Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.
№ 156 (240), 31 декабря 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н ___1 ____________ 3 З А Д О С Р О Ч Н О Е В Ы П О Л Н Е Н И Е П Я Т ОЙ П Я Т И Л Е Т К И К НОВЫМ УСПЕХАМ В НАСТУПАЮЩЕМ 1955 году! На ☆ шестой месте ☆ ☆ Очередной рейс траулера «Анато лий Бредов» планировался с уче том пополнения запасов угля и воды с лихтеров. Но уже на переходе экипаж решил выполнить рейсовое задание, не беря никакого пополне ния. Работали на Гусиной банке. Сырьевая база была здесь хорошей, но погода не благоприятствовала про мыслу — из-за шторма корабль не производительно потерял 57 часов. Но, несмотря на трудности, моря ки за 17-суточный рейс добыли, об работали и доставили на базу 220 тонн рыбы и много субпродуктов. Сбережено четверо суток, которые нужно было потерять на получение топлива и воды с лихтеров. Экипаж работал дружно. Хорошо потрудились в рейсе матросы тт. Третьяков, Куз- нецов^ Горохов, Услугин и Жуков, третий помощник капитана тов. Ло патин и другие члены команды. Когда траулер «Анатолий Бредов» вышел в конце сентября из ремонта, по количеству выловленной рыбы он не ^входил в ведущую десятку кораб лей тралового флота. Благодаря са моотверженному труду всего экипажа сейчас «Анатолий Бредов» по праву занял шестое место, выловив к 20 декабря 49.165 центнеров рыбы. Д. ШАЙТАНОВ. Успех сетевязов Коллектив тралово-такелажной ма стерской, обеспечивающий орудиями лова корабли тралового и сельдяного флотов и базы активного лова Коль ского госрыбтреста, 21 декабря до- •рочно завершил выполнение годово- ШНШмШстденного плана по вы пуску валовой продукции. Коллектив мастерской дал сверхплановой про дукции более чем на 800 тысяч руб лей. Выработка промышленной продук ции на одного рабочего составила 314.600 рублей при задании 285.715 рублей. Производительность труда возросла против плана на 10,1 процента. Работники тралово-такелажной ма стерской поставили перед собой за дачу — в наступающем 1955 году добиться новых производственных достижений. В. МАКШЕЕВ. Директор тралово-такелаж ной мастерской. Еще раз о путях увеличения добычи морского окуня В мастерских на Абрам -мысе. Бригада слесарей в составе (слева направо) бригадира Н. В. БОРИСОВА и слесарей А . А . КОРЖ ЕНКОВА и Н .С. КУЛИКОВА производит ремонт траловой лебедки на средний траулер № 4 6 4 . Фото Б. Алексеева . Поучительный пример Известно, что контролировать ма стеров по обработке рыбы и засоль щиков значительно труднее, чем на каком-либо другом производственном участке корабля, например, при про изводстве консервов, рыбьего жира и муки. При обильных уловах на обработку рыбы выходит 8 0—90 процентов членов экипажа, среди ко торых имеются и малоопытные моря ки. В этот момент наиболее остро не обходим контроль за работой палуб ной команды. Если в трюме такого контроля не осуществляется, да к тому же и посол будет недоброкаче ственным, то это приведет к тому, что сортность рыбы будет занижена, а моряки получат за свой труд значи тельно меньше положенного. Ответст венность несут в этом случае, в основном, только капитан траулера да мастер по обработке рыбы, а под линные виновники остаются безна казанными. В третьем рейсе на траулере «Победа» для повышения личной от ветственности за сортность рыбы ма стер по обработке тов. Иващенко ор ганизовал ежедневный учет засоле- ной продукции. В тетради, где велись записи, была начерчена схема каж дого трюма. Записи точно определяли как, когда и какая рыба была засоле на на той или иной площадке, т. е. был составлен точный грузовой план за весь рейс. Посол производился по указанию тов. Иващенко, а если за сольщики по своей инициативе до пускали какие-либо изменения, то они, кроме того, что своевременно до кладывали об этом, несли еще пол ную ответственность за свои дей ствия. С введением такого учета работы трюмной команды исчезли недоразу мения между рыбообработчиками, по высилась ответственность за качест во рыбопродукции. Засольщики тт. Распопов, Гайков и Тарасевич стали более внимательно следить ^а раздел кой рыбы, вызывая подчас в трюм старшин вахт для исправления допу щенного брака. Ответственность за сортность рыбы не снимается с мастера по обработке и засольщиков и в период разгрузки корабля. Они обязаны следить за ра ботой грузчиков, предотвращать бра кодельство. Только повышением личной ответ ственности каждого рыбообработчика за качество выпускаемой рыбопро дукции, как это было сделано в по следнем рейсе на траулере «Победа», можно достигнуть высоких показате лей в работе. А. ГЕОРГИЕВ. Капитан траулера «Победа». Тов. Епарин в своей статье «Пу-i ти ' увеличения вылова окуня», опубликованной недавно в «Рыб ном Мурмане», правильно ста вит ряд вопросов о путях уве личения добычи морского окуня. В частности, он рекомендует использо вать для этого траулеры с большим радиусом действия, с морозильными установками. Справедливо его ука зание и на необходимость изучения и освоения новых районов промыс ла, в том числе районов Северной Атлантики. Автор сетует на то, что в 1954 году промразведка и ПИНРО ничего не предприняли в этом отно шении и что поэтому выполнение плана добычи окуня в 1955 году находится уже теперь под угрозой срыва. Опасения эти возможно и пра вильны с точки зрения заместителя начальника управления тралового флота по добыче, но для широкого круга промысловиков вопрос об уве личении добычи окуня следовало бы осветить значительно шире. Прежде всего надо было бы ска зать, как использовалась сырьевая база морского окуня траловым фло том в 1954 году, какие основные причины мешали ее использованию и какие пути намечаются флотом для их изжития в 1955 году, в рам ках существующего флота. Известно, что промысловой раз ведкой, совместно с ПИНРО, на 1954 год были разработаны меро приятия по освоению новых районов промысла донных рыб, в том числе и окуня. Был составлен план этих работ, который был согласован с | траловым флотом и утвержден на- I чальником Главмурманрыбпрома. В план было включено обследование За падного Шпицбергена, северо-запад ных и западных районов побережья Норвегии, Янмайнена, Исландии, Западной Гренландии и других. Но когда встал вопрос о выделении для этой цели двух поисковых траулеров типа «Кремль», то в первую оче редь ярыми противниками этого вы ступили руководители тралового флота. И даже после решения мини стерства о выделении одного трауле ра типа «Кремль» на поисковую ра боту, руководители тралфлота про должали категорически протестовать. Вполне понятно, что освоение даль них раионов при наличии поисковых судов с небольшой продолжитель ностью плавания невозможно. Чтобы не повторить этой ошибки в 1955 году, нужно выделить в рас поряжение промысловой разведки по меньшей мере три — четыре боль ших траулера, оснащенных совер шенными навигационными и поиско выми приборами. Тов. Еиарин упоминает о том, что в районах Северной Атлантики име ют место попадания на поддев окуня и трески над большими океаниче скими глубинами, достигающими бо лее 2000 метров. Это совершенно правильно. Следовательно, можно предположить, что окунь держится в промежуточных слоях толщи воды. Но если это так, то обыкновенным донным тралом мы здесь ловить не можем. Возникает необходимость ис кать нормальные глубины для тра лового промысла, изучить при помо щи приборов глубину залегания в толще воды косяков окуня, их мощ ность и применять пелагический разноглубинный трал. Все это требует затрат материаль но-технических средств и времени. Но проводить эту работу следует. Нужно по-серьезному заняться изу чением и освоением новых районов промысла окуня и в особенности изу чением путей миграции окуня к ме стам нерестйлищ и откорма, а также суточных вертикальных миграций. Одновременно с этим нужно по- серьезному подойти и к организации ! облова окуня уже в освоенных про- ‘ мысловых районах. Как уже не раз ! об этом отмечалось в печати, в пер- I вую очередь нужно изменить спсте- ! му планирования добычи этой цен ной рыбы, упорядочить заработную плату команд траулеров и выделить группу кораблей только для добычи окуня. До тех же пор, пока мы не будем заниматься по-настоящему ор ганизацией этого большого и важно го дела, ни новые районы, ни новые банки, ни траулеры с большим ра диусом действия реальных положи тельных результатов по увеличению добычи окуня не дадут. С. копытов. / Зам. начальника промыс ловой разведки Главмур манрыбпрома. 20 декабря моряки тралового фло та завершили вылоЬ четырех мил лионов центнеров рыбы в нынешнем году. Это примечательное событие в жизни и истории тралового флота: от 900 тысяч центнеров в 1935 го ду до 4 миллионов центнеров в 1954 году. Траловый лов рыбы — детище со ветской власти. До этого в России не было ни тралового промысла, ни са мих траулеров, ни людей, знающих это дело, ни необходимых знаний. Зачиналось дело со старых изношен ных, почти ничем не оснащенных кораблей, зачиналось дело с азов — с выработки приемов работы, техни ки лова, отыскивания удобных мест лова, рыбных банок, изучения моря и рыбы. Большую работу тогда про делала небольшая группа советских людей, промысловиков-энтузиастов. Результаты их работы дали возмож ность Коммунистической партии и Советскому правительству смело при ступать к созданию мощной инду стриализированной рыбной промыш ленности у нас в Заполярье. В го ды первой пятилетки был создан мощный траловый флот из наиболее совершенных по тому времени судов. И вот первое время, в первые годы своей работы эти новые мощные ко рабли вылавливали рыбы меньше, ПО ПУТИ РОСТА чем старые, маленькие суда. И дело | было не в том, что внезапно оску дела сырьевая база, а в том, что на траулеры пришли новые кадры, не обладавшие знанием Баренцова мо ря, никаким опытом тралового лова, сам промысел шел стихийно, работа в море не была организована. Каж дый капитан вел свой корабль куда хотел, работал как ему вздумается. И неудивительно, что лучшему ко раблю тралового флота, траулеру «Киров» потребовалось тогдд целых семь лет, чтобы достичь вылова в 52 тысячи центнеров рыбы в год. А траулер «Моржовец», вступив в строй судов тралового флота в де кабре 1953 года, за первый же год работы выловил свыше 55 тысяч центнеров рыбы! Богатый промысловый опыт трало вого флота, накопившийся за три де сятилетия, обобщен в специальных наставлениях и пособиях для судо водителей, тралмейстеров, рыбообра ботчиков. С промысловых карт, с промысловых планшетов исчезли «белые пятна»; глубины, изобаты, течения уточнены. Выработаны и из вестны промысловикам наилучшие приемы работы в различных усло виях, в разных промысловых райо нах. Опыт передовиков, новаторов становится быстро известным всем промысловикам. . - Широкий размах поисковой рабо ты обеспечивает промысловые ко рабли сырьевой базой, позволяет вводить в эксплуатацию новые про мысловые районы. Наконец, траловый лов принял ор ганизованный характер. И это одно из самых крупных достижений тра лового промысла. Флот в море под чинен единому командованию. Флаг маны руководят обловом косяков, промыслом в том или ином районе. Лов стал более устойчивым, ритмич ным; резко сократились перебежки судов из района в район,,бесцельная погоня за «большими тоннами»; вы равнялась работа отдельных кораб лей. О какой ритмичности работы тра лового флота можно было говорить раньше, когда в месяцы так назы ваемого «осеннего» или «зимнего» спада промысла флот ловил в че тыре раза меньше, чем в месяцы ин тенсивного лова. Так, в мае 1939 года флот выловил 278,6 тысячи центнеров, а в октябре того же года — 73.3 тысячи центнеров. А теперь? Теперь в июле 1954 года он добыл 544,7 тысячи центнеров, а в октяб ре — 281,2 тысячи центнеров, хотя осеннее ослабление сырьевой базы осталось попрежнему. Действительно, флот стал рабо тать гораздо ритмичнее, сумев луч ше использовать сырьевую базу. Флот растет. С каждым годом всту пают в строй новые корабли, но рост добычи рыбы обгоняет рост флота. Количество судов в нынешнем году увеличилось по сравнению с 1951 годом на 40 процентов, а годовой вылов — на 84 процента. Большой путь прошел траловый флот, прежде чем добился вылова четырех миллионов центнеров ры бы. Огромные задачи стоят перед промысловиками тралового флота по дальнейшему увеличению добычи рыбы, по расширению ассортимента и улучшению качества продукции. Партия и правительство требуют от моряков тралового флота увеличе ния выпуска наиболее ценных све жих и охлажденных рыботоваров. Траловый флот все еще не справ ляется с этим делом, не выполняет задания, хотя возможности у него имеются. Нужно больше ловить мор ского окуня. Для этого имеются бо гатые возможности. Но они не ис пользуются. Еще мало заботятся на кораблях о сохранности рыбы, об уменьшении утечек и потерь, о полном исполь зовании субпродуктов. Темпы повышения производитель ности труда явно недостаточны, хотя резервы для этого дела имеются на каждом траулере. Мало занимаются на кораблях вопросами хозрасчета, экономическими показателями. Завтра траловый флот вступает в новый, 1955 год. Перед моряками поставлены ответственнейшие зада чи по увеличению вылова рыбы, вы пуска продукций, улучшению каче ства. Эти задачи могут быть успеш но решены при условии учета допу щенных ошибок, использования на копленного опыта, устранения недо статков, вскрытия всех резервов, непрерывного роста технического и культурного уровня наших кадров, мобилизации всех моряков на пре одоление трудностей, на широкое развертывание социалистического со ревнования за ритмичную работу, за систематическое выполнение и пере выполнение пятидневных, месячных и квартальных планов, за досрочное выполнение годовой программы по всем показателям. В. КОВАЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz