Рыбный Мурман. 1954 г. Июнь.

№ 68 (152), 9 июня 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Навести порядок в приемке рыбы День и ночь несут трудовую вах- | бы), с тем. чтобы потом выпускать ту моряки траулеров. За сотни миль продукцию первого ■сорта. Нные мастера занижают •сортность прини- от оерегов родной земли они круг­ лый год, при любой погоде добы- !маемой рыбы в силу своей недоста- вают рьгбу, обрабатывают ее, береж­ но укладывают в трюмы, стремясь дать трудящимся нашей страны как можно больше высококачественной продукции. Моряки знают, что на них воз­ ложена почетная, ответственная за­ дача— .всемерно содействовать соз­ данию обилия пищевых продуктов для удовлетворения все возрастаю­ щих потребностей советских людей. Заполнив последние отсеки рыб­ ных трюмов, моряки с чувством за­ конной гордости и морального удов­ летворения возвращаются в порт, сознавая, что они выполнили оче­ редное задание, что доставленная ими рыба без задержки будет от­ гружена и направлена в различные места нашей Родины. II они вправе ожидать, что бере­ говые организации будут столь же добросовестно выполнять свой долг, что работники рыбного порта и предприятий рыбокомбината береж­ но разгрузят эту рыбу, быстро и аккуратно переработают ее, сохра­ няя высокое качество доставленной продукции. Однако эти ожидания далеко не всегда оправдываются. Разгрузка рыбы работниками рыбного порта производится небрежно, с наруше­ нием установленных правил. Вместо того, чтобы укладывать рыбу в стампу руками, грузчики нередко сталкивают рыбу в стампы ногами, забывая о том, что это пищевой продукт. В трюме по рыбе ходят, мнут ее. Неоднократные протесты моряков и приемщиков отдела рыбо­ обработки тралового флота остаются безрезультатными. Работники рыбокомбината, при­ нимая рыбу с траулеров и направ­ ляя ее в дальнейшую переработку, не ценят труд моряков, нередко от­ носятся к делу спустя рукава. На рыбокомбинате есть такие мастера- приемщики, которые сознательно за­ нижают сортность рыбы, принимае­ мой от промысловых кораблей, соз­ дают запас «вторых сортов» (а в точной квалификации, слабого зна­ ния стандартов и технических кон­ диций. В результате пт этого терпят ущерб и моряки, и траулер, как хозрасчетное предприятие, и траловый флот в целом, получая с рыбокомбината меньшие суммы, чем следовало бы при правильном опре­ делении сортности продукции. Так, 27 мая при разгрузке трау­ лера «Двина» вся продукция в те­ чение трех смен мастерами рыбоза­ вода № 1 тт. Жариковой, Туевой, Шершневой целиком относилась ко второму сорту. В течение грех смен приходилось вызывать арбитров — технологов центральной лаборатории — на осмотр свежего неноротого окуня, доставленного траулером «Двина». II только вмешательство арбитра помогло устранить явно неправильные и незаконные дейст­ вия мастеров-нриемщиков рыбозаво­ да № 1. Такой же случай имел место и на траулере «Пикша» при приемке све­ жего окуня мастером тов. Со­ ловьевой. Бывают случаи, когда мастера пооолзавода отказываются делать анализ принимаемой рьгбы, ссылаясь на занятость, на отсутствие вре­ мени. Так, мастер тов. Авчук от­ казалась сделать повторный анализ на соленую рыбу, поступавшую с траулера «Челюскинец Павлов», хо­ тя до конца смены оставалось еще 40 минут. Как правило, 'заготавливая рыбу высшими сортами, моряки склади­ руют ее в отдельных чердаках. Она отдельно выгружается и предъяв­ ляется к сдаче. Однако бывают случаи, когда такую рыбу мастера- приемщики рыбокомбината без вся­ кого бракеража и без всякого ана­ лиза относят к первому сорту вме­ сто высшего. Так поступила, на­ пример, мастер Соколова, оформив 6,5 тонны трески с траулера «Ле­ бедка» первым сортом вместо выс­ шего. Раньше на конвейере приемного действительности первосортной ры- цеха производилась полная разбра- керовка рыбы по породному и раз­ мерному ассортименту и по видам обработки. По недавнему указанию Главмурманрыбпрома бракераж су­ жен: при приемке рыбы с траулеров нп рыбокомбинате отбирают только крупную рыбу и прилов (окунь, зубатка, палтус, ерш). Уже одно то, что отменен полный бракераж по размерам рыбы и по видам обработ­ а н (рыба с головой и обезглавлен­ ная), наносит немалый ущерб трау­ лерам и траловому флоту в целом. Фактически же отборка крупной рыбы и прилова или совсем не производится или производится крайне халатно, при попустительст­ ве руководителя приемочного цеха тов. Ляппна. Так, при проверке 4 июня раз­ борки рыбы с траулера «Кит», в тачках с мелкой треской была об­ наружена крупная рыба и ерши. 5 июня в тачках со свежей треской ■с траулера «Ленин» был обнаружен окунь, а в тачках с соленой треской — зубатка. Это не единичные слу­ чаи. Как правило, и окунь, и пал­ тус, и зубатка не отбираются от­ дельно, а грузятся в тачки, зава­ ливаются сверху мелкой треской и таким образом не попадают в при­ емочные акты. Неудивительно, что в последнее время в актах значи­ тельно снизилось количество круп­ ной и ровной трески, крупного-оку­ ня, палтуса, камбалы и т. д. Все это видят мастера и сам начальник приемочного цеха тов. Ляпин, но никаких мер к устранению этого не принимают. В результате траловый флот имеет неправильные, искаженные показа­ тели по качеству продукции, не­ правильно исчисляется вылов тра­ лового флота в сырце и, наконец, и промысловые корабли, как хозрас­ четные предприятия, и траловый флот в целом терпят значительный материальный ущерб. Отделу рыбообработки Главмур- манрыбпрома пора, наконец, наве­ сти порядок с приемкой рыбы ры­ бокомбинатом от траулеров. Е. СЕРГЕЕВА. Технолог отдела рыбообра­ ботки тралового флота. •у ■*•••• ft ' Винницкая область. На окраине города Винницы строится мас­ ложировой комбинат. Это будет одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности Украины. Комбинат оснащается но­ вейшей техникой. В этом году он даст первую продукцию. На снимке: общий вид строительства Винницкого масложиро­ вого комбината. Фото Е. Копыта. - Прессклише ТАСС. Механизировать обработку рыбы на судах Будни малых траулеров В этом году в Баренцовом море промышляют два малых рыболовных траулера Кандалакшской МРС — «Пионер» и «Отважный». Малый траулер «Пионер» обслуживает кол­ хозы «Беломор» и «Коммунар», а траулер «Отважный» — «Красный Север» и «Моряк». Каждый из ма­ лых рыболовных траулеров имеет годовое задание выловить по 2.500 центнеров рыбы. Экипажи малых траулеров успеш­ но справляются с этим заданием. Особенно хорошо работает команда малого траулера «Пионер». Програм­ му второго квартала она выполнила на 124,1 процента. Во время про­ мысла молодой капитан Василий Жидких всегда находится на палубе. Он помогает промысловикам-колхоз- нпкам советами, дает четкие распо­ ряжения. Образцы в труде показыва­ ют матросы тт. Шеляев, Петухов, Прокопьев п другие. Успеху в работе способствует ме­ ханик тов. Кукушкин. Он обеспечи­ вает бесперебойную работу в машин­ ном отделении. За весь промысловый период этого года не было еще слу­ чая простоев машины и механизмов. ...Капитан поднялся на мостик. Он развернул судно. В это время стали поднимать трал, заработала лебедка. Трос стального ваера метр за метром наматывается на барабан. И вот трепещущая рыба забилась на палубе. Весь процесс подъема трала завершен за 25 минут. Это значительно быстрее, чем предусмот­ рено по норме. На малом траулере «Пионер» и спуск трала производит­ ся значительно скорее, чем преду­ смотрено нормативами. В повышении уловов немалую роль сыграл комбинированный спо­ соб промысла. Моряки малого трау­ лера «Пионер» применяют ставные, тягловые невода и тралы. В то вре­ мя, когда из-за непогоды или отсут­ ствия концентрации рыбы невоз­ можно применять один вид орудия лова, ловят другим. Энергично работая в море, макси­ мально используя промысловое вре­ мя, моряки малого траулера «Пио­ нер» всегда возвращаются на Факто­ рию с богатыми уловами. Хорошо работают на промысле и моряки другого малого траулера — «Отважный». Б. АЛЕКСАНДРОВ. Пиломатериалы для В эти дни на лесопильном заводе треста «Севлесрыбтара» выпускают­ ся последние кубометры пиломате­ риалов в счет полугодового плана. В цехах этого предприятия идет напряженная работа. В коллективе нет ни одного рабочего, который бы не выполнял производственных за­ даний. Программа мая здесь реализо­ вана на 120,5 процента. По коли­ честву товарной продукции план пе­ рекрыт на 40 процентов. рыбного Мурмаиа Лучших успехов на заводе за истекший месяц достиг коллектив лесопильного цеха. Среди соревную­ щихся первое место занимает рам- щица тов. Ванюкова, станочница тов. Волкова, работник биржи тов. Карабут. Коллектив лесопильного завода стремится обеспечить рыбообработ­ чиков Мурмана клепкой, ящичной и дощечной тарой для рыбной продук­ ции. При разгрузке снижают сортность рыбы 5 июня рыболовный траулер «Ленин» возвратился в порт из про­ мыслового рейса. Он предъявил' к сдаче около 260 тонн рыбы в соле­ ном и свежем виде. В этом рейсе мо­ ряки хорошо потрудились. Они ста­ рались добросовестно обработать рыбную продукцию и готовились сдать ее хорошей сортностью. Во время разгрузки рыбы я заме­ тил, что вся продукция с нашего судна перемешалась. В приемочном цехе в тачки накладывалась рыба разных пород, разных размеров. Вместе с крупной и ровной рыбой в тачках находилась мелкая, нестан­ дартная. Это прямое нарушение. Когда я обратился к приемщице, чтобы перестали смешивать рыбу, мне ответили: «На это есть распо­ ряжение главка, не вмешивайтесь в наши дела». Я считаю, что так делать нельзя. Этим снижаются наши показатели сортности рыбы. Снижение сортно­ сти отражается на зарплате коман­ ды и на выполнении нами государ­ ственного плана по сортности. Отделу рыбообработки тралового флота (и. о. начальника отдела той. Калашников) необходимо добиться пересмотра такой практики и под­ нять вопрос перед главком о том, чтобы в приемочном цехе не смеши­ вали крупную рыбу с мелкой, не грузили на тачки рыбу разных по­ род. В. КУЕВ. Рыбный мастер траулера «Ленин». Перед моряками тралового флота Мурмана Коммунистическая партия и Советское правительство постави­ ли ответственную задачу — увели­ чить добычу рыбы. Для этого тра­ ловый флот оснащается новыми мощными, оборудованными современ­ ной техникой, кораблями. Однако увеличение добычи рыбы должно до­ стигаться не только за счет роста числа кораблей, но и за счет повы­ шения производительности труда. Наиболее узким местом на трауле­ рах, как показала практика много­ летней работы, является обработка рыбы. Поэтому чрезвычайно важно механизировать этот трудоемкий процесс. Сейчас же, особенно при обильных уловах рыбы, траулеры вынуждены ложиться в дрейф для уборки рыбы или доставлять неко­ торые породы рыб в порт в неразде- ланном виде. Однако последний спо­ соб применим только в отношении морского окуня, который выдержи­ вает транспортировку и хранение в неразделанном виде несколько су­ ток. Но на любом траулере имеется возможность повысить производи­ тельность труда при обработке уло­ ва, увеличить добычу рыбы за счет более производительного использова­ ния времени, затрачиваемого на ле­ жание в дрейфе. Как показывают наблюдения, на траулерах, особенно новой построй­ ки, еще крайне плохо используется время для обработки рыбы. Дело в том, что при существующей органи­ зации трудового процесса и при су­ ществующем размещении тралового оборудования, а также расположе­ нии рабочих мест матросов, разде­ лывающих рыбу, все работы по раз- прекращают промысел. Много мел­ кой рыбы, которую не успевают об­ рабатывать, так как она не выдер­ живает длительного лежания на па­ лубе, выбрасывается за борт. Что же необходимо сделать для того, чтобы повысить производи­ тельность труда на обработке рыбы, избежать лежания в дрейфе и уве­ личить добычу рыбы? Прежде всего необходимо ускорить разрешение проблемы механизации обработки рыбы на кораблях. Однако уже и сейчас можно найти пути увеличе­ ния производительности труда на этой чрезвычайно важной операции. Во-первых, надо продумать воп­ рос о переносе ваеров^ вниз по пло­ скости палубы и закрытия их свер­ ху защитным кожухом, а также усилить мощность подъемных средств для подъема мешка с уло­ вом на палубу, чтобы обезопасить работу моряков, занятых на обра­ ботке рыбы во время подъема тра­ ла. Там, где это возможно, необхо­ димо устанавливать рыбодел на по­ лубаке под рострами. Кроме того, надо изменить существующее раз­ мещение как рыборазделочных сто­ лов, так и рыбной мойки, разрабо­ тать конструкцию лотков, обеспечи­ вающих возможность передачи ры­ бы с одного борта на другой, где и должны быть установлены рыбоде- лы и лотки, обеспечивающие воз­ можность передачи рыбы в трюм. Примерная конструкция таких лотков и рыбоделов мною разработа­ на. Однако для более успешного разрешения этого вопроса необходи­ мо составить техническое задание и широко ознакомить с ним моряков. Широкое участие моряков тралового флота в разработке нового рыбораз- делке рыбы, во время работы с тра- j делочного оборудования и новой ор­ лом по требованиям техники безо­ пасности фактически прекращаются. Практически это означает, что при обычном промысловом режиме, т. е. при двухчасовом тралении, на раз­ делку рыбы остается в сутки не бо­ лее 12— 14 часов. Все остальное время обработку нельзя производить. Причем прекращает эту работу не только вахта, связанная со спуском и подъемом трала, но и люди, работа­ ющие на подвахте. Таким образом, при работе с подвахтами, моряки, при хороших уловах, проводят на рабочих местах по 14— 16 часов в сутки, а разделкой рыбы занимают­ ся фактически только половину это­ го времени. Остальное время они простаивают. Еще хуже положение при обиль­ ных уловах, когда траление сокра­ щается до полутора — одного часа и менее. Тогда время, в течение кото­ рого можно производить разделку рыбы, сокращается до 10 часов в сутки, а при облове окуня и до вось­ ми — девяти часов, так как количе­ ство спусков и подъемов трала воз­ растает и, следовательно, перерывы в работе увеличиваются. Таким образом, с ростом улова на час траления время на разделку уло­ ва не превышает 30 — 35 процен­ тов, суда часто ложатся в дрейф и ганизации труда на палубе, бесспор­ но, поможет вскрыть все возможно­ сти такой организации труда, при которой разделка рыбы могла бы производиться все 24 часа в сутки, вне зависимости от работ по подъе­ му и спуску трала. Это позволило бы, примерно, вдвое увеличить ра­ бочее время по разделке рыбы и, следовательно, вдвое увеличить вы­ лов. Необходимо также заняться внед­ рением способа разделки рыбы без рыбоделов. Такой метод работы воз­ можен путем применения вертки го­ лов и другого способа вспарывания брюшка. Не надо бояться ломки устоявшегося производственного про­ цесса, так как вертка голов дает сокращение отходов на 2,5 процен­ та, а разделка рыбы может произво­ диться и во время травления и выборки ваеров, прекращаясь только на время подъема самого мешка на палубу. Изменение организации производ­ ства на палубе является сейчас крайне важным, первоочередным для тралового промысла. М. СВИТАШЕВ. Зам. начальника управления «Мурмансельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz