Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.
АКЦЕНТ Б л и ж а и ш и е ц е л и Каковы они? На этот и другие вопросы отвечает председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу областной администрации A. A. EBEHKO - Анатолий Ана тольевич, однознач но негативное отношение к на шумевшему поста новлению * о платности за боль шинство видов мор ских биоресѵрсов в недавней нашей б е с ед е вы высказали не скрывая. О б о снуйте свою по зи цию подробнее. - Правительственная “новация” усугу бит и без того тяжелое финансовое поло жение рыбной отрасли . Мелкие фирмы наверняка р а зор я т с я . Авансированные платежи за выделенные объемы окажут ся им не по карману . В самой идее пл а ты за ресурсы з а лож ен о ра зрушающе е начало . Ведь может случиться так , что рыбаки начнут интенсивно вести промы сел в норвежской зоне. Там, слава Богу, об л а г а т ь их д оп о лн и т е л ь н ой податыо еще никто не намерен . Чем это грозит, понятно: квоты по вылову трески и пик ши в Бар енц е вом море осваиват ься не будут , а следова тельно , в д альнейшем их нам в зависимости от недолова у р е жут . З а п а сы - т о с нор в ежц ами общие. Один аспект . Дру гой - московские экономич ески е чудодеи предлагают относить новыіі на л о г на себестоимость рыбопр о д у кции , что н еи збежно приведет к росту оігго вых и ро зничных цен на нее. А они уже и так зашкаливают. В конечном итоге по страдает наш с вами потребительский бюджет. - Год, судя по всему , в экономичес кой сф ер е ничего хорошего не сулит. Но жизнь продолж а ет ся . Какие бли жайшие задачи наметила решить обла стная администрация в программе действий по рыбохозяйственному ком плексу? - Комитетом подготовлен пакет исход ных документов для утверждения в Гос- комрыболовстве о создании в Мурманске государственного межрегионального д е партамента по рыболовству двойного под чинения , вероятнее всего - на базе “С е в ры бы ” . Необходимо восстановить прежнюю бассейновую схему управления, но с поправкоіі на сегодняшние реалии. - Насколько мне известно, архангело городцы это предложение не поддержи вают. Они считают, что мурманчане преследуют узко ведомственные интере сы. По их мнению, для координации принятия решений, достижения компро миссов достаточно Северного научно промыслового совета , его рабочей группы. - Они заблуждаются . Практика после дних лет доказала, что бассейновый орган управления , выражающий общие интере сы, нужен. Никто не собирается тянуть одеяло на себя. Мы постараемся их в этом убедить. - Что еще в планах администрации, вашего комитета? - С помощью иностранных инвесторов на С Р З “Н ерп а ” приступим к строитель ству корпусов семи траулеров проекта 13720. Сейчас, после согласования с т а моженниками, пограничниками и ПИН РО , думаем в 12-мильной зоне организовать сиецпромысел моіівы по уп рощенному варианту таможенного оф о р мления. На пикше он дал прекрасные ре зульта ты . По поручению губернатора готовим обращение в правительство за его подписью с просьбой отменить таможен ную пошлину и НДС на суда, взятые в аренду в иностранных фирмах на услови ях бербоут-чартера, что позволит им бес препятственно заходить в Мурманск . Предварительно губернатор обсудил эту проблему с министром экономики Андре ем Шаповальянцем. Начнем восстанавли вать технологическую цепочку промысел - берег сбыт. Прежде проверим ее опыт ным путем на примере губернского ф л о та. Обеспечим его частью конкурсной квоты. Чтобы поддержать сырьем берего вые рыбообрабатывающие предприятия, запросили у Москвы разрешение на выде ление им “сблокированных” квот в разме ре 2 тысяч тонн трески и 400 тонн пикши. Год длинный . Весь сразу не охватить . Обозначил только близкие цели. Павел ЛУЖИН . Чиновник на выдумки горах Новогодний “подарок” правительства и чинов ников бывшего Департамента по рыболовству Минсельхозпрода в виде шзесловутого постанов ления о плате за морские оиоресурсы продолжа ет будоражить умы рыбаков Мурмана. Из регионов потоком в правительство, Госдуму и нынешнее Госкомрыболовство идут телеграммы с требованиями отменить абсурдное решение. Не исключено, что рыбаки решатся на общероссий скую акцию протеста. Участники недавно про шедшего пленума Мурманского совета профсоюза работников рыбного хозяйства наме рены обжаловать антиконституционное поста новление в судебном порядке. По их мнению, оно не имеет законной силы. К тому же противоречит международному праву (прибрежные государ ства Россия и Норвегия права собственности на биоресурсы не имеют, могут только регулиро вать и управлять промыслом). н Ослепленное поисками новых источников по полнения пустой казны, а правительство в этом году прикидывает получить от введения платно сти за рыбу и морепродукты порядка 350 млн. рублей, оно не приняло во внимание вышеупо мянутые аргументы. Что любопытно: баренцево- морская треска оценена на 150 рублей за тонну дороже дальневосточной. Вероятно, это про изошло не без участия шефа Департамента по рыболовству Михаила Дементьева - выходца из среды дальневосточных рыбаков. За счет севе рян “порадел” землякам. Объявленная в поста новлении благая цель, что средства от платы за биоресурсы, аккумулированные в специальном федеральном фонде, пойдут на развитие отрас ли, не более чем декларативный флер, призван ный завуалировать истинное содержание непопулярной меры. Россия оказалась в исключительно сложной финансовой ситуации, по этому введен дополнительный, по сути говоря, налог: плата за морские биоресурсы. Но эту проблему мож но было бы решить другим способом через увеличение платы за лицен зирование. В этом случае не была бы нарушена правовая практика. - Кстати, что говорится в Законе о лицензиях? - До настоящего времени основ ным документом, дающим право на занятие промышленным рыболов ством, была лицензия, выдаваемая федеральным органом но рыболов ству сроком не менее чем на три года. В дополнение к этой лицензии, в соответствии с принятым феде ральным законом, судовладельцы Далека столица Николай Григорьевич, против попыток правительства пополнить казну за счет рыбной промышленности рыбаки боро лись на протяжении нескольких последних лет, и все безрезуль татно. Так что же, в Москве нет здраво мыслящих экономистов? И каковы будут последствия вы полнения постановления? - Несмотря на го, что эги доку менты готовились с участием специ алистов федерального органа по рыболовству, на наш взгляд, они не достаточно проработаны и не учиты вают социально-экономических и международных последствий их дей ствия. Цель правительственного поста новления - введение платы за вод ные биоресурсы. На первыіі взгляд, и плата определена не такая боль шая. Но, к примеру, больше полови ны из 56 предприятий Союза рыбопромышленников Севера балан сируют на грани выживания, и разо рительную политику государства они просто не вынесут. На введение платы за улов, мес тного налога с продаж, увеличение общих расходов моментально отреа гировал рынок: резко*поднялись цены на рыбу, как на мороженую, так и переработанную. Но цена име ет верхний предел, ограниченный спросом, люди будут покупать рыбы меньше и того минимального уровня потребления. Не исключаются и негативные международные последствия введе ния платы за биоресурсы. Где гаран тия того, что этот шаг не приведет к повсеместному в мире введению пла ты за ресурсы, ужесточению правил рыболовства или принятию каких- либо других дискриминационных мер по отношению к российским рыбакам? Например, в Норвегии, в экономической зоне которой рыбака ми Севера вылавливается около по ловины тресковых видов рыб? Понятно, что в нашей зоне платить за общую для России и Норвегии от морей треску нашим соседям не понравит ся. Чтобы избежать поборов в рос сийской экономической зоне, наш флот передислоцируется к норвежс ким берегам. Если нас туда допус тят. Это постановление невыполнимо по той простой причине, что нет ме ханизма его реализации. Как отде лить “российскую” рыбу от “иностранной”, кому платить, кто будет это дело контролировать? - Но ведь и законодатели под твердили установление платы за морские ресурсы, а с ними не по споришь... Что касается федерального Зако на “Об исключительной экономичес кой зоне Российской Федерации”, то само его принятие можно было бы приветствовать. До сих пор деятель ность рыбаков никакими норматив ными актами в форме федерального закона не регулировалась (что, впрочем, позволило промысловому флоту выжить в экстремальных эко номических условиях). Закон охва тывает широкий круг вопросов, связанных с деятельностью как рос сийских пользователей биоресурсов, так и иностранных. Делается попыт ка ввести деятельность субъектов хо зяйственной деятельности в правовые рамки. Определяются пра- АКТУАЛЬНО Интервью генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Николая ТРОПИНА ва и компетенция федеральных орга нов государственной власти в исклю чительной экономической зоне. Однако этот Закон прямого дей ствия сохранил те же недостатки, которые характерны для постановле ния правительства: он вступил в действие 2 А декабря 1998 года, но исполнять его в полной мере невоз можно, поскольку не прописаны ме ханизмы реализации изложенных юридических норм. Самая большая опасность заложе на в том, что теперь законодательно утверждено: изъятие водных биоре сурсов производится за плату. Это положение, как я отмечал выше, само по себе не является постулатом. Но хотя бы четко определено: “Пла та за пользование живыми ресурса ми, платежи за пользование неживыми ресурсами, а также раз мер платы, платежей, штрафов, от числений и сборов и порядок их взимания, поступления в федераль ный бюджет устанавливаются феде ральными законами, а порядок исчисления и применения норматив ных актов - постановлениями прави тельства”. То есть надо понимать так, что Закон определил декабрьс кое постановление юридически не действительным. Можно понять законодателей. должны получить в специально уполномоченном федеральном орга не исполнительной власти но рыбо ловству еще одну лицензию (разрешение) на поиск и промысел живых ресурсов. Однако получить эту лицензию в сегодняшних услови ях для большинства предприятий весьма и весьма проблематично. Мало того, что заявитель на получе ние лицензии должен представить наряду с другими документами справку из налоговых органов об от сутствии задолженностей по налого вым платежам, штрафам п пеням. Он должен предоставить и гарантии. Какие гарантии, кто их будет выда вать, иод какие основания? К сожа лению, закон ответа не дает. К тому же орган, выдавший лицензию, мо жет в любой момент ее отозвать в случае неуплаты налогов по требова нию налоговиков. Согласно статье 10 Закона, опре деляющей порядок и условия предо ставления заявок на получение лицензий (разрешений) на промы сел, заявитель должен иметь на сво их судах технические средства, обеспечивающие автоматическую пе редачу информации о местонахожде нии судна при промысле живых ресурсов. В настоящий момент таки ми датчиками на Северном бассейне оборудованы всего 20 кораблеіі. По этой технической причине мы сегод ня не в состоянии выполнить требо вания Закона. Тем не менее у органов, выдающих лицензии, есть формальное право не разрешить вы ход на промысел. - Проблема с установкой датчи ков не нова. Страны, ведущие до бычу рыбы в зонах действия конвенционных зон НАФО и НЕ- АФК, уже давно ставили вопрос об автоматическом мониторинге дисло кации судов. - Более того, к этому подключи лись страны ЕС. Норвегия также предписывает судам, работающим в ее экономической зоне, иметь данное оборудование. И не так велика цена вопроса - датчик вместе с ѵстановкоіі стоит около 2 тысяч долларов, и вре мени для установки требуется не много. По поскольку эта идея родилась спонтанно для нас, то мы вынуждены либо в течение ближай шего времени устанавливать аппара туру для автоматического обнаружения судна, либо останавли вать флот. Но есть и третий путь: не выполнять закон (опять же если нам это позволят). А всего-то требовалось оговорить срок, в течение которого проблема должна быть решена на местах. Это го не сделано, тем самым законода тель сам формирует у рыбопромышленников неуважение к букве Закона. - Таким образом, сегодня, по скольку Закон вступил в действие, рыбаки находятся “под колпаком” у силовых структур? - Именно так. Согласно статье 12, все пользователи должны “беспре пятственно и бесплатно” передавать отчетные материалы “об объемах вылова, о сроках, видах и районах промысла, включая сведения о коли честве. качестве, видах выгружен ных на другие суда или погруженных с других судов живых ресурсов и продукции из них, а так же информацию о всех выгрузках, перегрузках в инпортах” в шесть федеральных органов: пограничную службу, таможню, комитет по рыбо ловству, валютно-экспортный конт роль, орган охраны природы и налоговую инспекцию. Спрашивается, почему в шесть органов, а не в один? В каком объе ме, кому и каков порядок передачи сообщений? Ставлю себя на место капитана судна и не представляю, каким образом выполнять закон. В Законе сказано, что судно, вы ловившее рыбу в исключительной экономической зоне России, не име ет права произвести перегрузку, если это не указано в лицензии. И если указано, но на борту нет пред ставителя Федеральной пограничной службы, нельзя это сделать как в ИЭЗ, так и за ее пределами. Спра шивается, каким целям это служит? Промысел всегда был связан с пере грузками, и контролировать их про ведение в тех точках, где это удобно судам, будет не с руки погранични кам. И что при этом, страж границы должен превратиться в стивидора? Мы в свое время посылали в центр замечания и предложения к законопроекту, но в очередной раз наше мнение -было проигнорировано. Теперь необходимо добиваться улуч шения Закона через систему попра вок, а это ох как не просто. Беседовала Людмила ЗАЦАРНАЯ. 29 января - 4 февраля 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz