Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.
Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н № 69 (153), 11 июня 1954 г. Устранить недостатки у овальных распорных досок Распорные траловые доски оваль ной формы конструкции инженера Матросова нашли общее признание в траловом флоте. Работать с таки ми досками легче и удобнее. На сколько мне известно, тов. Матро сов, создавая конструкцию досок, задавался вполне определенной целью, а именно: увеличить ско рость буксировки трала, не умень шая при этом его горизонтального раскрытия. Именно для этой цели в доске сделана прорезь, которая, по замыслу автора, предназначена для уничтожения завихрений струи во ды при повышенных скоростях траления. Моряки полюбили эту конструк цию за то, что заверты трала со кратились, что доски, вслед ствие их овальной формы, в грунт не врезаются, кормовая доска всег да приходит к борту правильно. Последнее особенно ценно, т. к. обыкновенная плоская доска очень часто к борту приходит торцем и на ее разворот затрачивается немало времени, да это и небезопасно. На траулерах большинство несчастных случаев с людьми происходит имен но у кормовой доски. Одно это го ворит за то, что досками Матросова необходимо снабдить все траулеры. Несколько лет назад на траулере «Саратов» мне пришлось испытать опышый образец этих досок. На ряду с положительными качествами у первых досок было и два сущест венных недостатка в их работе. Доски трудно убирались в походное положение вследствие значительной их толщины, т. е. не вмещались между фальшбортом и траловой дугой; их нельзя было переделать с одного хода на другой. У совре менных досок первый недостаток несколько сглажен, второй же недо статок сохранился, что вызывает значительные неудобства. Как же все-таки быть, когда дос ка оборвется пли выйдет из строя, а запасной нужного хода нет? Та кие случаи в море бывали и моря ки в этом случае все же были вы нуждены переделывать доску с од ного хода на другой. Эксперимент удавался, переделанная доска рабо тала так же хорошо, уловистость трала не снижалась. Но переделка доски на другой ход свела на нет значение прорези, в этом случае доска работала так, как она рабо тала бы, не имея прорези. Это об стоятельство наводит на мысль изго товлять доски без прорези, сохра няя овальную форму. Ведь те каче ства, за которые моряки ценят эту конструкцию, не снизятся. Изготов лять же доски без прорези проще, на изготовление можно употребить материал тоньше, однако прочность от этого не нарушится, а возрас тет, при этом доска будет удобно убираться на борту. Устранится и последний недо статок — доску будет легко пере делать на любой ход. Считаю, что экспериментальной базе и тов. Матросову следует за казать опытный образец овальных досок без прорези, тем более, что их изготовление не связано ни с ка кими дополнительными расходами. П. САМАРИН — капитан траулера «Салют». Культурное обслуживание моряков В Северной Атлантике промышля ют сельдь многие корабли. В часы досуга экипажи кораблей культурно проводят время. Для них органи зуется чтение лекций, показ кино фильмов, коллективное прослушива ние радиопередач. С большим интересом моряки слу шали лекции о международном по ложении, о первой сессии Верхов ного Совета СССР, об экономическом развитии Китая и т. д. Недавно моряки средних трауле ров 3vTs№ 243 и 831 были пригла шены на плавбазу «Атлантика». Там они прослушали лекцию о междуна родном положении и посмотрели ки нофильм «Враги». Хорошо организован отдых на плавбазе «Воркута». Здесь после работы часто собираются в салоне матросы, кочегары, рыбообработчи ки. Сюда нередко приходят моряки средних траулеров, стоящих у базы. Они слушают лекции, смотрят кино фильмы, читают газеты и журналы, играют в шахматы, шашки, домино. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Дальше слов дело не двигается С ростом количества промысловых кораблей нашего бассейна увеличи вается и объем работ Абрам-мыс- ских судоремонтных мастерских. В связи с этим давно возникла необходимость расширения судоре монтных баз. Но. как ни странно, руководители Главмурманрыбпрома до сего времени не задумались по- настоящему над этим вопросом. Несколько лет подряд идут бес плодные разговоры о расширении и реконструкции судоремонтных ма стерских. На этот счет было пред ложено много различных проектов и вариантов, но до сих пор ничего определенного нет. Если этот давно назревший воп рос не будет решен в ближайшее время — ремонт дизельного флота может оказаться под угрозой срыва. Теснота в цехах отражается на работе бригад. В электроцехе, на пример, на площади в 20 квадрат ных метров работает 20 человек. Много раз бывали в цехах мастер ских представители Министерства рыбной промышленности и Главмур манрыбпрома, соглашались с необ ходимостью реконструкции мастер ских, но дальше слов пока дело не двигается. П. ГАЛАХОВ. Начальник планово-распре- делительиого бюро судоре монтных мастерских Абрам- мыса. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ „Надо подумать о механизации" Главный инженер управления флота «Мурмансельдь» тов. Боро дулин сообщает, что факты, отме ченные в корреспонденции «Надо подумать о механизации» («Рыб ный Мурман» от 21 мая 1954 го да), вполне правильны. В настоящее время на танкере «Уржум» для снабжения промыс ловых траулеров смазочным мас лом установлен специальный па ровой насос, который сократит время снабжения судна до двух — трех часов. З а р у б е ж о м Н и щ е т а в ц и ф р а х Свертывание производства в • Италии приводит к массовой без работице. Миллионы трудящих ся не могут найти применения своим силахМ. Не имея возмож ности платить за жилье, безра ботные ютятся в пещерах, за брошенных помещениях и в са модельных хижинах. Некото рые лишены всякого крова. Их домом являются улицы, по стелью — жесткая скамья в парке. На снимке: безработные в Миланском городском парке. Прессклише ТАСС. Ме з е н с к а я с елЬдЬ О том, что в Мезенском заливе имеется сельдь, стало известно сравнительно недавно. Еще в кон це прошлого столетия считалось, что в Белом море вдоль зимнего берега и во всем Мезенском зали ве сельди нет вовсе. Поэтому изу чение мезенской сельди началось значительно позднее, чем других беломорских сельдей. Началось оно в 1941 году, когда ПИНРО были получены первые сведения по биологии этой рыбы. В Мезенском заливе, как и в Белом море, встречаются много позвонковые и малопозвонковые сельди. Первая является пришлой рыбой, приходящей в Мезенский залив лишь на время, а вторая, будучи местной, постоянно живет в Мезенском заливе и составляет основу промысла. Жизненный цикл мезенской сельди характери зуется значительной продолжи тельностью и составляет не менее 11 лет. Преобладающими в про мысле являются три возраста: пя ти, шести и семигодовики. Трехго- довики и особи старше семилетне го возраста практического значе ния в уловах не имеют. Длина мезенской сельди в про мысловых уловах колеблется от 15 до 30 сантиметров. Рост характе ризуется следующими данными: трехлетка — 14,0 см., четырехлет ка — 18,9 см., пятилетка — 20,5 см., шестилетка — 21,4 см., семилетка — 22,7 см., восьмилет ка — 23,8 см., девятилетка — 25,3 см. Половозрелость у мезенской сельди впервые наступает в воз расте 4 —5 лет. Число икринок у самок мезенской сельди колеблет ся: у шестигодовиков — от 14.900 до 33.750 штук и у семигодовиков — от 19.700 до 53.600 штук, со ставляя в среднем 28.500 икри нок. Нерест мезенской сельди на чинается в конце апреля и закан чивается в середине июля. Он происходит в узкой прибрежной зоне, в непосредственной близости от уреза воды на глубине от 8 — 15 см. до 2 —3 метров, на каме нистом или песчаном грунте, по крытом зарослями водорослей, преимущественно фукусами. Ос новными местами нереста являют ся опресненные участки при устьевой части рек Мезени и Кайды. Мезенская сельдь обладает хо рошими вкусовыми качествами и боль'шой жирностью. Будучи географически приуро ченной в своем распространении к Белому морю, она по своим био логическим признакам резко от личается от беломорских сельдей и более всего близка к сельди из Чешской губы. Сходство мезенской сельди с сельдью из Чешской гу бы объясняется тождественностью условий существования этих рыб. Мезенский залив по своим физико- географическим свойствам резко отличается от остальных заливов Белого моря и близок к Чешской губе. Аналогичная картина наблюдает ся и в ихтиофауне этих водоемов. Для каждого залива Белого моря, как это нами указывалось ранее, характерно присутствие двух раз новидностей малопозвонковой сель ди: крупной и мелкой. В Мезен ском заливе, как и в Чешской губе, встречается только одна раз новидность малопозвонковой сель ди, которая не может быть отнесе на ни к крупной, ни к мелкой раз новидностям беломорской сельди и которая занимает как бы проме жуточное положение между ними. Близость мезенской сельди с сельдью из „Чешской губы под тверждается и геологическим прошлым этих водоемов. Некогда, в давно прошедшие геологические периоды, существовала широкая связь Белого моря с Баренцовым, и эта связь осуществлялась не только через Воронку Белого мо ря, но также и восточнее, в рай оне южной части полуострова Ка нин и Чешской губы. Разобщение Белого моря с Чёшской губой, происшедшее в последующие гео логические периоды, способствова ло изоляции сельди и образованию особой разновидности сельди в Мезенском заливе. Б. ТАМБОВЦЕВ. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ПИНРО. В одном из номеров прогрессив ного итальянского журнала «Ноги- цие экономике» помещена карта Италии, — не простое изображение Аппенинского полуострова и остро вов Сицилия и Сардиния, а доку мент, свидетельствующий о слезах и страданиях миллионов итальянцев. «Карта распределения нищеты по районам Италии» — так озаглавил ее журнал. Карта -составлена на ос новании данных «комиссии по об следованию нищеты», созданной парламентом под давлением общест венного мнения. В прошлом году комиссия, в которую входили депу таты различных политических на правлений, представила парламенту отчет о том, что она установила. Из этих данных явствует, что почти четверть населения страны живет в постоянной и беспросветной нуж де. В некоторых районах количество нищих семей составляет от 20 до 30 и более процентов ' населения. «Район с наибольшим числом нищих семей,— пишет журнал «Нотицие экономике»,— это Калабрия, где в общей сложности насчитывается 190.600 нищих семей, то есть 37,7 процента всех жителей». Прожиточный минимум в Италия намного выше получаемой трудящи мися заработной платы. По свиде тельству итальянского журнала «Ла- воро», заработок среднего итальянца равен приблизительно 30— 32 ты сячам лир в месяц, а самые скром ные расходы только на питание семьи, состоящей из четырех чело век, превышают 37 тысяч лир в месяц. Но ведь нужно еще одеться и обуться, заплатить за квартиру и т. д. Судя по .карте, в наиболее тяже лом положении находится население Средней и Южной Италии. И дейст вительно: в Неаполе (Южная Ита лия), например, работу имеют толь ко 28,7 процента жителей (причем у многих из них — лишь временная работа). У 19.000 горожан нет- жилья, и они ютятся в пещерах, гротах, подвалах. Но не многим луч ше положение и на севере страны. Присоединение Италии к «плану Шумана» повлекло за собой сверты вание национальной промышлен ности. Закрываются фабрики и за воды, десятки тысяч трудящихся остаются без .куска хлеба. Не так давно газета «Унита» опубликовала интервью Эторе Botprn — секретаря Национальной федера ции испольщиков. Борги заявил, что экономическое положение итальян ских батраков совершенно невыноси мо. За последние три года доходы семей батраков сократились на 20— 25 процентов, и большинство из них не сводит концы с концами. В сельских местностях царят безза кония, произвол и притеснения со стороны землевладельцев, которые отнимают у батраков сотни мил лиардов лир. Такова нищета в цифрах. Неудивительно, что даже коммен татор швейцарского радио Тео Шо- пар назвал экономическое положе ние Италии трагичным. Однако все это мало беспокоит травящие круги Италии. Их помыс лы направлены на то, чтобы как можно скорее вовлечь страну в «европейское оборонительное сооб щество» и усилением гонки воору жений сделать тяжелую зшзнь (итальянцев еще более тяжелой. В Италии не прекращается забастовочное движение. Более двух месяцев не придали за бастовавшие рабочие здание за вода «Пиньоне» в г. Масса. На снимке: группа забастов щиков. Снимок из итальянского жур нала «Лаворо». Протесты в баодаевском Вьетнаме против мобилизации Лондонское радио, ссылаясь на страцию протеста против мобилиза- агентство Франс Пресс, сообщает, что в Ми-То, в 80 километрах к югу от Сайгона, несколько сот мо лодых вьетнамцев устроили демон- ц и и , проводимой баодаевским прави тельством. Демонстранты, среди ко торых было много студентов, про шли по улицам города. ПОПРАВКА По вине типографии в прошлом номере нашей газеты в статье «Когда отсутствует борьба с воло китой», помещенной на второй странице, выпала строка. Последнюю фразу второй колон ки этой статьи следует читать: «...Он признает невиновным тов. Дунаева и здесь же взыскивает с него деньги за сапоги». Зам. редактора Д. И. ПИРОГОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта —- 4-33. Типография «Полярная правда». Зак, 2932 Тир. 2.500 ПН 03680
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz