Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.

4 р ы б н ы й м у р м а н № 154 (238), 26 декабря 1954 г. — С Т — Ш М — ■ ! ! «МИ 1 Ч - Т Г Я 1 П ■ I 1,1 I T i n t — М Письмо в редакцию Когда виновники остаются безнаказанными Согласно установленному в трало­ вом флоте порядку, за нарушение правил санитарного режима стар­ ший помощник капитана, боцман и другие лица, несущие ответствен­ ность за чистоту судовых помеще­ ний, лишаются доплаты за санитар­ ное состояние. Нет сомнения, мероприятие это нужное и полезное, дисциплинирующее и повышающее требовательность руководителей к личному составу и к самим себе. Но каждое хорошее дело принесет пользу только в том случае, если оно серьезно продумано. Однако об этом забыли некоторые работники тралового флота и медицинско-сани- тарной службы рыбного порта. Однажды врач обнаружил, что ко­ чегар нашего траулера «Якутск» тов. Чиркин спал на койке в сапо­ гах. Не разобравшись в деле, на старшего помощника капитана и боцмана был наложен штраф. А в это время на корабле несла вахту бере­ говая бригада, из командного же со­ става никого на судне не было. Зачастую за неудовлетворительное несение вахтенной службы произво­ дят удержания из зарплаты не с тех лиц, которые допускают те или иные недостатки в работе, а с лиц, совер­ шенно к этому непричастных. Так было на нашем траулере, когда вах­ ту нес третий помощник капитана тов. Солдатенко. Он допустил распи­ тие на судне спиртных напитков, не требовал наведения чистоты в жилых помещениях и на палубе. Казалось бы, что в первую очередь ответст­ венность за это должен был понести сам Солдатенко. Однако оштрафова­ ли за этот проступок старшего по­ мощника. Такая практика не может прине­ сти желаемых результатов. При су­ ществующем ныне положении ответ­ ственность несет только лишь командный состав, а сами виновни­ ки нарушения санитарного режима остаются безнаказанными. В. МЕДВЕДЕВ. Боцман траулера «Якутск». По с л е д а м н а ш и х в ы с т у п л е н и й „ Рыбна по рыбн е . . .1' Заместитель прокурора Мурман­ ской области тов. Цимляков, отве­ чая на корреспонденцию под таким заголовком («Рыбный Мурман» от 3 декабря с. г.), сообщил в редакцию, что постановление 4-го отделения милиции прокуратурой области от­ менено и возбуждено уголовное де­ ло против рабочих судоремонтного завода Главмурманрыбпрома Смирно­ ва, Филиппова и Крикуненко, кото­ рые похитили с территории рыбного .корта бочку атлантической сельди. иНа Нандаланшсном нонсервном номбинате1' В статье, опубликованной под та­ ким заголовком в газете «Рыбный Мурман» 26 ноября с. г., указыва­ лось, что предприятие не обеспечено достаточным количеством сырья для выработки консервов. Заместитель начальника Главмур­ манрыбпрома тов. Данилов сообщил, что для увеличения выпуска кон­ сервов широкого ассортимента в ве­ дение Кандалакшского консервного комбината передается Имандровский рыбозавод и часть озерной рыбы бу­ дет направляться на выработку кон­ сервов. Кандалакшскому консервно­ му комбинату выделяется также сборно-щитовой холодильник, кото­ рый будет установлен в 1955 году. Это позволит хранить необходимое количество свежей рыбы для кон­ сервного производства. Книга о В героической борьбе советского народа за свою свободу, честь и не­ зависимость во время Великой Оте­ чественной войны немалое место за­ нимают сражения на правом фланге огромного фронта, на Крайнем Севе­ ре. Однако этот важный этап в бит­ ве за Родину до сего времени не нашел достойного отражения в на­ шей художественной литературе, хо­ тя материалов для этого больше чем достаточно. Несколько восполняет этот про­ бел, вышедшая в нынешнем году в издательстве «Молодая гвардия», книга Валентина Пикуль «Океан­ ский патруль». В ней в художест­ венной форме описывается событие, относящееся к подготовке и осуще­ ствлению исторического «десятого удара». Книга задумана широко. Автор показывает и Мурманск военного времени, и Северный флот, и вра­ жеские позиции, и Финляндию, и Норвегию. Валентин Пикуль (несмотря на то, что это его первая книга) хоро­ шо владеет материалом, стремитель­ но развивает события, на протяже­ нии всей книги держит читателя в напряжении. Он дает четкую харак­ теристику того или иного действую­ щего лица; скупыми, но очень вы­ разительными штрихами рисует за­ поминающийся портрет; коротко и увлекательно рассказывает о каком- либо эпизоде. Все это — явления положитель­ ные, и читатель их сам оценит. Но в данном случае хотелось бы пого­ ворить о другом: о праве писателя на вымысел. В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литерату­ ра» говорил, что в литературном деле «безусловно необходимо обес­ печение большего простора личной инициативе, индивидуальным склон­ ностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию». (Соч., т. 10, стр. 28). Однако и фантазия не может быть беспредельной. Во всяком случае, писатель, пишущий художественное произведение на конкретном исто­ рическом материале, должен не­ сколько обуздывать полет своей фантазии, чтобы не исказить исто­ ричности события. Автор «Океанского патруля» раз­ вертывает свое повествование на конкретном историческом фоне — Великая Отечественная война на Крайнем Севере, дает конкретный по времени этап — десятый удар Советской Армии в октябре 1944 года. Было бы неверным оспаривать право литератора на вымысел даже 1- ... . — На пл( Кино для моряков Систематически на плавбазе де­ монстрируются кинофильмы для экипажа и моряков промысловых судов в период, их швартовки у базы. В последнем рейсе были по- • казаны такие картины, как «Ве­ селые звезды», «Бродяга», «Вер­ ные друзья», «Мы с вами где-то встречались» и другие. Просмотр фильмов был организован также для команд средних траулеров №№ 228, 460, 242, 4164, 343, 4123 и других. В стенгазете „Сигнал" На плавбазе ежерейсно выпус­ кается стенная га-зета «Сигнал». В статьях, помещаемых в стенга- | зете, говорится о работе лучших производственников, об организа­ ции культурного досуга моряков, ■ о недостатках, мешающих рабо­ тать более производительно. В последнем номере «Сигнала» главное внимание было уделено итогам выполнения рейсового за- Му рмане и при этих конкретных историче­ ских и географических условиях, но совершенно необходимо придержи­ ваться этих условий. Валентин Пикуль правильно сде­ лал, уделив большое место в романе героическому труду мурманских ры­ баков во время войны. Несмотря на то, что плавание в Баренцовом мо­ ре в период военных действий было связано с огромным риском, отваж­ ные рыбаки выходили на промысел и бесперебойно снабжали армию и трудящихся тыла рыбой. Этот период изобиловал огромным количеством и героических, и драматических собы­ тий. Описания только некоторых из них хватило бы для нескольких ро­ манов. Автор «Океанского патруля» вме­ сто описания подлинных событий пошел по линии вымысла. Так, по его воле научные сотрудники Мур­ манского опытного института рыб­ ного хозяйства (читай — ПИНРО) разыскали в одной из губ Мурман­ ского побережья старую, давно за­ брошенную шхуну, и в самый раз­ гар войны отправились на ней в научно-исследовательскую экспе­ дицию далеко в океан. Да, действительно, в самом нача­ ле Отечественной войны (а не в разгаре) выходила в исследователь­ ский рейс экспедиция ПИНРО (а не «опытного» института), но не на слу­ чайно обнаруженной шхуне, а на прославленном судне «Персей», на котором советские ученые проделали еще до войны около девяноста экспе­ диционных плаваний. В. Пикуль придал шхуне в каче­ стве охраны морского охотника. Но, если верить автору, командование Северного флота распорядилось, что­ бы охотник охранял шхуну тайно и все время скрывался от нее. Зачем? Автор объясняет — чтобы экипаж мог спокойно заниматься' исследова­ тельскими работами. Логически рас­ суждая, экипаж шхуны работал бы значительно спокойнее, если бы знал, что его охраняют. «Персей» во время своего иссле­ довательского плавания в начале войны сделал немало полезного. А что сделала шхуна В. Пикуля — оста­ лось неизвестным. Видно, ничего, ибо автор сразу же по возвращении экспедиции, в целях занимательно­ сти, переделал шхуну в судно-ло­ вушку (что также является выдум­ кой), а вскоре и утопил ее. Выдумки и вымысел встречаются в книге на каждом шагу. Автор, примерно, в 1943 году обнаружил в Мурманске так называемый «Шан­ хай — город». Да, действительно, в 1916 году, когда достраивалась Мурманская железная дорога, на од- в у ч е й б а з е „Вс дания. Мастера по обработке ры­ бы тт. Игнашев и Рагазинский рассказывают, как их бригады добились быстрого и хорошего ка­ чества обработки рыбной продук­ ции. Бригада тов. Игнашева по итогам социалистического сорев­ нования заняла первое место сре­ ди бригад плавбазы. Шахматный турнир Любимым видом отдыха для мо­ ряков плавбазы является игра в шахматы. В столовой и красном уголке часто можно видеть матро­ сов, рыбообработчиков, кочегаров, увлеченных шахматами. По ини­ циативе комсомольской и проф­ союзной организаций корабля ча­ сто проводятся шахматные турни­ ры. Так, в последнем рейсе был проведен турнир шахматистов, в котором приняло участие двенад­ цать моряков. Победу одержал старший помощник капитана тов. Низгирев. ! Читатели о книгах ной из окраин города в овраге воз­ ник поселок, в котором жили китай­ цы, привлеченные царским прави­ тельством для строительных работ. Но уже в конце двадцатых годов из Мурманска выехали китайцы, а вскоре из памяти мурманчан исчез и «Шанхай». Зачем надо было воскре­ шать его сейчас — неизвестно. Так­ же не было нужды придумывать не­ существующий в Мурманске «При­ морский бульвар». До войны, как и после нее, при­ менялась авиаразведка сельди. Но во время войны она не проводилась. Автор же, не смущаясь, проводит авиационную разведку сельдяных косяков в самый разгар военных действий. Рыбной промышленности Мурмана особенно не повезло в книге «Океан­ ский патруль». Видимо, Валентин Пикуль очень слабо знает и условия, и специфику заполярного рыбного промысла. Вот краткий перечень только не­ большой части несуразностей. Автор пишет, что на траулере приготовля­ ют консервы «Треска в томате». А следовало бы знать, что такие кон­ сервы вырабатываются на берегу, на консервном заводе. Затем автор ре­ шил вырабатывать на траулерах и рольмопсО). Говоря о мощности машин трауле­ ров, В, Пикуль называет фантасти­ ческую цифру — 20 .000 лошади­ ных сил, тогда как в среднем мощ­ ность машин траулеров колеблется от 800 до 1200 лошадиных сил. Всем известно, что на промысловых судах имеется один гребной винт, а автор их снабдил несколькими вин­ тами. Все знают, что при погрузке соли пользуется не стрелой, а лотком. Причем автор пишет, что на судно погрузили 50 тонн соли и это уме­ стилось... в пяти мешках(?). Но это­ го мало. Желая продемонстрировать знание специфики, В. Пикуль ука­ зывает, что хозяйственники подо­ шли недобросовестно к снабжению судна солью. Три мешка они дали хорошей соли — мелкого помола а два мешка плохой — крупного по­ мола. А вот промысловики считают наоборот — соль мелкого помола плохой, а крупного помола — хоро­ шей. Роман Валентина Пикуль «Океан­ ский патруль» — книга интересная и нужная. Необходимо поскорее ис­ править все те несуразности, кото­ рых так много в ней, и она займет достойное место на полке советского читателя. А. ШЕВЦОВ. Первый помощник капитана теплохода «Атлантика». р к у т а“ = Лекции на судне Лекционную пропаганду прово­ дит на плавбазе «Воркута» широ­ кий круг лекторов. Матрос Волков посвятил свою лекцию реакцион­ ной сущности католической церкви. Лекцию «Сон и сновидение в све­ те учения И. П. Павлова» прочи­ тала судовой врач тов. Нагорная. Культпоходы моряков Комсомольская и профсоюзная организации уделяют большое вни­ мание культурному досугу экипа­ жа, проводят культпоходы в кино и театр. Только за несколько дней последней стоянки базы в порту было организовано пять культпо­ ходов. Промысловики «Воркуты» просмотрели в кинотеатре «Роди­ на» кинофильмы «По следам вра­ га» и «Кортик». Был организован культпоход на концерт оркестра лауреата Сталинской премии ком­ позитора Дмитрия Покрасс. В ЧАСЫ ДОСУГА Т е л е г рам ма Д е д а -М о р о з а (зад ача -ш ут на ) Составил В. Лысков. Прочитайте телеграмму Деда-Мо­ роза. В ней — три слова (последнее дано в виде 'ребуса), и в каждом слове допущена одна буквенная опе­ чатка. „Знакомыли ваи эти картины?" Ответы на задачу, помещенную 15 декабря с. г. «ВСадница» (К. Брюллов). «ЗА m h p J » (Ф. Решетников). «ИВан Гроз­ ный и сын его Иван» (И. Репин). «КР^жевница» (В. Тропинин). Ле- витАн («У омута»). МаковСкий («Де­ ти, бегущие от грозы»). СурикОв («Боярыня Морозова»), НевреВ («Торг»). САВРАСОВ -----------• — ------ Доклад о работе реданции газеты „Рыбный М урман * \ t На днях в общежитиях рыбного порта — в доме № 12 по Траловой улице и в домах Х М 2, 4, 6 и 8 Четвертого железнодорожного по- ~ селка редакция газеты «Рыбный Мурман» отчиталась о проделанной работе. Портовики в своих выступлениях сделали ряд критических замечаний в адрес редакции. Грузчики тт. Ле­ бедев и Еськова указали на то, что на страницах газеты редко осве­ щаются вопросы быта портовиков. » Рабочие отмечали, что редакция сла­ бо добивается принятия действенных мер со стороны руководителей пред­ приятий по некоторым материалам, публикуемым в газете. Вечер молодежи По инициативе комсомольских ор­ ганизаций машинно-счетной станции и управления тралового флота на днях в Доме междурейсового отдыха был организован вечер молодежи. Присутствовавшие на вечере прослу­ шали лекцию на тему: «Дружба и товарищество», которую прочитала тов. Чеховская. После лекции для комсомольцев и молодежи был дан концерт коллек­ тивом художественной самодеятель­ ности ДМО. С большим интересом были прослушаны вокальные и му­ зыкальные номера, художественное чтение. Заслуженным успехом поль­ зовались индивидуальные и группо­ вые танцы, исполненные участника­ ми самодеятельного коллектива. ...— . ПОПРАВКА В газете «Рыбный Мурман» за 24 декабря в опубликованном социа­ листическом обязательстве экипажа траулера «Ереван» по вине редак­ ции допущена опечатка. Седьмую строку пятого абзаца следует чи­ тать: «...уже 53 .554 центнера ры­ бы.» и далее как в тексте. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2 -7 5 , зам. редактора и отв. секретарь — 3 -9 6 , промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4 -33 Типография «Полярная правда». Зак 6108 Тир. 2 .5 00 ПН 05513

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz