Рыбный Мурман. 1954 г. Август.
№ 93 (177), 6 августа 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 МОРШШ ТРАЛОВОГО^ ФЛОТА! ПРИВЕДЕМ В ДЕЙСТВИЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫЛОВА РЫБЫ ☆ ☆ УСПЕШНЫЙ РЕЙС С начала года рыболовный трау лер «Вайгач» совершил уже девять рейсов. Каждый раз 'экипаж справ лялся с заданием, приходил в порт и с полным грузом. Моряки «Вай- 1 ача» хорошо понимают задачи, стоящие перед работниками нашего бассейна, а поэтому не жалеют сил и энергии для блага любимой Ро дины. Из девятого рейса наш траулер вернулся с полным грузом, доставив в порт 310 тонн рыбы. Этому успе ху способствовали два условия: бла гоприятная промысловая обстановка и самоотверженный труд экипажа корабля. Сначала судно вело промысел у Харлова. Но здесь ловилась рыба среднего ассортимента, часто преоб ладала мелкая треска. Вскоре с по искового траулера «Сом» нам сооб щили, что в районе Восточной Ли- цы обнаружена большая концентра ция трески ровного ассортимента. Судно перешло на указанное место. В этом районе корабль промышлял первый раз и, конечно, мы встрети ли здесь ряд трудностей. На имею щемся у нас планшете эт(Уго рейса был нанесен добрый десяток различ ных задевов. В связи с этим мы приняли ряд предосторожностей, потратив значи тельную долю времени. Однако при тралении, обнаружили, что никаких задевов нет, просто на планшете бы ли допущены неточности. В то же время задевы получались в тех ме стах, которые не были обозначены на планшете. При помощи нашего капитана, опытного промысловика Михаила Федоровича Грозникова мы быстро освоились с этой обстанов кой, избежали задевов и стали по дымать богатые уловы. Через несколько дней в этом рай оне появился густой туман. Про мысловая обстановка усложнилась. Судоводители приложили все усилия для того, чтобы правильно выбрать курс без аварийных тралирований, на планшете велась прокладка с учетом приливных и отливных те чений и глубин. Через некоторое время туман стал рассеиваться. Был поставлен буй, место которого вско ре уточнили обсервацией. Вскоре, однако, уловы резко сни зились. Тогда были сделаны проб ные тралирования севернее того ме ста, где вначале промышляло суд но. Здесь мы обнаружили крупную концентрацию трески. Часто уловы достигали до пяти — восьми тонн рыбы. Теперь главной задачей эки пажа было сохранить выловленную рыбу, т. е. как можно скорее произ водить разделку и уборку ее с па лубы. На уборку выходили все сво бодные члены экипажа. На мостике оставался один капитан. В ночное время его заменял старший помощ ник. Однако рыбы было так много, что вахты не успевали справляться с ее уборкой от подъема до подъема трала. Пришлось несколько часов дрейфовать, чтобы сохранить каче ство рыбы. Особенно хорошо работа ли на уборке матросы тт. Чамин, Беседин, Привалов, помощник трал мейстера тов. Саковчук, боцман тов. Коиейкин. Отлично потрудился в рейсе тралмейстер тов. Румянцев. Орудия лова у него были всегда в исправности, а в свободное время он активно участвовал в уборке рыбы. Много труда пришлось приложить в рейсе и машинной команде. Коче гары держали пар на марке, маши нисты и механики обеспечивали судят необходимый ход и этим спо собствовали общему успеху. В результате слаженной и друж ной работы всего коллектива трау лер «Вайгач» возвратился в порт с полным грузом рыбы. И. КУЗЬМИН. Старший помощник капита на траулера «Вайгач». Неиспользованные возможности Когда рыболовный траулер «Сос ковец» вышел из Кольского залива, радист получил сводку, что в районе Харлова обнаружена 'большая кон центрация рыбы. Корабль взял курс в этот район. Первые подъемы тра ла показали, что действительно здесь можно выловить много рыбы и до ставить в порт полный груз. Однако эти возможности полностью использованы не были. Судово дительский состав корабля не изу чил тщательно район промысла, на планшете не оказались зафиксиро ваны многие места задевов трала. В результате этого в рейсе было нема ло задевов. Мастер по добыче рыбы тов. Шабаав и его помощники тт. Першаков, Шунин тратили много времени1 на починку орудий лова. За это же время можно было бы вы ловить сотню — другую центнеров рыбы. Когда видимость стала плохой из- за густого тумана, судоводительский состав траулера также оказался не на высоте. Чтобы не терять про мысловое время, нужно научиться работать при любых условиях. Подъемы трала были обильные. Но трудность в уборке рыбы заклю чалась в том, что она была меткого ассортимента. Экипаж дружно рабо тал на уборке. Палубной команде активно помогали кочегары, меха ники, штурманы. Но труд не был организован по-настоящему, четко и слаженно. Траулеру приходилось ча сто дрейфовать из-за того, что команда не смогла во-время 'Опра виться с разделкой и уборкой улова. В этом рейсе многие члены команды зерекомендовали себя уме лыми, хорошими работниками. Боль шую помощь оказали коллективу штурманы тт. Седов и Тюкин. Доб росовестно трудились матросы тт. Юшкевич, Крынкин, Белейчев, Жил кин, рыбный мастер тов. Романов, засольщик то®. Кузякин. Всеобщее уважение экипажа заслужил в рейсе молодой матрос тов. Коретников. Несмотря на то, что он вышел в мо ре в первый раз, Коретников рабо тал очень сноровисто. Больших успехов добился в рейсе консервный мастер тов. Мальванец. При рейсовом задании 6 тысяч ба нок, он сумел изготовить вдвое больше продукции. Команда траулера неплохо потру дилась в рейсе. По заданию мы должны были доставить 215 тонн рыбы, а экипаж выловил более 270 тонн. Но если бы экипаж своевре менно устранил недостатки в рабо те, траулер вернулся бы в порт с полным грузом. Мы не должны довольствоваться только тем, что траулер выполнил рейсовое задание. Надо равняться не по средним, а по передовым кораб лям, добиваться в рейсах макси мального вылова рыбы. К этому бу дут стремиться в очередных плава ниях моряки «Сосковца». В. ВАСИЛЬЕВ. Боцман траулера «Сосновец». ☆ Результаты могли быть л у ч ш е 11 июля рыболовный траулер «Нева» отправился в девятый про мысловый рейс. По выходе из Коль ского залива судно взяло курс на Финмарковскую банку. За время пе рехода моряки еще раз проверили состояние орудий лова, приняли все меры к тому, чтобы, дойдя до опре деленного квадрата, сразу же при ступить к промыслу. Однако в этом районе не замечалось большого скопления рыбы. Ее косяки то про падали, то неожиданно обнаружива лись снова. Трал поднимал на палу бу от двух до трех тонн трески. Как и всегда, между вахтами развернулось социалистическое со ревнование за сокращение времени на спуск и подъем трала, за быст рейшую разделку рыбы и уборку ее с палубы. Лучших результатов до билась третья вахта, возглавляемая старшим помощником капитана тов. Громовым. Здесь особенно отличи лись помощник мастера по добыче рыбы тов. Ромашкевич, матросы тт. Петров и Киселев. Но вот помощник мастера по до быче рыбы тов. Ромашкевич позвал капитана и показал траловый ме шок, который был сильно потерт. — Грунт плохой в этом районе. Трал цепляется, рвется часто. Кро ме того, на грунте много губки. Она подтирает мешок. Посоветовавшись со штурманами, капитан Федор Александрович Вар- зугин решил перейти в другой рай он. Рыбы здесь стало мало, грунт плохой, да и туман спльно мешал промыслу. На судно поступило «доб ро» следовать в новый район, на Терпберское побережье. Придя на новое место, снова спу стили трал. Он доставил на палубу только около двух тонн трески. Иногда подъемы были и больше. Ре шили оставаться здесь до конца рейса. Но вдруг выяснилось одно упу щение, которое в дальнейшем отра зилось и на промысле, и на каче стве добытой рыбы. Дело в том, что судно было снабжено мелким дроб леным льдом. В течение всего рейса Iпогода стояла жаркая. Часть льда Iпревратилась в воду. Капитан тов. Варзугин, заметив еще раньше, что льду не хватит до конца рейса, не решился при переходе в другой рай он зайти в Тюва-губу и пополнить запасы льда. В результате корабль был вынужден сняться с промысла на два дня раньше и вернуться в порт. Правда, рейсовое задание мо ряки «Невы» перевыполнили, но была- возможность вернуться в порт j с полным грузом выловленной рыбы. То, что произошло на корабле в | девятом рейсе, должно послужить поучительным уроком для экипажа «Невы». Морякам нужно‘ до кошта вскрыть недостатки, из-за которых сорвался полногрузный рейс и было допущено снижение сортности, и не повторять их. Е. КАРАЧЕВСКИЙ. В помощь промысловикам Как избежать потерь уловов о к у н я Копытовская банка — наиболее перспективный окуневый район. Одним из серьезных недостатков при промысле окуня здесь является ча стое лопанне двухрядных мешков трала. Нередко это было следствием того, что на некоторых траулерах судоводители не всегда правильно производили подъем орудий лова, капитаны не прислушивались к со ветам наиболее опытных судоводи телей и руководителей промысла. Подъемы же тралов со значитель ными уловами окуня на больших глубинам: производить гораздо слож нее, чем в обычных условиях, на пример, в районе Норвежского жо- лоба. Как правило, потеря улова объяс няется тем, что при обильных подъемах с больших глубин, когда окунь из-за резкого изменения дав ления сильно увеличивается в объе- совершенный способ укрепления ’ сетяного полотна, мешков. И способ 1этот был найден. Через каждые 30 1рядов по всей длине двухрядного мешка, по верхней и нижней пла- стям, по косой ячее пришивались пожилины из растительного поса- ' дочното троса. Прожилины пришивались так, как это показано на схеме. У топе нантов они крепятся бензелем в шов. Показанное на схеме располо жение пож 1 илин вполне оправдало себя. Даже в тех случаях, когда \ мешки с окунем, при очень обиль- ! ных уловах, всплывали почти вер тикально, они все же лопались и не переламывались. Крепление мешков пожилинами необходимо предусмотреть при обло ве окуня и в дальнейшем, даже в том случае, если мешки будут изго товляться из капрона. I j Высокие уловы На днях в порт вернулся рьгбо- 1ловный траулер «(Киров». Он доста вил 268 тоня трески, *>олее 8 тысяч банок консервов, 9,5 тонн -рыбьего жира и 15 тонн рыбной «муш выс шего -сорта. О богатым уловом (воз®ратал>ся из рейса и траулер «Комсомолец». Эки паж этого «судна выловил 255 тонн рыбы. Вернулись с хорошими уловами траулеры «(Ваер», «Уосуриец», «По лярный». Ош доставили от 200 до 235 тонн трески. Q x <? m q _ расположения яожшин но одычном У6лгёг, мешке для /обо окуня У5Р рядоб ____ ■ /6 0 р р д о б /<5 метроб. 7)еле»?ныи строп Mjp, двухрядные мешки не выдер живают нагрузки и лопаются. При несоблюдении правил подъема тра лов мешки обычно лопались попе рек, выше дележного стропа. Быва ло и так — подъем орудий лова производился правильно, но мешки все же лопались, на этот раз по шву. Это было результатом того, что мешок, плотно набитый окунем, не выдерживал нагрузки. Во время наиболее интенсивного лова в районе Копытова во избежа ние лопания траловых мешков на промысле было применено несколь ко способов дополнительного крепле ния двухрядных мешков. На трау лере «Жемчуг» на верхние и ниж ние пласти двухрядного мешка, на расстоянии семи метров от его кутка нашивали дополнительные двухряд ные- пласти. Такой способ крепле ния вполне себя оправдал, но рас ход сетей был очень велик. Нужно было найти другой более Заслуживает самого серьезного внимания сконструированный сов местными усилиями работников Мурманской экспериментальной ба зы и ПИНР0 буксировочный мешок. Буксировочные мешки использова лись при облове окуня как штат ные двухрядные мешки и было за мечено, что благодаря их несколько», измененному раскрою, они лопались меньше, чем обычные двухрядные мешки. Если эти мешки укрепить пожилинами, то они вполне оправ дают себя при лове! окуня, как штат,1- ные двухрядные мешки, прием дли на их должна быть 20 метров. Применение этих новшеств позво>- лит промысловикам избежать по терь окуня при массовом облове его косяков. В. ПОПОВ. Заместитель начальника про мыслового отдела тралового флота. Нерешенные вопросы Судам «Мурмансельди», швар тующимся в открытом маре у плав баз, требуется много экспедицион ных кранцев. Чтобы полностью удов летворить запросы промысловиков, управление «Мурманеельдь» времен но организовало специальную брига ду по изготовлению кранцев. Для работы бригаде было отведено опре деленное место в одном из помеще ний рыбного порта'. Но недолго пришлось членам бригады заниматься изготовлением кранцев. Недавно, в связи с ремон том помещения, такелажников по просили освободить здание. Работы прекратились. Тогда управление «Мурманеельдь» обратилось в «Главмурманрыбпром» с просьбой обязать тралово-такелаж- ную мастерскую тралового флота, из готовлять кранцы для промысловых судов нашего флота. Но вопрос этот пока остается открытым. Между тем, решение его не тер пит никаких отсрочек. Наступают горячие дни экспедиционного про мысла, плавбааам предстоит не-толь ко обеспечивать суда всем необхо димым, но и принимать продукцию с промысловых кораблей. А отсутст вие кранцев может сильно затормо зить работу. Чтобы этого не произошло, необ ходимо организовать изготовление кранцев в тралово-такелажной ма стерской. Бригаду, созданную для этой цши управлением «Мурман сельди», временно можно передать в тралово-такелажную мастерскую. Иного выхода нет. Необходимо так же решить вопрос об объединении Тюва-губской сетеремонтной базы с тралово-такелажной мастерской. Б. ВЯЧЕСЛАВОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz