Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.

№ 156 (240), 31 декабря 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н ___1 ____________ 3 З А Д О С Р О Ч Н О Е В Ы П О Л Н Е Н И Е П Я Т ОЙ П Я Т И Л Е Т К И К НОВЫМ УСПЕХАМ В НАСТУПАЮЩЕМ 1955 году! На ☆ шестой месте ☆ ☆ Очередной рейс траулера «Анато­ лий Бредов» планировался с уче­ том пополнения запасов угля и воды с лихтеров. Но уже на переходе экипаж решил выполнить рейсовое задание, не беря никакого пополне­ ния. Работали на Гусиной банке. Сырьевая база была здесь хорошей, но погода не благоприятствовала про­ мыслу — из-за шторма корабль не­ производительно потерял 57 часов. Но, несмотря на трудности, моря­ ки за 17-суточный рейс добыли, об­ работали и доставили на базу 220 тонн рыбы и много субпродуктов. Сбережено четверо суток, которые нужно было потерять на получение топлива и воды с лихтеров. Экипаж работал дружно. Хорошо потрудились в рейсе матросы тт. Третьяков, Куз- нецов^ Горохов, Услугин и Жуков, третий помощник капитана тов. Ло­ патин и другие члены команды. Когда траулер «Анатолий Бредов» вышел в конце сентября из ремонта, по количеству выловленной рыбы он не ^входил в ведущую десятку кораб­ лей тралового флота. Благодаря са­ моотверженному труду всего экипажа сейчас «Анатолий Бредов» по праву занял шестое место, выловив к 20 декабря 49.165 центнеров рыбы. Д. ШАЙТАНОВ. Успех сетевязов Коллектив тралово-такелажной ма­ стерской, обеспечивающий орудиями лова корабли тралового и сельдяного флотов и базы активного лова Коль­ ского госрыбтреста, 21 декабря до- •рочно завершил выполнение годово- ШНШмШстденного плана по вы­ пуску валовой продукции. Коллектив мастерской дал сверхплановой про­ дукции более чем на 800 тысяч руб­ лей. Выработка промышленной продук­ ции на одного рабочего составила 314.600 рублей при задании 285.715 рублей. Производительность труда возросла против плана на 10,1 процента. Работники тралово-такелажной ма­ стерской поставили перед собой за­ дачу — в наступающем 1955 году добиться новых производственных достижений. В. МАКШЕЕВ. Директор тралово-такелаж­ ной мастерской. Еще раз о путях увеличения добычи морского окуня В мастерских на Абрам -мысе. Бригада слесарей в составе (слева направо) бригадира Н. В. БОРИСОВА и слесарей А . А . КОРЖ ЕНКОВА и Н .С. КУЛИКОВА производит ремонт траловой лебедки на средний траулер № 4 6 4 . Фото Б. Алексеева . Поучительный пример Известно, что контролировать ма­ стеров по обработке рыбы и засоль­ щиков значительно труднее, чем на каком-либо другом производственном участке корабля, например, при про­ изводстве консервов, рыбьего жира и муки. При обильных уловах на обработку рыбы выходит 8 0—90 процентов членов экипажа, среди ко­ торых имеются и малоопытные моря­ ки. В этот момент наиболее остро не­ обходим контроль за работой палуб­ ной команды. Если в трюме такого контроля не осуществляется, да к тому же и посол будет недоброкаче­ ственным, то это приведет к тому, что сортность рыбы будет занижена, а моряки получат за свой труд значи­ тельно меньше положенного. Ответст­ венность несут в этом случае, в основном, только капитан траулера да мастер по обработке рыбы, а под­ линные виновники остаются безна­ казанными. В третьем рейсе на траулере «Победа» для повышения личной от­ ветственности за сортность рыбы ма­ стер по обработке тов. Иващенко ор­ ганизовал ежедневный учет засоле- ной продукции. В тетради, где велись записи, была начерчена схема каж­ дого трюма. Записи точно определяли как, когда и какая рыба была засоле­ на на той или иной площадке, т. е. был составлен точный грузовой план за весь рейс. Посол производился по указанию тов. Иващенко, а если за­ сольщики по своей инициативе до­ пускали какие-либо изменения, то они, кроме того, что своевременно до­ кладывали об этом, несли еще пол­ ную ответственность за свои дей­ ствия. С введением такого учета работы трюмной команды исчезли недоразу­ мения между рыбообработчиками, по­ высилась ответственность за качест­ во рыбопродукции. Засольщики тт. Распопов, Гайков и Тарасевич стали более внимательно следить ^а раздел­ кой рыбы, вызывая подчас в трюм старшин вахт для исправления допу­ щенного брака. Ответственность за сортность рыбы не снимается с мастера по обработке и засольщиков и в период разгрузки корабля. Они обязаны следить за ра­ ботой грузчиков, предотвращать бра­ кодельство. Только повышением личной ответ­ ственности каждого рыбообработчика за качество выпускаемой рыбопро­ дукции, как это было сделано в по­ следнем рейсе на траулере «Победа», можно достигнуть высоких показате­ лей в работе. А. ГЕОРГИЕВ. Капитан траулера «Победа». Тов. Епарин в своей статье «Пу-i ти ' увеличения вылова окуня», опубликованной недавно в «Рыб­ ном Мурмане», правильно ста­ вит ряд вопросов о путях уве­ личения добычи морского окуня. В частности, он рекомендует использо­ вать для этого траулеры с большим радиусом действия, с морозильными установками. Справедливо его ука­ зание и на необходимость изучения и освоения новых районов промыс­ ла, в том числе районов Северной Атлантики. Автор сетует на то, что в 1954 году промразведка и ПИНРО ничего не предприняли в этом отно­ шении и что поэтому выполнение плана добычи окуня в 1955 году находится уже теперь под угрозой срыва. Опасения эти возможно и пра­ вильны с точки зрения заместителя начальника управления тралового флота по добыче, но для широкого круга промысловиков вопрос об уве­ личении добычи окуня следовало бы осветить значительно шире. Прежде всего надо было бы ска­ зать, как использовалась сырьевая база морского окуня траловым фло­ том в 1954 году, какие основные причины мешали ее использованию и какие пути намечаются флотом для их изжития в 1955 году, в рам­ ках существующего флота. Известно, что промысловой раз­ ведкой, совместно с ПИНРО, на 1954 год были разработаны меро­ приятия по освоению новых районов промысла донных рыб, в том числе и окуня. Был составлен план этих работ, который был согласован с | траловым флотом и утвержден на- I чальником Главмурманрыбпрома. В план было включено обследование За­ падного Шпицбергена, северо-запад­ ных и западных районов побережья Норвегии, Янмайнена, Исландии, Западной Гренландии и других. Но когда встал вопрос о выделении для этой цели двух поисковых траулеров типа «Кремль», то в первую оче­ редь ярыми противниками этого вы­ ступили руководители тралового флота. И даже после решения мини­ стерства о выделении одного трауле­ ра типа «Кремль» на поисковую ра­ боту, руководители тралфлота про­ должали категорически протестовать. Вполне понятно, что освоение даль­ них раионов при наличии поисковых судов с небольшой продолжитель­ ностью плавания невозможно. Чтобы не повторить этой ошибки в 1955 году, нужно выделить в рас­ поряжение промысловой разведки по меньшей мере три — четыре боль­ ших траулера, оснащенных совер­ шенными навигационными и поиско­ выми приборами. Тов. Еиарин упоминает о том, что в районах Северной Атлантики име­ ют место попадания на поддев окуня и трески над большими океаниче­ скими глубинами, достигающими бо­ лее 2000 метров. Это совершенно правильно. Следовательно, можно предположить, что окунь держится в промежуточных слоях толщи воды. Но если это так, то обыкновенным донным тралом мы здесь ловить не можем. Возникает необходимость ис­ кать нормальные глубины для тра­ лового промысла, изучить при помо­ щи приборов глубину залегания в толще воды косяков окуня, их мощ­ ность и применять пелагический разноглубинный трал. Все это требует затрат материаль­ но-технических средств и времени. Но проводить эту работу следует. Нужно по-серьезному заняться изу­ чением и освоением новых районов промысла окуня и в особенности изу­ чением путей миграции окуня к ме­ стам нерестйлищ и откорма, а также суточных вертикальных миграций. Одновременно с этим нужно по- серьезному подойти и к организации ! облова окуня уже в освоенных про- ‘ мысловых районах. Как уже не раз ! об этом отмечалось в печати, в пер- I вую очередь нужно изменить спсте- ! му планирования добычи этой цен­ ной рыбы, упорядочить заработную плату команд траулеров и выделить группу кораблей только для добычи окуня. До тех же пор, пока мы не будем заниматься по-настоящему ор­ ганизацией этого большого и важно­ го дела, ни новые районы, ни новые банки, ни траулеры с большим ра­ диусом действия реальных положи­ тельных результатов по увеличению добычи окуня не дадут. С. копытов. / Зам. начальника промыс­ ловой разведки Главмур­ манрыбпрома. 20 декабря моряки тралового фло­ та завершили вылоЬ четырех мил­ лионов центнеров рыбы в нынешнем году. Это примечательное событие в жизни и истории тралового флота: от 900 тысяч центнеров в 1935 го­ ду до 4 миллионов центнеров в 1954 году. Траловый лов рыбы — детище со­ ветской власти. До этого в России не было ни тралового промысла, ни са­ мих траулеров, ни людей, знающих это дело, ни необходимых знаний. Зачиналось дело со старых изношен­ ных, почти ничем не оснащенных кораблей, зачиналось дело с азов — с выработки приемов работы, техни­ ки лова, отыскивания удобных мест лова, рыбных банок, изучения моря и рыбы. Большую работу тогда про­ делала небольшая группа советских людей, промысловиков-энтузиастов. Результаты их работы дали возмож­ ность Коммунистической партии и Советскому правительству смело при­ ступать к созданию мощной инду­ стриализированной рыбной промыш­ ленности у нас в Заполярье. В го­ ды первой пятилетки был создан мощный траловый флот из наиболее совершенных по тому времени судов. И вот первое время, в первые годы своей работы эти новые мощные ко­ рабли вылавливали рыбы меньше, ПО ПУТИ РОСТА чем старые, маленькие суда. И дело | было не в том, что внезапно оску­ дела сырьевая база, а в том, что на траулеры пришли новые кадры, не обладавшие знанием Баренцова мо­ ря, никаким опытом тралового лова, сам промысел шел стихийно, работа в море не была организована. Каж­ дый капитан вел свой корабль куда хотел, работал как ему вздумается. И неудивительно, что лучшему ко­ раблю тралового флота, траулеру «Киров» потребовалось тогдд целых семь лет, чтобы достичь вылова в 52 тысячи центнеров рыбы в год. А траулер «Моржовец», вступив в строй судов тралового флота в де­ кабре 1953 года, за первый же год работы выловил свыше 55 тысяч центнеров рыбы! Богатый промысловый опыт трало­ вого флота, накопившийся за три де­ сятилетия, обобщен в специальных наставлениях и пособиях для судо­ водителей, тралмейстеров, рыбообра­ ботчиков. С промысловых карт, с промысловых планшетов исчезли «белые пятна»; глубины, изобаты, течения уточнены. Выработаны и из­ вестны промысловикам наилучшие приемы работы в различных усло­ виях, в разных промысловых райо­ нах. Опыт передовиков, новаторов становится быстро известным всем промысловикам. . - Широкий размах поисковой рабо­ ты обеспечивает промысловые ко­ рабли сырьевой базой, позволяет вводить в эксплуатацию новые про­ мысловые районы. Наконец, траловый лов принял ор­ ганизованный характер. И это одно из самых крупных достижений тра­ лового промысла. Флот в море под­ чинен единому командованию. Флаг­ маны руководят обловом косяков, промыслом в том или ином районе. Лов стал более устойчивым, ритмич­ ным; резко сократились перебежки судов из района в район,,бесцельная погоня за «большими тоннами»; вы­ равнялась работа отдельных кораб­ лей. О какой ритмичности работы тра­ лового флота можно было говорить раньше, когда в месяцы так назы­ ваемого «осеннего» или «зимнего» спада промысла флот ловил в че­ тыре раза меньше, чем в месяцы ин­ тенсивного лова. Так, в мае 1939 года флот выловил 278,6 тысячи центнеров, а в октябре того же года — 73.3 тысячи центнеров. А теперь? Теперь в июле 1954 года он добыл 544,7 тысячи центнеров, а в октяб­ ре — 281,2 тысячи центнеров, хотя осеннее ослабление сырьевой базы осталось попрежнему. Действительно, флот стал рабо­ тать гораздо ритмичнее, сумев луч­ ше использовать сырьевую базу. Флот растет. С каждым годом всту­ пают в строй новые корабли, но рост добычи рыбы обгоняет рост флота. Количество судов в нынешнем году увеличилось по сравнению с 1951 годом на 40 процентов, а годовой вылов — на 84 процента. Большой путь прошел траловый флот, прежде чем добился вылова четырех миллионов центнеров ры­ бы. Огромные задачи стоят перед промысловиками тралового флота по дальнейшему увеличению добычи рыбы, по расширению ассортимента и улучшению качества продукции. Партия и правительство требуют от моряков тралового флота увеличе­ ния выпуска наиболее ценных све­ жих и охлажденных рыботоваров. Траловый флот все еще не справ­ ляется с этим делом, не выполняет задания, хотя возможности у него имеются. Нужно больше ловить мор­ ского окуня. Для этого имеются бо­ гатые возможности. Но они не ис­ пользуются. Еще мало заботятся на кораблях о сохранности рыбы, об уменьшении утечек и потерь, о полном исполь­ зовании субпродуктов. Темпы повышения производитель­ ности труда явно недостаточны, хотя резервы для этого дела имеются на каждом траулере. Мало занимаются на кораблях вопросами хозрасчета, экономическими показателями. Завтра траловый флот вступает в новый, 1955 год. Перед моряками поставлены ответственнейшие зада­ чи по увеличению вылова рыбы, вы­ пуска продукций, улучшению каче­ ства. Эти задачи могут быть успеш­ но решены при условии учета допу­ щенных ошибок, использования на­ копленного опыта, устранения недо­ статков, вскрытия всех резервов, непрерывного роста технического и культурного уровня наших кадров, мобилизации всех моряков на пре­ одоление трудностей, на широкое развертывание социалистического со­ ревнования за ритмичную работу, за систематическое выполнение и пере­ выполнение пятидневных, месячных и квартальных планов, за досрочное выполнение годовой программы по всем показателям. В. КОВАЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz