Рыбный Мурман. 1954 г. Апрель.

№ 45 (129), 14 апреля 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А В Моряки сельдяного флота J Все г силы на добычи сельди ☆ БодЬше творчества в работе увеличение ☆ Активнее облавливать косяки морского окуня Вез малого шесть месяцев бороз­ дили мы просторы Северной Атлан- Зимой в Северной Атлантике часто : стоит штормовая погода. Мы стара- Морской окунь заслуженно поль­ зуется большим спросом у совет­ ских потребителей. Эта рыба обла­ дает' хорошими пищевыми качества- этим районом флот не интересуется, а ведь там окуня бывает очень мно­ го и, что особенно ценно, он дер­ жится на северо-восточном склоне К. М. КВАСОВАРОВ. гики. Рейс проходил успешно. За Капитан гпР11Него ТпаУЛепа № 839! лись, чтобы дрифтерный порядок гри месяца нынешнего года мы вы- !был штормоустойчив. Важное усло- ♦ | вне штормоуетойчивости — прови- На наш взгляд, надежным сред- сание свободной части вожака (той ловили 1900 центнеров сельди вме­ сто 1160 по заданию. Большую роль играл продуман­ ный поиск рыбных косяков. Конеч­ но, в районе промысла находились разведывательные суда и они наво­ дили нас на рыбу. Но все же мест­ ные поиски сельди лучше всего ве­ сти самостоятельно. Я взял за правило наносить на планшет величину уловов соседних кораблей и данные о температуре воды. Изучая эти данные, можно было с большой точностью устано­ вить. где именно держится рыба и в каком направлении она идет. Надо отметить, что в холодное время хода сельдь, как правило, пе­ ремещается на глубину. Визуальные признаки (птицы над косяком и ipp.) здесь отсутствуют. Это лишний раз подчеркивает необходимость все­ стороннего анализа промысловых сводок. Большую службу сослужили свод­ ки прошлых лет, которые постоян­ но хранятся на корабле. При изуче­ нии их и при сопоставлении с но­ выми данными нередко удавалось предвидеть изменения промысловой обстановки, так как рыбные кося­ ки идут в основном по старым путям. Для успеха поисков необходимо точно знать свое место. Поэтому мы, пользуясь малейшей возмож­ ностью, производили астрономиче­ ские определения. Мало установить, в каком районе держится сельдь, надо узнать, на .ка­ кой она держится глубине. Обычно считают, что при нордовых ветрах рыба перемещается на большие глу­ бины. Это правило следует приме­ нять с оговоркой. Сельдь уходит на глубину лишь в том случае, если невдалеке проходит кромка холод- ми и вкусовыми свойствами. Барен- | банки до поздней осени — до ок- цово море обильно морским окунем. Его концентрации достигают боль- тября. Ведь хорошо известно, что в этот период в обычных районах шой мощности и значительной jпромысла наступает 'спад, сырьевая плотности, что позволяет добывать база несколько ослабевает. немало этой ценной рьгоы. 'Однако богатая сырьевая база до В ближайшее время должен на­ чаться массовый подход окуня в не­ сколько районов: к северо-западно- ством определения самой выгодной !части, которая находится между ко - ; ^их п°р почти но оолавливалась . _ промысловой глубины является сту- \ раблем и сетями). Провисание амор- \ i’T0 вызывалось тем, что обработка j му побережью Норвегии, в Норвеж- пенчатый дрифтерный порядок. Мы ! гизирует удары волн. Эти удары не морского окуня несколько^ более | ский жолоб, на Варгаевскую банку, часто пользовались им. Причем к о - !передаются сетям. Некоторые капи -;трудоемка по сравнению с обработ- на Копытовскую и Демидовскую личество сетей, выставляемых в | таны рекомендуют крепить вожак к , кои тресковых пород, к тому же разных слоях воды, не было одина- выпущенной за борт якорь-цепи. ] коафицрент для перевода окуня Слов нет, этот способ неплох, но он Iполуфабриката в сырец значительно отнимает много времени. Мы делали меньше, чем у трески и пикши, по-иному: ставили на свободную [командование ряда кораблей стаp i- часть вожака несколько грузов и о , л<к:ь уклониться от рейсов в районы 5— 10 килограммов каждый. j косяков морского окуня, а руковод- Весь наш экипаж энергично бо- ! Флота не проявляло достаточ- j чтобы своевременно встретить нод- ролся за высокие уловы. Особенно' настойчивости в этом деле, не !ходы этих концентраций. Необходи- ковьгм. Основную массу сетей стави­ ли на той тлубине, где по нашим расчетам должна быть рыба. А в поверхностных и, наоборот, более глубоких слоях воды располагали лишь отдельные сетки. - Ступенчатый порядок ставился, как правило, лишь при первом дрей­ фе в данном районе. При последую­ щих дрейфах все сети погружались на ту глубину, с которой была под­ нята основная масса сельди. Несколько слов о постановке по­ рядка. Мы обращали основное внимание на качество постановки. Стремились, чтобы сети образовывали одну ровную стенку, без извилин и пере­ косов. Всегда помнили, что одна спутанная сетка может перекосить ячею у соседних сеток. А это при­ ведет к снижению уловов. Если позволяло время — метали сети, находясь лагом к волне, в свободном дрейфе. При сильной за­ грузке судна, когда дрейф незначи­ телен, ставили парус. Команда корабля старалась эко­ номить минуты. У нас, например, были заготовлены поводцы самой различной длины. На какую бы глу­ бину ни приходилось устанавли­ вать сети, нужные поводцы всегда оказывались под рукой. Сберегалось время и при выборке порядка. Здесь мы использовали та­ кой 'метод. Последние 20 сетей ора­ ли на борт в один прием и только после этого начинали трясти их. По­ ка шла обработка сетей, штурманы банки. Чтобы эти подходы окуня не застали траловый флот врасплох, нужно заранее серьезно подгото­ виться к окуневому промыслу. Прежде всего надо активизировать поисковую работу, направив туда ряд кораблей-разведчиков с тем, хорошо работали помощник дрифмей- jтреоовало от капитанов изменить стера тов. Коваленко, матросы отношение к промыслу окуня, тт. Сосунов, Аникин, Янкус, Дуб- равин, боцман тов. Шкута. Из-за малого переводного коэфи- циента полуфабриката в сырец ка- Машинная команда, руководимая *питаны, оолавливавшие косяки оку-- старшим механиком Иваном Кирил- Jня* ■систематически занижали свои ловичем Ивасюком, всегда обеспечи-1 подъемы. Подняв три тонны в полу­ вала судну нужный ход. Здесь важ-1 Фабрикате, они в радиосводках ную роль сьирал уход за механиз - 1 сооощали,^ что выловили одну тонну. ;мами. Механики составили график;Таким ооразом, они неправильно профилактических ремонтов и стро-1ориентировали и руководство фло- го выдерживали его. Работа проводи-; та> и Флагманов, и всех остальных промысловиков, создавая впечатле- ного течения и нордовый ветер на- j выводили судно в район очередного носит на косяк массу холодных вод. ( дрейфа. лась в тот период, когда судно ле­ жало в дрейфе. Передовые моряки принимали уча­ стие в техническом творчестве. Тре­ тий механик тов. Гришкевич, на­ пример, разработал метод притирки водомерных стекол. Притертые стек­ ла не лопались при зажиме в обой­ мах. Итак, первый рейс завершен ус­ пешно. Сейчас наш корабль становится в плановый ремонт на судоверфь. Мы просим работников верфи быстрее и с хорошим качеством (выполнить ре­ монтные работы. Поддерживая почин экипажа трау­ лера «Киров», наша команда дала слово выловить в нынешнем году 7000 центнеров атлантической сель­ ди вместо 4870 по плану. Это слово мы сумеем сдержать. ние, что сырьевая база слабая и не заслуживает внимания. Партия и правительство требуют расширения ассортимента рыботова­ ров и улучшения их качества. Ак­ тивизация лова морского окуня яв­ ляется одним из лучших путей для успешного решения задачи, по­ ставленной перед моряками трало­ вого флота. Траловый флот имеет огромные возможности для увеличения добы­ чи морского окуня. Опыт показал, что в районе северо-западного по­ бережья Норвегии морской окунь мо соответствующим образом воору­ жить промысловые корабли, дать им ваера достаточной длины, под­ робно инструктировать промыслови­ ков о способах обработки окуня п сроках его хранения в зависимости от этих способов. В первую очередь на окуневом промысле надо ис­ пользовать все корабли, имеющие холодильные установки, а также траулеры с малой вместимостью трюмов, которые могут брать окунь в свежем виде с первых дней ра­ боты. Надо отметить, что отдел рыбо­ обработки тралового флота и работ­ ники отдела рыбообработки Глав- мурманрыбпрома перестраховывают­ ся в отношении сроков хранения окуня в свежем виде, занижая эти сроки. В прошлом году, например, было дано указание брать окуня в круглом виде в лед не более, чем за пять суток до момента выгрузки. Обстановка заставила нас пойти на производственный риск. Мы взяли непоротого окуня в лед за семь с половиной суток, и ©то никак не можно ловить почти круглый год. | отразилось на качестве продукции. В борьбе со штормами Наша команда приняла обязатель­ ство досрочно выполнить годовой план и дать родной стране больше высококачественной атлантической сельди. Начало уже положено. На нашем счету 2150 центнеров сель­ ди. Задание первого квартала пере­ крыто более чем в два раза. 'В минувшем рейсе мы работали в различных районах Северной Атлан- ☆ С. С. ИОРИН. Капитан среднего траулера № 420 ☆ 'Рыба держалась, как правило, на значительной глубине (50—60 мет­ ров). Здесь мы часто применяли после этого укладывалась в тару. Особое внимание уделялось правиль­ ной дозировке соли. За этим по­ стоянно следил наш мастер по рыбо­ обработке Роберт Павлович Михашин. Надо сказать, что сырьевая база в Атлантике была хорошей. Мы могли бы выловить еще 'больше сельди, но дрифтерныи порядок с вожаком но , вот беда — нехватало пловучих верху. Опыт показал, что такой no- jбаз. У плавбаз часто выстраивались тики. Рыбные косяки спускались на ; рядок отличается большой шторми- j большие очереди средних траулеров. юг и мы шли за ними. Дружный экипаж научился рабо­ тать и в штормовую погоду. При по­ становке дрифтерного порядка, если Траловый же флот ловит его здесь в лучшем случае в апреле — мае. Правда, в этом районе несколько тяжелые грунтовые условия, но ра­ ботать можно вполне успешно, изу­ чив, конечно, как следует район. Это доказано работой траулера «Ле­ нинград», когда им командовал ка­ питан тов. Маклаков, и траулера «Слава», возглавляемого капитаном тов. Сухопяткиным. Недавно был открыт новый оку­ невый район — Копытовская бан­ ка. Промысловая разведка уже в 1952 году обнаружила здесь боль­ шие концентрации морского окуня. К сожалению, руководство тралового флота не подготовилось как следует к облову этих концентраций в 1953 году. Ловом окуня здесь вынужде­ ны были заняться в минувшем году поисковые корабли. Промысловьи устойчивостью и в то же время pa- j Но этой причине мы потеряли в об- бота с ним, при известном навыке, jщей сложности около месяца, иными | (‘УДа были посланы на Копытовскую не представляет труда. 1словами два полных груза. | банку только «к шапочному разбо- Задание по сортности мы перевы-! Руководству «Мурмансельди» еле- РУ»- Но и в этом случае траулер ветер усиливался, мы удлиняли во- j полнили. Добились этого, прежде j дует помнить, что хорошая органн- «Ролик» взял здесь два полных жак. В период дрейфа давали дви- j всего, старательной зосолкой сель- зация приемки рыбы является вале- груза, траулеры «Вайгач», «Сла­ гателю самое выгодное число оборо-*ди. При уборке рыбы на палубе ным резервом увеличения оыбодобы- ва», «Москва», «Печора» сделали р о о чи. Ошибки прошлого года не дол- л.:ны повторяться. Моряки должны, наконец, получить возможность без задержки сдавать на базы добытую сельдь. Что касается экипажа нашего ко­ тов с таким расчетом, чтооы рывки !устанавливался рыооразделочныи от ударов волн были наименьшими, стол с невысокими бортиками. При выборке сетей в свежую погоду Сельдь подавалась на него с по- применяли такой метод: поднимали ‘мощью сачков и тут сортировалась, на борт сразу пять или десять сетей, Рыба с механическими поврежде- становились на вожак и только то г - ;ниями обезглавливалась и засалива­ ла приступали к тряске сетей. Такой лась в отдельных бочках. Основная Iрабля, 'то он стремится непрерывно прием давал возможность выбирать . масса рыбы перемешивалась с солью ; повышать темпы промысла и. бес­ порядок и при семибалльном ветре, iздесь же, на рыборазделочном столе, iспорно, справится с этой задачей. )ловиной суток. -------------------------- ------------------------------------------------- Имеется еще один окуневый рай- И р у ч е н и е почетной н а г р а д ы он — Медвежинская банка. Однако На днях в красном уголке управ-; моряков и работников управления с I Перед собравшимися выступили ! ления «Мурмансельдь» состоялось i высокой наградой. 1капитан среднето траулера .V» 420 I по досрочному пплногрузному рейсу. По два груза взяли поисковые ко­ рабли «В. Головнин-', «Ковда», «Са­ лют», «Кировск», «Калинин» и «Сом». Кстати сказать, траулер «Сом» в первом рейсе взял 265 тонн окуня за 10 суток, а во вто­ ром добыл 300 тонн за шесть с по- Таким образом, ясно, что работникам отделов рыбообработки надо серьез­ нее заняться вопросами сроков хра­ нения свежего окуня и удлинения этих сроков. А удлинение «тих- сро­ ков позволит значительно увели­ чить добычу окуня. Чтобы капитаны судов не зани­ жали уловов окуня, чтобы в радио- сводках правильно отражалась кар­ тина окуневого промысла, промыс­ ловому отделу необходимо суточный вылов кораблей, облавливающих окуня, переводить в коэфициент. предусмотренный для окуня, а не для трески. Для облова окуня, особенно в прибрежных районах, я рекомендую применять 25-метровый трал, так как он реже подвергается порывам и на его ремонт требуется меньше времени. В нынешнем году моряки трало- еого флота должны приложить все свои силы для того, чтобы увели­ чить вылов морского окуня. Возмож­ ности для организации окуневого промысла и увеличения добычи этой ценной породы велики. Эти возможности таковы, что позволяют не только выполнить план добычи морского окуня, но и значительно перевыполнить его. Бороться за вы­ лов 250 тысяч центнеров морского окуня во втором квартале нынеш­ него года — вот долг моряков тра­ лового флота. А. ЕДЕМСКИИ. Капитан траулера «Сом». Успехи рыбообработчиков вручение переходящего Красного | Принимая переходящее Красное знамени Мурманского горисполкома знамя, заместитель начальника уп- и горкома КПС( победителю еоциа- равлення тов. Бородулин от имени листического соревнования за март всех моряков флота заверил, что среди предприятии города — кол- коллектив сельдяного флота ютюль- лективу сельдяного флота. ,зует все внутренние резервы для Заместитель _ председателя горис- обеспечения апрельского задания и подкома тов. Котов тепто поздравил j плана второго квартала. тов. Иорин, капитан среднего трау- : Коллектив лера Кг 341 тов. Танин, капитан - 1 Мурманского флагман поискового отряда тов. настойчивую Дмитриев, начальник политотдела тов. Белков, секретарь горкома КПСС тов. Ивкин. И. ВОЛИН. посолочного завода рыбокомбината ведет борьбу за повышение производительности труда, за уве­ личение выпуска рыбной продук­ ции. Здесь получило широкий размах социалистическое соревнование за досрочное выполнение производст­ венных планов и заданий. В ходе этого соревнования рыбообработчики ряда смен добились успеха в рабо­ те. На днях закончили выполнение чстырехмесячной программы кол­ лективы. руководимые тт. Орловым, Кирюшатовой, Колесниковой и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz