Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.
№ 68 (152), 9 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Навести порядок в приемке рыбы День и ночь несут трудовую вах- | бы), с тем. чтобы потом выпускать ту моряки траулеров. За сотни миль продукцию первого ■сорта. Нные мастера занижают •сортность прини- от оерегов родной земли они круг лый год, при любой погоде добы- !маемой рыбы в силу своей недоста- вают рьгбу, обрабатывают ее, береж но укладывают в трюмы, стремясь дать трудящимся нашей страны как можно больше высококачественной продукции. Моряки знают, что на них воз ложена почетная, ответственная за дача— .всемерно содействовать соз данию обилия пищевых продуктов для удовлетворения все возрастаю щих потребностей советских людей. Заполнив последние отсеки рыб ных трюмов, моряки с чувством за конной гордости и морального удов летворения возвращаются в порт, сознавая, что они выполнили оче редное задание, что доставленная ими рыба без задержки будет от гружена и направлена в различные места нашей Родины. II они вправе ожидать, что бере говые организации будут столь же добросовестно выполнять свой долг, что работники рыбного порта и предприятий рыбокомбината береж но разгрузят эту рыбу, быстро и аккуратно переработают ее, сохра няя высокое качество доставленной продукции. Однако эти ожидания далеко не всегда оправдываются. Разгрузка рыбы работниками рыбного порта производится небрежно, с наруше нием установленных правил. Вместо того, чтобы укладывать рыбу в стампу руками, грузчики нередко сталкивают рыбу в стампы ногами, забывая о том, что это пищевой продукт. В трюме по рыбе ходят, мнут ее. Неоднократные протесты моряков и приемщиков отдела рыбо обработки тралового флота остаются безрезультатными. Работники рыбокомбината, при нимая рыбу с траулеров и направ ляя ее в дальнейшую переработку, не ценят труд моряков, нередко от носятся к делу спустя рукава. На рыбокомбинате есть такие мастера- приемщики, которые сознательно за нижают сортность рыбы, принимае мой от промысловых кораблей, соз дают запас «вторых сортов» (а в точной квалификации, слабого зна ния стандартов и технических кон диций. В результате пт этого терпят ущерб и моряки, и траулер, как хозрасчетное предприятие, и траловый флот в целом, получая с рыбокомбината меньшие суммы, чем следовало бы при правильном опре делении сортности продукции. Так, 27 мая при разгрузке трау лера «Двина» вся продукция в те чение трех смен мастерами рыбоза вода № 1 тт. Жариковой, Туевой, Шершневой целиком относилась ко второму сорту. В течение грех смен приходилось вызывать арбитров — технологов центральной лаборатории — на осмотр свежего неноротого окуня, доставленного траулером «Двина». II только вмешательство арбитра помогло устранить явно неправильные и незаконные дейст вия мастеров-нриемщиков рыбозаво да № 1. Такой же случай имел место и на траулере «Пикша» при приемке све жего окуня мастером тов. Со ловьевой. Бывают случаи, когда мастера пооолзавода отказываются делать анализ принимаемой рьгбы, ссылаясь на занятость, на отсутствие вре мени. Так, мастер тов. Авчук от казалась сделать повторный анализ на соленую рыбу, поступавшую с траулера «Челюскинец Павлов», хо тя до конца смены оставалось еще 40 минут. Как правило, 'заготавливая рыбу высшими сортами, моряки склади руют ее в отдельных чердаках. Она отдельно выгружается и предъяв ляется к сдаче. Однако бывают случаи, когда такую рыбу мастера- приемщики рыбокомбината без вся кого бракеража и без всякого ана лиза относят к первому сорту вме сто высшего. Так поступила, на пример, мастер Соколова, оформив 6,5 тонны трески с траулера «Ле бедка» первым сортом вместо выс шего. Раньше на конвейере приемного действительности первосортной ры- цеха производилась полная разбра- керовка рыбы по породному и раз мерному ассортименту и по видам обработки. По недавнему указанию Главмурманрыбпрома бракераж су жен: при приемке рыбы с траулеров нп рыбокомбинате отбирают только крупную рыбу и прилов (окунь, зубатка, палтус, ерш). Уже одно то, что отменен полный бракераж по размерам рыбы и по видам обработ а н (рыба с головой и обезглавлен ная), наносит немалый ущерб трау лерам и траловому флоту в целом. Фактически же отборка крупной рыбы и прилова или совсем не производится или производится крайне халатно, при попустительст ве руководителя приемочного цеха тов. Ляппна. Так, при проверке 4 июня раз борки рыбы с траулера «Кит», в тачках с мелкой треской была об наружена крупная рыба и ерши. 5 июня в тачках со свежей треской ■с траулера «Ленин» был обнаружен окунь, а в тачках с соленой треской — зубатка. Это не единичные слу чаи. Как правило, и окунь, и пал тус, и зубатка не отбираются от дельно, а грузятся в тачки, зава ливаются сверху мелкой треской и таким образом не попадают в при емочные акты. Неудивительно, что в последнее время в актах значи тельно снизилось количество круп ной и ровной трески, крупного-оку ня, палтуса, камбалы и т. д. Все это видят мастера и сам начальник приемочного цеха тов. Ляпин, но никаких мер к устранению этого не принимают. В результате траловый флот имеет неправильные, искаженные показа тели по качеству продукции, не правильно исчисляется вылов тра лового флота в сырце и, наконец, и промысловые корабли, как хозрас четные предприятия, и траловый флот в целом терпят значительный материальный ущерб. Отделу рыбообработки Главмур- манрыбпрома пора, наконец, наве сти порядок с приемкой рыбы ры бокомбинатом от траулеров. Е. СЕРГЕЕВА. Технолог отдела рыбообра ботки тралового флота. •у ■*•••• ft ' Винницкая область. На окраине города Винницы строится мас ложировой комбинат. Это будет одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности Украины. Комбинат оснащается но вейшей техникой. В этом году он даст первую продукцию. На снимке: общий вид строительства Винницкого масложиро вого комбината. Фото Е. Копыта. - Прессклише ТАСС. Механизировать обработку рыбы на судах Будни малых траулеров В этом году в Баренцовом море промышляют два малых рыболовных траулера Кандалакшской МРС — «Пионер» и «Отважный». Малый траулер «Пионер» обслуживает кол хозы «Беломор» и «Коммунар», а траулер «Отважный» — «Красный Север» и «Моряк». Каждый из ма лых рыболовных траулеров имеет годовое задание выловить по 2.500 центнеров рыбы. Экипажи малых траулеров успеш но справляются с этим заданием. Особенно хорошо работает команда малого траулера «Пионер». Програм му второго квартала она выполнила на 124,1 процента. Во время про мысла молодой капитан Василий Жидких всегда находится на палубе. Он помогает промысловикам-колхоз- нпкам советами, дает четкие распо ряжения. Образцы в труде показыва ют матросы тт. Шеляев, Петухов, Прокопьев п другие. Успеху в работе способствует ме ханик тов. Кукушкин. Он обеспечи вает бесперебойную работу в машин ном отделении. За весь промысловый период этого года не было еще слу чая простоев машины и механизмов. ...Капитан поднялся на мостик. Он развернул судно. В это время стали поднимать трал, заработала лебедка. Трос стального ваера метр за метром наматывается на барабан. И вот трепещущая рыба забилась на палубе. Весь процесс подъема трала завершен за 25 минут. Это значительно быстрее, чем предусмот рено по норме. На малом траулере «Пионер» и спуск трала производит ся значительно скорее, чем преду смотрено нормативами. В повышении уловов немалую роль сыграл комбинированный спо соб промысла. Моряки малого трау лера «Пионер» применяют ставные, тягловые невода и тралы. В то вре мя, когда из-за непогоды или отсут ствия концентрации рыбы невоз можно применять один вид орудия лова, ловят другим. Энергично работая в море, макси мально используя промысловое вре мя, моряки малого траулера «Пио нер» всегда возвращаются на Факто рию с богатыми уловами. Хорошо работают на промысле и моряки другого малого траулера — «Отважный». Б. АЛЕКСАНДРОВ. Пиломатериалы для В эти дни на лесопильном заводе треста «Севлесрыбтара» выпускают ся последние кубометры пиломате риалов в счет полугодового плана. В цехах этого предприятия идет напряженная работа. В коллективе нет ни одного рабочего, который бы не выполнял производственных за даний. Программа мая здесь реализо вана на 120,5 процента. По коли честву товарной продукции план пе рекрыт на 40 процентов. рыбного Мурмаиа Лучших успехов на заводе за истекший месяц достиг коллектив лесопильного цеха. Среди соревную щихся первое место занимает рам- щица тов. Ванюкова, станочница тов. Волкова, работник биржи тов. Карабут. Коллектив лесопильного завода стремится обеспечить рыбообработ чиков Мурмана клепкой, ящичной и дощечной тарой для рыбной продук ции. При разгрузке снижают сортность рыбы 5 июня рыболовный траулер «Ленин» возвратился в порт из про мыслового рейса. Он предъявил' к сдаче около 260 тонн рыбы в соле ном и свежем виде. В этом рейсе мо ряки хорошо потрудились. Они ста рались добросовестно обработать рыбную продукцию и готовились сдать ее хорошей сортностью. Во время разгрузки рыбы я заме тил, что вся продукция с нашего судна перемешалась. В приемочном цехе в тачки накладывалась рыба разных пород, разных размеров. Вместе с крупной и ровной рыбой в тачках находилась мелкая, нестан дартная. Это прямое нарушение. Когда я обратился к приемщице, чтобы перестали смешивать рыбу, мне ответили: «На это есть распо ряжение главка, не вмешивайтесь в наши дела». Я считаю, что так делать нельзя. Этим снижаются наши показатели сортности рыбы. Снижение сортно сти отражается на зарплате коман ды и на выполнении нами государ ственного плана по сортности. Отделу рыбообработки тралового флота (и. о. начальника отдела той. Калашников) необходимо добиться пересмотра такой практики и под нять вопрос перед главком о том, чтобы в приемочном цехе не смеши вали крупную рыбу с мелкой, не грузили на тачки рыбу разных по род. В. КУЕВ. Рыбный мастер траулера «Ленин». Перед моряками тралового флота Мурмана Коммунистическая партия и Советское правительство постави ли ответственную задачу — увели чить добычу рыбы. Для этого тра ловый флот оснащается новыми мощными, оборудованными современ ной техникой, кораблями. Однако увеличение добычи рыбы должно до стигаться не только за счет роста числа кораблей, но и за счет повы шения производительности труда. Наиболее узким местом на трауле рах, как показала практика много летней работы, является обработка рыбы. Поэтому чрезвычайно важно механизировать этот трудоемкий процесс. Сейчас же, особенно при обильных уловах рыбы, траулеры вынуждены ложиться в дрейф для уборки рыбы или доставлять неко торые породы рыб в порт в неразде- ланном виде. Однако последний спо соб применим только в отношении морского окуня, который выдержи вает транспортировку и хранение в неразделанном виде несколько су ток. Но на любом траулере имеется возможность повысить производи тельность труда при обработке уло ва, увеличить добычу рыбы за счет более производительного использова ния времени, затрачиваемого на ле жание в дрейфе. Как показывают наблюдения, на траулерах, особенно новой построй ки, еще крайне плохо используется время для обработки рыбы. Дело в том, что при существующей органи зации трудового процесса и при су ществующем размещении тралового оборудования, а также расположе нии рабочих мест матросов, разде лывающих рыбу, все работы по раз- прекращают промысел. Много мел кой рыбы, которую не успевают об рабатывать, так как она не выдер живает длительного лежания на па лубе, выбрасывается за борт. Что же необходимо сделать для того, чтобы повысить производи тельность труда на обработке рыбы, избежать лежания в дрейфе и уве личить добычу рыбы? Прежде всего необходимо ускорить разрешение проблемы механизации обработки рыбы на кораблях. Однако уже и сейчас можно найти пути увеличе ния производительности труда на этой чрезвычайно важной операции. Во-первых, надо продумать воп рос о переносе ваеров^ вниз по пло скости палубы и закрытия их свер ху защитным кожухом, а также усилить мощность подъемных средств для подъема мешка с уло вом на палубу, чтобы обезопасить работу моряков, занятых на обра ботке рыбы во время подъема тра ла. Там, где это возможно, необхо димо устанавливать рыбодел на по лубаке под рострами. Кроме того, надо изменить существующее раз мещение как рыборазделочных сто лов, так и рыбной мойки, разрабо тать конструкцию лотков, обеспечи вающих возможность передачи ры бы с одного борта на другой, где и должны быть установлены рыбоде- лы и лотки, обеспечивающие воз можность передачи рыбы в трюм. Примерная конструкция таких лотков и рыбоделов мною разработа на. Однако для более успешного разрешения этого вопроса необходи мо составить техническое задание и широко ознакомить с ним моряков. Широкое участие моряков тралового флота в разработке нового рыбораз- делке рыбы, во время работы с тра- j делочного оборудования и новой ор лом по требованиям техники безо пасности фактически прекращаются. Практически это означает, что при обычном промысловом режиме, т. е. при двухчасовом тралении, на раз делку рыбы остается в сутки не бо лее 12— 14 часов. Все остальное время обработку нельзя производить. Причем прекращает эту работу не только вахта, связанная со спуском и подъемом трала, но и люди, работа ющие на подвахте. Таким образом, при работе с подвахтами, моряки, при хороших уловах, проводят на рабочих местах по 14— 16 часов в сутки, а разделкой рыбы занимают ся фактически только половину это го времени. Остальное время они простаивают. Еще хуже положение при обиль ных уловах, когда траление сокра щается до полутора — одного часа и менее. Тогда время, в течение кото рого можно производить разделку рыбы, сокращается до 10 часов в сутки, а при облове окуня и до вось ми — девяти часов, так как количе ство спусков и подъемов трала воз растает и, следовательно, перерывы в работе увеличиваются. Таким образом, с ростом улова на час траления время на разделку уло ва не превышает 30 — 35 процен тов, суда часто ложатся в дрейф и ганизации труда на палубе, бесспор но, поможет вскрыть все возможно сти такой организации труда, при которой разделка рыбы могла бы производиться все 24 часа в сутки, вне зависимости от работ по подъе му и спуску трала. Это позволило бы, примерно, вдвое увеличить ра бочее время по разделке рыбы и, следовательно, вдвое увеличить вы лов. Необходимо также заняться внед рением способа разделки рыбы без рыбоделов. Такой метод работы воз можен путем применения вертки го лов и другого способа вспарывания брюшка. Не надо бояться ломки устоявшегося производственного про цесса, так как вертка голов дает сокращение отходов на 2,5 процен та, а разделка рыбы может произво диться и во время травления и выборки ваеров, прекращаясь только на время подъема самого мешка на палубу. Изменение организации производ ства на палубе является сейчас крайне важным, первоочередным для тралового промысла. М. СВИТАШЕВ. Зам. начальника управления «Мурмансельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz