Рыбный Мурман. 1954 г. Декабрь.
№ 143 (227), 1 декабря 1954 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ЗА ЗДОРОВЫЙ БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ МАС Т Е Р ПОПОВ И ЕГО СЕМЬЯ В жизни каждого человека быва ют моменты, когда вдруг со всей от четливостью Естает перед ним его прошлая жизнь, когда он критиче ски старается оценить каждый со вершенный им ранее поступок и де лает для себя вывод: здесь он по ступил правильно, в другом совер шил ошибку или просто что-то сде лал не так. Для Ивана Андриановича Попова таким периодом явился 1937-й год — год поступления его в траловый флот. Когда траулер, на котором Иван Андрианович матросом ходил в первый рейс, возвращался в порт с заполненными рыбой трюма ми, Попов думал о том, что нужно было ему раньше стать рыбаком промыслового флота, что хоть и трудная, но исключительно благо родная эта работа. И, несмотря на то, что в то время Ивану Андриано вичу шел тридцать третий год, он твердо решил стать промысловиком, ибо овладеть специальностью никог да не поздно. А море Попова не страшило. Он вырос около него, и когда мальчику минуло четырнадцать лет он пошел поваром на одно из парусных судов. Потом работал в Севморпути, плавал на зверобойных кораблях. Работа интересная, увлекательная, и все- таки только здесь, на траулере, возвращаясь из первого рейса, мо ряк понял, что быть рыбаком — его истинное призвание. Тогда же было им принято решение до конца жиз ни остаться в траловом флоте. Осо бенно влекла матроса обработка ры бы; он стремился в деталях изучить ее процессы. И своего добился. Пе ред началом Великой Отечественной войны Иван Андрианович Попов уже считался одним из лучших засоль щиков в траловом флоте. В годы войны траулер «Аскольд» и его экипаж участвовали в боевых операциях, выполняли задания командования Северного флота. Ког да кончилась война, Иван Андриано вич вновь вернулся к мирному, со зидательному труду. Иван Андриа^ нович в траловом флоте. Небольшой период работы засольщиком, затем учеба на курсах, и вот Попов стал мастером по обработке рыбы. Ра ботал на траулерах «Нева», «Лещ», «Трал», «Сом» и других. А перехо дил с одного судна на другое не по своей прихоти, а потому, что руко водство флота всегда направляло рыбмастера Попова на наиболее трудный участок. Всюду ему удава лось выправить положение, обучать засольщиков, передавать им свой опыт. И всегда экипажи траулеров, на которых рыбмастером работал Попов, сдавали рыбу только хоро шим сортом. Сейчас Иван Андрианович нахо дится в отпуске и прово-дит его в Мурманске. Чтобы встретиться с рыбмастером, нам пришлось посе тить его на квартире. Как и предпо лагалось, он оказался дома. Трудо любивый, непоседливый Иван Анд рианович ни минуты не может нахо диться без дела. То по хозяйству, то с детьми занимается. И на этот раз он был занят: чинил валенки. Среднего роста, худощавый, он выглядит значительно моложе своих пятидесяти лет. И это несмотря на то, что за плечами его не только полвека жизни, из которых тридцать шесть отданы упорному труду в мо ре, но—и это не менее характерно— Ивану Андриановичу приходилось и приходится отдавать много сил, что бы поставить на ноги семью, воспи тывать детей, сделать их настоящи ми советскими людьми. Семья рыбмастера Попова боль шая. Скоро четверть века минует с тех пор, как он женился. Жена — Наталья Ивановна—женщина скром ная, трудолюбивая. Теперь у них 5 [ сыновей и 3 дочери. И все о'ни живы, j здоровы, ни в чем необходимом не достатка не испытывают. Иван Анд рианович оказался не только неуто-! мимым тружеником, но и замеча- j тельным семьянином. Отличительная черта его — трезвость. — Я не могу представить себе,— рассказывает Иван Андрианович,— как это некоторые могут пьянство вать, напиваются до одурения, до потери сознания. Я тоже иногда в праздник выпью в компании рюм ку—другую. Но чтобы потерять че ловеческий образ — никогда. Я ор ганически не переношу пьянство, которое до добра никого не доводит. К тому же не следует-забывать и о том, что пьяный отец — очень пло хой пример для семьи, что это мо жет сильно сказаться на воспитании детей. Правильный образ жизни рыбма стера Попова и привел к тому, что он выглядит значительно моложе своих лет, что его большая семья — дружная, материально обеспечен ная, что дети его растут здоровыми, крепкими, скромными и трудолюби выми. Старший сын — Иван Попов не давно призван в ряды Советской Армии. С фотографии, которую мож но увидеть на стене, улыбается мо лодой, мужественный солдат. Семья получает от него письма, в которых Иван пишет, что дела по службе У него идут хорошо, что как ' только БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЕ ☆ ☆ Что показала проверка знаний кончит действительную, снова вер нется домой, будет помогать отцу. До призыва Иван работал матро сом в траловом флоте. Так посове товал ему отец. И молодой моряк полюбил эту беспокойную специаль ность, работал так, как и подобает комсомольцу. Ни одного взыскания не получил он за время работы в траловом флоте. Так же, как и его огец, он считает пьянство позорным пережитком, калечащим человека. Дочери Анна и Тамара сейчас так же работают. Кроме того, Анна по сещает курсы радистов, а комсомол ка Тамара Попова аккуратно быва ет на занятиях политшколы. Петр, Степан и Александр учатся в шко ле. По заявлениям учителей, они дисциплинированные, трудолюбивые мальчики. Отец гордится своими детьми и вполне заслуженно, ибо делу их воспитания он уделяет очень много внимания. Вечерами, когда бывает на берегу, он помогает сыновьям выполнить домашние работы, прове ряет их знания, советуется. Ча стый гость Иван Андрианович и в 14-й школе, где учатся дети. Он ин тересуется у учителей, правильно ли ведут себя его сыновья, не заме чается ли за ними чего-либо плохого. Так работает и живет мастер по обработке рыбы Попов — глава дружной семьи, где друг о друге проявляется подлинная забота. Так воспитывает он своих детей — бу дущих строителей коммунистическо го общества. Внимательно знакомясь с жизнью и работой рыбмастера Попова, его отношением к семье, невольно по ражаешься тому бездушию и черст вости, которая проявляется по отно шению к нему в траловом флоте. Сейчас Попов и его большая семья проживают в маленькой комнатке, размером не более семнадцати мет ров. Можно представить, какая здесь невероятная теснота! Даже уроки детям готовить негде. Не смотря на трудности с жильем в траловом флоте, можно и нужно дав но было предоставить Попову квар тиру. Но он, написав еще шесть лет тому назад заявление, терпели во ждет своей очереди. Попов по нимает, что положение с жильем в траловом флоте нелегкое. Но по нимают ли руководители тралового флота, что в маленькой комнатке большой семье Попова жить стало совершенно невозможно, что необхо димо обеспечить ее подходящей жилплощадью? Тем более, что этого Попов вполне заслужил. С. КОРОТКОВ. — <г Промысловый флот нашего бас сейна с каждым годом оснащается все более совершенной техникой. Эксплуатация этой техники требует высокой технической грамотности не только моряков, но и судоремонтни ков. Но технической учебе, повыше нию рабочими производственной квалификации на судоремонтном за воде 1лавмурманрыбпрома уделяется мало внимания. Уже тот факт, что квалифика ционные комиссии в отдельных це хах организованы совсем недавно, говорит о неблагополучии на пред приятии с этим делом. Например, в котельно-сварочном цехе такая ко миссия организована только в начале ноября нынешнего года. Первое же заседание квалификационной комис сии убедительно показало несоответ ствие практических навыков и тео ретических знаний и разрядов, при своенных отдельным рабочим и даже бригадирам. На первом заседании бы ли рассмотрены заявления бригади ров котельщиков тт. Тарутина и Леонтьева с просьбой проверить их знания и присвоить 6-й разряд и ко тельщика тов. Котлова, который пре тендовал на 5-й рабочий разряд. Что же дала проверка знаний этих рабочих? Оказалось, что они не имеют даже минимума знаний строе ния корпуса корабля, места распо ложения его основных узлов. И это котельщики-судоремонтники! Не смогли они также сделать правиль ной разметки разверток таких часта встречающихся в практике ремонта деталей, как цилиндр, корпус, пира мида и т. д. Не умеют тт. Тарутин, Леонтьев и Котлов читать чертежи. А ведь эти рабочие не составляют исключения. Необходимо указать, что на заводе существовала долгое время порочная практика присвоения разрядов не за рост мастерства рабочих, а «за вы слугу лет». В слесарном цехе, на пример, есть рабочие с 6— 7 разря дом, хотя на проверку они не спра вятся с выполнением отдельных за даний для слесаря 5 разряда. Техническая учеба на заводе из года в год проходит бесконтрольно и без должной подготовки. Если в нача ле года занятия проходят более или менее регулярно и на них присутст вует много рабочих, то через два — три месяца положение меняется к худшему: занятия проводятся все реже и реже, посещаемость стано вится значительно Зхуже. До нынеш него года администрация завода не принимала серьезных мер к рабо чим, не желающим повышать своих технических знаний. 1954—55 учебный год на заводе начался, казалось бы, более органи зованно. Приказом № 260 от 23 сентября с. г. на заводе определены учебные группы, указано время и место занятий этих групп. Заблаго временно были разработаны и учеб ные программы. В приказе было ого ворено, что к рабочим, не желающим учиться, будут приняты серьезные меры, вплоть до снижения разрядов. Но приказ приказом, а техниче ская учеба и в нынешнем году не слишком отличается от предыдущих лет. В котельно-сварочном цехе за нятия срывались из-за отсутствия помещения и низкой посещаемости. На двух занятиях не присутствова ло более 45 рабочих. Руководители цеха не ставят в известность глав ного инженера о создавшемся поло жении, о нарушении отдельными рабочими приказа № 260. На заводе создаются все более благоприятные условия для ведения технически грамотного ремонта про мысловых кораблей. Технический от дел и конструкторское бюро уже сейчас избавили цехи завода от из готовления отдельных деталей «по месту», «по образцу» и т. п. Но смо гут ли рабочие, не уделяющие серь езного внимания повышению уровня технических знаний, работать само стоятельно по чертежам? Ясно, что не смогут. Пора администрации завода обра тить самое серьезное внимание тех нической учебе и покончить с при миренческим отношением к тем, кто не хочет учиться. В. ЗАХАРОВ. Мастер ОТК судоремонтно го завода Главмурманрыб- прома. УчитЬ молодЫх моряков На снимке: в семье рыбного мастера Ивана Андриановича ПОПОВА. Фото Б. Алексеева. От знания моряками своего дела и повышения ими квалификации во многом зависит успех выполнения государственного плана и социали стических обязательств. На траловом флоте ведется нема лая работа по подготовке техниче ски грамотных кадров и повышению их деловой квалификации. Только за 9 месяцев текущего года обучено ве дущим специальностям более 1600 человек, в том чпсле 515 человек приобрели по две и более профес сии. В результате проведения ряда организационных мероприятий, пра вильной постановки учебного про цесса, своевременного обеспечения учебными пособиями, а также ак тивного участия командного соста ва в проведении учебы план по под готовке кадров успешно выполнен на большинстве судов флота. На траулере «Севгосрыбтрест», где капитаном тов. Вихорев и пер вым помощником капитана тов. Гаврилин, при годовом плане 19 человек обучено ведущим специаль ностям 25 моряков. На траулере «Росспя» (капитан тов. Кисов и первый помощник капитана тов. Поднозов) обучено 36 человек, на траулере «Меркурий» (капитан тов. Михайлов, первый помощник капи тана тов. Копотов) обучен 21 чело век. На этих и многих других кораб лях технической учебе моряков уде ляется много внимания. Факты говорят о том, что на тех траулерах, где капитаны и их по мощники самоустранились от руко водства техническим обучением и все дело по организации учебы с ' экипажем пустили на самотек, план подготовки кадров не выполняется. Именно так обстоит дело на трау лере «Микоян», где капитаном тов. Вшивков. Здесь в нынешнем году не обучено ни одного человека. Та кая же картина на траулере «Неп тун», где обучено только два чело- река. Капитан этого корабля тов. Георги объясняет создавшееся поло жение различными объективными причинами. Командный состав ряда кораблей жалуется на то, что много драгоцен ного времени теряется на уборку и разделку рыбы из-за большого коли чества неквалифицированных ма тросов на судах. Но тем не менее капитаны и штурманы этих трау леров обучением матросов не зани маются. Сейчас на корабли пришло попол нение. Молодые моряки не знают специфики работы на промысловом флоте. Необходимо в короткий срок обучить их специальности матроса, кочегара, засольщика, окружить вниманием, привить им любовь к морю и промысловому делу. Капитанам траулеров следует взять под личный контроль органи зацию производственно-технической учебы среди личного состава и тем самым обеспечить выполнение пла на подготовки и повышения квали фикации кадров на кораблях. К. ДРАККЕ. Начальник сектора подготов ки кадров тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz