Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.

Начало р е п о р таж а из района промы сла ч и т а й т е на с т р . 2, 3, 5 15 декабря управляющий ГП “Севрыбпромразведка” Павел Ва­ сильевич Виноградов попытался в радиотелефонном разговоре из сво­ его кабинета с капитаном СТМ-624 “Обва” “ликвидировать отставание” в довольно жесткой форме: - Когда начнете работать? Одни убытки от вашего траулера. Капитан траулера Василий Сер­ геевич Пальцев, онытныіі промысло­ вик, сдержанно ответил: - Как снабжены, так и работаем. Дальнейший разговор был из­ лишне эмоционально насыщенным и вызвал отрицательную реакцию ка­ питанов других траулеров, слышав­ ших его. Несомненно, не все из возможно­ го сделал экипаж. В этом П.В. Ви­ ноградов прав. Но и невозможно отрицать, что обеспеченность оруди­ ями лова, техническое состояние су­ дов последнего государственного рыболовного флота намного хуже, чем однотипных судов тралфлота или Карелрыбфлота, не говоря уже о траулерах Союза рыбопромышлен­ ников Севера. С 1994 года, с момен­ та искусственно (и искусно!) сделанного банкротства предприя­ тия. оно находится в кризисной си­ туации. Надо же было додуматься чиновникам до массированного напа­ дения на последний островок госсоб­ ственности, еще не разворованной и не перекочевавшей в рѵки вольных дельцов! Объяснение здесь может быть одно: чиновники спешили до­ ложить в Москву, что работа в Мур­ манске в этом направлении начата, первый “ к и т ” ( и л и последний - ѵж не знаю, как правильнее сказать) в сетях у комитета по банкротству... Но именно с того времени кри­ зисная ситуация на предприятии обернулась оттоком лучших кадров, снабжением судов по минимальным нормам, задержками зарплаты от 6 до 12 месяцев. И самое главное - люди потеряли веру в справедли­ вость. Без веры как отдельно взято­ му предприятию, так и стране в целом из кризиса не выйти. При та­ ких условиях призывать моряков за­ сучить рукава и “вкалывать" на бла о неизвестно кпго не очень кор­ ректно. Приятно слышать в эфире доб­ рые слова капитанов о руководителе тралового флота Юрии Борисовиче Пруткове. Честь и хвала - суда снаб­ жены, зарплату моряки получают вовремя, зарплата растет, прибыва­ ют новые современные траулеры, есть у моряков вера в будущее, и соответственно число квалифициро­ ванных специалистов -в данныіі мо­ мент у них не на уровне “Севрыбпромразведки”... Это, ко­ нечно, результат работы не одного дня, а многолетний труд всех звень­ ев - от отделов и служб на берегу до специалистов на судах. Не так ѵж и давно Ю.Б. Прутков имел на Север­ ном бассейне репутацию талантливо го капитана-промысловика. Но и сменив масштаб мостика, не сплохо­ вал пока. Так держать. Капитан! Мне все кажется, что поставить на ноги госпредприятие “Севрыбп­ ромразведка" можно, если все зве­ нья цепи заработают с большей самоотверженностью, начиная с бе­ рега и до капитанов траулеров. Но именно при конкретноіі работе, а гольные призывы, не подкреплен­ ные конкретной программой выхода из кризиса, понятноіі каждому ра­ ботнику предприятия, ничего не из­ менят. Наоборот, при усиливающемся оттоке кадров оста­ нется только траулеры распродавать или передать оптом в аренду тому же тралфлоту... Очень грустная перспектива. А какие замечательные люди здесь работали!.. вых зарядах. Массовый промысел на свале глубин тоже чреват... При боковом сносе от ветра траулеры с трудом расходятся на встречных курсах. Нередко возникают нестан­ дартные ситуации, когда одному из судоводителей необходимо действо- вать не по академическим прави­ лам, а согласно сложившейся обстановке. Но шаблонное мышле­ ние не пускает, и в эфире звучат матерные высказывания, что толь­ ко усложняет ситуацию из-за поте­ ри времени на эмоциональные препирательства. В такой обста­ новке кричать бессмысленно - дей­ ствовать надо. Такие всплески в эфире по УКВ говорят о том, что в организации вахтенноіі службы в рулевой рубке на траулере “крикуна" не все в по­ рядке: штурмана не подготовлены или не имеют опыта работы в груli­ ne промысловых судов и уж совер- неблагоприятные: ветер более 15 метров в секунду и усиливается, разгоняя морские волны. Траулер развернуло на ваерах, как на якорь-цепи, кормой к ветру. Вол­ ны начали бомбардировку кормо­ вой палубы и надстроек, просачиваясь во внутренние поме­ щения. Такая встреча Нового года надолго, если не на всю оставшую­ ся жизнь, запомнится морякам это­ го траулера. Хорошо. что спасательный буксир “Микула” находился недалеко и снова вовре мя пришел на помощь! Как говорят в таких случаях: Бог помог! А 2 января экипаж траулера, запустив главный двигатель и механизмы, продолжил промысел... Разве не скажешь после этого: рыбаки - му­ жественные люди! - 8 - Последняя декада декабря на удивление оказалась спокойной. Циклоны, вдоволь побесившись на море, включая супертраулер “Сев- рыба-1”. Работа “териберцев” до­ казала, что мастерство, опыт, своего рода фанатизм в рыбацком деле, подкрепленные современны­ ми технологиями и дооротными орудиями лова, позволяют доби­ ваться необычных результатов на морских просторах даже и не ново- строю с крутыми наворотами. Ровныіі ход промысла отразил­ ся и на радиосоветах капитанов, которые стали выдержаннее. Об­ щие радиосоветы с 15 декабря организовал новый начальник про- мрайона Евгений Владимирович Петровский, принявший дела у В. С. Олениченко, убывшего в порт Мурманск. Под самый занавес года спокоіі ная обстановка на радиосоветах на­ рушилась разве что из-за задержки мурманрыбводовских разрешениіі на право лова на вот-вот грядущие первые дни 1999 года. Капитаны опасались, как бы с 1 января не залечь в вынужденный дрейф. Владимир Гаврилович Тюрин и морскоіі жизни трудно вынести. Радиограмму послать, телефонный разговор заказать или просто ра дио послушать - кто это организу­ ет? Только радиоспециалист! Но между прочим... Послуша­ ешь радиотелефонные переговоры в эфире - грустно становится. Се­ мьи многих моряков бедствуют. Печально это. Все-таки у моряков в недалеком прошлом проблем с жизнеобеспечением не было: если попал в рейс, то семья обеспечена. Доверенности на получение аванса в счет зарплаты давали возмож­ ность семьям дожидаться возвра­ щения своих кормильцев, не беспокоясь о куске хлеба. Сейчас в эфире нередко слыш­ ны женские голоса, заглушенные слезами: не на что купить даже хлеба, а зарплату не дают. Не аванс, а уже з а р а б о т а н н о е . Не хочется ностальгировать но прошлому - надо смотреть в буду­ щее. Но было же время, когда аванс рыбакам доставляли на борт сразу же при постановке судна на шенно точно - не приучены к мор­ ской культуре общения. Больше всего таких инцидентов встречает­ ся на траулерах рыболовецких колхозов и Союза рыбопромыш ленников. Опасность рыбаков подстерегает всегда. Никто не знает, когда и ка­ кой выкинет фортель важная или пустяковая деталь из тысячи тысяч блоков и механизмов на траулере. А если происходит это в жестокий шторм и траулер теряет способ­ ность самостоятельного движения? Тогда волны стократ злее обруши­ ваются на палубу и все сметают на своем пути. Не обошлось без происшествий такого типа и у нас. 10 декабря на­ мотал на винт плавающую дель МИ-1646 “Красное Село”. Ему на помощь подошел спасатель “Мику­ ла ”, отбуксировал “Красное Село" в укрытие. Экипаж буксира и во­ долазы привели траулер в рабочее состояние. Вроде бы рядовая рабо­ та, но сколько при этом пережито стрессовых моментов, укорачиваю­ щих жизнь моряка, - кто подсчи­ тывал?! В середине месяца несколько су­ ток лежал в дрейфе СРТР-1353 “Горек”, мотался по воле волн: экипаж траулера восстанавливал работоспособность главного двига­ теля. Время для ремонта явно не­ удачное - в островной зоне Шпицбергена как раз буянили штормовые ветра, испытывая эки­ паж на мужество. 21 декабря замолк главный дви- промь Алексей КОЛЕСОВ. капитан-флагман госпредприятия Ш Ю просторах Атлантики, при подходе к Баренцеву морю размытыми изобарами как то вяло колыхали поверхность моря, не препятствуя рыбалке. Это, конечно, не летняя штилевая погода: ветры дули по­ стоянно силой 1 5 - 1 8 м /сек , ба­ рографы в рулевых рубках вычерчивали синусоиды... Но по ветру, по волне траулерам удава лось успешно буксировать орудия лова. Терялось время только на “забеги” на ветер, чтобы выпол­ нить траления. И рыбаки были рады: кое-что удавалось поймать, а не просто сжигать топливо и вре­ мя. Треска, не сбиваясь в большие косяки, маленькими группами дви­ галась традиционными путями к местам нерестилищ, более мелкая выжималась холодной водой в за­ падном и южном направлениях. Появилась возможность работать хотя и без выдающихся результа­ тов, но все же на уровне суточных Не так уж и давно Ю.Б. Прутков имел на Северном бассейне репутацию талантливого капитана-промысловика. Но и сменив масштаб мостика, не сплоховал пока. Так держать, Капитан! здесь проявил инициативу - пред­ ложил от штаба промрайона и ка­ питанов судов направить радиограмму в адреса Госкомитета по рыболовству, губернатору Мур­ манской области, начальнику “Сев- рыбы”, руководителям флотов и в Мурманрыбвод еще раз с требова­ нием немедленно решить пробле­ му. Е. В. Петровский, не имеющий опыта работы в Баренцевом море, сначала растерялся, не зная, как поступить с этими предложениями, но прислушался к совету и послал согласованные с капитанами радио­ граммы в Москву и Мурманск. Ответ генерального директора “Севрыбы” Георгия Васильевича Тишкова пришел быстро: рыбакам дан “зеленый свет” до 20 января... по разрешениям 1998 года. Даль­ нейшее зависело от расторопности работников береговых отделов и служб больших и малых флотов. Своевременное получение новых разрешений в Мѵрманрыбводе и доставка их на промысел капита­ нам - на их совести. Эмоциональ­ ных взрывов на радиосоветах не последовало - их тональность пере шла в праздничное русло с здравлениями друг друга пожеланиями всяческих благ. по - 7 - Работа рыбаков опасная. Каж­ дый выход в море на рыболовном траулере связан с риском для жиз­ ни.* Почти каждые сутки на про­ мысле бывают какие-либо происшествия на грани экстремаль­ ной ситуации. Особенно усложня­ ется работа судоводителей в плотноіі группе коллег, когда тра­ улеры работают на ограниченной акватории моря в сложных метео­ условиях - при штормовоіі погоде, в тумане, при снежных и дожде­ гатель на СРТР -1302 “Белое море”. Отбуксировал “инвалида” в норвежский порт Тромсе С РТР- 1336 “Довск”. Для судна, не при­ способленного к буксировочным операциям, это сложная и опасная работа даже при благоприятных метеоусловиях, а в полярную ночь и ветреную стужу риск становится чрезмерным для обоих экипажей. И в этом видится опять-таки влияние нашего несуразного рынка - ну не хочется руководителям флотов нести дополнительные фи­ нансовые затраты на оплату букси­ ров! Хотя в морских условиях любое решение должно проигры­ ваться с вопросом: а не подвергает ли оно заведомой опасности жизнь моряков, коль скоро общепризнан­ но, что самое ценное на Земле - Человек?! Или и это уже для нас не аксиома? В то время, когда миллионы россиян поднимали бокалы, про­ щаясь с уходящим годом, экипаж СРТМ-1372 “Лоухи” на пределе сил вел борьбу за выживаемость. Траулер обесточился: главный дви­ гатель и все механизмы замерли, только мерцало авариііное освеще­ ние. Трал в воде. Метеоусловия нагрузок в районах Рыбачьей, Финмаркенской, Кильдинской ба­ нок. в островной зоне Шпицбергс на. Радовало и то, что в период ка­ толического Рождества не было видно кораблеіі береговой охраны в районах промысла у островов Медвежий и Шпицберген. Рожде ство норвежцы любят и празднуют его со всей страстью, на какую спо­ собен рассудочно-холодный харак­ тер северного соседа. Группа траулеров XXI века, промышляя на свале глубин от 400 до 700 метров, ежедневно полнима ла на одно судно в среднем по 10 - 15 тонн на сутки лова, работая вдвое результативнее, чем ПСТ. Но особенно на фоне всего флота Баренцева моря бросалась в глаза яркая, удивительная работа ярус- ника МИ-1442 “Териберка" (рыбо­ ловецкий колхоз “Мурман”), который ежесуточно добивался выдающихся результатов, работая на уровне “новых русских”. Поразительно, но за ноябрь и декабрь вылов на сутки лова у ма­ ленького траулера “Териберка” больше любого из траулеров, рабо­ тающих в это время в Баренцевом - 9 - Надрывно, можно сказать, геро ическнми усилиями экипажи судов выцарапали со дна Баренцева моря январские тонны трески и пикши. Условия промысла сложились же стокие: из 31 календарных суток 23 штормовых, причем 16 суток сила ветра превышала 18 м сек. Просто пройти но палубе и то не­ легко, а надо ведь еще управлять­ ся с орудиями лова, обрабатывать рыбу, обслуживать механизмы. Нелегко пришлось даже пова­ рам. На камбузе работа вроде не­ приметная, но цех исключительно горячиіі. Здесь нет актированных дней, в любоіі ураган моряки в сто­ ловую идут строго в установленное время, и надо повару быть жонгле ром и эквилибристом, чтобы не оставить-таки моряков без горячей пищи. Но не всегда должным обра­ зом оценивается их труд. Рыбаки, бывает, покрикивают: то не так да это не то! Зато уж кто самый ценный в экипаже человек, так это началь­ ник радиостанции. Работа работой, но без вестей из дома - от жен, де­ тишек, родни и друзей и тяготы рейде: Неужели наши руководители, которые в большинстве сами были моряками, об этом забыли? Неуже­ ли никого не трогает факт голодаю­ щих детей, чего не случалось со времен военного лихолетья? Поневоле задумаешься о том, что многое,. очень многое зависит от культуры человека, его нравствен­ ных качеств. II сейчас, в сложное •кризисное время, нередко руководи­ тели самого разного уровня думают о людях, благодаря которым они встали на пирамиду власти, лишь как о подданных, обреченных на нищенское существование. И озабо­ чены лишь целью хапнуть как мож­ но больше и быстрее умыкнуть все за бугор, в надежные сейфы евро­ пейских банков... Но, вероятно, и в этом виноват сам рабочий люд: себ| не уважаем, коль позволяем безна­ казанно делать это. Если арифметически просто по­ считать, сколько выловлено трески и пикши в Баренцевом море с 1989 по 1995 год, когда все месяцы года промысловая обстановка была на уровне “по потребности" (то есть сколько могли обработать экипажи траулеров), и умножить хотя бы на низкие цены Норвегии, то результат получится удивительный: в порту Мурманск должны золотые цеха и причалы действовать, а не запусте­ ние царить. Не мешало бы нашим экономическим институтам провести такой анализ и обнародовать в сред­ ствах массовой информации в пред­ дверии очередных выборов. Может быть, глаза у народа раскрылись бы. А то вокруг все хорошо, пре­ красная маркиза, все в яроіі работе, а народ нищий... - 1 0 - В штормовом Баренцевом море в стальных коробках траулеров живут и трудятся вроде обыкно­ венные, но, пожалуй, и совершен но необыкновенные люди. Н е ви димы е нити р адиоволн свя зыв ают рыбаков с Родиной, с Миром . Мы с вами , лю б и ­ мые, мысленно проводили п р о ­ шлый и встретили новый 1999 год. Ж снова ожили палубные м е х а ни змы - к оч ередному спу ску готовится кормил ец трал . Рыбаки - великие труже ники . Помните об этом на берегу! 3 января 1999 года, Баренцево море. Т Ш 1 5 - 2 1 января 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz