Рыбный Мурман. 1954 г. Февраль.

№ 17 (1 0 1 ) , 7 февраля 1 9 5 4 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А И 3 РЫбному Л\урл\ану необходимы пловучие холодильники ДОБЫЧА РЫБЫ В 1951 году в сельдяном промыс­ ле в Северной Атлантике принимал участие пловучий холодильник — «Рефрижератор X» 4». После опыт­ ного рейса, во время которого были устранены серьезные конструктив­ ные недостатки, рефрижератор вы ­ шел в производственный рейс в Атлантику. В этом рейсе рефрижера­ тором было принято и заморожено 300 тонн сельди, которая была затем доставлена в порт и направлена по­ требителям. В минувшем году в северо-атлан­ тической сельдяной экспедиции при­ нял участие «Рефрижератор № 7», обслуживавший рыболовные суда балтийских рыбодобывающих органи­ заций. Его эксплуатация также по­ казала значительную эффективность использования рефрижераторных су­ дов при больших уловах сельди. Ока­ залось, что при больших уловах сельди, порядка 30— 50 тонн за дрейф, целесообразнее, чтобы сред­ ние рыболовные траулеры не произ­ водили первичной переработки у себя на борту, а подходили к рефрижера­ торному судну и сдавали ему сельдь и свежем виде. Этот способ позво­ лял: во-первых, лучше использовать среднему рыболовному траулеру про- низацни широкого производства ма­ лосольной сельди совершенно необ­ ходимо применение пловучих рефри­ жераторов, т. ж. только с их по­ мощью можно разрешить такую серьезную проблему, как транспор­ тировка в порт малосольной продук­ ции, выработанной на средних ры­ боловных траулерах и плавбазах, без снижения качества. Для атой цели сельдь может заго­ товляться кал бочкового посола, с 12— 13-процентной дозировкой соли, так и ящичного посола, к ак это де­ лается на Дальнем Востоке. Эта мало­ сольная сельдь может затем непо­ средственно нз рефрижераторных су ­ дов перегружаться в рефрижератор­ ные вагоны и направляться в места потребления. Однако значение рефрижераторных судов или пловучих холодильников не ограничивается только приведен­ ным выше. В настоящее время кон­ сервное производство на Мурмане в основном ‘базируется на выработке консервов из трески. Этот вид кон­ сервов значительно уступает во вку­ совом отношении консервам, вырабо­ танным из сельди, как в томате, так и в масле. Опыты приготовления консервов мысловое время и, во-вторых, обеспе- j из сельди в томате и в масле, кото- чивал быструю и качественную об- рые были проделаны у нас на Мур­ мане, а также проводятся сейчас на Балтике, свидетельствуют о том, что раоотку сельди, выраоотку высокока­ чественной продукции. Уже только одно это обстоятельст-1 консервы из атлантической и поляр- во доказывает целесообразность включения рефрижераторных судов в состав северо-атлантической сельдя­ ной экспедиции. Партия и правительство в своем постановлении о расширении произ­ водства продовольственных товаров и улучшении их качества поставили вопрос об увеличении выпуска мало­ сольных рыбных продуктов, в част­ ности сельди. Это указание непосред­ ственно касается нас, работников сельдяного флота Мурманского рыб­ ного бассейна. Пменно у нас, в на­ шем бассейне, больше чем где бы то ни было, имеются все возможности для производства малосольных сель­ дяных товаров. Этому способствуют и высокое качество сырья (атланти­ ческая и полярная сельдь) и клима­ тические условия. Однако для орга- нои сельди обладают хорошими вку ­ совыми качествами. Именно они и должны заменить такую, менее цен­ ную во вкусовом отношении, про­ дукцию, как треска копченая в масле. Однако производство консервов из сельди на Мурмане все время сдер­ живается перебоями в получении сырья. Это объясняется тем, что консервное производство на Мур­ мане ориентируется на прибрежную сельдь, которая подходит к берегам только в весенне-осенний период, и трудностью доставки ее с прибреж -! ных приемных пунктов1, в свежем т. к. эти суда смогли бы в течение года доставить из Атлантики доста­ точное количество сырья для произ­ водства 12— 15 миллионов банок консервов и высококачественных презервов из сельди. Вместе с этим наличие рефриже­ раторного судна помогло бы лучше использовать в качестве сырья для консервного производства п подходы мурманской сельди к берегам. Пловучие холодильники могли бы также сыграть большую роль во вре­ мя массового промысла морского оку­ ня, принимая в море от траулеров эту рыбу в нешкереном виде и замо­ раживая ее. Приемка окуня в море и его заморозка ' непосредственно на промысле в количестве 50 тонн в сутки н а каждый рефрижератор поз­ волили бы избежать досрочного ухо­ да промысловых судов в порт II этим самым добиться лучшего использова­ ния промыслового времени и, следо­ вательно, увеличения добычи мор­ ского окуня. Все это говорит о том, что роль ре­ фрижераторных судов на Мурмане до настоящего времени еще недооце­ нивается. Достаточно сказать, что имеющиеся у Главм урманрыбнрома два небольших рефрижераторных судна используются крайне неудов­ летворительно. Управление «Мурмансельдь» неод­ нократно поднимало вопрос об обору­ довании трюмов больших пловучих баз рефрижераторными установками для улучшения качества хранения сельди на этих базах. Однако дело не двигается с места, хотя все давно убедились в том, что отсутствие рефрижераторных установок на пло- вучих базах влечет за собой сниже­ ние качества рыбной продукции. Отделу рыбообработки Главмурман- рыбпрома давно пора детально обос­ новать потребность рыбной промыш­ ленности Мурмана в пловучих холо­ дильниках для поднятия культуры обработки рыбы и выпуска ценных продуктов, необходимых для народ- j ною потребления взамен малоценных крепкосоленых сельди и трески, и ■~ СВ ^ i 3 « к о 4 о г*с Нi g g - К- ^ QИ м Йо u “ S.5 5 ® Z, 5 =5 § = к 2 "3в. к = Ии®! Траловый флот 4,3 97,4 Сельдяной флот 3,8 133,3 Кольский госрыбтрест 0,3 103,0 Колхозы -- " С каждым днем все нигре л шире развертывается социалистическое со­ ревнование за достойную встречу дня выборов в Верховный Совет СССР. Немалое количество промысловых ко­ раблей тралового флота перевыпол­ нило январское задание и дало стране дополнительно сверх своих планов около 24 тысяч центнеров рыбы. Первенство в этом соревнова­ нии завоевал коллектив траулера «Киров», который выловил 3 .412 центнеров, реализовав январский план на 148 процентов. Весьма ус­ пешно ловили рыбу экипажи трауле­ ров «Вайгач» и «Меркурий». Хорошо работали в январе моряки сельдяного флота, которые выполни ­ ли январское задание на 133 ,3 про­ цента и добыли сверх плана 7 .677 центнеров высококачественной ат­ лантической сельди. Некоторые эки­ пажи промысловых судов «Мурман- сельди» уже завершили февральское задание и близки к выполнению квартального плана. В целом по области рыбная про­ мышленность выполнила январский план на 101 ,8 процента. Однако рыбная промышленность нашего бассейна не сумела использо­ вать все возможности и все резервы. Вследствие нераспорядительности ру­ ководства тралового и сельдяного флотов и береговых организаций, многие промысловые траулеры поте­ ряли немало времени в порту под разгрузкой, снабжением и на ремонте. В результате этой нераспо­ рядительности междурейсовые стоян­ ки выросли в январе почти вдвое но сравнению с прошлый! годом. По са- Биде‘ I добиться получения рефрижератор- Наличие хотя бы двух грефрижара-1 ных судов, торных судов позволило бы создать ! М. СВИТАШЕВ. устойчивую сырьевую базу для про- Зам. начальника управления изводетва консервов и презервов, ! «Мурмансельдь». Правильно эксплуатировать корабельную технику Современный промысловый ко­ рабль обеспечивает максимальные производственные возможности про­ мысла рыбы и полностью удовлетво­ ряет культурно-бытовые требова­ ния моряков. Обслуживание совре­ менной техники требует высокой квалификации, сознания каждым мо­ ряком ответственности за сохране­ ние механизмов. В настоящее время хорошо рабо­ тать — это, прежде всего, значит учиться самому, настойчиво овладе­ вать передовыми приемами работы, любовно растить кадры специали­ стов, поднимать культуру произ­ водства. В основу организации труда на корабле должны быть положены «Правила технической эксплуата­ ции». Приказами министров морско­ го флота и рыбной промышленности установлено, что: 1. Правила обязательны для точ­ ного и неуклонного исполнения, под­ лежат обязательному изучению все­ ми работниками рыбной промышлен­ ности сверху до низу. 2. На руководителей предприятий возложена обязанность организации изучения «Правил» и контроля за точным п неуклонным соблюдением этих правил всеми работниками мор­ ского флота и рыбной промышленно­ сти в части, их касающейся. Но в нашем бассейне многие ру­ ководители предприятий, главные инженеры и возглавляемые ими тех- от выполнения приказов минист- лиона рублей, отпускаемых на ре- ра, имеющих первостепенную важ- ;Монт. На этих кораблях экипажи лю- ность. На кораблях трудно найти | бят и берегут технику, в порядке «Правила технической эксплуата­ ции», «Правила обслуживания ме­ ханизмов и ухода за корпусами». Приказы министра попросту игно­ рируются. «Правил» в должной ме- ноддерживают корпус. Они и труд оценивают по-новому, творчески раз­ решая все вопросы технической экс­ плуатации. мым скромным подсчетам недолов рыбы по этой причине составил у тралового флота не менее 30 тысяч центнеров. Ряд судов простоял и у «Мурман- сельди» как в ожидании ремонта, так и вследствие плохой организа­ ции судоремонтных работ. Немалую долю вины должна нести и Мурманская судоверфь, которая систематически срывает сроки вы­ хода промысловых кораблей из ре­ монта. Так, в январе должны были бы промышлять траулеры «Стрелок», «Кета», «Ворошилов», «Иртыш;» и «Анадырь». Но они все еще стоят у причалов судоверфи. Промысловая обстановка в море сейчас благоприятная к ак на тра­ ловом, так и на сельдяном лову. Тра­ ловый флот имеет сырьевую базу и в районе Медвежки и в Центральном районе. Так, например, траулер «Двина» за первые четыре дня фев­ раля взял 990 центнеров рыбы, а траулер «Вайгач» 1079 центнеров, уточные задания перевыполняются. Это дало возможность траловому флоту покрыть январскую задолжен­ ность. Таким образом, задача моряков тралового флота — закрепить наме­ тившийся перелом и с каждым днем повышать темпы добычи рыбы. Несколько снизил свою работу сельдяной флот. Поэтому «Мурман- сельди» необходимо усилить поиско­ вую работу с тем, чтобы, как толь­ ко закончится штормовая погода, покрыть недолов первых дней фев­ раля и, усиливая темпы промысла, обеспечить выполнение взятого обя­ зательства — завершить кварталь­ ный план к дню выборов в Верхов­ ный Совет СССР. Как показал опыт января, Глав- мурманрыадгрому необходимо усилить контроль за работой береговых ор­ ганизаций, обслуживающих промыс­ ловые суда, с тем, чтобы создать все условия промысловикам для вы­ полнения плана и социалистических обязательств. Радионавигацию— на службу промыслу Партия и правительство уделяют большое внимание развитию рыбной промышленности на Крайнем Севере. Траловый флот постоянно пополняет­ ся новыми судами, оборудованными Использоватьсветовую сигнализацию Регулярные промысловые радио- сводки и совещания позволяют су­ доводителям знать о работе отдель­ ных кораблей флота, получать дан- Культура производства на этих кораблях на должной высоте - ный состав кораблей, ни руководите­ ли. Эксплуатация на некоторых ко­ раблях ведется «дедовскими» спосо­ бами, без перспективы, без борьбы за культуру производства, заа износ. Можно ли добиться такого поло­ жения, чтобы каждая машинная команда грамотно эксплуатировала механизмы, добивалась наилучших результатов в использовании техни­ ки, ш -время устраняла неисправно­ сти, ведущие к износу отдельных узлов и деталей машин, чтобы каж ­ дый член экипажа нес ответствен­ ность за сохранение дорогостоящего социалистического имущества, ка­ ким является промысловый ко­ рабль? Можно и нужно. Об этом убеди­ тельно говорит опыт машинных команд буксирных пароходов «Быст­ рый», «Прончищев», «Богатырь» и пловучей базы «Воркута». На этих кораблях постоянно поддерживается отличное состояние электромехани­ ческой части . Это позволило машин­ ной команде буксирного парохода «Быстрый», например, значительно удлинить срок безремонтной работы, здесь «Правила технической экс­ плуатации» — настольная книга каждого механика, служба на кораб­ ле, в машине, у котлов организова­ на в строгом соответствии с положе­ ниями Устава и Правил эксплуата­ ции. Здесь каждый агрегат закреп­ лен за отдельными членами коман­ ды и на этой основе среди экипа­ жа развернуто индивидуальное и межвахтенное социалистическое со­ ревнование. Графики профилактиче­ ских вскрытий и обмеров по каждо­ му агрегату, узлу и детали строго выполняются. Все работы, выпол­ нимые в судовых условиях, произво­ дятся силами машинных команд. Интересы дальнейшего расширения производства товаров народного пот- современнои радиотехникои и з ам е - , HLIlPi необходимые для успешного ве- чательными навигационными прибо-, дедия промысла. Но в ночное время рами. От работы этих приборов во — ,с ю часов вечера до 6 часов многом зависит успех добычи рыбы. Вот почему мы, радист траулера «Капитан Демидов» тов. Еремин и радист траулера «Марс» тов. Сай­ ков, вступаем между собой в сорев­ нование за безупречную работу ра­ дионавигационной аппаратуры и обеспечение ее безремонтной экс­ плуатации. Мы берем на себя следующие обя­ зательства: систематически повышать свои технические знания, повседневно производить профилактический осмотр вверенной нам аппаратуры, технически грамотно эксплуатиро­ вать ее, 'производя собственными си­ лами предупредительный ремонт; свести в нынешнем тоду к мини­ муму случаи ремонта аппаратуры в мастерских флота; % безукоризненно выполнять пра­ вила радиосвязи, осуществлять связь оперативно с минимальным прогоном передатчиков. Все свои знания и опыт переда- ребления требуют от каждого тру- вать вновь пришедшим на флот опе- женика рыбного Мурмана макси- | раторам, одновременно с этим внед- нические отделы самоустранились что сэкономило ^государству 2 мпл- мального использования производст­ венных мощностей, точного соблюде­ ния правил технической эксплуата­ ции механизмов, продления их служ­ бы на всех кораблях флота. Б. ГОЛУБЕВ. Старший инспектор Мур­ манского рыбного порта. ряя в своей практике методы раооты лучших связистов флота. Радиооператор траулера «Ка­ питан Демидов» ЕРЕМИН. Радиооператор траулера «Марс» САМКОВ. Баренцово море (По радио). утра — судоводители раоота-ющих рядом кораблей могут узнать данные о подъемах только из первой ут­ ренней сводки, т. е. с опозданием. Однако в условиях хорошей види­ мости корабли могли бы гораздо раньше знать о них, взаимно сооб­ щая о своей работе с помощью све­ товой сигнализации. iB настоящее время азбукой Морзе - сообщаются только номера кораблей. С таким же успехом можно было бы сообщать на запрос соседа и о ре­ зультатах последнего подъема. Сделать это можно, например, так. После сообщения номера ко­ рабля, дать азбукой Морзе букву У'(..— ): что должно обозначать за ­ прос об улове. Ответ с®етовой сиг­ нализацией с помощью азбуки Мор­ зе прост: необходимо только дать цифру, без каких-либо пояснении. Например: 05 будет значить подъем в полтонны. 10 — подъем в одну тонну и т. д. Сообщение о результатах работы в ночное время световой сигнали­ зацией поможет промысловикам ус­ пешнее вести промысел, даст воз-, можность знать обстановку ежеднев­ но до первой утренней сводки. П. СМИРНОВ. Второй штурман траулера «Сатурн».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz