Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.

№ 155 (239), 29 декабря 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Р Ы Б А К И М У Р М А И А! Д О Б И В Л Й Т Е С Ь Н О В Ы Х У С П Е Х О В В Р ЯБОТ Е ! ☆ Что мешает доставке свежей рыбы Климатические условия Заполярья и ассортимент рыбы, вылавливаемой в Баренцовом море, обеспечйвают промысловикам все условия для того, чтобы больше доставлять в порт свежья. Однако моряки не могут ис­ пользовать эти богатые возможности в полной мере из-за некоторых при­ чин, мешающих им в этом направле­ нии. В четвертом квартале можно ус­ пешно вести заготовку свежей рыбы крупного и ровного ассортимента де­ сять—двенадцать и более дней до снятия судна с промысла. В практи­ ке работы передовых капитанов эти сроки применялись и в летний пе­ риод, причем продукция в порт до­ ставлялась высокого качества. Одна­ ко по распоряжению отделов рыбооб­ работки тралового флота и главка ка­ питанам строго-настрого было при­ казано производить заготовку свежья только за семь — десять дней до окончания промысла. Естественно, что в зимний период такие сроки не­ обходимо удлинить. Метеорологиче­ ские условия этого времени года, установки, охлаждающие трюм, ко­ торые имеются на многих судах, соз­ дают все возможности для хранения свежей рыбы в течение длительного срока. Но этого не хотят понять ра­ ботники рыбообработки, которые про­ должают руководствоваться раз на­ всегда определенными шаблонными указаниями. Они не хотят понять, что их инструкции связывают руки капитанам и способствуют сокраще­ нию доставки свежья в порт. Большой помехой в деле заготовки свежей рыбы на траулерах является неудовлетворительное снабжение льдом в Тюва-губе. Лед, как извест­ но, имеет решающее значение для доставки в порт высококачественно­ го свежья. Но йменно этому важно­ му делу в траловом флоте не прида­ ют почти никакого значения. На корабль должен грузиться дробленый лед определенных раз­ меров, без примеси снега. Такой лед не деформирует .«рыбу, тает медленно. Его хватает на десять—двенадцать дней. Однако корабли снабжаются льдом плохого качества. Часто бы­ вает, что вместо льда попадает «сне-жшща», т. е. лед, раздробленный до 'состояния снега. Если рыбу пере-* сыпать «снежницей», то дней через пять она останется вообще без льда и потеряет свою сортность. Большие глыбы льда, доставляемые на трау­ леры, также не удовлетворяют мо­ ряков. Засольщикам приходится раз­ бивать эти глыбы. На это уходит много времени, а рыба от такого льда получает вмятины и. следовательно, качество ее ухудшается. Моряки неоднократно высказывали справедливые претензии по поводу снабжения кораблей таким льдом. Многие капитаны считают, что в Тю- ва-губе нужно установить еще одиу дробилку и два—три грохота для отделения снега, очень мелких ос- колжов и «крупных вдевав льда. Это помогло бы улучшить качество све­ жей рыбы и удлинило бы сроки ее хранения. Сейчас на многих кораблях имеют­ ся рефрижераторные установки. На нашем судне эта установка работает замечательно. При ее помощи можно вдвое увеличить сроки заготовки свежья. В последнем рейсе мы сво­ бодно могли бы начать заготовку свежей рыбы за двенадцать суток до снятия с промысла, но, опасаясь на­ рушения инструкции отдела рыбооб­ работки, мы начали заготовку за во­ семь дней до возвращения в порт. Это значительно повлияло на -коли­ чество доставленной свежей рыбы. На других траулерах — такое же по­ ложение. Большим недостатком в деле до­ ставки свежья является недооборудо- вание трюмов. На многих судах, в том числе и на нашем, трюм разби­ вается на три площадки. Было бы выгоднее сделать там четыре пло­ щадки. Качество рыбы от этого толь­ ко бы улучшилось. Сделать еще одну площадку можно при условии обеспечения траулеров досками. Но отдел снабжения трало­ вого флота не дает на суда забороч- ные и площадочные доски, а отдел рыбообработки не контролирует поло­ жение в трюмах и не предъявляет решительных требований к отделу снабжения. Судоводительский состав и рыбо­ обработчики траулеров должны про­ являть больше инициативы в заго­ товке и доставке съежья, решитель­ но требовать от руководителей отде­ лов тралового флота устранения име­ ющихся недостатков. А. МИХАЙЛОВ. Капитан траулера «Мерку­ рий». Экипаж среднего траулера № 244 успешно работает на про­ мысле. На снимке: лучшие люди корабля (слева направо) третий механик А. Т. ЛЕСИН, Матрос В. Н. ГАГАРИН, старший помощник Г. П. СОЛОДИН, капитан Е. А. МАРИНИЧЕВ и тре­ тий помощник капитана А. А. ОРЛОВ. Дорожить каждой минутой на промысле В последние дни промысловая об­ становка в Баренцовом море заметно улучшилась. Используя хорошие концентрации рыбы в Центральном районе, где работает большинство кораблей флота, многие суда имеют подъемы по 3—4 тонны, а траулер «Поллукс» за одно траление поднял около 7 тонн рыбы. На траулере «Комсомолец», который также про­ мышляет в этом районе, 23 декабря на палубе было много рыбы. Есть все возможности к тому, что­ бы наверстать упущенное в штормо­ вые дни, перевыполнить декабрьский план. Главное, что сейчас решает успех, это правильный режим тра­ ления, четкая организация труда при уборке рыбы, а со стороны руковод­ ства промыслом — четкость и опе­ ративность. Однако, как об этом сви- 1детельстВуют совещания капитанов судов, находящихся на промысле, имеющиеся возможности используют­ ся неполностью. В связи с тем, что ловится мелкая пикша, моряки не успевают ее убирать, суда ложатся в дрейф. Заведомо смирившись с тем, что всю выловленную рыбу убрать | невозможно, некоторые капитаны в | сводках дают заниженные цифры. IТакое положение имеет место, в ча- ; стности, на траулере «Енисей». Промышляя в одинаковых услови- ! ях, корабли имеют в то же время i различные уловы. Объясняется это тем, что не все капитаны умеют дер­ жаться на рыбе. Сейчас необходимо работать на мелких глубинах. Но, не­ смотря на имеющиеся на сей счет указания, капитаны некоторых су­ дов не выполняют это требование и в результате вылавливают по пол­ тонны рыбы за траление. .Среди капитанов промысловых су­ дов низкая дисциплина. Траулер «Сванетия» ушел в порт, не сообщив даже об этом флагману. Некоторые судоводители не считают нужным участвовать в совещаниях. Так по­ ступили, например, капитаны по­ исковых траулеров «Кит» и «Умба» тт. Калюгин и Воробьев, хотя их участие было необходимо. Дело в том, что сейчас, когда в Централь­ ном районе промысловая обстановка улучшилась, поисковые суда плохо ищут концентрации рыбы в других районах, а траулер «Кит» экспрес­ сом прошел за полтора суток два района, по-настоящему их не обсле- !довав. Дело чести экипажей всех судов — использовать имеющиеся возмож­ ности, перевыполнить рейсовые за­ дания по всем показателям, в том \ числе и по свежью, обеспечить без- ' условное выполнение декабрьского плана. С. КОРОТКОВ. у Борт траулера «Комсомолец». (Наш спец. корр.). Недостатки в снабжении судов Для того, чтобы создать все усло­ вия для нормальной работы траулера в промысловом рейсе, он должен быть снабжен всем необходимым. Но в траловом флоте корабли часто уходят в море неполностью обеспе­ ченными. Причем снабжение отдель­ ными материалами подчас происхо­ дит в последние часы перед отходом. На нашем корабле часто выходит из строя электропроводка. Однако изоляционной ленты для ремонта ее мы получаем явно недостаточно. А ведь каждому ясно, что при выходе из строя электроосвещения или про­ водки к электромоторам, без ленты обойтись невозможно. * В зимнее время палуба траулера должна быть хорошо освещена. Это известно каждому. Но палуба на многих судах бывает освещена слабо, особенно в районе кормовых дуг, из- за недостаточного количества лампо­ чек. Это грозит серьезными послед­ ствиями для моряков во время рабо­ ты с тралом. Вахтенный помощник капитана из-за слабого освещения не может хорошо рассмотреть, что про­ исходит на палубе во время подъема и спуска трала. Начальник отдела снабжения тра­ лового флота тов. Першин установил норму — двадцать лампочек на рейс. Ни больше, ни меньше. Чем обоснована эта норма — неизвестно. Но совершенно ясно, что на рейс это­ го количества лампочек, особенно в штормовую погоду, не хватает. При этом нужно принять во внимание то обстоятельство, что люстры для осве­ щения рыборазделочных столов вы­ ходят из строя из-за недоброкачес-р- венного электрокабеля, а нового по нашим заявкам не дают. Не так уже сложно организовать изготовление черенков для лопат на берегу. Но черенки на траулеры мо­ ряки получают необработаншлми, и для того, чтобы привести их в поря­ док, приходится терять время, рабо­ тать без инструмента, кустарным способом. Пора руководителям тралового фло­ та подумать над ликвидацией этих недостатков в снабжении, устранить их и не допускать в будущем'. В. ХАРЕБИН. Третий механик траулера «Рига». Письма с траулера „Орион-" 2. Полностью использовать внутренние резервы Экипаж траулера «Орион» успеш­ но справился с выполнением госу­ дарственного плана 1954 года по рыбодобыче. Но коллектив мог добить­ ся более значительного успеха, если бы здесь использовались все резервы производства, а управление тралово­ го флота.*. своевременно оказывало помощь команде в устранении кон­ структивных недостатков судовых механизмов. Главный резерв моряков «Орио­ на» состоит в повышении произво­ дительности труда. Прошло полтора года, как траулер вступил в строй тралового флота. За этот короткий промежуток времени экипаж здесь обновился почти полностью. Ясно, что в таких условиях трудно было создать крепкий, работоспособный коллектив. На смену списывавшимся людям часто приходили новички, не­ знакомые с промысловым делом, про­ изводительность труда их была очень низкой. Следовало использо­ вать все возможности для организа­ ции систематической технической учебы. Но этого не было сделано. Вопрос подготовки кадров, прове­ дения технической учебы неодно­ кратно обсуждался на партийных собраниях. В мае с. г. собрание ком­ мунистов «Ориона» отмечало, что техническая учеба на корабле про­ водится нерегулярно и бессодержа­ тельно, судоводители к проведению занятий относятся несерьезно, про­ водят их без конспектов и нагляд­ ных пособий. На корабле нет макета трала и узлов, учеба фактически проходит стихийно. 1954 год на исходе, а положение с технической учебой на «Орионе» улучшилось незначительно. Правда, с помощью товарищей по судну, бла­ годаря своему личному желанию по­ лучить знания по промысловому де­ лу, здесь лучше работают теперь ма­ тросы тт. Хезин и Лебедев, мастером по добыче стал тов. Кудрявцев, с помощью старшего механика тов. Нуромского переведены на работу машинистами и успешно осваивают новое дело угольщик тов. Ионов и матрос тов. Меняйло. Но все же по­ ложение с повышением производи­ тельности труда моряков «Ориона» за счет технической учебы продол­ жает оставаться тревожным. Самотека, стихийности в прове­ дении учебы нельзя допускать. Надо не ждать, когда новичок сам на­ учится разделывать рыбу, а практи­ чески осуществлять обучение моло­ дых моряков разделке рыбы во вре­ мя небольших подъемов. В этом слу­ чае на подачу рыбы есть возмож­ ность поставить опытных’ матросов, а за рыборазделочный стол — но­ вичков. Такого метода обучения нет ни на одной вахте «Ориона». Здесь, наоборот, при малых подъемах стре­ мятся как можно быстрее убрать рыбу и уйти отдыхать. Судоводите­ ли же не обращают на это внима­ ния. Старший мастер по добыче рыбы тов. Андреев и его помощники не за­ ботятся об обучении матросов ре­ монту орудий лова. Поэтому ни один матрос не может участвовать в по­ чинке тралов, а это отражается на производительности труда моряков. Крупный резерв моряков «Орио­ на» — в сокращении междурейсо­ вых стоянок в порту, которые в ны­ нешнем году составили в общей сложности около 4 месяцев, т. е. почти на полтора месяца больше, чем полагалось по плану. Затягива­ лись стоянки в основном по двум причинам: из-за ремонта механиз­ мов и несвоевременного укомплекто­ вания экипажа. В течение года здесь в период междурейсовых стоя­ нок несколько раз подвергалась ре­ монту траловая лебедка. В 1955 го­ ду можно сократить стоянки,» высво­ бодив много дополнительного време­ ни для непосредственной работы на промысле. В нынешнем году, кроме того, стоянки затягивались и из-за частой смены кочегаров, которые потом «досылались» отделом кадров с опозданием. Особенно сильно отражается # на работе экипажа траулера «Орион» малейшее снижение давления пара в котле. В пятнадцатом рейсе, напри­ мер, непосредственно в море на подъем пара было затрачено шестнад­ цать с половиной часов. Из-за недо­ статочного хода корабля снижались уловы, плохо работала траловая ле­ бедка. Этот недостаток можно устра­ нить. Следующий рейс показал, что при четкой работе кочегаров паром может быть обеспечена главная ма­ шина, лебедка, рыбомучная установ­ ка и т. д. Для ликвидации частой смены кочегаров необходимо улуч­ шить условия их труда, так как при существующей вентиляции там очень трудно работать даже в холодное время , года. Соглашением по оздоровлению условий тру­ да в 1954 году, заключен- ным между администрацией и базо­ вым комитетом профсоюза тралового флота, предусмотрено устройство на^ траулере «Орион» дополнительной вентиляции в кочегарке. Но осуще­ ствление этого мероприятия недопу­ стимо затянулось. Ликвидация простоев из-за неис­ правностей механизмов и подъема пара — существенный резерв эки­ пажа траулера «Орион». Его необхо­ димо использовать. Нельзя допускать и аварий ору­ дий лова, ,которые также приводят к большим потерям времени. Так, в шестнадцатом рейсе, из-за того, что на вахте третьего помощника капи­ тана тов. Матвеева были отрублены винтом ваера, было потеряно много промыслового времени и не использо­ ваны возможности благоприятной об­ становки на лову. v Использовать все внутренние ре­ зервы — долг моряков траулера «Орион». Руководители тралового флота должны помочь им в этом де­ ле созданием нормальных условий труда на всех производственных участках. П. БЫСТРОУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz