Рыбный Мурман. 1954 г. Апрель.
№ 48 (132), 21 апреля 1954 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м д н 3 Моряки траулера „Моржовец" в борьбе за вылов 50 тысяч центнеров рыбы ☆ ☆ Так дерЖатЫ Большую и ответственную за дачу решают моряки тралового флота — они активно участвуют в борьбе за создание обилия про дуктов питания в нашей стране. Восприняв как боевую программу своей работы постановление Сове та Министров СССР и ЦК КПСС о расширении производства ппо- довольс 1 венных товаров и улучше нии их качества, промысловики тралового флота широко разверну ли соревнование за увеличение вы лова рыбы, за повышение качест ва рыбной продукции. Следуя примеру моряков трау лера «Киров», экипаж промысло вого корабля «Моржовец» вклю чился в борьбу за досрочное вы полнение годового государственно го плана и первым на флоте при нял обязательство — дать стране в нынешнем году не менее 50 ты сяч центнеров рыбы. На судне сразу же приняло ши рокий размах социалистическое соревнование за претворение в жизнь принятого обязательства. Команда сумела в короткий срок освоить новый корабль, настойчи во боролась за увеличение вылова рыбы, за использование всех ре зервов производства. Из рейса в рейс моряки траулера «Моржо вец» улучшали производственные показатели. Значительного успеха коллектив корабля добился в последнем про мысловом рейсе. Каждый член команды от капитана до юнги про никся чувством ответственности за порученное дело, за выполнение и перевыполнение государственного задания. Четко был организован труд на всех производственных участках. В результате этого бы стро производилась уборка и раз делка богатого улова, четко рабо тали судовые механизмы, в образ цовом состоянии находились ору дия лова. Судно совершило досрочный полногрузный рейс. В порт было доставлено свыше 260 тонн рыбы на два дня раньше намеченного срока. Рейс траулера «Моржовец» по казал, что у экипажа этого ко рабля есть все возможности ус пешно справиться со своим социа листическим обязательством, что он находится на правильном пути. Почин экипажа траулера «Мор жовец» — выловить в нынешнем году 50 тысяч центнеров рыбы — нашел горячую поддержку и одоб рение у всех промысловиков фло та. Экипажи ряда судов пересмот рели свои социалистические обя зательства и решили добиться но вых успехов в труде. Коллектив траулера «Ереван» обязался в 1954 году дать стране 51 тысячу центнеров рыбы, моряки комсо- мотгьско-молодежного судна «Ана толий Бредов» единодушно зая вили, что выловят не менее 50 тысяч центнеров трески, пикши и окуня. Нет никакого сомнения в том, что и другие корабли трало вого флота последуют примеру экипажа траулера «Моржовец», еще раз подсчитают свои возмож ности, приведут в действие неис пользованные резервы и развер нут соревнование за вылов 50-—60 тысяч центнеров рыбы. Необходимо, чтобы экипажам кораблей, принявшим повышен ные социалистические обязатель ства, были созданы все условия для их успешного осуществления. На этих судах должна быть акти визирована деятельность судовых партийных организаций, призван ных стать подлинными организа торами борьбы за увеличение до бычи, за вылов 5 0—60 тысяч центнеров рыбы. Однако партком тралового флота не проявляет до статочной заботы о том, чтобы на кораблях были созданы полно кровные партийные организации. Достаточно сказать, что на трауле ре «Моржовец» до сих пор нет партийной организации, так как здесь работает всего лишь один коммунист. Траулер «Моржовец» успешно завершил первый квартал/перевы полнив государственный план. Хо рошо начал он и второй квартал. Моряки этого судна полны реши мости дать стрчне в нынешнем го ду не менее 50 тысяч центнеров рыбы. Можно пожелать им только одного: — Так держать! С л а г а е м ы е т р у д о в о й п о б е д ы Успех минувшего рейса во мно гом зависел от продуманной орга низации промыслового судовожде ния. Но выходе из порта мы взяли курс на Мурманское мелководье. Там уже работала группа судов. Первые траления сделали западнее группы. Выявили, что хоть подъемы здесь не так велики, как у траулеров, промышлявших восточнее, зато ас сортимент рыбы лучше: до десяти процентов улова составляла круп ная треска и до 60 процентов — ровная. Было решено закрепиться на этом месте. Поставили буй и ра ботали около него до тех пор, пока не налетел шторм. После шторма первые траления были неудачными: рыба куда-то переместилась. Пришлось сделать несколько пробных тралений в раз ных направлениях. Они помогли установить, что тресковый косяк отошел на запад. Передвинулись туда и снова стали брать хорошие уловы. Работали в основном на глуби нах 150 — 160 метров. Вахтенные помощники капитана контролирова ли глубину эхолотом. Однако, мы В. СМИРНОВ — капитан траулера «Моржовец» избегали «гонять» прибор без нуж ды — ведь это снижает срок его службы. К тому же частое включе ние эхолота и не требовалось: район промысла отличался ровным релье фом дна, здесь не было резких из менений глубин. Вахтенные штурманы вели про мысловый планшет. Па него нано сились курсы, отметки глубин, ориентиры. При тралениях обязательно учи тывалось направление ветра и те чения. Чтобы точнее придерживать ся избранного района промысла, мы практиковали, в частности, такой метод. В исходной точке спускали трал и шли прямым курсом против ветра. Последующее траление — по ветру — делалось с разворотом. Мы вначале проходили исходную точку, затем поворачивали корабль на об ратный курс и снова возвращались к ней. Таким образом, по времени все траления были приблизительно одинаковы. Несколько слов об организации труда. Здесь мы применяли новое. Когда шла заготовка и соленой и свежей рыбы, в помощь каждому подавальщику выделялся сортиров щик (преимущественно молодой ма лоопытный моряк). Он подталкивал к рабочему месту подавальщика крупную рыбу, чтобы тому легче было взять ее пикой. Всю мелочь сортировщик тут же направлял в порожний бортовой ящик. Круп ная треска разделывалась в первую очередь, она заготовлялась в све жем виде. Мелкая, предназначенная для засола — во вторую. Опыт показывает, что крупная рыба может дольше сохраняться в свежем виде. Если бы уловы неожи данно понизились, мы имели бы возможность промышлять лишнпе сутки, не опасаясь порчи свежья. Наличие сортировщиков позволя ло также повысить производитель ность труда палубной команды. В борьбе за высокие темпы про мысла они опираются, в частности, на широкое использование передо вых приемов труда. Применение этих приемов — важное слагаемое нашего успеха. Механизмы работают безотказно Члены нашей машинной команды поставили перед собой цель — обес печить бесперебойную работу всех судовых механизмов, создать эки пажу все условия для успешного промысла. В минувшем плавании непродук тивные простои были сведены на- нет. Главную роль сыграл здесь правильный уход за механизмами. Второй механик тов. Логвинюк, на пример, периодически осматривал узлы главной машины, регулировал смазку. Машина работала четко, как хорошо налаженные часы. На судне идет борьба за эконо мию топлива. Кочегары стараются быстрее чистить топки, чтобы не допускать снижения давления пара. Особенно отличается мастер огня тов. Панюшкин, назначенный не давно старшим кочегаром. Существенную пользу приносит высокий подогрев питательной во ды — до температуры 100 — 110 градусов. Чтобы водоподогреватель К. ТРУБИН — старший механик ♦ работал безотказно, мы часто проду ваем его. Благодаря всему этому наша ма шинная команда экономит ежерейс- но 4 — 5 тонн угля. Особо надо подчеркнуть творче скую инициативу механиков. В период стоянки в порту пе ред четвертым рейсом мы дали заказ на вырезку окна в вентиля ционном рукаве рыбомучной уста новки. Такое окно необходимо было для прочистки рукава. Из-за не хватки времени эта работа не была выполнена. В рейсе рукав засорил ся. Рыбомучную установку приш лось остановить. 'Ставилось под уг розу выполнение рейсового задания по выработке рыбной муки. Меха ники решили ликвидировать ненор мальность своими силами'. Но как вырезать окно в металлическом ру каве? На берегу такая работа вы полняется с помощью автогенного аппарата. На корабле его нет. II тут на помощь пришла трудовая сметка. Окно было вырезано с помощью обычной ручной дрели путем свер ловки по намеченному контуру мел ких отверстий. В конечном итоге рукав был про чищен а машинист рыбомучной установки тов. Лупачев сумел пере выполнить задание по выработке муки. Есть у нас рационализация и другого плана. Решено, в частно сти, произвести, реконструкцию во дяной магистрали: соединить пить евую цистерну Л? 3 с общей систе мой (до сих пор вода из этой цистер ны подавалась лишь на камбуз). По нашим расчетам это позволит рациональнее расходовать запасы пресной воды и даст возможность, в случае надобности, находиться на промысле лишние сутки. Рация действует бесперебойно И. ПЕТУХОВ — радист Четкая и бесперебойная связь ры боловного траулера с другими суда ми флота и береговыми радиостан циями обеспечивает успех экипажу в добыче высоких уловов рыбы. Для того, чтобы постоянно поддерживать такую «вязь, необходимо обращать больше внимания на состояние ап паратуры. В нашей судовой радио рубке аппаратура всегда содержится в хорошем состоянии, своевременно производится ее осмотр, во-врсмя устраняются неполадки. Это дает возможность [работать на рации без перебоев и безотказно ее эксплуати ровать. Радисты должны иметь самую тесную связь с капитаном судна и со штурманским составом. По выхо де из порта и в основном по выходе из Тюва-губы я всегда связываюсь с судами, которые ведут промысел в различных районах Баренцова мо ря. Своевременно взятые пеленги с других судов подсказывают капита ну, в каком районе хорошо ловится рыба, какие суда и где поднимают на палубу высокие уловы. Ориен тируясь на эти данные, капитан ве дет судно туда, (где замечены наи большие концентрации рыб. Это обеспечивает успех экипажу в вы полнении рейсового задания. Бывает, что в районе, где судно ведет промысел, рыба больше не ло вится. Тогда также приходится свя зываться с поисковыми и промысло выми судами— принимать сводки и ориентировать корабль на косяки рыбы. Если наш корабль находится в районе большой концентрации ры бы, то мы сообщаем об этом на дру гие суда и, таким образом, сосед ние траулеры могут перейти в но вый 'Квадрат. В начале четвертого рейса на ко рабль поступила сводка, в которой сообщалось, что на Мурманском мел ководье хорошие уловы. Познако мившись с этой сводкой, наш капи тан (Виталий Александрович Смир нов решил вести судно туда. В те чение рейса наш экипаж выловил там 261 тонну рыбы вместо 180 тонн, предусмотренных заданием. Главное— правильно организовать труд вахты Л. УРАЗОВ — второй помощник капитана Наше судно отправилось в четвер тый промысловый рейс 21 марта. Из Тювачгубы корабль взял курс на Мурманское мелководье и там про мышлял до конца рейса. Экипаж траулера, несмотря на то, что боль шая часть его состава была из мо лодых матросов, первый или второй раз выходивших в море, самоотвер женно трудился на промысле, широ ко развернув предмайское социали стическое соревнование. Рейс был не из легких. Моро штормило. Часто сила ветра дохо дила до 7 — 8 баллов. Это затруд няло работу, но труд моряков не прерывался. При каждом подъеме* трала на палубу доставлялось в среднем 3 — 4 тонны, иногда уловы доходили до 5 — 6 тонн. Траление у нас занимало в среднем два — два с половиной часа. Задача второй вах ты состояла в том, чтобы своевре менно убрать и обработать рыбу. На ша вахта в основном справлялась с уборкой рыбы в промежуток между подъемом трала. Этому способствовали правильная организация tip уда и умелое раелре- | деление рабочей силы. На нашем тра- !улере стало правилом, что, как только i начинается уборка рыбы, на помощь 1палубной команде приходят кочега ры, мехаиики — в общем все свобод ные от вахты люди корабля. Труд моряков на нашей вахте организован так. Лучшие матро сы становятся за рыбодел. (Все их движения четко рассчитаны. Без волнения и суеты они разделывают по 6 — 8 рыбин в 'минуту. Причем, это происходит у них не только в тот период, когда штурман стоит рядом с секундомером и подсчитыва ет их показатели, а систематически, на протяжении всего процесса убор ки и обработки рыбы. Так же рит- ми%го работают матросы, занятые рубкой рыбьих голов. 'Если на палубе много рыбы и нужно скорее закончить уборку, то на разделку ставятся моржи других специальностей. Правда, у него дело идет медленнее, чем у опытного ма троса, зато в целом процесс обра ботки ускоряется. В таком случае подающему рыбу приходится рабо тать больше и быстрее, но товарищи подбадривают его добрыми словами и это идет на пользу дела. Если же рыбы на палубе мало, то на помощь подающим, которые в течение подачи уже устают, ставит ся моряк, ранее занятый на раздел ке улова. 'Выбирается такой матрос, который работает медленнее, чем остальные. Подобные перестановки нисколько не отражаются на ритме работы, наоборот, они способствуют- ускорению уборки и разделки рыбы. Во время этого производствен ного процесса рыбный мастер, засольщики и руководитель вах ты постоянно держат в по ле своего зрения весь объект ра боты, внимательно следят за качест вом обработки, своевременно преду преждают ошибки, дают матросам хорошие советы, как быстрее (выпол нить ту или иную операцию. На нашей вахте строго предусмот рено сохранение рыбьих голов и не- промы'словой мелочи для их дальней шей обработки на рыбную муку. Эти отходы не смешиваются с внут ренностями рыбы, так как по всей палубе мы поставили доски. Содру жество вахты с машинистом рыбо мучной установки способствует уве личению выработки муки. Большое значение в деле успеш ной уборки и обработки рыбы имеет производственная учеба матросов. Во время переходов опытные специа листы рассказывают и разъясняют молодым морякам как нужно произ водительнее трудиться, изучают ин струкции. Во время уборки и обра ботки рыбы на палубе новичкам и молодым матросам прямо на месте объясняются все процессы. Им во время подсказывают, учат, как пра вильно работать, сразу же указыва ют на недостатки. Значительную по мощь в этом оказывает матрос Поно марев, который хорошо знает свое дело. Матрос Лебеденко пришел на суд но недавно. В этом рейсе он вышел в море второй раз. Но благодаря по мощи товарищей и своему стремле нию как можно скорее изучить дело и принести больше пользы, он быстро освоился с морской обста новкой. со своим рабочим местом и теперь считается лучшим матросом. Тов. Лебеденко уже не уступает в труде старым опытным специали стам. Живую струю в социалистическое соревнование экипажа вносили капи тан Виталий Александрович Смир нов, старший штурман Станислав Юрьевич Карпенко, засольщик Ти тов, помощник тралмейстера Смир- нов^ и другие. Своими воодушевляю щими словами, личным примером, они сумели сплотить и мобилизовать экипаж на перевыполнение рейсово го задания. По плану наше судно должно бы ло доставить в порт 180 тонн рыбы. Траулер «Моржовец» досрочно вер нулся из рейса и доставил 261 тон ну. Успешно завершив квартальный план экипаж нашего судна горит желанием досрочно выполнить и план второго квартала, чтобы дата любимой Родине больше рыбы и рыбной продукции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz