Рыбный Мурман. 1954 г. Июль.

JVe 82 (166), 11 июля 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н Ш К О Л А П Е Р Е ДОВО Г О ОПЫТ А Наш м е тод п р омы сл о в ой р а б о ты в Северной А т л а н т и к е 9 июля с. г. в красном уголке управления сельдяного флота Из доклада капитана среднего траулера j \ s 837 В. С. ЗЕМСКОВА Выметка сетей ков признак присутствия сельди. Однако надо различать две стадии цветения. При первоначальном, ког- состоялось очередное занятие i Да цветение только, что называет- школы передового опыта. ii' ся, завязывается, нет необходимости Капитан передового среднего траулера № 837 тов. Земсков поделился опытом промысловой работы корабля в Северной Атлантике. На занятии присутствовали моряки судов, стоящих 9 порту. Ряд товарищей принял участие в обсуждении доклада. Наш корабль вышел в море 17 февраля с. г., с некоторым запозда­ нием по графику. Таким образом, значительную часть промыслового времени мы потеряли по независя­ щим от нас причинам. Несмотря на это, экипаж корабля перед отходом в рейс принял повышенное социали­ стическое обязательство. Слово свое моряки нашего судна одержали с честью. За четыре месяца промыс­ лового плавания мы выловили 5 .700 центнеров сельди. Это результат четкости и слажен­ ности в работе всего личного соста­ ва корабля, умелого ведения про­ мысла в Северной Атлантике. Выбор места для дрейфа здесь выметывать сети. Надо их метать с кромки цветения, с южной или северной стороны, в зависимо­ сти от периода движения сельди. Но по своему опыту я убедился, что когда цветение приобретает т а ­ бачную, зеленую окраску, когда оно может быть входит в свою за­ ключительную стадию, промысло­ вик не ошибется, если здесь выме­ чет сети. Промысловое с у д о в о ж д е н и е Успех промысловой работы преж­ де веего зависит от того, Насколь­ ко правильно, сообразуясь с обста­ новкой, капитан-промысловик вы ­ бирает место для будущего дрейфа. Известно, что сельдь имеет два периода движения. В течение пер­ вой половины года она движется с места нереста на север, причем име­ ет большую подвижность. Во второй половине гада сельдь не имеет оп­ ределенного направления движения, если так можно выразиться, она «пасется», а затем поворачивает об­ ратно. Как же должен поступать про­ мысловик в первом случае, когда сельдь 'движется с юга на север? Всем нам известно, что лучшим местом для выметки сетей является градиент температур, иначе говоря та- грань, где сходятся теплые и холодные течения, как бы образуя некоторое завихрение. Но метать сети в этих квадратах тоже надо с учетом определенных обстоя­ тельств. » У нас на корабле дело поставлено так. Прежде чем выметать сети, я обстоятельно обследую район пред­ полагаемого дрейфа, особенно тща­ тельно промеряю температуру. Кста­ ти, должен сказать, что с вы- меткой сетей никогда не следует торопиться. Лучше потратить лиш­ ние ч еты р е— пять часов на обсле­ дование района, чем потом оказать­ ся в пролове. П только после того, как убеж­ даемся, что корабль идет по этому градиенту, начинаем выметывать сети. Причем берем такое отклоне­ ние, чтобы основная часть порядка .бежала с южной стороны, т . е. со стороны движения косяка. Это, ра­ зумеется, относится к первому пе­ риоду движения косяков сельди. Бывают случаи, когда рядом про­ мышляющие суда, выметав сети в том же районе, оказываются в про- лове или берут малые уловы только потому, что выметывают сети как Для того, чтобы выбрать место выметки дрифтерного порядка, на­ до, конечно, знать, где ты нахо­ дишься, знать, где находятся про­ мысловые суда, которые в данное вфемя берут наиболее высокие уловы. Если штурману, скажем, торгово­ го судна нужна астрономическая обсервация для того, чтобы не сбиться с проложенного курса, то штурману промыслового корабля нужно вдвойне чаще определяться, чтобы не потерять обнаруженный косяк сельди. Допустим, мы выбросили поря­ док. Значит надо совершенно точно зафиксировать на промыслов»! планшете эту точку, как отправную точку будущего дрейфа. Но этого мало. Надо проследить и проложить на промысловый план­ шет весь путь дрейфа. Вез постоян­ ного определения этого сделать, ко- j десятки центнеров рыбы, нечно, нельзя. Наши штурманы ра- После того как выбрано место будущего дрейфа, начинается один из самых важных производственных процессов работы на корабле — выметка сетей. Процесс этот доволь­ но хорошо освоен, однако на разных кораблях применяется по-разному. Как обстоит дело у нас? ■Мы, как и многие другие про­ мысловики, производим выметку сетей только ходом. При этом весь этот процесс проходит быстро и чет­ ко в течение каких-нибудь 20 — 30 минут. Каждый матрос выполняет свою строго определенную опера­ цию. Такая организация труда при вьшетке сетей обеспечивает не только быструю, но и качественную работу. Я имею при этом возмож­ ность держать корабль в том поло­ жении, которое подсказывается про­ мысловой обстановкой. Как я уже говорил, малейший промах выметки сетей на прадиенте температуры ве­ дет в конечном счете к мролаву. Еще одна особенность. Мы уже в течение трех лет работаем на гер­ кулесовом вожаке. Это, конечно, не является какой-то новинкой, но по­ чему-то до сих пор многие капита­ ны промысловых кораблей предпо­ читают получать манильский или сезальский трос для вожака. А между тем геркулесовый вожак во многих отношениях превосходит и манильский и сезалыжий, не го­ воря уже о том, 410 он дешевле, экономичнее. Во-первых, он намно­ го легче и удобнее в производстве, и, должен сказать, что привыкшие к нему матросы охотнее работают именно с геркулесовым 'вожаком. Во-вторых, он зайимает меньше ме­ ста в трюме, а это позволяет нам дополнительно -привозить к базам ключению, что существующий огра­ дитель устарел и не отвечает тре­ бованиям промыслового судовожде­ ния. Надо идти по пути изыскания более совершенного оградителя не­ посредственно самого винта. В част­ ности, мне кажется, можно приме­ нить прутковую решетку, которая пройдет от обводов подзора до бале- ра руля. 'Правда, это может отразиться н а скорости хода, но поскольку основ­ ная наша задача вести промысел, а не заниматься излишними перебеж­ ками, то в данном случае некоторая, при том незначительная, потеря скорости не имеет для нас сущест­ венного значения. Зато будет полная гарантия избежать намотки сетей и вожака на винт и позволит выметы­ вать порядок в том направлении, которое подсказывается промысло­ вой обстановкой. Сохранение сетей >■ - ---------------------- Выборка сетей у нас, так же как и на всех судах, происходит тем же порядком и нет особой необходимо­ сти говорить о расстановке людей при этом производственном про­ цессе. Я хотел бы лишь обратить вни­ мание на такой важный вопрос, как сохранение и ремонт сетей. На сво­ ем судне мы уже давно отказались от (всяких узлов, которыми обычно пытаются залатать прорехи в се­ тях. И в самом деле! Такой «ре­ ш и т » ничего не дает кроме вреда. Сеть, починенная таким способом, идет за борт уже в деформирован­ ном вш е и, конечно, пользы от нее мало. Больше того. При выборке ее уже надо выбрасывать. В большин­ стве случаев такие сети идут в утиль. Починка сетей силами самой су­ довой команды имеет очень большое раз с другой, в данном случае се­ верной струи течения. Известно, что на местах сувоев образуются морские цветения. Это очень заманчивый для промыслови- ботают исключительно точно, и в практике нашей работы еще не было отклонений от проложенных кур­ сов больше чем на десять миль. К понятию промыслового судо­ вождения я отношу также необходи­ мость строго учитывать метеороло­ гическую обстановку. Казалось бы, на первый взгляд, какое имеет зна­ чение для промысловика, дует ли северный, северо-западный или во­ сточный ветер. Оказывается, имеет, и притом большое значение. Поясню это на конкретном при­ мере. Мы находимся в тех квадра­ тах моря, где основное теплое тече­ ние лежит, что называется, на по­ верхности. Но вот подул северный ветер. И обстановка резко меняется. Северный или северо-западный ветер нагоняет или, вернее сказать, наслаивает на основную теплую струю течения верхний слой холод­ ной воды. Естественно, что сельдь оказывается на другой глубине, т. е. на той глубине, где оказалось теплое течение. В этом случае вы­ метывать дрифтерный порядок с те­ ми поводцами, которые применялись вчера, уже нельзя. Значит надо ста­ вить более длинные поводцы, пред­ варительно сделав температурный промер воды иногда на глубину 20 — 30 метров. Бывают случаи, колда отдельные промысловые корабли уходят из данного квадрата только потому, что в верхних слоях воды оказа­ лась низкая температура, и в ре­ зультате сбиваются с того же са­ мого косяка рыбы, который облав­ ливали накануне. Мы в данном случае не торопимся покидать этот район промысла, пока не сделаем основательного температурного про­ мера. При этом иногда требуется затратить 5 — 6 часов, но это вре­ мя в конечном счете всегда оку­ пается. Впрочем есть и некоторые отли­ чительные особенности при работе с геркулесовым вожаком. Обычно вожаковый трос маркируется на 28 метров. Совместно с дрифмейстером тсв. Авдеевым мы решили несколь­ ко нарушить эту установившуюся традицию и теперь размечаем во­ жак :на 29 метров. Для чего это необходимо? Каждая сеть имеет в длину при­ мерно 30 метров по подборе. Раньше ее мы подвязывали на вожак с раз­ меткой в 28 метров, оставляя 2 метра для слабины. Но на практи­ ке оказалось что такая предусмот­ рительная мера не всегда себя оп­ равдывает. Нам удалось сэкономить на каж ­ дую сетку дополнительно один метр полезной облавливаемой площади. Таким образом выходит, что н а целый порядок — 100 сетей — увеличивав ется площадь облова на 100 метров. Иначе говоря, в течение каждого дрейфа мы к ак бы увеличиваем дрифтерный порядок на три сетки. Нетрудно представить, какие допол­ нительные промысловые резервы открывает такой метод разметки вожака. Построение дрифтерного порядка (принято у нас, к ак и обычно: ниж­ ние поводцы — 12 метров, верхние составные по 6 метров. В зависимо­ сти от результатов поиска, предпо­ лагаемой погоды, гидрологических условий мы ставим порядок на со­ ответствующей глубине. Это не требует дополнительного времени для перевооружения порядка. Вы­ метка ш ет тем же чередом. Только лишь в зависимости от условий до­ бавляем два или три поводца. По­ водцы в этом случае наращиваются обычным узлом. Оградителя в этом году, как впрочем и в прошлом году, мы не применяли. Я с «им работал еще в 1951 — 1952 гг. и пришел к за- зать, нам, практикам промыслового дела, от этого ничуть не легче. Да и в самом деле! Почему до сих пор нет ни у одного капитана-про- мысловика карты температурных течений того или иного района про­ мысла? Почему капитаны-практики сами, не имея достаточной теорети­ ческой подготовки, должны по свое­ му разумению и догадкам составлять эти важнейшие документы промыс­ лового плавания? В лабораториях института накоп­ лено большое количество материа­ ла о путях миграции сельди на ос­ нове фактических данных работы промысловых кораблей в течение ряда лет освоения промыслового района в Северной Атлантике. Но все это лежит мертвым грузом. Больше того. Полярный институт располагает хорошо оснащенными научно-исследовательскими судами, которые, казалось бы, должны про­ кладывать нам, промысловикам, пу­ ти к достижению успехов. А на са­ мом деле научно-исследовательское судно иногда делает гидрологические разрезы и другие научные работы позади основного флота за 500 миль. Спрашивается, кому нужна, такая научная деятельность, кому нужны все эти научно обоснован­ ные данные? Чему они служат, что они нам дают? Вое мы знаем, что одним ив ос­ новных нерестилищ является банка «>Викинг». В преднерестовый и не­ рестовый период мы облавливали ее неплохо. Это показала практика ра ­ боты нашего промыслового флота в течение ряда лет. Но мы до сих пор точно не знаем, какими путями движется сельдь на север с банки «Викинг». Могут сказать ,'что мы хорошо освоили за­ падную ветвь движения. А как об­ стоит дело с восточными путями миграции, мы хорошо не знаем, и не случайно каждый год в мае, июне значение. Во время вы б орку мы делает сразу п&Ребежку в 500 внимательно следим за кажщои сет- ■Ш{ЛЬ с юга на север Короче говоря, кои и, если замечаем рвань, сразу i п^ и движения сельди по восточной же исключаем из порядка, затем , ветви фактически не изучены и просушиваем и приступаем в сво- , никт0 |ЭТ иу вопросом всерьез не за ­ бойное от непосредственной промыс- ■нимается у СИлия науки и наших ловой работы время к чинке. К этой работе мы привлекаем весь коллектив палубной команды. Ре­ монт сетей производится только по­ средством сетевязальной иглы. 1ногда приходится вставлять даже этдельные пластины. В результате такого бережного отношения к,орудиям лова мы име­ ем значительную экономию. За че­ тыре месяца промыслового плавания по существующим нормам мы име­ ли право израсходовать '260 сетей. Фактически израсходовали только 171. Таким образом сэкономили ■только за 4 месяца работы около 100 сетей на сумму почти в. 600 тысяч рублей. О науке и практике В заключение мне хочется предъявить некоторые претензии к руководству ПИНР0. Не ошибусь, если окажу, что ни­ кого из нас, промысловиков, нынеш­ н яя деятельность лаборатории сель­ ди не удовлетворяет, да и не может удовлетворить. Быть может, в стенах института и происходит какая-то интенсивная научная жизнь. Но, откровенно ска- поисковых судов надо направить на восточные районы. Как это ни странно, районы ин­ тенсивного промысла в определен­ ные периоды времени у нас возни­ кают как-то случайно и носят ха­ рактер чуть ли не открытия. Не пора ли, наконец, организовать действительно научное изучение и исследование районов промысла в Северной Атлантике? Не пора ли, наконец, нашей рыбной науке при­ близиться к запросам промысловой практики? * * * Я не хотел да и не могу давать каких-либо рецептов успешной про­ мысловой работы. Условия таковы, что каждый день меняется обстанов­ ка, значит должны меняться и ме­ тоды работы. Одно, по-моему, остает­ ся неизменным: это высокая требовательность к себе, постоян­ ная, неутомимая работа, над поиска­ ми новых, более совершенных спо­ собов промысла. Деятельность к аж ­ дого промысловика предполагает прежде всего творческое отношение к своему труду, проявление широ­ кой инициативы. В этом, мне к а ­ жется, Заключается секрет наших производственных успехов. Доклад тов. Земскова был выслушан всеми присутствовав­ шими на занятии школы передового опыта с большим интересом. Ему было задано много вопросов. Капитан среднего траулера № 465 тов. Князев, капитан сред­ него траулера № 835 тов. Цюпко, капитан’среднего траулера № 845 тов. Подолько и другие поделились опытом своей работы на про­ мысле сельди, предъявили ряд справедливых претензий к руковод­ ству управления «Мурмансельдь» и сельдяной экспедиции. В частности, указывалось, что еще недостаточно анализирует­ ся работа промысловых кораблей, плохо налажено снабжение судов сетями и поверхностными термометрами и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz