Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.
РЕПОРТАЖ С БОРТА ЛАГМАНСКОГО ПСТ-1363 ■ТЕНИЧЕСК" На р ы б о х о з я й с т в е н н о м с о в е т е р а с с м о т р е н в о п р о с р а с п р е д е л е н и я к в о т на в ы л о в п е л а г и ч е с к и х в и д о в р ы б . С е л ь д и м о ж н о д о б ы т ь 50 т ы с . т , п у т а с с у - 54 т ы с . т, м о й в ы - 21 ,3 т ы с . т . С р е д и т р а д и ц и о н н ы х п о л ь з о в а т е л е й к в о т ы р а с п р е д е л е н ы с л е д у ю щ и м о б р а з о м (в т ы с . т о н н ) : квоты Мурманский траловый флот Ѳ Мурманрыбпром Севрыбпромразведка Мурманский рыбакколхозсоюз Севрыбхолодфлот Союз рыбопромышленников Севера 300 тонн мойвы решено оставить в резерве. Документ о дележе квот на местном уровне направлен в Госкомрыболовство на утверждение. 22,5 23 8 12 18 6 5 4,5 0,8 1,2 1 2 1,2 8,1 7,5 4,2 Опользерусскихпословиц БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А в море гром мо жет не только насмерть перепу гать, но и привести к большому несчастью. Особенному риску подвергают свои экипажи прижіі мистые судовладельцы, которые экономят на выполнении норм безопасности. Согласно Международной кон венции по охране человеческой жизни на море СОЛ АС 74 /88 , на всех судах должны быть установ лены системы связи международ ного стандарта (ГМССБ)." До сих пор не оборудованы новыми ком плексами радиосвязи около 280 судов, или 70% от всего флота, находящегося в эксплуатации. С 1 февраля Государственная адмиии страция Мурманского рыбного порта вынуждена будет принять ограничения по выходу судов в море и оформлению экипажей. В рыболовецкие компании и част- 3 января Баренцево . -------- - ~ ^ капитан-флагман госпредприятия "Севрыбпромразведка конечном счете невыполнение тре бований международного согла шения может обратиться для судовладельцев потерей лицензий. Комплект аппаратуры стоит от 35 до 50 тыс. долларов. Вся тех ника импортная, следовательно сверх того в статью расхода надо заложить еще четверть стоимости для уплаты НДС и таможенных пошлин. II это еще не полный расчет: требуются средства на подготовку кадров. На судах, приписанных к пор ту Мурманск, должно быть около двух тысяч дипломированных специалистов. По данным на ко нец года, сертификаты операто ров ГМССБ имели 531 человека и по ограниченному району связи - 231 человек. Самое тяжелое поло жение с подготовкой радиоэлект ронщиков: их всего 87 человек. Облегчает обстановку то, что на рыбопромысловых судах долж ность помощника капитана по ра диоэлектронике разрешено исправлять специалисту, имеюще му среднее специальное радиотех ническое образование и общий диплом оператора ГМССБ. - Считаю, что этот вопрос упу щен самими судовладельцами, - говорит начальник Госадминпст- рации поста Геннадий Николае вич Маркедоиов. - Все ные предприниматели знали о предстоящем нововведении еще полтора года назад. За это время можно было бы спланировать до полнительные расходы. Учебные заведения вовремя организовали курсы, но интенсивное обучение специалистов началось недавно, п сейчас курсы вынуждены рабо тать с двойной нагрузкой. Нерасторопные руководители об ращаются к нам с”прошениями об отсрочке установки стоек спутни ковой связи. Они, конечно, еще могут с этим повременить, но - до первого захода в пнпорт, где к ним будут применены санкции контролирующих органов. Госад- минпстрация порта продолжает искать варианты по предоставле нию отсрочек судовладельцам, чтобы массовый промысел не был остановлен. , Народная мудрость гласит: скупой платит дважды . Время вносит поправку: платит четыреж ды - соответственно курсу долла ра. И сейчас введение в эксплуатаці ію радіюоборудован іія на одном судне выливается в пол тора миллиона рублей. Так что получается: прежде чем пускаться в плавание, надо затвердить фольклорные запове ди. Людмила ЗАЦАРНАЯ. Полярная ночь зависла над Ба ренцевым морем. Изредка полыхнет ярко-красным цветом по горизонту солнце, спрятавшееся где-то под мо рем, на мгновенье подголубит фио летовые тучи и скроется опять под геоидом Земли. Темнота в поднебе сье и окрест. Редкая звездочка мель кнет в просвете драконов-туч. Но в промежутках между снеж ными зарядами, забивающими стек ла иллюминаторов рулевых рубок, темноту полярной ночи вдруг рассе кает зарево огней - это траулеры, сбившись в группы на участках моря, где треска создает промысло вые концентрации, упорно утюжат тралами дно моря. Огни разные: одни крикливые, неоновые, словно рекламные, - на современных трау лерах, которые рыбаки прозвали “новыми русскими”, другие - скром но-тусклые - на старых СРТ. Экипа жи тех и других озабочены одинаково - упорно стараются выр вать у Нептуна дары моря. Тяжело достается морякам каждый центнер выловленной рыбы. Погода та еще... Один за другим прилетают из Ат лантики циклоны, приносят снег или дожди да штормовые ветры, ко торые хулиганят в снастях мачт: то тихо сопят и посвистывают, то гро хочут, как реактивный самолет пе ред взлетом... А промысловых дней до конца года остается все меньше и меньше. Поэтому напряженно, а нередко и нервно, проходят радиосоветы капи танов в Баренцевом море, которые организует начальник промрайона Валентин Сергеевич Олениченко, находящийся на борту научно-иссле довательского МИ-776 “Фритьоф Нансен". Когда на промысле 230 траулеров Российской Федерации и до сотни иностранных, организовать эффективную работу флота непрос то. Баренцево море явно перегруже но судами. Промысловые концентрации трески, пикши плот ными группами траулеров разбива ются быстро, поэтому ліадиіаны, --------________ w W w и W ■ ■ ІЧГ W О « О | Ѵ V * w М W m wrn O i l 1 1 1 II p 1\V. 1 IV/ U . V Ж.А. jl л і w a • Будни промысла обнаружившие первыми хорошие рыбные записи на экранах прибо ров, стараются не давать достовер ную информацию на радиосоветах, приглашая в такие квадраты только “своих” на согласованных частотах радиостанции. Догадываясь об этих уловках, капитаны из группы “про- лова” да и сам начальник промрай она на радиосоветах эмоционально высказываются в адрес командиров, которые дают свои позиции на де сятки миль в стороне от фактическо го места. Один из способов вычисления хитрецов отделов добы чи тралфлота и Мурманрыбпрома - анализ сводок оперативного управ ления, приходящих со всех судов на вычислительный центр. Специалис ты отделов выбирают из сводок тра улеры, которые добились наибольшего вылова, и радируют позиции передовиков флагманам... На скандалы по поводу искаже ния информации капитаны-передо вики не реагируют. “Рынок! Я нашел, и это мое, мне зарплату пла тят за мастерство и находчивость”, - парируют они критику. Естественно, это не способствует сохранению тра диций морского братства. А работать можно хорошо и не скрывая промысловую информа цию. Пример честной работы пока зывает известный капитан тралового флота Владимир Гаврилович Тю рин. В ноябре экипаж “Карпинска” добился наибольшего вылова за ме сяц среди всех ІІСТ, находящихся в Баренцевом море. Голос капитана Тюрина всегда на слуху - на общих радиосоветах он, помимо промысло вой информации, сообщит прогноз метеообстановки на сутки и трое - очень полезная для промысловиков информация, так как, благодаря рынку, из Мурманского гидромет центра на промысел радиоинформа ция не поступает. На научно-поисковом радиосовете Тю рин живо интересуется научной ин формацией, со знанием дела обсуждает с коллегами и специалис тами ПИНРО вопросы промыслово го прогнозирования. Руководитель научно-поискового радиосовета Вик тор Викторович Комличенко (борт НМС “Персей-3”) не раз подчерки вал полезность информации и мне ния опытного промысловика. ПСТ-1320 “Карпинск” доставля ет охлажденную рыбѵ в порт Мур манск, поэтому Владимир Гаврилович ежедекадно бывает в порт>7, старается узнать все новости из жизни города и области, а по прибытии на промысел рассказыва ло научной работе, недостаточно уделяющих внимания контролю уло вов на наличие маломерной рыбы. Правила рыболовства регламентиру ют прилов маломерной рыбы жестко - не более 15°0 в улове по счету осо бей размером менее 42 см по россий ским правилам и менее 47 см - по норвежским. Для человека, далеко го от рыбацкого дела, такие размеры вызывают удивление - вот так “ма ленькая" рыбка, почти полметра - в речке бы такая водилась! Почему именно такие размеры взяты, к со- В этот период финансовом напряженности руководителям флотов всех форм собственности, начиная с ИЧП и кончая АООТ и госпредприятиями, приходится решать задачу со многими неизвестными. fc- ет рыбакам о житье бытье в городе- жалению, никто из научных работ- герое, о проблемах, которые стара- ников не смог объяснить, а особенно ются решить руководители города и - почему у норвежских инспекторов флотских организаций в сложней- одни требования, а у российских ших условиях финансового кризиса, инспекторов Мурманрыбвода - дру- Не все капитаны воспринимают этот гие? Но капитанам, да и руководи- энтузиазм Владимира Гавриловича телям флотских предприятий не до как искренний. Некоторые специа- таких научных вопросов - им бы листы считают, что капитан Тюрин рыбки, да побольше, тем более что старается заработать популярность кризисная ситуация в стране ребром среди рыбаков, чтобы войти в число ставит вопрос выживания рыбаков, кандидатов на выборах в Государ- В этот период финансовой напря- ственнѵю Думу в 1999 году, учиты- женности руководителям флотов вая уроки своего поражения на всех форм собственности, начиная с выборах в Мурманскую областную Думу. Если рассуждать здраво, то кандидат от моряков нужен, и боль шинство капитанов и экипажей все гда поддерживали Владимира Гавриловича Тюрина. Но если от влечься от возможных политических амбиций и досужих кривотолков, то любому моряку на промысле очень дорога любая весточка с берега... На научно поисковых советах, бывает, слышатся резкие высказы- ИЧП и кончая АООТ и госпредпри ятиями, приходится решать задачу со многими неизвестными. Актуаль ный сейчас вопрос: где найти день ги на обучение специалистов и установку аппаратуры ГМССБ (а деньги немалые 1 комплект аппара туры на траулер стоит 50-60 тысяч долларов США). Ясно, внедрение ГМССБ отвечает дыханию времени, возражений в принципе у моряков нет. Но как у нас водится, кто-то не очень компетентный в специфике рыбацких дел наверху подмахнул ответственные бумаги, возможно, за энную сумму. Но в международных вания в адрес иомоцпціков капитана конвенциях де юр/? ^ного оговорок, и теперь фирмы, выпускающие эту аппаратуру за “бугром”, будут жи ровать, а рядовой российский рыбак вынужден де-факто кувыркаться с нововведениями и стоять с протяну той рукой у кассы - отдайте ради Христа мое кровное, заработанное. Вопроса нет - аппаратуру ставить надо, но, с точки зрения здравого смысла, система внедрения ГМССБ для рыболовных судов должна быть щадящей, с учетом возраста трауле ров. На новых траулерах, понятно, - внедрение в полном объеме, а “ста рички” в родном-то Баренцевом море доработали бы своіі срок и без этого уничтожающего их досрочно финансового груза. Да и на статис тику аварийности в мире не мешало бы посмотреть - что-то аварийность не снижается, несмотря на обилие суперсовременных приборов. Так что тот, кто рассчитывает, что с вне дрением ГМССБ что-то изменится, заблуждается. Вероятнее всего, на оборот, с учетом “человеческого фактора” из-за конфликтности гео политического плана аварийность на переломе веков возрастет. II этот момент, диктующий уве личение затрат на эксплуатацию флота, выпукло призывает - ловить рыбку, да побольше. Увы, море не балует промысловиков. К негатив ным факторам метеоусловий при плюсовывается закрытие районов из-за предельного прилова маломер ной трески и пикши. Здесь, по мне нию многих капитанов, закрытие районов для тралового лова идет не всегда обоснованно, нередко воле вым методом на основе предполага емого развития ситуации. Например, согласно радиограмме 372 начальника Мурманрыбвода Б. Прищепы с 12 декабря 1998 года до особого указания (обратите вни мание - до особого указания) закрыт райоц длд, тралового промысла в сельдь * путассу мойва ѴШ 15 - 21 января 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz