Рыбный Мурман. 1999 г. Сентябрь.
D E F A C T O Слово руководителю Редакции на постоянную работу требуется главный бухгалтер со знанием 1-С бухгалтерии и зарплаты «АСОТ». Теп. 45 - 32-19 «Намировомрынкемыдолжны стать равными партнерами» З а 8 МЕСЯЦЕВ этого года органами и войсками АРУ ФПС России осмотрено 1248 судов, из которых 54 задержаны за нарушения правил рыболовства. Конфисковано более 500 тонн незаконно добытой рыбопродукции на сумму 5 млн. 841 тыс. рублей, изъято два трала, семь сетей. 36 судов оштрафованы на сумму 199 тыс. рублей. За различные нарушения штрафным санкциям подвергнуты более 30 предприятий и организаций. 7 СЕНТЯБРЯ в Дублине прошло заседание Совета консультантов организации «Истфиш» при ООН, который является инициатором многих международных семинаров и дискуссий по развитию рыбопромышленных комплексов. Впервые рыбную отрасль России представлял генеральный директор ЗАО «Севрыба» Г. В. Тишков, который провел консультации по вопросам отношений экспортеров и импортеров на российском рынке рыбной промышленности, в' том числе и возможности инвестирования в Мурманскую область. 1 5 СЕНТЯБРЯ вступило в силу постановление правительства Норвегии, в соответствии с которым российским гражданам будет предоставлено право на работу в двух северных губерниях - Финнмарк и Тромс - сроком на один год. В российской рабочей силе заинтересованы владельцы норвежских перерабатывающих предприятий. В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕР СИТЕТЕ вступил в строй новый тренажер - имитатор двух судовых капитанских мостиков. Курсанты- судоводители будут иметь возможность моделировать на тренажере различные промысловые ситуации. В КОМИТЕТЕ по рыболовству обладминистрации рассмотрен ход освоения сблокированных квот, выделенных семи предприятиям бывшего рыбокомбината. Пять заводов успешно реализуют квоты, за счет чего развивают производство. Представители первого и второго коптильных заводов на совещание не явились и не отчитались. Руководители пяти предприятий категорически возражают против включения в программу других рыбообра батывающих предприятий, а также намерены просить об увеличении общего объема сблокированных квот в пять раз. Продолжаем разговор на больную для рыбаков тему - потери в российской рыбодобывающей отрасли. Мой собе седник - А.Ф.ЛЕВАНОВ, председа тель совета директоров АО «Севрыбхолодфлот». - Альберт Филиппович, насколько остро в будущем может стоять проблема пере распределения и уменьшение квоты трески для «Севрыбхолодфлота»? - Основной флот у нас —транспортный, рыболовецкий представлен многочисленны ми судами ириорежного лова , а крупных пароходов не так ѵж много. Перераспреде ление квоты глобально нас не коснется, хотя, несомненно, резкое ее уменьшение не радует. Ориентируемся на неквотируемые объекты промысла , переделали для этого два судна иод ярусный лов как наиболее щадящий, но не столь валютоемкий. Ловим зубатку, палтус, окунь. - В экономике вашего флота значитель ная роль отведена добыче гребешка. Счи таете, что нашли свою «нишу»? - Да, переориентировались . Тресковые ресурсы однозначно будут уменьшаться . Слава Богу , квоты гребешка никому не продают за границу, и чтобы их увеличить, мы в этом году работали на гребешке вме сте с учеными . В районе Новой Земли , предполагаем, есть запасы. Чтобы не под рывать старые «огороды», будем открывать новые. - Кто покупает этот деликатесный про дукт? - Экспортируем но всему миру, но основ ные покупатели - Канада , Америка, Т а й вань. На внутреннем рынке - берут только московские рестораны , но очень мало и мало платят . Для российского покупателя он очень дорог, не но карману, да и нет тра диции потребления. - Как пополняете флот новыми судами? Пользуетесь ли бербоут-чартером, распла чиваясь продукцией? - Сама схема приобретения судов по бер- боут-чартеру , как правило , предполагает заниженную стоимость рыбы. Зачем брать Норвегии. И управы нет! Существуют це лые юротделы, все при деле, а но большо му счету, я не знаю ни одного прецедента, когда международный спор выиграли рос сийские юристы, если они только не отста ивали права иностранной компании. - Какой же критерий подбора юридичес ких кадров в фирмах, агеитирѵющих ваши суда , особенно транспортные^ - Если надо решить что-то очень серьез ное, то мы сразу нанимаем иностранцев и платим им приличные деньги. Наверное, это касается и других крупных судовла дельцев, сложнее отстаивать свои интересы небольшим фирмам. - В последние пять лет на мировом рын ке цены на российскую рыбопродукцию упали. Какие мероприятия, на ваш взгляд, могут изменить ситуацию? - Корень зла в том, что мы все разобще ны, и каждый ішодавец преследует свои цели: у одного - оербоут-чартер, другому — профинансировали топливо и промвооруже- ние и т .д ., поставив условие продавать рыбу но такой-то цене. Необходимо вер нуться к централизованной системе реали зации рыбопродукции. Нужны государственные фирмы, подобные Севрыб- сбыту и Севрыбфлоту, которые могли бы брать льготные кредиты для расчета с про мысловиками и придерживаться единой це новой политики как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Контроль над ценами дол жен быть возвращен Россией. Рыба наша, и мы должны определять ее продажную сто имость Норвегии, а не наоборот. Для того чтобы навести порядок в рыб ной отрасли, нужны желание и политичес кая воля руководства России. Если правительство”решится, то оно сможет это сделать. При всем многообразии форм соб ственности квоты выделяются государ ством. Они государственные! Через них можно управлять любым предприятием, диктовать условия каждому судовладельцу, избежать злоупотреблений при продаже рыбы. К сожалению, можно констатиро вать, что до сих нор реальная государствен ная поддержка рыоной отрасли отсутствует. Беседовала Ольга МАКАРОВА. ее но рыночным ценам? Я думаю, что часть денег на приобретение судов, как правило, дает бывший судовладелец, и он же диктует условия договора. У нас было все по-другому. Деньги на покупку един ственного судна, которое приобретали в кредит, брали в банке, и бывший владелец никакого отношения к нашей рыбопродук ции не имел. - Судовладельцы жалуются на финансо вые и правовые «ловушки», в которые по падают на Западе при заключении сделок. Существует ли проблема квалификации и профессионализма российских юрнстов- рыбников? - По большому счету, нам не только юри- стов-рыбпиков, нам вообще не хватает юристов международного уровня. Те, не многие, которые были, выехали из России и работают в иностранных фирмах. С ними мы сталкиваемся в Америке, Европе, а у нас в стране их просто нет. Это большая беда, финансовые потери не восполнимы. Приме ров тому много. Сколько из-за юридическо го невежества «накрутили» со «Стахановцем»?! А сколько арестованных судов но надуманным причинам в той же стр. Норвежцы маневрировали, поднимали верто леты в воздух, делали облеты, но проверки рос сийских судов прекратили. А российские суда, которых сейчас в районе Шпицбергена работа ет около восьмидесяти, стали ближе «прижи маться» к своему пограничному сторожевику, почувствовав поддержку. На борту «Стрельца» находились представители рыбоохраны, налого вой инспекции, налоговой полиции, центра стандартизации и метрологии, которые прове ли инспектирующие проверки уловов. Казалось бы - из огня да в полымя. Но нет, нарушений при проверке не выявлено. Поход “Стрельца”' продолжался чуть боль ше двух недель. Топливный дефицит, как неиз лечимый недуг, уже несколько лет держит Северный флот и Федеральные пограничные войска в постоянном напряжении. Не обо шлось без помощи со стороны и в этот раз. Просили ее пограничники у рыбных генералов ѴШ З і \ и судовладельцев, но пока откликнулось толь ко руководство “Интербаренца”, которое опла тило 300 т топлива. Валерий Лобасов, заместитель начальника АРУ ФПС России, на чальник отдела морской охраны, капитан 1-го ранга, гак прокомментировал свое выступление перед рыбопромышленниками: - Я убеждал руководителей флотов на сове щании в администрации в необходимости и вы годе этого похода.Но остался от нашей встречи совершенно не удовлетворен. “Дорого”, “недо рого” - а престиж нашего северного края оста ется на втором плане. Не все меряется деньгами, в том числе и долларами. Есть дер жава, есть родина, есть любовь к своей стране. Наверное, нам не понять слова высокой па тетики морского пограничника. Говорят, вре мя такое. Не до сантиментов. Но если считать деньги, то не лучше ли просчитать долгосроч ный экономический эффект сотрудничества? Станут ли постоянными такие походы? Хо телось бы. Только в российской экономической зоне должны патрулировать постоянно 3-4 ко рабля, а работает 1-2. Из 13 сторожевиков службу но охране государственной морской гра ницы несли в течение года только 9 кораблей. Ждут пограничники обещанного государством топлива, обещали пролоббировать его' финанси рование и депутаты А. Козырев и Л. Победин- ская. Но ситуация с государственными поставками повторяется не первый год и из эк стремальной перерастает в форму хроническую. Надежда на помощь рыбопромышленников прозвучала в последней фразе моего разгово ра с пограничниками: - Если топливо будет, поход повторим! Олег КРЮКОВ . Фото Бориса ВИРИНА . 17 - 23 с е н т я б р я 1999 года спусти...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz