Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.
ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ОПЫТУПЕРЕДОВИКОВ—ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ☆ ☆ ☆ Мастер своего дела Двадцать один год трудится в тра ловом флоте один из лучших масте ров по выгреву рыбьего жира-Семен Павлович Мошников. Своим честным, добросовестным отношением к порученному участку работы, к народному добру Мошни ков завоевал уважение к себе не только у членов экипажа корабля, на котором плавает, но и у всего кол лектива тралового флота. С 1948 года Семен Павлович ра ботает на траулере «Днепр». За семь месяцев 1954 года он выполнил го довой план по выгреву рыбьего жи ра и уже дал стране дополнительно шого ценной пищевой (продущии. Это его вклад ia дело досрочного вы полнения пятой пятилетки. Каким образом добился Мошников таких замечательных результатов", в чем «секрет» его трудовых побед? Эти успехи достигнуты главным об разом и в первую очередь в резуль тате добросовестного отношения к труду. Не было случая, чтобы Семен Павлович вышел на промысел без тщательной подготовки * к рейсу в порту. Все необходимое заготовляет ся и проверяется тов. Мошниковым еще задолго до отхода корабля1в мо ре. Особое внимание он обращает на качество очистки жировых цистерн рабочими рыбного порта. Семен Пав лович в образцовом состоянии содер жит доверенное ему оборудование и этим намного удлиняет срок его эксплуатации. На промысле все моряки траулера «Днепр» уважают мастера по выгре ву жира за его трудолюбие. Не было елучая, чтобы даже незначительное упущение в работе матросов, которые отбирают печень, прошло мимо вни мания Семена Павловича. Ни один грамм печени не должен уйти за борт. И моряки траулера «Днепр» ведут настойчивую борьбу за долный •сбор сырья. > Собранная матросами печень не задерживается ка палубе. Мошников никогда не нарушает технологиче ский режим. Ведь чем свежее пе чень, тем качественнее получается жир. Тщательно промыв и подготовив сырье к, переработке, Семен Павло вич немедля приступает к заярузке жиротоиенных ©отдав. Моряки траулера «Днепр» знают, что из печени, собранной ими, Мош- шш>в получит максимальное количе ство жира. Иначе не может и быть. Казалось бы, что сложного загрузить печенью котел? Но именно в этой операции кроется многое. Семен Пав лович загружает жиротопенный ко тел не более чем на две трети объема. Бывает, что только остается па/ра «ве дер печени, но и ее мастер остав ляет до следующего выгрева. Для того, чтобы печень не портилась, он ее тщательно промывает забортной водой. Почему так строго подходит тов. Мошников к количеству загруженной печени? Делается это потому, что выгрев жира в ко'глах производится при помощи острого пара, то есть пара, который поступает непосредст венно через змеевик в котел. Так как печень, загруженная в котел, имеет температуру не более плюс 2—3 градуса, то поступающий в котел пар на первой стадии выгрева жира (прогрев печени), который длится от 50 до 70 минут, превра щается в воду. За счет этого объем массы в котле увеличивается, следо вательно, если котел будет перепол-, нен на 10—20 килограммов печени, то и при второй стадии выгрева жи ра, то есть при бурном кипении, жир будет -выбрасываться через атмос ферную трубу за борт. Дать в котел меньше пара, то» есть поддерживать тихое кипение в котле, значит не обеспечить полного измельчения пе чени. ' Особое внимание Семен Павлович уделяет прогреву печени. Чем толще печень, тем он медленнее и осторож нее ведет прогрев. Почему это де лается? Дело в том, что печень тре ски состоит из клеток. Оболочка пе ченочных клеток состоит в основном из белеса и влаги,! внутри клетки за ключается жир. Чем толще оболочка печеночной клетки, тем меньше жира *в (клетке. И, наоборот, чем печень жирнее, тем оболочка печеночных клеток тоньше и жира в клетках со держится значительно больше, чем в тощей печени/ При нагревании печени белок свер тывается, а жир расширяется. Быст рота свертывания зависит от темпе ратуры. Следовательно, если печень тощая, жира в клетках находится не значительное количество. При быст ром нагревании оболочки клеток, состоящие из белка, уплотняются, жир не успевает расширяться до та кой степени, чтобы разорвать оболоч ки клеток, и печень остается я е ■раз варенной, кусками. И жира в таких случаях выходит меньше. В практике это называется «завариванием печет ни». * Если печень жирная, то и жира в клетках находится "значительное ко личество.'Оболочка клбток гораздо тоньше, чем в тощей печени. Для разрыва оболочек клеток требуется меньше усилий. Печень быстрее раз варивается,1 процесс прогрева jee ве дется быстрее, случаев «заварива ния печени» не наблюдается. Об этом Семен Павлович помнит всегда. Он добивается максимального извлечения жира из печени. После того, как прогрев печени произведен (а он осуществляется сначала незнат чительной подачей пара в котел), пар постепенно добавляется, чтобы мас са закипела за 50 — 70 ми нут. Дальше же пар добавляет ся с таким расчетом, чтобы массу не выбрасывало через атмосферную трубу. Бурное кипение длится 15—25 минут для жирной печени и 2 5— 40 минут для тощей печени. Согретой таким образом массе Мошников дает отстояться в течение 1—2 часов. После этого происходит разделение фракций: жир, как самый легкий, поднимается наверх, на низ оседает вода, а белковая часть — гракса — занимает, среднее положение. Отсто явшийся жир сливается через филь- тросетку в жировые цистерны, где и хранится до прихода траулера в порт. Все эти мероприятия дали возмож ность Семену Павловичу * увеличить выход жира против теоретической нормы на 26 процентов. Н. САВЕНКО. Технолог отдела рыбообра ботки тралового флота. Бригада столяров Абрам-мысских судоремонтных мастерских, руководимая тов. Первухиным, систематически выполняет нормы выработки на 245 процентов. На снимке (слева направо): столяр Ю. И. ИВАНОВ, бригадир М. Я. ПЕРВУХИН, столяр С. А. ПО- ЛУЯХТОВ перед йачзлом работы знакомятся с чертежами. Фото Б. Алексеева. / Волокита и безответственность О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПРОСТОЙ ТРАУЛЕРА «АМДЕРМА» В начале этого года машинная команда траулера «Амдеяма» вы ступила инициатором социалисти ческого соревнования среди экипа жей судов тралового флота за сокра щение междурейсовых стоянок, за увеличение ремонта механизмов своими силами. Борясь за выполне ние принятого обязательства, эки паж не допускал задержек в порту из-за неисправности механизмов. В тринадцатом рейсе в одной из топок котла на нашем судне была обнаружена трещина. Мы были в ы нуждены прекратить . промысел и с помощью буксира уйти в порт. 1 ноября судно уже стояло у прича ла. Вскоре нам стало ясно, что суд ну предстоит длительная стоянка. Чтобы ускорить дело, мы обрати лись в партком флота и в политот дел. Секретарь парткома тов. Кисе лев и начальник политотдела тов. Смирнов, решив оказать помощь экипажу, связались по телефону с главным инженером флота тов ..Ка- Выполняя о б я з а т е л ь с т в о Ч* - Для экипажа траулера «Семга» де ла в начале года сложились' не со всем благополучио. По графику суд-: но должно 'было ©ступить в эксплуа тацию после ремонта 18 февраля. В соответствии с этим судну и был дан план. Но судоремонтники под вели: корабль вышел на промысел только в середине апреля. Таким образом, команда траулера оказа лась в большом долгу перед государ ством. Нужно было наверстывать упу щенное. Однако в процессе эксплуа тации корабля, особенно в первые, месяцы, сказались недостАки ра боты ремонтников: то и дело вскры вались неисправности в том или ином механизме. Устранять их пре ходилось в периоды междурейсовых стоянок, которые против графика значительно увеличивались. Во второй половине года положе ние на траулере несколько улуч шилось. Верные славным традициям судна, которое в I9 6 0 году первым в траловом флоте выловило свыше шестидесяти двух тысяч центнеров рыбы, члены экипажа повели на стойчивую борьбу за ликвидацию отставания. А когда на корабле ста ло известно, что ряд коллективов московских предприятий обратился ко всем трудящимся нашей страны с призывом досрочно выполнить пя тую пятилетку, моряки решили пос ледовать этому славному почину. На ЭКИПАЖ ТРАУЛЕРА «СЕМГА» В ДВА РАЗА ПЕРЕКРЫЛ РЕЙСОВОЕ ЗАДАНИЕ ♦ ' / общем собрании было принято обя зательство: в 1955 году выловить не менее 55 тысяч центнер ов^рыбы; задание пятой пятилетки завершить к 1 мая 1955 года. Недавно траулер «Семга» вернул ся из очередного плавания. Резуль таты работы экипажа в этом рейсе свидетельствуют о том, что моряки настойчиво борются за то, чтобы сдержать слово, выполнить обяза тельство. В порт доставлено 250 тонн рыбы. Это 1 почти в два раза превышает рейсовое задание. Про- мысел на этот 5 аз проходил в не благоприятных условиях. Большую часть времени море штормило. По рой шторм достигал десяти баллов. Несмотря на это, за все двадцать че тыре дня промысла только двое су ток пришлось лежать в дрейфе. В основном промысел проходил на Гусиной банке и в Центральном районе. Сильный юго-восточный ве тер мешал работе моряков, но они умело преодолевали трудности, про являя находчивость и смекалку. Са моотверженный труд людей — вот, пожалуй, главное, что обеспечило успех экипажа в истекшем рейс^. На «Семге» имеется немало лю- залось, что он вообще не нужен. Инспекция регистра потребовала вц - р^бить район трещины и ставить заплатку. Пока все это решали, ко рабль уже простоял десять суток. Когда же дали заказ на судоверфь, то оказалось, что на предприятии нет нужных электродов. Так прошло двадцать суток, а к ремонту котла еще не приступали. Двадцать суток шли разговоры, в то время как, по Заявлению инжене ра по котлам тов Литова, весь ре монт можно было закончить за 6— 7 дней. Наконец, 19 ноября представи тели судоверфи разработали техноло гический процесс ремонта, на со ставление которого ушло восемь дней. Впоследствии же выяснилось, что процесс этот 'был разработан еще раньше для траулера .«Камчат ка», а внизу стояла надпись- «Го ден для траулера «Амдерма». Работы по приведению в порядок котла выполняла судоверфь, а на за вод междурейсового ремонта был сдан менцевым, и он заверил, что примет машинный вал траловой лебедки. дей, пользующихся заслуженным ав1- торитетом среди экипажа. Матрос тов. Мельнийчук, например, с успе хом может заменить и мастера по добыче рыбы, л йаеолыцика. Мастером своего дела зарекомен довал себя матрос первого класса тов. Кузнецов. Это лучший шкерщик на судне. Под соль он обрабатывает 10— 12 рыбин в минуту, под свежье — 16— 18 рыбин. Передовиками производства среда членов палубной команды являютсА также матросы тт. Гаврилов и Кузнецов, мастера по добыче рыбы тт. Брусников и Задо рожный, засольщики тт. Рудяков и Коханов й другие. Среди членов экипажа хорошо ор ганизована передача опыта, оказы вается помощь отстающим. Матроны тт. Павлов и Василенко, демобилизо ванные из рядов Советской Армии, пришли на судно два рейса назад. До этого они никогда не работали на промысловых кораблях. _ Теперь тт. Павлов и Василенко, благодаря помощи товарищей освоили процесс работы с тралом и успешно выполня ют обязанности матросов второго класса. Рейс, из которого траулер «Сем га» вернулся на днях, свидетель ствует о том, что экипаж, приняв обязательство досрочно завершить пятилетнее задание, настойчиво бо рется за претворение его в жизнь. С. КОРОТКОВ. все меры к быстрейшему ремонту корабля. Нужно было немедленно потушить котел, а для этого требо валось дать отопление с берега. Для этого требовались шланги, а их в порту не оказалось. Наконец, получив шланги, мы по тушили котел, почистили их и при гласили инспектора регистра для ос мотра и определения ремонта.^ Ин спектор регистра тов. Скупский, ос мотрев котел, потребовал сделать контрольные сверления или гомо|- скопию топки, хотя объем ремонта был и без того ясен: требовалось устранить повреждение или путем заварки трещины в котле, или вы рубить район трещины и потом за варить. Для того, чтобы произвести ре монт котла, нужен специальный ап парат. На судоверфи его нет. Нако нец, нашли аппарат на одном из предприятий. На эти поиски ушло более четырех суток. Когда полумили снимок, то ока- 25 ноября траулер был^ постав лен к причалу судоверфи, где нас заверили, что 3 декабря ремонт кот ла будет окончен. Мы обратились в техотдел флота, чтобы его работни ки приняли меры по ремонту лебед ки до окончания ремонта котла. На просьбу главного инженерам флота тов. Каменцева главный инженер завода междурейсового ремонта тов. Кособрюхов ответил, что вал нахо дится уже в станке и задержки за ним не .будет. Что же оказалось? 3 декабря ре монт котла был закончен, а траулер простоял у причала порта в ожида нии окончания ремонта лебедки до 11 декабря. У моряков нашего корабля возни кает справедливый вопрос: кто же будет нести ответственность за таЬ кую организацию работ и за поте рю промыслового времени? ' С. ПОДЪЯБЛОНСКИЙ. Первый помощник капита на траулера «Амдерма». Навести порядок при погрузке угля с лихтеров Для удлинения рейсов траулеров в траловом флоте в последнее время стали использовать лихтеры, с кото рых экипажи получают уголь, воду и т. д. Но бункеровка с лихтеров производится так, что ни в коей мере не удовлетворяет моряков. Так, не возможно точно опустить ковш с уг лем между надстройкой траулера и бортом лихтера, потому что грузовые лебедки отрегулированы плохо, а уп равляют ими промысловики, не имеющие никакого опыта работы на этих механизмах-. Вместе с тем до пускается большая потеря угля, так как подчас из ковша весь уголь илп значительная его часть высыпается за борт. 4 Все эти недостатки можно и необ ходимо устранить. Облегчить труд экипажа при погрузке угля с лихте ра можно, например, с помощью про-' стого приспособления: на борту лих тера надо установить воронку ем костью в одну* тонну или более; от воронки вывести направляющий ру кав, который должен подавать уголь в бункеры' траулера; вместо ковша, нагружаемого вручную, необходимо применить грейфер. и - КРЫЛОВ. Второй помощник капитана траулера «Меркурий».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz