер­ ских представители Министерства рыбной промышленности и Главмур­ манрыбпрома, соглашались с необ­ ходимостью реконструкции мастер­ ских, но дальше слов пока дело не двигается. П. ГАЛАХОВ. Начальник планово-распре- делительиого бюро судоре­ монтных мастерских Абрам- мыса. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ „Надо подумать о механизации" Главный инженер управления флота «Мурмансельдь» тов. Боро­ дулин сообщает, что факты, отме­ ченные в корреспонденции «Надо подумать о механизации» («Рыб­ ный Мурман» от 21 мая 1954 го­ да), вполне правильны. В настоящее время на танкере «Уржум» для снабжения промыс­ ловых траулеров смазочным мас­ лом установлен специальный па­ ровой насос, который сократит время снабжения судна до двух — трех часов. З а р у б е ж о м Н и щ е т а в ц и ф р а х Свертывание производства в • Италии приводит к массовой без­ работице. Миллионы трудящих­ ся не могут найти применения своим силахМ. Не имея возмож­ ности платить за жилье, безра­ ботные ютятся в пещерах, за­ брошенных помещениях и в са­ модельных хижинах. Некото­ рые лишены всякого крова. Их домом являются улицы, по­ стелью — жесткая скамья в парке. На снимке: безработные в Миланском городском парке. Прессклише ТАСС. Ме з е н с к а я с елЬдЬ О том, что в Мезенском заливе имеется сельдь, стало известно сравнительно недавно. Еще в кон­ це прошлого столетия считалось, что в Белом море вдоль зимнего берега и во всем Мезенском зали­ ве сельди нет вовсе. Поэтому изу­ чение мезенской сельди началось значительно позднее, чем других беломорских сельдей. Началось оно в 1941 году, когда ПИНРО были получены первые сведения по биологии этой рыбы. В Мезенском заливе, как и в Белом море, встречаются много­ позвонковые и малопозвонковые сельди. Первая является пришлой рыбой, приходящей в Мезенский залив лишь на время, а вторая, будучи местной, постоянно живет в Мезенском заливе и составляет основу промысла. Жизненный цикл мезенской сельди характери­ зуется значительной продолжи­ тельностью и составляет не менее 11 лет. Преобладающими в про­ мысле являются три возраста: пя­ ти, шести и семигодовики. Трехго- довики и особи старше семилетне­ го возраста практического значе­ ния в уловах не имеют. Длина мезенской сельди в про­ мысловых уловах колеблется от 15 до 30 сантиметров. Рост характе­ ризуется следующими данными: трехлетка — 14,0 см., четырехлет­ ка — 18,9 см., пятилетка — 20,5 см., шестилетка — 21,4 см., семилетка — 22,7 см., восьмилет­ ка — 23,8 см., девятилетка — 25,3 см. Половозрелость у мезенской сельди впервые наступает в воз­ расте 4 —5 лет. Число икринок у самок мезенской сельди колеблет­ ся: у шестигодовиков — от 14.900 до 33.750 штук и у семигодовиков — от 19.700 до 53.600 штук, со­ ставляя в среднем 28.500 икри­ нок. Нерест мезенской сельди на­ чинается в конце апреля и закан­ чивается в середине июля. Он происходит в узкой прибрежной зоне, в непосредственной близости от уреза воды на глубине от 8 — 15 см. до 2 —3 метров, на каме­ нистом или песчаном грунте, по­ крытом зарослями водорослей, преимущественно фукусами. Ос­ новными местами нереста являют­ ся опресненные участки при­ устьевой части рек Мезени и Кайды. Мезенская сельдь обладает хо­ рошими вкусовыми качествами и боль'шой жирностью. Будучи географически приуро­ ченной в своем распространении к Белому морю, она по своим био­ логическим признакам резко от­ личается от беломорских сельдей и более всего близка к сельди из Чешской губы. Сходство мезенской сельди с сельдью из Чешской гу­ бы объясняется тождественностью условий существования этих рыб. Мезенский залив по своим физико- географическим свойствам резко отличается от остальных заливов Белого моря и близок к Чешской губе. Аналогичная картина наблюдает­ ся и в ихтиофауне этих водоемов. Для каждого залива Белого моря, как это нами указывалось ранее, характерно присутствие двух раз­ новидностей малопозвонковой сель­ ди: крупной и мелкой. В Мезен­ ском заливе, как и в Чешской губе, встречается только одна раз­ новидность малопозвонковой сель­ ди, которая не может быть отнесе­ на ни к крупной, ни к мелкой раз­ новидностям беломорской сельди и которая занимает как бы проме­ жуточное положение между ними. Близость мезенской сельди с сельдью из „Чешской губы под­ тверждается и геологическим прошлым этих водоемов. Некогда, в давно прошедшие геологические периоды, существовала широкая связь Белого моря с Баренцовым, и эта связь осуществлялась не только через Воронку Белого мо­ ря, но также и восточнее, в рай­ оне южной части полуострова Ка­ нин и Чешской губы. Разобщение Белого моря с Чёшской губой, происшедшее в последующие гео­ логические периоды, способствова­ ло изоляции сельди и образованию особой разновидности сельди в Мезенском заливе. Б. ТАМБОВЦЕВ. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ПИНРО. В одном из номеров прогрессив­ ного итальянского журнала «Ноги- цие экономике» помещена карта Италии, — не простое изображение Аппенинского полуострова и остро­ вов Сицилия и Сардиния, а доку­ мент, свидетельствующий о слезах и страданиях миллионов итальянцев. «Карта распределения нищеты по районам Италии» — так озаглавил ее журнал. Карта -составлена на ос­ новании данных «комиссии по об­ следованию нищеты», созданной парламентом под давлением общест­ венного мнения. В прошлом году комиссия, в которую входили депу­ таты различных политических на­ правлений, представила парламенту отчет о том, что она установила. Из этих данных явствует, что почти четверть населения страны живет в постоянной и беспросветной нуж­ де. В некоторых районах количество нищих семей составляет от 20 до 30 и более процентов ' населения. «Район с наибольшим числом нищих семей,— пишет журнал «Нотицие экономике»,— это Калабрия, где в общей сложности насчитывается 190.600 нищих семей, то есть 37,7 процента всех жителей». Прожиточный минимум в Италия намного выше получаемой трудящи­ мися заработной платы. По свиде­ тельству итальянского журнала «Ла- воро», заработок среднего итальянца равен приблизительно 30— 32 ты­ сячам лир в месяц, а самые скром­ ные расходы только на питание семьи, состоящей из четырех чело­ век, превышают 37 тысяч лир в месяц. Но ведь нужно еще одеться и обуться, заплатить за квартиру и т. д. Судя по .карте, в наиболее тяже­ лом положении находится население Средней и Южной Италии. И дейст­ вительно: в Неаполе (Южная Ита­ лия), например, работу имеют толь­ ко 28,7 процента жителей (причем у многих из них — лишь временная работа). У 19.000 горожан нет- жилья, и они ютятся в пещерах, гротах, подвалах. Но не многим луч­ ше положение и на севере страны. Присоединение Италии к «плану Шумана» повлекло за собой сверты­ вание национальной промышлен­ ности. Закрываются фабрики и за ­ воды, десятки тысяч трудящихся остаются без .куска хлеба. Не так давно газета «Унита» опубликовала интервью Эторе Botprn — секретаря Национальной федера­ ции испольщиков. Борги заявил, что экономическое положение итальян­ ских батраков совершенно невыноси­ мо. За последние три года доходы семей батраков сократились на 20— 25 процентов, и большинство из них не сводит концы с концами. В сельских местностях царят безза­ кония, произвол и притеснения со стороны землевладельцев, которые отнимают у батраков сотни мил­ лиардов лир. Такова нищета в цифрах. Неудивительно, что даже коммен­ татор швейцарского радио Тео Шо- пар назвал экономическое положе­ ние Италии трагичным. Однако все это мало беспокоит травящие круги Италии. Их помыс­ лы направлены на то, чтобы как можно скорее вовлечь страну в «европейское оборонительное сооб­ щество» и усилением гонки воору­ жений сделать тяжелую зшзнь (итальянцев еще более тяжелой. В Италии не прекращается забастовочное движение. Более двух месяцев не придали за­ бастовавшие рабочие здание за­ вода «Пиньоне» в г. Масса. На снимке: группа забастов­ щиков. Снимок из итальянского жур­ нала «Лаворо». Протесты в баодаевском Вьетнаме против мобилизации Лондонское радио, ссылаясь на страцию протеста против мобилиза- агентство Франс Пресс, сообщает, что в Ми-То, в 80 километрах к югу от Сайгона, несколько сот мо­ лодых вьетнамцев устроили демон- ц и и , проводимой баодаевским прави­ тельством. Демонстранты, среди ко­ торых было много студентов, про­ шли по улицам города. ПОПРАВКА По вине типографии в прошлом номере нашей газеты в статье «Когда отсутствует борьба с воло­ китой», помещенной на второй странице, выпала строка. Последнюю фразу второй колон­ ки этой статьи следует читать: «...Он признает невиновным тов. Дунаева и здесь же взыскивает с него деньги за сапоги». Зам. редактора Д. И. ПИРОГОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта —- 4-33. Типография «Полярная правда». Зак, 2932 Тир. 2.500 ПН 03680

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz