Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.
(Окончание. Начало на стр. 1) В сТРЕЧА ПРОИЗОШЛА несколько нео жиданно, случайно. В кабинет вошел мужчи на и тут же представился: - Виталий! Поговорить надо. Был он невысок ростом, но и не низок. Бе лая футболка обтягивала торс. Темные воло сы стягивались на затылке в тугую косицу. Он поставил на пол объемистую сумку и присел напротив. - Вот пришел в Мурманск. Добрался-таки. - Ну что ж, добро пожаловать... - Вы не поняли, - обиделся Виталий. - Я пешком пришел из Находки. - А зачем пешком? Разве транспорт не хо дит? - Как зачем? - опешил он. - Я профессио нальный российский путешественник-исто- рик. Совершаю кругосветный пеший переход. Иду, так сказать, путями ходоков и первопроходцев. У меня и бумаги есть. Путешественник извлек из сумки школьную географическую карту. На ней фломастером была изображена извилистая красная линия, а на обороте названия городов, увенчанные разномастными печатями. Вообще-то на Руси было принято ходить по городам и весям. Бродили по ее просто рам Горький и Гиляровский, а также много численные босяки и юродивые. Так что вроде бы сие заложено генетически в народе. Да и нынче бродяг хватает. Однако с путешествен- никами-историками встречаться не доводи лось. • - Это вы и через тайгу идете пешком? - ос ведомился я. - И зимой, и летом? - Ага. Для меня это не проблема. Любой буран, мороз - не преграда. Закончил школу выживания в Находке. Их, между прочим, всего две. Вторая - в Лондоне. Обучался по методике Шаолиня. За время пути 200 пар обуви стоптал. Кстати, не подскажете, где спонсоров найти на приобретение обу ви? Тут я ему ничем помочь не мог. Но обратил внимание на ухоженные руки, белое, не обо жженное ветрами и непогодой лицо. - Как от загара сберегли себя? - Специальная методика, - авторитетно сказал Виталий. - Шаолиньская. От вас в Норвегию потопаю. А там дальше на яхте в Канаду. Меня удивляют фиорды в Норве гии. Столько сил пришлось положить, что бы их построить. По ним и двинусь. - Так ведь они вроде как нерукотворные. Их природа создала. - Разве? - удивился он. - Да это неважно. Гпавное - их пройти. Тут на днях Сенкевич забросит мне паспорт с визами и карту Норвегии. Там разберусь. Путешественник-историк не совсем ясно Жизнь вверх представлял себе маршрут следования. Да и его познания в географии оставляли желать лучшего. Однако была непоколебимая вера в свое предназначение: пройти вокруг света и непременно написать книгу. А может быть, даже не одну. И все же мои вопросы его оза дачили. Ведь везде встречали как героя, ле гендарную личность. Помогали материально. Тут же - дурацкие вопросы. И он решил рас сеять сомнения. - Между прочим встречался с Лужковым, Черномырдиным, - неожиданно сказал Вита лий. - Люблю общаться и с высокими, и с низкими людьми. - В смысле роста или как? - При чем тут рост. Положение имею в виду. Кстати, все помогали. - Так вас что же, без субсидий отправили? Или вы по своей инициативе гуляете? - Уникальная экспедиция проходит под патронажем “Школы российских путеше ственников" и Хабаровского пединститута. Деньги дает Дальневосточное пароход ство. Только в пути поиздержался. А тут впереди заграница. Между прочим это акция политическая. Посвящена она пятисотле тию Российского герба. Отмечать дату будем в 2002 году. К этому времени вернусь в Находку. ВНЕЗАПНО Виталий засобирался. Види мо, понял, что субсидировать его мне не с руки. А вопросы порядком надоели. Он вски нул сумку на плечо и отправился восвояси. Кто он? Мелкий жулик? Так ведь действи тельно бродит по России. Действительно по сещает города. Деньги, что дают ему доброхоты, не столь уж и велики. Где 500 рублей урвет, где 1000. Разбогатеть на этом невозможно. И мне подумалось, а может быть, он искренне уверовал в свое предназ начение путешественника, как иной безголо сый певец в необычайный дар, данный ему от Бога. На местах же, куда заглядывает Виталий, замордованные беспросветностью будней люди встречают его как чудо. И фамилия у него подходящая - Чудов. Верить во что-то хорошее всегда приятно. Будь это МММ или путешественник-историк. Правда, в одном случае вера сулит прибыль, в другом - воз можность попасть в анналы истории. Хотя в нашей сдвинутой с ведущих "в светлое буду щее" рельсов и перевернутой жизни все воз можно. В и к тор ВИКЕНТЬЕВ. Введена в строй в гостинице “ Полярные зори” очередная техническая новинка - адресная пожароохранная сигнализация с системой оповещения “ Спайдер алерт” . Эта система - единственная в области. Все ее датчики выведены на компьютеры. А это дает возможность не только “ засечь” пожар, но и место его возникновения. Прекращено хождение денег старого образца: банкнот 1593 - 1995-го и монет 1961 -1996 годов. Отовариться на них невозможно. Однако отчаиваться не стоит: поменять деньги можно в учреждениях Банка России. Обмен продлится до 2002 года. Миновала полярная ночь. Нынче каждые сутки будут приносить все больше света. Ведь день-то будет увеличиваться. Открылась в областной научной библиотеке выставка “ Оригинальный книжный переплет” . Представлены книги XVIII - XX веков. Их переплетами залюбуешься. Проходит семинар для молодых людей, что трудятся на телефоне доверия. Проводится он на базе центра социального здоровья и планирования семьи. промыс Инспектор тоже мило улыбается и говорит: устраните замечания'акта в моем присутствии. А его кораблик- то с пушечкой рядышком барражи рует. И наш капитан зубами скрипнет, но отдаст команду - приве сти орудия лова в соответствие с норвежскими правилами! И из зак рытого района уходит тоже по нор вежским правилам... С военными шутить опасно. Надоела такая ситуация капита нам. Все чаще раздаются голоса: скорей бы ввели одну норму правша! Пока существовал СССР, такие воп росы не существовали - промысел в островной зоне Шпицбергена совет ские траулеры вели по своим прави лам, и их не трогали..Так что, господа чиновники и дипломаты высшего ранга, рыбаки ждут реши тельных действий. С точки зрения геополитических интересов России, потеря влияния и присутствия рос сиян на Шпицбергене, свободного лова рыбы в островной зоне россий скими траулерами ой как аукнется в будущем как в политике, но еще бо лее остро - в экономике и военной области. Поживем - увидим. Но пока рыбу надо ловить, несмотря на про иски погоды, норвежских инспекто ров и закрытие района. Еще более взволнованно зазвучал’в эфире на радиосоветах голос руководителя на учных групп В. В. Комличенко: “Надо сохранить раііон промысла в островной зоне, не давать повода для этого норвежским инспекторам закрывать районы но прилову мало мерной трески, потому что отступать некуда”. Виктор Викторович 13 декабря на промсовете тралфлота с присут ствием начальника промрайона B.C. Олениченко предложил капитанам перейти в этом раііоне на режим ра боты по норвежским правилам и бо лее внимательно относиться к прилову маломерной, также старать ся работать на глубинах свыше 350 метров. Свое предложение он обо сновал тревогой за выбор квоты, отсутствием запасных районов про мысла и закончил выступление до вольно интересно: - Я тоже державник, казак, но здесь надувание щек ни к чему, рай он потеряем - и ловить будет негде. Государства почти что нет, и защи щать нас некому. Отступаем мы только в биологическом плане, с точки зрения сохранения молоди для будущих поколений. Большинство капитанов траловр- го флота поддержали предложение Комличенко - работать по норвежс ким правилам, но нашлись и сомне вающиеся в эффективности данного мероприятия. На общефлотском совете от шта ба промрайона еще раз было реко мендовано капитанам всех организаций работать в островной зоне Шпицбергена тралами с ячеей не менее 135 мм и с селективными системами, вооруженными решетка ми с расстоянием между прутьями не менее 55 мм - по норвежским пра вилам. И к чему мы придем, госпо да присяжные заседатели? Державники отступают, а диплома ты так и не заработали. Некоторые капитаны отметили какой-то нехороший душок от подоб ных рекомендаций. Все-таки КАПИ ТАН в своем микрогосударстве, на траулере, обязан строго выполнять нормативные документы СВОЕГО ГОСУДАРСТВА и в конкретных ситуациях проявлять дипломатию, гибкость... Но целым флотом просто взять и перейти на норвежские пра вила, игнорируя отечественные пра вила и интересы... Не всем капитанам сие понятно, и не все ка питаны эти рекомендации приняли душой и разумом. Тем более что ка питаны помнят “шум-бум”, связан ный с внедрением селективных систем в предыдущие'годы, их вво дили под соусом, дескать, больше запретных районов в Баренцевом море не будет, системы маломерную рыбу отцеживают - работай, рыбак, радуйся! Оказалось наоборот. В 1998 году закрытых участков в Ба ренцевом море для промысла стало значительно больше, чем до внедре ния селективных систем. Фирмы, выпускающие и реализующие эти системы, обогатились, а положение нашего рыбака ухудшилось. Часики тикают, время неумолимо несет рыбаков к Новому году. С каждым днем уменьшается шанс выбрать квоту трески и пикши. Обеспокоены руководители флотов еще и тем, что на 1999 год общий допустимый улов по Баренцевому морю значительно уменьшен на ос новании решения российско-норвеж ской комиссии по рыболовству. Соответственно и квота на вылов трески, гшкши для всех предприя тий будет уменьшена. Поэтому в работу срочно запускаются новые мощности - увеличивается количе ство траулеров на промысле. 12 декабря приступил к промыс лу новый супертраулер Мурманско го тралового флота МИ-301 “Жемчужина”. 15 декабря на радио совете капитаны услышали уверен ный, бодрый голос одного из самых одаренных молодых капитанов Сер гея Владимировича Соколовского, прибывшего на промысел на “Сев- Н а ч а л о репортажа капитана-флагмана А.И. КОЛЕСОВА из района промысла читайте на стр. 2 , 3 кообразованных, интеллигентных, запросто общающихся с новейшими приборами, вычислительными ма шинами - капитан “Севрыбы-Г Игорь Владимирович Выговский, потомственный рыбак, коренноіі мурманчанин.) Состав судов Карел- рыбфлота пополнился современным траулером БИ-196 “Карелия”. Отряд траулеров XXI века уже состоит из 15 единиц, способных выловить и переработать за сутки более тысячи тонн трески и пикши. Есть над чем задуматься их хозяе вам: как обеспечить сырьевую базу для таких судов? В Баренцевом море наблюдается в последние годы сокращение промыслового стада трески и пикши, промысловая обста новка отличается нестабильностью, малыми уловами. Так что добиться эффективной работы супертрауле ров сложно, а надо рассчитываться за кредиты, полученные на построй ку судов... Но суровые декабрьские условия промысла ^заставляют нешуточно волноваться и руководителей флотов с разнотиповыми судами устареваю щих модификаций. Обеспокоенность эту руководители, бывает, проявля- рыбу-2”. (К великому огорчению, по ют в желании лично разобраться с состоянию здоровья выбыл из строя причинами нестабильной работы, капитанов новоіі формации - высо- Окончание на стр. 6 1 5 - 2 1 января 1999 года J Л Ж - Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz