Рыбный Мурман. 1954 г. Апрель.

'4 Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А И ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Беспризорное имущество Вот уже в течение трех лет я ра­ ботаю помощником капитана. За это время я столкнулся с фактом не­ брежного, возмутительного отноше­ ния к весьма ценным навигацион­ ным приборам как на ряде кораблей тралового флота, так и со стороны отдельных работников управления тралового флота, которым надлежит заботиться об этих приборах. Так, например, когда я пришел на траулер «Палтус», то обнару­ жил, что здесь имеются четыре счетчика лага. Из них только один применялся но назначению, а остальные три давно уже хранились в яаюте капитана. Летом 1952 года, посоветовавшись с капитаном, я ре­ шил сдать эти счетчики, так как судну они были не нужны, а на каком-нибудь другом корабле они были необходимы. В отделе главного капитана мне сказали, что их нуж­ но сдать на склад отдела снабжения. Но там отказались принять счетчи­ ки. Отказались от них и в навига­ ционной камере. Так счетчики и остались на корабле вплоть до мое­ го ухода в октябре 1952 года на учебу. После окончания Учебно-курсово­ го комбината я был направлен в ка­ честве помощника капитана на траулер «Капитан Демидов». Здесь также оказалось четыре счетчика лага. Два из них числились в ин­ вентарной описи корабля, а два остальных не числились и не упот­ реблялись. Здесь также было три ящика с оборудованием для механи­ ческого лага, которые также нигде не числились. На траулере «Сатурн», куда я был впоследствии назначен, я обна­ ружил лежащий без пользы полу- хронометр. Здесь также находилось безо всяаой пользы пять глубоко­ водных и пять поверхностных тер­ мометров. Это то, что я видел своими соб­ ственными глазами только на трех кораблях, на которых мне пришлось работать. А сколько такого имуще­ ства, никем неиспользуемого, на­ ходится на других кораблях трало­ вого флота, хотя нередко в них ощу­ щается острая необходимость на ря­ де судов. Кроме того, ведь, омертв­ ляются десятки и сотни тысяч го­ сударственных средств. Отделу главного капитана необхо­ димо тщательно проверить наличие навигационного имущества на всех кораблях тралового флота и снять с кораблей все те навигационные приборы, которые ими не исполь­ зуются, хранятся кое-как и сосре­ доточить все это в навигационной камере. Недопустимо, чтобы все эти ценные приборы лежали без дела, портились и терялись. П. СМИРНОВ. Второй помощник капитана траулера «Капитан Деми­ дов». Промысел семги в Териберском районе Судоводителям нужна помощь Успех работы коллектива про­ мыслового корабля в значительной степени зависит от того, как справляется со своими обязанностя­ ми судоводительский состав, как он использует знания и практический опыт для обеспечения высокопроиз­ водительного труда моряков на про­ мысле. В распоряжении тралового флота находится мощная промысловая техника, получившая признание и высокую оценку моряков, разнооб­ разные приборы, которые облегчают труд судоводителей. Кроме того, в составе промыслового флота есть и специальные корабли — пловучие маяки, которые оказывают морякам значительную помощь в облавлива­ нии рыбных концентрации. Важно, чтобы работа пловучих маяков приносила морякам как можно больше пользы в определе­ нии таких необходимых морякам элементов, как скорость и направ­ ление течения в промысловом райо­ не, точные обсервованные коорди­ наты маяка и т. п. Пока таких данных в промысловой сводке нет, поэтому необходимо наладить регу­ лярное (через каждые 3 — 4 дня) оповещение моряков о данных, имеющихся в распоряженип плову­ чих маяков. Зная точное обсерво- ванное место пловучего маяка, су­ доводителям будет значительно лег­ че снять копию данных промысло­ вой карты (изобаты глубин, рельеф грунта и т. п.) и перенести их на промысловый планшет точнее, чем по счислению траулера. Слабо ведется в траловом флоте обобщение данных судовых астро­ номических журналов, а собран­ ный материал можно было бы ис­ пользовать при составлении про­ мысловых карт и планшетов, кото­ рые еще во многом страдают недо­ статками. На этот вопрос необходимо обра­ тить больше внимания, т. к. про­ мысловые планшеты являются наи­ более важными пособиями судово­ дительского состава при работе на промысле. А. ШИМАНАЕВ. Второй помощник капитана траулера «Мойва». Семга — очень ценная рыба из семейства лососевых. Обладая пре­ красными вкусовыми качествами, она является ценнейшим продуктом питания советского потребителя. Поэтому вопросы воспроизводства ее запасов, увеличения ее уловов за­ служивают серьезного внимания. Лов семги в районе производит­ ся в реках: Териберка, Воронья, Рында, Восточная Лица, в их ни­ зовьях и в предустьевых простран­ ствах, а также на морских участках (в губах Орловке и Карабельной) местными колхозами, обслужи­ ваемыми Териберской МРС. Всего за истекший 1953 год в Те- риберском районе выловлено 11714 килограммов семги. Но это еще да­ леко не тот максимум, который мож­ но вылавливать без нанесения ущерба ее запасам. Необходимо отметить, что про­ мыслу семги в Териберском районе придается мало значения. Такими первостепенными вопросами, как усовершенствование способов про­ мысла и орудий лова, освоение но­ вых участков промысла, рыбодобы­ вающие организации района вообще не занимаются, считая промысел семги второстепенным делом, не оценивая его громадного значения в настоящем и будущем. Самый промысел проходит само­ теком, без всякого руководства со го промысла и морских участков рыбодобывающие организации не интересуются. Так, колхоз «Север­ ное сияние», имеющий промысло­ вый участок на реке Вороньей, яв­ ляющейся самой большой рекой рай­ она, не использует возможности намного увеличить добычу семги за счет постановки на имеющихся сво­ бодных местах дополнительных ставных неводов. Точно такое поло­ жение и у колхоза %«Стахановец», где также можно увеличить про­ мысловый участок. В устье же реки Вороньей во вре­ мя хода семги на нерест замечаются большие подходы жирового тюле­ ня, пожирающего большое количе­ ство семги. Истребление тюленя в данном случае является необходи­ мостью, но до сих пор на это не об­ ращают никакого внимания. Одним из решающих факторов в деле воспроизводства и охране рыб­ ных запасов является неуклонное выполнение всеми рыбодобывающи­ ми организациями и частными лица­ ми правил рыболовства и рыбоохра­ ны. Однако, в минувшем 1953 году инспекцией установлено 19 нару­ шений правил рыболовства. Грубое нарушение было совершенно семуж­ ной бригадой колхоза «Стахановец», когда ими была полностью перего­ рожена река Восточная Лица и про­ изведен хищнический облов семги. С целью воспроизводства и уве- стороны специалистов Териберской личения запасов семги в районе МРС, которые не оказывали ника- ' надлежит провести ряд мелиоратив- кой технической помощи рыбакам- ных работ в реках Воронья и Тери- колхозникам непосредственно на ло- лову. Орудия лова, направляемые МРС на участки, изготовляются по шаб­ лону, без учета специфических осо­ бенностей каждого участка в отдель­ ности. Так, например, ранней вес­ ной, когда паводок на реке Восточ­ ная Лица очень большой и течение очень сильное, имеющимися невода­ ми производить лов невозможно берка по созданию для семги прохо­ дов в труднопроходимых водопадах путем их подрыва, что, в конечном счете, увеличит нерестовые площа­ ди в несколько раз против суще­ ствующих, а также увеличит про­ хождение половозрелой семги на не­ рестилище и приведет к увеличе­ нию количества семги. Выполнение правил рыболовства и рыбоохраны, ликвидация отмечен- ввиду их неустойчивости и измене-; ных выше недостатков в работе нии нормального положения в воде. В этот период проходит самая круп­ ная семга-залом, а рыбаки вынуж­ дены упускать этот важный период лова. Такое важное мероприятие, как обмен опытом меж^у рыбаками се­ мужьих бригад, не практикуется. Увеличением участков промыслов за счет освоения новых мест речно­ рыбодобывающих организаций, про­ ведение мелиоративных работ созда­ дут вполне устойчивую сырьевую базу для промысла семги и в значи­ те 51 (135), 28 апреля 1954 г. Наш календарь А. С. НОВИКОВ-ПРИБОЙ Завтра исполняется 10 лет со дня смерти известного советского писа­ теля Алексея Силыча Новикова- Прибоя. А. С. Новиков7Прибой родился в 1877 году в селе Матвеевском, Там­ бовской губернии, в семье крестья­ нина. В 1899 году он призван был на военную службу матросом в Бал­ тийский флот. Он участвовал в по­ ходе второй Тихоокеанской эскадры. Переживания, связанные с Цусим­ ской трагедией, послужили ему толч­ ком для начала литературной дея­ тельности. Именно тогда у него ро­ дилась мысль нарисовать правдивую картину Цусимского сражения и он начал собирать материалы, доку­ менты, записки очевидцев. Его идея увлекла многих и матросы сами приносили ему свои воспоминания об отдельных эпизодах битвы. Первое произведение Алексея Си­ лыча Новикова — очерк «Гибель эскадренного броненосца «Бороди­ но», — был напечатан в газете «Новое время» в 1906 году. В том же году 'писатель вернулся в свое родное село Матвеевское, где начал вести революционную пропа­ ганду среди крестьян. Вскоре за ним началась слежка царской охранки. Он вынужден был переехать в Пе­ тербург, а через некоторое время скрыться в Финляндии. Путешествуя по морям без средств, зачастую в трюмах кораб­ лей, Новиков в 1911 году пишет свой первый рассказ «По-темному». Выступать в те годы под своей фа­ милией было небезопасно, поэтому он решил прибегнуть к псевдониму и стал подписываться — Новиков- Прибой. Великая Октябрьская Социали­ стическая революция создала усло­ вия для полного развития таланта писателя. Начиная с 1919 года пи­ сатель создает произведения на мор­ ские темы: «Море зовет», «Подвод­ ники», «В бухте Отрада» и другие. Над какими бы произведениями ни работал Алексей Силыч, его ни- промысловой рыбы. А. БОГДАНОВА. Техник-ихтиолог. Пос. Териберка. Теплоход „Ат лан тик а 11 — прибыл в Мурманск — По следам н аши х в ы с т у п л е н и й „Бороться с потерями топлива прибункеровке кораблей" Под таким заголовком была поме- jтов. Ихильчик, рыбный порт изы- щена корреспонденция («Рыбный скивает способы бункеровки судов, Мурман», Л? 40 от 2 апреля с. г.), [прмусматршающие уменьшение но- I в которой указывалось, что при ;терь угля. В частности будет йены- ' • д щеше Ч«™Р- У причала стоит огромный ко­ рабль. Он выкрашен в светлый цвет. Надстройки и корпус сверкают под лучами весеннего солнца. Все, кто проходит мимо этого судна, вос­ хищаются его красотой. Это теплоход «Атлантика». Он будет использован, как пловучая база нашего сельдяного флота. Ко­ рабль построен по последнему слову бункеровке траулеров на угольной тываться спссоо, предложенный ра- , , Iуотником угольной базы тов. (_еро- базе имеет место большая потеря ;вым> заключа101ЦИЙСЯ в Пр„менении топлива. Как сообщает главный пн- jобратных лотков в местах перепада женер Мурманского рыбного порта 1угля. „Активнее облавливать косяки морского окуня“ В целях увеличения добычи мор- По поводу корреспонденции «Ак­ тивнее облавливать косяки морско­ го окуня», помещенной в «Рыбном Мурмане» (14 апреля 1954 г.) и .о . начальника тралового флота тов. Маевский сообщает следующее. Для обеспечения максимального вылова морского окуня проведена специальная подготовка, выделены траулеры, а также арендованы приемные базы для приема рыбы в море, что позволит сократить поте­ ри времени на уборку рыбы и уве­ личить вылов. ского окуня разрешена его заготов­ ка в охлажденном, соленом, обез­ главленном виде с вспарыванием брюшка н удалением внутренно­ стей. Для такой разделки установ­ лены повышенные коэфициенты. В настоящее время для крупного неразделанного окуня установлен срок хранения восемь суток, а для мелкого — до шести суток. На тра­ улере «Треска» проводятся опыты по увеличению срока хранения со­ леного обезглавленного окуня. надцать тысяч тонн. Теплоход снаб­ жен дизельным двигателем мощно- ке» стыо в четыре тысячи лошадиных сил. Судовые трюмы могут прини­ мать тысячи тонн груза. Новый теплоход 'имеет большой радиус плавания. Он может нахо­ диться в море в течение двух меся­ цев. Судно обладает хорошим ходом. Максимальная его скорость — пят­ надцать миль в час. На судне создан максимум удобств для членов экипажа. Оно оснащено новейшими механизмами. На палубе установлены электрические лебедки. Это позволит значительно облегчить труд моряков. Необычно устроены жилые по­ мещения на корабле. Здесь нет многоместных матросских кубриков. Для каждого моряка отведена отдель­ ная каюта. Помещения отделаны празднику. тельной мере будут способствовать К0Гда не покидало стремление рас- ^ 0В0В этои Ченнои Iсказать народу о Цусимском сраже­ нии. Однако собранный им материал был затерян — брат писателя, Сильверст Новиков, скрывая архив от полиции, куда-то спрятал его и не мог найти. И только в 1928 го­ ду удалось обнаружить цусимские записи. Тогда-то Новиков-Прибой и напи­ сал эпопею «Цусима». Это глубоко ценными породами дерева, выкра-1 патриотическое произведение отно­ шены светлой эмалью. Всюду в жи- сится к числу самых замечательных лых помещениях — дорожки, ков- в советской литературе и удостоено ры, плюшевые занавески. На иллю- Сталинской премии, минаторах — шелковые занавески. тт . На корабле 'имеется три салона и Писатель упорно работал и в^ го- три столовых для рядового состава, £.ы Великои Отечественной войны, курительные комнаты. Буфеты ofo- пишет серию очерков и статей о рудованы холодильниками. Есть военных моряках-героях: «Морские здесь и механизированный камбуз. Iорлы», «Снайперы», «Город-герои», Моряк, закончив вахту, сразу же усск®и матрос», «Победитель сможет пойти в душ: на «Атлаити-1М0РСЕ0И стихии»", «Моряки в боях» семь душевых, две ванные. и другие. ^ипаж корабля успешно закон- Новиков-Прибой много трудился чил рейс, привел судно в Мурманск над новым большим романом «Капи- на двое суток раньше установлен- ]тан первого ранга», в котором хо- ного срока, В первом плавании от- тел показать матроса старого рус- личились боцман тов. Гонтарев и ского флота, прошедшего суровую матрос тов. Орлов. Второй механик школу войны и революции и став- тов. Чарушников, моторист тов. шего крупным советским морским Кравченко и другие члены машин- офицером. К сожалению, писателю ной команды быстро освоили слож- удалось выполнить только часть ные механизмы, умело эксплуатиро- своего творческого замысла. 29 ап- вали их. реля 1944 года Новиков-Прибой Пополнение нашего флота тепло- скончался, ходом «Атлантика» является ярким в проявлением заботы партии и Г Все творческие произведения что вительства о промысловиках Z t *ЫШЛИ ИЗ'П°Д ПвР« НТ кова-Пря‘ мана, о том, чтобы наш бассейн б°Я’ заслужили себе любовь и при' 7 ят 1 мт мир йптгултта знание широких масс советских чи- давал еще больше рыбы стране. тателей особенно мопяков Новый корабль — хороший подарок | татедеи’ осооенно моряков. морякам Заполярья к первомайскому Зам. редактора Д. И. ПИРОГОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт, Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96 щюмышленный отзел и от!вл культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 2222 . Тир. 2.500 IIH 04389

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz