Рыбный Мурман. 1999 г. Сентябрь.
В Ы П У С К № 4 7 судном (траулером ). На Мурманс стал развиваться в начале XX в. В 1926 в Мурманске заложена база Ссвгос- рыбтреста, и траловый лов в Баренцевом море стал круг логодичным. В настоящее время на Северном бассейне занимает главное место. Ведется в основном до глубины 150 м. Были попытки опустить трал до 405 м. Осуществ ляется лов донными и разноглубинными тралами, пре имущественно с одного судна. В некоторых странах траловый лов ведется с двух судов близнецовыми трала ми. При донном траловом лове на Севере добываются треска, пикша, камбала, палтус, морскоіі окунь, кревет ки; при разноглубинном - сельдь, скумбрия, путассу, сайка, мойва, окунь. Развитие донного тралового лова идет по пути улучше ния оснастки сетематериалов, разноглубинного - увеличе ния габаритов тралов. В настоящее время имеются тралы с раскрытием 150x150 м. Они позволяют процеживать (облавливать) свыше 40 тыс. куб. м воды в секунду. Отечественный траловый лов велся в Атлантическом, Тихом, Индийском океанах, в экономических зонах при брежных государств. В 90-х гг. эта акватория значитель но сократилась. , «ТРАДФЛОТ », газета рыбаков Мурманска. Выходи ла с 14.04.1934 два раза в месяц тиражом 1000 экз. С июня 1953 «Рыбный Мурман» (см.). ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА, морские и речные суда для перевозки различных грузов. Подразделяются по видам двигателей на пароходы, теплоходы и дизель-элек- троходы, по видам перевозок - на пассажирские, грузо пассажирские, сухогрузы и наливные. Многие пароходы погибли в годы Великой Отечествен ной войны. Грузовой пароход Мурманского морского пароходства «Ижора» 7.03.1942 потоплен немецким эс минцем «Фридрих Ин» в Норвежском море, юго-запад- нее о. Медвежий. «Ильмень», грузовой пароход Дальневосточного морского пароходства, приписанный на время войны к Мурманскому порту, 17.02.1943 торпе дирован по ошибке американской подводной лодкой «Софиш» в Тихом океане, в 240 милях от японского о. Сикоку. «Киев» 13.04.1942 торпедирован немецкой под лодкой U-435 в Баренцевом море, у о. Медвежий. «Ки ров» («С . Киров» ) 1.10.1943 потоплен немецкой подлодкой U-703 в Карском море, в районе островов Известия ВЦИК. «Крестьянин» 1.08.1942 торпедирован немецкой подлодкой U-601 у о. Междушарский на Новой Земле. Грузовой пароход «Кузнец Лесов» 23.11.1942 тор педирован немецкой подлодкой U-601 в Гренландском море, к западу от о. Медвежий. Грузовой пароход Север ного морского пароходства «Лена» 9.03.1943 потоплен немецкой авиацией в Кольском заливе. ТРАЩЕВСКИИ Виктор Ефимович, выпускник Соловецкой школы юнг ВМФ второго набора (1943- 1944). Род. 3.07.1927 в г. Новочеркасске Ростовской об ласти, русский. Окончил Петрозаводский железнодорожный техникум (1977). Работал электромон тажником в Связьмортресте. В 1942 добровольцем ушел на фронт. Служил в узле связи Северного флота. После окончания школы юнг радист на эскадренных кораблях флота. В 1944 контужен. В 1947 демобилизован. Ходил в морс радистом на спасательных буксирах. Потом опять работал в Связьмортресте, на судоремонтном заводе в Росте. С 1984 на пенсии. Живет р Лужском районе Ле нинградской области. ТРЕ, древнее название Терского побережья, а иногда и всего Кольского полуострова. ТРЕГІОВ Александр Федорович (1862 1928), министр путей сообщения царского правительства. Хода тайствовал перед правительством о строительстве Мур манской железной дороги. В 1916 председатель Совета Министров. После Октябрьской революции в эмиграции. ТРЕСКА (Gadus morhua), основноіі представитель семейства тресковых, ценная промысловая рыба. Тело стройное, зеленоватое, со множеством желто-коричневых пятен. Размер 30-60 см, до 1,8 м, возраст до 22 лет, мас са до 40 кг. Всеядная, придонный хищник. Нерест пор ционный зимой и весной. Мясо вкусное, нежирное, диетическое, пользуется большим спросом во многих странах. Очень ценная печень, богатая витаминами А и D. Треску заготавливают в свежем, охлажденном, моро женом, копченом, соленом виде, в виде консервов из мяса и печени. Ежегодный -мировой улов около 3-4 млн. т (95% приходится на долю атлантической трески). Обитает в прибрежных умеренных и холодных водах Северного полушария. Размножается у берегов Норвегии, икринки и молодь переносятся водными течениями на север вплоть до берегов Новой Земли. Североатлантическая треска (Gadus morhua Linnec) широко распространена в Северной Атлантике, образуя ряд стад, существование которых связано с системой те чений. Северо-восточная арктическая, или лофотено-баренце- воморская популяция является самой северной из всех. Обитает в Баренцевом, Норвежском и Гренландском мо рях . Достигает 80 градуса северной широты и западной части Карского моря - на востоке. Совершает протяжен ные миграции, особенно начиная с четвертого года жиз ни: в конце вссны - летом на нагул в восточном и северном направлениях, осенью и зимоіі - к местам зимов ки и нереста в южном и западном направлениях. Главные нерестилища расположены вдоль побережья Норвегии с центром в Вестфьорде. Баренцевоморской треске сейчас свойственны большие колебания численности отдельных поколений, что вызывает колебания уловов и производи тельности промысла. На Мурмане добывалась с давних времен, в основном прибрежным промыслом. Затем ловили ярусами, жабер ными сетями, удами, датскими неводами. В 1763 вылов лено 20 т ы с / п у д о в , в 1778 только архангельскими промысловиками - 80 тыс., в 1789 - 130 тыс. пудов. Российские рыбаки работают в основном донными тра лами, промысел ведется круглогодично. С 1978 промысел квотируется в рамках Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. Кильдинская треска (Gadus morchua kidinensis Derjgin), особый подвид, эндемичная озерная форма ат лантической трески. Обитает только на острове Кильдин в озере Могильном, которое состоит из разных водных слоев - пресного и морского. По предварительным акус тическим данным, численность взрослых особей находит ся в пределах 2-4 тыс. Внешне и биологией мало отличается от морской формы. Особенностями являются более короткая продолжительность жизни (около 7 лет), однообразный состав пищи (преимущественно ракообраз ные гаммариды), приспособленность к обитанию как в морской, так и в пресной воде озера. Является ценным объектом изучения генетических характеристик . Пред ставляет интерес для исследования приспособительной способности организма, имеет значение как перспектив ный вид для выращивания в культурных рыбоводных хо зяйствах. С 1985 охраняется законом: запрещены хозяйственное освоение озера Могильное, рыбная ловля, вытаптывание берегов, езда на лодках, купание. К тресковым относятся также пикша, сайда, сайка (полярная трссочка) и др. «ТРЕСКА», рыболовныіі траулер (РТ-26) Мурманс кого тралового флота; получен в 1922 в числе первых 12 траулеров из Архангельска. Получен в счет репараций с Германии и вошел в состав Мурманского тралфлота в 1949 рыболовный траулер (РТ-26 ) второго поколения. Построен в 1939 в Гамбурге (Германия). Корпус сталь ной, клепаный. Длина 60,7 м, ширина 9,15 м, осадка 4,76 м. Водоизмещение 1365,4 т. Полезный груз 413,4 т. Мощность машины 1035 л .с. Экипаж 45 человек. ТРЕСКИН Н А. В 1892 в Петербурге вышла его книга «Северный край Европейской России и его промыс лы» . ТРЕЩАНЫЙ РУЧЕЙ, населенный пункт на Мур манском берегу, в устье ручья Трсщаного, впадающего в Кильдинский пролив. Возник в середине 20-х гг. По пе реписи 1926 проживали 25 человек. Исключен из учетных данных в середине 30-х гг. ТРИ ОСТРОВА, населенный пункт к северу от ус тья р. Поной, напротив архипелага Три Острова. Суще ствовал в 30-50-х гг. ТРИ РУЧЬЯ, поселок на западном берегу Кольского залива, напротив Мурманска, в устье ручья Третий. В 30-е гг. была тоня Ручьевая. В годы Великой Отечествен ной войны располагались подразделения Северного фло та. Название образовалось в форме количественного, а не А р о н ГЕХМ А Н , бывший главный инженер Тернберской моторно-рыболовной станции порядкового числительного. 18.12.1959 включен в черту г. Мурманска. ТРИ СЕСТРЫ, три смежные горы на Мурманском ^ берегу, против восточной оконечности острова Кильдин. Абсолютная высота средней горы 200 м. ТРИГЛА, рыба - «морскоіі петух». Названа так по тому, что окраска тела ее меняется. Благодаря особым грудным плавникам передвигается по дну, но и по скоро сти плавания не уступает многим рыбам. Обитает от се верных берегов Норвегии до Исландии. Промысловая. ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ (35-й) ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД, создан на Кольском полуострове в 1936 для за щиты морских рубежей СССР . Получил сторожевые ко рабли «Бриллиант», «Рубин», «Сапфир», 6 катеров типа «МО» и «Касатка». ТРИПОЛЬСКИЙ Александр Владимирович (12 .12 .1902-21 .01 .1949), капитан-лейтенант, командир подводной лодки 2 дивизиона подводных лодок Северно го флота, Герой Советского Союза (7.02.1940). Род. в с. Миждиричка Народичского района Житомирской обла сти, украинец. В ВМФ с 1924. Окончил учебный отряд подводного плавания. Участник советско-финляндской войны 1939-1940, командовал подводной лодкой Северно го флота. 10.12.1939 потопил транспорт противника, 18.01.1940 уничтожил неприятельский самолет. В Вели кую Отечественную руководил переходом группы подвод ных лодок с Тихого океана на Северный флот. Командовал соединением подводных лодок Северного ^ флота. Участвовал в войне с Японией в 1945. Затем был начальником штаба Порт-Артурской военно-морской базы. С 1949 капитан 1 ранга запаса. Жил и умер в Мос кве, пох. на Новодевичьем кладбище. ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ-ЧУДОТВОРЕЦ, в миру Митрофан (1485-15.12.1583), просветитель лопарей, основатель Трифоно-Печенгского монастыря. Род. в г. Торжке Новгородской губернии в семье священника. Около 1526 поселился на ГІеченге, построил в лесу келью и молился перед иконами, которые принес сам. Ел только рыбу, которую ловил в реках и озерах, собирал грибы и ягоды. Когда построил часовню, стал проповедовать сре ди лопарей, проживавших по рекам Туломе, Печенге, Пазреке. Лопарские жрецы пытались его изгнать, били. Он укрывался в пещере, но не прекращал проповеди. Новгородский епископ Макарий дал ему грамоту (раз решение) на строительство церкви Святой Троицы на р. Паз. Новгородские плотники срубили ее,* а освятил свя щенник из г. Колы Илия и совершил первыіі обряд кре щения лопарей. В 1532-1533 Трифон крестил лопарей всего Кольского полуострова. В 1533 при поддержке митрополита Макария и царя Ивана Грозного (Иван IV подарил колокола, книги и * ценную утварь, а царевич - одежду) основал в Печенге монастырь Святой Троицы. Семь лет он собирал для это го свои собственные средства. Ездил за помощью. По зднее построил на мысе при впадении речки Маны в Печенгу церкви Успения Богородицы и во имя соловец- Т Р А - ТРИ Б о р ь б а В 50-х годах на предприятиях рыбной промышленности велась большая работа по механизации трудоемких процессов. Положительные перемены происходили и на рыбозаводах побережья. Была очень актуальна борь ба с тачкой - почти единственным и массовым средством транспортиров ки рыбы и соли от причала в цеха. Критика тачки звучала постоянно и везде, на всех собраниях и конференциях, в средствах массовой инфор мации. На рыбозаводах в Порт-Вла- димире , Териберке , С айд а -Губ е инициативными инженерами-эксп- луатационниками в тесном содру жестве с работниками управления Морлова также решались вопросы механизации по грузо -разгрузоч - ных и транспортных работ. Вместо старинны х подъемников - «фин- шей» (колесо -ворот на столбах ) - были установлены электрические краны типа «Пионер». О т кра нов в цеха и внутри цехов были смон тированы тр ан спор терны е линии , по которым рыба д о с т а в л ял а сь к месту разделки или к по- сольным , чанам . И ср а зу на некоторых рыбозаводах Морло ва вы свободи ло сь до 90 процен тов «парка» тачек. Помню, председатель Мурманско го совнархоза М. Н. Сухорученко с группой ответственных работников совнархоза, управлений рыбной про мышленности и Морлова (среди них был и автор этих строк и фотогра фий, тогда - главный инженер Морло ва) направились по пунктам побережья, чтобы проверить ход ве сенней путины и, если небходимо, оказать помощь. Хорошо ловилась «удёбная» треска, мойва. Конечно, у рыбаков вопросы к начальству были. Но и начальство зорко замеча ло огрехи, бесхозяйственность. Первая встреча на рыбозаводе в Порт-Владимире. Дружно высади лись на причал. Погода весенняя, солнечная. Прошли по причалу, обо шли цеха, поговорили с рабочими, руководством завода. Особо «остро го» - ничего. Разговор деловой, взве шенный, все больше об улучшении качества продукции, полном исполь зовании сырья, нехватке жилья, дет ских садиков, ускорении строительства , расширении строи тельного участка треста, улучшении снабжения. Решили сфотографироваться на память. И после такого торжественно го момента (а я хорошо знап Михаила Николаевича Сухорученко) я почув ствовал, что это еще не последний «акт». Председатёль совнархоза еще раз ощупал взглядом окружающее про странство. Мельком посмотрел на главного инеженера завода Владими ра Григорьевича Козловского. При щурив глаза, сквозь очки долго смотрел на меня, и вдруг в упор воп рос: - А где тачки? Мы переглянулись, не поняли. Молча рукой Козловский показал на тачки, которые были у разделочного стола с отходами. Стояли 5 - 7 тачек с солью, мелкими акулами, скатом. - И это в се ? Где тачки?! Мы поняли: он заметил, что в дей ствии очень мало тачек, в то время как везде их много, а тут их почти нет! Значит попрятали! Тогда Козловский указал на остров Еретик, где стоял деревянный склад для хранения ору дий лова, и тихо сказал: - Там... Сухорученко всем корпусом по вернулся ко мне и с прищуром: - Гехман, это правда? 3 - 9 сентября 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz