Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.

РЕПОРТАЖ С БОРТА ЛАГМАНСКОГО ПСТ-1363 ■ТЕНИЧЕСК" На р ы б о х о з я й с т в е н н о м с о в е т е р а с с м о т р е н в о п р о с р а с п р е д е л е н и я к в о т на в ы л о в п е л а г и ч е с к и х в и д о в р ы б . С е л ь д и м о ж н о д о б ы т ь 50 т ы с . т , п у т а с с у - 54 т ы с . т, м о й в ы - 21 ,3 т ы с . т . С р е д и т р а д и ц и о н н ы х п о л ь з о в а т е л е й к в о т ы р а с п р е д е л е н ы с л е д у ю щ и м о б р а з о м (в т ы с . т о н н ) : квоты Мурманский траловый флот Ѳ Мурманрыбпром Севрыбпромразведка Мурманский рыбакколхозсоюз Севрыбхолодфлот Союз рыбопромышленников Севера 300 тонн мойвы решено оставить в резерве. Документ о дележе квот на местном уровне направлен в Госкомрыболовство на утверждение. 22,5 23 8 12 18 6 5 4,5 0,8 1,2 1 2 1,2 8,1 7,5 4,2 Опользерусскихпословиц БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А в море гром мо­ жет не только насмерть перепу­ гать, но и привести к большому несчастью. Особенному риску подвергают свои экипажи прижіі мистые судовладельцы, которые экономят на выполнении норм безопасности. Согласно Международной кон­ венции по охране человеческой жизни на море СОЛ АС 74 /88 , на всех судах должны быть установ­ лены системы связи международ­ ного стандарта (ГМССБ)." До сих пор не оборудованы новыми ком­ плексами радиосвязи около 280 судов, или 70% от всего флота, находящегося в эксплуатации. С 1 февраля Государственная адмиии страция Мурманского рыбного порта вынуждена будет принять ограничения по выходу судов в море и оформлению экипажей. В рыболовецкие компании и част- 3 января Баренцево . -------- - ~ ^ капитан-флагман госпредприятия "Севрыбпромразведка конечном счете невыполнение тре­ бований международного согла­ шения может обратиться для судовладельцев потерей лицензий. Комплект аппаратуры стоит от 35 до 50 тыс. долларов. Вся тех­ ника импортная, следовательно сверх того в статью расхода надо заложить еще четверть стоимости для уплаты НДС и таможенных пошлин. II это еще не полный расчет: требуются средства на подготовку кадров. На судах, приписанных к пор­ ту Мурманск, должно быть около двух тысяч дипломированных специалистов. По данным на ко­ нец года, сертификаты операто­ ров ГМССБ имели 531 человека и по ограниченному району связи - 231 человек. Самое тяжелое поло­ жение с подготовкой радиоэлект­ ронщиков: их всего 87 человек. Облегчает обстановку то, что на рыбопромысловых судах долж ­ ность помощника капитана по ра диоэлектронике разрешено исправлять специалисту, имеюще­ му среднее специальное радиотех­ ническое образование и общий диплом оператора ГМССБ. - Считаю, что этот вопрос упу­ щен самими судовладельцами, - говорит начальник Госадминпст- рации поста Геннадий Николае­ вич Маркедоиов. - Все ные предприниматели знали о предстоящем нововведении еще полтора года назад. За это время можно было бы спланировать до­ полнительные расходы. Учебные заведения вовремя организовали курсы, но интенсивное обучение специалистов началось недавно, п сейчас курсы вынуждены рабо­ тать с двойной нагрузкой. Нерасторопные руководители об ращаются к нам с”прошениями об отсрочке установки стоек спутни­ ковой связи. Они, конечно, еще могут с этим повременить, но - до первого захода в пнпорт, где к ним будут применены санкции контролирующих органов. Госад- минпстрация порта продолжает искать варианты по предоставле­ нию отсрочек судовладельцам, чтобы массовый промысел не был остановлен. , Народная мудрость гласит: скупой платит дважды . Время вносит поправку: платит четыреж­ ды - соответственно курсу долла­ ра. И сейчас введение в эксплуатаці ію радіюоборудован іія на одном судне выливается в пол­ тора миллиона рублей. Так что получается: прежде чем пускаться в плавание, надо затвердить фольклорные запове­ ди. Людмила ЗАЦАРНАЯ. Полярная ночь зависла над Ба­ ренцевым морем. Изредка полыхнет ярко-красным цветом по горизонту солнце, спрятавшееся где-то под мо­ рем, на мгновенье подголубит фио­ летовые тучи и скроется опять под геоидом Земли. Темнота в поднебе­ сье и окрест. Редкая звездочка мель­ кнет в просвете драконов-туч. Но в промежутках между снеж­ ными зарядами, забивающими стек­ ла иллюминаторов рулевых рубок, темноту полярной ночи вдруг рассе­ кает зарево огней - это траулеры, сбившись в группы на участках моря, где треска создает промысло­ вые концентрации, упорно утюжат тралами дно моря. Огни разные: одни крикливые, неоновые, словно рекламные, - на современных трау­ лерах, которые рыбаки прозвали “новыми русскими”, другие - скром­ но-тусклые - на старых СРТ. Экипа­ жи тех и других озабочены одинаково - упорно стараются выр­ вать у Нептуна дары моря. Тяжело достается морякам каждый центнер выловленной рыбы. Погода та еще... Один за другим прилетают из Ат­ лантики циклоны, приносят снег или дожди да штормовые ветры, ко­ торые хулиганят в снастях мачт: то тихо сопят и посвистывают, то гро­ хочут, как реактивный самолет пе­ ред взлетом... А промысловых дней до конца года остается все меньше и меньше. Поэтому напряженно, а нередко и нервно, проходят радиосоветы капи­ танов в Баренцевом море, которые организует начальник промрайона Валентин Сергеевич Олениченко, находящийся на борту научно-иссле довательского МИ-776 “Фритьоф Нансен". Когда на промысле 230 траулеров Российской Федерации и до сотни иностранных, организовать эффективную работу флота непрос­ то. Баренцево море явно перегруже­ но судами. Промысловые концентрации трески, пикши плот­ ными группами траулеров разбива­ ются быстро, поэтому ліадиіаны, --------________ w W w и W ■ ■ ІЧГ W О « О | Ѵ V * w М W m wrn O i l 1 1 1 II p 1\V. 1 IV/ U . V Ж.А. jl л і w a • Будни промысла обнаружившие первыми хорошие рыбные записи на экранах прибо­ ров, стараются не давать достовер­ ную информацию на радиосоветах, приглашая в такие квадраты только “своих” на согласованных частотах радиостанции. Догадываясь об этих уловках, капитаны из группы “про- лова” да и сам начальник промрай­ она на радиосоветах эмоционально высказываются в адрес командиров, которые дают свои позиции на де­ сятки миль в стороне от фактическо­ го места. Один из способов вычисления хитрецов отделов добы­ чи тралфлота и Мурманрыбпрома - анализ сводок оперативного управ ления, приходящих со всех судов на вычислительный центр. Специалис­ ты отделов выбирают из сводок тра­ улеры, которые добились наибольшего вылова, и радируют позиции передовиков флагманам... На скандалы по поводу искаже­ ния информации капитаны-передо­ вики не реагируют. “Рынок! Я нашел, и это мое, мне зарплату пла­ тят за мастерство и находчивость”, - парируют они критику. Естественно, это не способствует сохранению тра­ диций морского братства. А работать можно хорошо и не скрывая промысловую информа­ цию. Пример честной работы пока­ зывает известный капитан тралового флота Владимир Гаврилович Тю­ рин. В ноябре экипаж “Карпинска” добился наибольшего вылова за ме­ сяц среди всех ІІСТ, находящихся в Баренцевом море. Голос капитана Тюрина всегда на слуху - на общих радиосоветах он, помимо промысло­ вой информации, сообщит прогноз метеообстановки на сутки и трое - очень полезная для промысловиков информация, так как, благодаря рынку, из Мурманского гидромет­ центра на промысел радиоинформа­ ция не поступает. На научно-поисковом радиосовете Тю рин живо интересуется научной ин­ формацией, со знанием дела обсуждает с коллегами и специалис­ тами ПИНРО вопросы промыслово­ го прогнозирования. Руководитель научно-поискового радиосовета Вик­ тор Викторович Комличенко (борт НМС “Персей-3”) не раз подчерки­ вал полезность информации и мне­ ния опытного промысловика. ПСТ-1320 “Карпинск” доставля­ ет охлажденную рыбѵ в порт Мур­ манск, поэтому Владимир Гаврилович ежедекадно бывает в порт>7, старается узнать все новости из жизни города и области, а по прибытии на промысел рассказыва­ ло научной работе, недостаточно уделяющих внимания контролю уло­ вов на наличие маломерной рыбы. Правила рыболовства регламентиру­ ют прилов маломерной рыбы жестко - не более 15°0 в улове по счету осо­ бей размером менее 42 см по россий­ ским правилам и менее 47 см - по норвежским. Для человека, далеко­ го от рыбацкого дела, такие размеры вызывают удивление - вот так “ма­ ленькая" рыбка, почти полметра - в речке бы такая водилась! Почему именно такие размеры взяты, к со- В этот период финансовом напряженности руководителям флотов всех форм собственности, начиная с ИЧП и кончая АООТ и госпредприятиями, приходится решать задачу со многими неизвестными. fc- ет рыбакам о житье бытье в городе- жалению, никто из научных работ- герое, о проблемах, которые стара- ников не смог объяснить, а особенно ются решить руководители города и - почему у норвежских инспекторов флотских организаций в сложней- одни требования, а у российских ших условиях финансового кризиса, инспекторов Мурманрыбвода - дру- Не все капитаны воспринимают этот гие? Но капитанам, да и руководи- энтузиазм Владимира Гавриловича телям флотских предприятий не до как искренний. Некоторые специа- таких научных вопросов - им бы листы считают, что капитан Тюрин рыбки, да побольше, тем более что старается заработать популярность кризисная ситуация в стране ребром среди рыбаков, чтобы войти в число ставит вопрос выживания рыбаков, кандидатов на выборах в Государ- В этот период финансовой напря- ственнѵю Думу в 1999 году, учиты- женности руководителям флотов вая уроки своего поражения на всех форм собственности, начиная с выборах в Мурманскую областную Думу. Если рассуждать здраво, то кандидат от моряков нужен, и боль­ шинство капитанов и экипажей все­ гда поддерживали Владимира Гавриловича Тюрина. Но если от­ влечься от возможных политических амбиций и досужих кривотолков, то любому моряку на промысле очень дорога любая весточка с берега... На научно поисковых советах, бывает, слышатся резкие высказы- ИЧП и кончая АООТ и госпредпри­ ятиями, приходится решать задачу со многими неизвестными. Актуаль­ ный сейчас вопрос: где найти день­ ги на обучение специалистов и установку аппаратуры ГМССБ (а деньги немалые 1 комплект аппара­ туры на траулер стоит 50-60 тысяч долларов США). Ясно, внедрение ГМССБ отвечает дыханию времени, возражений в принципе у моряков нет. Но как у нас водится, кто-то не очень компетентный в специфике рыбацких дел наверху подмахнул ответственные бумаги, возможно, за энную сумму. Но в международных вания в адрес иомоцпціков капитана конвенциях де юр/? ^ного оговорок, и теперь фирмы, выпускающие эту аппаратуру за “бугром”, будут жи­ ровать, а рядовой российский рыбак вынужден де-факто кувыркаться с нововведениями и стоять с протяну­ той рукой у кассы - отдайте ради Христа мое кровное, заработанное. Вопроса нет - аппаратуру ставить надо, но, с точки зрения здравого смысла, система внедрения ГМССБ для рыболовных судов должна быть щадящей, с учетом возраста трауле­ ров. На новых траулерах, понятно, - внедрение в полном объеме, а “ста­ рички” в родном-то Баренцевом море доработали бы своіі срок и без этого уничтожающего их досрочно финансового груза. Да и на статис­ тику аварийности в мире не мешало бы посмотреть - что-то аварийность не снижается, несмотря на обилие суперсовременных приборов. Так что тот, кто рассчитывает, что с вне­ дрением ГМССБ что-то изменится, заблуждается. Вероятнее всего, на оборот, с учетом “человеческого фактора” из-за конфликтности гео­ политического плана аварийность на переломе веков возрастет. II этот момент, диктующий уве­ личение затрат на эксплуатацию флота, выпукло призывает - ловить рыбку, да побольше. Увы, море не балует промысловиков. К негатив­ ным факторам метеоусловий при­ плюсовывается закрытие районов из-за предельного прилова маломер­ ной трески и пикши. Здесь, по мне­ нию многих капитанов, закрытие районов для тралового лова идет не всегда обоснованно, нередко воле­ вым методом на основе предполага­ емого развития ситуации. Например, согласно радиограмме 372 начальника Мурманрыбвода Б. Прищепы с 12 декабря 1998 года до особого указания (обратите вни­ мание - до особого указания) закрыт райоц длд, тралового промысла в сельдь * путассу мойва ѴШ 15 - 21 января 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz