Рыбный Мурман. 1954 г. Февраль.

Льдозаготовителям нужна помощь Главмурманрыбпром запланировал льдобазе рыбокомбината заготовить в зимний сезон 1953— 54 гг. 90 ты ­ сяч кубометров льда. Эта цифра, по­ вергшая руководителей рыбокомби­ ната в смущение и смятение, стала им известна 12 ноября 1953 года. До этого ни и. о. директора рыбоком­ бината тов. Морозов, ни начальник планового отдела и не думали о т а ­ ком, по их мнению, завышенном пла­ не. Получив плановое задание, они дважды — письмами от 4 декабря 1953 года и 27 января 1954- года сообщили в главк о том, что рыбо­ комбинату хватит для выполнения плана 1954 года и 40 тысяч кубо­ метров льда, а 90 тысяч кубометров — это просто нереальная цифра. О «МЯГКОЙ» ЗИМЕ И НЕРАСТОРОПНЫХ РУКОВОДИТЕЛЯХ Да, эта цифра окажется нереаль­ ной, если посмотреть, как работает льдобаза рыбокомбината. Плановым отделом комбината установлен гра­ фик заготовки льда в течение сезона. Так, на декабрь запланировано заго­ товить 10 тысяч кубометров, на январь и февраль — по 30 тысяч, на м ар т— 15 тысяч и апрель — 5 тысяч кубометров льда. По состоя­ нию на 15 февраля заготовлено н а ­ ливного льда 14497 тонн и озерно­ го 7461 тонна. Говорят, планы перепутала поляр­ ная зима. Она в этом году оказалась слишком мягкой. По дело совсем не в этом. Льдобаза не была своевре­ менно подготовлена к сезону заготов­ ки льда. Здесь из года в год повто­ ряется волокита с определением и подготовкой места под складирова­ ние озерного льда, несвоевременно готовятся площадки для наливного льда. Ясно, что постоянные площад­ ки для складирования льда были бы очень удобны для льдозаготовителей. Здесь можно было бы в период авгу­ ста— октября, когда 'коллектив льдо- базы используется на различных участках рыбокомбината, заранее проделать вою подготовительную ра­ боту, вплоть до установки постоян­ ных изоляционных стен. Начальник льдобазы тов. Шкода неоднократно просил руководителей рыбокомбината согласовать с главком вопрос о вы­ делении постоянных площадок под лед, но его просьбы так и остались невыполненными. Насколько несерьезно подошли ру­ ководители рыбокомбината к заго­ товке льда видно и из такого факта. Для заготовки наливного льда база* располагала только одной помпой с приводом от электромотора. Хотя за ­ готовка наливном льда здесь начата с первыми морозами — с 27 ноября 1953 года, вторая помпа была при­ обретена только к 15 января. 1954 года. Дорогое время заготовитель­ ного сезона было упущено. Когда стало ясно, что зима не благоприятствует льдозаготовителям, встал вопрос о выделении еще одно­ го озера. Горисполком выделил озеро \ на западном берегу залива. Заготав­ ливать лед там почти невозможно, так как нет подъездных путей, да и далеко от места складирования. По­ лучается почти по пословице: «За морем телушка — полушка, да рубль — перевоз». ТЕХНИКА ТРЕБУЕТ УМЕЛОГО УХОДА Единственно, что выручает льдо­ заготовителей — это техника. Авто­ погрузчики ликвидировали тяжелый труд при погрузке ледяных глыб на месте заготовки и складировании его в пятиметровые бунты. Но и с тех­ никой на базе не все благополучно. В распоряжении базы три автопо­ грузчика. Они работают уже продол­ жительное время, но качественного и своевременного ремонта этих ма­ шин сделать невозможно, так как нет запасных частей к ним. В конце прошлого года два дви­ гателя автопогрузчиков были сданы в ремонт в мастерскую автобазы рыбного порта. Один из двигателей отремонтирован, а второй лежит без движения. Оказывается и автома­ стерские не имеют запчастей. Главк потребовал быстрейшего завершения ремонта двигателей. Но потребовать одно, другое дело — выполнить это требование. Льдобазе нужна поддерж­ ка не бумажная, а деловая. А ее-то и не чувствуется: запчастей так и нет. Если с автопогрузчиками вопрос было решить легче, т а к как их дала автобаза, то с использованием дру­ гой техники на льдобазе дело обстоит хуже. Есть здесь на озере, где про­ исходит заготовка льда, дизель, пред­ назначенный для обеспечения рабо­ ты мотопомп, электролебедки и ос­ вещения. Но база не имеет опытных дизелистов, поэтому двигатель преж­ девременно выходил из строя, да и сейчас эксплуатируется неумело. Нет уверенности в том, что он обес­ печит работу льдозаготовителей в течение всего сезона. Электролебед­ ка, установленная на берегу озера для вытаскивания ледяных глыб, не используется: генератор, действую­ щий с приводом от дизеля, не может обеспечить ее работы. ПЛАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПОЛНЕН План заготовки льда на сезон 1953— 54 гг. по сравнению с пре­ дыдущим сезоном увеличен более чем в три раза. При наиболее благо­ приятных условиях в настоящее время льдозаготовителям удается до­ вести заготовку льда до 460 кубо­ метров в сутки — это почти в два раза больше среднесуточной выра­ ботки прошлогоднего сезона. Хорошо работают на заготовке озерного льда многие работники базы. Так, тов. Тимошенко и возглавляемая им труп­ па суточное задание заготовки льда выполняет на 200 процентов и бо­ лее, тт. Ерофеев и Ряузов на за- пилке льда, а тов. Шишкарев на укладке — дают по две нормы. Но, несмотря на то, что коллек­ тив льдобазы использует все воз­ можности для выполнения оператив­ ных ежедневных заданий, без реши­ тельных мер по увеличению фронта работ в условиях зимы 1953— 54 гг. льдобазе с планом не спра­ виться. Необходимо принять срочные меры к увеличению площадей налив­ ного льда, расширить заготовку озерного льда, используя, например, участок реки Колы против подсобно­ го хозяйства тралового флота, где есть удобные подъездные пути. П. БЫСТРОУМОВ. Обсуждаем статью капитана А. ТАРАНА „За творчество в промысловой работе“ Вопросы, требующие разрешения В п е р е д о Коллектив деревообрабатывающего цеха судоремонтного завода Глав- мурманрыблрома из месяца в месяц успешно справляется с производст­ венными заданиями. В январе ны ­ нешнего года судоплотники и столя­ ры значительно перевыполнили ме­ сячный план. Добившись первенства в социалистическом соревновании между цехами, они завоевали пере­ ходящее Красное знамя предприя­ тия. в ом ц е х е Хорошо работали в январе месяце рабочие деревообрабатывающего цеха тт. Липатов, Шестаков, Смирнов и другие. Каждый из них дал в сред­ нем от трех до четырех норм. Столяр коммунист Я. И. Макаров, выполняя судовые работы и заказ по изготов­ лению избирательных урн, добился высокой выработки. В феврале коллектив цеха не сни­ жает темпов труда: задания по су­ доремонту выполняются успешно. Активно участвует в социали­ стическом соревновании за до­ стойную встречу дня выборов в Верховный Совет СССР кол- лектив коптильного завода Мур­ манского рыбокомбината. Мно­ гие производственники успешно выполняют свои обязательства. На снимке: балычницы цеха холодного копчения С. Н. КО- САРЕВА (слева) и Л. П. СОКО­ ЛОВА, добившиеся успехов в предвыборном соревновании. Наш трудовой подарок Рыболовный траулер «Рага» вы ­ шел в третий очередной рейс 5 фев­ раля. Во время перехода на общем судовом собрании экипаж решил стать на трудовую вахту и провести рейс в честь выборов в Верховный Совет .СССР. В обстановке большого производственного и политического подъема моряки обязались значи­ тельно перевыполнить рейсовое за ­ дание. Было решено завершить квар­ тальный план ко дню всенародного праздника — 14 марта. С самом начала рейса моряки судна горячо взялись за выполне­ ние своего обязательства. Экипаж корабля устранил недостатки, кото­ рые мешали в работе в начале рей­ са, стал быстро наращивать темпы вылова рыбы. Между вахтами широко разверну­ лось социалистическое соревнование. Инициатором соревнования высту­ пила вторая комсомольско-молодеж­ ная вахта. Комсомольцы этой вахты своим самоотверженным трудом по­ казывали пример (всем морякам суд­ на. Они четко и быстро работали с тралом, н а уборке рыбы. На борт доставлялась рыба преимуществен­ но мелкого ассортимента. Это ус­ ложняло .работу. Но благодаря пра­ вильной организации труда моряки убирали в трюм до 25 тоня рыбы в сутки. Хорошо работали на уборке рыбы матросы тт. Шустов, Шишкин, Ре- гов, Мельник. Значительных успе- пехов добилась консервная бригада, руководимая коммунистом Ерохи­ ным. При задании 4 .200 банок кон­ сервов и двух тонн рыбьего жира они! изготовили 7 .300 банок консер­ вов и пять тонн жира. Добросовестно трудились засоль­ щики тг. Беляев и Афанасьев. Они своевременно убирали рыбу под соль и под лед, не допуская завалов в трюме при обильных уловах. Помощ­ ники тралмейстера тт. Виноградов и Баранов успешно справлялись со своими обязанностями, а также по­ могали в уборке рыбы. Моряки нашего корабля доставили в порт 130 тонн рыбы (вместо 70 тонн, как было предусмотрено рей­ совым заданием. Этот трудовой по­ дарок моряки рыболовного траулера «Рига» посвящают всенародному празднику — дню выборов в Верхов­ ный Совет Союза ССР. А. ПЯТКОВ. Второй помощник капитана траулера «Рига». Одним из важных вопросов, от которого зависит успех работы про­ мысловых кораблей, является метод поиска концентраций рыбы. Как правило, на траловом флоте все по­ исковые корабли работают в оди­ ночку, что крайне неверно. Конеч­ но, с учетом времени года промы­ сел должен производиться в райо­ нах, имеющих наибольшую концент­ рацию рыбы. Но и тогда, когда флот уже работает на рыбе, поисковым кораблям необходимо постоянно наб­ людать за движением рыбных кося­ ков. А что же мы видим у нас. Поис­ ковый корабль обнаружил концент­ рацию рыбы. Тотчас же к нему по­ сылается один из промысловых ко­ раблей для «закрепления места». Поисковик же снимает свой буй и уходит в другой район строго по плану. Промысловые корабли посте­ пенно переходят в район концентра­ ции рыбы. Начинается интенсивный облов косяка. Всворе здесь соби­ рается более десятка кораблей. Сначала дела идут . хорошо, но вдруг рыба исчезает, и корабли остаются в пролове. Куда же исче­ зает рыба? На этот вопрос никто не может дать ответа. Поисковик, ушедший в другой район и не най ­ дя там ничего, возвращается назад и начинает «окантовывать» группу промысловых кораблей, так как наб­ людения за поведением рыбы не было и неизвестны пути ее переме­ щения. Одни сутки проходят за дру­ гими. Теряется дорогое промысловое время. Промысловики тщательно «утюжат» морское дно, но рыбы нет. Те, у кого есть запас топлива, начинают подумывать о перебежках в другой район, но те, у кого его недостаточно, пробыв положенное «время, снимаются с промысла и на­ правляются в порт. И все это происходит потому, что план работы поискового корабля, со­ ставленный в кабинете, считается незыблемым. Эту тактику необходи­ мо изменить. Следует поисковым ко­ раблям после того, как обнаружат концентрацию рыбы, работать в непосредственной близости от про­ мыслового флота и постоянно сле­ дить за поведением рыбы. Это даст возможность все время знать, куда движется косяк рыбы, а ' следова­ тельно и флот своевременно может перемещаться следом за ней. На протяжении ряда последних лет видно, что рыба изменила свой пути миграции после нереста. С по­ теплением арктических вод большое количество крупной трески наблю­ дается в северо-западных районах. Но промысел здесь усложняется ме­ теорологическими у с л о в и я м и боль­ шой отдаленностью от базы. Кон­ центрации крупной рыбы также за ­ мечаются и в прибрежных районах в весеннее время. Но ту т опять сложность: рельеф дна не позволяет производить длительные траления, а также имеются запретные зоны, где промышляют рыбаки-колхозники. Но, несмотря на то, что здесь трудные грунтовые условия, все же можно найти небольшие площадки для успешного облова крупной ры­ бы. Тут только нужно быть более внимательным и все время следить как идет траление. Наш траулер «Нева» в ^инув- пгем 1953 году в течение всего ле­ та промьпплял ■в прибрежных райо­ нах и выловил большое количество крупной трески. К. синьгов. Капитан траулера «Нева». _ _ _ * Еще раз о капитанах-наставннках iB статье капитана А. Тарана под­ нимается ряд важных вопросов, ре­ шение которых будет способство­ вать улучшению работы флота. Ус­ пех работы в немалой степени зави ­ сит и от деятельности капитанов- наставников. Промысловики тралового флота в свое время с радостью восприняли весть о создании института капита- новчнаставников. Это предвещало промысловикам, большую и пло­ дотворную помощь в добыче ры ­ бы и выработке субпродук­ тов, более организованную работу в море, непосредственное руководство и наставления во всех производст­ венных вопросах на кораблях. На­ ставник, где бы он пи находился — в море или на базе, — должен по­ вседневно знать о нуждах и запро­ сах своего отряда. Однако, как показывает практи­ ка, в работе капитанов-наставников имеются серьезные недостатки. Большинство наставников не вни­ кает в жизнь своих отрядов, глубо­ ко не знает положения дел, причи­ ны отставания судов, причины не­ выполнения производственного пла­ на и рейсовых заданий. Многие на­ ставники знают свои отряды только по бумагам, по документации. Там зафиксированы • названия всех траулеров, план рыюодобычи и вы- рыботки субпродуктов, план ремон­ та, график — когда и где должен быть корабль. Но жизнь промыслового флота диктует, каким должно быть руко­ водство отрядами. Капитан-настав­ н и к— это центральная фигура на промысле. Он должен непосредствен­ но руководить своим отрядом на ме­ сте, помогать капитанам траулеров устранять недостатки в работе, обоб­ щать передовой опыт и способство­ вать его распространению на все суда. К сожалению, капитаны-настав­ ники лишены возможности поддер­ живать тесную связь с кораблями. Им даже не выделяют время для пе­ реговоров со своими судами. Для н а ­ стоящей оперативности необходимо ввести, чтобы капитаны-наставники проводили совещания со своими от­ рядами помимо .флагманского срока. С этой целыо нужно капптану-флаг- ману выделить на одно?! пз кораблей его отряда ответственного радиста. Капитаны кораблей должны знать этого радиста и обращаться прямо к нему, а не искать капитана-настав- ника по всему Баренцову морю. Когда ищешь своего наставника, чтобы разрешить какие-либо вопро­ сы, то находишь его не сразу, а иногда и вообще не находишь. Капитаны-наставники должны вы­ ходить в море со своим «штабом», т . е. с механиком-наставником, пн- структором-тралмейстером, инструк­ тором по рыбообработке. Необходимо, чтобы они всецело охватывали все производство на судак. Но этого в практической жизни пока нет. В лучшем случае вместе с капитаном- наставником в море выходит лишь инструктор-тралмейстер. Они нахо­ дятся на одном траулере в течение всего рейса, т . к . на другое судно им попасть не на чем. Встает вопрос о вооружении каждого отряда мотор­ ными шлюпками. Это даст возмож­ ность наставникам побывать за рейс на 3— 4 судах и оказать там боль­ шую помощь. Капитана-наставника необходимо освободить от опеки флагмана. Он должен считать себя ответственным за свой отряд по всем видам работы, учебы, быта, подбора кадров п т. п. Такое непосредственное оперативное руководство должно' привести к но­ вым трудовым успехам отрядов и каждого корабля в отдельности. П. ГРЕЧИШНИКОВ. Помполит траулера «Лещ». Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор— 2-75, зам. редактора и отв. секретарь— 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта— 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 1020 Тир. 2.500 1IH 03609 »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz