Рыбный Мурман. 1999 г. Январь.

r> ** ПЕТРОВА Глафира Николаевна, заслуженная учительница, депутат I созыва Мурманского городского Совета депутатов трудящихся. Род. в 1903, русская. Ра­ ботала с 1923 в с. Поной, с 1924 в Мурманске. Препода­ вала в школах, с 1950 в Мурманском педучилище, с 1959 в Мурманском пединституте. ПЕТРОВА Любовь Ивановна, врач-педиатр высшей категории, заведую­ щая Апатитской детской поликлиникой. Род. 19.09.1948 в г. Караганде в Казахста­ не, русская. Окончила Карагандинский медицинский институт (1972). Работала врачом в Белгородской области. На Коль­ ском полуострове с 1986. Создала одну из лучших детских поликлиник в области. ПЕТРОВСКИЙ Константин Максимович (1892-1965), первый помощник капитана теплохода “Ста­ рый большевик” Мурманского морского пароходства, Ге­ рой Советского Союза (1942). Род. в Петербурге, русский. Окончил гимназию, Владивостокский морскоіі техникум, 2 курса Ленинградского института коммунального хозяй­ ства. В мае 1942 теплоход следовал из порта Рейкьявик в Мурманск в составе конвоя PQ-16 с военными грузами на борт}'. В кильватерном строю шел последним и был глав­ ной мишенью для немецких самолетов. За трое суток эки­ паж отразил 47 воздушных атак. Однако бомбы попали в трюм, возник пожар, грозивший взрывом боеприпасов и гибелью теплохода. Много часов подряд в огне и дыму боролся за живучесть корабля вместе со всеми моряками первый помощник капитана, показывал пример отваги и мужества. Теплоход был спасен и самостоятельно прибыл в порт, доставил грузы, которые нужны были на фронтах. С 1945 капитан-лейтенант К.М.Петровский в отставке. Жил и работал в г. Темрюк Краснодарского края. Умер и пох. там же.- ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ, церковь в селе Варзуге на Терском побережье Белого моря. Сгорела в 1853. Новая, построенная на прежнем месте, тоже погибла при пожаре 21.12.1862. В 1864 построена третья по счету. Высота ее достигала 11,4 м, длина 23,5 м, ширина 14,6 м. Одна че­ шуйчатая глава. В церковной библиотеке, кроме богослу­ жебной и религиозно-нравоучительной литературы, были сочинения Симеона Полоцкого (1671), труды Марка Вит­ рувия “Об архитектуре” (четыре книги издания 1794- 1797), “Созерцание природы” Шарля Бонне (две книги издания 1792 и 1795). Имелось также около 200 книг и брошюр “для народного чтения”. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ, церковь в с. Поной, в ус­ тье одноименной реки, неподалеку от побережья Кольско­ го полуострова. Построена соловецким проповедником Феогностом для приобщения терских лопарей к христиан­ ству. Сведения о ней содержатся в писцовой книге 1608. В 1677 в селе насчитывалось 6 дворов и 18 взрослых жи­ телей, в 1712 соответственно 14 и 62, в 1854 24 двора и 164 человека. В 1797 в селе построена новая Петропавловская церковь в виде корабля . Длина 21,4 м, ширина 7,5 м, высота 10,7 м, две чешуйчатые главы. Над притвором было пять колоколов: 164, 115, 82 и два по 16 килограм­ мов. В 1817 поставлен придельный храм Успения Пресвя­ той Богородицы. К приходу были приписаны лопарские селения: Сосновка, Лѵмбовка, Иоканьга, Куропта, Камен­ ка. В 1871 богатый кузоменский торговец Алексей Забор- щиков поставил в селе вторую церковь - Воздвиженскую. В 1913 ее заменили новоіі, одноименной. Священником в Поное с декабря 1882 служил Николай Иванович Шма­ ков, до этого 23 года служивший в Ковдском приходе. Одновременно он вел в Поное и метеорологические наблю­ дения, за что правительством был награжден орденом Святой Анны 3 степени. Накануне революции 1917 приход возглавлял его сын, Николай Николаевич Шмаков. В 1915 в приходе числилось 152 двора, 610 жителей, в том чис­ ле 341 лопарь. ПЕТРУШИХИН Евгений Александрович (1908-1.12.1971), в годы Великой Отечественной войны начальник запорного хозяйства треста “Мѵрманрыба” , один из организаторов лова рыбы в прифронтовых усло­ виях. Р о д . в Ленинграде, русский. Учился в школе Ф ЗО . Работал в Ленинграде слесарем, электриком. С 1930 воз­ главлял комсомольскую организацию Свирьстроя. Два года учился в Ленинградском коммунистическом универ­ ситете. В Мурманске с 1932. Работал рыбаком на побере­ жье Баренцева моря, с 1933 бригадир рыболовецкой бригады. В 1937 возглавил запорное хозяйство Мурмана. Позднее был управляющим Кольским госрыбтрестом. Умер и пох. в Мурманске. ПЕТСАМО см. Печенга. ПЕТСАМО-КИРКЕНЕССКАЯ ОПЕРАЦИЯ, наступательная операция войск Карельского фронта (ко­ мандующий генерал армии К.А.Мерецков) и Северного флота (командующий адмирал А.Г.Головко), проведенная с 7.10 по 1.11.1944 в Заполярье . Подготовлена штабом фронта и одобрена Генштабом и Верховным Главнокоман­ дованием. Началась наступлением 14 армии южнее оз. Чапр. Она насчитывала 97 тыс. солдат и офицеров, 2,1 тыс. орудий и минометов, 126 танков и САУ. Поддержи­ вали сухопутные части 6 эсминцев, 8 подлодок, 20 торпед­ ных катеров, 23 “охотника” за подводными лодками, 2 бригады морской пехоты Северного флота, а также 7 Воз­ душная армия Карельского фронта и Военно-воздушные силы Северного флота (около 1000 самолетов). Советским войскам противостоял'немецкий 19 горнострелковый кор ­ пус 20 горной армии' (53 тыс. солдат и офицеров, более » 700 орудий и минометов). Его поддерживали 5 Воздуш­ ный флот (160 самолетов), военно-морские силы. Советские войска перерезали дорогу Титовка - Петса­ мо, форсировали Титовку, окружили противника южнее Луостари. В ночь на 10 октября в операцию включился Северный флот. 30 катеров высадили десанты на побере­ жье, занятое противником, 12 бригада морской пехоты начала наступление на полуострове Среднем. Был взят сильно укрепленный хребет Муста-Тунтури. З а 25 днеіі наступления советские воііска продвинулись на запад на 150-200 км, освобождены 140 населенных пунктов, в том числе Петсамо, Никель, Луостари, Лиинахамари, Кирке­ нес, Тарнет, Нейден, Варде, Вадсе. В ходе Петсамо-Кир­ кенесской операции противник потерял 34 тыс. человек убитыми, 4500 плененными, захвачено или уничтожено 550 орудий, 415 минометов, 1363 пулемета, 15 млн. пат­ ронов, 1 млн снарядов. Североморцы потопили 156 бое­ вых кораблей и транспортов противника. ПЕЧА-РЕКА (саамск. педзь - сосна), хутор в нижнем течении р.. Печи, притоке Туломы. Существовал в 1922- 1924. ПЕЧЕ-ГУБА, населенный пункт близ устья р. Печи (Печа), впадающей в оз. Большая Имандра с восточного берега. Существовал в 1935-1938. ПЕЧЕКУРЫ, населенный пункт на правом берегу р. Лямукса, в среднем течении, в 38 км от пос. Умба. Воз­ ник в конце 40-х гг. 14.07.1971 исключен из учетных дан­ ных. ПЕЧЕКУРЫ СРЕДНИЕ, населенный пункт на пра­ вом берегу р. Лямукса, в 38 км от пос. Умба. Возник в середине 50-х гг. 4.06.1964 исключен из учетных данных.. ПЕЧЕНГА, железнодорожная станция на 157 км до­ роги Кола - Печенга, в 7 км от пос. -Печенга. Возникла в 1953. ПЕЧЕНГА (саамск. педзь - сосна), река, вытекает из оз. Пиедсъяѵ, впадает в Печенгскую губу Баренцева моря. Длина 101 км. Вариант названия: Петсамойоки. ПЕЧЕНГА, село на левом берегу одноименной реки, впадающей в Печенгскую губу Баренцева моря. Поселе­ ние (Печенгский монастырь) основал в 1553 преподобный Трифон. 30.11.1589 монастырь разорили шведы и финны, при этом погибли 132 человека - монахи и другие жители. В 1863 на том же месте возникло поселение Монастырс­ кое, а в 1886 возобновлен Печенгский монастырь, полу­ чивший статус колонии. В 1921 село отошло к Финляндии и называлось Петсамо (на диалекте шведских саамов гіетс, петсе - сосна). ПЕЧЕНГА, гіосіелок:г ф 9 Дского типа на одноименной реке у впадения в Барё'нЦей) море, в 78 км от пос. Ни­ кель. Известен со времени основания Печенгского мона­ стыря (1533). Прилегающая территория была заселена новгородцами значительно раньше, в IX в. С 1920 об­ ласть Печенги (Петсамо) до р. Титовка находилась в со­ ставе Финляндии. Освобожден советскими войсками 15.10.1944, а весь район никелевых разработок 1.11.1944. Отступая в 1944, гитлеровцы разрушили цехи горно-ме- таллургического комбината, сожгли поселок. В нем оста­ валось от прежней канадской фирмы “Инко ” всего 8 уцелевших домов. Включена в состав Мурманской обла­ сти 21.07.1945. По переписи 1989 проживали 2766 чело­ век. “ПЕЧЕНГА”, газета, издающаяся в пос. Никель Мур­ манской области на базе бывшей районной газеты “Совет­ ская Печенга” . Редактор Б.Г.Иванов (1997). “ПЕЧЕНГАНИКЕЛЬ”, горно-металлургический ком­ бинат. На переданной в 1920 Финляндии территории Пе­ ченги (Петсамо) были обнаружены богатые запасы никелевых руд. У Финляндии не было возможностей са­ мой разрабатывать их, и месторождения были сданы в концессию Канаде. В годы второй мировой войны гитле­ ровцы вывозили отсюда большое количество руды, из которой в Германии выплавлялось до половины необходи­ мого ей никеля. Отступая в 1944, захватчики полностью разрушили предприятие. Первыми начали восстановитель­ ные работы бойцы 104 военно-строительного отряда 14 армии Карельского фронта. Государственная комиссия под председательством директора комбината “Североникель” В.И.Носаля подписала акт о его пуске 20 ноября 1946. Но еще раньше, в марте 1945, началась добыча руды подзем­ ным способом. Со временем были построены рудники “Аллареченский”, “Восток” (сейчас закрыт), “Каула-І<от- сельваара” . Руду возили в порт Лиинахамари автомаши­ нами. Грузили на пароходы, следовавшие в Мурманск. Из Мурманска по железной дороге она доставлялась на ком­ бинат “Североникель” в Мончегорск. После пуска метал­ лургических мощностей выплавка никеля началась на месте. Местная рѵда малосернистая, богатая никелем (до 14 %), не давала выхлопов газа. В состав комбината, кро­ ме рудника и металлургического завода, входили: продс- наб с подсобным хозяйством, лесозавод, кирпичный завод и перевалочная база в порту Лиинахамари. В 40-50-е гг. построены поселки Приречный, Печенга, город Заполяр ­ ный. В конце 60-х стала использоваться на горно-метал­ лургическом комбинате руда из Норильска с большими выхлопами сернистого газа, что крайне неблагоприятно сказалось на окружающей среде в Печенгском районе и в соседних раііонах Норвегии. В настоящее время комбинат ПЕТ - ПЕЧ гепма,Ануфриев. Н е с о в р е м е н н ы е з а м е т к и бывший капитан Мурманского тралфлота И Севрыбпромразведки 10 - 1 5 метров, идем параллельно. С мостика МПК через электромегафон Обычный летний московский день. Выхожу из дома с авоськой и неторол- передается указание капитану срочно ливо иду через Арбат в гастроном на Смоленской площади. Улица Арбат, вое- изменить курс, причина не указывает- петая писателями и поэтами, как всегда, многолюдна. Двойной людской поток ся. Предполагаю, что где-то рядом медленно движется в противоположных направлениях, иногда задерживаясь подводная лодка . Репетую приказа- около уличных музыкантов, картин, выставленных вдоль стен домов, много- ние, го то влю сь к изменению курса, численных продавцов и скупщиков икон, антиквариата, ювелирных изделий Командир корабля , убедившись , что и т. д. Один стенд привлек мое внимание. Среди крестов, царских орденов, ме- его команда принята, прибавляет ход, далей поблескивал на солнце нагрудный знак “ Капитан дальнего плавания” ... проходит по левому борту, далее про- - Интересуетесь морской тематикой? - энергичный торгаш примерно двад- исходит необъяснимое. Обогнав трау- цати пяти лет явно принял меня за коллекционера. - Советую, не откладывая, лер примерно на полтора корпуса, купить, бывает крайне редко. Имейте в виду, этот якорь вручается исключи - корабль резко поворачивает вправо, тельно капитанам самых кр упны х пассажирских лайнеров и транспортны х пы таясь проскочить у нас по носу, и судов. тут же очутйлся вблизи форштевня, Вступать в полемику с этим “ эрудитом ” желания не было, а он, поняв, что грозно нацеленного в его правый борт сделка не состоится, сразу потерял ко мне интерес. под прямым углом. Вероятно, коман- Какие же обстоятельства-вынудили моего неизвестного коллегу или, ско - дир ошибочно решил, что мы вовсе рей всего, вдову продать память о нелегкой морской работе или, наконец, о Хода не имеем. Создалась аварийная муже, отце, брате? Впрочем, в наши трудные дни, особенно для пенсионеров, ситуация. Немедленно даю полны й уважительных причин для этого более чем достаточно. Примерно так рассуж- назад, сопровождаю его тремя гудка- дал я, вернувшись домой . ми . Инерция гасится медленно, дает шш „ знать о себе попутный ветер. Сближа- ІѴІОЛОДОИ ЧЕЛОВЕК невольно но перенесен и уложен на последний емся. Стою, вцепившись в ручки теле- вернул меня к почти забытому перио- рейдовы й катер. С трудом мы мино - графа, в ожидании удара. Только мои ду работы в плавсоставе тралово го вали все этапы оформления отхода, дорогие коллеги всех поколений зна- флота, когда был получен последний пограничники убыли с борта. Кажется, ют> как та кие минуты сокращают рабочий диплом судоводителя -кап и - все самое тяжелое позади. Поехали! жизнь и прибавляют седин. Происхо- тана дальнего плавания. Порывшись Да простят меня ко смонавты за по - дит чудо: вместо ожидаемого удара в столе, нашел его синие короч ки с добную аналогию. получили лишь касание форштевнем фотографией. Именно после его вру- Снялись с якоря , зажгли ходовы е борта корабля. Механики сумели оса- чения более тридцати лет назад я зна- огни, малый ход. Для выхода на свою ДИть наш паровичок. Оба ле гли в комился и с “ лайнером ” , о котором сторону залива даю команду рулево- дрейф, осмотрели штевень - поврёж- так заманчиво рассказывал продавец му: “ Половина борта влево !” . Прохо- дений нет. Корабль занимается тем раритетов и на который был назначен дит положенное время, судно не же, место касания освещено прожекго- в свой первый самостоятельный рейс реагирует. “ Лево на бор т !” . Наконец ром, в любом случае вмятина в его капитаном. нос нехотя стал уваливаться в сторо- наружной обшивке должна быть . Пы- Он был , увы , отнюдь не пассажир- ну перекладки руля. По столь боль - таю сь вы звать его на связь - не отве- ским, совсем не белоснежным, а имел шой циркуляции и запоздалой чает, через 20 минут дает ход и черные, местами ржавые, низкие над- реакции на перекладку руля созда - быстро удаляется. Но в любом случае водные борта, закопченную рулевую лось впечатление, что я управляю не - не слишком ли стремительны и эмо- рубку, кое-где по кры тую ледяным ры бол овным траулером , а авианос - циональны события для начала? И до панцирем , и именовался ры бол ов - цем. Пришлось в дальнейшем приспо- сих пор не уверен, что это было не са- ным траулером бортового траления с сабливаться при швартовке к базам и монадеянное лихачество военмора. паровой машиной и котлом на жидком причалам, расчет производить по воз- D топливе. Радость капитана, сдающего можности с самы х дальних дистан - КАДИС Т ПРИНЯЛ пр омы словую мне судно перед дол гожданным от- ций, как на крупнотоннажных судах, сводку : ничего утешительного, обста- пуском , избавляясь от суровой необ- К ольс кий залив прошли благопо - новка везде слабая. Выбрал район с ходимости снова идти в зимний , лучно , стало ощутимо покачивать , хорошими грунтами, где можно хоть изматывающий рейс при безнадежно усилился попутный южный ветер. На что-то брать режимом траления, свя- слабой пр омы словой обстановке , экране локатора вижу цель, бы стро зался с капитаном одно го из судов , буквально переполняла его. К сожале- приближается с кормы . Вскоре обо - работающих там. Полный ход, можно нию , эта радость уже наполовину значились огни и силуэт - это воен - немного перевести дух и расслабить- была сдобрена крепким алкоголем , ный корабль типа МПК продолжает ся. Поэтому отпускник подготовкой к рей- сближение. Даю малый ход, корабль При подходе к району промы сла су заниматься не мог, хотя находился также сбавляет ход, подходит к лево - собрал штурманский состав , чтобы на борту до отхода, и был благополуч- му борту, дистанция между бортами по говорить о предстоящей работе. Из 6 - 1 4 января 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz