Рыбный Мурман. 1954 г. Апрель.
№ 45 (129), 14 апреля 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А В Моряки сельдяного флота J Все г силы на добычи сельди ☆ БодЬше творчества в работе увеличение ☆ Активнее облавливать косяки морского окуня Вез малого шесть месяцев бороз дили мы просторы Северной Атлан- Зимой в Северной Атлантике часто : стоит штормовая погода. Мы стара- Морской окунь заслуженно поль зуется большим спросом у совет ских потребителей. Эта рыба обла дает' хорошими пищевыми качества- этим районом флот не интересуется, а ведь там окуня бывает очень мно го и, что особенно ценно, он дер жится на северо-восточном склоне К. М. КВАСОВАРОВ. гики. Рейс проходил успешно. За Капитан гпР11Него ТпаУЛепа № 839! лись, чтобы дрифтерный порядок гри месяца нынешнего года мы вы- !был штормоустойчив. Важное усло- ♦ | вне штормоуетойчивости — прови- На наш взгляд, надежным сред- сание свободной части вожака (той ловили 1900 центнеров сельди вме сто 1160 по заданию. Большую роль играл продуман ный поиск рыбных косяков. Конеч но, в районе промысла находились разведывательные суда и они наво дили нас на рыбу. Но все же мест ные поиски сельди лучше всего ве сти самостоятельно. Я взял за правило наносить на планшет величину уловов соседних кораблей и данные о температуре воды. Изучая эти данные, можно было с большой точностью устано вить. где именно держится рыба и в каком направлении она идет. Надо отметить, что в холодное время хода сельдь, как правило, пе ремещается на глубину. Визуальные признаки (птицы над косяком и ipp.) здесь отсутствуют. Это лишний раз подчеркивает необходимость все стороннего анализа промысловых сводок. Большую службу сослужили свод ки прошлых лет, которые постоян но хранятся на корабле. При изуче нии их и при сопоставлении с но выми данными нередко удавалось предвидеть изменения промысловой обстановки, так как рыбные кося ки идут в основном по старым путям. Для успеха поисков необходимо точно знать свое место. Поэтому мы, пользуясь малейшей возмож ностью, производили астрономиче ские определения. Мало установить, в каком районе держится сельдь, надо узнать, на .ка кой она держится глубине. Обычно считают, что при нордовых ветрах рыба перемещается на большие глу бины. Это правило следует приме нять с оговоркой. Сельдь уходит на глубину лишь в том случае, если невдалеке проходит кромка холод- ми и вкусовыми свойствами. Барен- | банки до поздней осени — до ок- цово море обильно морским окунем. Его концентрации достигают боль- тября. Ведь хорошо известно, что в этот период в обычных районах шой мощности и значительной jпромысла наступает 'спад, сырьевая плотности, что позволяет добывать база несколько ослабевает. немало этой ценной рьгоы. 'Однако богатая сырьевая база до В ближайшее время должен на чаться массовый подход окуня в не сколько районов: к северо-западно- ством определения самой выгодной !части, которая находится между ко - ; ^их п°р почти но оолавливалась . _ промысловой глубины является сту- \ раблем и сетями). Провисание амор- \ i’T0 вызывалось тем, что обработка j му побережью Норвегии, в Норвеж- пенчатый дрифтерный порядок. Мы ! гизирует удары волн. Эти удары не морского окуня несколько^ более | ский жолоб, на Варгаевскую банку, часто пользовались им. Причем к о - !передаются сетям. Некоторые капи -;трудоемка по сравнению с обработ- на Копытовскую и Демидовскую личество сетей, выставляемых в | таны рекомендуют крепить вожак к , кои тресковых пород, к тому же разных слоях воды, не было одина- выпущенной за борт якорь-цепи. ] коафицрент для перевода окуня Слов нет, этот способ неплох, но он Iполуфабриката в сырец значительно отнимает много времени. Мы делали меньше, чем у трески и пикши, по-иному: ставили на свободную [командование ряда кораблей стаp i- часть вожака несколько грузов и о , л<к:ь уклониться от рейсов в районы 5— 10 килограммов каждый. j косяков морского окуня, а руковод- Весь наш экипаж энергично бо- ! Флота не проявляло достаточ- j чтобы своевременно встретить нод- ролся за высокие уловы. Особенно' настойчивости в этом деле, не !ходы этих концентраций. Необходи- ковьгм. Основную массу сетей стави ли на той тлубине, где по нашим расчетам должна быть рыба. А в поверхностных и, наоборот, более глубоких слоях воды располагали лишь отдельные сетки. - Ступенчатый порядок ставился, как правило, лишь при первом дрей фе в данном районе. При последую щих дрейфах все сети погружались на ту глубину, с которой была под нята основная масса сельди. Несколько слов о постановке по рядка. Мы обращали основное внимание на качество постановки. Стремились, чтобы сети образовывали одну ровную стенку, без извилин и пере косов. Всегда помнили, что одна спутанная сетка может перекосить ячею у соседних сеток. А это при ведет к снижению уловов. Если позволяло время — метали сети, находясь лагом к волне, в свободном дрейфе. При сильной за грузке судна, когда дрейф незначи телен, ставили парус. Команда корабля старалась эко номить минуты. У нас, например, были заготовлены поводцы самой различной длины. На какую бы глу бину ни приходилось устанавли вать сети, нужные поводцы всегда оказывались под рукой. Сберегалось время и при выборке порядка. Здесь мы использовали та кой 'метод. Последние 20 сетей ора ли на борт в один прием и только после этого начинали трясти их. По ка шла обработка сетей, штурманы банки. Чтобы эти подходы окуня не застали траловый флот врасплох, нужно заранее серьезно подгото виться к окуневому промыслу. Прежде всего надо активизировать поисковую работу, направив туда ряд кораблей-разведчиков с тем, хорошо работали помощник дрифмей- jтреоовало от капитанов изменить стера тов. Коваленко, матросы отношение к промыслу окуня, тт. Сосунов, Аникин, Янкус, Дуб- равин, боцман тов. Шкута. Из-за малого переводного коэфи- циента полуфабриката в сырец ка- Машинная команда, руководимая *питаны, оолавливавшие косяки оку-- старшим механиком Иваном Кирил- Jня* ■систематически занижали свои ловичем Ивасюком, всегда обеспечи-1 подъемы. Подняв три тонны в полу вала судну нужный ход. Здесь важ-1 Фабрикате, они в радиосводках ную роль сьирал уход за механиз - 1 сооощали,^ что выловили одну тонну. ;мами. Механики составили график;Таким ооразом, они неправильно профилактических ремонтов и стро-1ориентировали и руководство фло- го выдерживали его. Работа проводи-; та> и Флагманов, и всех остальных промысловиков, создавая впечатле- ного течения и нордовый ветер на- j выводили судно в район очередного носит на косяк массу холодных вод. ( дрейфа. лась в тот период, когда судно ле жало в дрейфе. Передовые моряки принимали уча стие в техническом творчестве. Тре тий механик тов. Гришкевич, на пример, разработал метод притирки водомерных стекол. Притертые стек ла не лопались при зажиме в обой мах. Итак, первый рейс завершен ус пешно. Сейчас наш корабль становится в плановый ремонт на судоверфь. Мы просим работников верфи быстрее и с хорошим качеством (выполнить ре монтные работы. Поддерживая почин экипажа трау лера «Киров», наша команда дала слово выловить в нынешнем году 7000 центнеров атлантической сель ди вместо 4870 по плану. Это слово мы сумеем сдержать. ние, что сырьевая база слабая и не заслуживает внимания. Партия и правительство требуют расширения ассортимента рыботова ров и улучшения их качества. Ак тивизация лова морского окуня яв ляется одним из лучших путей для успешного решения задачи, по ставленной перед моряками трало вого флота. Траловый флот имеет огромные возможности для увеличения добы чи морского окуня. Опыт показал, что в районе северо-западного по бережья Норвегии морской окунь мо соответствующим образом воору жить промысловые корабли, дать им ваера достаточной длины, под робно инструктировать промыслови ков о способах обработки окуня п сроках его хранения в зависимости от этих способов. В первую очередь на окуневом промысле надо ис пользовать все корабли, имеющие холодильные установки, а также траулеры с малой вместимостью трюмов, которые могут брать окунь в свежем виде с первых дней ра боты. Надо отметить, что отдел рыбо обработки тралового флота и работ ники отдела рыбообработки Глав- мурманрыбпрома перестраховывают ся в отношении сроков хранения окуня в свежем виде, занижая эти сроки. В прошлом году, например, было дано указание брать окуня в круглом виде в лед не более, чем за пять суток до момента выгрузки. Обстановка заставила нас пойти на производственный риск. Мы взяли непоротого окуня в лед за семь с половиной суток, и ©то никак не можно ловить почти круглый год. | отразилось на качестве продукции. В борьбе со штормами Наша команда приняла обязатель ство досрочно выполнить годовой план и дать родной стране больше высококачественной атлантической сельди. Начало уже положено. На нашем счету 2150 центнеров сель ди. Задание первого квартала пере крыто более чем в два раза. 'В минувшем рейсе мы работали в различных районах Северной Атлан- ☆ С. С. ИОРИН. Капитан среднего траулера № 420 ☆ 'Рыба держалась, как правило, на значительной глубине (50—60 мет ров). Здесь мы часто применяли после этого укладывалась в тару. Особое внимание уделялось правиль ной дозировке соли. За этим по стоянно следил наш мастер по рыбо обработке Роберт Павлович Михашин. Надо сказать, что сырьевая база в Атлантике была хорошей. Мы могли бы выловить еще 'больше сельди, но дрифтерныи порядок с вожаком но , вот беда — нехватало пловучих верху. Опыт показал, что такой no- jбаз. У плавбаз часто выстраивались тики. Рыбные косяки спускались на ; рядок отличается большой шторми- j большие очереди средних траулеров. юг и мы шли за ними. Дружный экипаж научился рабо тать и в штормовую погоду. При по становке дрифтерного порядка, если Траловый же флот ловит его здесь в лучшем случае в апреле — мае. Правда, в этом районе несколько тяжелые грунтовые условия, но ра ботать можно вполне успешно, изу чив, конечно, как следует район. Это доказано работой траулера «Ле нинград», когда им командовал ка питан тов. Маклаков, и траулера «Слава», возглавляемого капитаном тов. Сухопяткиным. Недавно был открыт новый оку невый район — Копытовская бан ка. Промысловая разведка уже в 1952 году обнаружила здесь боль шие концентрации морского окуня. К сожалению, руководство тралового флота не подготовилось как следует к облову этих концентраций в 1953 году. Ловом окуня здесь вынужде ны были заняться в минувшем году поисковые корабли. Промысловьи устойчивостью и в то же время pa- j Но этой причине мы потеряли в об- бота с ним, при известном навыке, jщей сложности около месяца, иными | (‘УДа были посланы на Копытовскую не представляет труда. 1словами два полных груза. | банку только «к шапочному разбо- Задание по сортности мы перевы-! Руководству «Мурмансельди» еле- РУ»- Но и в этом случае траулер ветер усиливался, мы удлиняли во- j полнили. Добились этого, прежде j дует помнить, что хорошая органн- «Ролик» взял здесь два полных жак. В период дрейфа давали дви- j всего, старательной зосолкой сель- зация приемки рыбы является вале- груза, траулеры «Вайгач», «Сла гателю самое выгодное число оборо-*ди. При уборке рыбы на палубе ным резервом увеличения оыбодобы- ва», «Москва», «Печора» сделали р о о чи. Ошибки прошлого года не дол- л.:ны повторяться. Моряки должны, наконец, получить возможность без задержки сдавать на базы добытую сельдь. Что касается экипажа нашего ко тов с таким расчетом, чтооы рывки !устанавливался рыооразделочныи от ударов волн были наименьшими, стол с невысокими бортиками. При выборке сетей в свежую погоду Сельдь подавалась на него с по- применяли такой метод: поднимали ‘мощью сачков и тут сортировалась, на борт сразу пять или десять сетей, Рыба с механическими поврежде- становились на вожак и только то г - ;ниями обезглавливалась и засалива ла приступали к тряске сетей. Такой лась в отдельных бочках. Основная Iрабля, 'то он стремится непрерывно прием давал возможность выбирать . масса рыбы перемешивалась с солью ; повышать темпы промысла и. бес порядок и при семибалльном ветре, iздесь же, на рыборазделочном столе, iспорно, справится с этой задачей. )ловиной суток. -------------------------- ------------------------------------------------- Имеется еще один окуневый рай- И р у ч е н и е почетной н а г р а д ы он — Медвежинская банка. Однако На днях в красном уголке управ-; моряков и работников управления с I Перед собравшимися выступили ! ления «Мурмансельдь» состоялось i высокой наградой. 1капитан среднето траулера .V» 420 I по досрочному пплногрузному рейсу. По два груза взяли поисковые ко рабли «В. Головнин-', «Ковда», «Са лют», «Кировск», «Калинин» и «Сом». Кстати сказать, траулер «Сом» в первом рейсе взял 265 тонн окуня за 10 суток, а во вто ром добыл 300 тонн за шесть с по- Таким образом, ясно, что работникам отделов рыбообработки надо серьез нее заняться вопросами сроков хра нения свежего окуня и удлинения этих сроков. А удлинение «тих- сро ков позволит значительно увели чить добычу окуня. Чтобы капитаны судов не зани жали уловов окуня, чтобы в радио- сводках правильно отражалась кар тина окуневого промысла, промыс ловому отделу необходимо суточный вылов кораблей, облавливающих окуня, переводить в коэфициент. предусмотренный для окуня, а не для трески. Для облова окуня, особенно в прибрежных районах, я рекомендую применять 25-метровый трал, так как он реже подвергается порывам и на его ремонт требуется меньше времени. В нынешнем году моряки трало- еого флота должны приложить все свои силы для того, чтобы увели чить вылов морского окуня. Возмож ности для организации окуневого промысла и увеличения добычи этой ценной породы велики. Эти возможности таковы, что позволяют не только выполнить план добычи морского окуня, но и значительно перевыполнить его. Бороться за вы лов 250 тысяч центнеров морского окуня во втором квартале нынеш него года — вот долг моряков тра лового флота. А. ЕДЕМСКИИ. Капитан траулера «Сом». Успехи рыбообработчиков вручение переходящего Красного | Принимая переходящее Красное знамени Мурманского горисполкома знамя, заместитель начальника уп- и горкома КПС( победителю еоциа- равлення тов. Бородулин от имени листического соревнования за март всех моряков флота заверил, что среди предприятии города — кол- коллектив сельдяного флота ютюль- лективу сельдяного флота. ,зует все внутренние резервы для Заместитель _ председателя горис- обеспечения апрельского задания и подкома тов. Котов тепто поздравил j плана второго квартала. тов. Иорин, капитан среднего трау- : Коллектив лера Кг 341 тов. Танин, капитан - 1 Мурманского флагман поискового отряда тов. настойчивую Дмитриев, начальник политотдела тов. Белков, секретарь горкома КПСС тов. Ивкин. И. ВОЛИН. посолочного завода рыбокомбината ведет борьбу за повышение производительности труда, за уве личение выпуска рыбной продук ции. Здесь получило широкий размах социалистическое соревнование за досрочное выполнение производст венных планов и заданий. В ходе этого соревнования рыбообработчики ряда смен добились успеха в рабо те. На днях закончили выполнение чстырехмесячной программы кол лективы. руководимые тт. Орловым, Кирюшатовой, Колесниковой и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz