Рыбный Мурман. 1954 г. Февраль.
№ 22 (106), 19 февраля 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 НАШ КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Верный сын советского народа А . Я . МАКЛАКОВ Путь, пройденный нашей Родиной с того времени, когда залп «Авро ры» возвестил рождение новой эры в истории человечества, поистине огромен и незабываем. Этот путь отмечен победами всемирно-истори- ческого значения. Нищая, убогая, отсталая, закаба ленная, закрепощенная царская Рос сия превратилась в могучую социа листическую державу, к которой с любовью и надеждой обращены взо ры прудящихся и угнетенных наро дов всего мира и на которую со зве риной ненавистью, лютой злобой и безмерным страхом смотрят импе риалисты всех капиталистических стран. Славен путь и безмерно велики победы нашей Советской страны. Над огромными просторами нашей Родины, занимающей шестую часть земного шара, ярко сияет солнце счастливой, радостной, творческой жизни. Исполнились, претворились в жизнь, в действительность вещие, гениального предвидения, слова, на писанные в мрачные, 128-летней давности, времена: Товарищ! Верь, взойдет ока, Заря пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна... Да, она вспрянула, расправила могучие плечи и зашагала. И еще как зашагала, на удивление всему миру! Освобожденные от каторги ка питалистического рабства народы царской России показали всему ми ру, что может сделать, чего может достичь раскрепощенный свободный труд. 'Великую преобразующую силу со циалистического строя мы видим везце и всюду, во всех уголках н а шей необъятной Родины. Видим мы ее и здесь, на Кольской земле, в «раю «зело дальнем и отлеглом», как его называли раньше. Видим ету силу и в Мурманске, одном из самых юных городов нашей Родины, который всего на один лишь год старше ровесников Великого Октяб ря. А сейчас Мурманск — крупней ший в мире заполярный город. Его громадный морской рыбный порт обслуживает мощные траловый и сельдяной флоты. Отсюда идут ко рабли в дальние страны мира. Здесь начинают свой путь мощные ле доколы и большие транспортные су да, совершающие рейсы великим се верным морским путем в Гихин океан. ТАК БЫЛО... А ведь не так давно берег Коль ского залива спал мертвым c h i m . У Семенова острова стояла одинокая лопарская вежа. Мирно паслось стадо оленей. Серебристый ягель ник, рдеющие заросли брусники, мо рошки, низкорослая полярная береза покрывали поднимавшиеся уступа ми береговые скалы. Пустынно и дико было это место. »Край, обладавший огромными богат ствами своих недр и вод, край, имевший открытый выход в океан д а мировые океанские пути и не замерзающие заливы, был пустын ной заброшенной окраиной. Его население не превышало 7— 8 тысяч человек. На огромном побе режье не было ни одной благоуст роенной гавани, ни одного оборудог ванного порта. Только редкие ста новища — жалкие рыбацкие посе ления, приткнувшиеся между скали стых бедагов, да несколько факто рий — примитивных рыбозасолоч ных пунктов — вот и вся промыш ленность края. Одна начальная шко ла в Александровске (нынешнем Полярном) с двумя десятками уча щихся, один фельдшер — вот и вся культура дореволюционного Мурмана. Сотни лет пребывала в забвении э т а исконная русская земля, долгое время служившая только местом ссылки. Попытки одиночек-энтузиа- стов пробудить этот край, поста вить его огромные богатства на слу жбу народу ос тавались без вся ких последствий. Сколько ни рато вал за развитие рыбных промыс лов в Баренцевом море А. Сидоров, на всех его хода тайствах накла дывали «высочай шие» резолюции: — «Об этом могут думать только по мешанные». На протяжении ■ряда лет Н. М. Внинович, чье имя носит сейчас По лярный институт морского рыбного хозяйства и океа нографии, шорно доказывал воз можность и необ ходимость разви тия тралового про мысла в Баренце вом море. Но к его голосу не при слушивались ни высокопоставлен ное чиновничество царской России, ни капиталисты, которые предпочитали ввозить рыбу в Архангельск из Норвегии, хотя под боком были неисчерпаемые рыбные богатства. ПО ВОЛЕ мы, вывязывал модели и упорно искал наилучшую конструкцию тра ла. Это должен был быть его вклад в стране. Война наруши ла мирный твор ческий труд со ветских людей. КОММУНИСТИЧЕСКОМ ПАРТИИ Возрождение края, освоение его недр и богатств омывающих его вод началось только после Октябрьской революции, после того, как отгреме ли залпы гражданской войны и ин тервенты были начисто выметены с нашей земли. II в первую очередь молодая Со ветская власть обратила внимание на освоение рыбных богатств Ба- ренцова моря. Еще шла граждан ская война, еще Север был в ру ках интервентов, а Владимир Ильич Тенин советовался с. Н. М. Книиови- гем о том, что можно сделать для развития рыбной промышленности на Крайнем Севере, поручал ему подготовить экспедицию, набрасы вал проект декрета по созданию Пдавморина (Лловучем морского океанографического института). В 1920 году первые советские /траулеры вышли на просторы Ба ренцева моря. Это были маленькие, старые, изношенные суденышки, па них пошли люди, которые никогда в жизни не занимались траловым ло вом. Начато было положено. Именно с этого времени по воле Коммуни стической партии начался бурный рост рыбной индустрии на Севере, преобразивший лицо края. Вместе с рыбной промышленностью росли и люди. ГОДЫ РОСТА В 1921 году в тралово-такелаж ную мастерскую Архангельской «06- ластьрыбы» поступил учеником сете- вяза 15-летний парнишка Андрей Маклаков. Здесь он стал учиться вязать сети, делать отдельные части трала, сшивать их. В мастерской впервые он ознакомился с теми ору диями лова, с которыми ему приш лось иметь дело всю последующую свою жизнь. Здесь впервые пробуди лась его любознательность, пытли вость. здесь стали вырабатываться его замечательные качестьа — настойчивость, умение добиваться поставленной цели, бережное отно шение к материальным ценностям. Родная Советская власть раскры ла перед ним, к ак и перед каждым трудящимся нашей страны, огром ные, поистине неисчерпаемые воз можности для получения образова ния, квалификации, для развития способностей, для роста. Росла рыбная промышленность, увеличивалось количество трауле ров, расширялся район промысла. Траловому флоту нужны были люди. В 1924 году Андрей Яковлевич Маклаков переходит матросом на траулер «Макрель». Знания, при обретенные им в тралово-такелаж- ,ной мастерской, пригодились. Он быстро становится помощником тралмейстера вначале на «Пинаго ре», а затем и на других траулерах. Вскоре Маклакова назначают трал мейстером. Коммунистическая партия прояв ляла большую заботу о развитии рыбного Мурмана. Траловый флот стал пополняться новыми, больши ми, построенными по последнему слову техники, судами. Был выст- роен большой рыбный порт, на тер ритории, отвоеванной у моря, вырос ли огромные здания заводов рыбо комбината. Воздвигалась, росла су доверфь. Население края увеличи лось. Вместо хаотически разбросан ных хибарок, бараков и землянок вырастали улицы и проспекты с к а . менными жилыми корпусами, с уч реждениями культурного и бытово го обслуживания. Болезнь заставила Андрея Яков левича Маклакова временно пре кратить плавание и перейти на береговые работы. Он стал стар шим мастером тралово-такелаж ной мастерской Мурманского трало вого флота. Но он не мог успокоить ся на этом. Он поступил в школу для взрослых. Закончив ее, Макла ков поступил на курсы штурманов малого плавания. К началу войны он получил диплом судоводителя. Уже в годы плавания тралмейсте- В результате велики утечки, нера ционально используется сырье, по вышается себестоимость продукции, ухудшается качество рыбных това ров. II он решил снизить утеч ки и, следовательно, расход сырца на единицу продукции. Это должно было повести к снижению себестои- дело увеличения I ,м0.сти н увеличению выхода товар- добычи рыбы, в ff0,g продукции, а, следовательно, и к успешное вьшол- повышению рентабельности -трау- нение государст- лера- венных планов,^ в Путь ему был ясен — переход на дело создания оби- свежие рыботовары. Немало потру- лия рыбных про- дплся Андрей Яковлевич Маклаков, дуктов в нашей | д о в о д я соответствующие опыты на траулерах «Капитан Демидов» и «Серго Орджоникидзе». А когда он принял командование траулером «Ленинград», смело перевел его на свежьевые рейсы. Маклаков почти Многие корабли и I вдвое увеличил удельный вес све- моряки тралового (жья в общей продукции этого трау- флота 'Стали на лера. Достаточно сказать, что за боевую вахту, уш- один только год Маклаков добился ли на передний сверхплановых накоплений в один край , чтобы с миллион рублей, оружием в руках Его почин был широко подхвачен защищать свободу моряками ряда кораблей. Теперь и независимость свежьевые рейсы прочно вошли в нашей Отчизны. В практику тралового флота. Потреби- рядах бойцов — гель стал получать гораздо больше защитников на- высококачественных свежих рыбных шей Родины был товаров. и Андрей Яковле- Опыт свеж ьсвы х рейсов Андрей вич Маклаков. С Яковлевич Маклаков применил и на 1941 по 1944 гг . облове окуня. Он также оказался он служил в Се- ‘успешным. Это позволило траловому верном Военно- «Флоту организовать скоростные оку- Морском Флоте, левые рейсы и во много раз увели- лринимая участие в многочислен- чить добычу такой ценной рыбы, ных боевых операциях. Его отвага, как морской окунь, геройство, его умелые действия отме- Путь Андрея Яковлевича Макла- чены высокими боевыми наградами. коВа характерен для всех советских На фронте он вступил в Коммунисти- Л1°Де-й, для моряков тралового флота, ческую партию. Здесь еще больше | ^ моряков сельдяного флота. Со- закалился его характер, здесь он на- ветская власть, Коммунистическая партия дают широкую возможность каждому советскому труженику проявлять творческую инициативу, поддерживают всякое ценное начи- впоследствии, когда он вернулся к I нани€> новаторство, помогают внед рять новшества в производство. * * * ;учнлся умению оыстро оценивать оо- становку, быстро находить единст венно правильные решения. Все это очень пригодилось ему мирному труду, стал снова плавать на рыболовных траулерах. ПЕРЕДОВИК ПРОИЗВОДСТВА, НОВАТОР Быстро были залечены раны, на несенные войной рыбной промыш ленности Севера. С каждым днем рос траловый флот, обогащаясь все новой и новой, все более совершен ной техникой. Все больше и больше осваивались просторы и богатства (Баренцева моря. И Андрей Яковле вич Маклаков все делал для того, чтобы ускорить темпы этого роста, чтобы неуклонно увеличивал ся вылов рыбы. Он был новатором, прелагающим новые пути развития тралового флота, новые пути подъе ма его производительности. Андрей Яковлевич завершает создание но вой конструкции трала, более уло- яистого, чем прежние. Сейчас этот трал принят на вооружение средни ми рыболовными траулерами сель дяного флота. После войны Андрей Яковлевич Маклаков плавал капитаном на траулерах «Капитан Демидов», «Сер. го Орджоникидзе», «Ленинград», «Сталин», «Ереван». И на каком бы корабле он ни работал, какой бы траулер ни возглавлял, это судно всегда перевыполняло государствен ный план добычи рьгбы, давало много сверхплановой продукции. В послевоенные годы перед трало вым флотом Коммунистическая пар тия и Советское правительство по ставили ответственную задачу — не ром, а затем во время работы в т р а - 1только увеличить добычу рыбы, но и лово-такелажнои мастерской мысль Маклакова работата напряженно над тем, как улучшить орудия ло ва, как создать такой трал, которым работать было бы легче и можно было бы больше вылавливать рыбы. Каждую свободную минуту он по свящал этому делу, вычерчивал схе- расширить выпуск рьюных товаров, товарной продукции. Пытливый ум Андрея Яковлевича Маклакова н а чал искать пути разрешения этой крайне важной задачи. Оп не мог примириться с тем, что большая часть выловленной рыбы на кораблях направляется в посол. А. Я. Маклаков ведет большую ра боту. Он — депутат Микояновского районного Совета депутатов трудя щихся. В 1952 году был делегатом Всесоюзной конференции сторонни ков мира. Коммунист Андрей Яковлевич Маклаков единодушно выдвинут мо ряками тралового флота, всеми работ никами рыбной промышленности Мурмана и всеми трудящимися го рода Мурманска кандидатом в депу таты Верховного Совета Союза ССР. Андрей Яковлевич Маклаков — кандидат нерушимого блока комму нистов и беспартийных. Рыбаки Мурмана, как и весь наш народ, выражают свое полное дове рие Коммунистической партии, одо брение и поддержку ее политики. Голосуя за верного сына нашей Ро дины, за кандидата народного бло ка коммунистов и беспартийных Андрея Яковлевича Маклакова, они будут голосовать за дальнейший рас цвет’ нашей социалистической про мышленности и крутой подъем сель ского хозяйства, за неуклонное по вышение материального благосостоя ния и ’ культурного уровня советско го народа, за всемерное укрепление могущества и силы нашего социали стического государства и новые ус пехи в его борьбе за сохранение и упрочение мира, за построение ком мунистического общества в нашей стране. Ф. МИХОВ, С. КОПЫТОВ, Ф. САМКОВ — старейшие капитаны тралового флота, В. ПОПОВ — заместитель на чальника промыслового отде ла, М. ЕПАРИН — главный капитан, В. МАЕВСКИИ — зам. начальника тралового флота, В. КИРЕЕВ — началь ник тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz