Рыбный Мурман. 1999 г. Сентябрь.
г Малый бизнес в зеркале по ли ти ки ■ >. г;. > Александр АЛИМОВ, директор Государственного фонда развития малого предприниматель ства Мурманской области - ФОРМАП, кандидат философских наук ласти идея невмешательства реализуется авто матически. Где государство перегнуло палку - там бизнес ушел в теневую зону. Предприниматели не хотят там быть, им бы нормально работать, пла тить налоги, обеспечивая свои семьи и будущую старость. Но когда их загнали туда бесконечными проверками, налогами, обманами - получили то, что хотели. Барьеры между властью и предприни мателями нужно срочно снять, и это в наших си лах. О поддержке предпринимательства сегодня заяв ляют все политические партии. Так, в проекте программы движения «Отечество» предполагает- государство изымет деньги из касс пред- т т ся , что В н о в ь б р а т ь р а с п р е д е л я т ь ? ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ Ч ЕРТА представителей малого бизнеса - стойкое недоверие к власти. Они полагают, что она, власть, всегда обманет: либо задним числом введет новые налоги, та рифы, либо что-то пообещает, а потом не вы полнит. Так бывало десятки раз. Скажем, в 1995 году был принят закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Каза лось, дан механизм, который можно было ис пользовать для поддержки малого бизнеса. Но практически ничего не было выполнено. Более того, в Мурманской области нашли лазейки, как использовать закон во вред новым хозяевам. В частности, в статье 4 написано, что субъект малого предпринимательства дол жен как-то регистрироваться. Специальная процедура так и не была разработана, но реги стрировать у нас стали - в Мурманске и Коле. В первый раз предприятие регистрировали как юридическое лицо, во второй раз стали брать деньги за регистрацию как с субъекта малого предпринимательства. Преследовали сиюми нутную выгоду - наполнить бюджет. И это вме сто того, чтобы исполнять специально предназначенные для поддержки малого бизне са статьи бюджета. В прошлом году в област ном бюджете статья была не исполнена, в федеральном бюджете - также. Малых предприятий у нас на порядок мень ше, чем на Западе. Но здесь не хотелось бы за ниматься подменой понятий и преувеличивать их роль. И нужно ли противопоставлять круп ное пээдпринимательство и малое? И когда это противопоставление делают и отдают приори тет второму - я решительно не согласен. Чтобы градообразующие предприятия были конкурен тоспособными, надо максимально повысить производительность труда за счет внедрения новой техники и высвобождения рабочей силы. Когда крупный бизнес будет хорошо организо ван и нацелен только на основное производ ство, у него окажется достаточно денег, чтобы платить-высокую зарплату своим работникам, соответственно - налоги в бюджет, а рабочие, которые работают на градообразующем пред приятии, смогут покупать услуги у мелких предпринимателей, содержащих социальную сферу. Мелкие предприятия могут работать по субконтрактам с крупными предприятиями. Как бы деньги одни и те же, но появляется мас са новых рабочих мест, появляется жизнеспо собный социальный организм, части которого работают друг на друга. Но когда крупное пред приятие тянет социальную сферу и своевре менно не платит зарплату, для малых предприятий нет предмета деятельности. Сейчас, когда не все в руках государства, ноша социальных расходов становится и для него непосильной. Аппарат госуправления ли шился традиционных рычагов влияния на предприятия через расстановку кадров, плани рование, прямое директивное управление. А обязательство поддерживать социальную сфе ру вновь толкает его к этому. Мы зависли меж ду планово-распределительной и рыночной системами. Что касается старой системы, то она себя исчерпала, ее главный недостаток - не могла быстро изменяться, а время приобрета ет новые черты очень стремительно. В 1996-м - начале 1997 года начала склады ваться система поддержки малых предприя тий , разработали структуру региональных фондов, начали исполняться требования зако на о наполнении этих фондов средствами. Но потом произошла очередная смена власти , Госкомитет по поддержке предприниматель ства возглавила Ирина Хакамада и за короткий срок успела многое разрушить. Взяло верх предположение, что малое предприниматель ство не нуждается в государственной поддерж ке и будет развиваться самостоятельно . Во всяком деле должна быть мера. Когда противо поставляют помощь и невмешательство, это вредно. На сегодняшний день для Мурманской об- приятий, а потом, может быть, вернет. А мож но не изымать или меньше изымать, соответ ственно - оставлять на развитие производств. Тоже хорошее решение получается. Но надо признать, что на данном этапе на правлять от средств, полученных за счет при ватизации, и из средств Фонда занятости не менее 25% на цели создания новых рабочих мест в малом предпринимательстве - тоже привлекательная идея. Чтобы не платить посо бия по безработице, можно вложить средства в какое-то даже неприбыльное производство, и это пособие как бы растянется на больший срок. Достаточно мы уже пускали доходы от приватизации для поддержания бюджетов. Сегодня это самоубийственная политика. Те деньги, которые впредь будут получены от при ватизации, нужно оставить на предприятиях. Тогда работники-собственники могут иметь ка питал для развития. ' Что касается включения в государственную программу приватизации специального меха низма предоставления малым предприятиям основных фондов, включая нежилые помеще ния, то этот механизм уже создан, но не рабо тает. В проекте программы «Отечество» говорит ся : «При формировании бюджетов всех уров ней предусматривать выделение отдельной строкой не менее 2% от бюджетной массы на цели поддержки малого предприниматель ства». Такие строки есть в федеральном зако не, но беда в том, что закон не выполнялся, и думаю, в ближайшее время выполняться не бу дет. Еще один важный момент в плане взаимоот ношений предпринимательства и государства. У нас государство трехуровневое, налоги пла тятся в федеральную казну, в бюджеты субъек тов Федерации и местных органов самоуправления. Соответственно, должна быть организационная работа на федеральном уров не, на уровне субъекта Федерации и на уровне муниципалитета. И отдача должна быть от трех уровней, но от какого уровня что можно ожи дать - вопрос совсем не простой. Что касается федерального уровня, то там должна определяться общая политика, обще российский орган должен быть катализатором некоторых процессов - и не более того. Нельзя руль превращать в двигатель. Также областная администрация в городах области не может управлять десятками тысяч малых предприятий. Это дело муниципально го аппарата. Треть малых предприятий имеют замкнутый рынок в рамках муниципального об разования и соседних с ним территорий. По этому простое воспроизводство предпринимательства должно осуществляться на муниципальном уровне. Проект программы движения «Отечество» предполагает выделять в бюджетах специаль ные средства. А если все налоги от малого биз неса оставлять в муниципалитете? И только чтобы не потерять контроль над этой сферой, небольшой, скажем, один процент налогов пе речислять в федеральный бюджет, и такой же небольшой - в областной бюджет? Это обеспе чит внедрение новаций в малом предпринима тельстве , кооперацию предприятий внутри региона и на международном уровне. Вот что должно быть заботой того областного органа (комитета, отдела), которого у нас нет. У местных же органов власти появится воз можность самим регулировать доходную и рас- • ходную части бюджета. Поступление налогов даст четкое представление о «самочувствии» малого бизнеса. Местному самоуправлению виднее, где узкое место - или производствен ные помещения дороги, или налоги велики. А для решения новой задачи местные власти вместе с предпринимателями будут вправе претендовать на средства из регионального или федерального бюджета. * у » * и» & г .Л II тел. 45-36-25 , 57-69-91 телетайп 126267 Т р ад" факсы 45-10-87, 45-23-80 Норе, линия: (810) +477889 10382 тел. 45-36-25 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ AM РЕФРИЖЕРАТОРАМИ тел. 57-72-58 Лицензия ГМГ №1968/0 ся февраля 1997 г. ХОЛОДИЛЬНЫМ КОМПЛЕІ СЕВРЫБСЕРВИС 1 АО "СЕВРІ Подлежит обязательной сертификации ПРЕД СВЕЖЕМОРОЖЕНУЮ РЫБОПРО / сельдь200-300, сельдь 250+ (Норвегия; і голо: ИЛЮБУЮДРУГУЮРЫБОПРОДУКЦИЮВАСО ПРИГЛАШАЕМ К СОВМЕСТНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ Оказывает услуги по хранению продую в заводской упаковке с правом р Режим работы склада с 8.30 до 16.00 (кроме вс О О О " Б р и з Р . С . " р е а л и з у е т С ЕЛ Ь Д Ь слабосоленую С Е Л Ь Д Ь с/. навеска 2-5 игг/кг, сан» 7-9%, тара - пластиковые бочки, вес нетто -100 кг (пр-ва Норвегии). Возможен бартер. Продукция подлежитобязательномсертификации 300+, 200 - 300 (Россия і- !Й й - *?8 ' tip ЛОСОСЬ МОРОЖЕНЫЙ (Н о р в е ги я ) вы сш е г о к ач е с т в а 1-5 к г /ш т (\&Y ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОДАЖА СЕМГИ по адресу ул . Подгорная, 8 6 , к а б. IZ 3 т е л . 28 -70 -53 ( с 9.00 до 1 8 .0 0 ) (терри тори я маш иностроительного за вод а ) ЗАМОРОЖЕННАЯПИЦЦА 51 $■740гр. (Норвегия) СЛИВОЧНОЕМОРОЖЕНОЕ(Норвегия) Продажапродуктовоптом,доставкапогородуиобласти. Лицензия МУС №022414, выдана Мурманским областным отделением Российской транспортной инспекции Продукция се{ БРИЗ - Марин судовое электронное оборудован со склада в г. Мурманске на заказ телеф он : 45-16-33 Покупаем ДОРОГО сырьё-печеньтрески мороженуювлюбом объеме тел . 20-30-82 Продукция подлежит обязательной сертификации КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ доставка на борт судна -доставка на склад потребителя подлежит обязательной сертификаци 42-85-83,42-86 МУРМАНСКТРАНС ХОЛОД СЕР! ^ Я Д д я Современныйхолодильныйкомплекс, располс внетерриториирыбногопортас камерамида рыбопродукцииипродуктовпитанияприtот- ■Приобретаем, храним иреализ! коробкийдомехсекций; ■ Осуществлям агентирование гр •Осуществлям доставкупогоро, ■ Бартер напродуктыпитания. Россия, I пр. Порте тел. (8151 (хранени* тел. (815: (крупный тел. (8151 (мелкий с у / Псалежитобязателен»сертификаты Портовый проезд ООО «ВОСТОК СЕРВИС» к у п и м вакуумно - закаточную машинку в обмен на банку № 3 тел 33-12-23 ____пуржит 9^я^ддашдааардмАидати____ ODD «ВОСТОК СІ ТРЕБУШТС ■технолог-бактериолог ■мастер-технолог консер производства ■рыбообработчик ю нсе | производства £ ШЕЛ 33-12-2У 1 7 - 2 3 сент
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz