Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.

v ,v „- Большая часть флота работа­ ла в островной зоне Шпицберге­ на и острова Медвежий на свале, доставая треску с глубин от 300 до 700 метров . “Морозилыци- кн ”-С Р ТМ К пытались найти свою рыбацкѵю удачу на Киль- дннской, Рыбачьей, Финмаркен- ■ ;оіі банках, на северо-западном 'лоне Мурманской банки, до- івая в смежном районе рыбо- 'Міства не меньше , чем в тровной зоне, что говорит о >дшітке этих вод треской и нкшей, подходящей с востока. Отдельные ПСТ, работающие • поставке охлажденной трески порты Норвегии, и супертрау- еры “Севрыба -2 ” , “К а р е л и я ” лтались поймать свою ‘‘птицу іастья” в Норвежской экоиоми- •ской зоне к югу от острова іедвежий , на Нордкинско іі и Маланг-банках . Про обильные уловы не іышно, но благоприятные ме- )условия позволяют работать режиме - подолгу держать трал юде и все же поднимать в сут- . от 3 до 15 тонн. При слабой промысловой об- іновке наиболее остро про я в ­ ляются все недостатки, л з ан ны е с подготовкоіі экнпа- • и траулеров к промыслу. По ем позициям . Кв алифи к аци я ■. довых специалистов, техничес­ кое состояние механизмов и при­ D E FA C TO К о м и т е т п о р ы б о х о . ІЯ ЙСТВЕННОМУ комп - . іИКСУ областной администрации па совещании с представителями мурманских рыоодобывающих организаций подвел итоги при ­ брежного лова за прошедший год. Квоты по вылову трески и пикшн освоены на 67 и 128 про­ центов соответственно. С о с т о я л с я РАСШИ РЕНН ЫИ УЧЕНЫЙ СОВЕТ в ПИНРО . Ученые проанализи­ ровали нынешнее состояние оиоресурсов в Северо-Западно!і Атлантике, по результатам ис­ следований иностранных коллег сделали оценочный прогноз но видам рыб сырьевой базы до 2000 года. Р у к о в о д с т в о т р а л ф ’ . ЮТА через Московский арбит ! ражный суд предпринимает «попытку прояснить судьбу 2,5 л i n i . долларов , переведенных :>і в банк СБС-Агро в счет но- [ гашения государственного кре- і: дита на построенные в Германии ашесть траулеров. боров, оснащенность орудиями лова и способность мастеров но добыче “настроить т р а л ы ” . И конечно же, основа основ: т а ­ лант и мастерство капитанов иг­ рают решающую роль в рыбацкой удаче. Рыбный промысел очень и очень зависит от индивидуально­ сти капитана. Ему можно толь ко р е к о м е н д о в а т ь район, где предполагается наибольшая концентрация рыбы, а вот найти ее и взять ... Именно мастерство капитана и его команды реализу­ ется конкретно в цифрах суточ­ ных, месячных сводок, и никто подменить капитана, перерешить за него не может - такова специ­ фика промысловоіі работы. По­ этому никогда не получается , чтобы за прошедшие сутки у всех траулеров был одинаковый вылов, даже при ^условии их ра­ боты в одном районе. Радиосоветы первых дней я н ­ варя, проведенные начальником промрайона Евгением Владими­ ровичем Петровским , шли в обычном раоочем русле , но вяло. Достоверной информацией капитаны почти не делились . Особенно неприятно звучали доклады с “новых русских" су ­ пертраулеров об уло в ах 3-5 тонн, как и у С РТМ К , а выр а ­ ботка их же готовой рыбопро ­ дукции никак не стыковалась с этими цифрами. Начало года катилось инерции декабря ... по - 2 ~ Продление действия годовых разрешений на право лова до 20 января сыграло положительную роль. Экипажи траулеров рабо­ тали спокойно . Д аж е норвежс ­ кие инспектора приняли во внимание такое компромиссное решение и не придирались к от­ сутствию на борту разрешений Мурманрыбвода на 1999 год. Вот только не пришлось бы из­ лишне нервничать ближе к 20- му числу... Благодушное настроение эки ­ пажей , конечно же, опр ед ел я ­ лось и дыханием праздников . Работа работой, но Новый год и Рождество отмечали все, в з ави ­ симости от условий и ус т ано в ­ ленного на каждом траулере порядка, определяемого капита­ ном. Кто-то из моряков п р а з д ­ ничные часы встречал на ударной вахте, другие - за “ч а р ­ кой ч а я ” , а находились моряки, которые в уединении перечиты­ вали по здравительные радио граммы и мечтали о встречах с семьями и любимыми. Сбивало настроение лишь по ­ явление в районах промысла >аблей б< МГ-1328 “К ур г анин ск ” : дотош­ ные норвежские инспектора вы­ копали такие нарушения правил рыболовства в НЭ З , которые предполагали арест траулеров и препровождение их в порт Хам- мерфест. Новостью в методике прове ­ рок российских траулеров я в и ­ лось то, что инспектора начали искать маломерку в трюмах, из­ меряя уже разделанную , обезг давленную треску , пикшу , что не соответствует правилам, изло женным в предписаниях по ры ­ боловству Королевства Норвегии. Конечно, такие проверки вы­ бивали капитанов из рабочего ритма, не д а ва я возможности объективно оценивать промыс ­ ловую обстановку и полностью использовать сырьевую базу промысла. - 3 - ко раб. оереговои охраны Но вот и первая декада ян в а ­ ря и зошл а ... Главный специа ­ лист П И Н Р О по научно поисковой работе в Б а ­ ренцевом море Виктор Викторо­ вич Комличенко на н аучных радиосоветах настойчиво всем рекомендовал район Маланг - банкп, где супертраулер т р а лф ­ лота МИ-301 “Ж е м ч уж и н а ” за сутки выбирает около 20 тони, и многие капитаны отметили жес ­ тковатый стиль проверок по мак ­ симуму ) начала возрастать напряженность на радиосоветах. И на общих для судов Баренце ­ ва моря, п на флагманских про- м ы с л о в о - х о з я й с т в е и н ы х радиосоветах флотов. Зазвучали резкие реплики капитанов в ад ­ рес научных работников и на ­ чал ы піка пром района. 9 ян в ар я на вечернем общем радиосовете капитан -флагман архан гельских траулеров В. Б. Дмитриев взломал рамки обще принятой чисто промысловоіі информации. Он поставил перед Петровским и Комличенко ряд острых вопросов. Дескать, необ­ ходима четкая р а д и о и нф о рм а ­ ция Севрыбы об и зменениях в правилах рыболовства в Н Э З и островной зоне, чтобы не х л о ­ пать глазами, узнавая об этом от проверяющих." Необходим более конкретный анали з промысло ­ вой обстановки с краткосрочным прогнозированием развития про­ мысла . И предложил открыть для промысла прибрежную зону от Рыбачьей банки до острова Колгуев , так как в отдельные годы в январе-феврале там быва ет хорошая рыбалка . Дмитриев пригласил Петровского, Комли ­ ченко и всех интересующихся этим вопросом капитанов на р а ­ диосовет своего отряда . (О к о н ч а н и е на стр. 6 ) П р и в а т и з а ц и я п о - р у с с к и . Двадцать лет назад, в конце января 1979 года, вышел в первый рейс из ново- строя большой автономный траулер “Кон­ стантин Душенов”. Название ему присвоили в память о первом командую­ щем Северным флотом. Он был репрес­ сирован, а затем расстрелян на Колыме. Это был девятый траулер-завод из се­ рии “Горизонтов”. Судьба его, как и жизнь самого К. Душенова, сложилась не со­ всем удачно. В первом рейсе на промыс­ ле сразу же вышел из строя один из двух валогенераторов. Причина - конструктив­ ные недостатки, позднее устраненные на всех электромашинах этого типа. Корабль вернули в Николаев на завод-строитель “Океан”, там за 650 тысяч рублей (еще тех, брежневских, твердых, а не деревян­ ных) генератор заменили. Затем у экипажа было несколько звез­ дных лет. Умелая команда, хорошая сы­ рьевая база на юго-востоке Тихого океана - что еще надо для успешной работы! В 1982 году закончилась очередная пяти­ летка, и многие члены экипажа были удо­ стоены государственных наград и получили возможность приобрести легко­ вые автомобили. Однако интенсивная эксплуатация техники не проходит бесследно, и к концу 1987 года судну потребовался ремонт. Мурманская судоверфь в то время ремон­ тировала эти траулеры годами. Нашему судну из капитального ремонта не сужде­ но было выйти (как у Жванецкого: “Ре­ монт нельзя закончить, его можно только прекратить”). Начались перестройка, ломка экономической системы. К 1992 году “К. Душенов” был на 90 процентов готовности, но в ремонте нахо­ дились еще БАТы - 58-й, 61-й, 64-й, для которых не на что было заказать запас­ ные части. И руководство тралфлота ре­ шило разобрать траулер, оснастив другие его механизмами. Так бесславно закончилась эпопея “Константина Душе­ нова”. Надо отметить, что нормативный срок эксплуатации таких судов 20 - 25 лет. Как сложилась производственная жизнь других 17-ти плавучих заводов этой серии? Все они вошли в состав Мурман­ ского тралфлота. МА-0051 “Горизонт”. Затонул в первом же рейсе у берегов Англии. Его во время траления протаранил марокканский транспорт. Экипаж без паники пересел на другие суда тралфлота. Парижский суд признал вину арабов, а в Мурманск еще лет десять поступали апельсины из Ма- . рокко. МА-0052 “Адмирал Головко”. Успешно работает на промысле в зоне Намибии. МА-0053 “Александр Торцев”, МА- 0054 “Иван Сивко”. Проданы на металло­ лом. Средств на ремонт не нашлось. МА-0055 “Петр Сгибнев”. Находится в эксплуатации у берегов Мавритании. МА-0056 “Маршал Якубовский”. Пожа­ луй, самый результативный из всей груп­ пы. В 1996 году во время ремонта в Кейптауне на нем вместо бездействующе­ го консервного цеха установили дополни­ тельную морозилку, и сегодня он выпускает до сотни тонн продукции за сутки. МА-0057 “Генерал Родимцев”. Продан на “иголки” по причине выработки ресур­ са. МА-0058 “Капитан Маклаков”. В нача­ ле 1998 года втихую продан какой-то ком­ пании, но эксплуатируется тралфлотовским экипажам. Где - неизве­ стно. МА-0060 “Капитан Телов”. Довольно успешно продолжает промысел в районе ЦВА. МА-0061 “Адмирал Колышкин”. Стоит в плановом ремонте на Канарских остро­ вах. МА-0062 “Алексей Генералов”. Ловит рыбу у берегов Мавритании. МА-0063 “Генерал Радзиевский”. Пе­ редан мурманской фирме “Робинзон”. МА-0064 “Маршал Еременко”. На про­ мысле в районе ЦВА. МА-0065 “Адмирал Падорин”. Работа­ ет в транспортном варианте. МА-0066 “Генерал Чистяков”. Многие годы результативно выпускал мороженую продукцию, но в 1995 году из-за нехватки денег на ремонт был продан на “иголки” в Индию. МА-0067 “Генерал Андрющенко”. Про­ дан на “скрап” в Индию. МА-0068 “Командарм Щербаков”. На­ зван в честь командующего 14-й армией во время Великой Отечественной войны. В 1994 году этот корабль прошел ремонт, который частично оплатил король Норве­ гии Харальд в связи с 50-летием осво­ бождения Северной Норвегии от фашистов. Работает в транспортном ва­ рианте. Итак, треть этой серии и почти вся группа БМРТ типа “Алтай”, а также десят­ ки других судов разобраны на лом, а вза­ мен построено несколько СРТМ (головной - “Иван Шаньков”). Худо-бедно тралфлот существует, и его работники, слава Богу, не бездействуют. В то же время даже бо­ лее крупные флоты и пароходства разво­ рованы, а их многие корабли арестованы в инпортах за долги. Такие вот итоги при­ ватизации по-русски... Юрий РУБЛЕВ, электромеханик тралового флота. Р Е П О Р Т А Ж С Б О Р Т А Ф ЛА ГМАНСКО ГО П С Т - 1 3 6 3 " Г ЕНИ Ч ЕС К " лазами Нордкинскую банку, где вылов по ПСТ выдерживается на уро в ­ не 4-8 тонн в сутки. Без колебаний поближе к “Ж емчужин е ” поспешили “Сев- рыба -Г ’ и “Севрыба-2”, несколь­ ко современных траулеров серии 466. И начали ежесуто_чно добы­ вать устойчиво по" 15-25 тонн трески , пикши, сайды , окуня . Капитаны ПСТ и других типов траулеров идти к Маланг-банке побаивались из-за опасных для орудпіі лова грунтов и прилова сайды. И з - з а слабой промысловой обстановки и плотной опеки бе­ реговой охраны нордов (кстати, Владыка морей Нептун в пер вые дни Нового 1999 года тоже, видать, празднично расслабился и пожалел рыбаков, промышля­ ющих в Баренцевом море: не позволял циклонам набирать скорость у р а г анны х ветров. А после 7 января - Рождества Хри ­ стова - ветер и вовсе притих , морская гладь напоминала озер НУЮ... 0 А л екс ей К О Л Е С О В , капитан-флагман госпредприятия Севрыбпромразведка ” Норвегии. Как и следовало ожи дать, после католических рожде­ с твенских каникул бодрые и веселые инспектора приступили к тотальной проверке траулеров в своей экономической зоне, в островной зоне Шпицбергена и* острова Медвежий . С величай шим энтузиазмом , цепко, не пропуская ни одной мелочи в промысловом хозяйстве и отчет­ ной документации ... Их усилия не пропали даром - многие т р а ­ улеры получили замечания, пре­ дупреждения . А агентирующей фирм е Мурманского тралового о л о т а пришлось платить ш тр а ­ фы за МГ -1305 “ Кипешма" и 29 января - 4 февраля 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz