Рыбный Мурман. 1999 г. Сентябрь.

секретарь лет Викто депутатом і Его года-его богатство Виктору Филипповичу Горячеву, председателю совета ветеранов Мурманского тралового* флота, 13 сентября ис­ полняется 80 лет. Всей плотью и кровью своей, каждым прожитым днем он связан с нашим героическим и драма­ тическим веком, с Заполярьем. Известно , что в 1989 году подавалось ходатайство о присвоении звания почетного гражданина Мурманска Го­ рячеву Виктору Филипповичу. Возможно , это сделают к его 80-летию и 83-й годовщине города-героя. В 1938 ГОДУ Виктор Ф и ли п п о ­ вич по комсомольской путевке при ­ был в Мурманск «на укрепление северо-западных границ». Он участ­ ник д вух войн на Мурманском н а ­ правлении: финской - в составе 35-й морского ио гранотряда и Великой Отечественной . В 1941 году погра- нотряд передали в состав Северного лота, и Горячев стал ойцом разведотряда . . . .Н а РТ «Камбала» высадились в Мото ­ вском заливе, в Эйна- гтбе, в тылу у немцев. Стояла задача оказать помощь 1 0 0 -му ногра- нотряду, который был расчленен немцами: две роты ушли в сто­ рону Мурманска , а еще две роты п р о ры ­ вались в глубь тыла противника, куда дол ­ жны были подойти катера для эвакуации. Ра зведчики хотя и вышли к остав ­ шимся ротам пограничников, но ока ­ зались с ними в окружении . Выход был один: вызвать огонь на себя! Кошмарный и одновременно спаси ­ тельный артобстрел отвлек немцев, и смельчаки вышли к з аливу , где их ждали малые и большие «охотники». В этом бою Виктор Филиппович получил несколько ранений . Один осколок до сих пор «сидит» в голове, нет-нет да напомнит о войне. О войне у Виктора Филипповича , к ак и у многих воевавших , рассказ короток: ходил в атаки, не раз бывал в разведке , стрелял , метал гранаты. Ронял скупую солдатскую слезу на могилы боевых друзей. Лежал в гос­ питалях , а залечив раны, снова воз ­ вращался в боевой строй. Зимой промерзал до костей, летом, как все, терпел муки от комаров. Бывало спал по 10 -15 минут в сутки, и даже стоя. По нескольку недель сушил портян ­ ки на икрах ног. Какие силы ему по­ могали выжить? Когда я сиросил об этом Виктора Ф и л и п ­ повича, он ответил: жаж д а жить, желание видеть поверженного врага и, конечно, спорт. Мало кто знает, что в годы войны Горячев, приходя из боевых по­ ходов , з а ­ нимался в к о м а н д е лыж ни к о в с п о р т о б - іцества «Динамо» и с 1942 года но 1947 год участвовал в соревнованиях Празника Севера, мало того - посто­ янно был в десятке лучших лыж ни ­ ков. - Людям правду надо знать , про горе былое помнить. Прошлое - это наша история, - говорит Виктор Ф и ­ липпович, - в нем и много хорошего было . Великий Союз, гордость за страну, было единение народа, кото­ рое помогло одолеть врага. П О С Л Е ВОЙНЫ работник Мур ­ манского тралового флота В .Ф . Го­ рячев демонтировал вооружение и военное оборудование на рыболов ­ ных судах . Самые друже ски е отно ­ шения у него сложились с начальником флота Андреем Ио си ­ фовичем Стрельбицкпм , который также прошел две войны. Стрельбиц- кий пригласил Горячева консультан­ том. Выходя на промысел и анали зируя работу судов, Виктор Филиппович внес большой вклад в борьбу с недостатками. Некоторое времяТорячев был литературным со­ трудником рыбацкой газеты « З а вы­ сокие уловы» . В 1949 году его включают в комиссию но о р г ани з а ­ ции нового флота - «Мурмансельди». Здесь Горячев рука об руку с Яковом Алексеевичем униным создает кос тяк будущего флота . Он занимается организацией 1 -й партконференции «Мурмансельди» . Постоянно выхо ­ дит в море на плавбазах. Эти годы он вспоминает восторженно: - В 50-х на облов сельди вместе с иностранцами выходило до 800 - 1000 судов. Сейчас такое даже пред­ ставить трудно! Коллектив тралового флота избрал его неосвобожденным зампредседате­ ля комитета народного контроля . В. Ф . Горячев тем временем работал первым помощником капитана . В 1953 году направлен в Ленинградскую партшколу, затем - на работу в Мур ­ манский горком КПСС . В 1958-м из­ бран секретарем парторганизации промкомбината треста «Мурманрыб- строй». И в строительстве к р уп но ­ блочных домов - немалая заслуга Горячева. Конечно, нервные нагрузки ока зы ­ вались необычайно высоки . Зато дома ждали заботливая жена и двое детей. Галина Осиповна создала все условия дл я спокойствия супруга и терпеливо , настойчиво воспитывала сыновей, дала им возможность окон­ чить судомеханическое отделение выс­ шей мореходки. Повзрослев, они стали механиками на Северном флоте. В 1960 году Виктор Филиппович направлен в сельдяной флот завкаби- нетом политпросвещения, избран з а ­ местителем секретаря парткома . Он был новичком на этом флоте , он его создателем. В 1967-м Горя­ чев - зампредседателя исполкома Ок- райсовега , в 1971-м исполкома . В течение 12 ір Филиппович избирался районного Совета. , не прошли еще его годы! Хотя, глядя на политиков, приходит­ ся переживать горькие р а зоч аро в а ­ ния. Что предлагает сегодня наше «родное» государство народу? Толь ­ ко беды и неуверенность.' Один изве­ стный политик назвал Кремль «беззаботным островом в океане на ­ родного горя» . А один из бывших премьеров сказал : «Люди никого не интересуют. Они просто не входят в сферу интересов государства». И все- гда-то были случаи, когда по работе Горячев 'встречался с карьеристами , проходимцами. «Инвалиды» - так он их называет. А «инвалиды» потому, что у них «рука в верхах», собствен­ ные руки и головы не действовали. Виктор Филиппович , инвалид с молодости, и сейчас полон энергии. Как говорится, «старость его дома не застанет». Я гоже немолод, но с тру ­ дом воспринимаю, что этому челове­ ку пойдет девятый десяток лет. Как он водит машину, танцует, как живо общается с окружающими!!! Осознаем мы или не осознаем, но у каждого из нас есть выбор: пройти, ііроскользнуть тенью, понасл аждав ­ шись земными благами, или же упря ­ мо каждодневным усилием противостоять легким соблазнам , жестким обстоятельствам . Первый путь, вероятно, легче, но насколько же второй радостнее! В. Ф . Горячев выбрал второй. И за это ему земная награда - двое сыновей и трое внуков пошли по стонам деда . Все трое са­ мых младших Горячевых тоже стали судомеханиками! Двое ходя т на су ­ дах дедушкиного тралового флота , а третий оформляется. И горь КУ РАМШ ИН , ветеран тралового флота , председатель совета ветеранов Соловецкой школы юнг ВМФ . На снимках: В.Ф. Горячев (после­ военное фото); Виктор Горячев на стадионе «Пищевик», ныне « Строи­ тель », в 1943 году; В .Ф . Горячев (слева) вручает памятный вымпел Мурманского тралового флота ан­ глийскому участнику конвоев. 1 0 - 1 6 сентября 1999 года СУХОПУТНАЯ М Щ Д НА ЗАМКЕ, А М О К К А ! У С Е В Е Р Н Ы Х С О С Е О Е Й Н о р в е г и я приняла решение укрепить общую сухопутную границу с Россией на Кольском полуострове. На эти цели следующем году будет выделено дополнительно около 10 миллионов долларов: солидная сумма для участка длиной около 200 километров, и без того превращенного в практически непроходимую полосу препятствии в годы «холодной войны». Как объясняет статс-секретарь Шель Алахейм, готовивший политическое обоснование проекта, необходимость оборудования границы дополнительным количеством электронноіі техники слежения объясняется страхом Норвегии перед российской организованной преступностью. «У нас появились новые угрожающие свидетельства деятельности российской мафии, - говорит госсекретарь. Особенно опасна контрабанда радиоактивных материалов, например урана. Пограничный контроль с российской стороны границы сейчас ослаблен. В годы существования Советского Союза главной задачеіі Москвы было не пустить свое собственное население за границу, и мы могли не беспокоиться за надежность охраны. Теперь прежней ревности при несении службы нет, и нам надо браті» на себя куда большую нагрузку». По норвежским сведениям, Россия располагает по меньше мере 500 тоннами оружейного (обогащенного) урана и 100 тоннами плутония. Значительная часть этих запасов располагается в непосредственноіі близости от норвежской границы. Эксперт Мортен Бремер Марли из Внешнеполитического института Норвегии утверждает в своей недавно вышедшей книге «Атомный терроризм», что радиоактивные материалы ежегодно нелегально вывозятся из России. Большая часть до сих пор переправлялась через Турцию и Ирак в страны Ближнего Востока, но Норвегия тоже может стать транзитноіі страной для такой контрабанды. В пользу Норвегии говорят большие и плохо охраняемые запасы радиоактивных материалов на Кольском полуострове (по приведенной в книге статистике, каждый год на военных базах и заводах в этом районе раскрываются случаи хищений радиоактивных веществ), а также интенсивное движение через россиііско-норвежскую границу. Особенно привлекательным, по мнению автора книги, может быть контрабанда урана и плутония морем. Российские рыболовецкие суда осуществляют до 4500 заходов в год в порты северной Норвегии, и только 10 процентов судов проходят надлежащий пограничный и таможенный контроль. Смнением Мортена Бремера Марли о том, что российские рыбаки представляют наибольшую потенциальную угрозу в качестве контрабандистов радиоактивных материалов, согласен и Эрлпнг Огранден, один из руководителей Государственного ведомства по защите от радиационной опасности. Пик контрабанды радиоактивных веществ из России пришелся на 1993- 1994 годы, но тогда на рынке действовали любители, чем и объясняется, по мнению норвежских властей, высокое число задержаний. «Типичный контрабандист того периода - некий поляк, пытавшийся провезти цезий в воротнике рубашки, - говорит автор книги «Атомный терроризм». - Этот человек погиб от излучения, и большинство контрабандистов того времени были похожи на него, они понятия не имели о том, что и как везут. В последнее время число задержаний снизилось, но улучшение качества радиоактивных веществ и способов их транспортировки говорит о том, что за дело взялись профессионалы». В начале 90-х годов контрабандисты не слишком заботились о конспирации, предлагая вывезенный из России «товар» в Скандинавии. В то же время его количество поражало воображение. Известен случай, когда одной норвежской фирме в 1992 году было предложено купить восемь тонн тяжелоіі воды. На фоне утверждений экспертов о том, что главную опасность представляет контрабанда радиоактивных материалов морским путем, решение норвежских властей усилить охрану сухопутной границы может показаться странным. Трудно не заподозрить, что на самом деле граница укрепляется не столько для ограничения контрабанды, сколько с целыо впечатлить другие европейские страны, входящие в ІІІенгенское соглашение. - НАРАСПАШКУ Укрепление границы было одним из условий сохранения безвизового режима между Норвегией и странами ЕС, и Осло теперь сможет отрапортовать: «Меры приняты». На усиление контроля за российскими рыболовецкими судами, к чему призывают эксперты, Норвегия не может пойти из экономических соображений: 90 процентов улова российских рыбаков с Кольского полуострова сдается в норвежских портах, прибыль исчисляется миллиардами долларов. На «русской треске» основано процветание всего норвежского севера, тысячи людей заняты на обслуживании российских судов и переработке сданной нашими рыбаками продукции. Одной из причин того, что мурманские суда сгружают улов за границей, служит быстрота прохождения всех формальностей. «В Норвегии я без проблем разгружаюсь за один день, а дома тягомотина с нашими таможенниками п пограничниками может продолжаться целую неделю, - рассказывал мне капитан российского траулера. - Ясно, что я иду в Норвегию». Стремление норвежцев и дальше получать «русскую треску» в прежних количествах перевешивает желание защититься от возможной радиоактивной контрабанды, перевозимой в трюмах судов, создавая парадоксальную ситуацию: на сухопутную границу навешиваются новые замки, а на морской границе встречают словами: «Добро пожаловать». Алексей СМИРНОВ, «Новые известия», из Стокгольма Ѵ М Ji'i š

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz