Рыбный Мурман. 1954 г. Август.
р ы б н ы й м у р м а н № 101 (185) 25 августа 1954 г. И. НАУМОВ М о р с к о е к р еще н и е * ) В восемь часов утра, когда .поло вина сетей уже была выбрана и па луба заставлена полными сельди бочками, на вахту заступил третий штурман Ваня Черняев. Год тому назад он еще был оиатро- сом и очень хорошо знал, как. мно го для моряков значит ■способность штурмана умело и точно маневриро вать кораблем при выборке сетей. Надо постоянно держать судно в таком положении, чтобы дрифтерный порядок шел 'ровно к середине бор та и тогда выбирать его намного легче и сподручней. А сделать эго не так легко, да еще при штормовой погоде. Молодой штурман обладал точным глазомером, уверенно стоял за рулем. Короткими толчками он посылал судно слегка вперед, зорко наблюдая за длинной цепью буйков. Но в этот день случилось то, чего Черняев долго потом не мог себе простить. Он видел, как сети, вздым- ленные волной, все дальше и дальше уходят параллельно курсу и, чтобы выправить положение судна, перевел ручку машинного телеграфа на «ма лый вперед». Когда сети выравня лись, дал сигнал остановить ход. Но судно почему-то упрямо шло вперед, и Черняев заметил, как белые буйки один за другим погружаются под борт корабля. Бросившись к телеграфу, он рванул ручку на себя, подал сиг нал «полный назад». Но было уже поздно. Машина на чала работать с перебоями и вскоре совсем заглохла. — Что же, действуй! — ободрил вбежавший в рубку капитан. — Должно быть, намотали на винт, — каким-то чужим голосом растерянно произнес Черняев. И только тогда он понял серьезность положения. — Что я наделал? Виктор Ивано вич... — Не хныкать, — строго оборвал его капитан и, посмотрев на побе левшего Черняева, мягче добавил: — Ничего страшного, Ваня. Не опускай руки. Распорядись закрепить ста новой вожак, а я пошел на корму. Там уже суетились матросы, слы шались их отрывистые возгласы. Кто-то предлагал обрубить вожак и освободить винт от намотанного толстого манильского троса, а с одни ми сетями еще можно справиться своими силами. Но капитан отлично понимал всю опасность положения, в которое попал корабль, обречен ный на беспомощность в открытом и бурном море. — Завести подкильный конец, подготовить' багры, — распорядился капитан. Его спокойствие и уверен ность в этот опасный час передались и всем другим морякам. — Надо к баграм подвязать ножи и обрезать ими намотанную на винт сеть, — продолжал боцман. — Что же, действуй! — одобрил капитан. Но как ни старались матросы, де ло подвигалось медленно, а опасно сти нарастали с каждой минутой, корабль могло оторвать от вожаково- го троса, что грозило новыми бедами. — С такими темпами мы до ночи будем ковыряться, — недовольно пробурчал дрифмейстер. — Что же ты предлагаешь? — сурово спросил капитан. — Единственный способ — спу ститься за борт и, поддерживаясь за подкильный конец, обрезать сеть. — Ну, это не так просто, — отве тил Полозов. — Не каждый может справиться с таким делом. — Товарищ капитан, разрешите мне попытать свои силы, — с наиг ранной решимостью заявил вдруг Береснев. Тот долго не решался, но, наконец, Р а + с с к а з + на матроса, Окончание. 22 августа. Начало в № от пристально посмотрев сказал: — Что ж, испробуй. Только надо обвязаться шкертом. Другие будут поддерживать с палубы. Температура воды здесь плюс 5—6 градусов. Береснев разделся и, зажав нож в зубах, полез по спущенному шторм трапу за борт. Володя Коровин, вместе с другими матросами стоявший на корме, со смешанным чувством удивления и даже зависти следил за каждым движением Береснева. В этот момент он казался ему человеком отважным, волевым, настоящим моряком. «А я мог бы поступить так же, как поступил Береснев? — мысленно задал он себе вопрос. — А по чему бы и нет?» Физически он вынослив и достаточно на тренирован. Еще в детстве, вспом нилось ему, купаясь в озере, Володя дольше всех знакомых ребят держал ся под водой. Но то было ради спортивного азарта, а вот здесь сов сем другое,здесь то настоящее, боль шое, к чему он внутренне стремился. Но что это? Володя недоуменно посмотрел за борт — Береснев с жалким и растрепанным видом стоял на качающемся штормтрапе, вздра гивая всем телом при каждом всплеске волны. Наконец, он мед ленно поднялся на корму и, не гля дя ни на кого, глухо сквозь зубы обронил: — Волна крутая. Вот немножко стихнет, тогда можно. Моряки, толпившиеся на корме, молча взялись за багры. Боцман коротко приказал: — Одевайся, Береснев, и живо в кубрик. Тот с каким-то виноватым, при шибленным видом пошел в су шилку. В это время Володя Коровин ре шительно шагнул к капитану. — Позвольте, Виктор Иванович, мне заменить Береснева,— заикаясь от охватившего его внутреннего волнения, попросил он. Полозов с недоумением посмотрел на Володю и только махнул рукой. — Еще один водолаз нашелся. Делай свое дело и не берись за то, чего не сумеешь сделать. Но Володя с таким жаром начал упрашивать, что капитан начал сда ваться. — Пожалуйста, Виктор Иванович, вот увидите — я не подведу. Я могу долго держаться под водой, — гово рил Володя. В эту минуту он боялся только одного — вдруг капитан не поверит в него, посчитает это за мальчишескую выходку. Но капитан, очевидно тронутый горячностью юноши, впервые вни мательно посмотрел на его возбуж денное лицо с упрямо сжатыми гу бами и негромко сказал: — Добро, Коровин. Пусть это бу дет первым твоим морским креще нием. Володя быстро разделся и переки нул через борт свое гибкое, упругое тело. — Крепче держись одной рукой за подкильный конец, — посовето вал боцман. Володя кивнул головой, и вскоре его фигура исчезла в набежавшей волне. Прошло несколько долгих томи тельных секунд. Но вот его голова со слипшимися белыми волосами появилась на поверхности. Он судо рожно, точно рыба, выброшенная из воды, глотал воздух, ничего не видя и не слыша из того, что ему кричали с кормы. Сделав глубокий вздох, Во лодя снова погрузился в воду. Цепко держась за канат, он рывком спу стился за подзор кормы. Теперь в мутной прозелени воды он уже ясней различал и гребной винт и намотан ную вокруг него сеть. Слелав взмах правой рукой, он погружал нож в мягкое полотно сети, выплывал на поверхность, чтобы глотнуть воздуха и снова спускался вниз, делая еще один взмах нолсом. Огромное напря жение овладело всем его существом, тело казалось удивительно невесомым и как будто чьим-то чужим, невос приимчивым к холоду и боли. Он не чувствовал, как руки кровоточили и все тело было покрыто ссадинами. Всплывая на поверхность и снова погружаясь в воду, Володя испыты вал только жадное нетерпение ско рее разделаться с этой проклятой сетыо, облепившей гребной винт корабля. И когда он последний раз выныр нул из глубины и услышал громкие крики столпившихся на корме лю дей, только тогда он понял, что надо подниматься наверх, что все уже кончено. Огромная усталость охва тила его вздрагивающее тело, и он последним усилием ухватился за смолистый канат штормтрапа. Чьи-то сильные руки втащили его на палу бу, кто-то влил ему жаркую, облш- гающую жидкость в рот. Он плохо, точно во сне. видел, как его привели в кубрик и уложили на койку. Но последнее, что он чувствовал, был дробный, частый стук машины и слегка вздрагивающий корпус ко рабля. Потом все изчезло, и он за былся в беспокойном сне. Сознание вместе с какой-то тупой болью во всем теле вернулось к не му только на второй день. — Ну, как себя чувствуешь, мо ряк? — услышал он над собой чей- то голос. Различив в полутьме куб рика высокую сутулую фигуру капи тана и стоявшего рядом с ним Ваню Черняева, Володя хотел было под няться, но с виноватой улыбкой снова опустил голову на подушку. — Капитан как-то особенно при стально посмотрел на Володю, кото рый лежал все с той же застывшей, растерянной улыбкой, и ласково спросил: — Я слышал, ты в мореходку по ступать готовишься? — Думаю осенью подать заявле ние. — Добро, — сказал капитан. — Следует поучиться. Из тебя настоя щий моряк выйдет. А в школу по ступить поможем. Ну, поправляйся. - И капитан, круто повернувшись, вышел из кубрика. На палубе он увидел боцмана и, подозвав к себе, доверительно ска зал: — Удивил меня этот Коровин. Та кой был тихий, неприметный, а вот каким волевым моряком показал себя. — Растущий паренек, душевный, — отозвался боцман, — курс жизни взял правильный. Добрый моряк будет! Это происходит в Западной Германии ■г_2ь Этот снимок, помещенный в американском журнале «Лайф», изображает очередную пирушку студенческой корпорации в За падной Германии. Известно, что эти корпорации были рассадника ми ницизма и расизма. Их участники отличались пристрастием к пьянству и дракам. После свержения Гитлера корпорации были за прещены. Ныне они возрождаются. Даже буржуазный журнал на ходит нужным напомнить своим читателям о крайнем национализ ме корпорантов. Подозрительные визиты Как стало известно, в конце ав густа американские военные кораб ли вновь войдут в Черноморские проливы и пробудут некоторое вре мя в Стамбульском порту. Частые заходы американских военных кораблей в Черноморские проливы не могут не обратить на себя внимание. Число подобных по сещений растет из года в год. Уве личиваются состав и тоннаж мор ских отрядов, посещающих порты Проливов. Об этом убедительно свидетельст вуют следующие данные: в 1951 го ду из 49 иностранных военных ко раблей, заходивших в Проливы, 37 кораблей общим тоннажем в 345 тыс. тонн принадлежали военно-мор ским силам США; в 1952 году из 69 иностранных военных кораблей было уже 52 американских, тоннаж которых составил 511 тыс. тонн. В прошлом году Проливы посетили 89 иностранных военных кораблей. 60 из них водоизмещением в 541 тыс. тонн были американскими. При этом нередко американские корабли вхо дят в проливы крупными отрядами, насчитывающими по 10— 15 еди ниц. Возникает вопрос: какие цели преследуют многочисленные посеще ния американскими морскими отря дами Черноморских проливов, допуск в которые иностранных военных ко раблей регулируется положениями Конвенции о режиме Проливов? Продолжительное время делались попытки выдать эти посещения за «визиты вежливости», совершаемые американскими военными кораблями по приглашению турецкого прави тельства. Нельзя было, однако, не заметить, что «визиты вежливости» наносились весьма часто. Вместе с тем вызывало недоумение, что эти визиты, вопреки принятым обычаям, носят односторонний характер, так — Да, верный курс проложить не | как турецкий флот не наносит^аме- так уж трудно, — в раздумье про говорил Полозов, занятый, очевидно, какой-то своей мыслью. — А вот пройти весь путь, не сбиваясь с курса, это сложней. — Положим, иногда и опытные моряки сбиваются с курса, — про стодушно заявил Евлахов. — Да коль во время исправят оплошность — беды большой не будет. — Это ты кого же имеешь в ви ду? — капитан испытывающе по смотрел на боцмана. — Да никого в частности, — с тем же простодушным видом ответил боцман. — Так, к слову пришлось. Море грозное и бурное накануне, сегодня дышало величавым покоем. риканцам ответных визитов. Стало очевидным и то, что эти посещения предпринимаются по инициативе США. Известно, что статья 14-я Кон венции о режиме Проливов устанав ливает, что общий максимальный тонная; всех судов иностранных мор ских отрядов в Проливах не должен превышать 15 тыс. тонн. Нетрудно понять, что посещения порта Стам бул американскими эскадрами тон нажем, превышающим 100 тысяч риканских кораблей, тонн, никак не попадают под дей ствие данной статьи. Из этого может следовать только один вывод: посе щения американскими кораблями Проливов не имеют ничего общего с посещениями, предусматриваемыми и допускаемыми Конвенцией о режи ме Проливов, и производятся в на рушение установленных ею усло вий. Как показывают события, под линные причины, побуждающие Сое диненные Штаты, пользуясь содей ствием Турции, посылать в Проливы один морской отряд за другим, кроют ся прежде всего в том повышенном интересе, который проявляет амери канское военное командование к изу чению условий навигации и плава ния в Черноморских проливах. Из вестно, что соглашения, заключен ные между США и Турцией, отдают турецкие военно-морские базы в распоряжение американских воору женных сил. Американское коман дование готовит свой военно-морской флот для действия в турецких водах и для базирования в турецких пор тах. Нельзя поэтому считать случай ным, что в составе отрядов, посе щающих Проливы, часто находятся одни и те же корабли. Так, напри мер, американские крейсеры «Сэ- лем» и «Ньюпорт Ньюс» посещают Проливы ежегодно, а некоторые су да по два — три раза в год. Очевид но, что эти корабли имеют задание тщательно изучить условия навига ции в Проливах в различные време на года и в различной обстановке. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что походы наибо лее крупных отрядов американских кораблей в Проливы совпадают по времени с определенными политиче скими событиями. Так, зимой этого года широко разрекламированный визит американских кораблей в Стамбул имел место во время поезд ки турецкого президента Баяра в Вашингтон. Зарубежная печать ука зывала, что визит американской эскадры в Стамбул должен был по служить демонстрацией укрепления турецко-американской «дружбы », произведя соответствующее впе чатление на соседей Турции. Поход американских кораблей в Стамбул, назначенный на конец августа, так же совпадает с подписанием турец ко-югославского договора о военном союзе. Советский Союз уже не раз обра щал внимание Турции на участив шиеся заходы в порты Черномор ских проливов крупных отрядов аме- принимающие характер открытых военных демон страций. Подобные действия Турции не могут содействовать улучшению советско-турецких отношений. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75 , зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел п отдел культуры и быта 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 4103 Тир. 2.500 ПН 03816
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz