Рыбный Мурман. 1999 г. Сентябрь.

ких чудотворцев Зосимы и Савватия. Монастырь окреп, стал играть видную роль в хозяйственной деятельности, в торговле с иностранцами. В 1565 здесь было 20 мона­ хов и около 30 монастырских работников. В 1572 уже около 50 монахов и 200 работников. Монастырь стал вто­ рым после Колы крупным русским поселением на Коль­ ском полуострове. Трифон стремился не только приобщить лопареіі к христианской вере, но и защищать русскую землю «от тамо близких стран». После смерти Трифона над его могилоіі сделали часов­ ню, а в 1709 срубили новую. 30.11.1589, в день Святого апостола Андрея Первозванного, во время богослужения, в монастырь ворвались вооруженные шведы и начали убивать людей. Церкви и монастырь были разграблены и сожжены. От рук захватчиков погибли 116 человек, в том числе игумен Гурья. В середине XVII века Русская цер­ ковь причислила Трифона к лику святых, а когда в 1886 монастырь восстановили, его назвали Трифоно-Псчснгс- ким. К могиле святого на месте древнего монастыря у речки Маны началось паломничество. В 1708-1709 здесь была построена церковь Сретения Господня. В день кон­ чины Трифона (15 декабря) и ка Сретение (2 февраля) съезжались люди со всего Кольского полуострова, могила Трифона стала главной святыней края . В 1857 был от­ крыт отдельный Печенгский приход, обновлена Сретен­ ская церковь. В 1870 колонисты возле могилы 116 мучеников поставили церковь во имя преподобного Три­ фона. В связи с 300-летием со времени кончины Трифо­ на Святейший Синод решил возобновить деятельность монастыря на Печенге. Собрали 20140 рублей 32 копей­ ки народных пожертвований, император Александр III подарил набор дорогих священнических облачений, а члены царствующего дома - иконы, кресты и сосуды. В 1890-1891 рядом со старинной Сретенской церковью по­ строили новый шатровый одноглавый храм Сретения Гос­ подня с двумя приделами - Успенским и Зосимо-Савватиевским. Возле надгробия Трифона поме- нес когда-то из Колы, кусок спекшихся при пожаре (во время нападения шведов) глины, кирпича и человеческих костей. В 1900 Трифоновскую церковь перенесли в дру­ гое место, а рядом с могилой 116 погибших построили в 1906-1908 храм Рождества Христова, который освятили в 1910. На его строительство дал 15 тыс. рублей Николай II. Осенью 1912 при монастырском подворье освятили также церковь во имя Андрея Первозванного и святите­ ля Николая-Чудотворца. В 1917 в монастыре было три храма и одна часовня. З а год монастырь посетило 3650 паломников. См. также - Печенгский монастырь. Лит. Сказание о преподобном Трифоне Печенгском- чудотворце, просветителе лопарей и основанной им оби­ тели. Соловецкий патерик. 1991. Жития святых. М., 1983. ТРИФОНА ПЕЧЕНГСКОГО ВО ИМЯ ЦЕР­ КОВЬ, перестроена из часовни в 1898 в Кильдинском погосте, в 12 км от Колы. (Погост состоял в приходе Кольского собора.) Одну тупу (бревенчатый домик про­ стейшей конструкции) приспособили для проживания причта. Служба шла обычно только зимой. В 1900 в при­ ходе состояло 29 туп (168 человек) в Кильдине, 9 туп (50 человек) в Масельге и 10 туп (34 человека) в Раснаволо- ке. с т а ч к о й Отвечаю: - Правда, Михаил Николаевич, уже почти полгода как выбросили их туда, валяются, наверное, за скла­ дом. Вижу - не верит: - Ну-ка, поехали, посмотрим! Говорю, что к причалу на буксире не подойти, мелких судов в порту нет, сейчас малая вода, отлив. Это его не успокоило. - Значит пойдем пешком. Попытался его удержать. Говорю, что пока малая вода, на остров Мо­ гильный пройдем по мосточку, а там не знаю - в ботинках и туфлях, навер­ ное, не пройти. Козловский поправил меня: - Отливы большие, и по галечнику, может, удастся пройти. Последовала команда: - Пошли! И Сухорученко погрозил нам паль­ цем. У всех сопровождающих не вы­ зывало энтузиазма перспектива пройтись по островкам, где еще мес­ тами лежал снег, походить по отливу, но... Куда денешься? И цепочкой дви­ нулись. . В пути один из сопровождающих, Александр Кириллович Случевский, меня придержал и тихо, с сочувстви­ ем спросил: - Что? - В се будет в порядке. Жаль, что замочит свои штиблеты! Благополучно добрались, хотя не­ которым «повезло» провалиться в рыхлый, набухший водой снег и на­ брать влагу в обувь. И действительно , за складом - кладбище тачек. Никаких вопросов, никаких комментариев. Молча верну­ лись, успели проскочить проливчик почти посуху. Уже в салоне буксира на переходе в Сайда-Губу, готовясь перекусить, Михаил Николаевич миролюбиво за­ дал мне вопрос: - В Сайде, Териберке тоже так? - В Сайда-Губе так, в Териберке не совсем. Больше эту тему не затрагивали. Были разговоры, что кое-кому доста­ лось в Управлении рыбной промыш­ ленности за медленное решение вопроса ликвидации тачек на рыбо­ комбинате. СухоруЧенко считал, что в Мурманске дела похуже. Нам же, ру­ ководству Морлова, главным инже­ нерам заводов, механикам приказал выдать премии, что и было сделано. Главными инженерами на рыбоза- водах работали: в Порт-Владимире - Владимир Григорьевич Козловский, впоследствии работал директором на заводах Мурманского рыбокомби­ ната, а также руководил научно-ис- следовательскими отделами в ПИНРО и Севтехрыбпроме (очень ТРИФОНОВ РУЧЕЙ, поселок на северо-западном берегу Баренцева моря, в Печснгской губе. До 1944 нахо­ дился в составе Финляндии. ТРИФОНОВО, населенный пункт на западном бере­ гу Печснгской губы, в 6 км к северу от р. Псчснги. Воз­ ник в 1880. С 1921 по октябрь 1944 в составе Финляндии. Происхождение связано с деятельностью основателя Пс- чснгского монастыря преподобного Трифона. Вариант названия: Трифонов Ручсіі. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ( во имя Святой Троицы), в г. Коле. Первые сведения о ней 1727. Деревянная, пя­ тиглавая, 5x6 м, алтарь 29,5 кв. м. Для ее строительства Фсодорит, просветитель лопарей, собрал в Новгороде бо­ гатые пожертвования. Колокольня с семью колоколами (наибольший - 8 6 6 кг) стояла отдельно. В 1757 обновлена монахами Кольско-Псчснгского Троицкого монастыря. В 1764 обращена в кладбищенскую. В 1856 здание разобра­ ли, обновили и перестроили. Церковь стала приходской (до возобновления деятельности Благовещенского собо­ р а ) . В 1$80 службы были прекращены из-за ветхости Троицкой церкви, но в 1897 еще раз обновленная она стала снова действующей. о ТРОИНИК, деревянное судно размером меньше шня- ки (см .). Работали обычно 3 человека. _ о ТРОЛЛЕЙБУС, городской транспорт на электричес­ кой тяге. Первая линия, протяженностью 8 , 6 км, от ули­ цы Карла Либкнехта до областной больницы, открылась в Мурманске 11.02.1962. Первую машину повел водитель Владимир Степанович Киселев. В первый день троллей­ бусы перевезли 19985 пассажиров. Чуть раньше была пущена первая тяговая подстанция (сейчас их в городе 11). Дирекция депо начала работать в 1961. 28 первых водителей учились в Ленинграде. За пять месяцев до начала движения пришли первые 10 троллейбусов ЗИУ-5. В 1967 в северную часть города пошла «тройка» от улицы Челюскинцев до улицы Гаджиева. В 1975 по двум параллельным маршрутам - проспектам Ленина и Кирова - электротранспорт двинулся в южный раііон, до автоколонны № 1118, в 1978 один из них продлили до ул. Героев Рыбачьего. В том же году принято в эксплуа­ тацию второе депо на 100 машин. Кондукторов отменили в 1976, в следующем ликвидировали кассы в салонах - была введена абонементная продажа талонов. С 1.09.1979 на маршруты N° 4 и № 6 выходили ярко раскрашенные «детские» троллейбусы, с 1981 - фирменные: «Арктика», «Победа», «Дружба», «Города-побратимы» и др. В 1987 пошли троллейбусы по ул. Полярные Зори. В музее тру­ довой славы мурманского предприятия «Электротранс­ порт» оставили автографы многие знаменитости, воспользовавшиеся хоть раз мурманским троллейбусом: спортсмен Валерий Брумель, артист Валерий Золотухин, министр иностранных дел Андрей Козырев. Троллейбусы изменили многие улицы. Был ликвиди­ рован крутой и извилистый «тещин язык» у Семеновс­ кого озера. Сейчас в Мурманске на линиях работают более 120 экологически чистых машин. Ежедневно троллейбусы перевозят в Мурманске более 230 тыс. пассажиров. Про­ тяженность электрических линий составляет почти 75 км. многие помнят этого талантливого, энергичного и деятельного инженера и исследователя); в Сайда-Губе - Люция Павловна Маланина (Ивано­ ва), позже долгое время работала на Мурманском рыбокомбинате, на пе- нисию вышла в должности замести­ теля директора рыбокомбината; на Териберском рыбозаводе - Василий Григорьевич Ярош, по окончанию трудового договора выехал в Астра­ хань, на родину. Много полезных дел было осуще­ ствлено малыми нашими возможно­ стями, хотя и большими усилиями. Были вполне работоспособные пред­ приятия, на которых опирались мур­ манские рыболовецкие колхозы. И не только мурманские, но и архангельс­ кие и карельские. Кому-то потребова­ лось в унисон с переселением бесперспективных деревень ликви­ дировать колхозы и рыбозаводы по­ бережья. В 1964 году началось... Отдали Порт-Владимир и Сайду военным морякам, которым со вре­ менем они тоже оказались не нужны­ ми. И теперь нет больше на карте России поселков Порт-Владимир и Сайда-Губа. Одни развалины. Тери- берка еще теплится... ТРОМСЕ, город в Северной Норвегии, с 10.06.1972 побратим Мурманска. Административный центр Фюльке Тромс. Расположен на одноименном небольшом островке в центре фьордовой системы между материком и островом Сер-Квалсй. Порт сыграл важную роль в полярных экс­ педициях, в том числе Фритьофа Нансена и Руаля Амун­ дсена. Рыболовный центр севера Норвегии. Есть предприятия рыбообрабатывающей, металлообрабатыва­ ющей промышленности и судостроения. ТРОПА ФЕРСМАНА, маршрут, по которому 25.08.1920 прошел впервые в Хибинах Александр Евгень­ евич Ферсман. В начале его установлен памятный знак. ТРОПИН Николай Григорьевич, генеральный директор некоммерческой организации «Союз рыбопро­ мышленников Севера». Род. 2.06.1949 в д. Родюкино Ни­ кольского района Вологодской области. В 1969 окончил Мурманское среднее мореходное училище по специально­ сти радиосвязь и электрорадионавигация рыбопромысло­ вого флота. Работал на судах Мурманского тралфлота в должностях радиооператора, электрорадионавигатора, начальника радиостанции. После окончания Ленинград­ ской высшей партшколы ходил в ^ ^ море I помощником капитана, был секретарем парткома тралфлота . Ра- ботал в АРП «Севрыба» главным спе- Л И М в д ь циалистом по кадрам. Делегат XIX Всесоюзной партийной конференции учредительного съезда российской компартии и XXVII съезда КПСС. I Заслуженный работник рыбного хо- Н А ф и зяйства. С 1992 генеральный дирек- 1 тор Союза рыбопромышленников I Севера. «--------- —-------------^ ТРОСТНИКОВЫЙ, поселок горняков в окрестнос­ тях Мончегорска. Возник в 1937 в связи со строитель­ ством горно-обогатительного комбината. 5.09.1958 включен в черту Мончегорска. Вариант названия: Трос­ тниковое Озеро. ТРОФИМОВ Дмитрий Григорьевич (1906- 17.01.1959), механик ледоколов «Литке», «Ермак», Ге­ рой Советского Союза (3 .02 .1940). Род. в г. Сретенске Читинской области, русский. Участвовал в спасении па- панинцев. В 1937-1938 в должности помощника капита­ на по политчасти участвовал в 812-дневном дрейфе ледокола «Георгий Седов» в Северном Ледовитом океане. В Великую Отечественную работал на судах арктических пароходств. ТРОЦКИЙ Лев Давыдович (25.10.1879 21.08.1940), политический деятель. В октябре 1917 пред­ седатель Петроградского Совета. В 1917-1918 нарком иностранных дел. Руководил созданием Красной Армии. В телеграмме № 252 от 1.03.1918 предписал Мурманско­ му Совету не оказывать сопротивления англо-американ­ ским интервентам, высадившимся в Кольском заливе («Вы обязаны принять всякое содействие союзных мис­ сий ...»), что ускорило оккупацию Кольского полуострова англо-американскими интервентами. Убит агентом НКВД , испанцем, бывшим комиссаром Арагонского фронта Рамоном Мсркадером. Соч. Моя жизнь. Т. 1-2. Берлин, Гранит, 1930. (П е ­ реиздано в 1993 в Москве «Книгой».) ТРОШИН Юрий Александрович, кандидат ис­ торических наук (1981), доцент, с 1996 зав. кафедрой но­ вейшей истории Мурманского пединститута. Род. 24.03.1948 в Мурманске. Окончил историко-филологи­ ческий факультет Мурманского пединститута (1970) и ас­ пирантуру Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена ('1981). В 1985-1987 работал советником в педа­ гогическом институте Кабула (Афганистан). Координатор международного проекта «Гронинген - Мурманск», науч­ ный редактор учебных пособий «Россия и Нидерланды: контакты и взаимное видение» (1985) и учебно-методи- чсского «История мировых цивилизаций» (1998), автор научных статей по новейшей истории Германии. ТРОЯНКЕР Раиса Львовна (30.10.1909- 29 .12 .1945), журналистка, поэтесса. В годы Великой Отечественной войны работала в газете «Полярная прав­ да» . Род. в г. Умани на Украине, еврейка. Училась в промышленно-экономическом техникуме. Первые стихи опубликованы в районной газете «Селянская правда». С 1926 в Харькове, работала в журналах «Плуг» , «Все- свит», «Авангард», в газете «За соцналистичну перебудо- ву». В 1928 вышел первый поэтический сборник се стихов на украинском языке «Повинь». Отдельным изданием печатается стихотворная сказка «Савва-псреможец», тоже на украинском. В 1930 Госиздат Украины выпускает сборник «Горизонт». В том же году переезжает в Ленин­ град. Занимается переводами, работает в газетах «Ленин­ градский портовик», «Советская Балтика», публикуется в литературных журналах. С 1934 в Мурманске, в «По­ лярной правде». Работает вместе с известными мурман­ скими журналистами И. Портнягиным, Б. Мойжесом, К. Кузнецовым, К. Тюляпиным. За время войны здесь опубликовано более 1 0 0 ее стихотворений, много очерков и зарисовок. Публиковалась также в коллективных по­ этических сборниках, которые выходили в Карелии. В ТРИ - Т РО 3 - 9 сентября 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz