Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.
4 р ы б н ы й м у р м а н № 154 (238), 26 декабря 1954 г. — С Т — Ш М — ■ ! ! «МИ 1 Ч - Т Г Я 1 П ■ I 1,1 I T i n t — М Письмо в редакцию Когда виновники остаются безнаказанными Согласно установленному в трало вом флоте порядку, за нарушение правил санитарного режима стар ший помощник капитана, боцман и другие лица, несущие ответствен ность за чистоту судовых помеще ний, лишаются доплаты за санитар ное состояние. Нет сомнения, мероприятие это нужное и полезное, дисциплинирующее и повышающее требовательность руководителей к личному составу и к самим себе. Но каждое хорошее дело принесет пользу только в том случае, если оно серьезно продумано. Однако об этом забыли некоторые работники тралового флота и медицинско-сани- тарной службы рыбного порта. Однажды врач обнаружил, что ко чегар нашего траулера «Якутск» тов. Чиркин спал на койке в сапо гах. Не разобравшись в деле, на старшего помощника капитана и боцмана был наложен штраф. А в это время на корабле несла вахту бере говая бригада, из командного же со става никого на судне не было. Зачастую за неудовлетворительное несение вахтенной службы произво дят удержания из зарплаты не с тех лиц, которые допускают те или иные недостатки в работе, а с лиц, совер шенно к этому непричастных. Так было на нашем траулере, когда вах ту нес третий помощник капитана тов. Солдатенко. Он допустил распи тие на судне спиртных напитков, не требовал наведения чистоты в жилых помещениях и на палубе. Казалось бы, что в первую очередь ответст венность за это должен был понести сам Солдатенко. Однако оштрафова ли за этот проступок старшего по мощника. Такая практика не может прине сти желаемых результатов. При су ществующем ныне положении ответ ственность несет только лишь командный состав, а сами виновни ки нарушения санитарного режима остаются безнаказанными. В. МЕДВЕДЕВ. Боцман траулера «Якутск». По с л е д а м н а ш и х в ы с т у п л е н и й „ Рыбна по рыбн е . . .1' Заместитель прокурора Мурман ской области тов. Цимляков, отве чая на корреспонденцию под таким заголовком («Рыбный Мурман» от 3 декабря с. г.), сообщил в редакцию, что постановление 4-го отделения милиции прокуратурой области от менено и возбуждено уголовное де ло против рабочих судоремонтного завода Главмурманрыбпрома Смирно ва, Филиппова и Крикуненко, кото рые похитили с территории рыбного .корта бочку атлантической сельди. иНа Нандаланшсном нонсервном номбинате1' В статье, опубликованной под та ким заголовком в газете «Рыбный Мурман» 26 ноября с. г., указыва лось, что предприятие не обеспечено достаточным количеством сырья для выработки консервов. Заместитель начальника Главмур манрыбпрома тов. Данилов сообщил, что для увеличения выпуска кон сервов широкого ассортимента в ве дение Кандалакшского консервного комбината передается Имандровский рыбозавод и часть озерной рыбы бу дет направляться на выработку кон сервов. Кандалакшскому консервно му комбинату выделяется также сборно-щитовой холодильник, кото рый будет установлен в 1955 году. Это позволит хранить необходимое количество свежей рыбы для кон сервного производства. Книга о В героической борьбе советского народа за свою свободу, честь и не зависимость во время Великой Оте чественной войны немалое место за нимают сражения на правом фланге огромного фронта, на Крайнем Севе ре. Однако этот важный этап в бит ве за Родину до сего времени не нашел достойного отражения в на шей художественной литературе, хо тя материалов для этого больше чем достаточно. Несколько восполняет этот про бел, вышедшая в нынешнем году в издательстве «Молодая гвардия», книга Валентина Пикуль «Океан ский патруль». В ней в художест венной форме описывается событие, относящееся к подготовке и осуще ствлению исторического «десятого удара». Книга задумана широко. Автор показывает и Мурманск военного времени, и Северный флот, и вра жеские позиции, и Финляндию, и Норвегию. Валентин Пикуль (несмотря на то, что это его первая книга) хоро шо владеет материалом, стремитель но развивает события, на протяже нии всей книги держит читателя в напряжении. Он дает четкую харак теристику того или иного действую щего лица; скупыми, но очень вы разительными штрихами рисует за поминающийся портрет; коротко и увлекательно рассказывает о каком- либо эпизоде. Все это — явления положитель ные, и читатель их сам оценит. Но в данном случае хотелось бы пого ворить о другом: о праве писателя на вымысел. В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литерату ра» говорил, что в литературном деле «безусловно необходимо обес печение большего простора личной инициативе, индивидуальным склон ностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию». (Соч., т. 10, стр. 28). Однако и фантазия не может быть беспредельной. Во всяком случае, писатель, пишущий художественное произведение на конкретном исто рическом материале, должен не сколько обуздывать полет своей фантазии, чтобы не исказить исто ричности события. Автор «Океанского патруля» раз вертывает свое повествование на конкретном историческом фоне — Великая Отечественная война на Крайнем Севере, дает конкретный по времени этап — десятый удар Советской Армии в октябре 1944 года. Было бы неверным оспаривать право литератора на вымысел даже 1- ... . — На пл( Кино для моряков Систематически на плавбазе де монстрируются кинофильмы для экипажа и моряков промысловых судов в период, их швартовки у базы. В последнем рейсе были по- • казаны такие картины, как «Ве селые звезды», «Бродяга», «Вер ные друзья», «Мы с вами где-то встречались» и другие. Просмотр фильмов был организован также для команд средних траулеров №№ 228, 460, 242, 4164, 343, 4123 и других. В стенгазете „Сигнал" На плавбазе ежерейсно выпус кается стенная га-зета «Сигнал». В статьях, помещаемых в стенга- | зете, говорится о работе лучших производственников, об организа ции культурного досуга моряков, ■ о недостатках, мешающих рабо тать более производительно. В последнем номере «Сигнала» главное внимание было уделено итогам выполнения рейсового за- Му рмане и при этих конкретных историче ских и географических условиях, но совершенно необходимо придержи ваться этих условий. Валентин Пикуль правильно сде лал, уделив большое место в романе героическому труду мурманских ры баков во время войны. Несмотря на то, что плавание в Баренцовом мо ре в период военных действий было связано с огромным риском, отваж ные рыбаки выходили на промысел и бесперебойно снабжали армию и трудящихся тыла рыбой. Этот период изобиловал огромным количеством и героических, и драматических собы тий. Описания только некоторых из них хватило бы для нескольких ро манов. Автор «Океанского патруля» вме сто описания подлинных событий пошел по линии вымысла. Так, по его воле научные сотрудники Мур манского опытного института рыб ного хозяйства (читай — ПИНРО) разыскали в одной из губ Мурман ского побережья старую, давно за брошенную шхуну, и в самый раз гар войны отправились на ней в научно-исследовательскую экспе дицию далеко в океан. Да, действительно, в самом нача ле Отечественной войны (а не в разгаре) выходила в исследователь ский рейс экспедиция ПИНРО (а не «опытного» института), но не на слу чайно обнаруженной шхуне, а на прославленном судне «Персей», на котором советские ученые проделали еще до войны около девяноста экспе диционных плаваний. В. Пикуль придал шхуне в каче стве охраны морского охотника. Но, если верить автору, командование Северного флота распорядилось, что бы охотник охранял шхуну тайно и все время скрывался от нее. Зачем? Автор объясняет — чтобы экипаж мог спокойно заниматься' исследова тельскими работами. Логически рас суждая, экипаж шхуны работал бы значительно спокойнее, если бы знал, что его охраняют. «Персей» во время своего иссле довательского плавания в начале войны сделал немало полезного. А что сделала шхуна В. Пикуля — оста лось неизвестным. Видно, ничего, ибо автор сразу же по возвращении экспедиции, в целях занимательно сти, переделал шхуну в судно-ло вушку (что также является выдум кой), а вскоре и утопил ее. Выдумки и вымысел встречаются в книге на каждом шагу. Автор, примерно, в 1943 году обнаружил в Мурманске так называемый «Шан хай — город». Да, действительно, в 1916 году, когда достраивалась Мурманская железная дорога, на од- в у ч е й б а з е „Вс дания. Мастера по обработке ры бы тт. Игнашев и Рагазинский рассказывают, как их бригады добились быстрого и хорошего ка чества обработки рыбной продук ции. Бригада тов. Игнашева по итогам социалистического сорев нования заняла первое место сре ди бригад плавбазы. Шахматный турнир Любимым видом отдыха для мо ряков плавбазы является игра в шахматы. В столовой и красном уголке часто можно видеть матро сов, рыбообработчиков, кочегаров, увлеченных шахматами. По ини циативе комсомольской и проф союзной организаций корабля ча сто проводятся шахматные турни ры. Так, в последнем рейсе был проведен турнир шахматистов, в котором приняло участие двенад цать моряков. Победу одержал старший помощник капитана тов. Низгирев. ! Читатели о книгах ной из окраин города в овраге воз ник поселок, в котором жили китай цы, привлеченные царским прави тельством для строительных работ. Но уже в конце двадцатых годов из Мурманска выехали китайцы, а вскоре из памяти мурманчан исчез и «Шанхай». Зачем надо было воскре шать его сейчас — неизвестно. Так же не было нужды придумывать не существующий в Мурманске «При морский бульвар». До войны, как и после нее, при менялась авиаразведка сельди. Но во время войны она не проводилась. Автор же, не смущаясь, проводит авиационную разведку сельдяных косяков в самый разгар военных действий. Рыбной промышленности Мурмана особенно не повезло в книге «Океан ский патруль». Видимо, Валентин Пикуль очень слабо знает и условия, и специфику заполярного рыбного промысла. Вот краткий перечень только не большой части несуразностей. Автор пишет, что на траулере приготовля ют консервы «Треска в томате». А следовало бы знать, что такие кон сервы вырабатываются на берегу, на консервном заводе. Затем автор ре шил вырабатывать на траулерах и рольмопсО). Говоря о мощности машин трауле ров, В, Пикуль называет фантасти ческую цифру — 20 .000 лошади ных сил, тогда как в среднем мощ ность машин траулеров колеблется от 800 до 1200 лошадиных сил. Всем известно, что на промысловых судах имеется один гребной винт, а автор их снабдил несколькими вин тами. Все знают, что при погрузке соли пользуется не стрелой, а лотком. Причем автор пишет, что на судно погрузили 50 тонн соли и это уме стилось... в пяти мешках(?). Но это го мало. Желая продемонстрировать знание специфики, В. Пикуль ука зывает, что хозяйственники подо шли недобросовестно к снабжению судна солью. Три мешка они дали хорошей соли — мелкого помола а два мешка плохой — крупного по мола. А вот промысловики считают наоборот — соль мелкого помола плохой, а крупного помола — хоро шей. Роман Валентина Пикуль «Океан ский патруль» — книга интересная и нужная. Необходимо поскорее ис править все те несуразности, кото рых так много в ней, и она займет достойное место на полке советского читателя. А. ШЕВЦОВ. Первый помощник капитана теплохода «Атлантика». р к у т а“ = Лекции на судне Лекционную пропаганду прово дит на плавбазе «Воркута» широ кий круг лекторов. Матрос Волков посвятил свою лекцию реакцион ной сущности католической церкви. Лекцию «Сон и сновидение в све те учения И. П. Павлова» прочи тала судовой врач тов. Нагорная. Культпоходы моряков Комсомольская и профсоюзная организации уделяют большое вни мание культурному досугу экипа жа, проводят культпоходы в кино и театр. Только за несколько дней последней стоянки базы в порту было организовано пять культпо ходов. Промысловики «Воркуты» просмотрели в кинотеатре «Роди на» кинофильмы «По следам вра га» и «Кортик». Был организован культпоход на концерт оркестра лауреата Сталинской премии ком позитора Дмитрия Покрасс. В ЧАСЫ ДОСУГА Т е л е г рам ма Д е д а -М о р о з а (зад ача -ш ут на ) Составил В. Лысков. Прочитайте телеграмму Деда-Мо роза. В ней — три слова (последнее дано в виде 'ребуса), и в каждом слове допущена одна буквенная опе чатка. „Знакомыли ваи эти картины?" Ответы на задачу, помещенную 15 декабря с. г. «ВСадница» (К. Брюллов). «ЗА m h p J » (Ф. Решетников). «ИВан Гроз ный и сын его Иван» (И. Репин). «КР^жевница» (В. Тропинин). Ле- витАн («У омута»). МаковСкий («Де ти, бегущие от грозы»). СурикОв («Боярыня Морозова»), НевреВ («Торг»). САВРАСОВ -----------• — ------ Доклад о работе реданции газеты „Рыбный М урман * \ t На днях в общежитиях рыбного порта — в доме № 12 по Траловой улице и в домах Х М 2, 4, 6 и 8 Четвертого железнодорожного по- ~ селка редакция газеты «Рыбный Мурман» отчиталась о проделанной работе. Портовики в своих выступлениях сделали ряд критических замечаний в адрес редакции. Грузчики тт. Ле бедев и Еськова указали на то, что на страницах газеты редко осве щаются вопросы быта портовиков. » Рабочие отмечали, что редакция сла бо добивается принятия действенных мер со стороны руководителей пред приятий по некоторым материалам, публикуемым в газете. Вечер молодежи По инициативе комсомольских ор ганизаций машинно-счетной станции и управления тралового флота на днях в Доме междурейсового отдыха был организован вечер молодежи. Присутствовавшие на вечере прослу шали лекцию на тему: «Дружба и товарищество», которую прочитала тов. Чеховская. После лекции для комсомольцев и молодежи был дан концерт коллек тивом художественной самодеятель ности ДМО. С большим интересом были прослушаны вокальные и му зыкальные номера, художественное чтение. Заслуженным успехом поль зовались индивидуальные и группо вые танцы, исполненные участника ми самодеятельного коллектива. ...— . ПОПРАВКА В газете «Рыбный Мурман» за 24 декабря в опубликованном социа листическом обязательстве экипажа траулера «Ереван» по вине редак ции допущена опечатка. Седьмую строку пятого абзаца следует чи тать: «...уже 53 .554 центнера ры бы.» и далее как в тексте. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2 -7 5 , зам. редактора и отв. секретарь — 3 -9 6 , промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4 -33 Типография «Полярная правда». Зак 6108 Тир. 2 .5 00 ПН 05513
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz