Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.
№ 155 (239), 29 декабря 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Р Ы Б А К И М У Р М А И А! Д О Б И В Л Й Т Е С Ь Н О В Ы Х У С П Е Х О В В Р ЯБОТ Е ! ☆ Что мешает доставке свежей рыбы Климатические условия Заполярья и ассортимент рыбы, вылавливаемой в Баренцовом море, обеспечйвают промысловикам все условия для того, чтобы больше доставлять в порт свежья. Однако моряки не могут ис пользовать эти богатые возможности в полной мере из-за некоторых при чин, мешающих им в этом направле нии. В четвертом квартале можно ус пешно вести заготовку свежей рыбы крупного и ровного ассортимента де сять—двенадцать и более дней до снятия судна с промысла. В практи ке работы передовых капитанов эти сроки применялись и в летний пе риод, причем продукция в порт до ставлялась высокого качества. Одна ко по распоряжению отделов рыбооб работки тралового флота и главка ка питанам строго-настрого было при казано производить заготовку свежья только за семь — десять дней до окончания промысла. Естественно, что в зимний период такие сроки не обходимо удлинить. Метеорологиче ские условия этого времени года, установки, охлаждающие трюм, ко торые имеются на многих судах, соз дают все возможности для хранения свежей рыбы в течение длительного срока. Но этого не хотят понять ра ботники рыбообработки, которые про должают руководствоваться раз на всегда определенными шаблонными указаниями. Они не хотят понять, что их инструкции связывают руки капитанам и способствуют сокраще нию доставки свежья в порт. Большой помехой в деле заготовки свежей рыбы на траулерах является неудовлетворительное снабжение льдом в Тюва-губе. Лед, как извест но, имеет решающее значение для доставки в порт высококачественно го свежья. Но йменно этому важно му делу в траловом флоте не прида ют почти никакого значения. На корабль должен грузиться дробленый лед определенных раз меров, без примеси снега. Такой лед не деформирует .«рыбу, тает медленно. Его хватает на десять—двенадцать дней. Однако корабли снабжаются льдом плохого качества. Часто бы вает, что вместо льда попадает «сне-жшща», т. е. лед, раздробленный до 'состояния снега. Если рыбу пере-* сыпать «снежницей», то дней через пять она останется вообще без льда и потеряет свою сортность. Большие глыбы льда, доставляемые на трау леры, также не удовлетворяют мо ряков. Засольщикам приходится раз бивать эти глыбы. На это уходит много времени, а рыба от такого льда получает вмятины и. следовательно, качество ее ухудшается. Моряки неоднократно высказывали справедливые претензии по поводу снабжения кораблей таким льдом. Многие капитаны считают, что в Тю- ва-губе нужно установить еще одиу дробилку и два—три грохота для отделения снега, очень мелких ос- колжов и «крупных вдевав льда. Это помогло бы улучшить качество све жей рыбы и удлинило бы сроки ее хранения. Сейчас на многих кораблях имеют ся рефрижераторные установки. На нашем судне эта установка работает замечательно. При ее помощи можно вдвое увеличить сроки заготовки свежья. В последнем рейсе мы сво бодно могли бы начать заготовку свежей рыбы за двенадцать суток до снятия с промысла, но, опасаясь на рушения инструкции отдела рыбооб работки, мы начали заготовку за во семь дней до возвращения в порт. Это значительно повлияло на -коли чество доставленной свежей рыбы. На других траулерах — такое же по ложение. Большим недостатком в деле до ставки свежья является недооборудо- вание трюмов. На многих судах, в том числе и на нашем, трюм разби вается на три площадки. Было бы выгоднее сделать там четыре пло щадки. Качество рыбы от этого толь ко бы улучшилось. Сделать еще одну площадку можно при условии обеспечения траулеров досками. Но отдел снабжения трало вого флота не дает на суда забороч- ные и площадочные доски, а отдел рыбообработки не контролирует поло жение в трюмах и не предъявляет решительных требований к отделу снабжения. Судоводительский состав и рыбо обработчики траулеров должны про являть больше инициативы в заго товке и доставке съежья, решитель но требовать от руководителей отде лов тралового флота устранения име ющихся недостатков. А. МИХАЙЛОВ. Капитан траулера «Мерку рий». Экипаж среднего траулера № 244 успешно работает на про мысле. На снимке: лучшие люди корабля (слева направо) третий механик А. Т. ЛЕСИН, Матрос В. Н. ГАГАРИН, старший помощник Г. П. СОЛОДИН, капитан Е. А. МАРИНИЧЕВ и тре тий помощник капитана А. А. ОРЛОВ. Дорожить каждой минутой на промысле В последние дни промысловая об становка в Баренцовом море заметно улучшилась. Используя хорошие концентрации рыбы в Центральном районе, где работает большинство кораблей флота, многие суда имеют подъемы по 3—4 тонны, а траулер «Поллукс» за одно траление поднял около 7 тонн рыбы. На траулере «Комсомолец», который также про мышляет в этом районе, 23 декабря на палубе было много рыбы. Есть все возможности к тому, что бы наверстать упущенное в штормо вые дни, перевыполнить декабрьский план. Главное, что сейчас решает успех, это правильный режим тра ления, четкая организация труда при уборке рыбы, а со стороны руковод ства промыслом — четкость и опе ративность. Однако, как об этом сви- 1детельстВуют совещания капитанов судов, находящихся на промысле, имеющиеся возможности используют ся неполностью. В связи с тем, что ловится мелкая пикша, моряки не успевают ее убирать, суда ложатся в дрейф. Заведомо смирившись с тем, что всю выловленную рыбу убрать | невозможно, некоторые капитаны в | сводках дают заниженные цифры. IТакое положение имеет место, в ча- ; стности, на траулере «Енисей». Промышляя в одинаковых услови- ! ях, корабли имеют в то же время i различные уловы. Объясняется это тем, что не все капитаны умеют дер жаться на рыбе. Сейчас необходимо работать на мелких глубинах. Но, не смотря на имеющиеся на сей счет указания, капитаны некоторых су дов не выполняют это требование и в результате вылавливают по пол тонны рыбы за траление. .Среди капитанов промысловых су дов низкая дисциплина. Траулер «Сванетия» ушел в порт, не сообщив даже об этом флагману. Некоторые судоводители не считают нужным участвовать в совещаниях. Так по ступили, например, капитаны по исковых траулеров «Кит» и «Умба» тт. Калюгин и Воробьев, хотя их участие было необходимо. Дело в том, что сейчас, когда в Централь ном районе промысловая обстановка улучшилась, поисковые суда плохо ищут концентрации рыбы в других районах, а траулер «Кит» экспрес сом прошел за полтора суток два района, по-настоящему их не обсле- !довав. Дело чести экипажей всех судов — использовать имеющиеся возмож ности, перевыполнить рейсовые за дания по всем показателям, в том \ числе и по свежью, обеспечить без- ' условное выполнение декабрьского плана. С. КОРОТКОВ. у Борт траулера «Комсомолец». (Наш спец. корр.). Недостатки в снабжении судов Для того, чтобы создать все усло вия для нормальной работы траулера в промысловом рейсе, он должен быть снабжен всем необходимым. Но в траловом флоте корабли часто уходят в море неполностью обеспе ченными. Причем снабжение отдель ными материалами подчас происхо дит в последние часы перед отходом. На нашем корабле часто выходит из строя электропроводка. Однако изоляционной ленты для ремонта ее мы получаем явно недостаточно. А ведь каждому ясно, что при выходе из строя электроосвещения или про водки к электромоторам, без ленты обойтись невозможно. * В зимнее время палуба траулера должна быть хорошо освещена. Это известно каждому. Но палуба на многих судах бывает освещена слабо, особенно в районе кормовых дуг, из- за недостаточного количества лампо чек. Это грозит серьезными послед ствиями для моряков во время рабо ты с тралом. Вахтенный помощник капитана из-за слабого освещения не может хорошо рассмотреть, что про исходит на палубе во время подъема и спуска трала. Начальник отдела снабжения тра лового флота тов. Першин установил норму — двадцать лампочек на рейс. Ни больше, ни меньше. Чем обоснована эта норма — неизвестно. Но совершенно ясно, что на рейс это го количества лампочек, особенно в штормовую погоду, не хватает. При этом нужно принять во внимание то обстоятельство, что люстры для осве щения рыборазделочных столов вы ходят из строя из-за недоброкачес-р- венного электрокабеля, а нового по нашим заявкам не дают. Не так уже сложно организовать изготовление черенков для лопат на берегу. Но черенки на траулеры мо ряки получают необработаншлми, и для того, чтобы привести их в поря док, приходится терять время, рабо тать без инструмента, кустарным способом. Пора руководителям тралового фло та подумать над ликвидацией этих недостатков в снабжении, устранить их и не допускать в будущем'. В. ХАРЕБИН. Третий механик траулера «Рига». Письма с траулера „Орион-" 2. Полностью использовать внутренние резервы Экипаж траулера «Орион» успеш но справился с выполнением госу дарственного плана 1954 года по рыбодобыче. Но коллектив мог добить ся более значительного успеха, если бы здесь использовались все резервы производства, а управление тралово го флота.*. своевременно оказывало помощь команде в устранении кон структивных недостатков судовых механизмов. Главный резерв моряков «Орио на» состоит в повышении произво дительности труда. Прошло полтора года, как траулер вступил в строй тралового флота. За этот короткий промежуток времени экипаж здесь обновился почти полностью. Ясно, что в таких условиях трудно было создать крепкий, работоспособный коллектив. На смену списывавшимся людям часто приходили новички, не знакомые с промысловым делом, про изводительность труда их была очень низкой. Следовало использо вать все возможности для организа ции систематической технической учебы. Но этого не было сделано. Вопрос подготовки кадров, прове дения технической учебы неодно кратно обсуждался на партийных собраниях. В мае с. г. собрание ком мунистов «Ориона» отмечало, что техническая учеба на корабле про водится нерегулярно и бессодержа тельно, судоводители к проведению занятий относятся несерьезно, про водят их без конспектов и нагляд ных пособий. На корабле нет макета трала и узлов, учеба фактически проходит стихийно. 1954 год на исходе, а положение с технической учебой на «Орионе» улучшилось незначительно. Правда, с помощью товарищей по судну, бла годаря своему личному желанию по лучить знания по промысловому де лу, здесь лучше работают теперь ма тросы тт. Хезин и Лебедев, мастером по добыче стал тов. Кудрявцев, с помощью старшего механика тов. Нуромского переведены на работу машинистами и успешно осваивают новое дело угольщик тов. Ионов и матрос тов. Меняйло. Но все же по ложение с повышением производи тельности труда моряков «Ориона» за счет технической учебы продол жает оставаться тревожным. Самотека, стихийности в прове дении учебы нельзя допускать. Надо не ждать, когда новичок сам на учится разделывать рыбу, а практи чески осуществлять обучение моло дых моряков разделке рыбы во вре мя небольших подъемов. В этом слу чае на подачу рыбы есть возмож ность поставить опытных’ матросов, а за рыборазделочный стол — но вичков. Такого метода обучения нет ни на одной вахте «Ориона». Здесь, наоборот, при малых подъемах стре мятся как можно быстрее убрать рыбу и уйти отдыхать. Судоводите ли же не обращают на это внима ния. Старший мастер по добыче рыбы тов. Андреев и его помощники не за ботятся об обучении матросов ре монту орудий лова. Поэтому ни один матрос не может участвовать в по чинке тралов, а это отражается на производительности труда моряков. Крупный резерв моряков «Орио на» — в сокращении междурейсо вых стоянок в порту, которые в ны нешнем году составили в общей сложности около 4 месяцев, т. е. почти на полтора месяца больше, чем полагалось по плану. Затягива лись стоянки в основном по двум причинам: из-за ремонта механиз мов и несвоевременного укомплекто вания экипажа. В течение года здесь в период междурейсовых стоя нок несколько раз подвергалась ре монту траловая лебедка. В 1955 го ду можно сократить стоянки,» высво бодив много дополнительного време ни для непосредственной работы на промысле. В нынешнем году, кроме того, стоянки затягивались и из-за частой смены кочегаров, которые потом «досылались» отделом кадров с опозданием. Особенно сильно отражается # на работе экипажа траулера «Орион» малейшее снижение давления пара в котле. В пятнадцатом рейсе, напри мер, непосредственно в море на подъем пара было затрачено шестнад цать с половиной часов. Из-за недо статочного хода корабля снижались уловы, плохо работала траловая ле бедка. Этот недостаток можно устра нить. Следующий рейс показал, что при четкой работе кочегаров паром может быть обеспечена главная ма шина, лебедка, рыбомучная установ ка и т. д. Для ликвидации частой смены кочегаров необходимо улуч шить условия их труда, так как при существующей вентиляции там очень трудно работать даже в холодное время , года. Соглашением по оздоровлению условий тру да в 1954 году, заключен- ным между администрацией и базо вым комитетом профсоюза тралового флота, предусмотрено устройство на^ траулере «Орион» дополнительной вентиляции в кочегарке. Но осуще ствление этого мероприятия недопу стимо затянулось. Ликвидация простоев из-за неис правностей механизмов и подъема пара — существенный резерв эки пажа траулера «Орион». Его необхо димо использовать. Нельзя допускать и аварий ору дий лова, ,которые также приводят к большим потерям времени. Так, в шестнадцатом рейсе, из-за того, что на вахте третьего помощника капи тана тов. Матвеева были отрублены винтом ваера, было потеряно много промыслового времени и не использо ваны возможности благоприятной об становки на лову. v Использовать все внутренние ре зервы — долг моряков траулера «Орион». Руководители тралового флота должны помочь им в этом де ле созданием нормальных условий труда на всех производственных участках. П. БЫСТРОУМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz