Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.

“ПОБЕДА”, рыболовный траулер (РТ-103) Мурман­ ского тралового флота. 4.04.1942 в районе мыса Выев-На- волок атакован немецким бомбардировщиком JU -88 и через 3 минуты затонул. Два “малых охотника” Северно­ го флота подняли из воды 26 человек, в том числе капи­ тана Ю. С. Попова, двое из которых вскоре умерли. “ПОБЕДА”, большой рыболовный траулер (БРТ-95), построен в 1950 в Томизе (Бельгия). Технические данные такие же, как у головного судна БРТ-94 “Кремль” . Выве­ ден из действующего состава. ПОБЕДИНСКАЯ Людмила Васильевна, в 1992-1995 управляющая делами администрации Мурман­ ской области, депутат Совета Федерации (12.12.1993- 17.12.1995) от Мурманского избирательного округа № 51 и депутат II Государственной Думы Российской Феде ­ рации (17.12.1995) от Мончегорского из­ бирательного округа № 115. Род. 15.03.1949 в Москве. Окончила Москов­ ский всесоюзный юридический заочный институт (1982). С мая 1985 в Мурманс­ кой области. Работала в Кировске, Коле, Мурманске следователем прокуратуры, старшим следователем, следователем по особо важным делам. С 1992 в админист­ рации Мурманской области. ПОБЕДОНОСЦЕВ Анатолий Иванович, в 1971-1987 второй секретарь Мурманского обкома партии. Род. в 1925, русский. ПОБЕДОНОСЦЕВ Валерий Анатольевич, председатель Апатитско- го городского Совета народных депутатов. Род. 23.07.1949 в нос. Елецком Воркутин­ ского района Республики Коми. Окончил физико-механический факультет Ленинг­ радского технического института (1973). Работал инженером-физиком в Геологи­ ческом институте Кольского научного цен­ тра РАН. Автор более 50 научных работ. Избирался депутатом Апатитского горсо­ вета С1990, 1996), заместителем председа­ теля Совета (1992). ПОБУЖАЕВ Евгений Иванович, капитан на промысловых и рыбопоисковых судах. Род. 14.02.1923 в г. Петрокрепость, русский. Участник Великой Отечествен­ ной войны (Белорусские и Забайкальско-Амурский фрон­ ты). Окончил мореходную школу в Ленинграде (1949) и Мурманское мореходное училище (1968). Ходил в море вторым, старшим помощником капитана, с 1958 - капита­ ном на судах Мурманского тралфлота. В 1959 на трауле­ ре “ Приз” совместно с научной подводной лодкой “Северянка” испытывал первый разноглубинный трал. В 1964 на траулере “Никополь” первым осваивал глубоко­ водный промысел, обнаружив в Северной Атлантике скоп­ ления палтуса на глубинах до 1000 м. В следующем году в Атлантике открыл новый район промыс- ла золотистого окуня. В 1969 в Баренцевом море, у Новой Земли, впервые определил районы скопления сай­ ки для промышленно­ го рыболовства. В 1977-1989 (до выхода на пенсию) капитан- флагман Севрыбпром- разведки. В 1987 как представитель “Сев- рыбы” участвовал в походе на атомоходе “Сибирь” к Северному [ полюсу для снятия СП-27 и выявления биоресурсов в аркти ­ ческих морях. ПОВИР (Полярная опытная станция Всесоюзного ин­ ститута растениеводства), создана 25.02.1923 в районе г. Кировска как опытный агрономический пункт. У истоков его стоял агроном, в будущем крупный советский ученый И. Г. Эйхфельд. Испытывались и готовились для выращи­ вания в условиях Заполярья сорта картофеля, овощей, кормовых культур, проверялись наиболее рациональные удобрения. С 1931 - ПОВИР . И. Г. Эйфвельд возглавлял станцию 17 лет. До 1941 опробовано и рекомендовано для выращивания 30 сортов картофеля, капусты, репы, моркови, а также зерновых культур - ячменя, овса. В Великую Отечественную станция продолжала работать, возглавлял ее в то время Ф . И. Маньков. Лит. Синская Е. Опытная станция ВИР . Киев, 1991. ПОВИР, населенный пункт на восточном берегу оз. Большая Имандра, в 13 км от г. Апатиты. Возник в 1937. Объединен с железнодорожной станцией Хибины 12.01.1967. Вариант названия: Полярное отделение Всесо­ юзного института растениеводства. ПОГОДИН Михаил Андреевич (27.02.1909- 23.02.1976), в 1955-1974 директор Мурманского областно­ го института усовершенствования учителей, отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР . Род. в д. Плотичино Псковской области, рус­ ский. Окончил факультет русского языка и литературы Ленинградского педагоги­ ческого института им. А.И.Герцена (1935) с дипломом первой степени (с отличием). Около 40 лет отдал народному образова­ нию Севера. Работал учителем русского языка и литературы, директором школы, заведовал районным и городским отдела­ ми народного образования. В Великую Отечественную председатель Мурманско­ го радиокомитета. Автор более 30 издан­ ных педагогических трудов. Умер и пох. в Мурманске. ПОГОРЕДОВ Виктор Николаевич, в 1990-1991 секретарь Мурманского областного комитета КПСС. Род. в 1947 в г. Армавире Краснодарского края , русский. Окончил Ростовское мореходное училище, Мурманский пединститут и Ленинградскую высшую партийную школу. С 1967 на судах Беломорской базы гослова, с 1968 на ком­ сомольской работе, с 1976 на партийной: инструктор рай­ кома, горкома, зав. отделом горкома, заместитель заведующего отделом обкома партии. С 1985 первый сек­ ретарь Ленинского райкома Мурманска, в 1987-1990 заве­ дующий орготделом обкома КПСС . С октября 1990 секретарь обкома. В настоящее время (1998) предприни­ матель. П О Г О С Т , небольшое саамское селение, в ХѴ-ХѴІ вв. обычно возле церкви. Затем стали появляться в других местах. Погосты были зимние и летние. Николай Харузин в книге “Русские лопари” записал на Кольском полуост­ рове следующие названия саамских погостов: Бабинский, Воронинский, Каменский, Кильдинский, Ловозерский, Лумбовский, Масельгский, Мотовский, Нотозерский, Пазрецкий, Печенгский, Семиостровский, Сонгельский, Сосновский, Экостровский, погостишки Ереозеро, Поной- ский и др. В XVI в. были известны саамские погосты в Карелии: Выгозерский, Керетьозеро, Линдозерский, Па- данский, Панозерский, Ребольский, Ругозерский, Селец- кий, Топозеро, Шуезерский и другие. П О Г О С Т , населенный пункт на левом берегу р. Умбы, при впадении в нее р. Вялы, в 11 км от пос. Умба. Возник в середине 30-х гг. Из учетных данных ис­ ключен в марте 1977. На этом месте первоначально нахо­ дилось с. Умба (XV в .). В летописи 1585 сказано: “Вверх по реке Умбе, от волости десять верст, погост старой, где стояла волость Умба преж сего, а на погосте церковь Вос­ кресение Христова пус, на том погосте косят сено” . П О Г Р А Н И Ч Н А Я , гора в северо-западной части по­ луострова Рыбачий, близ бывшей границы (до 1939) с Финляндией. Абсолютная высота 186 м. П О Д А С - Т У Н Д Р А (саамск. подас - осенний лед, дви­ жущийся по реке перед ледоставом, шуга), населенный пункт в верхнем течении р. Ноты, недалеко от староіі гра­ ницы с Финляндией. Существовал в середине 30-х - нача­ ле 40-х гг. Вариант названия: Падас-Тундра. П О Д В О Д Н И К А М С Е В Е Р Н О Г О Ф Л О Т А , П О ­ Г И Б Ш И М в Г О Д Ы В Е Л И К О И О Т Е Ч Е С Т В Е Н ­ Н О Й в о и н ы , памятник. Один из первых в Заполярье о войне с фашизмом. Открыт 22.06.1944 в Полярном. Автор скульптор Л. Е. Кербель. ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, боевые корабли для пла­ вания и выполнения боевых задач в надводном и подвод­ ном положениях. Строительство началось в конце XIX - начале XX в. В конце 30-х гг. подводные лодки Северного флота, кроме выполнения своих непосредственных обязан­ ностей, участвовали в освоении Севморпути, в решении научных и других задач. С 5.08. по 17.10.1940 в сопро­ вождении на разных участках пути ледоколов “Ленин", “Красин” , “Сталин” , ледореза “Ф. Литке” и транспорта “А. Серов” прошла из Полярного во Владивосток в над­ водном положении подлодка Щ-423. Три подводные лод­ ки, Д-3, Щ-402 и Щ-404, вместе с гидрографическими судами участвовали в экспедиции по спасению папанин- цев, причем Д-3 впервые в мире прошла тогда некоторое расстояние подо льда­ ми. Современные подлодки вооружены баллистическими и крылатыми ракетами, торпедами, минами. - см. также серии под­ лодок Б , Д , К , Л, С, Щ . ___ _ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ АТОМНЫЕ с 1965, кроме дизельных, в СССР стали строить лодки с атомны­ ми реакторами. Современные подводные лодки прошли несколько поколений. В первом строились серии “Но ­ ябрь” , “Отель” , “Эхо” , во втором - “Виктор” , “Дельта” , “Чарли” , ’’Янки” и др. Было введено 48 атомных подлодок проектов 671, 671 В, 671 К, 671 РТ, 671 РТМ. Длина их свыше 170 м, водоизмещение (подводное) около 18 тыс. т, скорость под водой до 36 уз. в час (около 66,7 к м / ч ) , глубина погружения до 400 м. Несколько месяцев могут находиться под водой. Вооружены баллистическими раке­ тами подводного старта (до 24), могут иметь торпеды и крылатые ракеты. Атомные лодки стали ходить не толь­ ко под водой, но и подо льдами Северного Ледо­ витого океана, всплывали на Северном полю­ се. Основу удар­ ной силы Северного фло ­ та составляют атомные подвод­ ные лодки разных модификаций и целевого предназна­ чения. Несколько их погибло в море из-за аварий (см. К-8, К-27, К-219, К-278 “ Комсомолец ” и др .). С 1955 в СССР построено 250 атомных подводных лодок и 5 надводных атомных кораблей. Наибольшим количеством атомных подводных лодок СССР располагал в 1989 - 196. К 1996 их количество сократилось до 109 единиц, из них на Се­ верном флоте было 67 (по другим данным - 84). Северный флот располагал также 2 атомными надводными крейсера­ ми типа “Орлан” ( “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Нахи­ мов” ). С 1989 начинается сокращение атомного подводного флота на Севере. Полностью выведены из строя атомные подлодки первого поколения ( “Ноябрь” , “Эхо” , “Отель” ) и на 60 процентов - второго поколения ( “ Виктор” , “Дельта” , ’’Чарли” , “Янки”). П О Б - П О Д НесоврѳАЛенные заметки Герман АНУФРИЕВ. бывший капитан Мурманского тралфлота и Севрыбпромразведки В начале 60-х годов, вернувшись из отпуска, я был поставлен в ре­ зерв вторых штурманов. В отделе кадров встретил своего однокаш­ ника Юрия Фроловича Мокряка. Никогда не унывающий Юра в этот раз был чем-то явно озабочен или расстроен. - Ты только представь себе, - поделился он, - попал вторым по­ мощником, как оказалось, к капитану-сауіодуру, имеющему еще и склонность к рукоприкладству. Однажды не выдержал и дал сдачи, в результате - безобразная сцена драки на мостике. Вынужден под любым предлогом списаться с судна. Сказанное меня крайне удивило, я же хорошо знал своего товари­ ща. Он был уже опытным специалистом, находился на неплохом сче­ ту, имел уравновешенный характер, никогда не злоупотреблял спиртным, к делу относился с полной отдачей и ответственностью. - И как фамилия этого агрессора? - спросил я. Юрий сообщим мне ее. Рыбаки тех лет поймут о ком речь, а я на­ зову его... Семеном Ивановичем Бревновым. П р о ш л о о к о л о двух лет, я работал старпомом на БМРТ “Космос”. При очередном под­ ходе к транспортному рефриже­ ратору под выгрузку, после получения почты, просматривая центральные газеты, обратил внимание на публикацию фель­ етона в “Комсомольской прав­ де” под хлестким названием “Не тот курс, капитан”. Речь шла о негативном взаимоотношении капитана ПРТ “Заполярный” Мурманского тралового флота с экипажем, порочных методах работы, сокрытии уловов и т.д. Главный герой фельетона - все тот же капитан С. И. Бревнов. После подобной критической публикации в центральной прес­ се по традиции, как правило, следовали грозные оргвыводы, чего Семен Иванович, видимо, благополучно избежал и, как бы в назидание, был переведен из плавсостава на работу в... об­ ком партии. Между тем промысловый флот все дальше уходил от пор­ та приписки. Новые промысло­ вые районы осваивались у берегов Южной Америки, рейсо- оборот значительно увеличил­ ся. Пионерами освоения Патагонского шельфа стали суда типа ПРТ. Мне довелось принимать в этом участие пер­ воначально на борту ПРТ “Ван- Дейк”. После полугодового рейса и короткой стоянки, дос­ таточной по времени, как образ­ но говорил наш радист, лишь для пересчета собственных де­ тей, я срочно сдал дела старпо­ ма своему товарищу Саше Ртищеву и тут же был отправлен на отходящий ПРТ “Заполяр­ ный” в той же должности. Экипаж его полностью сме-%- нился, за исключением первого помощника капитана. На этом судне я проработал довольно длительное время и, пользуясь случаем, не могу не вспомнить с глубоким уваже­ нием и благодарностью капи­ танов " Заполярного” Глеба Павловича ОСОКИНА, Алексан­ дра Алексеевича БЕЛЯКОВА, с которыми неоднократно при­ ходилось делить все трудно­ сти и сложности длительных рейсов и у которых, безуслов­ но, было чему поучиться. В начале последнего рейса нам было сообщено, что оче­ редным новым начальником тралового флота назначен С. И. Бревнов. Личный состав к это­ му сообщению отнесся с пол­ ным равнодушием, чего не скажешь о первом помощнике А. В. Яровом. Этим назначением он был явно обрадован, взвол­ нован и несколько возбужден, считая нового руководителя флота после совместной рабо­ ты н а “Заполярном” как бы сво­ им выдвиженцем. В середине рейса С. И. Брев­ нов прислал в наш адрес РДО с указанием выслать все судовые журналы за указанный им пери-^- од. Судовые журналы были со­ браны, упакованы и переданы лично мною капитану ПРт “Глет­ чер”, уходящему в порт. Через полтора месяца начальник фло­ та присылает вторично РДО с указанием тщательно проверить Ш - Ж Зі\ 22 - 28 января 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz