Рыбный Мурман. 1954 г. Февраль.
Льдозаготовителям нужна помощь Главмурманрыбпром запланировал льдобазе рыбокомбината заготовить в зимний сезон 1953— 54 гг. 90 ты сяч кубометров льда. Эта цифра, по вергшая руководителей рыбокомби ната в смущение и смятение, стала им известна 12 ноября 1953 года. До этого ни и. о. директора рыбоком бината тов. Морозов, ни начальник планового отдела и не думали о т а ком, по их мнению, завышенном пла не. Получив плановое задание, они дважды — письмами от 4 декабря 1953 года и 27 января 1954- года сообщили в главк о том, что рыбо комбинату хватит для выполнения плана 1954 года и 40 тысяч кубо метров льда, а 90 тысяч кубометров — это просто нереальная цифра. О «МЯГКОЙ» ЗИМЕ И НЕРАСТОРОПНЫХ РУКОВОДИТЕЛЯХ Да, эта цифра окажется нереаль ной, если посмотреть, как работает льдобаза рыбокомбината. Плановым отделом комбината установлен гра фик заготовки льда в течение сезона. Так, на декабрь запланировано заго товить 10 тысяч кубометров, на январь и февраль — по 30 тысяч, на м ар т— 15 тысяч и апрель — 5 тысяч кубометров льда. По состоя нию на 15 февраля заготовлено н а ливного льда 14497 тонн и озерно го 7461 тонна. Говорят, планы перепутала поляр ная зима. Она в этом году оказалась слишком мягкой. По дело совсем не в этом. Льдобаза не была своевре менно подготовлена к сезону заготов ки льда. Здесь из года в год повто ряется волокита с определением и подготовкой места под складирова ние озерного льда, несвоевременно готовятся площадки для наливного льда. Ясно, что постоянные площад ки для складирования льда были бы очень удобны для льдозаготовителей. Здесь можно было бы в период авгу ста— октября, когда 'коллектив льдо- базы используется на различных участках рыбокомбината, заранее проделать вою подготовительную ра боту, вплоть до установки постоян ных изоляционных стен. Начальник льдобазы тов. Шкода неоднократно просил руководителей рыбокомбината согласовать с главком вопрос о вы делении постоянных площадок под лед, но его просьбы так и остались невыполненными. Насколько несерьезно подошли ру ководители рыбокомбината к заго товке льда видно и из такого факта. Для заготовки наливного льда база* располагала только одной помпой с приводом от электромотора. Хотя за готовка наливном льда здесь начата с первыми морозами — с 27 ноября 1953 года, вторая помпа была при обретена только к 15 января. 1954 года. Дорогое время заготовитель ного сезона было упущено. Когда стало ясно, что зима не благоприятствует льдозаготовителям, встал вопрос о выделении еще одно го озера. Горисполком выделил озеро \ на западном берегу залива. Заготав ливать лед там почти невозможно, так как нет подъездных путей, да и далеко от места складирования. По лучается почти по пословице: «За морем телушка — полушка, да рубль — перевоз». ТЕХНИКА ТРЕБУЕТ УМЕЛОГО УХОДА Единственно, что выручает льдо заготовителей — это техника. Авто погрузчики ликвидировали тяжелый труд при погрузке ледяных глыб на месте заготовки и складировании его в пятиметровые бунты. Но и с тех никой на базе не все благополучно. В распоряжении базы три автопо грузчика. Они работают уже продол жительное время, но качественного и своевременного ремонта этих ма шин сделать невозможно, так как нет запасных частей к ним. В конце прошлого года два дви гателя автопогрузчиков были сданы в ремонт в мастерскую автобазы рыбного порта. Один из двигателей отремонтирован, а второй лежит без движения. Оказывается и автома стерские не имеют запчастей. Главк потребовал быстрейшего завершения ремонта двигателей. Но потребовать одно, другое дело — выполнить это требование. Льдобазе нужна поддерж ка не бумажная, а деловая. А ее-то и не чувствуется: запчастей так и нет. Если с автопогрузчиками вопрос было решить легче, т а к как их дала автобаза, то с использованием дру гой техники на льдобазе дело обстоит хуже. Есть здесь на озере, где про исходит заготовка льда, дизель, пред назначенный для обеспечения рабо ты мотопомп, электролебедки и ос вещения. Но база не имеет опытных дизелистов, поэтому двигатель преж девременно выходил из строя, да и сейчас эксплуатируется неумело. Нет уверенности в том, что он обес печит работу льдозаготовителей в течение всего сезона. Электролебед ка, установленная на берегу озера для вытаскивания ледяных глыб, не используется: генератор, действую щий с приводом от дизеля, не может обеспечить ее работы. ПЛАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПОЛНЕН План заготовки льда на сезон 1953— 54 гг. по сравнению с пре дыдущим сезоном увеличен более чем в три раза. При наиболее благо приятных условиях в настоящее время льдозаготовителям удается до вести заготовку льда до 460 кубо метров в сутки — это почти в два раза больше среднесуточной выра ботки прошлогоднего сезона. Хорошо работают на заготовке озерного льда многие работники базы. Так, тов. Тимошенко и возглавляемая им труп па суточное задание заготовки льда выполняет на 200 процентов и бо лее, тт. Ерофеев и Ряузов на за- пилке льда, а тов. Шишкарев на укладке — дают по две нормы. Но, несмотря на то, что коллек тив льдобазы использует все воз можности для выполнения оператив ных ежедневных заданий, без реши тельных мер по увеличению фронта работ в условиях зимы 1953— 54 гг. льдобазе с планом не спра виться. Необходимо принять срочные меры к увеличению площадей налив ного льда, расширить заготовку озерного льда, используя, например, участок реки Колы против подсобно го хозяйства тралового флота, где есть удобные подъездные пути. П. БЫСТРОУМОВ. Обсуждаем статью капитана А. ТАРАНА „За творчество в промысловой работе“ Вопросы, требующие разрешения В п е р е д о Коллектив деревообрабатывающего цеха судоремонтного завода Глав- мурманрыблрома из месяца в месяц успешно справляется с производст венными заданиями. В январе ны нешнего года судоплотники и столя ры значительно перевыполнили ме сячный план. Добившись первенства в социалистическом соревновании между цехами, они завоевали пере ходящее Красное знамя предприя тия. в ом ц е х е Хорошо работали в январе месяце рабочие деревообрабатывающего цеха тт. Липатов, Шестаков, Смирнов и другие. Каждый из них дал в сред нем от трех до четырех норм. Столяр коммунист Я. И. Макаров, выполняя судовые работы и заказ по изготов лению избирательных урн, добился высокой выработки. В феврале коллектив цеха не сни жает темпов труда: задания по су доремонту выполняются успешно. Активно участвует в социали стическом соревновании за до стойную встречу дня выборов в Верховный Совет СССР кол- лектив коптильного завода Мур манского рыбокомбината. Мно гие производственники успешно выполняют свои обязательства. На снимке: балычницы цеха холодного копчения С. Н. КО- САРЕВА (слева) и Л. П. СОКО ЛОВА, добившиеся успехов в предвыборном соревновании. Наш трудовой подарок Рыболовный траулер «Рага» вы шел в третий очередной рейс 5 фев раля. Во время перехода на общем судовом собрании экипаж решил стать на трудовую вахту и провести рейс в честь выборов в Верховный Совет .СССР. В обстановке большого производственного и политического подъема моряки обязались значи тельно перевыполнить рейсовое за дание. Было решено завершить квар тальный план ко дню всенародного праздника — 14 марта. С самом начала рейса моряки судна горячо взялись за выполне ние своего обязательства. Экипаж корабля устранил недостатки, кото рые мешали в работе в начале рей са, стал быстро наращивать темпы вылова рыбы. Между вахтами широко разверну лось социалистическое соревнование. Инициатором соревнования высту пила вторая комсомольско-молодеж ная вахта. Комсомольцы этой вахты своим самоотверженным трудом по казывали пример (всем морякам суд на. Они четко и быстро работали с тралом, н а уборке рыбы. На борт доставлялась рыба преимуществен но мелкого ассортимента. Это ус ложняло .работу. Но благодаря пра вильной организации труда моряки убирали в трюм до 25 тоня рыбы в сутки. Хорошо работали на уборке рыбы матросы тт. Шустов, Шишкин, Ре- гов, Мельник. Значительных успе- пехов добилась консервная бригада, руководимая коммунистом Ерохи ным. При задании 4 .200 банок кон сервов и двух тонн рыбьего жира они! изготовили 7 .300 банок консер вов и пять тонн жира. Добросовестно трудились засоль щики тг. Беляев и Афанасьев. Они своевременно убирали рыбу под соль и под лед, не допуская завалов в трюме при обильных уловах. Помощ ники тралмейстера тт. Виноградов и Баранов успешно справлялись со своими обязанностями, а также по могали в уборке рыбы. Моряки нашего корабля доставили в порт 130 тонн рыбы (вместо 70 тонн, как было предусмотрено рей совым заданием. Этот трудовой по дарок моряки рыболовного траулера «Рига» посвящают всенародному празднику — дню выборов в Верхов ный Совет Союза ССР. А. ПЯТКОВ. Второй помощник капитана траулера «Рига». Одним из важных вопросов, от которого зависит успех работы про мысловых кораблей, является метод поиска концентраций рыбы. Как правило, на траловом флоте все по исковые корабли работают в оди ночку, что крайне неверно. Конеч но, с учетом времени года промы сел должен производиться в райо нах, имеющих наибольшую концент рацию рыбы. Но и тогда, когда флот уже работает на рыбе, поисковым кораблям необходимо постоянно наб людать за движением рыбных кося ков. А что же мы видим у нас. Поис ковый корабль обнаружил концент рацию рыбы. Тотчас же к нему по сылается один из промысловых ко раблей для «закрепления места». Поисковик же снимает свой буй и уходит в другой район строго по плану. Промысловые корабли посте пенно переходят в район концентра ции рыбы. Начинается интенсивный облов косяка. Всворе здесь соби рается более десятка кораблей. Сначала дела идут . хорошо, но вдруг рыба исчезает, и корабли остаются в пролове. Куда же исче зает рыба? На этот вопрос никто не может дать ответа. Поисковик, ушедший в другой район и не най дя там ничего, возвращается назад и начинает «окантовывать» группу промысловых кораблей, так как наб людения за поведением рыбы не было и неизвестны пути ее переме щения. Одни сутки проходят за дру гими. Теряется дорогое промысловое время. Промысловики тщательно «утюжат» морское дно, но рыбы нет. Те, у кого есть запас топлива, начинают подумывать о перебежках в другой район, но те, у кого его недостаточно, пробыв положенное «время, снимаются с промысла и на правляются в порт. И все это происходит потому, что план работы поискового корабля, со ставленный в кабинете, считается незыблемым. Эту тактику необходи мо изменить. Следует поисковым ко раблям после того, как обнаружат концентрацию рыбы, работать в непосредственной близости от про мыслового флота и постоянно сле дить за поведением рыбы. Это даст возможность все время знать, куда движется косяк рыбы, а ' следова тельно и флот своевременно может перемещаться следом за ней. На протяжении ряда последних лет видно, что рыба изменила свой пути миграции после нереста. С по теплением арктических вод большое количество крупной трески наблю дается в северо-западных районах. Но промысел здесь усложняется ме теорологическими у с л о в и я м и боль шой отдаленностью от базы. Кон центрации крупной рыбы также за мечаются и в прибрежных районах в весеннее время. Но ту т опять сложность: рельеф дна не позволяет производить длительные траления, а также имеются запретные зоны, где промышляют рыбаки-колхозники. Но, несмотря на то, что здесь трудные грунтовые условия, все же можно найти небольшие площадки для успешного облова крупной ры бы. Тут только нужно быть более внимательным и все время следить как идет траление. Наш траулер «Нева» в ^инув- пгем 1953 году в течение всего ле та промьпплял ■в прибрежных райо нах и выловил большое количество крупной трески. К. синьгов. Капитан траулера «Нева». _ _ _ * Еще раз о капитанах-наставннках iB статье капитана А. Тарана под нимается ряд важных вопросов, ре шение которых будет способство вать улучшению работы флота. Ус пех работы в немалой степени зави сит и от деятельности капитанов- наставников. Промысловики тралового флота в свое время с радостью восприняли весть о создании института капита- новчнаставников. Это предвещало промысловикам, большую и пло дотворную помощь в добыче ры бы и выработке субпродук тов, более организованную работу в море, непосредственное руководство и наставления во всех производст венных вопросах на кораблях. На ставник, где бы он пи находился — в море или на базе, — должен по вседневно знать о нуждах и запро сах своего отряда. Однако, как показывает практи ка, в работе капитанов-наставников имеются серьезные недостатки. Большинство наставников не вни кает в жизнь своих отрядов, глубо ко не знает положения дел, причи ны отставания судов, причины не выполнения производственного пла на и рейсовых заданий. Многие на ставники знают свои отряды только по бумагам, по документации. Там зафиксированы • названия всех траулеров, план рыюодобычи и вы- рыботки субпродуктов, план ремон та, график — когда и где должен быть корабль. Но жизнь промыслового флота диктует, каким должно быть руко водство отрядами. Капитан-настав н и к— это центральная фигура на промысле. Он должен непосредствен но руководить своим отрядом на ме сте, помогать капитанам траулеров устранять недостатки в работе, обоб щать передовой опыт и способство вать его распространению на все суда. К сожалению, капитаны-настав ники лишены возможности поддер живать тесную связь с кораблями. Им даже не выделяют время для пе реговоров со своими судами. Для н а стоящей оперативности необходимо ввести, чтобы капитаны-наставники проводили совещания со своими от рядами помимо .флагманского срока. С этой целыо нужно капптану-флаг- ману выделить на одно?! пз кораблей его отряда ответственного радиста. Капитаны кораблей должны знать этого радиста и обращаться прямо к нему, а не искать капитана-настав- ника по всему Баренцову морю. Когда ищешь своего наставника, чтобы разрешить какие-либо вопро сы, то находишь его не сразу, а иногда и вообще не находишь. Капитаны-наставники должны вы ходить в море со своим «штабом», т . е. с механиком-наставником, пн- структором-тралмейстером, инструк тором по рыбообработке. Необходимо, чтобы они всецело охватывали все производство на судак. Но этого в практической жизни пока нет. В лучшем случае вместе с капитаном- наставником в море выходит лишь инструктор-тралмейстер. Они нахо дятся на одном траулере в течение всего рейса, т . к . на другое судно им попасть не на чем. Встает вопрос о вооружении каждого отряда мотор ными шлюпками. Это даст возмож ность наставникам побывать за рейс на 3— 4 судах и оказать там боль шую помощь. Капитана-наставника необходимо освободить от опеки флагмана. Он должен считать себя ответственным за свой отряд по всем видам работы, учебы, быта, подбора кадров п т. п. Такое непосредственное оперативное руководство должно' привести к но вым трудовым успехам отрядов и каждого корабля в отдельности. П. ГРЕЧИШНИКОВ. Помполит траулера «Лещ». Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор— 2-75, зам. редактора и отв. секретарь— 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта— 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 1020 Тир. 2.500 1IH 03609 »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz