Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.
г DE FACTO В обла стной администрации с о с т о я л о сь ра б оч е е совещ ание , на котором рассматривался х о д подготовки рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий к пр едстоящ ей мойвенной путине . Важность рассматриваемого вопроса опр ед елял ась и тем, что оно п р о х о ди л о под пр едседат ель ством главы областного правительства Анатолия Малинина. Руководство области решило посо ветоваться с промышленниками, ка кие меры нужно предпринять для исключения сбоев на промысле, ка кие должны быть сформированы обо ротные средства для проведения товарных операций. В рамках облас тной продовольственной программы важно знать, сколько рыбы пойдет в Мурманск, сколько ее планируется на пищевые цели, в каком виде она будет предложена к реализации, бу дет ли выработана общая ценовая по литика. Накануне на совещании у губернатора ведущие оптовики гово рили о том, что поставки продоволь ствия в область могут быть облегчены встречными поставками любых видов рыб. Готово к заключе нию договоров с рыбопромышленни ками областное унитарное предприятие по закупке продоволь ствия. В порядке эксперимента мурманс ким промысловикам разрешено в 1999 году выловить 21,3 тыс. тонн мойвы. Времени для координации действий осталось совсем немного: массовый лов начнется через две - три недели. Путина закончится 1 ап реля. Ситуация осложняется тем, что одновременно будет проходить и об лов сельди. На совещании даже выс казывались опасения, справится ли с такими объемами грузооборота рыб ный порт. Руководители Мурманского трало вого флота Юрий Прутков и Мур- манрыбпрома Алексей Старков, которые имеют наиболее крупные мойвенные квоты, заверили, что суда готовы к промыслу и вся выловлен ная рыба будет доставляться в Мур манск. Этого только и ждут на перерабатывающих предприятиях: за воде меджира “ІІолярнс”, мукомоль ном заводе и рыбокомбинате. В былые годы основная масса мой вы шла на пищевые цели. В создав шихся экономических условиях целесообразнее ее отправлять на муку и жир. В этих продуктах есть большая потребность, стало быть у переработчиков проблем с реализаци ей не возникнет. Коммерсантам при дется учитывать этот фактор, планируя завоз в область продоволь ствия. Как предостерегали выступавшие, ни о каких бартерных операциях не должно быть и речи. Если улов пой дет под реализацию, кто-то должен дать гарантии оплаты. Назывались предполагаемые отпускные цены - от 5 до 10 рублей за килограмм. Переработчики предлагают свои проекты обработки улова мойвы. Если не хватит мощностей заводов технической переработки, можно было бы задействовать несколько БМРТ с мукомольными установками. Экологические вопросы в этом случае заводы взяли бы на себя. Директор ОАО ’’Мурманский ры бокомбинат” Михаил Зуб надеется на совместную работу наливного тра улера компании “Мурман Си Фуд ’ и государственного предприятия “мур- манресурс”. Заход судна и скорост ная переработка рыбы возможны только при решении вопроса свобод ного таможенного склада в первом грузовом районе порта. Но маловеро ятно, что к мойвенной путине что то сдвинется с места. Основное внимание на совещании все же уделялось делам рыбацким. Встают проблемы с обловом мойвы в 12-милыюй зоне, где она крупная и икряная. Обладминистрация намере на обратиться в ГІИНРО с просьбой ограничить районы нерестилищ. К тому же в конце декабря всту пил в действие новый закон об ис- МОИВЕННАЯ ПУТИНА ключнтелыюи экономической зоне России, который выз.ывает недоуме ние практиков рыбной отрасли. В ИЭЗ на борту каждого судна долж ны находиться таможенник и погра ничник, но кто это “удовольствие” будет оплачивать? Скопления рыбы ожидаются на границе 12-мильной зоны, и суда бу дут ежедневно по нескольку раз в день входить на территорию контро ля пограничников и таможенников, что проблематично в плане нормаль ной постановки работы. Вновь большой знак вопроса вы рисовывается по доставке улова на берег. Суда, заправленные топливом за границей, будут вынуждены его декларировать и дополнительно оп лачивать. Представитель Севрыбхолодфлота предложил завести в район промысла специализированную плавбазу, кото рую флот отдаст в аренду или на базе которой будет вести совместную с другими флотами деятельность. Но тогда судно надо будет бункеровать топливом в Мурманске. Анатолий Малинин признал, что правительство затянуло рассмотрение вопроса о беспрепятственном вхожде нии рыбацких судов в порт Мурманск. С декабря вопрос перенесен на январь. В этом месяце правительство планиру ет провести и совещание с руководите лями областных управлений федеральных ведомств: таможенного, пограничного. В данное время в Госкомрыболов- стве не решат ни одного оперативного вопроса, поскольку там работают все го три человека. Только'три дня назад утверждено положение о Комитете с утверждением штатной численности и сметы расходов. Придется полагаться на здравый смысл местных руководи телей. Людмила ЗА ц АРНАЯ. Председатель правительства Мурманской области Анатолий Малинин подписал постановление “ О создании региональной рыболовной компании” . Губернский флот создается с целью со здания условий для дальнейшего устойчивого развития рыбной отрасли, надежного обеспечения населения области рыбной про дукцией, формирования и пополнения регионального продоволь ственного фонда. Учредителями ОАО “ Мурманский губернский флот” выступит комитет по.управлению государственным иму ществом администрации области совместно с Мурманскимтрало вым флотом. Отношение флотоводцев Северного бассейна к факту появления нового предприятия весьма неоднозначно. Мурманская областная Дума приняла обращение к Председа телю Правительства РФ о постановлении Правительства РФ “О мерах по усилению государственного управления водными био логическими ресурсами”. ВНем, в частности, говорится: "В сегод няшних тяжелых экономических условиях введение дополнительного налога приведет к еще большемуухудшению финансового состояния предприятий рыбной промышленнос т и и ихразвития. Применительно к Северному бассейну введение платы за пользованиересурсами трески и пикши нанесет непоправимый ущерб и международным отношениям в области рыболовства с Норвегией. Запасы трески и пикши в Баренцевом и Норвежс комморяхявляются общими для России и Норвегии. При этом два соседних прибрежных государства наравных условияхуп равляют совместными запасами и осуществляют доступ су дов для ведения промысла в зоны друг друга. Пунктом 5 указанного постановления устанавливается плата за пользо вание биоресурсами в исключительной экономической зоне Рос сийской Федерации и для иностранных пользователей, что противоречит международному договорупо вопросам рыбо ловства междуРоссией и Норвегией. Учитывая многолетнюю динамикувьтова трески ипикши, российский флот вылавлива е т до 40% своих квот в зоне Норвегии, тогда как норвежские суда в зоне России - в четыре-пять раз меньше. Введение пла т ы для норвежскихрыбаков приведет к аналогичным действи ям с их стороны. В этом случаероссийскиерыбаки понесут во много раз больше затрат, чем может приобрести российский бюджет в качестве платежей заресурсы о т норвежскихрыба ков". Со стапелей Херсонского судостроительного завода сошло буровое судно “ Газпром-1” . При его закладке еще одиннадцать лет назад рассчитывали, что оно пополнит флот мурманского предприятия “Арктикморнефтегазразведка” и станет заниматься поисками нефтегазовых месторождений в наших северных мо рях. Но при распаде Союза “ недострой” отошел к Украине, илишь несколько лет назад РАО “ Газпром” выкупило его у Украины за долги, оно же ифинансировало завершение строительства. Сей час тезка российского акционерного общества укомплектован командой, половина которой состоит из наших земляков. Российской экономической зоне во сточнее 38 градуса восточной долго ты. Естественно, от такого решения никто, кроме научных работников, восторга не испытывает. Тем более что в декабре всегда наблюдается миграция крупной половозрелой оыбы с востока к местам нерести лищ, находящихся в рыболовной зоне наших добрейших друзеіі - нор вежцев. И так называемый “ровняк” неполовозрелой трески и пикши так же, по мере выхолаживания водных масс на востоке, смещается на запад. Ох, как все живое любит этот заме чательный Запад! Динамика уловов в такой период меняется не только со смещением времени на недели, сутки, но даже состав улова в одном и том же мес те меняется в течение суток, а неред- но, поэтому и принимаются волевые решения. С учетом всех факторов, влияющих на поведение трески и пикши, более разумным решением, которое можно подкрепить и инфор мацией по фактам проверок промыс ловых судов, является временное закрытие районов - от I до 10 суток. Да, есть участки в Баренцевом море, где из-за гидрологических и других сопутствующих факторов постоянно находится молодь треско вых и других видов рыб. Один из них - прибрежная полоса территори альных вод Российской Федерации. Вот здесь нашим бы ученым и рыб- воднадзору проявить твердость ха рактера и добиться закрытия для тралового лова хотя бы шестимиль ной прибрежной полосы. Желаю- лов сетями - щадящими орудиями лова. - 4 - *1 1 ... И как находились капитаны траулеров во время проверок норвежскими инспекторами в дурацком положении, так и в декабре, на закате года, ничего не изменилось. Заносятся в акты нарушения, истолкованные** с норвежской колокольни, а подают на подпись капитану российскому... ь ь I ко и часов. Поэтому закрытие таких больших районов, опять же с пози ции здравого смысла, на неопреде ленный период обосновать затруднительно. Кроме этого, теря ется контроль за движениеКі рыбы, что приводит к пролову флотов, как было весной 1998 года, когда нор вежскими инспекторами и Мурман- рыбводом были закрыты для промысла почти все участки моря, где присутствовала какая-либо жив ность. Есть Правила рыболовства, учи тывающие динамику промысла: при улове, в котором превышен прилов маломерной рыбы, капитан обязан сменить позицию. Это требование, несомненно, должно капитанами вы полняться. А закрытие районов на длительные сроки обосновать труд- щим посмотреть, что делается после прохождения тралов, а особенно орудий лова судна “Скаллопер”, распахавшего не одну квадратную милю в прибрежной зоне дна моря, могу посоветовать “сброситься” и организовать работы с водолазами или с применением подводных аппа ратов. Ущерб фауне прибрежной зоны от гребешколова “Скаллопер” пре дугадать было нетрудно, но что-то голоса ученых не было слышно. Рынок есть рынок - деньги решают все. Интересно, пополнилась ли от этого областная казна, и особенно - что досталось нашим ветеранам-ры- бакам? В терводах РФ, по моему глубо кому убеждению, гуманнее органи зовывать и развивать ярусный лов и После закрытия промысла на во стоке суда начали переходить в смежный район - на северо-запад- ный склон Мурманской банки, на Финмаркенскую, Кильдинскую и Рыбачью банки. “Новые русские” пошли подальше на северо-запад, в островную зону острова Медвежий и Шпицбергена, за ними потянулись ИСТ и ПСТ-морозилыцики. Благо даря ударноіі группе тралфлота (траулеры серии 466) рыбаки нача ли успешно работать на свале глу бин островной зоны. Наяву увидев результаты работы судов по суточ ным сводкам, сомневающиеся капи таны других флотов тоже начали прокладывать курс в район Шпиц бергена. К середине декабря здесь уже “паслось” более 80 плавединиц. Сразу же активизировали свою дея тельность корабли береговой охраны Норвегии. Их усилия не пропали даром - по результатам проверок траулеров норвежцы объявили о закрытии участка моря для тралово го лова к северо-западу от острова Медвежий из-за... прилова маломер ной трески более 15 процентов по норвежским (!) правилам. Как по казывал анализ уловов, проведен ный научными группами траулеров по российским правилам рыболов ства, прилов маломерной рыбы не превышел 15 процентов. Капитаны чесали затылки: что делать? Во всех документах по рыболовству предпи сано в островной зоне работать по российским правилам, а норвежцы настойчиво требуют выполнения их правил и добиваются своего - застав ляют капитанов срезать траловые мешки с ячеей 12.:> мм и ставить тралмешки с ячеей 135 мм. А про работу в закрытом ими районе и говорить нечего - силой выталкивают. В июле 1998 года из- за нежелания выполнять норвежс кие правила был арестован БМРТ-2639 “Новокуйбышевск”, на котором находился легендарный на чальник промраііона Александр Фе дорович Цимбалюк. Вот шуму-то было! Рыбаки надеялись: наконец-то лед тронется - наши власти всех уровней и талантливые дипломаты надолго решат эту проблему с доб рейшими друзьями - норвежцами. Но увы, вероятно, дипломатия вре мени: все скорее сдать кому угодно, чтоб меньше хлопот было. Курилы - японцам, островную зону Шпицбер гена - норвежцама потом будет оче редь за смежными районами рыболовства, которые норвежцы также считают своей зоной в Барен- Продолжение р е п о р таж а ч и т а й т е на с т р . 5 цевом море, а японцы на Дальнем Востоке... И как находились капита ны траулеров во время проверок норвежскими инспекторами в дурац ком положении, так и в декабре, на закате года, ничего не изменилось. До сих пор, например, не подан ра порт в департамент рыболовства Норвегии о работе в экономической рыболовной зоне Норвегии (ведь король Норвегии еще 3 июня 1977 года издал королевский Декрет отно сительно рыбоохранноіі зоны вокруг Шпицбергена, по которому внешняя граница зоны установлена на рассто янии 200 морских миль от базисных линий). Заносятся в акты наруше ния, связанные с размерами ячей тралмешков, прилова маломерной рыбы, истолкованные с норвежской колокольни, а подают на подпись капитану российскому... Капитан мило улыбается - эскьюз ми, мол, не могу ваш акт подписать. Не разрешено, мол, документами, так как Россия осуществляет промы сел рыбы в зоне Шпицбергена на ос новании Соглашения между Правительством СССР и Правитель ством Королевства Норвегии о вза имных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 года в порядке совместного владения рыбными ресурсами Баренцева моря и с учетом прав России, вытекаю щих из договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года... 1 5 - 2 1 января 1999 года L _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz