Рыбный Мурман. 1954 г. Август.

2 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н № 102 (186) 27 августа 1954 г. Беседы на научно-атеистические теми Религия— пережиток прошлого Религиозное мировоззрение господ­ ствовало над человеком тысячи лет. Церковники сожгли на кострах, по­ топили в крови религиозных войн миллионы людей, заставляя их ве­ рить в бога, так как эго выгодно эксплуататорским классам. Религия всегда и везде противо­ поставляла себя науке и боролась с ней. Дело в том, что наука исходит из материальности, познаваемости и закономерности развития явлений окружающего нас мира. Она изуча­ ет этот мир, помогая человеку ис­ пользовать изученные явления в своих интересах. В основе же религиозного миро- воззч>ения лежит фантастическое представление о существовании, по­ мимо материального мира, таинст­ венного, непознаваемого мира богов, ангелов, духов и других якобы уп­ равляющих телесным миром и судь­ бами самих людей. Религиозное ми­ ровоззрение ставит деятельность че­ ловека в зависимость от воли богов. Буржуазные ученые утверждают, что религия «вечна, чт она является потребностью для всех людей, под­ тверждая это тем, что как в про­ шедшие исторические тысячелетия, так и в настоящее время нет ни од­ ного народа, который не имел бы ре­ лигиозного мировоззрения. Однако эти ученые упускают тот факт, что у разных по своей эконо­ мике и общественному устройству народов разные по внешней форме религиозные представления. У пле­ мен, сохранивших родовой строй, одухотворяются многие явления и предметы. Духи существуют всюду — и в доме, и в поле, и в лесу. К ним можно непосредственно обра­ щаться, советоваться с ними и про­ сить у них помощи. Государства с единой деспотиче­ ской властью царя-самодержца обычно имеют единобожную власть. Боги единобожных, . возникших не­ давно религий «помещаются» на небесах. Наличие разных религий на разных ступенях развития чело­ веческого общества заставляет пред­ полагать, что они зарождаются, развиваются и отмирают. Известно, что несколько миллио­ нов лет назад человек произошел от человекообразной обезьяны. Он вел на первых порах стадный образ жизни, добывая пищу примитивны­ ми каменными орудиями. В переходный период от обезьяны к человеку наши предки жили стая­ ми, в которых царили животные за­ коны. Сильные захватывали лучшие куски пищи, завоевывали са­ мок и т. д. Благодаря совершенствованию тру­ довых процессов, постоянной борьбе с природой, в-течение сотен тысяч лет развивался человеческий мозг. Несколько сот тысячелетий тому назад появилась человеческая речь. Она явилась мощным толчком для еще более мощного развития мозга. Около ста тысячелетий назад у человека сложилась способность мышления. Он стал задумываться над окружающим миром. Однако зна­ ли люди в то время очень мало. Жизнь их была полна опасностей. С помощью примитивных каменных орудий трудно было добывать необ­ ходимое количество нищи. Часто людей косила эпидемия чумы и хо­ леры. Все это вызывало страх перед окружающим миром. Не понимал человек и деятель­ ность своего организма. Не знал он, что мышление и способность разумной деятельности являются «результатом работы согласно устро­ енному миру. Нашим предкам ка­ залось, что в природе все мо­ жет мыслить и действовать «ра­ зумно. Так выглядели первые рели­ гиозные фантастические представле­ ния об окружающем человека мире. Поэтому человек перенес на пред­ меты окружающего мира свою спо­ собность мыслить и действовать ра­ зумно, то есть наделил природу свойствами, ей несоответствующими, одухотворил ее. Для древнего чело­ века казалось, что животные могут отдать ему или не отдать свое мясо, что дерево, подвернувшееся под но­ гу бегущего охотника, делает это намеренно, а покойник может дейст­ вовать так же, как и живой. Как узнали ученые о том, что около ста тысяч лет тому назад у людей зародились религиозные пред­ ставления о мире? В древних рас­ копках кости человека 'находят в случайных захоронениях, вроде об­ рушившихся пещер и т. п. На ме­ стах постоянного жительства челове­ ка человеческие кости, как правило, разбиты, что свидетельствует о лю­ доедстве наших предков в те дале­ кие времена. ■ Около ста тысяч лет назад люди стали хоронить умерших. Скелеты похороненных обычно лежат в своеобразной форме, череп на груд­ ной клетке, ноги согнуты и подтя­ нуты к брюшной полосой. Все свиде­ тельствует о том, что покойник был связан. Связывали его затем, чтобы он не вышел из могилы и не причи­ нил вреда своим сородичам. За свое стотысячелетнее сущест­ вование религия прошла огромный путь развития. Наряду с этим чело­ вечество обогащалось действитель­ ными знаниями, каждое поколение прибавляло к опыту своих предков частицу своего опыта. Проходили тысячелетия, человек научился за это время изготовлять сложные каменные орудия. Он изоб­ рел копье, лук и другие предметы, им были сложены первые сказки, песни. Человек стал знать много больше, перестал видеть в каждом предмете таинственную опасность, стал больше верить в свои силы. На смену одухотворения всей природы пришло новое религиозное мировоз­ зрение, заключающееся в обожеств­ лении предков, как основоположни­ ков ряда людей и наиболее мощных и грозных сил природы. Если до это­ го, идя на охоту, люди молили свою жертву отдать мясо, то теперь они обращались за* помощью к духам своих предков. Несколько тысячелетий тому назад, в первобытном бесклассовом обществе началось выделение груп­ пы людей, накопивших значитель­ ные материальные ценности в виде пленников, скота, зерна и т. д. Рас­ пад родового общества и образова­ ние рабовладельческого общества привели к появлению малобожных религий, а большинству богов был придан образ человека. Человечест­ ву к этому моменту довольно хорошо стали известны значительные тер­ ритории. Богам пришлось потес­ ниться, их поместили на вершины крупных гор, в пустыни, в дебри непроходимых лесов. Прошло еще несколько веков. Лю­ ди научились плавить металлы, из­ готовлять сложные машины, грани­ цы знания выросли еще больше и богам пришлось переселиться на не­ беса. Только кое-где, как отголоски прошлого, люди сохранили на земле домовых, леших, русалок. Таким образом, действительное знание — зародыш науки — и ре­ лигия появились одновременно, про­ шли длинный путь развития, на ко­ тором религия все время сопротив­ лялась науке, а наука шаг за шагом упорно разрушала фантастические вымыслы всех и всевозможных ве­ рований. В настоящее время наука достиг­ ла очень высокого развития. Всяко­ му мыслящему человеку ясно, что в природе не может быть никаких бо­ гов, духов и других волшебных сил. Почему же все-таки существует ре­ лигия в капиталистических стра­ нам? О корнях религии В. И. Ленин писал, что в современных' капита­ листических странах эти корни глав­ ным образом социальные. Социаль­ ная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощ­ ность их перед силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше са­ мых ужасных страданий, самых ди­ ких мучений рядовым рабочим лю­ дям, чем всякие из ряда вон выходя­ щие события вроде войн, землетря­ сений и т. д. — вот в чем самый глубокий корень современных рели­ гий. Капитализм поддерживает рели­ гию материально, ибо она помогает ему эксплоатировать трудящихся. Почему же существует религия в нашей стране? У нас религия яв­ ляется пережитком капитализма. Значительная часть советского на­ рода, вооруженная знаниями марк­ сизма-ленинизма, отошла от рели­ гии. Однако религиозное мировоззре­ ние распространено у нас еще широ­ ко. Корни религии кроются в недо­ статочности культурного уровня не­ которой части советских людей. Вся история свидетельствует о том, что наука в борьбе с религией побеждает последнюю. Поэтому надо смело нести в массы знания о зако­ нах развития природы и общества. На основе быстрого роста материаль­ ного и культурного благосостояния масс пропаганда научного мировоз­ зрения принесет богатые плоды. Быстрое развитие экономики и науки в нашей стране, создание за­ пасов материальных ценностей в скором времени приведут к тому, что советские люди перестанут за­ висеть от таких стихийных бедст­ вий, как засуха, ливень и т. п. Все это увеличит уверенность лю­ дей в своих силах. Человек комму­ нистического завтра должен быть свободным от религиозных предрас­ судков. С. СУРКОВ. Действительный член Все­ союзного общества по рас­ пространению политических и научных знаний. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка Участники и экскурсанты Всесоюзной сельскохозяйственной выставки внимательно изучают опыт передовых колхозов, машин­ но-тракторных станций и совхозов. На снимке: экскурсовод А. И. РОДИОНОВА рассказывает группе участников выставки о высокоурожайной пшенице «Мо­ сковка». Прессклише ТАСС. Вместо обзора стенной печати X г Без руководства и помощи Литература в помощЬ агитаторам 1 января нынешнего года в Аб- рам-мысских судоремонтных мастер­ ских вышел новогодний номер стен­ ной газеты «Судоремонтник». Рас­ сказывая о результатах работы коллектива в 'истекшем году, стен­ газета поставила перед судоремонт­ никами задачи, решение которых поможет коллективу своевременно и досрочно ремонтировать промысло­ вые суда сельдяного флота. ‘Коллектив мастерских ожидал, что стенная газета будет помогать ре­ монтникам своевременно вскрывать и устранять недостатки, нацеливать на досрочное выполнение графика ремонта судов. Однако надежды (ре­ монтников не оправдались. Стенная газета не только не ставила злобо­ дневные, актуальные вопросы, но и выходила от случая к случаю, при­ чем только по праздникам. Почему же так произошло, что стенная газета «Судоремонтник» выходит очень редко, что она не мо- билизуету -по-настоящему коллектив на успешное решение стоящих пе­ ред ним задач? Прежде всего и главным образом потому, что (ред­ коллегии не оказывается необходи­ мой помощи со стороны партийной и профсоюзной организаций, орга­ ном которых является стенная га­ зета. Редактор стенгазеты тов. Бе­ ляков уже неоднократно ставил пе­ ред секретарем партбюро тов. Дег­ тевым вопрос о необходимости до­ полнения состава редколлегии рабо­ тоспособными, любящими это дело людьми. Прислушаться к просьбе редактора стенгазеты следовало бы. Сейчас большинство членов ред­ коллегии не выполняют возложен­ ных на них обязанностей. Так, на­ пример, токарь тов. Скитович и инженер-конструктор тов. Азисова не принимают почти никакого уча­ стия в выпуске стенгазеты, а ма­ стер цеха пенопласта то®. Леднев ограничивает свою работу тем, что сам изредка пишет заметки. Не так давно в судоремонтных (мастерских был организован комсо­ мольский |рейд ‘по проверке орга­ низации труда, использования ма­ териалов и т. д. На основании ма­ териалов рейда редколлегия выпу­ стила специальную сатирическую газету. Партийное ' бюро обсудило материалы, наметило мероприятия по устранению вскрытых недостат­ В библиотеке партийного комите­ та тралового флота организована вы­ ставка литературы в помощь агита­ торам и докладчикам. На выставке представлены книги и брошюры на научно-атеистические темы. Выставка открывается высказыва­ нием В. И. Ленина: «Все современ­ ные религии и церкви, все и всяче­ ские религиозные организации марк­ сизм рассматривает всегда, как ор­ ганы .буржуазной реакции, служа­ щие защите эксплуатации и одурма­ ниванию рабочего класса». Среди книг, представленных на выставке, брошюры «Атеизм рус­ ских революционных демократов», «Великие русские ученые в борьбе с религиозными предрассудками», «Происхождение и классовая сущ­ ность христианства», «О классовом характере религиозной морали», «Происхождение религиозных обря­ дов и праздников», «О сектанстве» и другие. ков. Но странное дело, редактор стеигазеты тов. Беляков почему-то даже не был приглашен на это за­ седание. Сейчас, как и в прошлые месяцы, перед коллективом мастерских стоит ответственная задача — как можно быстрее выпускать из ремонта суда «Мурмансельди» и тем самым помо­ гать промысловикам ликвидировать недолов сельди. Большую помощь в этом может и должна оказать стен­ ная газета «Судоремонтник». Администрация, партийная и профсоюзная организации предприя­ тия имеют возможность использо­ вать ее, как трибуну для критики недостатков. Но этого не! делается. Директор мастерских тов. Дзятко, например, в' стенгазете совсем не участвует. 'То же самое следует ска­ зать и о председателе местного ко­ митета профсоюза тов. Галахове. Они не считают нужным выступить в стенгазете, поставить задачи пе­ ред коллективом. Их примеру следу­ ют также начальник механическо­ го цеха тов. Щепетов, главный ин­ женер тов. Чиркин и многие другие руководящие работники мастерских. В том, что тазета не стала боевым органом партийной и профсоюзной организаций, значительная доля вины ложится на ее редактора тов. Белякова. Не чувствуя необходимой помощи от партийного бюро и мест­ ного комитета профсоюза, а также от членов редколлегии, тов. Беля­ ков, как говорят, опустил руки. Он считает, что при • создавшихся ус­ ловиях стенгазету выпустить не­ возможно. А это неверно. Нужно са­ мому проявлять больше инициативы, более решительнее и настойчивее ставить вопросы перед руководите - лтаи партийной и профсоюзной ор­ ганизаций, добиваться, чтобы все члены ^редколлегии принимали ак­ тивное участие в подготовке и вы­ пуске стенгазеты. Задача редколлегии своевременно, в установленные сроки выпускать хорошую стенгазету, помогать кол­ лективу успешно решать _ стоящие перед ним задачи, досрочно ремон­ тировать промысловые суда. А обя­ занность партийного бюро и мест­ ного комитета профсоюза судоре­ монтных мастерских оказать в этом редколлегии необходимую помощь. 3. ВАГИН. Сатирическая стенгазета на рыбокомбинате На днях вышел первый номер са­ тирической стенной газеты «Кроко­ дил», издаваемой партийной и проф­ союзной организациями рыбокомби­ ната. каррикатурах и подписях к ним — подвергаются критике дезорганиза­ торы производства, пьяницы, работ­ ники, нерадиво относящиеся к сво- В материалах «Крокодила» — 1им обязанностям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz