Рыбный Мурман. 1954 г. Февраль.

№ 22 (106), 19 февраля 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 НАШ КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Верный сын советского народа А . Я . МАКЛАКОВ Путь, пройденный нашей Родиной с того времени, когда залп «Авро­ ры» возвестил рождение новой эры в истории человечества, поистине огромен и незабываем. Этот путь отмечен победами всемирно-истори- ческого значения. Нищая, убогая, отсталая, закаба­ ленная, закрепощенная царская Рос­ сия превратилась в могучую социа­ листическую державу, к которой с любовью и надеждой обращены взо­ ры прудящихся и угнетенных наро­ дов всего мира и на которую со зве­ риной ненавистью, лютой злобой и безмерным страхом смотрят импе­ риалисты всех капиталистических стран. Славен путь и безмерно велики победы нашей Советской страны. Над огромными просторами нашей Родины, занимающей шестую часть земного шара, ярко сияет солнце счастливой, радостной, творческой жизни. Исполнились, претворились в жизнь, в действительность вещие, гениального предвидения, слова, на­ писанные в мрачные, 128-летней давности, времена: Товарищ! Верь, взойдет ока, Заря пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна... Да, она вспрянула, расправила могучие плечи и зашагала. И еще как зашагала, на удивление всему миру! Освобожденные от каторги ка­ питалистического рабства народы царской России показали всему ми­ ру, что может сделать, чего может достичь раскрепощенный свободный труд. 'Великую преобразующую силу со­ циалистического строя мы видим везце и всюду, во всех уголках н а ­ шей необъятной Родины. Видим мы ее и здесь, на Кольской земле, в «раю «зело дальнем и отлеглом», как его называли раньше. Видим ету силу и в Мурманске, одном из самых юных городов нашей Родины, который всего на один лишь год старше ровесников Великого Октяб­ ря. А сейчас Мурманск — крупней­ ший в мире заполярный город. Его громадный морской рыбный порт обслуживает мощные траловый и сельдяной флоты. Отсюда идут ко­ рабли в дальние страны мира. Здесь начинают свой путь мощные ле­ доколы и большие транспортные су­ да, совершающие рейсы великим се­ верным морским путем в Гихин океан. ТАК БЫЛО... А ведь не так давно берег Коль­ ского залива спал мертвым c h i m . У Семенова острова стояла одинокая лопарская вежа. Мирно паслось стадо оленей. Серебристый ягель­ ник, рдеющие заросли брусники, мо­ рошки, низкорослая полярная береза покрывали поднимавшиеся уступа­ ми береговые скалы. Пустынно и дико было это место. »Край, обладавший огромными богат­ ствами своих недр и вод, край, имевший открытый выход в океан д а мировые океанские пути и не­ замерзающие заливы, был пустын­ ной заброшенной окраиной. Его население не превышало 7— 8 тысяч человек. На огромном побе­ режье не было ни одной благоуст­ роенной гавани, ни одного оборудог ванного порта. Только редкие ста­ новища — жалкие рыбацкие посе­ ления, приткнувшиеся между скали­ стых бедагов, да несколько факто­ рий — примитивных рыбозасолоч­ ных пунктов — вот и вся промыш­ ленность края. Одна начальная шко­ ла в Александровске (нынешнем Полярном) с двумя десятками уча­ щихся, один фельдшер — вот и вся культура дореволюционного Мурмана. Сотни лет пребывала в забвении э т а исконная русская земля, долгое время служившая только местом ссылки. Попытки одиночек-энтузиа- стов пробудить этот край, поста­ вить его огромные богатства на слу­ жбу народу ос­ тавались без вся­ ких последствий. Сколько ни рато­ вал за развитие рыбных промыс­ лов в Баренцевом море А. Сидоров, на всех его хода­ тайствах накла­ дывали «высочай­ шие» резолюции: — «Об этом могут думать только по­ мешанные». На протяжении ■ряда лет Н. М. Внинович, чье имя носит сейчас По­ лярный институт морского рыбного хозяйства и океа­ нографии, шорно доказывал воз­ можность и необ­ ходимость разви ­ тия тралового про­ мысла в Баренце­ вом море. Но к его голосу не при­ слушивались ни высокопоставлен­ ное чиновничество царской России, ни капиталисты, которые предпочитали ввозить рыбу в Архангельск из Норвегии, хотя под боком были неисчерпаемые рыбные богатства. ПО ВОЛЕ мы, вывязывал модели и упорно искал наилучшую конструкцию тра­ ла. Это должен был быть его вклад в стране. Война наруши­ ла мирный твор­ ческий труд со­ ветских людей. КОММУНИСТИЧЕСКОМ ПАРТИИ Возрождение края, освоение его недр и богатств омывающих его вод началось только после Октябрьской революции, после того, как отгреме­ ли залпы гражданской войны и ин­ тервенты были начисто выметены с нашей земли. II в первую очередь молодая Со­ ветская власть обратила внимание на освоение рыбных богатств Ба- ренцова моря. Еще шла граждан­ ская война, еще Север был в ру­ ках интервентов, а Владимир Ильич Тенин советовался с. Н. М. Книиови- гем о том, что можно сделать для развития рыбной промышленности на Крайнем Севере, поручал ему подготовить экспедицию, набрасы­ вал проект декрета по созданию Пдавморина (Лловучем морского океанографического института). В 1920 году первые советские /траулеры вышли на просторы Ба­ ренцева моря. Это были маленькие, старые, изношенные суденышки, па них пошли люди, которые никогда в жизни не занимались траловым ло­ вом. Начато было положено. Именно с этого времени по воле Коммуни­ стической партии начался бурный рост рыбной индустрии на Севере, преобразивший лицо края. Вместе с рыбной промышленностью росли и люди. ГОДЫ РОСТА В 1921 году в тралово-такелаж­ ную мастерскую Архангельской «06- ластьрыбы» поступил учеником сете- вяза 15-летний парнишка Андрей Маклаков. Здесь он стал учиться вязать сети, делать отдельные части трала, сшивать их. В мастерской впервые он ознакомился с теми ору­ диями лова, с которыми ему приш­ лось иметь дело всю последующую свою жизнь. Здесь впервые пробуди­ лась его любознательность, пытли­ вость. здесь стали вырабатываться его замечательные качестьа — настойчивость, умение добиваться поставленной цели, бережное отно­ шение к материальным ценностям. Родная Советская власть раскры­ ла перед ним, к ак и перед каждым трудящимся нашей страны, огром­ ные, поистине неисчерпаемые воз­ можности для получения образова­ ния, квалификации, для развития способностей, для роста. Росла рыбная промышленность, увеличивалось количество трауле­ ров, расширялся район промысла. Траловому флоту нужны были люди. В 1924 году Андрей Яковлевич Маклаков переходит матросом на траулер «Макрель». Знания, при­ обретенные им в тралово-такелаж- ,ной мастерской, пригодились. Он быстро становится помощником тралмейстера вначале на «Пинаго­ ре», а затем и на других траулерах. Вскоре Маклакова назначают трал­ мейстером. Коммунистическая партия прояв­ ляла большую заботу о развитии рыбного Мурмана. Траловый флот стал пополняться новыми, больши­ ми, построенными по последнему слову техники, судами. Был выст- роен большой рыбный порт, на тер­ ритории, отвоеванной у моря, вырос­ ли огромные здания заводов рыбо­ комбината. Воздвигалась, росла су ­ доверфь. Население края увеличи­ лось. Вместо хаотически разбросан­ ных хибарок, бараков и землянок вырастали улицы и проспекты с к а . менными жилыми корпусами, с уч­ реждениями культурного и бытово­ го обслуживания. Болезнь заставила Андрея Яков­ левича Маклакова временно пре­ кратить плавание и перейти на береговые работы. Он стал стар ­ шим мастером тралово-такелаж­ ной мастерской Мурманского трало­ вого флота. Но он не мог успокоить­ ся на этом. Он поступил в школу для взрослых. Закончив ее, Макла­ ков поступил на курсы штурманов малого плавания. К началу войны он получил диплом судоводителя. Уже в годы плавания тралмейсте- В результате велики утечки, нера­ ционально используется сырье, по­ вышается себестоимость продукции, ухудшается качество рыбных това­ ров. II он решил снизить утеч­ ки и, следовательно, расход сырца на единицу продукции. Это должно было повести к снижению себестои- дело увеличения I ,м0.сти н увеличению выхода товар- добычи рыбы, в ff0,g продукции, а, следовательно, и к успешное вьшол- повышению рентабельности -трау- нение государст- лера- венных планов,^ в Путь ему был ясен — переход на дело создания оби- свежие рыботовары. Немало потру- лия рыбных про- дплся Андрей Яковлевич Маклаков, дуктов в нашей | д о в о д я соответствующие опыты на траулерах «Капитан Демидов» и «Серго Орджоникидзе». А когда он принял командование траулером «Ленинград», смело перевел его на свежьевые рейсы. Маклаков почти Многие корабли и I вдвое увеличил удельный вес све- моряки тралового (жья в общей продукции этого трау- флота 'Стали на лера. Достаточно сказать, что за боевую вахту, уш- один только год Маклаков добился ли на передний сверхплановых накоплений в один край , чтобы с миллион рублей, оружием в руках Его почин был широко подхвачен защищать свободу моряками ряда кораблей. Теперь и независимость свежьевые рейсы прочно вошли в нашей Отчизны. В практику тралового флота. Потреби- рядах бойцов — гель стал получать гораздо больше защитников на- высококачественных свежих рыбных шей Родины был товаров. и Андрей Яковле- Опыт свеж ьсвы х рейсов Андрей вич Маклаков. С Яковлевич Маклаков применил и на 1941 по 1944 гг . облове окуня. Он также оказался он служил в Се- ‘успешным. Это позволило траловому верном Военно- «Флоту организовать скоростные оку- Морском Флоте, левые рейсы и во много раз увели- лринимая участие в многочислен- чить добычу такой ценной рыбы, ных боевых операциях. Его отвага, как морской окунь, геройство, его умелые действия отме- Путь Андрея Яковлевича Макла- чены высокими боевыми наградами. коВа характерен для всех советских На фронте он вступил в Коммунисти- Л1°Де-й, для моряков тралового флота, ческую партию. Здесь еще больше | ^ моряков сельдяного флота. Со- закалился его характер, здесь он на- ветская власть, Коммунистическая партия дают широкую возможность каждому советскому труженику проявлять творческую инициативу, поддерживают всякое ценное начи- впоследствии, когда он вернулся к I нани€> новаторство, помогают внед­ рять новшества в производство. * * * ;учнлся умению оыстро оценивать оо- становку, быстро находить единст­ венно правильные решения. Все это очень пригодилось ему мирному труду, стал снова плавать на рыболовных траулерах. ПЕРЕДОВИК ПРОИЗВОДСТВА, НОВАТОР Быстро были залечены раны, на­ несенные войной рыбной промыш­ ленности Севера. С каждым днем рос траловый флот, обогащаясь все новой и новой, все более совершен­ ной техникой. Все больше и больше осваивались просторы и богатства (Баренцева моря. И Андрей Яковле­ вич Маклаков все делал для того, чтобы ускорить темпы этого роста, чтобы неуклонно увеличивал­ ся вылов рыбы. Он был новатором, прелагающим новые пути развития тралового флота, новые пути подъе­ ма его производительности. Андрей Яковлевич завершает создание но­ вой конструкции трала, более уло- яистого, чем прежние. Сейчас этот трал принят на вооружение средни­ ми рыболовными траулерами сель­ дяного флота. После войны Андрей Яковлевич Маклаков плавал капитаном на траулерах «Капитан Демидов», «Сер. го Орджоникидзе», «Ленинград», «Сталин», «Ереван». И на каком бы корабле он ни работал, какой бы траулер ни возглавлял, это судно всегда перевыполняло государствен­ ный план добычи рьгбы, давало много сверхплановой продукции. В послевоенные годы перед трало­ вым флотом Коммунистическая пар­ тия и Советское правительство по­ ставили ответственную задачу — не ром, а затем во время работы в т р а - 1только увеличить добычу рыбы, но и лово-такелажнои мастерской мысль Маклакова работата напряженно над тем, как улучшить орудия ло­ ва, как создать такой трал, которым работать было бы легче и можно было бы больше вылавливать рыбы. Каждую свободную минуту он по­ свящал этому делу, вычерчивал схе- расширить выпуск рьюных товаров, товарной продукции. Пытливый ум Андрея Яковлевича Маклакова н а ­ чал искать пути разрешения этой крайне важной задачи. Оп не мог примириться с тем, что большая часть выловленной рыбы на кораблях направляется в посол. А. Я. Маклаков ведет большую ра­ боту. Он — депутат Микояновского районного Совета депутатов трудя­ щихся. В 1952 году был делегатом Всесоюзной конференции сторонни­ ков мира. Коммунист Андрей Яковлевич Маклаков единодушно выдвинут мо­ ряками тралового флота, всеми работ­ никами рыбной промышленности Мурмана и всеми трудящимися го­ рода Мурманска кандидатом в депу­ таты Верховного Совета Союза ССР. Андрей Яковлевич Маклаков — кандидат нерушимого блока комму­ нистов и беспартийных. Рыбаки Мурмана, как и весь наш народ, выражают свое полное дове­ рие Коммунистической партии, одо­ брение и поддержку ее политики. Голосуя за верного сына нашей Ро­ дины, за кандидата народного бло­ ка коммунистов и беспартийных Андрея Яковлевича Маклакова, они будут голосовать за дальнейший рас­ цвет’ нашей социалистической про­ мышленности и крутой подъем сель­ ского хозяйства, за неуклонное по­ вышение материального благосостоя­ ния и ’ культурного уровня советско­ го народа, за всемерное укрепление могущества и силы нашего социали­ стического государства и новые ус­ пехи в его борьбе за сохранение и упрочение мира, за построение ком­ мунистического общества в нашей стране. Ф. МИХОВ, С. КОПЫТОВ, Ф. САМКОВ — старейшие капитаны тралового флота, В. ПОПОВ — заместитель на­ чальника промыслового отде­ ла, М. ЕПАРИН — главный капитан, В. МАЕВСКИИ — зам. начальника тралового флота, В. КИРЕЕВ — началь­ ник тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz