Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.
Начало р е п о р таж а из района промы сла ч и т а й т е на с т р . 2, 3, 5 15 декабря управляющий ГП “Севрыбпромразведка” Павел Ва сильевич Виноградов попытался в радиотелефонном разговоре из сво его кабинета с капитаном СТМ-624 “Обва” “ликвидировать отставание” в довольно жесткой форме: - Когда начнете работать? Одни убытки от вашего траулера. Капитан траулера Василий Сер геевич Пальцев, онытныіі промысло вик, сдержанно ответил: - Как снабжены, так и работаем. Дальнейший разговор был из лишне эмоционально насыщенным и вызвал отрицательную реакцию ка питанов других траулеров, слышав ших его. Несомненно, не все из возможно го сделал экипаж. В этом П.В. Ви ноградов прав. Но и невозможно отрицать, что обеспеченность оруди ями лова, техническое состояние су дов последнего государственного рыболовного флота намного хуже, чем однотипных судов тралфлота или Карелрыбфлота, не говоря уже о траулерах Союза рыбопромышлен ников Севера. С 1994 года, с момен та искусственно (и искусно!) сделанного банкротства предприя тия. оно находится в кризисной си туации. Надо же было додуматься чиновникам до массированного напа дения на последний островок госсоб ственности, еще не разворованной и не перекочевавшей в рѵки вольных дельцов! Объяснение здесь может быть одно: чиновники спешили до ложить в Москву, что работа в Мур манске в этом направлении начата, первый “ к и т ” ( и л и последний - ѵж не знаю, как правильнее сказать) в сетях у комитета по банкротству... Но именно с того времени кри зисная ситуация на предприятии обернулась оттоком лучших кадров, снабжением судов по минимальным нормам, задержками зарплаты от 6 до 12 месяцев. И самое главное - люди потеряли веру в справедли вость. Без веры как отдельно взято му предприятию, так и стране в целом из кризиса не выйти. При та ких условиях призывать моряков за сучить рукава и “вкалывать" на бла о неизвестно кпго не очень кор ректно. Приятно слышать в эфире доб рые слова капитанов о руководителе тралового флота Юрии Борисовиче Пруткове. Честь и хвала - суда снаб жены, зарплату моряки получают вовремя, зарплата растет, прибыва ют новые современные траулеры, есть у моряков вера в будущее, и соответственно число квалифициро ванных специалистов -в данныіі мо мент у них не на уровне “Севрыбпромразведки”... Это, ко нечно, результат работы не одного дня, а многолетний труд всех звень ев - от отделов и служб на берегу до специалистов на судах. Не так ѵж и давно Ю.Б. Прутков имел на Север ном бассейне репутацию талантливо го капитана-промысловика. Но и сменив масштаб мостика, не сплохо вал пока. Так держать. Капитан! Мне все кажется, что поставить на ноги госпредприятие “Севрыбп ромразведка" можно, если все зве нья цепи заработают с большей самоотверженностью, начиная с бе рега и до капитанов траулеров. Но именно при конкретноіі работе, а гольные призывы, не подкреплен ные конкретной программой выхода из кризиса, понятноіі каждому ра ботнику предприятия, ничего не из менят. Наоборот, при усиливающемся оттоке кадров оста нется только траулеры распродавать или передать оптом в аренду тому же тралфлоту... Очень грустная перспектива. А какие замечательные люди здесь работали!.. вых зарядах. Массовый промысел на свале глубин тоже чреват... При боковом сносе от ветра траулеры с трудом расходятся на встречных курсах. Нередко возникают нестан дартные ситуации, когда одному из судоводителей необходимо действо- вать не по академическим прави лам, а согласно сложившейся обстановке. Но шаблонное мышле ние не пускает, и в эфире звучат матерные высказывания, что толь ко усложняет ситуацию из-за поте ри времени на эмоциональные препирательства. В такой обста новке кричать бессмысленно - дей ствовать надо. Такие всплески в эфире по УКВ говорят о том, что в организации вахтенноіі службы в рулевой рубке на траулере “крикуна" не все в по рядке: штурмана не подготовлены или не имеют опыта работы в груli ne промысловых судов и уж совер- неблагоприятные: ветер более 15 метров в секунду и усиливается, разгоняя морские волны. Траулер развернуло на ваерах, как на якорь-цепи, кормой к ветру. Вол ны начали бомбардировку кормо вой палубы и надстроек, просачиваясь во внутренние поме щения. Такая встреча Нового года надолго, если не на всю оставшую ся жизнь, запомнится морякам это го траулера. Хорошо. что спасательный буксир “Микула” находился недалеко и снова вовре мя пришел на помощь! Как говорят в таких случаях: Бог помог! А 2 января экипаж траулера, запустив главный двигатель и механизмы, продолжил промысел... Разве не скажешь после этого: рыбаки - му жественные люди! - 8 - Последняя декада декабря на удивление оказалась спокойной. Циклоны, вдоволь побесившись на море, включая супертраулер “Сев- рыба-1”. Работа “териберцев” до казала, что мастерство, опыт, своего рода фанатизм в рыбацком деле, подкрепленные современны ми технологиями и дооротными орудиями лова, позволяют доби ваться необычных результатов на морских просторах даже и не ново- строю с крутыми наворотами. Ровныіі ход промысла отразил ся и на радиосоветах капитанов, которые стали выдержаннее. Об щие радиосоветы с 15 декабря организовал новый начальник про- мрайона Евгений Владимирович Петровский, принявший дела у В. С. Олениченко, убывшего в порт Мурманск. Под самый занавес года спокоіі ная обстановка на радиосоветах на рушилась разве что из-за задержки мурманрыбводовских разрешениіі на право лова на вот-вот грядущие первые дни 1999 года. Капитаны опасались, как бы с 1 января не залечь в вынужденный дрейф. Владимир Гаврилович Тюрин и морскоіі жизни трудно вынести. Радиограмму послать, телефонный разговор заказать или просто ра дио послушать - кто это организу ет? Только радиоспециалист! Но между прочим... Послуша ешь радиотелефонные переговоры в эфире - грустно становится. Се мьи многих моряков бедствуют. Печально это. Все-таки у моряков в недалеком прошлом проблем с жизнеобеспечением не было: если попал в рейс, то семья обеспечена. Доверенности на получение аванса в счет зарплаты давали возмож ность семьям дожидаться возвра щения своих кормильцев, не беспокоясь о куске хлеба. Сейчас в эфире нередко слыш ны женские голоса, заглушенные слезами: не на что купить даже хлеба, а зарплату не дают. Не аванс, а уже з а р а б о т а н н о е . Не хочется ностальгировать но прошлому - надо смотреть в буду щее. Но было же время, когда аванс рыбакам доставляли на борт сразу же при постановке судна на шенно точно - не приучены к мор ской культуре общения. Больше всего таких инцидентов встречает ся на траулерах рыболовецких колхозов и Союза рыбопромыш ленников. Опасность рыбаков подстерегает всегда. Никто не знает, когда и ка кой выкинет фортель важная или пустяковая деталь из тысячи тысяч блоков и механизмов на траулере. А если происходит это в жестокий шторм и траулер теряет способ ность самостоятельного движения? Тогда волны стократ злее обруши ваются на палубу и все сметают на своем пути. Не обошлось без происшествий такого типа и у нас. 10 декабря на мотал на винт плавающую дель МИ-1646 “Красное Село”. Ему на помощь подошел спасатель “Мику ла ”, отбуксировал “Красное Село" в укрытие. Экипаж буксира и во долазы привели траулер в рабочее состояние. Вроде бы рядовая рабо та, но сколько при этом пережито стрессовых моментов, укорачиваю щих жизнь моряка, - кто подсчи тывал?! В середине месяца несколько су ток лежал в дрейфе СРТР-1353 “Горек”, мотался по воле волн: экипаж траулера восстанавливал работоспособность главного двига теля. Время для ремонта явно не удачное - в островной зоне Шпицбергена как раз буянили штормовые ветра, испытывая эки паж на мужество. 21 декабря замолк главный дви- промь Алексей КОЛЕСОВ. капитан-флагман госпредприятия Ш Ю просторах Атлантики, при подходе к Баренцеву морю размытыми изобарами как то вяло колыхали поверхность моря, не препятствуя рыбалке. Это, конечно, не летняя штилевая погода: ветры дули по стоянно силой 1 5 - 1 8 м /сек , ба рографы в рулевых рубках вычерчивали синусоиды... Но по ветру, по волне траулерам удава лось успешно буксировать орудия лова. Терялось время только на “забеги” на ветер, чтобы выпол нить траления. И рыбаки были рады: кое-что удавалось поймать, а не просто сжигать топливо и вре мя. Треска, не сбиваясь в большие косяки, маленькими группами дви галась традиционными путями к местам нерестилищ, более мелкая выжималась холодной водой в за падном и южном направлениях. Появилась возможность работать хотя и без выдающихся результа тов, но все же на уровне суточных Не так уж и давно Ю.Б. Прутков имел на Северном бассейне репутацию талантливого капитана-промысловика. Но и сменив масштаб мостика, не сплоховал пока. Так держать, Капитан! здесь проявил инициативу - пред ложил от штаба промрайона и ка питанов судов направить радиограмму в адреса Госкомитета по рыболовству, губернатору Мур манской области, начальнику “Сев- рыбы”, руководителям флотов и в Мурманрыбвод еще раз с требова нием немедленно решить пробле му. Е. В. Петровский, не имеющий опыта работы в Баренцевом море, сначала растерялся, не зная, как поступить с этими предложениями, но прислушался к совету и послал согласованные с капитанами радио граммы в Москву и Мурманск. Ответ генерального директора “Севрыбы” Георгия Васильевича Тишкова пришел быстро: рыбакам дан “зеленый свет” до 20 января... по разрешениям 1998 года. Даль нейшее зависело от расторопности работников береговых отделов и служб больших и малых флотов. Своевременное получение новых разрешений в Мѵрманрыбводе и доставка их на промысел капита нам - на их совести. Эмоциональ ных взрывов на радиосоветах не последовало - их тональность пере шла в праздничное русло с здравлениями друг друга пожеланиями всяческих благ. по - 7 - Работа рыбаков опасная. Каж дый выход в море на рыболовном траулере связан с риском для жиз ни.* Почти каждые сутки на про мысле бывают какие-либо происшествия на грани экстремаль ной ситуации. Особенно усложня ется работа судоводителей в плотноіі группе коллег, когда тра улеры работают на ограниченной акватории моря в сложных метео условиях - при штормовоіі погоде, в тумане, при снежных и дожде гатель на СРТР -1302 “Белое море”. Отбуксировал “инвалида” в норвежский порт Тромсе С РТР- 1336 “Довск”. Для судна, не при способленного к буксировочным операциям, это сложная и опасная работа даже при благоприятных метеоусловиях, а в полярную ночь и ветреную стужу риск становится чрезмерным для обоих экипажей. И в этом видится опять-таки влияние нашего несуразного рынка - ну не хочется руководителям флотов нести дополнительные фи нансовые затраты на оплату букси ров! Хотя в морских условиях любое решение должно проигры ваться с вопросом: а не подвергает ли оно заведомой опасности жизнь моряков, коль скоро общепризнан но, что самое ценное на Земле - Человек?! Или и это уже для нас не аксиома? В то время, когда миллионы россиян поднимали бокалы, про щаясь с уходящим годом, экипаж СРТМ-1372 “Лоухи” на пределе сил вел борьбу за выживаемость. Траулер обесточился: главный дви гатель и все механизмы замерли, только мерцало авариііное освеще ние. Трал в воде. Метеоусловия нагрузок в районах Рыбачьей, Финмаркенской, Кильдинской ба нок. в островной зоне Шпицбергс на. Радовало и то, что в период ка толического Рождества не было видно кораблеіі береговой охраны в районах промысла у островов Медвежий и Шпицберген. Рожде ство норвежцы любят и празднуют его со всей страстью, на какую спо собен рассудочно-холодный харак тер северного соседа. Группа траулеров XXI века, промышляя на свале глубин от 400 до 700 метров, ежедневно полнима ла на одно судно в среднем по 10 - 15 тонн на сутки лова, работая вдвое результативнее, чем ПСТ. Но особенно на фоне всего флота Баренцева моря бросалась в глаза яркая, удивительная работа ярус- ника МИ-1442 “Териберка" (рыбо ловецкий колхоз “Мурман”), который ежесуточно добивался выдающихся результатов, работая на уровне “новых русских”. Поразительно, но за ноябрь и декабрь вылов на сутки лова у ма ленького траулера “Териберка” больше любого из траулеров, рабо тающих в это время в Баренцевом - 9 - Надрывно, можно сказать, геро ическнми усилиями экипажи судов выцарапали со дна Баренцева моря январские тонны трески и пикши. Условия промысла сложились же стокие: из 31 календарных суток 23 штормовых, причем 16 суток сила ветра превышала 18 м сек. Просто пройти но палубе и то не легко, а надо ведь еще управлять ся с орудиями лова, обрабатывать рыбу, обслуживать механизмы. Нелегко пришлось даже пова рам. На камбузе работа вроде не приметная, но цех исключительно горячиіі. Здесь нет актированных дней, в любоіі ураган моряки в сто ловую идут строго в установленное время, и надо повару быть жонгле ром и эквилибристом, чтобы не оставить-таки моряков без горячей пищи. Но не всегда должным обра зом оценивается их труд. Рыбаки, бывает, покрикивают: то не так да это не то! Зато уж кто самый ценный в экипаже человек, так это началь ник радиостанции. Работа работой, но без вестей из дома - от жен, де тишек, родни и друзей и тяготы рейде: Неужели наши руководители, которые в большинстве сами были моряками, об этом забыли? Неуже ли никого не трогает факт голодаю щих детей, чего не случалось со времен военного лихолетья? Поневоле задумаешься о том, что многое,. очень многое зависит от культуры человека, его нравствен ных качеств. II сейчас, в сложное •кризисное время, нередко руководи тели самого разного уровня думают о людях, благодаря которым они встали на пирамиду власти, лишь как о подданных, обреченных на нищенское существование. И озабо чены лишь целью хапнуть как мож но больше и быстрее умыкнуть все за бугор, в надежные сейфы евро пейских банков... Но, вероятно, и в этом виноват сам рабочий люд: себ| не уважаем, коль позволяем безна казанно делать это. Если арифметически просто по считать, сколько выловлено трески и пикши в Баренцевом море с 1989 по 1995 год, когда все месяцы года промысловая обстановка была на уровне “по потребности" (то есть сколько могли обработать экипажи траулеров), и умножить хотя бы на низкие цены Норвегии, то результат получится удивительный: в порту Мурманск должны золотые цеха и причалы действовать, а не запусте ние царить. Не мешало бы нашим экономическим институтам провести такой анализ и обнародовать в сред ствах массовой информации в пред дверии очередных выборов. Может быть, глаза у народа раскрылись бы. А то вокруг все хорошо, пре красная маркиза, все в яроіі работе, а народ нищий... - 1 0 - В штормовом Баренцевом море в стальных коробках траулеров живут и трудятся вроде обыкно венные, но, пожалуй, и совершен но необыкновенные люди. Н е ви димы е нити р адиоволн свя зыв ают рыбаков с Родиной, с Миром . Мы с вами , лю б и мые, мысленно проводили п р о шлый и встретили новый 1999 год. Ж снова ожили палубные м е х а ни змы - к оч ередному спу ску готовится кормил ец трал . Рыбаки - великие труже ники . Помните об этом на берегу! 3 января 1999 года, Баренцево море. Т Ш 1 5 - 2 1 января 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz