Рыбный Мурман. 1954 г. Август.
№ 98 (182) 18 августа 1954 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Еще раз об отстающих кораблях На траловом флоте есть корабли, которые систематически не справ ляются с месячными и квартальны ми планами добычи рыбы, возвра щаются с промысла с .невыполнен ными репсовыми заданиями. Работа таких траулеров дорого обходится государству. Среди руководителей тралового Флота и Главмурманрыбпрома ве дется много разговоре об отстаю щих кораблях, намечаются общие мероприятия по борьбе с -отстава нием, ставятся в пример передовые суда. Но .разговоры могут так и оставаться разговорами, если коман дование флота и руководители глав ка не займутся по-настоящему ана лизом отставания каждого судна в отдельности. Если конкретно разобрать .работу каждого отстающего траулера, по- деловому вскрыть .недостатки и сде лать правильный вывод — почему судно не .выполняет план, то тогда было бы намного легче вывести его из прорыва. Мне кажется, что в уп равлении флота и главке таким ана лизам не занимаются, а действуют по принципу «мерить всех одним аршином», На каждом таком судне есть свои недостатки, являющиеся причиной отставания. На одном траулере мо жет быть неопытный капитан, на другом — неправильно организован труд команды, на третьем — от дельные недисциплинированные ли ца мешают выполнению плана, на четвертом — вся неудача ад-за пло хого состояния машины и механиз мов. Причин много, все они по-свое- | В результате такого отношения му характерны. Чтобы ликвидиро- j на судне накопилось много ремонт- вать отставание, нужно тщательно | ных 'работ. Кожуха, защищающие разобраться с каждым кораблем в трубопровод на борту, отваливаются, отдельности, проводить вдумчиво и наверняка. раооту рыоомучная установка находится в плохом состоянии. Вентилятор не Это, видимо, не понимают товари- работает. Из-за подъема пара трау- щи из некоторых отделов главка. В !лер теряет каждый рейс 100— 150 В помощь промысловикам Работа в северо-западных районах моря частности, недавно раоотник отдела добычи тов. Вайнбир, не разобрав шись в причинах отставания трау лера «Лещ», 'просто оскорбил чест ных и добросовестных работников этого судна. Было время, когда траулер «Лещ» на протяжении пяти лет числился передовым кораблем на флоте. Сейчас же с каждым рейсом его показатели становятся все хуже и хуже. Со второго места траулер «Лещ» перешел на ...39. Почему так получилось? Нельзя сказать, чтобы на судне был плохой экипалс. Напротив, большинство матросов честно и добросовестно от носятся к своему делу, болезненно переживают отставание корабля, прилагают все силы, чтобы выпра вить положение, добиться хороших уловов в рейсах. Большим тормозом в работе эки пажа и причиной -всех неудач яв ляются на судне сильно изношен ные механизмы. Каждый раз на судне состав ляются дефектные ведомости на ре монт механизмов, но каждый раз на судоремонтном заводе Главмурман рыбпрома вычеркивают ряд пунк тов, ссылаясь на то, что скоро трау лер станет в заводской ремонт. часов эксплуатационного времени. На поводу у руководителей заво да пошли и работники технического отдела тралового флота- Они каж дый раз уговаривают командование траулера как-нибудь вывести судно еще в один рейс, как-нибудь еще немного продлить жизнь изношен ных механизмов. И это повторяется из :рейса в рейс. Видимо, и в управ лении тралового флота и в главке забыли, что на износ эксплуатиро вать корабли нельзя. Это граничит с преступлением. Такова основная причина отста вания траулера. При наличии ме ханизмов, нуждающихся в ремонте, нельзя совершать успешные про мысловые рейсы. А ведь такое по ложение не только на траулере «Лещ». От этого страдают и многие другие корабли нашего бассейна. Отсюда и получается отставание. Если руководители тралового флота л работники главка будут де тально разбираться в причинах плохой работы того или иного ко рабля, если ремонту механизмов бу дет уделяться больше внимания, то и число отстающих траулеров зна чительно сократится. П. ГРЕЧИШНИКОВ. Помполит траулера «Лещ». Безответственность в важном деле Рыбная мука, изготовляемая на траулерах нашего флота, имеет ис ключительное значение для таких отраслей сельского хозяйства, как животноводство и птицеводство. Исходя из этого, каждый маши нист рыбомучной установки должен до конца использовать сырье на ко рабле, каждый килограмм рыбных отбросов, голов, непромысловой ме лочи, бережно собирать и перераба тывать это в рьгбную муку. Однако, одному машинисту рыбо мучной установки трудно справить ся с этой задачей. В сборе сырья на корабле должны участвовать все члены палубной команды. Из прак тики уже установлено, что на том корабле, где машинист рыбомучной установки работает в тесном кон такте с палубной командой — там соблюдается отбор сырья по качест ву, т. е. головы от рыб отдельно от промысловой мелочи. При таком от- j зину для тебя не будем бросать», боре можно вырабатывать в боль- Каждому машинисту рыбомучной шом количестве рыбную муку выс шего сорта. установки не справиться со своим заданием по выработке .муки, если На рыболовном трайлере «Револю- 1ему не бу,4ут помогать члены эки- ция» вопросам изготовления рыоной муки уделяется слишком мало вни мания. Матросы палубной команды во время разделки рыбы сваливают в одну кучу головы и внутренности рыб, выбрасывая туда же и непро мысловую мелочь. Из этой свалки, конечно, нельзя изготовить доброка чественную муку. Кроме того, когда этой смеси на палубе становится очень много — ее лопатой выбрасы вают за борт — пропадают многие килограммы сырья. Когда мне приходится говорить матросам, что так делать нельзя, что гибнет добро, то в ответ слышу: «Это не наше, а твое дело. Если ус пеешь, то собирай -сам, а мы в кор- пажа. Не случайно, что за выполне ние плана по муке получают деньги и члены палубной команды. Штурманы, капитан, помполит траулера видят сами, как матро сы мешают отходы от рыбы, сбрасывают их за борт, слышат, как машинист рыбомучной установки просит команду помочь ему в сборе сырья —• все же они проходят рав нодушно мимо этих случаев, не де- В осенний период обычно наступа ет резкий спад тралового промысла в северо-восточных районах Баренцо- ва моря. Мощные косяки рыбы, ко торые с успехом облавливаются здесь в весенние и летние месяцы, к ав густу распространяются по огромной площади Новоземельского мелководья и усиленно питаются до тех пор, по ка не наступает похолодание вод. Уловы в этот период в таких райо нах бывают очень низкими. Перед моряками тралового флота стоит задача ликвидации сезонности промысла. Она может быть успешно разрешена за счет освоения новых районов лова рыбы. Наиболее перспективными в осен ний период являются северо-запад ные районы моря — возвышенность Персея, Надеждинскпй район, Зюйд- капский жолоб. Центральная возвы шенность. Сейчас большая группа кораблей тралового флота успешно ведет про мысел на возвышенности Персея. Наибольший интерес для моряков представляет район, куда на днях подошел поисковый траулер «Кит» и где с первых же тралений он обна ружил очень крупную концентрацию рыбы. Промысловый флот здесь рабо тал впервые осенью 1947 года. Ра нее этот район посещали только ис следовательские суда. Промысел базируется на нагуль ной, преимущественно крупной тре ске, приходящей от северо-западных берегов Норвегии. Эти летне-осенние миграции крупной трески на север представляют большой интерес как для изучения биологии рыбы, так и для промышленности. Усиленно питаясь, рыба одновре менно по склону района продвигает ся на восток и облавливается на про тяжении 80—-90 миль. Однако во сточная граница ее распространения еще не установлена и есть все осно вания предполагать, что промысел можно с успехом вести и восточнее. Рыба здесь, по имеющимся данным, держится около трех месяцев — с августа по октябрь. В октябре 1947 года по количеству выловленной ры бы этот район занял первое место, дал около сорока процентов месяч- лают замечании и не ооъяснят ной добычи, хотя работала здесь команде о ценности рыбной муки в ' лишь незначительная часть трауле- сельоком хозяйстве. П. линник. Машинист рыбомучной установки траулера «Рево люция». 800 — 900 рублей, тогда как зара боток токаря 6-го разряда — 60Q — 700 рублей. Чтобы ликвидировать уравнилов ку в заработной плате и наиболее полно осуществить социалистиче ский принцип оплаты по количест ву и качеству труда, добиться пра вильного соотношения роста произ водительности -труда и заработной платы, необходимо настойчиво и последовательно внедрять нормы времени или нормы выработки, ус танавливаемые путем технического нормирования. Упорядочение норми рования труда в ряде цехов Первого подшипникового завода имени Л. М. Кагановича, например, позволило в прошлом году повысить производи тельность труда на 11,5 ироц. вме сто 8 ироц. по плану. При этом за работная плата по заводу в целом возросла на 3,2 проц. Одним из важнейших преиму ществ социалистического строя яв ляется плановое ведение народного хозяйства. '.Советское государство строит свои планы на основе изуче ния экономики, познания и исполь зования экономического закона пла номерного, пропорционального разви тия народного хозяйства. Этот закон дает объективную возможность пра вильно планировать общественное роднохозяйственный план является законом работы для любого предпри ятия. Исходя из государственных за даний, предприятия составляют раз вернутые планы производственно технической и хозяйственно-финан совой деятельности — техпромфин- планы. Основой для их разработки служат нормы использования машин, механизмов и агрегатов, нормы за траты рабочего времени, нормы расхода материалов, топлива, элек троэнергии, инструмента и т. п. Во всей системе норм, по которым разрабатываются техпромфиниланы, большое место занимают нормы за траты рабочего времени. На основе этих норм определяется плановое использование производственной мощности цехов и предприятия в це лом, составляются производственные программы цехов, участков и плано вые задания для отдельных рабочих мест, определяются потребное коли чество оборудования, рабочих и фонд заработной платы рабочих-сделыци- ков. Все эти плановые расчеты долж ны производиться только по нормам затраты рабочего времени, которые устанавливаются путем технического норми|ювания, обеспечивающего наи более полное ’ использование произ водственных возможностей оборудо- _вания н инструмента, широкое рас- производство. Государственный н а - ' пространение опыта передовых ра- оочих, применение наиболее совер шенной технологии. Техническое нормирование труда имеет важное значение для опера тивного планирования производства и организации работы по календар ному графику. Месячные, суточные, сменные и часовые графики состав ляются на основе норм затраты ра бочего времени на выполнение от дельных работ. Равномерная и вза- имно-увязанная во времени работа отдельных производственных участ ков и цехов может быть обеспечена только при внедрении графиков, ко торые. разработаны на основе норм времени, установленных техниче ским нормированием. Народнохозяйственное значение технических норм очень велико. «Технические нормы, — говорил Л. В. Сталин, — это большая регу лирующая сила, организующая на производстве широкие массы рабо чих вокруг передовых элементов ра бочего класса». Партийные, хозяйст венные и профсоюзные органы должны настойчиво добиваться заме ны Устаревших опытно-статистиче ских норм технически обоснованны ми, способствовать развитию и со вершенствованию методов техниче ского нормирования. П. ПЕТРОВ. Кандидат экономических наук. ров. Уловы тогда в этом районе были втрое больше, чем в южной части моря. Рельеф дна здесь довольно сложен. На северо-востоке, юге и юго-восто ке глубины возрастают. Большой ин терес представляет квадрат, где траулер «Кит» обнаружил рыбу и где сейчас работает группа судов. В этом квадрате изобаты проходят в направлении с юга на север. В раз ных его частях глубины меняются. Наиболее удобным местом промысла является центральная и восточная части квадрата. Необходимо обра щать внимание на баночку в северо- восточном углу квадрата, так как там часто встречаются отрицатель ные придонные температуры. Наши промысловые корабли, как показывает опыт, имели большие уловы при работе курсами норд — норд-ост на глубинах, наиболее ха рактерных для центральной части квадрата. Другие траулеры успешно промышляли в северной части квад рата, идя курсом ост-вест и спуская трал на глубину 185— 190 метров. В восточной части квадрата грунт благоприятен для траления, но здесь встречаются отдельные камни — плиты. Нередко в трал попадают губка, креветки, многолучевые звез ды, крабы и другие представители животного мира. В соседнем север ном квадрате в трал попадают кам ни, а в центральной его части даже обнаружен задев. В квадрате, расположенном не сколько западнее, низка придонная температура. Здесь нет рыбы и поэ тому спускать в этом районе орудия лова бесполезно. Опыт работы ряда кораблей пока зывает, что наиболее хорошим райо ном промысла является северо-во сточная часть квадрата, где стоял буй траулера «Киг». Отсюда на во сток проходит очень благоприятная изобата. Из центральной же части соседнего восточного квадрата прохо дит другая изобата того большого района, где целесообразно работать флоту. Северней этой банки глуби ны меньше, но скопления рыбы очень возможны. Южнее, наоборот, глуби ны резко увеличиваются и рыбы там нет, так как низка придонная темпе ратура. На всем протяжении банки хорошие илистые грунты с богатой растительностью, но встречаются здесь и задевы. Этот район богат пищей для рыбы. Здесь много мойвы, капшака. Когда рыба питается мойвой, то вполне возможны кратковременные перебои в промысле, так как рыба совершает вертикальные миграции. При этих миграциях во время южных и юго- восточных ветров перебои в промыс ле могут быть довольно длительны ми. Это результат того, что мойва двигается на ветер и увлекает за со бой треску в зону с низкими придон ными температурами. Треска же не которое время не опускается в при донные слои воды до того, как снова выйдет на банку. При работе в этих районах тралы должны вооружаться обычным пу тем, нужно только постоянно сле дить за тем, чтобы орудия лова были в образцовом состоянии. Работая на возвышенности Персея, капитаны промысловых и особенно поисковых судов должны обладать большой выдержкой, все время наб людать за перемещениями косяков и удерживать траулеры на наиболее густых концентрациях. Район этот еще плохо изучен. Капитанам следу ет тщательно вести промысловые планшеты, внимательно следить за глубинами и наносить их на эти планшеты. Нельзя упускать ни одной возмож ности астрономических определений, помня о том, что здесь очень вели ки рефракции и к получаемым после обсервации точкам нужно подходить критически. Чем серьезнее и скорее будут на коплены и обобщены материалы по этому району, тем быстрее и успеш нее будут полностью использованы богатые сырьевые возможности воз вышенности Персея. В. ПОПОВ. Заместитель начальника про мыслового отдела тралового флота. Квартальный план на 10 сентября ТРАУЛЕР «ЧЕЛЮСКИНЕЦ ПАВ ЛОВ». (По радио). Широко развер нув социалистическое соревнование за сверхплановую добычу рыбы, экипаж нашего корабля добился больших производственных успе хов. Уже выполнено .годовое за дание по выработке рыбной муки и рыбьего жира. План добычи рыбы третьего квартала, с учетом поста новки судна в ремонт, также реали зован. Подсчитав свои возможности, мо ряки траулера «Челюскинец Пав лов» взяли новое повышенное обя зательство. Решено дать дополни тельно сверх годового задания 50 тонн рыбной муки и 25 тонн) рыбь его жира. Квартальный план добы чи рыбы экипаж обязался выпол нить к 10 сентября. Капитан О. БЕЗРУКОВ. Помполит Д. СТРЕЛКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz