Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.

г DE FACTO В обла стной администрации с о с т о я л о сь ра б оч е е совещ ание , на котором рассматривался х о д подготовки рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий к пр едстоящ ей мойвенной путине . Важность рассматриваемого вопроса опр ед елял ась и тем, что оно п р о х о ди л о под пр едседат ель ством главы областного правительства Анатолия Малинина. Руководство области решило посо­ ветоваться с промышленниками, ка­ кие меры нужно предпринять для исключения сбоев на промысле, ка­ кие должны быть сформированы обо­ ротные средства для проведения товарных операций. В рамках облас­ тной продовольственной программы важно знать, сколько рыбы пойдет в Мурманск, сколько ее планируется на пищевые цели, в каком виде она будет предложена к реализации, бу­ дет ли выработана общая ценовая по­ литика. Накануне на совещании у губернатора ведущие оптовики гово­ рили о том, что поставки продоволь­ ствия в область могут быть облегчены встречными поставками любых видов рыб. Готово к заключе­ нию договоров с рыбопромышленни­ ками областное унитарное предприятие по закупке продоволь­ ствия. В порядке эксперимента мурманс­ ким промысловикам разрешено в 1999 году выловить 21,3 тыс. тонн мойвы. Времени для координации действий осталось совсем немного: массовый лов начнется через две - три недели. Путина закончится 1 ап­ реля. Ситуация осложняется тем, что одновременно будет проходить и об лов сельди. На совещании даже выс­ казывались опасения, справится ли с такими объемами грузооборота рыб­ ный порт. Руководители Мурманского трало­ вого флота Юрий Прутков и Мур- манрыбпрома Алексей Старков, которые имеют наиболее крупные мойвенные квоты, заверили, что суда готовы к промыслу и вся выловлен­ ная рыба будет доставляться в Мур манск. Этого только и ждут на перерабатывающих предприятиях: за­ воде меджира “ІІолярнс”, мукомоль­ ном заводе и рыбокомбинате. В былые годы основная масса мой­ вы шла на пищевые цели. В создав­ шихся экономических условиях целесообразнее ее отправлять на муку и жир. В этих продуктах есть большая потребность, стало быть у переработчиков проблем с реализаци­ ей не возникнет. Коммерсантам при­ дется учитывать этот фактор, планируя завоз в область продоволь­ ствия. Как предостерегали выступавшие, ни о каких бартерных операциях не должно быть и речи. Если улов пой­ дет под реализацию, кто-то должен дать гарантии оплаты. Назывались предполагаемые отпускные цены - от 5 до 10 рублей за килограмм. Переработчики предлагают свои проекты обработки улова мойвы. Если не хватит мощностей заводов технической переработки, можно было бы задействовать несколько БМРТ с мукомольными установками. Экологические вопросы в этом случае заводы взяли бы на себя. Директор ОАО ’’Мурманский ры бокомбинат” Михаил Зуб надеется на совместную работу наливного тра­ улера компании “Мурман Си Фуд ’ и государственного предприятия “мур- манресурс”. Заход судна и скорост­ ная переработка рыбы возможны только при решении вопроса свобод­ ного таможенного склада в первом грузовом районе порта. Но маловеро­ ятно, что к мойвенной путине что то сдвинется с места. Основное внимание на совещании все же уделялось делам рыбацким. Встают проблемы с обловом мойвы в 12-милыюй зоне, где она крупная и икряная. Обладминистрация намере­ на обратиться в ГІИНРО с просьбой ограничить районы нерестилищ. К тому же в конце декабря всту­ пил в действие новый закон об ис- МОИВЕННАЯ ПУТИНА ключнтелыюи экономической зоне России, который выз.ывает недоуме­ ние практиков рыбной отрасли. В ИЭЗ на борту каждого судна долж­ ны находиться таможенник и погра­ ничник, но кто это “удовольствие” будет оплачивать? Скопления рыбы ожидаются на границе 12-мильной зоны, и суда бу­ дут ежедневно по нескольку раз в день входить на территорию контро­ ля пограничников и таможенников, что проблематично в плане нормаль­ ной постановки работы. Вновь большой знак вопроса вы­ рисовывается по доставке улова на берег. Суда, заправленные топливом за границей, будут вынуждены его декларировать и дополнительно оп­ лачивать. Представитель Севрыбхолодфлота предложил завести в район промысла специализированную плавбазу, кото­ рую флот отдаст в аренду или на базе которой будет вести совместную с другими флотами деятельность. Но тогда судно надо будет бункеровать топливом в Мурманске. Анатолий Малинин признал, что правительство затянуло рассмотрение вопроса о беспрепятственном вхожде­ нии рыбацких судов в порт Мурманск. С декабря вопрос перенесен на январь. В этом месяце правительство планиру­ ет провести и совещание с руководите­ лями областных управлений федеральных ведомств: таможенного, пограничного. В данное время в Госкомрыболов- стве не решат ни одного оперативного вопроса, поскольку там работают все­ го три человека. Только'три дня назад утверждено положение о Комитете с утверждением штатной численности и сметы расходов. Придется полагаться на здравый смысл местных руководи­ телей. Людмила ЗА ц АРНАЯ. Председатель правительства Мурманской области Анатолий Малинин подписал постановление “ О создании региональной рыболовной компании” . Губернский флот создается с целью со­ здания условий для дальнейшего устойчивого развития рыбной отрасли, надежного обеспечения населения области рыбной про­ дукцией, формирования и пополнения регионального продоволь­ ственного фонда. Учредителями ОАО “ Мурманский губернский флот” выступит комитет по.управлению государственным иму­ ществом администрации области совместно с Мурманскимтрало­ вым флотом. Отношение флотоводцев Северного бассейна к факту появления нового предприятия весьма неоднозначно. Мурманская областная Дума приняла обращение к Председа­ телю Правительства РФ о постановлении Правительства РФ “О мерах по усилению государственного управления водными био­ логическими ресурсами”. ВНем, в частности, говорится: "В сегод­ няшних тяжелых экономических условиях введение дополнительного налога приведет к еще большемуухудшению финансового состояния предприятий рыбной промышленнос­ т и и ихразвития. Применительно к Северному бассейну введение платы за пользованиересурсами трески и пикши нанесет непоправимый ущерб и международным отношениям в области рыболовства с Норвегией. Запасы трески и пикши в Баренцевом и Норвежс­ комморяхявляются общими для России и Норвегии. При этом два соседних прибрежных государства наравных условияхуп­ равляют совместными запасами и осуществляют доступ су­ дов для ведения промысла в зоны друг друга. Пунктом 5 указанного постановления устанавливается плата за пользо­ вание биоресурсами в исключительной экономической зоне Рос­ сийской Федерации и для иностранных пользователей, что противоречит международному договорупо вопросам рыбо­ ловства междуРоссией и Норвегией. Учитывая многолетнюю динамикувьтова трески ипикши, российский флот вылавлива­ е т до 40% своих квот в зоне Норвегии, тогда как норвежские суда в зоне России - в четыре-пять раз меньше. Введение пла­ т ы для норвежскихрыбаков приведет к аналогичным действи­ ям с их стороны. В этом случаероссийскиерыбаки понесут во много раз больше затрат, чем может приобрести российский бюджет в качестве платежей заресурсы о т норвежскихрыба­ ков". Со стапелей Херсонского судостроительного завода сошло буровое судно “ Газпром-1” . При его закладке еще одиннадцать лет назад рассчитывали, что оно пополнит флот мурманского предприятия “Арктикморнефтегазразведка” и станет заниматься поисками нефтегазовых месторождений в наших северных мо­ рях. Но при распаде Союза “ недострой” отошел к Украине, илишь несколько лет назад РАО “ Газпром” выкупило его у Украины за долги, оно же ифинансировало завершение строительства. Сей­ час тезка российского акционерного общества укомплектован командой, половина которой состоит из наших земляков. Российской экономической зоне во­ сточнее 38 градуса восточной долго­ ты. Естественно, от такого решения никто, кроме научных работников, восторга не испытывает. Тем более что в декабре всегда наблюдается миграция крупной половозрелой оыбы с востока к местам нерести­ лищ, находящихся в рыболовной зоне наших добрейших друзеіі - нор­ вежцев. И так называемый “ровняк” неполовозрелой трески и пикши так­ же, по мере выхолаживания водных масс на востоке, смещается на запад. Ох, как все живое любит этот заме­ чательный Запад! Динамика уловов в такой период меняется не только со смещением времени на недели, сутки, но даже состав улова в одном и том же мес­ те меняется в течение суток, а неред- но, поэтому и принимаются волевые решения. С учетом всех факторов, влияющих на поведение трески и пикши, более разумным решением, которое можно подкрепить и инфор­ мацией по фактам проверок промыс­ ловых судов, является временное закрытие районов - от I до 10 суток. Да, есть участки в Баренцевом море, где из-за гидрологических и других сопутствующих факторов постоянно находится молодь треско­ вых и других видов рыб. Один из них - прибрежная полоса территори­ альных вод Российской Федерации. Вот здесь нашим бы ученым и рыб- воднадзору проявить твердость ха­ рактера и добиться закрытия для тралового лова хотя бы шестимиль ной прибрежной полосы. Желаю- лов сетями - щадящими орудиями лова. - 4 - *1 1 ... И как находились капитаны траулеров во время проверок норвежскими инспекторами в дурацком положении, так и в декабре, на закате года, ничего не изменилось. Заносятся в акты нарушения, истолкованные** с норвежской колокольни, а подают на подпись капитану российскому... ь ь I ко и часов. Поэтому закрытие таких больших районов, опять же с пози­ ции здравого смысла, на неопреде­ ленный период обосновать затруднительно. Кроме этого, теря­ ется контроль за движениеКі рыбы, что приводит к пролову флотов, как было весной 1998 года, когда нор­ вежскими инспекторами и Мурман- рыбводом были закрыты для промысла почти все участки моря, где присутствовала какая-либо жив­ ность. Есть Правила рыболовства, учи­ тывающие динамику промысла: при улове, в котором превышен прилов маломерной рыбы, капитан обязан сменить позицию. Это требование, несомненно, должно капитанами вы­ полняться. А закрытие районов на длительные сроки обосновать труд- щим посмотреть, что делается после прохождения тралов, а особенно орудий лова судна “Скаллопер”, распахавшего не одну квадратную милю в прибрежной зоне дна моря, могу посоветовать “сброситься” и организовать работы с водолазами или с применением подводных аппа­ ратов. Ущерб фауне прибрежной зоны от гребешколова “Скаллопер” пре­ дугадать было нетрудно, но что-то голоса ученых не было слышно. Рынок есть рынок - деньги решают все. Интересно, пополнилась ли от этого областная казна, и особенно - что досталось нашим ветеранам-ры- бакам? В терводах РФ, по моему глубо­ кому убеждению, гуманнее органи­ зовывать и развивать ярусный лов и После закрытия промысла на во­ стоке суда начали переходить в смежный район - на северо-запад- ный склон Мурманской банки, на Финмаркенскую, Кильдинскую и Рыбачью банки. “Новые русские” пошли подальше на северо-запад, в островную зону острова Медвежий и Шпицбергена, за ними потянулись ИСТ и ПСТ-морозилыцики. Благо­ даря ударноіі группе тралфлота (траулеры серии 466) рыбаки нача­ ли успешно работать на свале глу­ бин островной зоны. Наяву увидев результаты работы судов по суточ­ ным сводкам, сомневающиеся капи­ таны других флотов тоже начали прокладывать курс в район Шпиц­ бергена. К середине декабря здесь уже “паслось” более 80 плавединиц. Сразу же активизировали свою дея­ тельность корабли береговой охраны Норвегии. Их усилия не пропали даром - по результатам проверок траулеров норвежцы объявили о закрытии участка моря для тралово­ го лова к северо-западу от острова Медвежий из-за... прилова маломер­ ной трески более 15 процентов по норвежским (!) правилам. Как по­ казывал анализ уловов, проведен­ ный научными группами траулеров по российским правилам рыболов ства, прилов маломерной рыбы не превышел 15 процентов. Капитаны чесали затылки: что делать? Во всех документах по рыболовству предпи­ сано в островной зоне работать по российским правилам, а норвежцы настойчиво требуют выполнения их правил и добиваются своего - застав ляют капитанов срезать траловые мешки с ячеей 12.:> мм и ставить тралмешки с ячеей 135 мм. А про работу в закрытом ими районе и говорить нечего - силой выталкивают. В июле 1998 года из- за нежелания выполнять норвежс­ кие правила был арестован БМРТ-2639 “Новокуйбышевск”, на котором находился легендарный на­ чальник промраііона Александр Фе­ дорович Цимбалюк. Вот шуму-то было! Рыбаки надеялись: наконец-то лед тронется - наши власти всех уровней и талантливые дипломаты надолго решат эту проблему с доб­ рейшими друзьями - норвежцами. Но увы, вероятно, дипломатия вре­ мени: все скорее сдать кому угодно, чтоб меньше хлопот было. Курилы - японцам, островную зону Шпицбер­ гена - норвежцама потом будет оче­ редь за смежными районами рыболовства, которые норвежцы также считают своей зоной в Барен- Продолжение р е п о р таж а ч и т а й т е на с т р . 5 цевом море, а японцы на Дальнем Востоке... И как находились капита­ ны траулеров во время проверок норвежскими инспекторами в дурац­ ком положении, так и в декабре, на закате года, ничего не изменилось. До сих пор, например, не подан ра порт в департамент рыболовства Норвегии о работе в экономической рыболовной зоне Норвегии (ведь король Норвегии еще 3 июня 1977 года издал королевский Декрет отно сительно рыбоохранноіі зоны вокруг Шпицбергена, по которому внешняя граница зоны установлена на рассто­ янии 200 морских миль от базисных линий). Заносятся в акты наруше­ ния, связанные с размерами ячей тралмешков, прилова маломерной рыбы, истолкованные с норвежской колокольни, а подают на подпись капитану российскому... Капитан мило улыбается - эскьюз ми, мол, не могу ваш акт подписать. Не разрешено, мол, документами, так как Россия осуществляет промы­ сел рыбы в зоне Шпицбергена на ос­ новании Соглашения между Правительством СССР и Правитель­ ством Королевства Норвегии о вза имных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 года в порядке совместного владения рыбными ресурсами Баренцева моря и с учетом прав России, вытекаю­ щих из договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года... 1 5 - 2 1 января 1999 года L _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz