Рыбный Мурман. 1954 г. Июль.
JVe 82 (166), 11 июля 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н Ш К О Л А П Е Р Е ДОВО Г О ОПЫТ А Наш м е тод п р омы сл о в ой р а б о ты в Северной А т л а н т и к е 9 июля с. г. в красном уголке управления сельдяного флота Из доклада капитана среднего траулера j \ s 837 В. С. ЗЕМСКОВА Выметка сетей ков признак присутствия сельди. Однако надо различать две стадии цветения. При первоначальном, ког- состоялось очередное занятие i Да цветение только, что называет- школы передового опыта. ii' ся, завязывается, нет необходимости Капитан передового среднего траулера № 837 тов. Земсков поделился опытом промысловой работы корабля в Северной Атлантике. На занятии присутствовали моряки судов, стоящих 9 порту. Ряд товарищей принял участие в обсуждении доклада. Наш корабль вышел в море 17 февраля с. г., с некоторым запозда нием по графику. Таким образом, значительную часть промыслового времени мы потеряли по независя щим от нас причинам. Несмотря на это, экипаж корабля перед отходом в рейс принял повышенное социали стическое обязательство. Слово свое моряки нашего судна одержали с честью. За четыре месяца промыс лового плавания мы выловили 5 .700 центнеров сельди. Это результат четкости и слажен ности в работе всего личного соста ва корабля, умелого ведения про мысла в Северной Атлантике. Выбор места для дрейфа здесь выметывать сети. Надо их метать с кромки цветения, с южной или северной стороны, в зависимо сти от периода движения сельди. Но по своему опыту я убедился, что когда цветение приобретает т а бачную, зеленую окраску, когда оно может быть входит в свою за ключительную стадию, промысло вик не ошибется, если здесь выме чет сети. Промысловое с у д о в о ж д е н и е Успех промысловой работы преж де веего зависит от того, Насколь ко правильно, сообразуясь с обста новкой, капитан-промысловик вы бирает место для будущего дрейфа. Известно, что сельдь имеет два периода движения. В течение пер вой половины года она движется с места нереста на север, причем име ет большую подвижность. Во второй половине гада сельдь не имеет оп ределенного направления движения, если так можно выразиться, она «пасется», а затем поворачивает об ратно. Как же должен поступать про мысловик в первом случае, когда сельдь 'движется с юга на север? Всем нам известно, что лучшим местом для выметки сетей является градиент температур, иначе говоря та- грань, где сходятся теплые и холодные течения, как бы образуя некоторое завихрение. Но метать сети в этих квадратах тоже надо с учетом определенных обстоя тельств. » У нас на корабле дело поставлено так. Прежде чем выметать сети, я обстоятельно обследую район пред полагаемого дрейфа, особенно тща тельно промеряю температуру. Кста ти, должен сказать, что с вы- меткой сетей никогда не следует торопиться. Лучше потратить лиш ние ч еты р е— пять часов на обсле дование района, чем потом оказать ся в пролове. П только после того, как убеж даемся, что корабль идет по этому градиенту, начинаем выметывать сети. Причем берем такое отклоне ние, чтобы основная часть порядка .бежала с южной стороны, т . е. со стороны движения косяка. Это, ра зумеется, относится к первому пе риоду движения косяков сельди. Бывают случаи, когда рядом про мышляющие суда, выметав сети в том же районе, оказываются в про- лове или берут малые уловы только потому, что выметывают сети как Для того, чтобы выбрать место выметки дрифтерного порядка, на до, конечно, знать, где ты нахо дишься, знать, где находятся про мысловые суда, которые в данное вфемя берут наиболее высокие уловы. Если штурману, скажем, торгово го судна нужна астрономическая обсервация для того, чтобы не сбиться с проложенного курса, то штурману промыслового корабля нужно вдвойне чаще определяться, чтобы не потерять обнаруженный косяк сельди. Допустим, мы выбросили поря док. Значит надо совершенно точно зафиксировать на промыслов»! планшете эту точку, как отправную точку будущего дрейфа. Но этого мало. Надо проследить и проложить на промысловый план шет весь путь дрейфа. Вез постоян ного определения этого сделать, ко- j десятки центнеров рыбы, нечно, нельзя. Наши штурманы ра- После того как выбрано место будущего дрейфа, начинается один из самых важных производственных процессов работы на корабле — выметка сетей. Процесс этот доволь но хорошо освоен, однако на разных кораблях применяется по-разному. Как обстоит дело у нас? ■Мы, как и многие другие про мысловики, производим выметку сетей только ходом. При этом весь этот процесс проходит быстро и чет ко в течение каких-нибудь 20 — 30 минут. Каждый матрос выполняет свою строго определенную опера цию. Такая организация труда при вьшетке сетей обеспечивает не только быструю, но и качественную работу. Я имею при этом возмож ность держать корабль в том поло жении, которое подсказывается про мысловой обстановкой. Как я уже говорил, малейший промах выметки сетей на прадиенте температуры ве дет в конечном счете к мролаву. Еще одна особенность. Мы уже в течение трех лет работаем на гер кулесовом вожаке. Это, конечно, не является какой-то новинкой, но по чему-то до сих пор многие капита ны промысловых кораблей предпо читают получать манильский или сезальский трос для вожака. А между тем геркулесовый вожак во многих отношениях превосходит и манильский и сезалыжий, не го воря уже о том, 410 он дешевле, экономичнее. Во-первых, он намно го легче и удобнее в производстве, и, должен сказать, что привыкшие к нему матросы охотнее работают именно с геркулесовым 'вожаком. Во-вторых, он зайимает меньше ме ста в трюме, а это позволяет нам дополнительно -привозить к базам ключению, что существующий огра дитель устарел и не отвечает тре бованиям промыслового судовожде ния. Надо идти по пути изыскания более совершенного оградителя не посредственно самого винта. В част ности, мне кажется, можно приме нить прутковую решетку, которая пройдет от обводов подзора до бале- ра руля. 'Правда, это может отразиться н а скорости хода, но поскольку основ ная наша задача вести промысел, а не заниматься излишними перебеж ками, то в данном случае некоторая, при том незначительная, потеря скорости не имеет для нас сущест венного значения. Зато будет полная гарантия избежать намотки сетей и вожака на винт и позволит выметы вать порядок в том направлении, которое подсказывается промысло вой обстановкой. Сохранение сетей >■ - ---------------------- Выборка сетей у нас, так же как и на всех судах, происходит тем же порядком и нет особой необходимо сти говорить о расстановке людей при этом производственном про цессе. Я хотел бы лишь обратить вни мание на такой важный вопрос, как сохранение и ремонт сетей. На сво ем судне мы уже давно отказались от (всяких узлов, которыми обычно пытаются залатать прорехи в се тях. И в самом деле! Такой «ре ш и т » ничего не дает кроме вреда. Сеть, починенная таким способом, идет за борт уже в деформирован ном вш е и, конечно, пользы от нее мало. Больше того. При выборке ее уже надо выбрасывать. В большин стве случаев такие сети идут в утиль. Починка сетей силами самой су довой команды имеет очень большое раз с другой, в данном случае се верной струи течения. Известно, что на местах сувоев образуются морские цветения. Это очень заманчивый для промыслови- ботают исключительно точно, и в практике нашей работы еще не было отклонений от проложенных кур сов больше чем на десять миль. К понятию промыслового судо вождения я отношу также необходи мость строго учитывать метеороло гическую обстановку. Казалось бы, на первый взгляд, какое имеет зна чение для промысловика, дует ли северный, северо-западный или во сточный ветер. Оказывается, имеет, и притом большое значение. Поясню это на конкретном при мере. Мы находимся в тех квадра тах моря, где основное теплое тече ние лежит, что называется, на по верхности. Но вот подул северный ветер. И обстановка резко меняется. Северный или северо-западный ветер нагоняет или, вернее сказать, наслаивает на основную теплую струю течения верхний слой холод ной воды. Естественно, что сельдь оказывается на другой глубине, т. е. на той глубине, где оказалось теплое течение. В этом случае вы метывать дрифтерный порядок с те ми поводцами, которые применялись вчера, уже нельзя. Значит надо ста вить более длинные поводцы, пред варительно сделав температурный промер воды иногда на глубину 20 — 30 метров. Бывают случаи, колда отдельные промысловые корабли уходят из данного квадрата только потому, что в верхних слоях воды оказа лась низкая температура, и в ре зультате сбиваются с того же са мого косяка рыбы, который облав ливали накануне. Мы в данном случае не торопимся покидать этот район промысла, пока не сделаем основательного температурного про мера. При этом иногда требуется затратить 5 — 6 часов, но это вре мя в конечном счете всегда оку пается. Впрочем есть и некоторые отли чительные особенности при работе с геркулесовым вожаком. Обычно вожаковый трос маркируется на 28 метров. Совместно с дрифмейстером тсв. Авдеевым мы решили несколь ко нарушить эту установившуюся традицию и теперь размечаем во жак :на 29 метров. Для чего это необходимо? Каждая сеть имеет в длину при мерно 30 метров по подборе. Раньше ее мы подвязывали на вожак с раз меткой в 28 метров, оставляя 2 метра для слабины. Но на практи ке оказалось что такая предусмот рительная мера не всегда себя оп равдывает. Нам удалось сэкономить на каж дую сетку дополнительно один метр полезной облавливаемой площади. Таким образом выходит, что н а целый порядок — 100 сетей — увеличивав ется площадь облова на 100 метров. Иначе говоря, в течение каждого дрейфа мы к ак бы увеличиваем дрифтерный порядок на три сетки. Нетрудно представить, какие допол нительные промысловые резервы открывает такой метод разметки вожака. Построение дрифтерного порядка (принято у нас, к ак и обычно: ниж ние поводцы — 12 метров, верхние составные по 6 метров. В зависимо сти от результатов поиска, предпо лагаемой погоды, гидрологических условий мы ставим порядок на со ответствующей глубине. Это не требует дополнительного времени для перевооружения порядка. Вы метка ш ет тем же чередом. Только лишь в зависимости от условий до бавляем два или три поводца. По водцы в этом случае наращиваются обычным узлом. Оградителя в этом году, как впрочем и в прошлом году, мы не применяли. Я с «им работал еще в 1951 — 1952 гг. и пришел к за- зать, нам, практикам промыслового дела, от этого ничуть не легче. Да и в самом деле! Почему до сих пор нет ни у одного капитана-про- мысловика карты температурных течений того или иного района про мысла? Почему капитаны-практики сами, не имея достаточной теорети ческой подготовки, должны по свое му разумению и догадкам составлять эти важнейшие документы промыс лового плавания? В лабораториях института накоп лено большое количество материа ла о путях миграции сельди на ос нове фактических данных работы промысловых кораблей в течение ряда лет освоения промыслового района в Северной Атлантике. Но все это лежит мертвым грузом. Больше того. Полярный институт располагает хорошо оснащенными научно-исследовательскими судами, которые, казалось бы, должны про кладывать нам, промысловикам, пу ти к достижению успехов. А на са мом деле научно-исследовательское судно иногда делает гидрологические разрезы и другие научные работы позади основного флота за 500 миль. Спрашивается, кому нужна, такая научная деятельность, кому нужны все эти научно обоснован ные данные? Чему они служат, что они нам дают? Вое мы знаем, что одним ив ос новных нерестилищ является банка «>Викинг». В преднерестовый и не рестовый период мы облавливали ее неплохо. Это показала практика ра боты нашего промыслового флота в течение ряда лет. Но мы до сих пор точно не знаем, какими путями движется сельдь на север с банки «Викинг». Могут сказать ,'что мы хорошо освоили за падную ветвь движения. А как об стоит дело с восточными путями миграции, мы хорошо не знаем, и не случайно каждый год в мае, июне значение. Во время вы б орку мы делает сразу п&Ребежку в 500 внимательно следим за кажщои сет- ■Ш{ЛЬ с юга на север Короче говоря, кои и, если замечаем рвань, сразу i п^ и движения сельди по восточной же исключаем из порядка, затем , ветви фактически не изучены и просушиваем и приступаем в сво- , никт0 |ЭТ иу вопросом всерьез не за бойное от непосредственной промыс- ■нимается у СИлия науки и наших ловой работы время к чинке. К этой работе мы привлекаем весь коллектив палубной команды. Ре монт сетей производится только по средством сетевязальной иглы. 1ногда приходится вставлять даже этдельные пластины. В результате такого бережного отношения к,орудиям лова мы име ем значительную экономию. За че тыре месяца промыслового плавания по существующим нормам мы име ли право израсходовать '260 сетей. Фактически израсходовали только 171. Таким образом сэкономили ■только за 4 месяца работы около 100 сетей на сумму почти в. 600 тысяч рублей. О науке и практике В заключение мне хочется предъявить некоторые претензии к руководству ПИНР0. Не ошибусь, если окажу, что ни кого из нас, промысловиков, нынеш н яя деятельность лаборатории сель ди не удовлетворяет, да и не может удовлетворить. Быть может, в стенах института и происходит какая-то интенсивная научная жизнь. Но, откровенно ска- поисковых судов надо направить на восточные районы. Как это ни странно, районы ин тенсивного промысла в определен ные периоды времени у нас возни кают как-то случайно и носят ха рактер чуть ли не открытия. Не пора ли, наконец, организовать действительно научное изучение и исследование районов промысла в Северной Атлантике? Не пора ли, наконец, нашей рыбной науке при близиться к запросам промысловой практики? * * * Я не хотел да и не могу давать каких-либо рецептов успешной про мысловой работы. Условия таковы, что каждый день меняется обстанов ка, значит должны меняться и ме тоды работы. Одно, по-моему, остает ся неизменным: это высокая требовательность к себе, постоян ная, неутомимая работа, над поиска ми новых, более совершенных спо собов промысла. Деятельность к аж дого промысловика предполагает прежде всего творческое отношение к своему труду, проявление широ кой инициативы. В этом, мне к а жется, Заключается секрет наших производственных успехов. Доклад тов. Земскова был выслушан всеми присутствовав шими на занятии школы передового опыта с большим интересом. Ему было задано много вопросов. Капитан среднего траулера № 465 тов. Князев, капитан сред него траулера № 835 тов. Цюпко, капитан’среднего траулера № 845 тов. Подолько и другие поделились опытом своей работы на про мысле сельди, предъявили ряд справедливых претензий к руковод ству управления «Мурмансельдь» и сельдяной экспедиции. В частности, указывалось, что еще недостаточно анализирует ся работа промысловых кораблей, плохо налажено снабжение судов сетями и поверхностными термометрами и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz