Рыбный Мурман. 1954 г. Июль.
№ 78 (162), 2 июля 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Покончить с отставанием среднего траулера „Аму-Дарья“ Средний траулер «Аму-Дарья» в недалеком прошлом занимал одно из видных мест в сельдяном флоте. Но в нынешнем году он работает очень плохо. Почему это произошло? Средний траулер «Аму-Дарья» вышел на промысел сельди в Север ную Атлантику 15 января. С мо мента прихода корабля в районы промысла и по 22 марта моряки бы ли заняты экспериментальными ра ботами по освоению трала для лова сельди. Члены экипажа сред него траулера «Аму-Дарья» расска зывают, что они работали с тралом сначала одни, потом на пару с на учно-исследовательским судном «Академик Берг». — Траления нам почти ничего не приносили,— говорят они.— За все время работы с тралом мы вылови ли не более двух бочек сельди. Эк спериментальные работы с сельдя ным тралом в нынешнем году бы .та начаты с расчетом на нерест сель ди, что позволило бы нам как следу ет испытать новое орудие лова сель дяного промысла. Но сроки нереста были определены неточно, не раз откладывались и поэтому сельди было выловлено ничтожное количе ство. Корабль уходил в Атлантику на это ответственное задание плохо подготовленным. Ремонт эхолота, так необходимого при работе с тра лом, был закончен наспех, перед самым отходом. В результате, сразу же но выходе корабля в море эхолот отказал. При комплектова нии команды также была допущена поспешность, несерьезный подход к делу. За два дня до отхода смени лось два радиста и только третий— тов. Федоров — пошел в рейс. Закончив работы по испытанию трала (труд моряков был признан успешным, экипаж получил благо дарность), средний траулер «Аму- Дарья» перешел на обычный — дрифтерный лов сельди сетями. Здесь-то и сказалась неподготовлен ность экипажа к промыслу. Не смотря на то, что были произведе ны показные учения по обращению с орудиями лова, когда более опыт ные моряки учили молодежь,— это не принесло ожидаемых результа тов. Дрифмеистер тов. Спиридонов, имея не малый опыт работы, халатно отнесся к выполнению своих обя занностей. При снаряжении поряд ка он допустил непоследовательную установку поводцов разной длины, что привело к перекосу сетей. Ясно, что при таком вооружении порядка | нечего было ожидать высоких уло вов. Безобразным было и снабжение этого корабля сетями. Когда средний траулер «Аму-Дарья» приступил к дрифтерному лову сельди, на его борту было всего GO сетей. Спустя некоторое время, с пловучей базы получено еще 30 капроновых сетей, но после 20 — 25 дней работы они получили перекос ячеи и были изъяты из порядка. Управление сельдяного флота, требуя от моряков снаряжения порядка 100 сетями, только незадолго до концЛ рейса обеспечило траулер «Аму-Дарья» необходимым количеством сетей. Сказалась и неопытность капи тана тов. Овчинникова в организа ции труда экипажа на сельдяном промысле. Отсутствие настоящей требовательности к своим подчинен ным породило халатное отношение к своим обязанностям со стороны дрифмейстера тов. Спиридонова, ра диста тов. Федорова и ряда других членов экипажа. Тов. Овчинников организацию по исков сельди производил на «авось», пренебрегая замерами тем ператур воды, не прислушивался к заявлениям капитанов других су дов, которые во время совещании высказывали много ценных предло жений. Были случаи, когда дриф терный порядок, установленный мо ряками «Аму-Дарьи» по указанию тов. Овчинникова в середине груп пы судов, имеющих хорошие уловы, приносил мало сельди. Один из при боров на «Аму-Дарье» вышел из строя, а радист тов. Федоров не только не позаботился исправить его сам, но и отказался от помощи судоводителей к механиков. Так и работал около трех месяцев корабль с неисправным прибором. Нельзя сказать, что неудовлетво рительная работа этого корабля не встревожила руководителей сельдя ного флота. Сюда был направлен опытный специалист инженер-инст руктор тов. Бочков. При содейст вии секретаря комсомольской орга низации корабля третьего механика тов. Глазунова тов. Бочков решил поднять комсомольцев на борьбу с отставанием судна. На собрании, состоявшемся по этому поводу, мно гих комсомольцев замечания тов. Бочкова взяли «за живое». Когда с помощью инструктора моряки ис правили ошибки в вооружении промыслового порядка, уловы под нялись, дело пошло веселее. Но все же до конца полугодия экипажу среднего траулера «Аму-Дарья» не удалось покрыть задолженность по вылову сельди. J I a счету экипажа этого корабля 1.2S3 центнера сельди. План вто рого квартала выполнен на 70 ,4 процента, план 1954 года — только на 16,2 процента. В начале года экипаж траулера «Аму-Дарья» взял обязательство при плане в 8 .060 центнеров выловить 9 .000 центнеров сельди. Не получив свое временной помощи со стороны руко водителей флота, не 1 использовав имеющиеся возможности в улучше нии работы, моряки выполнили свое обязательство только на 14,4 про цента. Экипаж среднего траулера «Аму- Дарья» состоит в основном из опыт ных, любящих свое дело моряков. Среди них много таких, которые не испугались трудностей и неудач в работе, «не переметнулись» туда, где дело идет лучше. Давно здесь работают и стремятся вывести свой корабль в число лучших судов фло та боцман тов. Терентьев, матросы тт. Родионов, Конев, Бут и другие. Многие члены экипажа этого ко рабля искренне рады уходу капита на Овчинникова. Важно, чтобы сейчас во главе экипажа стал опытный, волевой моряк, который сумел-бы сплотить экипаж на лик видацию всех ошибок, допущенных ранее, на успешное выполнение за дач, стоящих перед коллективом. Средний траулер «Аму-Дарья» после ремонта готовится к выходу на сельдяной промысел. Руководи телям «Мурмансельди» необходимо помочь морякам это^о корабля хо рошо подготовиться к работе во вто ром полугодии. Создать все условия для плодотворной работы всех ко раблей сельдяного флота, допустив ших отставание в первом полугодии — такова сейчас неотложная за дача. П. БЫС'ГРОУМОВ. Повыситьборьбузакачество рыбной продукции береговых заводов Кольского госрыбтреста Предприятия Кольского госрыб треста, призванные к обработке ры бы, добываемой в прибрежных райо нах Баренцова мо|ря, выпускают для трудящихся нашей страны ежегодно сотни тысяч центнеров рыбной про дукции. Сосредоточение основных обрабатывающих пунктов в близо сти районов промысла должно спо собствовать доставке н а заводы сырья и тем самым выпуску про дукции высокого качества. Однако качество продукции, выпускаемой береговыми заводами Кольского треста, не отвечает предъявляемым требованиям и оставляет желать много лучшего. Такое положение с качествам вы пускаемой продукции указывает на неблагополучие с обработкой рыбы прибрежного промысла. Анализируя работу заводов, можно установить ряд причин, влияющих на снижение качества выпускаемой заводами рыбной продукции. Прежде всего не соблюдаются пра вила хранения сырья непосредст венно на судах, занятых прибреж ным промыслом рыбы. Общеизвест но, что добытый сырец рыбы при хранении в неразделанном виде, без применения консервентов и ох лаждения, может сохраниться без понижения качества крайне огра ниченный, исчисляемый нескольки ми часами, срок. На снижение качества оказывает' влияние также длительность раз грузки доставленного судном улова. Обычно выгрузка доставленного судном улова действующими выгру зочными устройствами, в зависимо сти от количества доставленного груза при всех других благоприят ных условиях (своевременная по становка судна иод выгрузку, нор мальная работа выгрузочных уст ройств), длится несколько часов. Такое положение не дает возмож ности сохранить качество доставлен ного неразделанного, без примене ния консервентов, сырья в процессе выгрузки даже в том случае, если сырье было -доставлено безукориз ненного качества. Несвоевременность разгрузки доставляемого сырья т а к же указывает на необходимость пе реключения 'прибрежного промысло вого флота на заготовку сырья в разделанном консервированном виде. Наряду с отмеченными фактами, влияющими н а снижение качества рыоопродукции на береговых заво дах, имеют место нарушения пра вил обработки рыбы: принимаемый от промысловых судов неразделан- ный сырец задерживается до его разделки к ак за счет несвоевремен ного начала разделки, так и за счет того, что на эту работу ставится не достаточное количество рабочей си лы, в то время как в целях сохра нения качества разделка поступаю щего сырья должна производиться в максимально короткий срок. На этот участок работы администрации з а водов необходимо уделять максимум внимания, помня, что каждый час задержки неразделанного сырья па губно отражается на качестве про дукции. Рыба длительное время находится в посоле. Уборка высоленой рыбы производится крайне медленно. Спе циальные уборочные бригады на за водах не организованы. Организацией труда, расстановкой рабочей силы администрация заво дов занимается недостаточно. На за водах значительное количество ра бочего времени тратится на вспомо гательные работы. Все это приводит к тому, что на заводах вся чановая емкость занята, продукции много, она от длительно го хранения понижается в качест ве. Заводы предпочитают отгружать высоленую продукцию навалом, с тем, чтобы ее д«обработали в Мур манске. Такая практика приводит к излишним перевалкам, к ухудшению качества, между тем, при правильном использовании рабочей силы и одно временном оказании заводам помощи в выделении крайне необходимых металлических прокатов и рольтан- говых уборочных линий, М'ожно ус пешно обрабатывать рыбу и на са мих заводах. Выделение заводам Кольского тре ста металлических складов и роль ганговых линий необходимо осуще ствить в ближайшее время. Это окажет значительную помощь в но-, вьппении производительности труда рабочих, даст возможность обеспе чить своевременную уборку товаров и тем самым будет значительно спо собствовать улучшению качества выпускаемой заводами рыбной про дукции. М. БУЛАШЕВИЧ. Технолог Главгаурманрыб- прома. В помощь судоводителям Некоторые вопросы промыслового с удовождения * Следующим фактором, который необходимо учитывать при промыс ловой прокладке, является циркуля ция. Диаметр циркуляции может быть определен способом траверзных расстояний двух предметов. Более простым способом, требующим ми нимальной затраты времени, яв ляется способ определения диаметра циркуляции по известной из геомет рии формуле: длина окружности равна 2 рг. Следовательно, зная скорость п время, можно определить радиус циркуляции. Такая таблица составлена и проверена на траулере «Киров». Применяя ее, судоводители с достаточной точностью могут знать « R » и «D» циркуляции. Это помо гает нам вести более точное счисле ние. Дрейф определяется из наблюде ний. Есть также формула для опре деления угла дрейфа (формула про фессора Матусевича). Этот способ требует дополнительных данных, как-то: знание коэфициента дрей фа судна. Следующим важным моментом при ведении прокладки является учет *) Начало смотри в номере за 30 июня. магнитного склонения, величина ко торого меняется с течением времени и с изменением широты и долготы места. В связи с этим, склонение следует брать с карты изогон или же с крупномасштабных карт послед него издания. Необходимо как мож но чаще определять поправку ком паса, ибо погрешности в склонении могут дать значительную погреш ность при ведении прокладки. Опре деляя поправку компаса по солнцу, на траулерах «Засольщик» и «Сталин» судоводители убедились, что склонение, данное на карте, не всегда соответствует действительно сти и погрешность достигает поряд ка 1— 2 градуса. Это подтвердилось при проверке по створам. Наконец, необходимо учитывать как можно точнее девиацию магнит ных компасов, которая является ве личиной переменной. Она может значительно изменяться с течением времени. Известно, что девиация ме няется от долгого лежания на одном курсеч от магнитной широты и т. п. Следовательно, девиацию необходимо знать с достаточной точностью и как можно чаще определять ее, так как она может достигать значитель ных размеров. Морская практика знает немало случаев аварий, при чиной которых были ошибки в зна нии девиации. Простейшие способы, которые мо гут быть применены на промысло вом флоте, это определение девиации по створам и по пеленгу сретнл. Последний способ является более удобным, особенно летом, так как он не связан с потерей промысло вого времени. Створами же можно пользоваться только у берегов. Значение девиации магнитного компаса можно видеть на примере траулера «Сталин». Выйдя в море после компенсации девиации и оп ределения остаточной девиации ,за метили, что, возвращаясь с промыс ла, судно уклоняется вправо от кур са. Оказалось, что по выходе в море на верхнем мостике был укреплен сигнальный шар, рама которого бы ла железной, весом около 6— 7 ки лограммов. Благодаря этому судно уклонилось от курса на переходе в 200 миль на 30 миль. С успехом также можно получить обсервации по радиопеленгам плав- маяков, которые могут в определен но установленное время работать для пеленга. Но для этоТо необходи мо точное местоположение маяка. Этот способ очень удобен при пло хой видимости или же тогда, когда маяк находится за пределами види мости. Не трудно понять, что эта ■очень важная задача будет выпол нима только в том случае, когда маяки будут иметь точное место. Та кая возможность у плавмаякор есть. За тот период, который они стоят на якоре, можно определить место с точностью до 0 ,5 мили. Можно уточ нить также место маяка при помощи обсерваций, сделанных проходивши ми судами. Таким образом, опреде ление места j судна по плавмаякам является вполне выполнимой зада чей. Следовательно, станет возмож ным более точное счисление в от крытом море, от которого в значи тельной мере зависит вылов рыбы. Это поможет также более точно составить промысловый планшет, знать рельеф дна, нанести течения, склонение, преимущественные вет ры, характер грунта и задевы. Оформленный таким образом план шет послужит материалом для соз дания более точных промысловых карт. Необходимо также помнить, что, зная глубины и место судна, судо водитель может располагать свои курсы с таким расчетом, чтобы как можно успешнее облавливать косяк. Например, на траулере «Киров» поступаем так. Придя на промысел, делаем несколько коротких тралений на разных курсах с обязательным промером глубин, которые наносят ся на планшет. Затем тралируем по тем глубинам, где больше попадает рыбы. Проверив таким образом изо баты, выбираем наивыгоднейшне курсы, на которых и начинаем ос новной промысел. Иногда такие тра ления делаем от буя на разных кур сах. Нельзя не отметить способ опоз нания места судна по глубинам. Он пользуется большой популярностью у судоводителей промыслового флота. Этот способ имеет особенно боль шие преимущества в тех районах, где промеры сделаны довольно ча сто. Однако опознание места судна следует производить не по одной — двум глубинам, а, взяв серию глубин, через определенные проме жутки времени (через 10— 20 ми нут). Их надо нанести по курсу на кальку, затем совместить кальку с меридианом и параллельно передви гать ее до тех пор, пока нанесенные ка карте глубины не совпадут с глубинами на кальке. После этого, последняя из взятых глубин укажет место судна. Этот способ довольно простой и не требует большой затра» ты времени. Нужно только иметь кальку с сеткой, заготовленную в соответствии с масштабом карты, на которую по мере измерения наносить глубины но курсу. Нанося регулярно глубины, осо бенно на прямых курсах, их можно будет в любой момент, как только появится возможность обсервации, исправив соответственно счисление, перенести на планшет. В. КОРАБЕЛЬНИКОВ. Старший помощник капита на траулера «Киров».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz