Рыбный Мурман. 1999 г. Сентябрь.

В Ы П У С К № 4 7 судном (траулером ). На Мурманс стал развиваться в начале XX в. В 1926 в Мурманске заложена база Ссвгос- рыбтреста, и траловый лов в Баренцевом море стал круг­ логодичным. В настоящее время на Северном бассейне занимает главное место. Ведется в основном до глубины 150 м. Были попытки опустить трал до 405 м. Осуществ­ ляется лов донными и разноглубинными тралами, пре­ имущественно с одного судна. В некоторых странах траловый лов ведется с двух судов близнецовыми трала­ ми. При донном траловом лове на Севере добываются треска, пикша, камбала, палтус, морскоіі окунь, кревет­ ки; при разноглубинном - сельдь, скумбрия, путассу, сайка, мойва, окунь. Развитие донного тралового лова идет по пути улучше­ ния оснастки сетематериалов, разноглубинного - увеличе­ ния габаритов тралов. В настоящее время имеются тралы с раскрытием 150x150 м. Они позволяют процеживать (облавливать) свыше 40 тыс. куб. м воды в секунду. Отечественный траловый лов велся в Атлантическом, Тихом, Индийском океанах, в экономических зонах при­ брежных государств. В 90-х гг. эта акватория значитель­ но сократилась. , «ТРАДФЛОТ », газета рыбаков Мурманска. Выходи­ ла с 14.04.1934 два раза в месяц тиражом 1000 экз. С июня 1953 «Рыбный Мурман» (см.). ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА, морские и речные суда для перевозки различных грузов. Подразделяются по видам двигателей на пароходы, теплоходы и дизель-элек- троходы, по видам перевозок - на пассажирские, грузо­ пассажирские, сухогрузы и наливные. Многие пароходы погибли в годы Великой Отечествен­ ной войны. Грузовой пароход Мурманского морского пароходства «Ижора» 7.03.1942 потоплен немецким эс­ минцем «Фридрих Ин» в Норвежском море, юго-запад- нее о. Медвежий. «Ильмень», грузовой пароход Дальневосточного морского пароходства, приписанный на время войны к Мурманскому порту, 17.02.1943 торпе­ дирован по ошибке американской подводной лодкой «Софиш» в Тихом океане, в 240 милях от японского о. Сикоку. «Киев» 13.04.1942 торпедирован немецкой под­ лодкой U-435 в Баренцевом море, у о. Медвежий. «Ки­ ров» («С . Киров» ) 1.10.1943 потоплен немецкой подлодкой U-703 в Карском море, в районе островов Известия ВЦИК. «Крестьянин» 1.08.1942 торпедирован немецкой подлодкой U-601 у о. Междушарский на Новой Земле. Грузовой пароход «Кузнец Лесов» 23.11.1942 тор­ педирован немецкой подлодкой U-601 в Гренландском море, к западу от о. Медвежий. Грузовой пароход Север­ ного морского пароходства «Лена» 9.03.1943 потоплен немецкой авиацией в Кольском заливе. ТРАЩЕВСКИИ Виктор Ефимович, выпускник Соловецкой школы юнг ВМФ второго набора (1943- 1944). Род. 3.07.1927 в г. Новочеркасске Ростовской об­ ласти, русский. Окончил Петрозаводский железнодорожный техникум (1977). Работал электромон­ тажником в Связьмортресте. В 1942 добровольцем ушел на фронт. Служил в узле связи Северного флота. После окончания школы юнг радист на эскадренных кораблях флота. В 1944 контужен. В 1947 демобилизован. Ходил в морс радистом на спасательных буксирах. Потом опять работал в Связьмортресте, на судоремонтном заводе в Росте. С 1984 на пенсии. Живет р Лужском районе Ле ­ нинградской области. ТРЕ, древнее название Терского побережья, а иногда и всего Кольского полуострова. ТРЕГІОВ Александр Федорович (1862 1928), министр путей сообщения царского правительства. Хода­ тайствовал перед правительством о строительстве Мур­ манской железной дороги. В 1916 председатель Совета Министров. После Октябрьской революции в эмиграции. ТРЕСКА (Gadus morhua), основноіі представитель семейства тресковых, ценная промысловая рыба. Тело стройное, зеленоватое, со множеством желто-коричневых пятен. Размер 30-60 см, до 1,8 м, возраст до 22 лет, мас­ са до 40 кг. Всеядная, придонный хищник. Нерест пор­ ционный зимой и весной. Мясо вкусное, нежирное, диетическое, пользуется большим спросом во многих странах. Очень ценная печень, богатая витаминами А и D. Треску заготавливают в свежем, охлажденном, моро­ женом, копченом, соленом виде, в виде консервов из мяса и печени. Ежегодный -мировой улов около 3-4 млн. т (95% приходится на долю атлантической трески). Обитает в прибрежных умеренных и холодных водах Северного полушария. Размножается у берегов Норвегии, икринки и молодь переносятся водными течениями на север вплоть до берегов Новой Земли. Североатлантическая треска (Gadus morhua Linnec) широко распространена в Северной Атлантике, образуя ряд стад, существование которых связано с системой те­ чений. Северо-восточная арктическая, или лофотено-баренце- воморская популяция является самой северной из всех. Обитает в Баренцевом, Норвежском и Гренландском мо­ рях . Достигает 80 градуса северной широты и западной части Карского моря - на востоке. Совершает протяжен­ ные миграции, особенно начиная с четвертого года жиз ­ ни: в конце вссны - летом на нагул в восточном и северном направлениях, осенью и зимоіі - к местам зимов­ ки и нереста в южном и западном направлениях. Главные нерестилища расположены вдоль побережья Норвегии с центром в Вестфьорде. Баренцевоморской треске сейчас свойственны большие колебания численности отдельных поколений, что вызывает колебания уловов и производи­ тельности промысла. На Мурмане добывалась с давних времен, в основном прибрежным промыслом. Затем ловили ярусами, жабер­ ными сетями, удами, датскими неводами. В 1763 вылов­ лено 20 т ы с / п у д о в , в 1778 только архангельскими промысловиками - 80 тыс., в 1789 - 130 тыс. пудов. Российские рыбаки работают в основном донными тра­ лами, промысел ведется круглогодично. С 1978 промысел квотируется в рамках Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. Кильдинская треска (Gadus morchua kidinensis Derjgin), особый подвид, эндемичная озерная форма ат­ лантической трески. Обитает только на острове Кильдин в озере Могильном, которое состоит из разных водных слоев - пресного и морского. По предварительным акус­ тическим данным, численность взрослых особей находит­ ся в пределах 2-4 тыс. Внешне и биологией мало отличается от морской формы. Особенностями являются более короткая продолжительность жизни (около 7 лет), однообразный состав пищи (преимущественно ракообраз­ ные гаммариды), приспособленность к обитанию как в морской, так и в пресной воде озера. Является ценным объектом изучения генетических характеристик . Пред­ ставляет интерес для исследования приспособительной способности организма, имеет значение как перспектив­ ный вид для выращивания в культурных рыбоводных хо­ зяйствах. С 1985 охраняется законом: запрещены хозяйственное освоение озера Могильное, рыбная ловля, вытаптывание берегов, езда на лодках, купание. К тресковым относятся также пикша, сайда, сайка (полярная трссочка) и др. «ТРЕСКА», рыболовныіі траулер (РТ-26) Мурманс­ кого тралового флота; получен в 1922 в числе первых 12 траулеров из Архангельска. Получен в счет репараций с Германии и вошел в состав Мурманского тралфлота в 1949 рыболовный траулер (РТ-26 ) второго поколения. Построен в 1939 в Гамбурге (Германия). Корпус сталь­ ной, клепаный. Длина 60,7 м, ширина 9,15 м, осадка 4,76 м. Водоизмещение 1365,4 т. Полезный груз 413,4 т. Мощность машины 1035 л .с. Экипаж 45 человек. ТРЕСКИН Н А. В 1892 в Петербурге вышла его книга «Северный край Европейской России и его промыс­ лы» . ТРЕЩАНЫЙ РУЧЕЙ, населенный пункт на Мур­ манском берегу, в устье ручья Трсщаного, впадающего в Кильдинский пролив. Возник в середине 20-х гг. По пе­ реписи 1926 проживали 25 человек. Исключен из учетных данных в середине 30-х гг. ТРИ ОСТРОВА, населенный пункт к северу от ус­ тья р. Поной, напротив архипелага Три Острова. Суще­ ствовал в 30-50-х гг. ТРИ РУЧЬЯ, поселок на западном берегу Кольского залива, напротив Мурманска, в устье ручья Третий. В 30-е гг. была тоня Ручьевая. В годы Великой Отечествен­ ной войны располагались подразделения Северного фло­ та. Название образовалось в форме количественного, а не А р о н ГЕХМ А Н , бывший главный инженер Тернберской моторно-рыболовной станции порядкового числительного. 18.12.1959 включен в черту г. Мурманска. ТРИ СЕСТРЫ, три смежные горы на Мурманском ^ берегу, против восточной оконечности острова Кильдин. Абсолютная высота средней горы 200 м. ТРИГЛА, рыба - «морскоіі петух». Названа так по­ тому, что окраска тела ее меняется. Благодаря особым грудным плавникам передвигается по дну, но и по скоро­ сти плавания не уступает многим рыбам. Обитает от се­ верных берегов Норвегии до Исландии. Промысловая. ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ (35-й) ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД, создан на Кольском полуострове в 1936 для за­ щиты морских рубежей СССР . Получил сторожевые ко­ рабли «Бриллиант», «Рубин», «Сапфир», 6 катеров типа «МО» и «Касатка». ТРИПОЛЬСКИЙ Александр Владимирович (12 .12 .1902-21 .01 .1949), капитан-лейтенант, командир подводной лодки 2 дивизиона подводных лодок Северно­ го флота, Герой Советского Союза (7.02.1940). Род. в с. Миждиричка Народичского района Житомирской обла­ сти, украинец. В ВМФ с 1924. Окончил учебный отряд подводного плавания. Участник советско-финляндской войны 1939-1940, командовал подводной лодкой Северно­ го флота. 10.12.1939 потопил транспорт противника, 18.01.1940 уничтожил неприятельский самолет. В Вели­ кую Отечественную руководил переходом группы подвод­ ных лодок с Тихого океана на Северный флот. Командовал соединением подводных лодок Северного ^ флота. Участвовал в войне с Японией в 1945. Затем был начальником штаба Порт-Артурской военно-морской базы. С 1949 капитан 1 ранга запаса. Жил и умер в Мос­ кве, пох. на Новодевичьем кладбище. ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ-ЧУДОТВОРЕЦ, в миру Митрофан (1485-15.12.1583), просветитель лопарей, основатель Трифоно-Печенгского монастыря. Род. в г. Торжке Новгородской губернии в семье священника. Около 1526 поселился на ГІеченге, построил в лесу келью и молился перед иконами, которые принес сам. Ел только рыбу, которую ловил в реках и озерах, собирал грибы и ягоды. Когда построил часовню, стал проповедовать сре­ ди лопарей, проживавших по рекам Туломе, Печенге, Пазреке. Лопарские жрецы пытались его изгнать, били. Он укрывался в пещере, но не прекращал проповеди. Новгородский епископ Макарий дал ему грамоту (раз ­ решение) на строительство церкви Святой Троицы на р. Паз. Новгородские плотники срубили ее,* а освятил свя­ щенник из г. Колы Илия и совершил первыіі обряд кре­ щения лопарей. В 1532-1533 Трифон крестил лопарей всего Кольского полуострова. В 1533 при поддержке митрополита Макария и царя Ивана Грозного (Иван IV подарил колокола, книги и * ценную утварь, а царевич - одежду) основал в Печенге монастырь Святой Троицы. Семь лет он собирал для это­ го свои собственные средства. Ездил за помощью. По­ зднее построил на мысе при впадении речки Маны в Печенгу церкви Успения Богородицы и во имя соловец- Т Р А - ТРИ Б о р ь б а В 50-х годах на предприятиях рыбной промышленности велась большая работа по механизации трудоемких процессов. Положительные перемены происходили и на рыбозаводах побережья. Была очень актуальна борь­ ба с тачкой - почти единственным и массовым средством транспортиров­ ки рыбы и соли от причала в цеха. Критика тачки звучала постоянно и везде, на всех собраниях и конференциях, в средствах массовой инфор­ мации. На рыбозаводах в Порт-Вла- димире , Териберке , С айд а -Губ е инициативными инженерами-эксп- луатационниками в тесном содру ­ жестве с работниками управления Морлова также решались вопросы механизации по грузо -разгрузоч - ных и транспортных работ. Вместо старинны х подъемников - «фин- шей» (колесо -ворот на столбах ) - были установлены электрические краны типа «Пионер». О т кра­ нов в цеха и внутри цехов были смон тированы тр ан спор терны е линии , по которым рыба д о с т а в ­ л ял а сь к месту разделки или к по- сольным , чанам . И ср а зу на некоторых рыбозаводах Морло­ ва вы свободи ло сь до 90 процен­ тов «парка» тачек. Помню, председатель Мурманско­ го совнархоза М. Н. Сухорученко с группой ответственных работников совнархоза, управлений рыбной про­ мышленности и Морлова (среди них был и автор этих строк и фотогра­ фий, тогда - главный инженер Морло­ ва) направились по пунктам побережья, чтобы проверить ход ве­ сенней путины и, если небходимо, оказать помощь. Хорошо ловилась «удёбная» треска, мойва. Конечно, у рыбаков вопросы к начальству были. Но и начальство зорко замеча­ ло огрехи, бесхозяйственность. Первая встреча на рыбозаводе в Порт-Владимире. Дружно высади­ лись на причал. Погода весенняя, солнечная. Прошли по причалу, обо­ шли цеха, поговорили с рабочими, руководством завода. Особо «остро­ го» - ничего. Разговор деловой, взве­ шенный, все больше об улучшении качества продукции, полном исполь­ зовании сырья, нехватке жилья, дет­ ских садиков, ускорении строительства , расширении строи­ тельного участка треста, улучшении снабжения. Решили сфотографироваться на память. И после такого торжественно­ го момента (а я хорошо знап Михаила Николаевича Сухорученко) я почув­ ствовал, что это еще не последний «акт». Председатёль совнархоза еще раз ощупал взглядом окружающее про­ странство. Мельком посмотрел на главного инеженера завода Владими­ ра Григорьевича Козловского. При­ щурив глаза, сквозь очки долго смотрел на меня, и вдруг в упор воп­ рос: - А где тачки? Мы переглянулись, не поняли. Молча рукой Козловский показал на тачки, которые были у разделочного стола с отходами. Стояли 5 - 7 тачек с солью, мелкими акулами, скатом. - И это в се ? Где тачки?! Мы поняли: он заметил, что в дей­ ствии очень мало тачек, в то время как везде их много, а тут их почти нет! Значит попрятали! Тогда Козловский указал на остров Еретик, где стоял деревянный склад для хранения ору­ дий лова, и тихо сказал: - Там... Сухорученко всем корпусом по­ вернулся ко мне и с прищуром: - Гехман, это правда? 3 - 9 сентября 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz