Рыбный Мурман. 1954 г. Апрель.

№ 48 (132), 21 апреля 1954 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м д н 3 Моряки траулера „Моржовец" в борьбе за вылов 50 тысяч центнеров рыбы ☆ ☆ Так дерЖатЫ Большую и ответственную за­ дачу решают моряки тралового флота — они активно участвуют в борьбе за создание обилия про­ дуктов питания в нашей стране. Восприняв как боевую программу своей работы постановление Сове­ та Министров СССР и ЦК КПСС о расширении производства ппо- довольс 1 венных товаров и улучше­ нии их качества, промысловики тралового флота широко разверну­ ли соревнование за увеличение вы­ лова рыбы, за повышение качест­ ва рыбной продукции. Следуя примеру моряков трау­ лера «Киров», экипаж промысло­ вого корабля «Моржовец» вклю­ чился в борьбу за досрочное вы­ полнение годового государственно­ го плана и первым на флоте при­ нял обязательство — дать стране в нынешнем году не менее 50 ты­ сяч центнеров рыбы. На судне сразу же приняло ши­ рокий размах социалистическое соревнование за претворение в жизнь принятого обязательства. Команда сумела в короткий срок освоить новый корабль, настойчи­ во боролась за увеличение вылова рыбы, за использование всех ре­ зервов производства. Из рейса в рейс моряки траулера «Моржо­ вец» улучшали производственные показатели. Значительного успеха коллектив корабля добился в последнем про­ мысловом рейсе. Каждый член команды от капитана до юнги про­ никся чувством ответственности за порученное дело, за выполнение и перевыполнение государственного задания. Четко был организован труд на всех производственных участках. В результате этого бы­ стро производилась уборка и раз­ делка богатого улова, четко рабо­ тали судовые механизмы, в образ­ цовом состоянии находились ору­ дия лова. Судно совершило досрочный полногрузный рейс. В порт было доставлено свыше 260 тонн рыбы на два дня раньше намеченного срока. Рейс траулера «Моржовец» по­ казал, что у экипажа этого ко­ рабля есть все возможности ус­ пешно справиться со своим социа­ листическим обязательством, что он находится на правильном пути. Почин экипажа траулера «Мор­ жовец» — выловить в нынешнем году 50 тысяч центнеров рыбы — нашел горячую поддержку и одоб­ рение у всех промысловиков фло­ та. Экипажи ряда судов пересмот­ рели свои социалистические обя­ зательства и решили добиться но­ вых успехов в труде. Коллектив траулера «Ереван» обязался в 1954 году дать стране 51 тысячу центнеров рыбы, моряки комсо- мотгьско-молодежного судна «Ана­ толий Бредов» единодушно зая­ вили, что выловят не менее 50 тысяч центнеров трески, пикши и окуня. Нет никакого сомнения в том, что и другие корабли трало­ вого флота последуют примеру экипажа траулера «Моржовец», еще раз подсчитают свои возмож­ ности, приведут в действие неис­ пользованные резервы и развер­ нут соревнование за вылов 50-—60 тысяч центнеров рыбы. Необходимо, чтобы экипажам кораблей, принявшим повышен­ ные социалистические обязатель­ ства, были созданы все условия для их успешного осуществления. На этих судах должна быть акти­ визирована деятельность судовых партийных организаций, призван­ ных стать подлинными организа­ торами борьбы за увеличение до­ бычи, за вылов 5 0—60 тысяч центнеров рыбы. Однако партком тралового флота не проявляет до­ статочной заботы о том, чтобы на кораблях были созданы полно­ кровные партийные организации. Достаточно сказать, что на трауле­ ре «Моржовец» до сих пор нет партийной организации, так как здесь работает всего лишь один коммунист. Траулер «Моржовец» успешно завершил первый квартал/перевы­ полнив государственный план. Хо­ рошо начал он и второй квартал. Моряки этого судна полны реши­ мости дать стрчне в нынешнем го­ ду не менее 50 тысяч центнеров рыбы. Можно пожелать им только одного: — Так держать! С л а г а е м ы е т р у д о в о й п о б е д ы Успех минувшего рейса во мно­ гом зависел от продуманной орга­ низации промыслового судовожде­ ния. Но выходе из порта мы взяли курс на Мурманское мелководье. Там уже работала группа судов. Первые траления сделали западнее группы. Выявили, что хоть подъемы здесь не так велики, как у траулеров, промышлявших восточнее, зато ас­ сортимент рыбы лучше: до десяти процентов улова составляла круп­ ная треска и до 60 процентов — ровная. Было решено закрепиться на этом месте. Поставили буй и ра­ ботали около него до тех пор, пока не налетел шторм. После шторма первые траления были неудачными: рыба куда-то переместилась. Пришлось сделать несколько пробных тралений в раз­ ных направлениях. Они помогли установить, что тресковый косяк отошел на запад. Передвинулись туда и снова стали брать хорошие уловы. Работали в основном на глуби­ нах 150 — 160 метров. Вахтенные помощники капитана контролирова­ ли глубину эхолотом. Однако, мы В. СМИРНОВ — капитан траулера «Моржовец» избегали «гонять» прибор без нуж­ ды — ведь это снижает срок его службы. К тому же частое включе­ ние эхолота и не требовалось: район промысла отличался ровным релье­ фом дна, здесь не было резких из­ менений глубин. Вахтенные штурманы вели про­ мысловый планшет. Па него нано­ сились курсы, отметки глубин, ориентиры. При тралениях обязательно учи­ тывалось направление ветра и те­ чения. Чтобы точнее придерживать­ ся избранного района промысла, мы практиковали, в частности, такой метод. В исходной точке спускали трал и шли прямым курсом против ветра. Последующее траление — по ветру — делалось с разворотом. Мы вначале проходили исходную точку, затем поворачивали корабль на об­ ратный курс и снова возвращались к ней. Таким образом, по времени все траления были приблизительно одинаковы. Несколько слов об организации труда. Здесь мы применяли новое. Когда шла заготовка и соленой и свежей рыбы, в помощь каждому подавальщику выделялся сортиров­ щик (преимущественно молодой ма­ лоопытный моряк). Он подталкивал к рабочему месту подавальщика крупную рыбу, чтобы тому легче было взять ее пикой. Всю мелочь сортировщик тут же направлял в порожний бортовой ящик. Круп­ ная треска разделывалась в первую очередь, она заготовлялась в све­ жем виде. Мелкая, предназначенная для засола — во вторую. Опыт показывает, что крупная рыба может дольше сохраняться в свежем виде. Если бы уловы неожи­ данно понизились, мы имели бы возможность промышлять лишнпе сутки, не опасаясь порчи свежья. Наличие сортировщиков позволя­ ло также повысить производитель­ ность труда палубной команды. В борьбе за высокие темпы про­ мысла они опираются, в частности, на широкое использование передо­ вых приемов труда. Применение этих приемов — важное слагаемое нашего успеха. Механизмы работают безотказно Члены нашей машинной команды поставили перед собой цель — обес­ печить бесперебойную работу всех судовых механизмов, создать эки­ пажу все условия для успешного промысла. В минувшем плавании непродук­ тивные простои были сведены на- нет. Главную роль сыграл здесь правильный уход за механизмами. Второй механик тов. Логвинюк, на­ пример, периодически осматривал узлы главной машины, регулировал смазку. Машина работала четко, как хорошо налаженные часы. На судне идет борьба за эконо­ мию топлива. Кочегары стараются быстрее чистить топки, чтобы не допускать снижения давления пара. Особенно отличается мастер огня тов. Панюшкин, назначенный не­ давно старшим кочегаром. Существенную пользу приносит высокий подогрев питательной во­ ды — до температуры 100 — 110 градусов. Чтобы водоподогреватель К. ТРУБИН — старший механик ♦ работал безотказно, мы часто проду­ ваем его. Благодаря всему этому наша ма­ шинная команда экономит ежерейс- но 4 — 5 тонн угля. Особо надо подчеркнуть творче­ скую инициативу механиков. В период стоянки в порту пе­ ред четвертым рейсом мы дали заказ на вырезку окна в вентиля­ ционном рукаве рыбомучной уста­ новки. Такое окно необходимо было для прочистки рукава. Из-за не­ хватки времени эта работа не была выполнена. В рейсе рукав засорил­ ся. Рыбомучную установку приш­ лось остановить. 'Ставилось под уг­ розу выполнение рейсового задания по выработке рыбной муки. Меха­ ники решили ликвидировать ненор­ мальность своими силами'. Но как вырезать окно в металлическом ру­ каве? На берегу такая работа вы­ полняется с помощью автогенного аппарата. На корабле его нет. II тут на помощь пришла трудовая сметка. Окно было вырезано с помощью обычной ручной дрели путем свер­ ловки по намеченному контуру мел­ ких отверстий. В конечном итоге рукав был про­ чищен а машинист рыбомучной установки тов. Лупачев сумел пере­ выполнить задание по выработке муки. Есть у нас рационализация и другого плана. Решено, в частно­ сти, произвести, реконструкцию во­ дяной магистрали: соединить пить­ евую цистерну Л? 3 с общей систе­ мой (до сих пор вода из этой цистер­ ны подавалась лишь на камбуз). По нашим расчетам это позволит рациональнее расходовать запасы пресной воды и даст возможность, в случае надобности, находиться на промысле лишние сутки. Рация действует бесперебойно И. ПЕТУХОВ — радист Четкая и бесперебойная связь ры­ боловного траулера с другими суда­ ми флота и береговыми радиостан­ циями обеспечивает успех экипажу в добыче высоких уловов рыбы. Для того, чтобы постоянно поддерживать такую «вязь, необходимо обращать больше внимания на состояние ап­ паратуры. В нашей судовой радио­ рубке аппаратура всегда содержится в хорошем состоянии, своевременно производится ее осмотр, во-врсмя устраняются неполадки. Это дает возможность [работать на рации без перебоев и безотказно ее эксплуати­ ровать. Радисты должны иметь самую тесную связь с капитаном судна и со штурманским составом. По выхо­ де из порта и в основном по выходе из Тюва-губы я всегда связываюсь с судами, которые ведут промысел в различных районах Баренцова мо­ ря. Своевременно взятые пеленги с других судов подсказывают капита­ ну, в каком районе хорошо ловится рыба, какие суда и где поднимают на палубу высокие уловы. Ориен­ тируясь на эти данные, капитан ве­ дет судно туда, (где замечены наи­ большие концентрации рыб. Это обеспечивает успех экипажу в вы­ полнении рейсового задания. Бывает, что в районе, где судно ведет промысел, рыба больше не ло­ вится. Тогда также приходится свя­ зываться с поисковыми и промысло­ выми судами— принимать сводки и ориентировать корабль на косяки рыбы. Если наш корабль находится в районе большой концентрации ры­ бы, то мы сообщаем об этом на дру­ гие суда и, таким образом, сосед­ ние траулеры могут перейти в но­ вый 'Квадрат. В начале четвертого рейса на ко­ рабль поступила сводка, в которой сообщалось, что на Мурманском мел­ ководье хорошие уловы. Познако­ мившись с этой сводкой, наш капи­ тан (Виталий Александрович Смир­ нов решил вести судно туда. В те­ чение рейса наш экипаж выловил там 261 тонну рыбы вместо 180 тонн, предусмотренных заданием. Главное— правильно организовать труд вахты Л. УРАЗОВ — второй помощник капитана Наше судно отправилось в четвер­ тый промысловый рейс 21 марта. Из Тювачгубы корабль взял курс на Мурманское мелководье и там про­ мышлял до конца рейса. Экипаж траулера, несмотря на то, что боль­ шая часть его состава была из мо­ лодых матросов, первый или второй раз выходивших в море, самоотвер­ женно трудился на промысле, широ­ ко развернув предмайское социали­ стическое соревнование. Рейс был не из легких. Моро штормило. Часто сила ветра дохо­ дила до 7 — 8 баллов. Это затруд­ няло работу, но труд моряков не прерывался. При каждом подъеме* трала на палубу доставлялось в среднем 3 — 4 тонны, иногда уловы доходили до 5 — 6 тонн. Траление у нас занимало в среднем два — два с половиной часа. Задача второй вах­ ты состояла в том, чтобы своевре­ менно убрать и обработать рыбу. На­ ша вахта в основном справлялась с уборкой рыбы в промежуток между подъемом трала. Этому способствовали правильная организация tip уда и умелое раелре- | деление рабочей силы. На нашем тра- !улере стало правилом, что, как только i начинается уборка рыбы, на помощь 1палубной команде приходят кочега­ ры, мехаиики — в общем все свобод­ ные от вахты люди корабля. Труд моряков на нашей вахте организован так. Лучшие матро­ сы становятся за рыбодел. (Все их движения четко рассчитаны. Без волнения и суеты они разделывают по 6 — 8 рыбин в 'минуту. Причем, это происходит у них не только в тот период, когда штурман стоит рядом с секундомером и подсчитыва­ ет их показатели, а систематически, на протяжении всего процесса убор­ ки и обработки рыбы. Так же рит- ми%го работают матросы, занятые рубкой рыбьих голов. 'Если на палубе много рыбы и нужно скорее закончить уборку, то на разделку ставятся моржи других специальностей. Правда, у него дело идет медленнее, чем у опытного ма­ троса, зато в целом процесс обра­ ботки ускоряется. В таком случае подающему рыбу приходится рабо­ тать больше и быстрее, но товарищи подбадривают его добрыми словами и это идет на пользу дела. Если же рыбы на палубе мало, то на помощь подающим, которые в течение подачи уже устают, ставит­ ся моряк, ранее занятый на раздел­ ке улова. 'Выбирается такой матрос, который работает медленнее, чем остальные. Подобные перестановки нисколько не отражаются на ритме работы, наоборот, они способствуют- ускорению уборки и разделки рыбы. Во время этого производствен­ ного процесса рыбный мастер, засольщики и руководитель вах­ ты постоянно держат в по­ ле своего зрения весь объект ра­ боты, внимательно следят за качест­ вом обработки, своевременно преду­ преждают ошибки, дают матросам хорошие советы, как быстрее (выпол­ нить ту или иную операцию. На нашей вахте строго предусмот­ рено сохранение рыбьих голов и не- промы'словой мелочи для их дальней­ шей обработки на рыбную муку. Эти отходы не смешиваются с внут­ ренностями рыбы, так как по всей палубе мы поставили доски. Содру­ жество вахты с машинистом рыбо­ мучной установки способствует уве­ личению выработки муки. Большое значение в деле успеш­ ной уборки и обработки рыбы имеет производственная учеба матросов. Во время переходов опытные специа­ листы рассказывают и разъясняют молодым морякам как нужно произ­ водительнее трудиться, изучают ин­ струкции. Во время уборки и обра­ ботки рыбы на палубе новичкам и молодым матросам прямо на месте объясняются все процессы. Им во­ время подсказывают, учат, как пра­ вильно работать, сразу же указыва­ ют на недостатки. Значительную по­ мощь в этом оказывает матрос Поно­ марев, который хорошо знает свое дело. Матрос Лебеденко пришел на суд­ но недавно. В этом рейсе он вышел в море второй раз. Но благодаря по­ мощи товарищей и своему стремле­ нию как можно скорее изучить дело и принести больше пользы, он быстро освоился с морской обста­ новкой. со своим рабочим местом и теперь считается лучшим матросом. Тов. Лебеденко уже не уступает в труде старым опытным специали­ стам. Живую струю в социалистическое соревнование экипажа вносили капи­ тан Виталий Александрович Смир­ нов, старший штурман Станислав Юрьевич Карпенко, засольщик Ти­ тов, помощник тралмейстера Смир- нов^ и другие. Своими воодушевляю­ щими словами, личным примером, они сумели сплотить и мобилизовать экипаж на перевыполнение рейсово­ го задания. По плану наше судно должно бы­ ло доставить в порт 180 тонн рыбы. Траулер «Моржовец» досрочно вер­ нулся из рейса и доставил 261 тон­ ну. Успешно завершив квартальный план экипаж нашего судна горит желанием досрочно выполнить и план второго квартала, чтобы дата любимой Родине больше рыбы и рыбной продукции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz