Рыбный Мурман. 1954 г. Август.

№ 91 (175), 1 августа 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н УМЕЛО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ОРУДИЯ ЛОВА ☆ Беречь промысловое вооружение Тралмейстерский и судоводитель­ ский состав промысловых кораблей несет ответственность за сохране­ ние в хорошем состоянии орудий лава. Именно от того, насколько хо­ рошо тралмейстеры и судоводители будут выполнять свои обязанности, зависит экономное расходование се- тематериалов. Наилучшее использо­ вание средств и материалов, отпус­ каемых морякам государством, спо­ собствует успешному вылову рыбы. Между тем некоторые судоводите­ ли и тралмейстеры иногда забыва­ ют об этом. Грубо наружная правила промыслового судовождения, не соб­ людая установленные курсы на задевистых местах, они не только не экономят сетематериалы, но до­ пускают крупные потери орудий лова, их аварии. Приведем такой факт. В прошед­ шем рейсе наше судно промышляло в Центральном районе вместе с группой других 'Кораблей. Во время вахты старшего помощника капитал на, при штилевой погоде и хорошей видимости, четыре траулера — «Красноармеец», «Кета», «Мерку­ рий» и «Лещ» сцепились тралами. Произошло это потому, что судово­ дители не соблюдали установленных правил. Каждый считал, что нахо­ дящиеся по (соседству Суда усту­ пят ему дорогу. Только это и при­ вело к аварии орудий лова. В результате безответственности судоводителей экипаж нашего судна потерял непроизводительно 6 часов, моряки траулера «Меркурий» — более 12 часов. Не обошлось без простоев и на траулерах «Кета» и «Лещ». Более того, чтобы выйтш из положения, мы были вынуждены отдать трал на «Меркурий». Лихачество, нарушение правил судовождения привели к тому, что мы, по самым скромным подсчетам, потеряли не менее 10 тонн рыбы. На других же судах эти потери бы­ ли более значительными. Промысловый отдел тралового флота должен потребовать от судо­ водителей четкого выполнения ими Своих обязанностей. Без этого не­ возможен успех в работе экипажей траулеров. И. БУРЫХ. Мастер по добыче рыбы траулера «Красноармеец». ☆ ☆ ☆ Исправный трал— з ало г у сп е х а Каждому моряку хорошо известно, что исправный трал в значитель­ ной мере решает успех промысла рыбы. Вот почему к тралмейстерско- му составу предъявляются большие требования. Тралмейстеры обязаны повседневно следить за состоянием орудий лова, держать их в хорошем эксплуатационном состоянии, свое­ временно принимать меры к устра­ нению замеченных недостатков. В связи с этим следует отметить, что в последнее время тралмеистер- ский еостав нашего флота значи­ тельно ослабил контроль за состоя­ нием орудий лова, за исправностью тралов и другого вооружения. Доста­ точно сказать, что на многих кораб­ лях стянута посадка по подборам. В большинстве случаев это объясняет­ ся тем, что на судах применяются грунтропные цепи разной длины. Так, например, обстоит дело на траулере «Амдерма», где тралмей­ стером тов. Комягин. 0 неблагополучном положении с уходом за орудиями лова свидетель­ ствуют многочисленные факты из практики работы экипажей ряда ко­ раблей. На траулерах «Сельдь» (тралмейстер тов. Лысаков), «Мор- жовец» (тралмейстер тов. Лукин), «Мойва» (тралмейстер тов. Уткин) посадка была стянута грунтропны- ми цепями, которые стояли не на ме­ сте. Это, конечно, не могло не ска­ заться на результатах вылова рыбы. Имеются и такие факты, когда на отдельных траулерах сетное по­ лотно тралов бывает сильно переко­ шенным. В отдельных случаях пере­ кос в сетях сквера достигает 35— 40 процентов. Такие значительные де­ формации сетного полотна были, в частности, выявлены на траулерах «Лещ», «Моржовец», «Анадырь», «Лосось» и «Сельдь». Большие неполадки в ведении тралового хозяйства обнаружены тралмейстером-наставником тов. Безбородовым на траулерах «Моржо­ вец», «Анадырь» и «Урал». Здесь была допущена разница в длине ваеров между марками до двух с половиной — трех метров. На некоторых судах тралмейсте­ ры совершенно не следят за пра­ вильностью работы траловых досок. На том же траулере «Моржовец» лапки траловых досок вытянулись, а на траулере «Мойва» у досок лево­ го борта были погнуты дуги, а до­ ски правого борта сильно изношены. На траулере «Анадырь» на всех до­ сках были сильно изношены кили, а на «Лососе» дуги досок имели движение, кили были сношены. Тралмейстер траулера «Лосось» тов. Мошников навесил цепи к дугам досок. А это привело к тому, что до­ ски ходили на дугах, не давали нужного распора. В результате — несколько завертов трала. Серьезное внимание должны обра­ тить тралмейстеры на вооружение и загрузку грунтропов. На многих траулерах работают с незатруднен­ ными грунтропами, на других, на­ оборот, слишком утяжеляют их. Все это объясняется несерьезным отношением к работе со стороны тралмейстерского состава. Не везде еще тралмейстеры заботятся о под­ держании в образцовом порядке вверенного им хозяйства. На трау­ лере «Моржовец», например, в кла­ довой наблюдается полный хаос, тралы не закрываются брезентом, блоки не смазываются. Почти такое же положение на траулерах «Ана­ дырь», «Сосновец», «Сельдь» и дру­ гих. К чему приводит бесхозяйствен­ ное отношение к работе со стороны тралмейстеров, можно проследить на таком факте. На траулере «Ана­ дырь», где тралмейстерское хозяйст­ во содержится в запущенном состоя­ нии, блоки не работают, вертлюги и чекеля не расхожены. На траулере «Урал» запасные части и тралы по­ чему-то долгое время хранились на полубаке, брезентом не покрывались. ' В результате в зимнее время все смерзалось. Приходилось отдельные траловые части доставать из этой смерзшейся кучи с помощью джиль- сона. На этом же судне в кладовой беспорядок, грязь, ваера не смазаны, тавотницы не набиваются. Ничем иным, как недобросовестным отно­ шением к порученному делу со сто­ роны тралмейстера тов. Полухин- ского, нельзя объяснить такое поло­ жение. В устранении этих недостатков большую помощь экипажам кораблей может и должен оказать проммсло- вый отдел тралового флота. Настала неотложная необходимость издания инструкции по вооружению грунт­ ропов различных тралов при работе на разных грунтах. Эта инструкция явится руководством к действию для тралмейстерского состава. Следует остановиться еще на двух вопросах. В траловом флоте очень плохо следят за качеством изготов­ ления тралового вооружения. Так, например, овальные доски имеют слабую сварку. После одного — двух рейсов сварка отлетает, цемент вы­ мывается. Кроме того, цемент ча­ стично вымывается и через горло­ вины, так как они не всегда быва­ ют до конца заварены. Требует желать лучшего и каче­ ство изготовления бобинцев. Дело в том, что после нескольких тралений бобинцы начинают пропускать воду. Требуя от тралмейстерского со­ става четкого выполнения поручен­ ных ему обязанностей, капитаны судов и промысловый отдел флота должны постоянно заботиться о по­ вышении роли тралмейстеров на корабле. Необходимо создать все ус­ ловия для того, чтобы тралмейсте­ ры образцово справлялись с пору­ ченным им делом. Т. РУСАК. Инженер промыслового от­ дела тралового флота. З а б о т л и в ы й х о з я и н Хорошо трудится на рыбоза­ воде № 2 бракер-укладчица тов. М. Кондакова. Она системати­ чески выполняет сменные зада­ ния не мёнее чем на 150 про­ центов. На снимке: М. КОНДАКОВА за укладкой свежей рыбы в боч­ ки. Имя одного из лучших тралмей­ стеров тралового флота Василия Ни­ колаевича Резвова хорошо известно многим морякам. На траулере «Не­ нец», где он плавает сейчас, Резво­ ва называют заботливым хозяином. Опытный промысловик, он прояв­ ляет постоянную заботу о траловом хозяйстве. Орудия лова''на корабле всегда находятся в образцовом сот­ стоянии, промысловое вооружение действует безотказно. Здесь не бы­ вает аварий тралов. Т в о р ч е с к и й т р у д В коллективе механического цеха Абрам-мысских судоремонтных ма­ стерских много передовых производ­ ственников. Хорошо работает здесь токарь тов. Ширяевский. Необычна его работа. С помощью специального переносного приспособления — бор- штанги он производит расточку по­ садочных мест под цилиндровые втулки в двигателях внутреннего сгорания. Сложность этой операции заключается в том, что обработка цилиндра не должна нарушать осе­ вой линии двигателя. Тов. Ширяев­ ский творчески относится к вы­ полнению этой операции, своевре­ менно выполняет заказы промысло­ виков. Так, недавно им произведены расточные работы на средних трау- лерах MIN! 132, 341 и других. Широкой известностью на пред­ приятии пользуются токари тт. Бе­ ляков и Шеркунов. Своевременно и с хорошим качеством выполняют они токарные работы на крупно­ габаритном станке. В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЛАВАНИИ * В конце июня учебные " корабли «Краб» и «Юнга Сигарев» покину­ ли Мурманский порт и отправились в длительное трехмесячное плавание. На борту «Краба» было 54 курсан­ та, среди которых 24 студента судо­ механического отделения Мурман­ ского мореходного училища. 45 кур­ сантов находились на борту учебно­ го судна «Юнга Сигарев». День выхода в плавание курсан­ ты ожидали с большим нетерпением. Для них это явилось первым морским крещением. Большинство будущих судоводителей и механиков до сих пор не было в море, а оно в первый раз встретило их не совсем привет­ ливо — был небольшой шторм. Когда учебное судно «Краб» выш­ ло в Баренцево море, под руководст­ вом тралмейстера тов. Дегтева кур­ санты произвели несколько учеб­ ных тралений. Во время спуска и подъема трала хорошо работали кур­ санты тт. Шубин, Бурый, Кузнецов, Третьяков, Котов и Михолажин. Они четко и быстро выполняли приказа­ ния, поступавшие с мостика. Курсаятам-судоводителям в рабо­ те не уступали будущие механики, находящиеся в машинном отделении и кочегарке. Хорошо несли ходовые вахты тт. Виноградов, Филимонов, Фатеев и другие. Они оказали боль­ шую помощь судовым кочегарам, ко­ торые все время держали пар «на марке». Машина давала не менее 115 оборотов в минуту, и судно дви- талось со скоростью 11 миль в час. На четвертый день плавания учебные, корабли бросили якорь на рейде Архангельского порта. Здесь произошла встреча с кораблями от­ ряда парусно-моторных шхун «Геор­ гий Ратманов» и «Иван Месяцев» и среднего траулера № 448. Шесть дней простояли суда в Ар­ хангельске. Здесь они пополнились топливом, водой, продовольствием. 8 июля мы вышли в Белое море. Каж­ дый капитан получил от начальни­ ка отряда тов. Макасюка указание, в каком направлении должны следо­ вать их суда. «Краб» и «Юнга Си­ гарев» взяли курс на Новую Землю. Время перехода не было потеряно напрасно. Курсанты-судоводители на практике приобретали знания, необходимые им как будущим штур­ манам. Под руководством опытных штурманов они занимались проклад­ кой курса, производили измерение глубин, работали с картой, стояли у штурвала. Особенно хорошо осваива­ ют на практике судоводительское де­ ло старшина группы судоводителей тов. Шубин, курсанты тт. Кузнецов, Третьяков, Михолажин, Елсуков, Лукьянов и другие. Курсанты судомеханического от­ деления в период перехода знакоми­ лись с работой машин и вспомога­ тельных механизмов. Под руковод­ ством судовых механиков они рабо­ тали в машинном отделении, сами пускали в действие агрегаты. 11 июля «Краб» и «Юнга Сига­ рев» прибыли на Новую Землю и бросили якори в губе Белушья. Здесь курсанты встретились с но- воземельцамп, которые подробно рас­ сказали, как выполняют они ответ­ ственные задания, поставленные перед ними партией и правительст­ вом. Курсанты в свою очередь рас­ сказали новоземельцам об учебе, о своих планах на будущее. Когда суда стояли в Белушьей гу­ бе. для курсантов были проведены шлюпочные занятия. Руководили ими штурманы «Краба» тт. Шабалин, Исаев и Милосердое. В заключение занятий был проведен пятимильный шлюпочный поход под парусами и на веслах. Во время похода курсанты побывали на «птичьем базаре», с большим интересом осмотрели это редкостное зрелище. Хорошее уме­ ние в управлении шлюпками под па­ русами и технику гребли показали курсанты тт. Бурый. Третьяков, Михолажин, Котов и Задунайский. 14 июля суда покинули бухту Белушья и направились к северной оконечности Новой Земли. В районе залква Норденшельда нас застал де­ сятибальный встречный ветер. Суда были вынуждены укрыться в зали­ ве Норденшельда. Этот залив в сво­ ей восточной части загроможден ледником, который стеной стоит над водой. Только к утру следующего дня ве­ тер стих, и яркое северное солнце озарило своими лучами ледник и ок­ ружающие залив сопки, покрытые снегом. Снежные сопки и ледник, озаренные лучами солнца, искри­ лись, как хрусталь. Это было по- истине незабываемое зрелище кра­ соты северной природы. В этот день на спущенных шлюпках курсанты побывали на берегу, обследовали прилегающие к заливу сопки. Наконец, суда вышли из залива Норденшельда и направились к проливу Маточкин Шар. 18 июля мы уже находились в Карском море. Судовождение в узком проливе требует большого опыта. Вот почему курсанты с большим интересом наб­ людали за техникой судовождения в этих трудных условиях, стараясь запомнить все особенности вождения судов в узких местах. В Карском море корабли встрети­ лись с пловучими льдами. В этой сложной обстановке начальник от­ ряда капитан тов. Макасюк с боль­ шим умением провел суда среди ле­ дяных полей. Рулевым курсантам тт. Мнхолажину и Третьякову, чет­ ко выполнявшим команды капитана, все время приходилось маневриро­ вать среди льдин, на которых не-х редко встречались греющиеся на солнце тюлени и нерпы. Пятидеся- тиыильный путь среди льдов суда прошли благополучно. Плавание в сложных условиях в районе залива Норденшельда, в про­ ливе Маточкин Шар, сквозь ледяные поля и проход через Карские ворота надолго останутся в памяти курсан- тов-судоводителей, помогут им в будущем самостоятельно водить суда. В период плавания курсанты не только овладевали своей будущей специальностью, но и культурно проводили досуг. Был организован шахматный кружок под руководст­ вом радиста тов. Жилинского. и му­ зыкальный кружок под руководством старшины тов. Шубина. За время плавания выпущено четыре боевых листка и две стенгазеты. Молодые моряки регулярно смотрели 'кино­ фильмы. Сейчас учебные корабли следуют в Архангельский порт. Взяв запас топлива, воды и продовольствия, они вновь выйдут в море для про­ должения учебного плавания. Н. РУСАКОВ. Помполит учебного судна «Краб». В. АФОНСКИИ. Агитатор учебного судна «Краб».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz