Рыбный Мурман. 1954 г. Август.

№ 98 (182) 18 августа 1954 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Еще раз об отстающих кораблях На траловом флоте есть корабли, которые систематически не справ­ ляются с месячными и квартальны­ ми планами добычи рыбы, возвра­ щаются с промысла с .невыполнен­ ными репсовыми заданиями. Работа таких траулеров дорого обходится государству. Среди руководителей тралового Флота и Главмурманрыбпрома ве­ дется много разговоре об отстаю­ щих кораблях, намечаются общие мероприятия по борьбе с -отстава­ нием, ставятся в пример передовые суда. Но .разговоры могут так и оставаться разговорами, если коман­ дование флота и руководители глав­ ка не займутся по-настоящему ана­ лизом отставания каждого судна в отдельности. Если конкретно разобрать .работу каждого отстающего траулера, по- деловому вскрыть .недостатки и сде­ лать правильный вывод — почему судно не .выполняет план, то тогда было бы намного легче вывести его из прорыва. Мне кажется, что в уп­ равлении флота и главке таким ана­ лизам не занимаются, а действуют по принципу «мерить всех одним аршином», На каждом таком судне есть свои недостатки, являющиеся причиной отставания. На одном траулере мо­ жет быть неопытный капитан, на другом — неправильно организован труд команды, на третьем — от­ дельные недисциплинированные ли­ ца мешают выполнению плана, на четвертом — вся неудача ад-за пло­ хого состояния машины и механиз­ мов. Причин много, все они по-свое- | В результате такого отношения му характерны. Чтобы ликвидиро- j на судне накопилось много ремонт- вать отставание, нужно тщательно | ных 'работ. Кожуха, защищающие разобраться с каждым кораблем в трубопровод на борту, отваливаются, отдельности, проводить вдумчиво и наверняка. раооту рыоомучная установка находится в плохом состоянии. Вентилятор не Это, видимо, не понимают товари- работает. Из-за подъема пара трау- щи из некоторых отделов главка. В !лер теряет каждый рейс 100— 150 В помощь промысловикам Работа в северо-западных районах моря частности, недавно раоотник отдела добычи тов. Вайнбир, не разобрав­ шись в причинах отставания трау­ лера «Лещ», 'просто оскорбил чест­ ных и добросовестных работников этого судна. Было время, когда траулер «Лещ» на протяжении пяти лет числился передовым кораблем на флоте. Сейчас же с каждым рейсом его показатели становятся все хуже и хуже. Со второго места траулер «Лещ» перешел на ...39. Почему так получилось? Нельзя сказать, чтобы на судне был плохой экипалс. Напротив, большинство матросов честно и добросовестно от­ носятся к своему делу, болезненно переживают отставание корабля, прилагают все силы, чтобы выпра­ вить положение, добиться хороших уловов в рейсах. Большим тормозом в работе эки­ пажа и причиной -всех неудач яв­ ляются на судне сильно изношен­ ные механизмы. Каждый раз на судне состав­ ляются дефектные ведомости на ре­ монт механизмов, но каждый раз на судоремонтном заводе Главмурман­ рыбпрома вычеркивают ряд пунк­ тов, ссылаясь на то, что скоро трау­ лер станет в заводской ремонт. часов эксплуатационного времени. На поводу у руководителей заво­ да пошли и работники технического отдела тралового флота- Они каж­ дый раз уговаривают командование траулера как-нибудь вывести судно еще в один рейс, как-нибудь еще немного продлить жизнь изношен­ ных механизмов. И это повторяется из :рейса в рейс. Видимо, и в управ­ лении тралового флота и в главке забыли, что на износ эксплуатиро­ вать корабли нельзя. Это граничит с преступлением. Такова основная причина отста­ вания траулера. При наличии ме­ ханизмов, нуждающихся в ремонте, нельзя совершать успешные про­ мысловые рейсы. А ведь такое по­ ложение не только на траулере «Лещ». От этого страдают и многие другие корабли нашего бассейна. Отсюда и получается отставание. Если руководители тралового флота л работники главка будут де­ тально разбираться в причинах плохой работы того или иного ко­ рабля, если ремонту механизмов бу­ дет уделяться больше внимания, то и число отстающих траулеров зна­ чительно сократится. П. ГРЕЧИШНИКОВ. Помполит траулера «Лещ». Безответственность в важном деле Рыбная мука, изготовляемая на траулерах нашего флота, имеет ис­ ключительное значение для таких отраслей сельского хозяйства, как животноводство и птицеводство. Исходя из этого, каждый маши­ нист рыбомучной установки должен до конца использовать сырье на ко­ рабле, каждый килограмм рыбных отбросов, голов, непромысловой ме­ лочи, бережно собирать и перераба­ тывать это в рьгбную муку. Однако, одному машинисту рыбо­ мучной установки трудно справить­ ся с этой задачей. В сборе сырья на корабле должны участвовать все члены палубной команды. Из прак­ тики уже установлено, что на том корабле, где машинист рыбомучной установки работает в тесном кон­ такте с палубной командой — там соблюдается отбор сырья по качест­ ву, т. е. головы от рыб отдельно от промысловой мелочи. При таком от- j зину для тебя не будем бросать», боре можно вырабатывать в боль- Каждому машинисту рыбомучной шом количестве рыбную муку выс­ шего сорта. установки не справиться со своим заданием по выработке .муки, если На рыболовном трайлере «Револю- 1ему не бу,4ут помогать члены эки- ция» вопросам изготовления рыоной муки уделяется слишком мало вни­ мания. Матросы палубной команды во время разделки рыбы сваливают в одну кучу головы и внутренности рыб, выбрасывая туда же и непро­ мысловую мелочь. Из этой свалки, конечно, нельзя изготовить доброка­ чественную муку. Кроме того, когда этой смеси на палубе становится очень много — ее лопатой выбрасы­ вают за борт — пропадают многие килограммы сырья. Когда мне приходится говорить матросам, что так делать нельзя, что гибнет добро, то в ответ слышу: «Это не наше, а твое дело. Если ус­ пеешь, то собирай -сам, а мы в кор- пажа. Не случайно, что за выполне­ ние плана по муке получают деньги и члены палубной команды. Штурманы, капитан, помполит траулера видят сами, как матро­ сы мешают отходы от рыбы, сбрасывают их за борт, слышат, как машинист рыбомучной установки просит команду помочь ему в сборе сырья —• все же они проходят рав­ нодушно мимо этих случаев, не де- В осенний период обычно наступа­ ет резкий спад тралового промысла в северо-восточных районах Баренцо- ва моря. Мощные косяки рыбы, ко­ торые с успехом облавливаются здесь в весенние и летние месяцы, к ав­ густу распространяются по огромной площади Новоземельского мелководья и усиленно питаются до тех пор, по­ ка не наступает похолодание вод. Уловы в этот период в таких райо­ нах бывают очень низкими. Перед моряками тралового флота стоит задача ликвидации сезонности промысла. Она может быть успешно разрешена за счет освоения новых районов лова рыбы. Наиболее перспективными в осен­ ний период являются северо-запад­ ные районы моря — возвышенность Персея, Надеждинскпй район, Зюйд- капский жолоб. Центральная возвы­ шенность. Сейчас большая группа кораблей тралового флота успешно ведет про­ мысел на возвышенности Персея. Наибольший интерес для моряков представляет район, куда на днях подошел поисковый траулер «Кит» и где с первых же тралений он обна­ ружил очень крупную концентрацию рыбы. Промысловый флот здесь рабо­ тал впервые осенью 1947 года. Ра­ нее этот район посещали только ис­ следовательские суда. Промысел базируется на нагуль­ ной, преимущественно крупной тре­ ске, приходящей от северо-западных берегов Норвегии. Эти летне-осенние миграции крупной трески на север представляют большой интерес как для изучения биологии рыбы, так и для промышленности. Усиленно питаясь, рыба одновре­ менно по склону района продвигает­ ся на восток и облавливается на про­ тяжении 80—-90 миль. Однако во­ сточная граница ее распространения еще не установлена и есть все осно­ вания предполагать, что промысел можно с успехом вести и восточнее. Рыба здесь, по имеющимся данным, держится около трех месяцев — с августа по октябрь. В октябре 1947 года по количеству выловленной ры­ бы этот район занял первое место, дал около сорока процентов месяч- лают замечании и не ооъяснят ной добычи, хотя работала здесь команде о ценности рыбной муки в ' лишь незначительная часть трауле- сельоком хозяйстве. П. линник. Машинист рыбомучной установки траулера «Рево­ люция». 800 — 900 рублей, тогда как зара­ боток токаря 6-го разряда — 60Q — 700 рублей. Чтобы ликвидировать уравнилов­ ку в заработной плате и наиболее полно осуществить социалистиче­ ский принцип оплаты по количест­ ву и качеству труда, добиться пра­ вильного соотношения роста произ­ водительности -труда и заработной платы, необходимо настойчиво и последовательно внедрять нормы времени или нормы выработки, ус­ танавливаемые путем технического нормирования. Упорядочение норми­ рования труда в ряде цехов Первого подшипникового завода имени Л. М. Кагановича, например, позволило в прошлом году повысить производи­ тельность труда на 11,5 ироц. вме­ сто 8 ироц. по плану. При этом за­ работная плата по заводу в целом возросла на 3,2 проц. Одним из важнейших преиму­ ществ социалистического строя яв­ ляется плановое ведение народного хозяйства. '.Советское государство строит свои планы на основе изуче­ ния экономики, познания и исполь­ зования экономического закона пла­ номерного, пропорционального разви­ тия народного хозяйства. Этот закон дает объективную возможность пра­ вильно планировать общественное роднохозяйственный план является законом работы для любого предпри­ ятия. Исходя из государственных за­ даний, предприятия составляют раз­ вернутые планы производственно­ технической и хозяйственно-финан­ совой деятельности — техпромфин- планы. Основой для их разработки служат нормы использования машин, механизмов и агрегатов, нормы за­ траты рабочего времени, нормы расхода материалов, топлива, элек­ троэнергии, инструмента и т. п. Во всей системе норм, по которым разрабатываются техпромфиниланы, большое место занимают нормы за­ траты рабочего времени. На основе этих норм определяется плановое использование производственной мощности цехов и предприятия в це­ лом, составляются производственные программы цехов, участков и плано­ вые задания для отдельных рабочих мест, определяются потребное коли­ чество оборудования, рабочих и фонд заработной платы рабочих-сделыци- ков. Все эти плановые расчеты долж­ ны производиться только по нормам затраты рабочего времени, которые устанавливаются путем технического норми|ювания, обеспечивающего наи­ более полное ’ использование произ­ водственных возможностей оборудо- _вания н инструмента, широкое рас- производство. Государственный н а - ' пространение опыта передовых ра- оочих, применение наиболее совер­ шенной технологии. Техническое нормирование труда имеет важное значение для опера­ тивного планирования производства и организации работы по календар­ ному графику. Месячные, суточные, сменные и часовые графики состав­ ляются на основе норм затраты ра­ бочего времени на выполнение от­ дельных работ. Равномерная и вза- имно-увязанная во времени работа отдельных производственных участ­ ков и цехов может быть обеспечена только при внедрении графиков, ко­ торые. разработаны на основе норм времени, установленных техниче­ ским нормированием. Народнохозяйственное значение технических норм очень велико. «Технические нормы, — говорил Л. В. Сталин, — это большая регу­ лирующая сила, организующая на производстве широкие массы рабо­ чих вокруг передовых элементов ра­ бочего класса». Партийные, хозяйст­ венные и профсоюзные органы должны настойчиво добиваться заме­ ны Устаревших опытно-статистиче­ ских норм технически обоснованны­ ми, способствовать развитию и со­ вершенствованию методов техниче­ ского нормирования. П. ПЕТРОВ. Кандидат экономических наук. ров. Уловы тогда в этом районе были втрое больше, чем в южной части моря. Рельеф дна здесь довольно сложен. На северо-востоке, юге и юго-восто­ ке глубины возрастают. Большой ин­ терес представляет квадрат, где траулер «Кит» обнаружил рыбу и где сейчас работает группа судов. В этом квадрате изобаты проходят в направлении с юга на север. В раз­ ных его частях глубины меняются. Наиболее удобным местом промысла является центральная и восточная части квадрата. Необходимо обра­ щать внимание на баночку в северо- восточном углу квадрата, так как там часто встречаются отрицатель­ ные придонные температуры. Наши промысловые корабли, как показывает опыт, имели большие уловы при работе курсами норд — норд-ост на глубинах, наиболее ха­ рактерных для центральной части квадрата. Другие траулеры успешно промышляли в северной части квад­ рата, идя курсом ост-вест и спуская трал на глубину 185— 190 метров. В восточной части квадрата грунт благоприятен для траления, но здесь встречаются отдельные камни — плиты. Нередко в трал попадают губка, креветки, многолучевые звез­ ды, крабы и другие представители животного мира. В соседнем север­ ном квадрате в трал попадают кам­ ни, а в центральной его части даже обнаружен задев. В квадрате, расположенном не­ сколько западнее, низка придонная температура. Здесь нет рыбы и поэ­ тому спускать в этом районе орудия лова бесполезно. Опыт работы ряда кораблей пока­ зывает, что наиболее хорошим райо­ ном промысла является северо-во­ сточная часть квадрата, где стоял буй траулера «Киг». Отсюда на во­ сток проходит очень благоприятная изобата. Из центральной же части соседнего восточного квадрата прохо­ дит другая изобата того большого района, где целесообразно работать флоту. Северней этой банки глуби­ ны меньше, но скопления рыбы очень возможны. Южнее, наоборот, глуби­ ны резко увеличиваются и рыбы там нет, так как низка придонная темпе­ ратура. На всем протяжении банки хорошие илистые грунты с богатой растительностью, но встречаются здесь и задевы. Этот район богат пищей для рыбы. Здесь много мойвы, капшака. Когда рыба питается мойвой, то вполне возможны кратковременные перебои в промысле, так как рыба совершает вертикальные миграции. При этих миграциях во время южных и юго- восточных ветров перебои в промыс­ ле могут быть довольно длительны­ ми. Это результат того, что мойва двигается на ветер и увлекает за со­ бой треску в зону с низкими придон­ ными температурами. Треска же не­ которое время не опускается в при­ донные слои воды до того, как снова выйдет на банку. При работе в этих районах тралы должны вооружаться обычным пу­ тем, нужно только постоянно сле­ дить за тем, чтобы орудия лова были в образцовом состоянии. Работая на возвышенности Персея, капитаны промысловых и особенно поисковых судов должны обладать большой выдержкой, все время наб­ людать за перемещениями косяков и удерживать траулеры на наиболее густых концентрациях. Район этот еще плохо изучен. Капитанам следу­ ет тщательно вести промысловые планшеты, внимательно следить за глубинами и наносить их на эти планшеты. Нельзя упускать ни одной возмож­ ности астрономических определений, помня о том, что здесь очень вели­ ки рефракции и к получаемым после обсервации точкам нужно подходить критически. Чем серьезнее и скорее будут на­ коплены и обобщены материалы по этому району, тем быстрее и успеш­ нее будут полностью использованы богатые сырьевые возможности воз­ вышенности Персея. В. ПОПОВ. Заместитель начальника про­ мыслового отдела тралового флота. Квартальный план на 10 сентября ТРАУЛЕР «ЧЕЛЮСКИНЕЦ ПАВ­ ЛОВ». (По радио). Широко развер­ нув социалистическое соревнование за сверхплановую добычу рыбы, экипаж нашего корабля добился больших производственных успе­ хов. Уже выполнено .годовое за­ дание по выработке рыбной муки и рыбьего жира. План добычи рыбы третьего квартала, с учетом поста­ новки судна в ремонт, также реали­ зован. Подсчитав свои возможности, мо­ ряки траулера «Челюскинец Пав­ лов» взяли новое повышенное обя­ зательство. Решено дать дополни­ тельно сверх годового задания 50 тонн рыбной муки и 25 тонн) рыбь­ его жира. Квартальный план добы­ чи рыбы экипаж обязался выпол­ нить к 10 сентября. Капитан О. БЕЗРУКОВ. Помполит Д. СТРЕЛКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz