Рыбный Мурман. 1999 г. Сентябрь.

D E F A C T O Слово руководителю Редакции на постоянную работу требуется главный бухгалтер со знанием 1-С бухгалтерии и зарплаты «АСОТ». Теп. 45 - 32-19 «Намировомрынкемыдолжны стать равными партнерами» З а 8 МЕСЯЦЕВ этого года органами и войсками АРУ ФПС России осмотрено 1248 судов, из которых 54 задержаны за нарушения правил рыболовства. Конфисковано более 500 тонн незаконно добытой рыбопродукции на сумму 5 млн. 841 тыс. рублей, изъято два трала, семь сетей. 36 судов оштрафованы на сумму 199 тыс. рублей. За различные нарушения штрафным санкциям подвергнуты более 30 предприятий и организаций. 7 СЕНТЯБРЯ в Дублине прошло заседание Совета консультантов организации «Истфиш» при ООН, который является инициатором многих международных семинаров и дискуссий по развитию рыбопромышленных комплексов. Впервые рыбную отрасль России представлял генеральный директор ЗАО «Севрыба» Г. В. Тишков, который провел консультации по вопросам отношений экспортеров и импортеров на российском рынке рыбной промышленности, в' том числе и возможности инвестирования в Мурманскую область. 1 5 СЕНТЯБРЯ вступило в силу постановление правительства Норвегии, в соответствии с которым российским гражданам будет предоставлено право на работу в двух северных губерниях - Финнмарк и Тромс - сроком на один год. В российской рабочей силе заинтересованы владельцы норвежских перерабатывающих предприятий. В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕР­ СИТЕТЕ вступил в строй новый тренажер - имитатор двух судовых капитанских мостиков. Курсанты- судоводители будут иметь возможность моделировать на тренажере различные промысловые ситуации. В КОМИТЕТЕ по рыболовству обладминистрации рассмотрен ход освоения сблокированных квот, выделенных семи предприятиям бывшего рыбокомбината. Пять заводов успешно реализуют квоты, за счет чего развивают производство. Представители первого и второго коптильных заводов на совещание не явились и не отчитались. Руководители пяти предприятий категорически возражают против включения в программу других рыбообра­ батывающих предприятий, а также намерены просить об увеличении общего объема сблокированных квот в пять раз. Продолжаем разговор на больную для рыбаков тему - потери в российской рыбодобывающей отрасли. Мой собе­ седник - А.Ф.ЛЕВАНОВ, председа­ тель совета директоров АО «Севрыбхолодфлот». - Альберт Филиппович, насколько остро в будущем может стоять проблема пере­ распределения и уменьшение квоты трески для «Севрыбхолодфлота»? - Основной флот у нас —транспортный, рыболовецкий представлен многочисленны­ ми судами ириорежного лова , а крупных пароходов не так ѵж много. Перераспреде­ ление квоты глобально нас не коснется, хотя, несомненно, резкое ее уменьшение не радует. Ориентируемся на неквотируемые объекты промысла , переделали для этого два судна иод ярусный лов как наиболее щадящий, но не столь валютоемкий. Ловим зубатку, палтус, окунь. - В экономике вашего флота значитель­ ная роль отведена добыче гребешка. Счи­ таете, что нашли свою «нишу»? - Да, переориентировались . Тресковые ресурсы однозначно будут уменьшаться . Слава Богу , квоты гребешка никому не продают за границу, и чтобы их увеличить, мы в этом году работали на гребешке вме­ сте с учеными . В районе Новой Земли , предполагаем, есть запасы. Чтобы не под­ рывать старые «огороды», будем открывать новые. - Кто покупает этот деликатесный про­ дукт? - Экспортируем но всему миру, но основ­ ные покупатели - Канада , Америка, Т а й ­ вань. На внутреннем рынке - берут только московские рестораны , но очень мало и мало платят . Для российского покупателя он очень дорог, не но карману, да и нет тра­ диции потребления. - Как пополняете флот новыми судами? Пользуетесь ли бербоут-чартером, распла­ чиваясь продукцией? - Сама схема приобретения судов по бер- боут-чартеру , как правило , предполагает заниженную стоимость рыбы. Зачем брать Норвегии. И управы нет! Существуют це­ лые юротделы, все при деле, а но большо­ му счету, я не знаю ни одного прецедента, когда международный спор выиграли рос­ сийские юристы, если они только не отста­ ивали права иностранной компании. - Какой же критерий подбора юридичес­ ких кадров в фирмах, агеитирѵющих ваши суда , особенно транспортные^ - Если надо решить что-то очень серьез­ ное, то мы сразу нанимаем иностранцев и платим им приличные деньги. Наверное, это касается и других крупных судовла­ дельцев, сложнее отстаивать свои интересы небольшим фирмам. - В последние пять лет на мировом рын­ ке цены на российскую рыбопродукцию упали. Какие мероприятия, на ваш взгляд, могут изменить ситуацию? - Корень зла в том, что мы все разобще­ ны, и каждый ішодавец преследует свои цели: у одного - оербоут-чартер, другому — профинансировали топливо и промвооруже- ние и т .д ., поставив условие продавать рыбу но такой-то цене. Необходимо вер­ нуться к централизованной системе реали­ зации рыбопродукции. Нужны государственные фирмы, подобные Севрыб- сбыту и Севрыбфлоту, которые могли бы брать льготные кредиты для расчета с про­ мысловиками и придерживаться единой це­ новой политики как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Контроль над ценами дол­ жен быть возвращен Россией. Рыба наша, и мы должны определять ее продажную сто­ имость Норвегии, а не наоборот. Для того чтобы навести порядок в рыб­ ной отрасли, нужны желание и политичес­ кая воля руководства России. Если правительство”решится, то оно сможет это сделать. При всем многообразии форм соб­ ственности квоты выделяются государ­ ством. Они государственные! Через них можно управлять любым предприятием, диктовать условия каждому судовладельцу, избежать злоупотреблений при продаже рыбы. К сожалению, можно констатиро­ вать, что до сих нор реальная государствен­ ная поддержка рыоной отрасли отсутствует. Беседовала Ольга МАКАРОВА. ее но рыночным ценам? Я думаю, что часть денег на приобретение судов, как правило, дает бывший судовладелец, и он же диктует условия договора. У нас было все по-другому. Деньги на покупку един­ ственного судна, которое приобретали в кредит, брали в банке, и бывший владелец никакого отношения к нашей рыбопродук­ ции не имел. - Судовладельцы жалуются на финансо­ вые и правовые «ловушки», в которые по­ падают на Западе при заключении сделок. Существует ли проблема квалификации и профессионализма российских юрнстов- рыбников? - По большому счету, нам не только юри- стов-рыбпиков, нам вообще не хватает юристов международного уровня. Те, не­ многие, которые были, выехали из России и работают в иностранных фирмах. С ними мы сталкиваемся в Америке, Европе, а у нас в стране их просто нет. Это большая беда, финансовые потери не восполнимы. Приме­ ров тому много. Сколько из-за юридическо­ го невежества «накрутили» со «Стахановцем»?! А сколько арестованных судов но надуманным причинам в той же стр. Норвежцы маневрировали, поднимали верто­ леты в воздух, делали облеты, но проверки рос­ сийских судов прекратили. А российские суда, которых сейчас в районе Шпицбергена работа­ ет около восьмидесяти, стали ближе «прижи­ маться» к своему пограничному сторожевику, почувствовав поддержку. На борту «Стрельца» находились представители рыбоохраны, налого­ вой инспекции, налоговой полиции, центра стандартизации и метрологии, которые прове­ ли инспектирующие проверки уловов. Казалось бы - из огня да в полымя. Но нет, нарушений при проверке не выявлено. Поход “Стрельца”' продолжался чуть боль­ ше двух недель. Топливный дефицит, как неиз­ лечимый недуг, уже несколько лет держит Северный флот и Федеральные пограничные войска в постоянном напряжении. Не обо ­ шлось без помощи со стороны и в этот раз. Просили ее пограничники у рыбных генералов ѴШ З і \ и судовладельцев, но пока откликнулось толь­ ко руководство “Интербаренца”, которое опла­ тило 300 т топлива. Валерий Лобасов, заместитель начальника АРУ ФПС России, на­ чальник отдела морской охраны, капитан 1-го ранга, гак прокомментировал свое выступление перед рыбопромышленниками: - Я убеждал руководителей флотов на сове­ щании в администрации в необходимости и вы­ годе этого похода.Но остался от нашей встречи совершенно не удовлетворен. “Дорого”, “недо­ рого” - а престиж нашего северного края оста­ ется на втором плане. Не все меряется деньгами, в том числе и долларами. Есть дер­ жава, есть родина, есть любовь к своей стране. Наверное, нам не понять слова высокой па­ тетики морского пограничника. Говорят, вре­ мя такое. Не до сантиментов. Но если считать деньги, то не лучше ли просчитать долгосроч­ ный экономический эффект сотрудничества? Станут ли постоянными такие походы? Хо­ телось бы. Только в российской экономической зоне должны патрулировать постоянно 3-4 ко­ рабля, а работает 1-2. Из 13 сторожевиков службу но охране государственной морской гра­ ницы несли в течение года только 9 кораблей. Ждут пограничники обещанного государством топлива, обещали пролоббировать его' финанси­ рование и депутаты А. Козырев и Л. Победин- ская. Но ситуация с государственными поставками повторяется не первый год и из эк­ стремальной перерастает в форму хроническую. Надежда на помощь рыбопромышленников прозвучала в последней фразе моего разгово­ ра с пограничниками: - Если топливо будет, поход повторим! Олег КРЮКОВ . Фото Бориса ВИРИНА . 17 - 23 с е н т я б р я 1999 года спусти...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz