Рыбный Мурман. 1954 г. Июль.

№ 78 (162), 2 июля 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Покончить с отставанием среднего траулера „Аму-Дарья“ Средний траулер «Аму-Дарья» в недалеком прошлом занимал одно из видных мест в сельдяном флоте. Но в нынешнем году он работает очень плохо. Почему это произошло? Средний траулер «Аму-Дарья» вышел на промысел сельди в Север­ ную Атлантику 15 января. С мо­ мента прихода корабля в районы промысла и по 22 марта моряки бы­ ли заняты экспериментальными ра­ ботами по освоению трала для лова сельди. Члены экипажа сред­ него траулера «Аму-Дарья» расска­ зывают, что они работали с тралом сначала одни, потом на пару с на­ учно-исследовательским судном «Академик Берг». — Траления нам почти ничего не приносили,— говорят они.— За все время работы с тралом мы вылови­ ли не более двух бочек сельди. Эк­ спериментальные работы с сельдя­ ным тралом в нынешнем году бы .та начаты с расчетом на нерест сель­ ди, что позволило бы нам как следу­ ет испытать новое орудие лова сель­ дяного промысла. Но сроки нереста были определены неточно, не раз откладывались и поэтому сельди было выловлено ничтожное количе­ ство. Корабль уходил в Атлантику на это ответственное задание плохо подготовленным. Ремонт эхолота, так необходимого при работе с тра­ лом, был закончен наспех, перед самым отходом. В результате, сразу же но выходе корабля в море эхолот отказал. При комплектова­ нии команды также была допущена поспешность, несерьезный подход к делу. За два дня до отхода смени­ лось два радиста и только третий— тов. Федоров — пошел в рейс. Закончив работы по испытанию трала (труд моряков был признан успешным, экипаж получил благо­ дарность), средний траулер «Аму- Дарья» перешел на обычный — дрифтерный лов сельди сетями. Здесь-то и сказалась неподготовлен­ ность экипажа к промыслу. Не­ смотря на то, что были произведе­ ны показные учения по обращению с орудиями лова, когда более опыт­ ные моряки учили молодежь,— это не принесло ожидаемых результа­ тов. Дрифмеистер тов. Спиридонов, имея не малый опыт работы, халатно отнесся к выполнению своих обя­ занностей. При снаряжении поряд­ ка он допустил непоследовательную установку поводцов разной длины, что привело к перекосу сетей. Ясно, что при таком вооружении порядка | нечего было ожидать высоких уло­ вов. Безобразным было и снабжение этого корабля сетями. Когда средний траулер «Аму-Дарья» приступил к дрифтерному лову сельди, на его борту было всего GO сетей. Спустя некоторое время, с пловучей базы получено еще 30 капроновых сетей, но после 20 — 25 дней работы они получили перекос ячеи и были изъяты из порядка. Управление сельдяного флота, требуя от моряков снаряжения порядка 100 сетями, только незадолго до концЛ рейса обеспечило траулер «Аму-Дарья» необходимым количеством сетей. Сказалась и неопытность капи­ тана тов. Овчинникова в организа­ ции труда экипажа на сельдяном промысле. Отсутствие настоящей требовательности к своим подчинен­ ным породило халатное отношение к своим обязанностям со стороны дрифмейстера тов. Спиридонова, ра­ диста тов. Федорова и ряда других членов экипажа. Тов. Овчинников организацию по­ исков сельди производил на «авось», пренебрегая замерами тем­ ператур воды, не прислушивался к заявлениям капитанов других су­ дов, которые во время совещании высказывали много ценных предло­ жений. Были случаи, когда дриф­ терный порядок, установленный мо­ ряками «Аму-Дарьи» по указанию тов. Овчинникова в середине груп­ пы судов, имеющих хорошие уловы, приносил мало сельди. Один из при­ боров на «Аму-Дарье» вышел из строя, а радист тов. Федоров не только не позаботился исправить его сам, но и отказался от помощи судоводителей к механиков. Так и работал около трех месяцев корабль с неисправным прибором. Нельзя сказать, что неудовлетво­ рительная работа этого корабля не встревожила руководителей сельдя­ ного флота. Сюда был направлен опытный специалист инженер-инст­ руктор тов. Бочков. При содейст­ вии секретаря комсомольской орга­ низации корабля третьего механика тов. Глазунова тов. Бочков решил поднять комсомольцев на борьбу с отставанием судна. На собрании, состоявшемся по этому поводу, мно­ гих комсомольцев замечания тов. Бочкова взяли «за живое». Когда с помощью инструктора моряки ис­ правили ошибки в вооружении промыслового порядка, уловы под­ нялись, дело пошло веселее. Но все же до конца полугодия экипажу среднего траулера «Аму-Дарья» не удалось покрыть задолженность по вылову сельди. J I a счету экипажа этого корабля 1.2S3 центнера сельди. План вто­ рого квартала выполнен на 70 ,4 процента, план 1954 года — только на 16,2 процента. В начале года экипаж траулера «Аму-Дарья» взял обязательство при плане в 8 .060 центнеров выловить 9 .000 центнеров сельди. Не получив свое­ временной помощи со стороны руко­ водителей флота, не 1 использовав имеющиеся возможности в улучше­ нии работы, моряки выполнили свое обязательство только на 14,4 про­ цента. Экипаж среднего траулера «Аму- Дарья» состоит в основном из опыт­ ных, любящих свое дело моряков. Среди них много таких, которые не испугались трудностей и неудач в работе, «не переметнулись» туда, где дело идет лучше. Давно здесь работают и стремятся вывести свой корабль в число лучших судов фло­ та боцман тов. Терентьев, матросы тт. Родионов, Конев, Бут и другие. Многие члены экипажа этого ко­ рабля искренне рады уходу капита­ на Овчинникова. Важно, чтобы сейчас во главе экипажа стал опытный, волевой моряк, который сумел-бы сплотить экипаж на лик­ видацию всех ошибок, допущенных ранее, на успешное выполнение за­ дач, стоящих перед коллективом. Средний траулер «Аму-Дарья» после ремонта готовится к выходу на сельдяной промысел. Руководи­ телям «Мурмансельди» необходимо помочь морякам это^о корабля хо­ рошо подготовиться к работе во вто­ ром полугодии. Создать все условия для плодотворной работы всех ко­ раблей сельдяного флота, допустив­ ших отставание в первом полугодии — такова сейчас неотложная за­ дача. П. БЫС'ГРОУМОВ. Повыситьборьбузакачество рыбной продукции береговых заводов Кольского госрыбтреста Предприятия Кольского госрыб­ треста, призванные к обработке ры­ бы, добываемой в прибрежных райо­ нах Баренцова мо|ря, выпускают для трудящихся нашей страны ежегодно сотни тысяч центнеров рыбной про­ дукции. Сосредоточение основных обрабатывающих пунктов в близо­ сти районов промысла должно спо­ собствовать доставке н а заводы сырья и тем самым выпуску про­ дукции высокого качества. Однако качество продукции, выпускаемой береговыми заводами Кольского треста, не отвечает предъявляемым требованиям и оставляет желать много лучшего. Такое положение с качествам вы ­ пускаемой продукции указывает на неблагополучие с обработкой рыбы прибрежного промысла. Анализируя работу заводов, можно установить ряд причин, влияющих на снижение качества выпускаемой заводами рыбной продукции. Прежде всего не соблюдаются пра­ вила хранения сырья непосредст­ венно на судах, занятых прибреж­ ным промыслом рыбы. Общеизвест­ но, что добытый сырец рыбы при хранении в неразделанном виде, без применения консервентов и ох­ лаждения, может сохраниться без понижения качества крайне огра­ ниченный, исчисляемый нескольки­ ми часами, срок. На снижение качества оказывает' влияние также длительность раз­ грузки доставленного судном улова. Обычно выгрузка доставленного судном улова действующими выгру­ зочными устройствами, в зависимо­ сти от количества доставленного груза при всех других благоприят­ ных условиях (своевременная по­ становка судна иод выгрузку, нор­ мальная работа выгрузочных уст­ ройств), длится несколько часов. Такое положение не дает возмож­ ности сохранить качество доставлен­ ного неразделанного, без примене­ ния консервентов, сырья в процессе выгрузки даже в том случае, если сырье было -доставлено безукориз­ ненного качества. Несвоевременность разгрузки доставляемого сырья т а к ­ же указывает на необходимость пе­ реключения 'прибрежного промысло­ вого флота на заготовку сырья в разделанном консервированном виде. Наряду с отмеченными фактами, влияющими н а снижение качества рыоопродукции на береговых заво­ дах, имеют место нарушения пра­ вил обработки рыбы: принимаемый от промысловых судов неразделан- ный сырец задерживается до его разделки к ак за счет несвоевремен­ ного начала разделки, так и за счет того, что на эту работу ставится не­ достаточное количество рабочей си ­ лы, в то время как в целях сохра­ нения качества разделка поступаю­ щего сырья должна производиться в максимально короткий срок. На этот участок работы администрации з а ­ водов необходимо уделять максимум внимания, помня, что каждый час задержки неразделанного сырья па­ губно отражается на качестве про­ дукции. Рыба длительное время находится в посоле. Уборка высоленой рыбы производится крайне медленно. Спе­ циальные уборочные бригады на за ­ водах не организованы. Организацией труда, расстановкой рабочей силы администрация заво­ дов занимается недостаточно. На за ­ водах значительное количество ра ­ бочего времени тратится на вспомо­ гательные работы. Все это приводит к тому, что на заводах вся чановая емкость занята, продукции много, она от длительно­ го хранения понижается в качест­ ве. Заводы предпочитают отгружать высоленую продукцию навалом, с тем, чтобы ее д«обработали в Мур­ манске. Такая практика приводит к излишним перевалкам, к ухудшению качества, между тем, при правильном использовании рабочей силы и одно­ временном оказании заводам помощи в выделении крайне необходимых металлических прокатов и рольтан- говых уборочных линий, М'ожно ус­ пешно обрабатывать рыбу и на са ­ мих заводах. Выделение заводам Кольского тре­ ста металлических складов и роль­ ганговых линий необходимо осуще­ ствить в ближайшее время. Это окажет значительную помощь в но-, вьппении производительности труда рабочих, даст возможность обеспе­ чить своевременную уборку товаров и тем самым будет значительно спо­ собствовать улучшению качества выпускаемой заводами рыбной про­ дукции. М. БУЛАШЕВИЧ. Технолог Главгаурманрыб- прома. В помощь судоводителям Некоторые вопросы промыслового с удовождения * Следующим фактором, который необходимо учитывать при промыс­ ловой прокладке, является циркуля­ ция. Диаметр циркуляции может быть определен способом траверзных расстояний двух предметов. Более простым способом, требующим ми­ нимальной затраты времени, яв­ ляется способ определения диаметра циркуляции по известной из геомет­ рии формуле: длина окружности равна 2 рг. Следовательно, зная скорость п время, можно определить радиус циркуляции. Такая таблица составлена и проверена на траулере «Киров». Применяя ее, судоводители с достаточной точностью могут знать « R » и «D» циркуляции. Это помо­ гает нам вести более точное счисле­ ние. Дрейф определяется из наблюде­ ний. Есть также формула для опре­ деления угла дрейфа (формула про­ фессора Матусевича). Этот способ требует дополнительных данных, как-то: знание коэфициента дрей­ фа судна. Следующим важным моментом при ведении прокладки является учет *) Начало смотри в номере за 30 июня. магнитного склонения, величина ко­ торого меняется с течением времени и с изменением широты и долготы места. В связи с этим, склонение следует брать с карты изогон или же с крупномасштабных карт послед­ него издания. Необходимо как мож­ но чаще определять поправку ком­ паса, ибо погрешности в склонении могут дать значительную погреш­ ность при ведении прокладки. Опре­ деляя поправку компаса по солнцу, на траулерах «Засольщик» и «Сталин» судоводители убедились, что склонение, данное на карте, не всегда соответствует действительно­ сти и погрешность достигает поряд­ ка 1— 2 градуса. Это подтвердилось при проверке по створам. Наконец, необходимо учитывать как можно точнее девиацию магнит­ ных компасов, которая является ве­ личиной переменной. Она может значительно изменяться с течением времени. Известно, что девиация ме­ няется от долгого лежания на одном курсеч от магнитной широты и т. п. Следовательно, девиацию необходимо знать с достаточной точностью и как можно чаще определять ее, так как она может достигать значитель­ ных размеров. Морская практика знает немало случаев аварий, при­ чиной которых были ошибки в зна­ нии девиации. Простейшие способы, которые мо­ гут быть применены на промысло­ вом флоте, это определение девиации по створам и по пеленгу сретнл. Последний способ является более удобным, особенно летом, так как он не связан с потерей промысло­ вого времени. Створами же можно пользоваться только у берегов. Значение девиации магнитного компаса можно видеть на примере траулера «Сталин». Выйдя в море после компенсации девиации и оп­ ределения остаточной девиации ,за­ метили, что, возвращаясь с промыс­ ла, судно уклоняется вправо от кур­ са. Оказалось, что по выходе в море на верхнем мостике был укреплен сигнальный шар, рама которого бы­ ла железной, весом около 6— 7 ки­ лограммов. Благодаря этому судно уклонилось от курса на переходе в 200 миль на 30 миль. С успехом также можно получить обсервации по радиопеленгам плав- маяков, которые могут в определен­ но установленное время работать для пеленга. Но для этоТо необходи­ мо точное местоположение маяка. Этот способ очень удобен при пло­ хой видимости или же тогда, когда маяк находится за пределами види­ мости. Не трудно понять, что эта ■очень важная задача будет выпол­ нима только в том случае, когда маяки будут иметь точное место. Та­ кая возможность у плавмаякор есть. За тот период, который они стоят на якоре, можно определить место с точностью до 0 ,5 мили. Можно уточ­ нить также место маяка при помощи обсерваций, сделанных проходивши­ ми судами. Таким образом, опреде­ ление места j судна по плавмаякам является вполне выполнимой зада­ чей. Следовательно, станет возмож­ ным более точное счисление в от­ крытом море, от которого в значи­ тельной мере зависит вылов рыбы. Это поможет также более точно составить промысловый планшет, знать рельеф дна, нанести течения, склонение, преимущественные вет­ ры, характер грунта и задевы. Оформленный таким образом план­ шет послужит материалом для соз­ дания более точных промысловых карт. Необходимо также помнить, что, зная глубины и место судна, судо­ водитель может располагать свои курсы с таким расчетом, чтобы как можно успешнее облавливать косяк. Например, на траулере «Киров» поступаем так. Придя на промысел, делаем несколько коротких тралений на разных курсах с обязательным промером глубин, которые наносят­ ся на планшет. Затем тралируем по тем глубинам, где больше попадает рыбы. Проверив таким образом изо­ баты, выбираем наивыгоднейшне курсы, на которых и начинаем ос­ новной промысел. Иногда такие тра­ ления делаем от буя на разных кур­ сах. Нельзя не отметить способ опоз­ нания места судна по глубинам. Он пользуется большой популярностью у судоводителей промыслового флота. Этот способ имеет особенно боль­ шие преимущества в тех районах, где промеры сделаны довольно ча ­ сто. Однако опознание места судна следует производить не по одной — двум глубинам, а, взяв серию глубин, через определенные проме­ жутки времени (через 10— 20 ми­ нут). Их надо нанести по курсу на кальку, затем совместить кальку с меридианом и параллельно передви­ гать ее до тех пор, пока нанесенные ка карте глубины не совпадут с глубинами на кальке. После этого, последняя из взятых глубин укажет место судна. Этот способ довольно простой и не требует большой затра» ты времени. Нужно только иметь кальку с сеткой, заготовленную в соответствии с масштабом карты, на которую по мере измерения наносить глубины но курсу. Нанося регулярно глубины, осо­ бенно на прямых курсах, их можно будет в любой момент, как только появится возможность обсервации, исправив соответственно счисление, перенести на планшет. В. КОРАБЕЛЬНИКОВ. Старший помощник капита­ на траулера «Киров».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz