Рыбный Мурман. 1999 г. Сентябрь.

г Малый бизнес в зеркале по ли ти ки ■ >. г;. > Александр АЛИМОВ, директор Государственного фонда развития малого предприниматель­ ства Мурманской области - ФОРМАП, кандидат философских наук ласти идея невмешательства реализуется авто­ матически. Где государство перегнуло палку - там бизнес ушел в теневую зону. Предприниматели не хотят там быть, им бы нормально работать, пла­ тить налоги, обеспечивая свои семьи и будущую старость. Но когда их загнали туда бесконечными проверками, налогами, обманами - получили то, что хотели. Барьеры между властью и предприни­ мателями нужно срочно снять, и это в наших си­ лах. О поддержке предпринимательства сегодня заяв­ ляют все политические партии. Так, в проекте программы движения «Отечество» предполагает- государство изымет деньги из касс пред- т т ся , что В н о в ь б р а т ь р а с п р е д е л я т ь ? ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ Ч ЕРТА представителей малого бизнеса - стойкое недоверие к власти. Они полагают, что она, власть, всегда обманет: либо задним числом введет новые налоги, та ­ рифы, либо что-то пообещает, а потом не вы­ полнит. Так бывало десятки раз. Скажем, в 1995 году был принят закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Каза­ лось, дан механизм, который можно было ис­ пользовать для поддержки малого бизнеса. Но практически ничего не было выполнено. Более того, в Мурманской области нашли лазейки, как использовать закон во вред новым хозяевам. В частности, в статье 4 написано, что субъект малого предпринимательства дол­ жен как-то регистрироваться. Специальная процедура так и не была разработана, но реги­ стрировать у нас стали - в Мурманске и Коле. В первый раз предприятие регистрировали как юридическое лицо, во второй раз стали брать деньги за регистрацию как с субъекта малого предпринимательства. Преследовали сиюми­ нутную выгоду - наполнить бюджет. И это вме­ сто того, чтобы исполнять специально предназначенные для поддержки малого бизне­ са статьи бюджета. В прошлом году в област­ ном бюджете статья была не исполнена, в федеральном бюджете - также. Малых предприятий у нас на порядок мень­ ше, чем на Западе. Но здесь не хотелось бы за­ ниматься подменой понятий и преувеличивать их роль. И нужно ли противопоставлять круп­ ное пээдпринимательство и малое? И когда это противопоставление делают и отдают приори­ тет второму - я решительно не согласен. Чтобы градообразующие предприятия были конкурен­ тоспособными, надо максимально повысить производительность труда за счет внедрения новой техники и высвобождения рабочей силы. Когда крупный бизнес будет хорошо организо­ ван и нацелен только на основное производ­ ство, у него окажется достаточно денег, чтобы платить-высокую зарплату своим работникам, соответственно - налоги в бюджет, а рабочие, которые работают на градообразующем пред­ приятии, смогут покупать услуги у мелких предпринимателей, содержащих социальную сферу. Мелкие предприятия могут работать по субконтрактам с крупными предприятиями. Как бы деньги одни и те же, но появляется мас­ са новых рабочих мест, появляется жизнеспо­ собный социальный организм, части которого работают друг на друга. Но когда крупное пред­ приятие тянет социальную сферу и своевре­ менно не платит зарплату, для малых предприятий нет предмета деятельности. Сейчас, когда не все в руках государства, ноша социальных расходов становится и для него непосильной. Аппарат госуправления ли­ шился традиционных рычагов влияния на предприятия через расстановку кадров, плани­ рование, прямое директивное управление. А обязательство поддерживать социальную сфе­ ру вновь толкает его к этому. Мы зависли меж­ ду планово-распределительной и рыночной системами. Что касается старой системы, то она себя исчерпала, ее главный недостаток - не могла быстро изменяться, а время приобрета­ ет новые черты очень стремительно. В 1996-м - начале 1997 года начала склады­ ваться система поддержки малых предприя­ тий , разработали структуру региональных фондов, начали исполняться требования зако­ на о наполнении этих фондов средствами. Но потом произошла очередная смена власти , Госкомитет по поддержке предприниматель­ ства возглавила Ирина Хакамада и за короткий срок успела многое разрушить. Взяло верх предположение, что малое предприниматель­ ство не нуждается в государственной поддерж­ ке и будет развиваться самостоятельно . Во всяком деле должна быть мера. Когда противо­ поставляют помощь и невмешательство, это вредно. На сегодняшний день для Мурманской об- приятий, а потом, может быть, вернет. А мож­ но не изымать или меньше изымать, соответ­ ственно - оставлять на развитие производств. Тоже хорошее решение получается. Но надо признать, что на данном этапе на­ правлять от средств, полученных за счет при­ ватизации, и из средств Фонда занятости не менее 25% на цели создания новых рабочих мест в малом предпринимательстве - тоже привлекательная идея. Чтобы не платить посо­ бия по безработице, можно вложить средства в какое-то даже неприбыльное производство, и это пособие как бы растянется на больший срок. Достаточно мы уже пускали доходы от приватизации для поддержания бюджетов. Сегодня это самоубийственная политика. Те деньги, которые впредь будут получены от при­ ватизации, нужно оставить на предприятиях. Тогда работники-собственники могут иметь ка­ питал для развития. ' Что касается включения в государственную программу приватизации специального меха­ низма предоставления малым предприятиям основных фондов, включая нежилые помеще­ ния, то этот механизм уже создан, но не рабо­ тает. В проекте программы «Отечество» говорит­ ся : «При формировании бюджетов всех уров­ ней предусматривать выделение отдельной строкой не менее 2% от бюджетной массы на цели поддержки малого предприниматель­ ства». Такие строки есть в федеральном зако­ не, но беда в том, что закон не выполнялся, и думаю, в ближайшее время выполняться не бу­ дет. Еще один важный момент в плане взаимоот­ ношений предпринимательства и государства. У нас государство трехуровневое, налоги пла­ тятся в федеральную казну, в бюджеты субъек­ тов Федерации и местных органов самоуправления. Соответственно, должна быть организационная работа на федеральном уров­ не, на уровне субъекта Федерации и на уровне муниципалитета. И отдача должна быть от трех уровней, но от какого уровня что можно ожи­ дать - вопрос совсем не простой. Что касается федерального уровня, то там должна определяться общая политика, обще­ российский орган должен быть катализатором некоторых процессов - и не более того. Нельзя руль превращать в двигатель. Также областная администрация в городах области не может управлять десятками тысяч малых предприятий. Это дело муниципально­ го аппарата. Треть малых предприятий имеют замкнутый рынок в рамках муниципального об­ разования и соседних с ним территорий. По­ этому простое воспроизводство предпринимательства должно осуществляться на муниципальном уровне. Проект программы движения «Отечество» предполагает выделять в бюджетах специаль­ ные средства. А если все налоги от малого биз­ неса оставлять в муниципалитете? И только чтобы не потерять контроль над этой сферой, небольшой, скажем, один процент налогов пе­ речислять в федеральный бюджет, и такой же небольшой - в областной бюджет? Это обеспе­ чит внедрение новаций в малом предпринима­ тельстве , кооперацию предприятий внутри региона и на международном уровне. Вот что должно быть заботой того областного органа (комитета, отдела), которого у нас нет. У местных же органов власти появится воз­ можность самим регулировать доходную и рас- • ходную части бюджета. Поступление налогов даст четкое представление о «самочувствии» малого бизнеса. Местному самоуправлению виднее, где узкое место - или производствен­ ные помещения дороги, или налоги велики. А для решения новой задачи местные власти вместе с предпринимателями будут вправе претендовать на средства из регионального или федерального бюджета. * у » * и» & г .Л II тел. 45-36-25 , 57-69-91 телетайп 126267 Т р ад" факсы 45-10-87, 45-23-80 Норе, линия: (810) +477889 10382 тел. 45-36-25 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ AM РЕФРИЖЕРАТОРАМИ тел. 57-72-58 Лицензия ГМГ №1968/0 ся февраля 1997 г. ХОЛОДИЛЬНЫМ КОМПЛЕІ СЕВРЫБСЕРВИС 1 АО "СЕВРІ Подлежит обязательной сертификации ПРЕД СВЕЖЕМОРОЖЕНУЮ РЫБОПРО / сельдь200-300, сельдь 250+ (Норвегия; і голо: ИЛЮБУЮДРУГУЮРЫБОПРОДУКЦИЮВАСО ПРИГЛАШАЕМ К СОВМЕСТНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ Оказывает услуги по хранению продую в заводской упаковке с правом р Режим работы склада с 8.30 до 16.00 (кроме вс О О О " Б р и з Р . С . " р е а л и з у е т С ЕЛ Ь Д Ь слабосоленую С Е Л Ь Д Ь с/. навеска 2-5 игг/кг, сан» 7-9%, тара - пластиковые бочки, вес нетто -100 кг (пр-ва Норвегии). Возможен бартер. Продукция подлежитобязательномсертификации 300+, 200 - 300 (Россия і- !Й й - *?8 ' tip ЛОСОСЬ МОРОЖЕНЫЙ (Н о р в е ги я ) вы сш е г о к ач е с т в а 1-5 к г /ш т (\&Y ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОДАЖА СЕМГИ по адресу ул . Подгорная, 8 6 , к а б. IZ 3 т е л . 28 -70 -53 ( с 9.00 до 1 8 .0 0 ) (терри тори я маш иностроительного за вод а ) ЗАМОРОЖЕННАЯПИЦЦА 51 $■740гр. (Норвегия) СЛИВОЧНОЕМОРОЖЕНОЕ(Норвегия) Продажапродуктовоптом,доставкапогородуиобласти. Лицензия МУС №022414, выдана Мурманским областным отделением Российской транспортной инспекции Продукция се{ БРИЗ - Марин судовое электронное оборудован со склада в г. Мурманске на заказ телеф он : 45-16-33 Покупаем ДОРОГО сырьё-печеньтрески мороженуювлюбом объеме тел . 20-30-82 Продукция подлежит обязательной сертификации КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ доставка на борт судна -доставка на склад потребителя подлежит обязательной сертификаци 42-85-83,42-86 МУРМАНСКТРАНС ХОЛОД СЕР! ^ Я Д д я Современныйхолодильныйкомплекс, располс внетерриториирыбногопортас камерамида рыбопродукцииипродуктовпитанияприtот- ■Приобретаем, храним иреализ! коробкийдомехсекций; ■ Осуществлям агентирование гр •Осуществлям доставкупогоро, ■ Бартер напродуктыпитания. Россия, I пр. Порте тел. (8151 (хранени* тел. (815: (крупный тел. (8151 (мелкий с у / Псалежитобязателен»сертификаты Портовый проезд ООО «ВОСТОК СЕРВИС» к у п и м вакуумно - закаточную машинку в обмен на банку № 3 тел 33-12-23 ____пуржит 9^я^ддашдааардмАидати____ ODD «ВОСТОК СІ ТРЕБУШТС ■технолог-бактериолог ■мастер-технолог консер производства ■рыбообработчик ю нсе | производства £ ШЕЛ 33-12-2У 1 7 - 2 3 сент

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz