Рыбный Мурман. 1954 г. Август.
2 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н № 102 (186) 27 августа 1954 г. Беседы на научно-атеистические теми Религия— пережиток прошлого Религиозное мировоззрение господ ствовало над человеком тысячи лет. Церковники сожгли на кострах, по топили в крови религиозных войн миллионы людей, заставляя их ве рить в бога, так как эго выгодно эксплуататорским классам. Религия всегда и везде противо поставляла себя науке и боролась с ней. Дело в том, что наука исходит из материальности, познаваемости и закономерности развития явлений окружающего нас мира. Она изуча ет этот мир, помогая человеку ис пользовать изученные явления в своих интересах. В основе же религиозного миро- воззч>ения лежит фантастическое представление о существовании, по мимо материального мира, таинст венного, непознаваемого мира богов, ангелов, духов и других якобы уп равляющих телесным миром и судь бами самих людей. Религиозное ми ровоззрение ставит деятельность че ловека в зависимость от воли богов. Буржуазные ученые утверждают, что религия «вечна, чт она является потребностью для всех людей, под тверждая это тем, что как в про шедшие исторические тысячелетия, так и в настоящее время нет ни од ного народа, который не имел бы ре лигиозного мировоззрения. Однако эти ученые упускают тот факт, что у разных по своей эконо мике и общественному устройству народов разные по внешней форме религиозные представления. У пле мен, сохранивших родовой строй, одухотворяются многие явления и предметы. Духи существуют всюду — и в доме, и в поле, и в лесу. К ним можно непосредственно обра щаться, советоваться с ними и про сить у них помощи. Государства с единой деспотиче ской властью царя-самодержца обычно имеют единобожную власть. Боги единобожных, . возникших не давно религий «помещаются» на небесах. Наличие разных религий на разных ступенях развития чело веческого общества заставляет пред полагать, что они зарождаются, развиваются и отмирают. Известно, что несколько миллио нов лет назад человек произошел от человекообразной обезьяны. Он вел на первых порах стадный образ жизни, добывая пищу примитивны ми каменными орудиями. В переходный период от обезьяны к человеку наши предки жили стая ми, в которых царили животные за коны. Сильные захватывали лучшие куски пищи, завоевывали са мок и т. д. Благодаря совершенствованию тру довых процессов, постоянной борьбе с природой, в-течение сотен тысяч лет развивался человеческий мозг. Несколько сот тысячелетий тому назад появилась человеческая речь. Она явилась мощным толчком для еще более мощного развития мозга. Около ста тысячелетий назад у человека сложилась способность мышления. Он стал задумываться над окружающим миром. Однако зна ли люди в то время очень мало. Жизнь их была полна опасностей. С помощью примитивных каменных орудий трудно было добывать необ ходимое количество нищи. Часто людей косила эпидемия чумы и хо леры. Все это вызывало страх перед окружающим миром. Не понимал человек и деятель ность своего организма. Не знал он, что мышление и способность разумной деятельности являются «результатом работы согласно устро енному миру. Нашим предкам ка залось, что в природе все мо жет мыслить и действовать «ра зумно. Так выглядели первые рели гиозные фантастические представле ния об окружающем человека мире. Поэтому человек перенес на пред меты окружающего мира свою спо собность мыслить и действовать ра зумно, то есть наделил природу свойствами, ей несоответствующими, одухотворил ее. Для древнего чело века казалось, что животные могут отдать ему или не отдать свое мясо, что дерево, подвернувшееся под но гу бегущего охотника, делает это намеренно, а покойник может дейст вовать так же, как и живой. Как узнали ученые о том, что около ста тысяч лет тому назад у людей зародились религиозные пред ставления о мире? В древних рас копках кости человека 'находят в случайных захоронениях, вроде об рушившихся пещер и т. п. На ме стах постоянного жительства челове ка человеческие кости, как правило, разбиты, что свидетельствует о лю доедстве наших предков в те дале кие времена. ■ Около ста тысяч лет назад люди стали хоронить умерших. Скелеты похороненных обычно лежат в своеобразной форме, череп на груд ной клетке, ноги согнуты и подтя нуты к брюшной полосой. Все свиде тельствует о том, что покойник был связан. Связывали его затем, чтобы он не вышел из могилы и не причи нил вреда своим сородичам. За свое стотысячелетнее сущест вование религия прошла огромный путь развития. Наряду с этим чело вечество обогащалось действитель ными знаниями, каждое поколение прибавляло к опыту своих предков частицу своего опыта. Проходили тысячелетия, человек научился за это время изготовлять сложные каменные орудия. Он изоб рел копье, лук и другие предметы, им были сложены первые сказки, песни. Человек стал знать много больше, перестал видеть в каждом предмете таинственную опасность, стал больше верить в свои силы. На смену одухотворения всей природы пришло новое религиозное мировоз зрение, заключающееся в обожеств лении предков, как основоположни ков ряда людей и наиболее мощных и грозных сил природы. Если до это го, идя на охоту, люди молили свою жертву отдать мясо, то теперь они обращались за* помощью к духам своих предков. Несколько тысячелетий тому назад, в первобытном бесклассовом обществе началось выделение груп пы людей, накопивших значитель ные материальные ценности в виде пленников, скота, зерна и т. д. Рас пад родового общества и образова ние рабовладельческого общества привели к появлению малобожных религий, а большинству богов был придан образ человека. Человечест ву к этому моменту довольно хорошо стали известны значительные тер ритории. Богам пришлось потес ниться, их поместили на вершины крупных гор, в пустыни, в дебри непроходимых лесов. Прошло еще несколько веков. Лю ди научились плавить металлы, из готовлять сложные машины, грани цы знания выросли еще больше и богам пришлось переселиться на не беса. Только кое-где, как отголоски прошлого, люди сохранили на земле домовых, леших, русалок. Таким образом, действительное знание — зародыш науки — и ре лигия появились одновременно, про шли длинный путь развития, на ко тором религия все время сопротив лялась науке, а наука шаг за шагом упорно разрушала фантастические вымыслы всех и всевозможных ве рований. В настоящее время наука достиг ла очень высокого развития. Всяко му мыслящему человеку ясно, что в природе не может быть никаких бо гов, духов и других волшебных сил. Почему же все-таки существует ре лигия в капиталистических стра нам? О корнях религии В. И. Ленин писал, что в современных' капита листических странах эти корни глав ным образом социальные. Социаль ная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощ ность их перед силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше са мых ужасных страданий, самых ди ких мучений рядовым рабочим лю дям, чем всякие из ряда вон выходя щие события вроде войн, землетря сений и т. д. — вот в чем самый глубокий корень современных рели гий. Капитализм поддерживает рели гию материально, ибо она помогает ему эксплоатировать трудящихся. Почему же существует религия в нашей стране? У нас религия яв ляется пережитком капитализма. Значительная часть советского на рода, вооруженная знаниями марк сизма-ленинизма, отошла от рели гии. Однако религиозное мировоззре ние распространено у нас еще широ ко. Корни религии кроются в недо статочности культурного уровня не которой части советских людей. Вся история свидетельствует о том, что наука в борьбе с религией побеждает последнюю. Поэтому надо смело нести в массы знания о зако нах развития природы и общества. На основе быстрого роста материаль ного и культурного благосостояния масс пропаганда научного мировоз зрения принесет богатые плоды. Быстрое развитие экономики и науки в нашей стране, создание за пасов материальных ценностей в скором времени приведут к тому, что советские люди перестанут за висеть от таких стихийных бедст вий, как засуха, ливень и т. п. Все это увеличит уверенность лю дей в своих силах. Человек комму нистического завтра должен быть свободным от религиозных предрас судков. С. СУРКОВ. Действительный член Все союзного общества по рас пространению политических и научных знаний. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка Участники и экскурсанты Всесоюзной сельскохозяйственной выставки внимательно изучают опыт передовых колхозов, машин но-тракторных станций и совхозов. На снимке: экскурсовод А. И. РОДИОНОВА рассказывает группе участников выставки о высокоурожайной пшенице «Мо сковка». Прессклише ТАСС. Вместо обзора стенной печати X г Без руководства и помощи Литература в помощЬ агитаторам 1 января нынешнего года в Аб- рам-мысских судоремонтных мастер ских вышел новогодний номер стен ной газеты «Судоремонтник». Рас сказывая о результатах работы коллектива в 'истекшем году, стен газета поставила перед судоремонт никами задачи, решение которых поможет коллективу своевременно и досрочно ремонтировать промысло вые суда сельдяного флота. ‘Коллектив мастерских ожидал, что стенная газета будет помогать ре монтникам своевременно вскрывать и устранять недостатки, нацеливать на досрочное выполнение графика ремонта судов. Однако надежды (ре монтников не оправдались. Стенная газета не только не ставила злобо дневные, актуальные вопросы, но и выходила от случая к случаю, при чем только по праздникам. Почему же так произошло, что стенная газета «Судоремонтник» выходит очень редко, что она не мо- билизуету -по-настоящему коллектив на успешное решение стоящих пе ред ним задач? Прежде всего и главным образом потому, что (ред коллегии не оказывается необходи мой помощи со стороны партийной и профсоюзной организаций, орга ном которых является стенная га зета. Редактор стенгазеты тов. Бе ляков уже неоднократно ставил пе ред секретарем партбюро тов. Дег тевым вопрос о необходимости до полнения состава редколлегии рабо тоспособными, любящими это дело людьми. Прислушаться к просьбе редактора стенгазеты следовало бы. Сейчас большинство членов ред коллегии не выполняют возложен ных на них обязанностей. Так, на пример, токарь тов. Скитович и инженер-конструктор тов. Азисова не принимают почти никакого уча стия в выпуске стенгазеты, а ма стер цеха пенопласта то®. Леднев ограничивает свою работу тем, что сам изредка пишет заметки. Не так давно в судоремонтных (мастерских был организован комсо мольский |рейд ‘по проверке орга низации труда, использования ма териалов и т. д. На основании ма териалов рейда редколлегия выпу стила специальную сатирическую газету. Партийное ' бюро обсудило материалы, наметило мероприятия по устранению вскрытых недостат В библиотеке партийного комите та тралового флота организована вы ставка литературы в помощь агита торам и докладчикам. На выставке представлены книги и брошюры на научно-атеистические темы. Выставка открывается высказыва нием В. И. Ленина: «Все современ ные религии и церкви, все и всяче ские религиозные организации марк сизм рассматривает всегда, как ор ганы .буржуазной реакции, служа щие защите эксплуатации и одурма ниванию рабочего класса». Среди книг, представленных на выставке, брошюры «Атеизм рус ских революционных демократов», «Великие русские ученые в борьбе с религиозными предрассудками», «Происхождение и классовая сущ ность христианства», «О классовом характере религиозной морали», «Происхождение религиозных обря дов и праздников», «О сектанстве» и другие. ков. Но странное дело, редактор стеигазеты тов. Беляков почему-то даже не был приглашен на это за седание. Сейчас, как и в прошлые месяцы, перед коллективом мастерских стоит ответственная задача — как можно быстрее выпускать из ремонта суда «Мурмансельди» и тем самым помо гать промысловикам ликвидировать недолов сельди. Большую помощь в этом может и должна оказать стен ная газета «Судоремонтник». Администрация, партийная и профсоюзная организации предприя тия имеют возможность использо вать ее, как трибуну для критики недостатков. Но этого не! делается. Директор мастерских тов. Дзятко, например, в' стенгазете совсем не участвует. 'То же самое следует ска зать и о председателе местного ко митета профсоюза тов. Галахове. Они не считают нужным выступить в стенгазете, поставить задачи пе ред коллективом. Их примеру следу ют также начальник механическо го цеха тов. Щепетов, главный ин женер тов. Чиркин и многие другие руководящие работники мастерских. В том, что тазета не стала боевым органом партийной и профсоюзной организаций, значительная доля вины ложится на ее редактора тов. Белякова. Не чувствуя необходимой помощи от партийного бюро и мест ного комитета профсоюза, а также от членов редколлегии, тов. Беля ков, как говорят, опустил руки. Он считает, что при • создавшихся ус ловиях стенгазету выпустить не возможно. А это неверно. Нужно са мому проявлять больше инициативы, более решительнее и настойчивее ставить вопросы перед руководите - лтаи партийной и профсоюзной ор ганизаций, добиваться, чтобы все члены ^редколлегии принимали ак тивное участие в подготовке и вы пуске стенгазеты. Задача редколлегии своевременно, в установленные сроки выпускать хорошую стенгазету, помогать кол лективу успешно решать _ стоящие перед ним задачи, досрочно ремон тировать промысловые суда. А обя занность партийного бюро и мест ного комитета профсоюза судоре монтных мастерских оказать в этом редколлегии необходимую помощь. 3. ВАГИН. Сатирическая стенгазета на рыбокомбинате На днях вышел первый номер са тирической стенной газеты «Кроко дил», издаваемой партийной и проф союзной организациями рыбокомби ната. каррикатурах и подписях к ним — подвергаются критике дезорганиза торы производства, пьяницы, работ ники, нерадиво относящиеся к сво- В материалах «Крокодила» — 1им обязанностям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz