Рыбный Мурман. 1954 г. Февраль.
№ 17 (1 0 1 ) , 7 февраля 1 9 5 4 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А И 3 РЫбному Л\урл\ану необходимы пловучие холодильники ДОБЫЧА РЫБЫ В 1951 году в сельдяном промыс ле в Северной Атлантике принимал участие пловучий холодильник — «Рефрижератор X» 4». После опыт ного рейса, во время которого были устранены серьезные конструктив ные недостатки, рефрижератор вы шел в производственный рейс в Атлантику. В этом рейсе рефрижера тором было принято и заморожено 300 тонн сельди, которая была затем доставлена в порт и направлена по требителям. В минувшем году в северо-атлан тической сельдяной экспедиции при нял участие «Рефрижератор № 7», обслуживавший рыболовные суда балтийских рыбодобывающих органи заций. Его эксплуатация также по казала значительную эффективность использования рефрижераторных су дов при больших уловах сельди. Ока залось, что при больших уловах сельди, порядка 30— 50 тонн за дрейф, целесообразнее, чтобы сред ние рыболовные траулеры не произ водили первичной переработки у себя на борту, а подходили к рефрижера торному судну и сдавали ему сельдь и свежем виде. Этот способ позво лял: во-первых, лучше использовать среднему рыболовному траулеру про- низацни широкого производства ма лосольной сельди совершенно необ ходимо применение пловучих рефри жераторов, т. ж. только с их по мощью можно разрешить такую серьезную проблему, как транспор тировка в порт малосольной продук ции, выработанной на средних ры боловных траулерах и плавбазах, без снижения качества. Для атой цели сельдь может заго товляться кал бочкового посола, с 12— 13-процентной дозировкой соли, так и ящичного посола, к ак это де лается на Дальнем Востоке. Эта мало сольная сельдь может затем непо средственно нз рефрижераторных су дов перегружаться в рефрижератор ные вагоны и направляться в места потребления. Однако значение рефрижераторных судов или пловучих холодильников не ограничивается только приведен ным выше. В настоящее время кон сервное производство на Мурмане в основном ‘базируется на выработке консервов из трески. Этот вид кон сервов значительно уступает во вку совом отношении консервам, вырабо танным из сельди, как в томате, так и в масле. Опыты приготовления консервов мысловое время и, во-вторых, обеспе- j из сельди в томате и в масле, кото- чивал быструю и качественную об- рые были проделаны у нас на Мур мане, а также проводятся сейчас на Балтике, свидетельствуют о том, что раоотку сельди, выраоотку высокока чественной продукции. Уже только одно это обстоятельст-1 консервы из атлантической и поляр- во доказывает целесообразность включения рефрижераторных судов в состав северо-атлантической сельдя ной экспедиции. Партия и правительство в своем постановлении о расширении произ водства продовольственных товаров и улучшении их качества поставили вопрос об увеличении выпуска мало сольных рыбных продуктов, в част ности сельди. Это указание непосред ственно касается нас, работников сельдяного флота Мурманского рыб ного бассейна. Пменно у нас, в на шем бассейне, больше чем где бы то ни было, имеются все возможности для производства малосольных сель дяных товаров. Этому способствуют и высокое качество сырья (атланти ческая и полярная сельдь) и клима тические условия. Однако для орга- нои сельди обладают хорошими вку совыми качествами. Именно они и должны заменить такую, менее цен ную во вкусовом отношении, про дукцию, как треска копченая в масле. Однако производство консервов из сельди на Мурмане все время сдер живается перебоями в получении сырья. Это объясняется тем, что консервное производство на Мур мане ориентируется на прибрежную сельдь, которая подходит к берегам только в весенне-осенний период, и трудностью доставки ее с прибреж -! ных приемных пунктов1, в свежем т. к. эти суда смогли бы в течение года доставить из Атлантики доста точное количество сырья для произ водства 12— 15 миллионов банок консервов и высококачественных презервов из сельди. Вместе с этим наличие рефриже раторного судна помогло бы лучше использовать в качестве сырья для консервного производства п подходы мурманской сельди к берегам. Пловучие холодильники могли бы также сыграть большую роль во вре мя массового промысла морского оку ня, принимая в море от траулеров эту рыбу в нешкереном виде и замо раживая ее. Приемка окуня в море и его заморозка ' непосредственно на промысле в количестве 50 тонн в сутки н а каждый рефрижератор поз волили бы избежать досрочного ухо да промысловых судов в порт II этим самым добиться лучшего использова ния промыслового времени и, следо вательно, увеличения добычи мор ского окуня. Все это говорит о том, что роль ре фрижераторных судов на Мурмане до настоящего времени еще недооце нивается. Достаточно сказать, что имеющиеся у Главм урманрыбнрома два небольших рефрижераторных судна используются крайне неудов летворительно. Управление «Мурмансельдь» неод нократно поднимало вопрос об обору довании трюмов больших пловучих баз рефрижераторными установками для улучшения качества хранения сельди на этих базах. Однако дело не двигается с места, хотя все давно убедились в том, что отсутствие рефрижераторных установок на пло- вучих базах влечет за собой сниже ние качества рыбной продукции. Отделу рыбообработки Главмурман- рыбпрома давно пора детально обос новать потребность рыбной промыш ленности Мурмана в пловучих холо дильниках для поднятия культуры обработки рыбы и выпуска ценных продуктов, необходимых для народ- j ною потребления взамен малоценных крепкосоленых сельди и трески, и ■~ СВ ^ i 3 « к о 4 о г*с Нi g g - К- ^ QИ м Йо u “ S.5 5 ® Z, 5 =5 § = к 2 "3в. к = Ии®! Траловый флот 4,3 97,4 Сельдяной флот 3,8 133,3 Кольский госрыбтрест 0,3 103,0 Колхозы -- " С каждым днем все нигре л шире развертывается социалистическое со ревнование за достойную встречу дня выборов в Верховный Совет СССР. Немалое количество промысловых ко раблей тралового флота перевыпол нило январское задание и дало стране дополнительно сверх своих планов около 24 тысяч центнеров рыбы. Первенство в этом соревнова нии завоевал коллектив траулера «Киров», который выловил 3 .412 центнеров, реализовав январский план на 148 процентов. Весьма ус пешно ловили рыбу экипажи трауле ров «Вайгач» и «Меркурий». Хорошо работали в январе моряки сельдяного флота, которые выполни ли январское задание на 133 ,3 про цента и добыли сверх плана 7 .677 центнеров высококачественной ат лантической сельди. Некоторые эки пажи промысловых судов «Мурман- сельди» уже завершили февральское задание и близки к выполнению квартального плана. В целом по области рыбная про мышленность выполнила январский план на 101 ,8 процента. Однако рыбная промышленность нашего бассейна не сумела использо вать все возможности и все резервы. Вследствие нераспорядительности ру ководства тралового и сельдяного флотов и береговых организаций, многие промысловые траулеры поте ряли немало времени в порту под разгрузкой, снабжением и на ремонте. В результате этой нераспо рядительности междурейсовые стоян ки выросли в январе почти вдвое но сравнению с прошлый! годом. По са- Биде‘ I добиться получения рефрижератор- Наличие хотя бы двух грефрижара-1 ных судов, торных судов позволило бы создать ! М. СВИТАШЕВ. устойчивую сырьевую базу для про- Зам. начальника управления изводетва консервов и презервов, ! «Мурмансельдь». Правильно эксплуатировать корабельную технику Современный промысловый ко рабль обеспечивает максимальные производственные возможности про мысла рыбы и полностью удовлетво ряет культурно-бытовые требова ния моряков. Обслуживание совре менной техники требует высокой квалификации, сознания каждым мо ряком ответственности за сохране ние механизмов. В настоящее время хорошо рабо тать — это, прежде всего, значит учиться самому, настойчиво овладе вать передовыми приемами работы, любовно растить кадры специали стов, поднимать культуру произ водства. В основу организации труда на корабле должны быть положены «Правила технической эксплуата ции». Приказами министров морско го флота и рыбной промышленности установлено, что: 1. Правила обязательны для точ ного и неуклонного исполнения, под лежат обязательному изучению все ми работниками рыбной промышлен ности сверху до низу. 2. На руководителей предприятий возложена обязанность организации изучения «Правил» и контроля за точным п неуклонным соблюдением этих правил всеми работниками мор ского флота и рыбной промышленно сти в части, их касающейся. Но в нашем бассейне многие ру ководители предприятий, главные инженеры и возглавляемые ими тех- от выполнения приказов минист- лиона рублей, отпускаемых на ре- ра, имеющих первостепенную важ- ;Монт. На этих кораблях экипажи лю- ность. На кораблях трудно найти | бят и берегут технику, в порядке «Правила технической эксплуата ции», «Правила обслуживания ме ханизмов и ухода за корпусами». Приказы министра попросту игно рируются. «Правил» в должной ме- ноддерживают корпус. Они и труд оценивают по-новому, творчески раз решая все вопросы технической экс плуатации. мым скромным подсчетам недолов рыбы по этой причине составил у тралового флота не менее 30 тысяч центнеров. Ряд судов простоял и у «Мурман- сельди» как в ожидании ремонта, так и вследствие плохой организа ции судоремонтных работ. Немалую долю вины должна нести и Мурманская судоверфь, которая систематически срывает сроки вы хода промысловых кораблей из ре монта. Так, в январе должны были бы промышлять траулеры «Стрелок», «Кета», «Ворошилов», «Иртыш;» и «Анадырь». Но они все еще стоят у причалов судоверфи. Промысловая обстановка в море сейчас благоприятная к ак на тра ловом, так и на сельдяном лову. Тра ловый флот имеет сырьевую базу и в районе Медвежки и в Центральном районе. Так, например, траулер «Двина» за первые четыре дня фев раля взял 990 центнеров рыбы, а траулер «Вайгач» 1079 центнеров, уточные задания перевыполняются. Это дало возможность траловому флоту покрыть январскую задолжен ность. Таким образом, задача моряков тралового флота — закрепить наме тившийся перелом и с каждым днем повышать темпы добычи рыбы. Несколько снизил свою работу сельдяной флот. Поэтому «Мурман- сельди» необходимо усилить поиско вую работу с тем, чтобы, как толь ко закончится штормовая погода, покрыть недолов первых дней фев раля и, усиливая темпы промысла, обеспечить выполнение взятого обя зательства — завершить кварталь ный план к дню выборов в Верхов ный Совет СССР. Как показал опыт января, Глав- мурманрыадгрому необходимо усилить контроль за работой береговых ор ганизаций, обслуживающих промыс ловые суда, с тем, чтобы создать все условия промысловикам для вы полнения плана и социалистических обязательств. Радионавигацию— на службу промыслу Партия и правительство уделяют большое внимание развитию рыбной промышленности на Крайнем Севере. Траловый флот постоянно пополняет ся новыми судами, оборудованными Использоватьсветовую сигнализацию Регулярные промысловые радио- сводки и совещания позволяют су доводителям знать о работе отдель ных кораблей флота, получать дан- Культура производства на этих кораблях на должной высоте - ный состав кораблей, ни руководите ли. Эксплуатация на некоторых ко раблях ведется «дедовскими» спосо бами, без перспективы, без борьбы за культуру производства, заа износ. Можно ли добиться такого поло жения, чтобы каждая машинная команда грамотно эксплуатировала механизмы, добивалась наилучших результатов в использовании техни ки, ш -время устраняла неисправно сти, ведущие к износу отдельных узлов и деталей машин, чтобы каж дый член экипажа нес ответствен ность за сохранение дорогостоящего социалистического имущества, ка ким является промысловый ко рабль? Можно и нужно. Об этом убеди тельно говорит опыт машинных команд буксирных пароходов «Быст рый», «Прончищев», «Богатырь» и пловучей базы «Воркута». На этих кораблях постоянно поддерживается отличное состояние электромехани ческой части . Это позволило машин ной команде буксирного парохода «Быстрый», например, значительно удлинить срок безремонтной работы, здесь «Правила технической экс плуатации» — настольная книга каждого механика, служба на кораб ле, в машине, у котлов организова на в строгом соответствии с положе ниями Устава и Правил эксплуата ции. Здесь каждый агрегат закреп лен за отдельными членами коман ды и на этой основе среди экипа жа развернуто индивидуальное и межвахтенное социалистическое со ревнование. Графики профилактиче ских вскрытий и обмеров по каждо му агрегату, узлу и детали строго выполняются. Все работы, выпол нимые в судовых условиях, произво дятся силами машинных команд. Интересы дальнейшего расширения производства товаров народного пот- современнои радиотехникои и з ам е - , HLIlPi необходимые для успешного ве- чательными навигационными прибо-, дедия промысла. Но в ночное время рами. От работы этих приборов во — ,с ю часов вечера до 6 часов многом зависит успех добычи рыбы. Вот почему мы, радист траулера «Капитан Демидов» тов. Еремин и радист траулера «Марс» тов. Сай ков, вступаем между собой в сорев нование за безупречную работу ра дионавигационной аппаратуры и обеспечение ее безремонтной экс плуатации. Мы берем на себя следующие обя зательства: систематически повышать свои технические знания, повседневно производить профилактический осмотр вверенной нам аппаратуры, технически грамотно эксплуатиро вать ее, 'производя собственными си лами предупредительный ремонт; свести в нынешнем тоду к мини муму случаи ремонта аппаратуры в мастерских флота; % безукоризненно выполнять пра вила радиосвязи, осуществлять связь оперативно с минимальным прогоном передатчиков. Все свои знания и опыт переда- ребления требуют от каждого тру- вать вновь пришедшим на флот опе- женика рыбного Мурмана макси- | раторам, одновременно с этим внед- нические отделы самоустранились что сэкономило ^государству 2 мпл- мального использования производст венных мощностей, точного соблюде ния правил технической эксплуата ции механизмов, продления их служ бы на всех кораблях флота. Б. ГОЛУБЕВ. Старший инспектор Мур манского рыбного порта. ряя в своей практике методы раооты лучших связистов флота. Радиооператор траулера «Ка питан Демидов» ЕРЕМИН. Радиооператор траулера «Марс» САМКОВ. Баренцово море (По радио). утра — судоводители раоота-ющих рядом кораблей могут узнать данные о подъемах только из первой ут ренней сводки, т. е. с опозданием. Однако в условиях хорошей види мости корабли могли бы гораздо раньше знать о них, взаимно сооб щая о своей работе с помощью све товой сигнализации. iB настоящее время азбукой Морзе - сообщаются только номера кораблей. С таким же успехом можно было бы сообщать на запрос соседа и о ре зультатах последнего подъема. Сделать это можно, например, так. После сообщения номера ко рабля, дать азбукой Морзе букву У'(..— ): что должно обозначать за прос об улове. Ответ с®етовой сиг нализацией с помощью азбуки Мор зе прост: необходимо только дать цифру, без каких-либо пояснении. Например: 05 будет значить подъем в полтонны. 10 — подъем в одну тонну и т. д. Сообщение о результатах работы в ночное время световой сигнали зацией поможет промысловикам ус пешнее вести промысел, даст воз-, можность знать обстановку ежеднев но до первой утренней сводки. П. СМИРНОВ. Второй штурман траулера «Сатурн».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz