Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.

№ 143 (227), 1 декабря 1954 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ЗА ЗДОРОВЫЙ БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ МАС Т Е Р ПОПОВ И ЕГО СЕМЬЯ В жизни каждого человека быва­ ют моменты, когда вдруг со всей от­ четливостью Естает перед ним его прошлая жизнь, когда он критиче­ ски старается оценить каждый со­ вершенный им ранее поступок и де­ лает для себя вывод: здесь он по­ ступил правильно, в другом совер­ шил ошибку или просто что-то сде­ лал не так. Для Ивана Андриановича Попова таким периодом явился 1937-й год — год поступления его в траловый флот. Когда траулер, на котором Иван Андрианович матросом ходил в первый рейс, возвращался в порт с заполненными рыбой трюма­ ми, Попов думал о том, что нужно было ему раньше стать рыбаком промыслового флота, что хоть и трудная, но исключительно благо­ родная эта работа. И, несмотря на то, что в то время Ивану Андриано­ вичу шел тридцать третий год, он твердо решил стать промысловиком, ибо овладеть специальностью никог­ да не поздно. А море Попова не страшило. Он вырос около него, и когда мальчику минуло четырнадцать лет он пошел поваром на одно из парусных судов. Потом работал в Севморпути, плавал на зверобойных кораблях. Работа интересная, увлекательная, и все- таки только здесь, на траулере, возвращаясь из первого рейса, мо­ ряк понял, что быть рыбаком — его истинное призвание. Тогда же было им принято решение до конца жиз­ ни остаться в траловом флоте. Осо­ бенно влекла матроса обработка ры­ бы; он стремился в деталях изучить ее процессы. И своего добился. Пе­ ред началом Великой Отечественной войны Иван Андрианович Попов уже считался одним из лучших засоль­ щиков в траловом флоте. В годы войны траулер «Аскольд» и его экипаж участвовали в боевых операциях, выполняли задания командования Северного флота. Ког­ да кончилась война, Иван Андриано­ вич вновь вернулся к мирному, со­ зидательному труду. Иван Андриа^ нович в траловом флоте. Небольшой период работы засольщиком, затем учеба на курсах, и вот Попов стал мастером по обработке рыбы. Ра­ ботал на траулерах «Нева», «Лещ», «Трал», «Сом» и других. А перехо­ дил с одного судна на другое не по своей прихоти, а потому, что руко­ водство флота всегда направляло рыбмастера Попова на наиболее трудный участок. Всюду ему удава­ лось выправить положение, обучать засольщиков, передавать им свой опыт. И всегда экипажи траулеров, на которых рыбмастером работал Попов, сдавали рыбу только хоро­ шим сортом. Сейчас Иван Андрианович нахо­ дится в отпуске и прово-дит его в Мурманске. Чтобы встретиться с рыбмастером, нам пришлось посе­ тить его на квартире. Как и предпо­ лагалось, он оказался дома. Трудо­ любивый, непоседливый Иван Анд­ рианович ни минуты не может нахо­ диться без дела. То по хозяйству, то с детьми занимается. И на этот раз он был занят: чинил валенки. Среднего роста, худощавый, он выглядит значительно моложе своих пятидесяти лет. И это несмотря на то, что за плечами его не только полвека жизни, из которых тридцать шесть отданы упорному труду в мо­ ре, но—и это не менее характерно— Ивану Андриановичу приходилось и приходится отдавать много сил, что­ бы поставить на ноги семью, воспи­ тывать детей, сделать их настоящи­ ми советскими людьми. Семья рыбмастера Попова боль­ шая. Скоро четверть века минует с тех пор, как он женился. Жена — Наталья Ивановна—женщина скром­ ная, трудолюбивая. Теперь у них 5 [ сыновей и 3 дочери. И все о'ни живы, j здоровы, ни в чем необходимом не­ достатка не испытывают. Иван Анд­ рианович оказался не только неуто-! мимым тружеником, но и замеча- j тельным семьянином. Отличительная черта его — трезвость. — Я не могу представить себе,— рассказывает Иван Андрианович,— как это некоторые могут пьянство­ вать, напиваются до одурения, до потери сознания. Я тоже иногда в праздник выпью в компании рюм­ ку—другую. Но чтобы потерять че­ ловеческий образ — никогда. Я ор­ ганически не переношу пьянство, которое до добра никого не доводит. К тому же не следует-забывать и о том, что пьяный отец — очень пло­ хой пример для семьи, что это мо­ жет сильно сказаться на воспитании детей. Правильный образ жизни рыбма­ стера Попова и привел к тому, что он выглядит значительно моложе своих лет, что его большая семья — дружная, материально обеспечен­ ная, что дети его растут здоровыми, крепкими, скромными и трудолюби­ выми. Старший сын — Иван Попов не­ давно призван в ряды Советской Армии. С фотографии, которую мож­ но увидеть на стене, улыбается мо­ лодой, мужественный солдат. Семья получает от него письма, в которых Иван пишет, что дела по службе У него идут хорошо, что как ' только БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЕ ☆ ☆ Что показала проверка знаний кончит действительную, снова вер­ нется домой, будет помогать отцу. До призыва Иван работал матро­ сом в траловом флоте. Так посове­ товал ему отец. И молодой моряк полюбил эту беспокойную специаль­ ность, работал так, как и подобает комсомольцу. Ни одного взыскания не получил он за время работы в траловом флоте. Так же, как и его огец, он считает пьянство позорным пережитком, калечащим человека. Дочери Анна и Тамара сейчас так­ же работают. Кроме того, Анна по­ сещает курсы радистов, а комсомол­ ка Тамара Попова аккуратно быва­ ет на занятиях политшколы. Петр, Степан и Александр учатся в шко­ ле. По заявлениям учителей, они дисциплинированные, трудолюбивые мальчики. Отец гордится своими детьми и вполне заслуженно, ибо делу их воспитания он уделяет очень много внимания. Вечерами, когда бывает на берегу, он помогает сыновьям выполнить домашние работы, прове­ ряет их знания, советуется. Ча­ стый гость Иван Андрианович и в 14-й школе, где учатся дети. Он ин­ тересуется у учителей, правильно ли ведут себя его сыновья, не заме­ чается ли за ними чего-либо плохого. Так работает и живет мастер по обработке рыбы Попов — глава дружной семьи, где друг о друге проявляется подлинная забота. Так воспитывает он своих детей — бу­ дущих строителей коммунистическо­ го общества. Внимательно знакомясь с жизнью и работой рыбмастера Попова, его отношением к семье, невольно по­ ражаешься тому бездушию и черст­ вости, которая проявляется по отно­ шению к нему в траловом флоте. Сейчас Попов и его большая семья проживают в маленькой комнатке, размером не более семнадцати мет­ ров. Можно представить, какая здесь невероятная теснота! Даже уроки детям готовить негде. Не­ смотря на трудности с жильем в траловом флоте, можно и нужно дав­ но было предоставить Попову квар­ тиру. Но он, написав еще шесть лет тому назад заявление, терпели­ во ждет своей очереди. Попов по­ нимает, что положение с жильем в траловом флоте нелегкое. Но по­ нимают ли руководители тралового флота, что в маленькой комнатке большой семье Попова жить стало совершенно невозможно, что необхо­ димо обеспечить ее подходящей жилплощадью? Тем более, что этого Попов вполне заслужил. С. КОРОТКОВ. — <г Промысловый флот нашего бас­ сейна с каждым годом оснащается все более совершенной техникой. Эксплуатация этой техники требует высокой технической грамотности не только моряков, но и судоремонтни­ ков. Но технической учебе, повыше­ нию рабочими производственной квалификации на судоремонтном за­ воде 1лавмурманрыбпрома уделяется мало внимания. Уже тот факт, что квалифика­ ционные комиссии в отдельных це­ хах организованы совсем недавно, говорит о неблагополучии на пред­ приятии с этим делом. Например, в котельно-сварочном цехе такая ко­ миссия организована только в начале ноября нынешнего года. Первое же заседание квалификационной комис­ сии убедительно показало несоответ­ ствие практических навыков и тео­ ретических знаний и разрядов, при­ своенных отдельным рабочим и даже бригадирам. На первом заседании бы­ ли рассмотрены заявления бригади­ ров котельщиков тт. Тарутина и Леонтьева с просьбой проверить их знания и присвоить 6-й разряд и ко­ тельщика тов. Котлова, который пре­ тендовал на 5-й рабочий разряд. Что же дала проверка знаний этих рабочих? Оказалось, что они не имеют даже минимума знаний строе­ ния корпуса корабля, места распо­ ложения его основных узлов. И это котельщики-судоремонтники! Не смогли они также сделать правиль­ ной разметки разверток таких часта встречающихся в практике ремонта деталей, как цилиндр, корпус, пира­ мида и т. д. Не умеют тт. Тарутин, Леонтьев и Котлов читать чертежи. А ведь эти рабочие не составляют исключения. Необходимо указать, что на заводе существовала долгое время порочная практика присвоения разрядов не за рост мастерства рабочих, а «за вы­ слугу лет». В слесарном цехе, на­ пример, есть рабочие с 6— 7 разря­ дом, хотя на проверку они не спра­ вятся с выполнением отдельных за­ даний для слесаря 5 разряда. Техническая учеба на заводе из года в год проходит бесконтрольно и без должной подготовки. Если в нача­ ле года занятия проходят более или менее регулярно и на них присутст­ вует много рабочих, то через два — три месяца положение меняется к худшему: занятия проводятся все реже и реже, посещаемость стано­ вится значительно Зхуже. До нынеш­ него года администрация завода не принимала серьезных мер к рабо­ чим, не желающим повышать своих технических знаний. 1954—55 учебный год на заводе начался, казалось бы, более органи­ зованно. Приказом № 260 от 23 сентября с. г. на заводе определены учебные группы, указано время и место занятий этих групп. Заблаго­ временно были разработаны и учеб­ ные программы. В приказе было ого­ ворено, что к рабочим, не желающим учиться, будут приняты серьезные меры, вплоть до снижения разрядов. Но приказ приказом, а техниче­ ская учеба и в нынешнем году не слишком отличается от предыдущих лет. В котельно-сварочном цехе за­ нятия срывались из-за отсутствия помещения и низкой посещаемости. На двух занятиях не присутствова­ ло более 45 рабочих. Руководители цеха не ставят в известность глав­ ного инженера о создавшемся поло­ жении, о нарушении отдельными рабочими приказа № 260. На заводе создаются все более благоприятные условия для ведения технически грамотного ремонта про­ мысловых кораблей. Технический от­ дел и конструкторское бюро уже сейчас избавили цехи завода от из­ готовления отдельных деталей «по месту», «по образцу» и т. п. Но смо­ гут ли рабочие, не уделяющие серь­ езного внимания повышению уровня технических знаний, работать само­ стоятельно по чертежам? Ясно, что не смогут. Пора администрации завода обра­ тить самое серьезное внимание тех­ нической учебе и покончить с при­ миренческим отношением к тем, кто не хочет учиться. В. ЗАХАРОВ. Мастер ОТК судоремонтно­ го завода Главмурманрыб- прома. УчитЬ молодЫх моряков На снимке: в семье рыбного мастера Ивана Андриановича ПОПОВА. Фото Б. Алексеева. От знания моряками своего дела и повышения ими квалификации во многом зависит успех выполнения государственного плана и социали­ стических обязательств. На траловом флоте ведется нема­ лая работа по подготовке техниче­ ски грамотных кадров и повышению их деловой квалификации. Только за 9 месяцев текущего года обучено ве­ дущим специальностям более 1600 человек, в том чпсле 515 человек приобрели по две и более профес­ сии. В результате проведения ряда организационных мероприятий, пра­ вильной постановки учебного про­ цесса, своевременного обеспечения учебными пособиями, а также ак­ тивного участия командного соста­ ва в проведении учебы план по под­ готовке кадров успешно выполнен на большинстве судов флота. На траулере «Севгосрыбтрест», где капитаном тов. Вихорев и пер­ вым помощником капитана тов. Гаврилин, при годовом плане 19 человек обучено ведущим специаль­ ностям 25 моряков. На траулере «Росспя» (капитан тов. Кисов и первый помощник капитана тов. Поднозов) обучено 36 человек, на траулере «Меркурий» (капитан тов. Михайлов, первый помощник капи­ тана тов. Копотов) обучен 21 чело­ век. На этих и многих других кораб­ лях технической учебе моряков уде­ ляется много внимания. Факты говорят о том, что на тех траулерах, где капитаны и их по­ мощники самоустранились от руко­ водства техническим обучением и все дело по организации учебы с ' экипажем пустили на самотек, план подготовки кадров не выполняется. Именно так обстоит дело на трау­ лере «Микоян», где капитаном тов. Вшивков. Здесь в нынешнем году не обучено ни одного человека. Та­ кая же картина на траулере «Неп­ тун», где обучено только два чело- река. Капитан этого корабля тов. Георги объясняет создавшееся поло­ жение различными объективными причинами. Командный состав ряда кораблей жалуется на то, что много драгоцен­ ного времени теряется на уборку и разделку рыбы из-за большого коли­ чества неквалифицированных ма­ тросов на судах. Но тем не менее капитаны и штурманы этих трау­ леров обучением матросов не зани­ маются. Сейчас на корабли пришло попол­ нение. Молодые моряки не знают специфики работы на промысловом флоте. Необходимо в короткий срок обучить их специальности матроса, кочегара, засольщика, окружить вниманием, привить им любовь к морю и промысловому делу. Капитанам траулеров следует взять под личный контроль органи­ зацию производственно-технической учебы среди личного состава и тем самым обеспечить выполнение пла­ на подготовки и повышения квали­ фикации кадров на кораблях. К. ДРАККЕ. Начальник сектора подготов­ ки кадров тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz