Рыбный Мурман. 1954 г. Февраль.
о р ы б н ы й м у р м а н № 2 4 (10 8 ) , 2 3 февраля 1 9 5 4 г. Берлинское совещание иностранных делчетырех держав -Закончившееся -позавчера Берлин ское совещание министров иност ранных дел СССР, Франции, Анг лии и США находилось в центре внимания всего мира почти четыре недели. Придавая этому совещанию большое значение, широкие общест венные круги надеялись, что встре ча министров иностранных дел че тырех держав за столом конферен ции поможет урегулированию важ нейших международных проблем и, следовательно, явится вкладом в дело укрепления мира и сотрудниче ства между народами. Состоявшийся в Берлине обмен мнениями содействовал более пра вильному пониманию позиций пред ставленных на совещании госу дарств.. В ходе этого обмена мне ниями отчетливо выявились рас хождения между позициями прави тельств. Н о .в то, же время стали яснее пути ж уменьшению этих рас хождений, поскольку заинтересован ные стороны, действительно, проявят стремление к этому. Бесспорно, имею? свое значение • конкретные соглашения, достигнутые на сове щаний. Во-первых, решено, что правительства США, Франции, Анг лии и Советского Союза примут ме ры, чтобы содействовать успешному разрешению проблемы разоружения пли, по крайней мере, значительно го сокращения вооружений. Во-вто рых, достигнуто соглашение о со зыве в Женеве совещания предста вителей США, Франции, Англии, Советского Союза, Китайской Народ ной Республики, а также непосред ственно заинтересованных стран по соответствующим вопросам. Это сове щание созывается для того, чтобы по мочь окончательному урегулированию корейского вопроса, а также рассмот реть вопрос о восстановлении мира в Индо-Китае. Наконец, между че тырьмя министрами состоялся все сторонний обмен мнениями по гер манской проблеме, по вопросам ев ропейской безопасности, а также по австрийской проблеме. Министры не смогли достичь соглашения по этим вопросам, но они, само собой разумеется, не снимаются с повест ки дня. Конечно, результаты Берлинского совещания могли бы быть неизмери мо более значительными, если бы делегации западных держав, и в первую очередь американская, про явили стремление к урегулированию назревших международных проблем на основе соглашений, приемлемых для всех, а не только для одной из заинтересованных сторон. Известно, однако, что делегация США, на правляясь в Берлин, получила ин струкции, идущие в прямо противо положном направлении. Это обстоя тельство не могло не оказать отри цательного влияния на ход Берлин ского совещания. Всем известно, что пресловутая «политика силы» не имеет никаких шансов на успех, когда ее пытаются применять во взаимоотношениях с равноправными, независимыми государствами. Советская делегация на Берлин ском совещании руководствовалась стремлением достичь таких соглаше ний, которые, не ущемляя ничьих интересов, были бы приемлемы для участников совещания, отвечали бы жизненным интересам всех — боль ших и малых — наций и обеспечи вали бы мир и безопасность наро дов. ■' ••• • ■' По ходу берлинских переговоров советская делегация внесла целый ряд предложений, образующих ши рокую и конкретную программу дей ствий, направленную на ослабление напряженности в международных от ношениях и урегулирование нере шенных 'проблем.. . *\ Л *• - Советское правительство предло жило созвать совещание министров иностранных дел Франции, Англии, США, Советского Союза и Китай ской Народной Республики для об суждения нерешенных вопросов в международных отношениях. Созыв такого совещания, несомненно, со действовал бы ослаблению междуна родной напряженности и устране нию затруднений, имеющихся т е перь как в разрешении корейского вопроса, так и других актуальных международных проблем. Это предло жение было направлено на исправ ление того ненормального положе ния, когда некоторые страны, игно рируя коренные изменения, проис шедшие в Азии и нашедшие свое выражение в образовании Китайской Народной Республики, пытаются ве сти себя в этом районе земного ш^- ра так , как если бы они все еще жили в XIX веке. Советское предложение о созыве совещания пяти держав нашло столь широкий отклик во всем мире, что западные державы не сочли возмож ным полностью отклонить его, и после долгой дискуссии была достиг нута договоренность о созыве сове щания ' с участием Китайской На родной Республики в Женеве. Отме чая значение этого решения, италь янская газета «Стампа» указывает: «Это решение является фактом ог ромной важности; его одного было бы достаточно для оправдания Бер линской конференции». Газета под черкивает далее, что «без участия Азии нельзя создать порядка и мира на земном шаре» и что «Азия не может участвовать в этом без Ки тая» . * 'Советский Союз далее предложил созвать в 1954 году Всемирную конференцию по всеобщему сокра щению вооружений с тем, чтобы план сокращения вооружений был увязан с одновременным решением вопроса об атомном оружии. Это советское предложение имело целью способствовать ликвидации того тупика в вопросе о сокраще нии вооружений и запрещении атом ного оружия, в котором находится Организация Объединенных Наций по вине американской дипломатии, запутывающей и усложняющей ука занные вопросы на протяжении ря да лет. Успешное проведение такой конференции, несомненно, помогло бы ослаблению международной нап ряженности и резво уменьшило бы бремя.военных расходов, которое ле жит на плечах трудящихся капита листических стран. Это предложение также • нашло широкую поддержку народов всех стран, и, в конечном счете, предста вители западных держав, как ука зано выше, были вынуждены пойти на соглашение о том, чтобы про должить обмен мнениями, дабы со действовать успешному разреше нию проблемы разоружения или, по крайней, мере, значительному сокра щению вооружений. Со всей отчетливостью миролюби вый Характер советской внешней по литики вновь сказался в предложе ниях Советского правительства по германскому вопросу. Красной нитью во всех этих предложениях проходит мысль о том, что мир и безопасность в Европе могут быть обеспечены только при условии не допущения возрождения германского милитаризма, который дважды на протяжений четверти века ввергал Европу, а за ней весь мир в войну. Подчеркнув, что решение герман ской проблемы является делом преж де всего самих немцев, советская делегация предлагала выслушать на совещании представителей Герман ской Демократической Республики и федеральной республики, чтобы у з нать, что думает сам германский народ о неотложной задаче объеди нения Германии и относительно своего участия в обеспечении мира и безопасности в Европе. Советская делегация далее внесла предложения о подготовке мирного договора с Гер манией и о созыве мирной конферен ции по германскому мирному дого вору. При этом был предложен для обсуждения конкретный проект до говора. Советская делегация предложила создать временное общегерманское правительство, поручив ему подго товить проект общегермапского из бирательного закона, обеспечиваю щего действительно демократический характер общегерманских выборов, и провести эти выборы в условиях подлинной свободы, исключающей давление на избирателей со стороны крупных монополий, фашистских, милитаристских и других организа ций. В целях содействия общегерман скому правительству в выполнении возложенных на него задач и уст ранения давления со стороны иност ранных держав при проведении вы боров советская делегация предло жила еще до выборов вывести с тер ритории Восточной и Западной Гер мании иностранные войска, за иск лючением ограниченных контин гентов. В конце совещания, когда стало ясно, что министры трех западных держав не хотят урегулирования германского вопроса Йа широкой ос нове, советская делегация предло жила создать общегерманский ко митет с функциями согласования и координации в области торговли, финансовых расчетов, транспорта, пограничных и других вопросов, связанных с экономическими отно шениями, а также общегерманский комитет по вопросам развития куль турных, научных и спортивпых связей между Западной и Восточной Германией. Было предложено также принять решение о желательности достигнуть соглашения сторон отно сительно немецкой полиции как в Восточной, та к и в Западной Герма нии, включая вопросы численности и вооружения всех видов полиции. Стремясь улучшить жизненные условия германского народа, совет ская делегация подняла важный воп рос о смягчении финансово-экономи ческого бремени, которое несет Герма ния в связи с последствиями войны. Она предложила распространить на Западную Германию меры по умень шению этого- бремени, принятые в отношении Германской Демократиче ской Республики. В ходе обсуждения германского вопроса советская делегация указа ла также на возможность и целесо образность установления экономиче ских и культурных связей между федеральной республикой и СССР. Представители западных держав отклонили все советские предложе ния по германскому вопросу, пока зав тем самым, что они не хотят содействовать мирному урегулирова нию германского вопроса и не жела ют, чтобы германский народ сам ре шал неотложные задачи объединения Германии. Что касается советской делегации, то она заявила 18 февра ля: Советское правительство на деется, что будут продолжены уси лия четырех держав, направленные в удовлетворительному решению германского вопроса в соответствии с интересами укрепления мира в Европе. С огромным вниманием встретили народы мира, и в первую очередь европейские народы, предложенный Советским Союзом план обеспечения коллективной безопасности в Евро пе. В ходе обсуждения этого плана со всей ясностью и четкостью было вскрыто подлинное существо заду манного американскими агрессивны ми кругами проекта создания воен ной группировки шести западноевро пейских государств во главе с За падной Германией, прикрываемой фальшивым названием «Европейско го оборонительного сообщества» и представляющей собой особую опас ность для дела мира. Советский Союз противопоставил этому проекту свои предложения об обеспечении безопасности в Европе, предусматривающие нейтрализацию Германии, и проект общеевропейско го договора о коллективной безопас ности в Европе. В этом договоре могла бы принять участие на рав ных основаниях и Германия, ныне — в лице Восточной и Западной | Германии, а после восстановления 1единства — объединенная Германия. | Осуществлению системы воллектив- 1ной безопасности в Европе могли бы 1содействовать и неевропейские госу дарства. В борьбе за мир должен | быть создан единый лагерь всех 1стран, независимо от различий их общественного строя. Советский план обеспечения кол лективной безопасности вызвал по нимание и поддержку в Европе и, в частности, в Германии. Представители западных держав, однаво, отклонили советсвий план обеспечения коллевтивной безопас ности. Стоявший в повестве дня Берлин ского совещания вопрос о государст венном договоре с Австрией мог бы | быть решен буввально в течение не скольких дней, если бы представи тели западных держав не связывали с австрийским вопросом определен - | ных расчетов, не имеющих ничего | общего с интересами мира и безо- 1пасности и с национальными инте ресами австрийского народа. Решению австрийского вопроса помешали увазанные выше планы западных держав в отношении Гер мании, усиливающие опасность воз рождения германского милитаризма. Тегм не менее Советское правитель ство устами министра иностранных дел СССР подтвердило свою уверен ность в том, что возможность реше ния вопроса в ближайшее время со храняется. Необходимо, чтобы прави тельство Австрии учитывало это и чтобы австрийский народ это пра вильно понял. Четкой и конкретной программе урегулирования нерешенных между народных проблем министры трех западных держав не смогли противо поставить ничего, кроме пресловуто го «плана Идена», представляющего собой по сути дела едва замаскиро ванный план распространения на всю Германию нынешнего боннского режима и вовлечения объединенной Германии в замкнутую военную группировву шести западноевропей ских государств. Не выдвигая собственной програм мы урегулирования спорных между народных вопросов, министры ино странных дел США, Франции и Англии заняли на совещании цели ком негативную позицию, ограни чившись отвлонением любого Совет ского предложения. Естественно, что такое поведение делегаций западных держав вызвало критику со стороны самых широких слоев населения в Европе, что нашло свое отражение и на страницах прессы. Безусловно, Берлинское совещание могло бы сыграть большую роль в деле ослабления международной на пряженности и урегулирования не решенных проблем по сравнению с теми результатами, которые были достигнуты. Влияние агрессивных американских кругов, заинтересо ванных в поддержании и усилении международной напряженности, по мешало принятию такого решение, которое повлекло бы за собой быст рейшее разрешение указанных проб лем и в первую очередь германского вопроса. Тем не менее сам созыв этого со вещания и возобновление непосред ственного вонтавта между министра ми иностранных дел Франции, Анг лии, ОША и СССР имеют, вак под черкивал В. М. Молотов в своем з а явлении 18 февраля, «определенное значение в настоящих условиях. Это способствовало рассмотрению не которых назревших международных проблем, разрешение которых необ ходимо для дальнейшего уменьшения напряженности в международных отношениях». «Те задачи, — про должал В. М. Молотов,— которые остались неразрешенными на этом совещании, не снимаются с порядка дня. Мы должны продолжить наши усилия и должны еще --настойчивее добиваться их решения». Советский народ, единодушно одобряющий позицию советской де легации на Берлинском совещании, решительно и энергично будет под держивать и впредь борьбу Комму нистической партии Советского Со юза и Советского правительства за дальнейшее ослабление международ ной напряженности и за урегулиро вание назревших международных проблем. (Передовая «Правды» от 20 февраля 1954 года). Ле к т орий По л я рн о г о ин Начал работу лекторий, организо ванный при Полярном институте морского рыбного хозяйства и океа нографии. Основное назначение лек тория — способствовать повышению уровня знаний работников рыбной промышленности Мурмана, расши рять их представление о водоемах, в которых ведется лов рыбы, всемерно способствовать борьбе промысловиков за высокие уловы. Лекторий будет работать один раз в неделю — по понедельникам. 15 февраля состоялась первая лекция. Кандидат биологических наук Н. А. Маслов выступил перед собравши мися в левционном зале института с левцией на тему: «Сырьевая база тралового рыболовства». В плане дальнейших работ, лев- тория — левция вандидата геогра фических наув А. П. Алевсеева «Океанография Гренландского и Норвежского морей», вандидата био- с т и т у т а логичесвих наув В. И. Травина «Биология и промысел морского окуня», вандидата технических наув П. А. Старовойтова «Кошельковый лов сельди», вандидата техничесвих наук А. Ф. Швецова «Приготовле ние малосольной атлантической сельди», научного сотрудника С. С. Суркова «Биология и промысел мор- свого зверя» и другие. Семинар мастеров морского лова Завончился пятнадцатидневный семинар мастеров морского лова, ор ганизованный отделом добычи уп равления «Мурмансельдь». В работе семинара приняли участие мастера морского лова кораблей, стоящих в порту, моряки из резерва — всего 31 человек. Для слушателей был прочитан ряд лекций о передовых методах ра боты, об усовершенствованных ору диях лова, о правильном оформлении промысловой документации. Под ру ководством старейшего специалиста по орудиям лова тов. Артамонова было проведено практическое заня тие по правилам ремонта сетей. В заключение были проведены квалификационные зачеты. Отлич ные знания показали мастера мор ского лова тов. Бирюков (СРТ-435), тов. Гончаров (СРТ-144), тов. Ши роких (СРТ-155), тов. Куприянов (СРТ-4145) и другие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz