Рыбный Мурман. 1954 г. Август.
№ 91 (175), 1 августа 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н УМЕЛО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ОРУДИЯ ЛОВА ☆ Беречь промысловое вооружение Тралмейстерский и судоводитель ский состав промысловых кораблей несет ответственность за сохране ние в хорошем состоянии орудий лава. Именно от того, насколько хо рошо тралмейстеры и судоводители будут выполнять свои обязанности, зависит экономное расходование се- тематериалов. Наилучшее использо вание средств и материалов, отпус каемых морякам государством, спо собствует успешному вылову рыбы. Между тем некоторые судоводите ли и тралмейстеры иногда забыва ют об этом. Грубо наружная правила промыслового судовождения, не соб людая установленные курсы на задевистых местах, они не только не экономят сетематериалы, но до пускают крупные потери орудий лова, их аварии. Приведем такой факт. В прошед шем рейсе наше судно промышляло в Центральном районе вместе с группой других 'Кораблей. Во время вахты старшего помощника капитал на, при штилевой погоде и хорошей видимости, четыре траулера — «Красноармеец», «Кета», «Мерку рий» и «Лещ» сцепились тралами. Произошло это потому, что судово дители не соблюдали установленных правил. Каждый считал, что нахо дящиеся по (соседству Суда усту пят ему дорогу. Только это и при вело к аварии орудий лова. В результате безответственности судоводителей экипаж нашего судна потерял непроизводительно 6 часов, моряки траулера «Меркурий» — более 12 часов. Не обошлось без простоев и на траулерах «Кета» и «Лещ». Более того, чтобы выйтш из положения, мы были вынуждены отдать трал на «Меркурий». Лихачество, нарушение правил судовождения привели к тому, что мы, по самым скромным подсчетам, потеряли не менее 10 тонн рыбы. На других же судах эти потери бы ли более значительными. Промысловый отдел тралового флота должен потребовать от судо водителей четкого выполнения ими Своих обязанностей. Без этого не возможен успех в работе экипажей траулеров. И. БУРЫХ. Мастер по добыче рыбы траулера «Красноармеец». ☆ ☆ ☆ Исправный трал— з ало г у сп е х а Каждому моряку хорошо известно, что исправный трал в значитель ной мере решает успех промысла рыбы. Вот почему к тралмейстерско- му составу предъявляются большие требования. Тралмейстеры обязаны повседневно следить за состоянием орудий лова, держать их в хорошем эксплуатационном состоянии, свое временно принимать меры к устра нению замеченных недостатков. В связи с этим следует отметить, что в последнее время тралмеистер- ский еостав нашего флота значи тельно ослабил контроль за состоя нием орудий лова, за исправностью тралов и другого вооружения. Доста точно сказать, что на многих кораб лях стянута посадка по подборам. В большинстве случаев это объясняет ся тем, что на судах применяются грунтропные цепи разной длины. Так, например, обстоит дело на траулере «Амдерма», где тралмей стером тов. Комягин. 0 неблагополучном положении с уходом за орудиями лова свидетель ствуют многочисленные факты из практики работы экипажей ряда ко раблей. На траулерах «Сельдь» (тралмейстер тов. Лысаков), «Мор- жовец» (тралмейстер тов. Лукин), «Мойва» (тралмейстер тов. Уткин) посадка была стянута грунтропны- ми цепями, которые стояли не на ме сте. Это, конечно, не могло не ска заться на результатах вылова рыбы. Имеются и такие факты, когда на отдельных траулерах сетное по лотно тралов бывает сильно переко шенным. В отдельных случаях пере кос в сетях сквера достигает 35— 40 процентов. Такие значительные де формации сетного полотна были, в частности, выявлены на траулерах «Лещ», «Моржовец», «Анадырь», «Лосось» и «Сельдь». Большие неполадки в ведении тралового хозяйства обнаружены тралмейстером-наставником тов. Безбородовым на траулерах «Моржо вец», «Анадырь» и «Урал». Здесь была допущена разница в длине ваеров между марками до двух с половиной — трех метров. На некоторых судах тралмейсте ры совершенно не следят за пра вильностью работы траловых досок. На том же траулере «Моржовец» лапки траловых досок вытянулись, а на траулере «Мойва» у досок лево го борта были погнуты дуги, а до ски правого борта сильно изношены. На траулере «Анадырь» на всех до сках были сильно изношены кили, а на «Лососе» дуги досок имели движение, кили были сношены. Тралмейстер траулера «Лосось» тов. Мошников навесил цепи к дугам досок. А это привело к тому, что до ски ходили на дугах, не давали нужного распора. В результате — несколько завертов трала. Серьезное внимание должны обра тить тралмейстеры на вооружение и загрузку грунтропов. На многих траулерах работают с незатруднен ными грунтропами, на других, на оборот, слишком утяжеляют их. Все это объясняется несерьезным отношением к работе со стороны тралмейстерского состава. Не везде еще тралмейстеры заботятся о под держании в образцовом порядке вверенного им хозяйства. На трау лере «Моржовец», например, в кла довой наблюдается полный хаос, тралы не закрываются брезентом, блоки не смазываются. Почти такое же положение на траулерах «Ана дырь», «Сосновец», «Сельдь» и дру гих. К чему приводит бесхозяйствен ное отношение к работе со стороны тралмейстеров, можно проследить на таком факте. На траулере «Ана дырь», где тралмейстерское хозяйст во содержится в запущенном состоя нии, блоки не работают, вертлюги и чекеля не расхожены. На траулере «Урал» запасные части и тралы по чему-то долгое время хранились на полубаке, брезентом не покрывались. ' В результате в зимнее время все смерзалось. Приходилось отдельные траловые части доставать из этой смерзшейся кучи с помощью джиль- сона. На этом же судне в кладовой беспорядок, грязь, ваера не смазаны, тавотницы не набиваются. Ничем иным, как недобросовестным отно шением к порученному делу со сто роны тралмейстера тов. Полухин- ского, нельзя объяснить такое поло жение. В устранении этих недостатков большую помощь экипажам кораблей может и должен оказать проммсло- вый отдел тралового флота. Настала неотложная необходимость издания инструкции по вооружению грунт ропов различных тралов при работе на разных грунтах. Эта инструкция явится руководством к действию для тралмейстерского состава. Следует остановиться еще на двух вопросах. В траловом флоте очень плохо следят за качеством изготов ления тралового вооружения. Так, например, овальные доски имеют слабую сварку. После одного — двух рейсов сварка отлетает, цемент вы мывается. Кроме того, цемент ча стично вымывается и через горло вины, так как они не всегда быва ют до конца заварены. Требует желать лучшего и каче ство изготовления бобинцев. Дело в том, что после нескольких тралений бобинцы начинают пропускать воду. Требуя от тралмейстерского со става четкого выполнения поручен ных ему обязанностей, капитаны судов и промысловый отдел флота должны постоянно заботиться о по вышении роли тралмейстеров на корабле. Необходимо создать все ус ловия для того, чтобы тралмейсте ры образцово справлялись с пору ченным им делом. Т. РУСАК. Инженер промыслового от дела тралового флота. З а б о т л и в ы й х о з я и н Хорошо трудится на рыбоза воде № 2 бракер-укладчица тов. М. Кондакова. Она системати чески выполняет сменные зада ния не мёнее чем на 150 про центов. На снимке: М. КОНДАКОВА за укладкой свежей рыбы в боч ки. Имя одного из лучших тралмей стеров тралового флота Василия Ни колаевича Резвова хорошо известно многим морякам. На траулере «Не нец», где он плавает сейчас, Резво ва называют заботливым хозяином. Опытный промысловик, он прояв ляет постоянную заботу о траловом хозяйстве. Орудия лова''на корабле всегда находятся в образцовом сот стоянии, промысловое вооружение действует безотказно. Здесь не бы вает аварий тралов. Т в о р ч е с к и й т р у д В коллективе механического цеха Абрам-мысских судоремонтных ма стерских много передовых производ ственников. Хорошо работает здесь токарь тов. Ширяевский. Необычна его работа. С помощью специального переносного приспособления — бор- штанги он производит расточку по садочных мест под цилиндровые втулки в двигателях внутреннего сгорания. Сложность этой операции заключается в том, что обработка цилиндра не должна нарушать осе вой линии двигателя. Тов. Ширяев ский творчески относится к вы полнению этой операции, своевре менно выполняет заказы промысло виков. Так, недавно им произведены расточные работы на средних трау- лерах MIN! 132, 341 и других. Широкой известностью на пред приятии пользуются токари тт. Бе ляков и Шеркунов. Своевременно и с хорошим качеством выполняют они токарные работы на крупно габаритном станке. В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЛАВАНИИ * В конце июня учебные " корабли «Краб» и «Юнга Сигарев» покину ли Мурманский порт и отправились в длительное трехмесячное плавание. На борту «Краба» было 54 курсан та, среди которых 24 студента судо механического отделения Мурман ского мореходного училища. 45 кур сантов находились на борту учебно го судна «Юнга Сигарев». День выхода в плавание курсан ты ожидали с большим нетерпением. Для них это явилось первым морским крещением. Большинство будущих судоводителей и механиков до сих пор не было в море, а оно в первый раз встретило их не совсем привет ливо — был небольшой шторм. Когда учебное судно «Краб» выш ло в Баренцево море, под руководст вом тралмейстера тов. Дегтева кур санты произвели несколько учеб ных тралений. Во время спуска и подъема трала хорошо работали кур санты тт. Шубин, Бурый, Кузнецов, Третьяков, Котов и Михолажин. Они четко и быстро выполняли приказа ния, поступавшие с мостика. Курсаятам-судоводителям в рабо те не уступали будущие механики, находящиеся в машинном отделении и кочегарке. Хорошо несли ходовые вахты тт. Виноградов, Филимонов, Фатеев и другие. Они оказали боль шую помощь судовым кочегарам, ко торые все время держали пар «на марке». Машина давала не менее 115 оборотов в минуту, и судно дви- талось со скоростью 11 миль в час. На четвертый день плавания учебные, корабли бросили якорь на рейде Архангельского порта. Здесь произошла встреча с кораблями от ряда парусно-моторных шхун «Геор гий Ратманов» и «Иван Месяцев» и среднего траулера № 448. Шесть дней простояли суда в Ар хангельске. Здесь они пополнились топливом, водой, продовольствием. 8 июля мы вышли в Белое море. Каж дый капитан получил от начальни ка отряда тов. Макасюка указание, в каком направлении должны следо вать их суда. «Краб» и «Юнга Си гарев» взяли курс на Новую Землю. Время перехода не было потеряно напрасно. Курсанты-судоводители на практике приобретали знания, необходимые им как будущим штур манам. Под руководством опытных штурманов они занимались проклад кой курса, производили измерение глубин, работали с картой, стояли у штурвала. Особенно хорошо осваива ют на практике судоводительское де ло старшина группы судоводителей тов. Шубин, курсанты тт. Кузнецов, Третьяков, Михолажин, Елсуков, Лукьянов и другие. Курсанты судомеханического от деления в период перехода знакоми лись с работой машин и вспомога тельных механизмов. Под руковод ством судовых механиков они рабо тали в машинном отделении, сами пускали в действие агрегаты. 11 июля «Краб» и «Юнга Сига рев» прибыли на Новую Землю и бросили якори в губе Белушья. Здесь курсанты встретились с но- воземельцамп, которые подробно рас сказали, как выполняют они ответ ственные задания, поставленные перед ними партией и правительст вом. Курсанты в свою очередь рас сказали новоземельцам об учебе, о своих планах на будущее. Когда суда стояли в Белушьей гу бе. для курсантов были проведены шлюпочные занятия. Руководили ими штурманы «Краба» тт. Шабалин, Исаев и Милосердое. В заключение занятий был проведен пятимильный шлюпочный поход под парусами и на веслах. Во время похода курсанты побывали на «птичьем базаре», с большим интересом осмотрели это редкостное зрелище. Хорошее уме ние в управлении шлюпками под па русами и технику гребли показали курсанты тт. Бурый. Третьяков, Михолажин, Котов и Задунайский. 14 июля суда покинули бухту Белушья и направились к северной оконечности Новой Земли. В районе залква Норденшельда нас застал де сятибальный встречный ветер. Суда были вынуждены укрыться в зали ве Норденшельда. Этот залив в сво ей восточной части загроможден ледником, который стеной стоит над водой. Только к утру следующего дня ве тер стих, и яркое северное солнце озарило своими лучами ледник и ок ружающие залив сопки, покрытые снегом. Снежные сопки и ледник, озаренные лучами солнца, искри лись, как хрусталь. Это было по- истине незабываемое зрелище кра соты северной природы. В этот день на спущенных шлюпках курсанты побывали на берегу, обследовали прилегающие к заливу сопки. Наконец, суда вышли из залива Норденшельда и направились к проливу Маточкин Шар. 18 июля мы уже находились в Карском море. Судовождение в узком проливе требует большого опыта. Вот почему курсанты с большим интересом наб людали за техникой судовождения в этих трудных условиях, стараясь запомнить все особенности вождения судов в узких местах. В Карском море корабли встрети лись с пловучими льдами. В этой сложной обстановке начальник от ряда капитан тов. Макасюк с боль шим умением провел суда среди ле дяных полей. Рулевым курсантам тт. Мнхолажину и Третьякову, чет ко выполнявшим команды капитана, все время приходилось маневриро вать среди льдин, на которых не-х редко встречались греющиеся на солнце тюлени и нерпы. Пятидеся- тиыильный путь среди льдов суда прошли благополучно. Плавание в сложных условиях в районе залива Норденшельда, в про ливе Маточкин Шар, сквозь ледяные поля и проход через Карские ворота надолго останутся в памяти курсан- тов-судоводителей, помогут им в будущем самостоятельно водить суда. В период плавания курсанты не только овладевали своей будущей специальностью, но и культурно проводили досуг. Был организован шахматный кружок под руководст вом радиста тов. Жилинского. и му зыкальный кружок под руководством старшины тов. Шубина. За время плавания выпущено четыре боевых листка и две стенгазеты. Молодые моряки регулярно смотрели 'кино фильмы. Сейчас учебные корабли следуют в Архангельский порт. Взяв запас топлива, воды и продовольствия, они вновь выйдут в море для про должения учебного плавания. Н. РУСАКОВ. Помполит учебного судна «Краб». В. АФОНСКИИ. Агитатор учебного судна «Краб».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz