Рыбный Мурман. 1954 г. Август.
№ 96 (180) 13 августа 1954 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 ШК О Л А П Е Р Е Д О В О Г О ОПЫТ А В борьбе за высокие уло вы сельди Рассказ капитана среднего траулера № 640 И. X. Шаповалова Экипаж нашего корабля, поддер жав .развернуящийся на флоте по таи, принял на себя обязательство: выловить в нынешнем году десять тысяч центнеров сельди — на 2.650 центнеров .блгыпе задания. В конце шоля мы закончили пятимесячный рейс в Северную Атлантику. За пе риод .плавания моряки судна добыли 5.280 центнеров сельди. План семи -месяцев значительно перевыполнен. По общему вылову сельди наша команда, занимает первое место на флоте. Что же позволило добиться таких показателей? В первую очередь, широко развер нутое соревнование и продуманная организация промысла. Мне, хочется остановиться на двух главных факторах, от которых зави сит успех — на промысловом судо вождении и организации труда па лубной команды. ПРОМЫСЛОВОЕ СУДОВОЖДЕНИЕ (Мы начали промысел в марте. Первые дрейфы сделали на банке «Викинг», затем, вместе с другими кораблями флота, стали продвигать ся в северном направлении. Именно туда отходили сельдяные косяки. Промысловый флот обслуживается поисковыми судами. Однако, местные поиски рыбы зачастую приходится вести самостоятельно. Для успеха таких поисков, для правильного выбора участка дрейфа в первую очередь необходим тща тельный анализ промысловой обста новки. Надии судоводители постоян но вели промысловый планшет. На него заносили основные сведения о работе соседних траулеров. Эти све дения включали в 'Себя номер судна, его местонахождение, величину уло ва, длину применяемых поводцов и температуру воды в том районе. Если соседнее судно не имело улова — мы отмечали на планшете лишь его номер и температуру воды. Все эти сведения черпались из промыс ловых сводок. Сопоставляя отметки на планшете, мы могли с большой точностью опре делить — где именно держатся сель дяные косяки и в каком направле нии они движутся. Большим подспорьем являлись также обобщенные данные об уло вах прошлых лет и информационные материалы ПИНРО. Вторым важным элементом мест ных поисков сельди является замер температуры воды. При выборе уча стка дрейфа мы производили такие замеры через каждые 10— 15 минут. Старались отыскать температурный градиент — границу теплого и хо лодного течения. Сельдь, как извест но, в большинстве случаев, держит ся именно' на такой границе. Но на этом дело не кончалось. Выйдя на участок с перепадом тем ператур, мы «прощупывали» термо метром глубинные слои воды. Обычно делали замеры на двух горизонтах, скажем, на глубине в 15 и 25 мет ров. По сводкам мы уже знали — на какой температуре в данное время держится сельдь. Глубинные замеры помогали отыскать слой воды именно с такой самой благоприятной темпе ратурой. Это было необходимо для выбора длины поводцов. Следует, однако, подчеркнуть, что такой метод пригоден .тишь для ления .порядка. Дело в том, что сельдь в разное время года и на раз ных участках океана держится в различных температурных слоях (это зависит от наличия пищи для рыбы и от многих других факторов). Мы брали неплохую добычу и при температуре воды плюс три градуса и при температуре плюс восемь с половиной градусов. Самым точным способом Определе ния глубины, на которую нужно ме тать сети, является установка сту пенчатого дрифтерного порядка. И мы постоянно прибегали к нему. При первом " дрейфе одни сети ставили почти у самой поверхности воды, другие — глубже. При подъе ме дрифтерного порядка по величине улова в сетях мы с большой точ ностью устанавливали — в каком именно слое воды держится косяк. При последующем дрейфе спускали сети именно в этот слой. Однако, не забывали ставить и несжотько конт рольных сеток на различной глу бине. Эта мера была особенно необ ходима при неустойчивой промысло вой обстановке — ирг большой «пе строте» в уловах у соседних кораб лей. Помогало в поисках рыбы исполь зование совершенной навигационной техники, в частности эхолота-са мописца. Мы постоянно следили также за поведением птиц и морского зверя (касаток, кашалотов). Там, где пти ца и зверь — там наверняка есть рыба. Точный анализ промысловых дан ных позволял определить — в ка ком направлении движется рыбный косяк. Мы выметывали дрифтерный порядок ходом обязательно поперек движения косяка. Это гарантировало высокие уловы. Haw, остановиться еще на одном важном .обстоятельстве. Анализ дан ных о работе, соседних судов прино сит пользу только в том случае, если судоводитети точно знают место своего корабля в океане. Мы взяли за правило — производить на каж дой вахте (астрономические определе ния. Благодаря этому постоянно знали свое место. Если же погода не позволяла определиться по небесным светилам (а так было нередко), то устанавливали место корабля по ра диопеленгам. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПАЛУБНОЙ КОМАНДЫ Четкость работы при вымепке и выборке сетей, при уборке улова — важнейшее условие успешного про мысла. Всякая потеря времени после удачного дрейфа чревата серьезными последствиями хотя бы уже потому, что рыба может переместиться на другой участок и снова придется затрачивать дорогие часы на ее поиски. Иными словами: сделал удачный дрейф — спеши сделать другой. _ На нашем корабле никогда не бы вает задержек при работе с сетями или при уборке улова. 12-го июня мы установили своеобразный рекорд — подняли на 'борт и убрали 35 тонн рыбы за 14 часов. Главную роль сыграла здесь про думанная организация труда палуб ной команды. Как же у нас организован труд? Еще до подъема порядка мы гото вим тару: поднимаем из трюма на приближенных определений заглуб- палубу 150— 170 бочек. При выборке сетей используем своеобразный поточный метод. Его существо заключается в том, что выборка сочетается с опорожнением сетей от удава и с засолкой сельди. Люди расставлены так: двое моряков работают у .рола, трое заняты тря ской сетей, трое стоят на укладке уже опорожненных сетей и один — на укладке вожака. Совершенно яс но, что здесь, помимо вахты, рабо тает еще и подвахта. Кроме того, на помощь матросам приходят свобод ные от основного дела штурманы и механики. Как я уже говорил, одновременно с выборкой порядка идет засолка ры бы. Засолку мы производим на осо бом лотке. Один моряк из подвахты бросает на лоток рыбу с помощью совка. Второй — отбирает сельдь с механическими повреждениями. За сольщик также стоит у лотка — он подсаливает сельдь. Рыбный мастер убирает улов в бочки, окончательно засаливая его. Самое серьезное вни мание обращается на правильную дозировку соли. Для этого наши мо ряки пользуются особым мерным со вочком. Сельдь с механическими повреж дениями обезглавливается и убирает ся в отдельные бочки. Это 'делается уже после уборки основной массы неповрежденной рыбы. Такая организация труда обеспе чивает не только быстроту, но и вы сокое качество обработки улова. Сортность продукции, сданной нами на базу, на полтора процента выше плановой. Но вернемся опять к работе на палубе. Когда 150— 170 бочек за полнены сельдыо, выборка поряд ка приостанавливается. Моряки ста вят судно на вожак, спускают в трюм бочки с рыбой, поднимают на палубу порожнюю тару и работа продолжается. На некоторых .судах при обильных уловах применяют иной способ: под нимают на палубу сразу несколько сетей (скажем, пять), затем ста вят корабль на вожак и начинают трясти сети 1i убирать рыбу. Я считаю, что этот способ невы годен. И вот почему. Во-первых, сети с рыбой укладываются друг на друга, рыба мнется, снижается ее качество. Во-вторых, .многократные постановки на вожак отнимают мно го лишнего времени. Таким способом мы никогда .не пользуемся. На нашем корабле идет борьба за экономию трудовых минут. Методы этой борьбы исключительно многооб разны — моряки стараются оберечь время на каждой мелочи. Вот харак терный пример. При различных ус ловиях промысла .приходится уста навливать сети на различной глуби не. Экипаж корабля заранее загото вил два комплекта поводцов — по пятнадцать и по двадцать метров (это помимо основных десятиметро вых поводцов, всегда привязанных к сетям). Пользуясь основными повод- цами, либо наращивая их в разных вариантах, мы можем опускать на нужную нам глубину. Для ускорения наращивания поводцы необходимой длины заранее доставляются на ра бочие места. Исключительно важным делом яв ляется согласованность усилий в труде. Команда у нас дружная и умелая. Большинство моряков сходи ло в Атлантику уже не по одному ра зу. Если же на судно приходят но вички, то с ними организуются за нятия по теории и практике промыс лового дела. Впрочем, пользуясь сво бодными минутами, мы проводим за нятия и с кадровым составом. Ведь от этого только польза. Спаянность в работе можно оха рактеризовать таким примером. При выметке или выборке порядка вах тенному штурману почти не прихо дится вмешиваться в работу экипа жа, почти не 'Приходится отдавать распоряжений и команд: каждый мо ряк знает свое место и уверенно вы полняет порученную работу. Хочется назвать наших лучших промысловиков. Это мастер ,по добы че тов. Капский — умелый специа лист, хорошо организующий работу с орудиями лова, боцман тов. Сыт- ников — настоящий «хозяин па лубы» и неутомимый помощник мо ряков при работе с сетями. Это матросы тт. Круг.тик, Тараканов, Клеменко. Старательно потрудилась в плава нии и машинная команда, руководи мая старшим механиком тов. Ограм- новым. Она содержала в отличном состоянии вверенные механизмы. Судно всегда имело нужный ход. Еще одна деталь. У нас на ко рабле весь личный состав расписан по объектам — «заведываниям». Все судовое имущество, снаряжение, все агрегаты и приборы закреплены за определенными людьми. Состав лен специальный график закрепле ния, который вывешен на видном месте в корабельной столовой. Этим полностью ликвидирована обезличка в уходе за снаряжением, инвента рем, механизмами. НАШИ ПРЕТЕНЗИИ Было время, когда промысловики жаловались на нехватку плавучих баз. Теперь баз вполне достаточно. Главная наша претензия — к поис ковикам. Они еще плохо ищут сель дяные косяки, не обеспечивают флот сырьевой базой. Много лучшего оставляет желать связь с поисковиками. Нетерпимо, когда сообщения от разведчиков при ходят со значительным опозданием. Ведь бывают случаи, когда промыс ловая обстановка может измениться за несколько часов. И тогда дрейф в районе, указанном разведчиком, бу дет непродуктивным. Некоторые экипажи поисковых судов выметывают .слишком 'большие дрифтерные порядки. На выборку се тей, на уборку рыбы тратится у них слишком много времени. Это снижа ет оперативность поисков, мобиль ность разведывательных судов. Недостатки должны быть устранен ны в ближайшем будущем. Тогда промысел пойдет еще с большей ак тивностью. Ждем мы оолее действенной помо щи и от научных работников ПИНРО. ❖ Нг £ Что же касается нашего экипажа, то он горит желанием закрепить и развить достигнутые успехи. В но вом рейсе в Север'ную Атлантику команда постарается с честью сдер жать свое слово — довести общий вылов сельди до ГО тысяч центне ров. Брошюра передового рыбообработчика «Библиотека моряка тралового флота» пополнилась новой брошю рой. Автором ее является один из лучших рыбообработчиков — маши нист рыбомучной установки А. А. Черкасов. В брошюре подробно рас сказывается о том, как А. А. Чер касов добился успехов в работе. Загадочные записи в расчетных книжках Работницы консервного цеха, по лучая на руки расчетные книжки, не могут разобраться в заполняе мых там записях. Сменные показа тели отражаются в книжках не каж дый день, а только через неделю и позже. На руки выдаются расчет ные книжки, заполненные не про писью, а исключительно номерами. ' Поэтому большинство рабочих в этих номерах абсолютно не разбирается и не знает, за что и сколько они по ручают. В книжках нет ясности — сколько заработано денег, сколько начислено полярных надбавок. Что означают написанные в книжках цифры — рабочим не известно. Консервщицы хотят, чтобы запи си в расчетных книжках велись ре гулярно, чтобы они заполнялись про писью, а не какими-то загадочны- ни номерами. Работницы консервного за вода Мурманского рыбокомби ната — ХОМЧЕНКО, ГОР БАЧЕВА, ХАЗОВА, ДО- СЕНКО. Хороший кочегар Молодой -моряк Павел Шабалин то праву ■считается передовиком производства. Он в короткое вре мя освоил профессию кочегара и сейчас работает старшиной коче гаров. - На снимке: победитель в со циалистическом -соревновании ■старшина кочегаров траулера «Свет» ПАВЕЛ ШАБАЛИН. Подготовка к зиме затягивается Недалеко время, когда в Мурман ской области наступит полярная ночь, а земля покроется >снегом. Что бы зима не застала нас врасплох, нужно хорошо подготовиться к ней, заранее отремонтировать жилые зда ния и производственные помещения. Большие работы по подготовке к зиме нужно выполнить и на рыбо заводе № 1. Администрация завода уже давно дала за^в®(у в ремонтно механическую мастерскую рыбоком бината на необходимые работы -по подготовке помещений завода к ра боте в зимних условиях. Заявка эта утверждена глашым инженером ры бокомбината. Остается одно — обес печить завод -материалами и выде лить сюда необходимое количество рабочих. Но пока ремонтные работы идут очень медленно. Так, строители на чали ремонт транспортеров на глав ной площадке, но, закончив одну секцию, работы прекратили. Кстати, повинны в этом не строители, а ру ководители! завода. Директору пред- , приятия тов. Кобьшсиноц следовало дать распоряжение очистить от ры бы площадки, ще должен проходить ремонт. Однако тов. Кобылкина до сих лор не дала такого указания. В результате благоприятное время проходит. Строительное управление уже должно было начать ремонт крыши цеха 17, а также и бытовых и служебных помещений завода. Но для этого нужна мягкая кровля, а за;вод ее не имеет. По этому вопросу, мы не раз обращались к глав ному инженеру рыбокомбината тов. Соловьеву, но пока безрезуль татно. А время не ждет. Ремонтно-механической мастер ской жамбината -следует ускорить ра боты по подготовке помещений на шего завода к зиме. Необходи мо поставить дело так, чтобы со ставленный график ремонта пол ностью выполнялся. Как ни стран но, но бшышгнетао ремонтников ра ботает сейчас в закрытых помеще ниях, хотя благоприятное время нужно использовать для ремонта на ружной части зданий. Кроме тото, все ремонтные работы ведутся-очень медленно. Руководству рыбокомбината и ди ректору завода тов. Кобылжиной нужно сделать все от них завися щее, чтобы предприятие своевре менно и хорошо было отремонтиро вано, чтобы и зимой коллектив за- <вода мог трудиться высокопроизво дительно. Л. КОКОРИН. Главный механик рыбоза вода № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz