Рыбный Мурман. 1999 г. Октябрь.
^ П Ѵ Н І І І Н І І В Ш І І Я І ' Ж ' » , ' ............ .. Ш И 11 L i i В Ы П У С К № 51 Арестовывался царской охранкоіі, находился в подполье (Лучинский - ^ подпольная кличка). С 1916 печатал ся в газетах. С осени 1917 в армии. Участник событий октября 1917 в Петрограде, подавления эсеровского мятежа в Ярославле. Возглавлял ЧК в Кологриве Костромской губернии. Там же начал публиковаться в газе-. ^ тах. Учился на первых советских во енно-инженерных курсах. В годы гражданской войны на политической работе в 6 армии. Воевал под Котласом. Выступал перед солдатами Антанты. С 7 марта 1920 в Мурманске, при был на бронепоезде “Карл Маркс” с первыми отрядами 1 стрелковой дивизии 6 армии. Член ревкома. Создавал газету “Известия Мурманского Совета рабочих и солдат ских депутатов” (нынешняя “Полярная правда” ). Возгла вил организацию коммунистов Мурманска. В Мурманске вышла в. 1920 книжка его стихов “На Севере” . Работал здесь до 4.04.1920. Затем в Москве, Архангельске. Редак тировал газету 13 армии “Красный воин”. Погиб на льду Финского залива во время штурма мятежного Кронштад та. Имя носит улица в северной части Мурманска. Соч. На Севере. Мурманск, 1920. Наш путь. Сык тывкар, 1968. Словом пламенным. Архангельск, 1978. ЧУМБАРОВА-ДУЧИНСКОГО, улица в микрорай оне Зеленый Мыс (бывшая Транзитная). Берет начало от проспекта Героев-североморцев, пересекается с улицей Ас- кольдовцев и сворачивает к Кольскому заливу. Вместе с улицей Александрова все они образуют замкнутый квад рат, обширный жилой район на восточном склоне Зеле ного Мыса. Названа 31.03.1967 в честь революционера Ф . С. Чумбарова-Лучинского (1899-1921). ЧУМБОЗЕРО, населенный пункт на восточном бе регу оз. Чумбэ (Длинное) в 64 км от пос. Енский. Возник в 1946. Исключен из учетных данных 4.06.1964. ЧУНА ВЕРХНЯЯ, хутор в Хибинах. Существовал в 1936-1945. ЧУНА-ТУНДРА, горный массив к западу от озера Большая Имандра и к юго-западу от Монче-тундры. Де лится на три части: главныіі хребет, Нярктундра (южная часть) и восточные предгорья. Наибольшая высота над уровнем моря гора Эбручорр - 1114 м. Сорок лет назад в составе экипажа БИ-4372 «В. Салунин» мне довелось лавливать донные у берегов Америки, на Джоржес-банке. Рейс тогда сложился на редкость удачным. Экипаж не только успешно справился с рейсовым заданием по рыбодобыче, но и досрочно завершил пятилетний план, за что капитан Лев Альфредович Шверст был награжден орденом Трудового Красного Знамени. ЧУНОЗЕРО (саамск. чуэнь - гусь), населенный пункт на северо-западном берегу одноименного озера в системе озера Екостровская Имандра, в 45 км от Апатит. •Возник в 1937. Исключен из учетных данных 4.06.1964. ЧУРЙДОВ Александр Иванович (28.04.1932- 1994), капитан на транспортных и рефрижераторных су дах Севрыбхолодфлота . Род. в д. Самодуровка Чкаловской (Оренбургской) области, русский. Окончил судоводительский факультет Мурманского высшего мор ского училища (1957). Направлен в Мурманский трал- флот. Ходил в морс третьим, вторым, старшим помощником капитана. С 1965 капитан-директор на плав базах СРХФ . В 1991 Севрыбхолодфлот учредил повы шенную стипендию им. капитана А. И. Чурилова курсантам и студснтам-отличникам, направленным на обучение от предприятий в учебные заведения морского профиля. Имя присвоено транспортному рефрижератору Севрыбхолодфлота МТ-0264. Умер и пох. в Мурманске. ЧУХНОВСКИЙ Борис Григорьевич (9.04.1898- 30.09.1975), полярный летчик, полковник. Род. в Петер бурге, русский. Окончил школу морских летчиков в Петрограде (1917). Участник гражданскоіі войны. В 1924-1925 работал в составе Северной гидрографической экспедиции, совершил 22 полета над Новой Землей. В 1928 участвовал в экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению экипажа дирижабля «Италия» . В 1942-1943 служил в морской авиации (зам. командира авиаполка) Северного флота. Впоследствии работал в Управлении полярной авиациии. Умер и пох. в Москве. ЧУХЧИН Дмитрий Николаевич (15.09.1903- 10.01.1978), капитан на судах Мурманского морского па роходства. Род. в д. Кушкушара Приморского района Архангельской области, русский. С 11 лет ходил в морс с отцом на парусной шхуне. С 15 лет кок на парусном судне “Святой Георгий”, с 1920 матрос на судах Белмор- трана. Окончил Архангельский техникум водного транс порта. С 1925 штурман на пароходах “Поморье” , “Сорока” , “Умба”. С 1933 капитан на пароходах “Помо рье”, “С. Халтурин” , “Вологда”. С 1942 военный помощ ник капитана теплохода “Старый большевик” (см). До 1946 командовал посыльными и географическими судами Северного флота ( “Мигалка” и др .). После воііны капи тан на ледокольных пароходах “Г. Седов” , “Дежнев” , ле доколах “ Ермак” , “ Красин” . Воспитал многих судоводителей: в трех зверобойных экспедициях на “Си- бирякове” работал у него вторым помощником будущий капитан атомохода “Арктика” Юрий Сергеевич Кучиев, на “Ермаке” старпомом ходил Георгий Осипович Коно- нович. С 1963 на пенсии. Именем, назван теплоход-рудо воз, поднявший Государственный флаг 10.11.1981. Лит. Каренова В. Арктику знал и любил. - “Мурман ский вестник”, 1997, 23 августа. ЧУХЧИН Константин Петрович (3.06.1896 - 6.05.1968), капитан на промысловых судах Мурманско го тралового флота. Род. в д. Кушкушара Приморского района Архангельской области, рус ский. С малолетства ходил в море зуйком (в том числе в Норвегию) на парусноіі шхуне отца. Окончил Ар хангельский техникум водного транспорта. С 1927 в Мурманске. Ходил капитаном на РТ «Макрель", «Форель", «Акула", «Уссуриец". В его экипаже начинал свою работу на Севере будущиіі начальник объеди нения Мурманрыба Г. Г. Тисленко (см.). В 1943-1946 зам. главного ка питана Мурманского рыбного порта, с 1953 главный ка питан портнадзора Мурманской судоверфи. В числе наград орден Ленина (11.12.1950). По выходе на пенсию жил в Ленинградской области и Рязани. Умер и пох. в Мурманске. Ш ШАБАЛИН Александр Осипович (4.11.1914- 16.01.1982), контр-адмирал (1969), дважды Герой Совет ского Союза (22.02.1944, 5.11.1944). Род. в д. Юдмозеро Онежского района Архангельской области, русский. Окончил 7 классов. Ходил в морс юнгой на промысловых судах Мурманского тралового флота. Окончил курсы штурманов при Мурманском мореходном техни куме (1935). В ВМФ с 1936. Пос ле учебного отряда в Кронштадте служил в бригаде торпедных кате ров Балтийского флота. В советс ко-финляндскую войну 1939-1940 командовал торпедным катером. В Великой Отечественной с августа 1941: командир катера, звена, от ряда торпедных катеров Северно го флота. К началу 1944 потопил 4 транспорта и 2 сторожевых корабля противника. Отли чился в Петсамо-Киркенесской операции. Быстро и точ но высаживал десанты в порту Линахамари, что позволило выполнить поставленные задачи с минималь ными потерями в живой силе и технике. В 1951 окончил Каспийское высшее военно-морское училище им. С. М. Кирова, в 1955 академические курсы при-Военно-морской академии. Командовал бригадой надводных кораблей, был заместителем начальника штаба Северного флота. С 1969 заместитель начальника Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. С 1975 контр-адмирал запаса. Умер и пох. в Ленинграде. Бронзовый бюст установлен в г. Онеге Архангельской области. Соч. Шабалин А. О. Пора становления. - В кн. «Годы лейтенантские». М ., 1975. Ч УМ - Ш А Б Б А А Т И И С К А Я Однот имен ЭнциклопедииКольскогокрая s Наш капитан выгодно отличался от многих судовых командиров не только рыбацким талантом, но и внимательным отношением к под чиненным ему рыбакам и к судо вой жизни вообще - Лев Альфредович всегда был в гуще всех дел. Все мы удивлялись его завидной работоспособности. С утра до ночи видя его на капитан ском мостике, невольно задава лись вопросом: а отдыхает вообще наш командир? Лев Альфредович постоянно и аккуратно несколько лет вел свой Ленинград. ги, чтобы поступить в мореходное училище... В сороковом году все латвийс кие суда объединили в государ ственное морское пароходство* ЯёЬ Альфредович был выдвинут на должность старшего помощника капитана советского парохода «Колпаке». Но грянула война, и транспорт срочно переоборудова ли в плавучий госпиталь. 29 авгу- ли ста 1941 года стало трагическим и последним днем для тысяч людей, участвующих в переходе Таллин - «Колпаке» поглотило море. Свой спасательный жилет командир от- встреча Льва Шверста с бывшей певицей Ленинградской филармо нии, а в то время сержантом, свя зисткой командного, пункта полка Ириной Мазуровой. Никогда Лев не думал, что при рода способна создать такую кра сивую жинщину. Румяные от дал раненому бойцу и последним, волнения щеки, полные налитые как водится, покинул судно. губы, изогнутые брови, тонкии нос Он пришел в- себя, когда воз- и длинные ресницы... Теоретичес- душная пробка резко вытолкнула, ки старлей знал, что мужчина дол- его на поверхность моря. Был пол- жен говорить понравившейся нейший штиль. Моряк снял с себя женщине что-то нежное и краси- лишнее и плыл в тельняшке. Уста- вое- **о от нахлынувших чувств не лость сменилась полным безраз личием и яростным нежеланием сдаваться. Только на пятнадцатом часу нахождения в море Льва Аль фредовича подобрал наш катер мог ничего толком сказать. Лишь неотрывно и с обожанием смот рел на самый дорогой подарок судьбы в образе этой дивной жен щины. Он был готов не только промысловый планшет. Большое внимание он уделял сбору про мысловой информации и поэтому не бывал в пролове... Попутно все гда интересовался уловами мур манчан, так как в этом промрайоне они считались самыми опытными рыбаками. И, конечно же, при слу чае запрашивал об успехах земля- ков-рижан. Иногда вечерами, когда выпада ли свободные от работы минуты, в нашем салоне заходили разговоры о пережитом, и они четче прорисо вывали многогранный образ капи тана. ...Родился и вырос он в досовет ской Риге. В 14 лет стал юнгой портового буксира, затем и матро сом. Учиться пришлось урывками. Работал без отпусков, копил день- ..Едза отбили атаку фишистс- ких самолетов, на караван напали подлодки. Да и само море было нашпиговано минами, как суп клецками. Несмотря на опознава тельные знаки Красного Креста, охота на транспорт продолжалась весь день. В одном из налетов по гиб командир. Старпом Шверст возглавил экипаж. Предвидя мрач ный исход рейса, Лев Альфредо вич приказал открыть трюма, где находились раненые (чуть более полутора тысяч) да немалочислен ный медперсонал. Ближе к вечеру корпус судна потряс мощный взрыв. Время пошло на минуты. За борт полетели спасательные плотики. В шлюпки в первую оче редь спускали раненых и женщин с детьми ... Через несколько минут - Вроде живой? - спросили спа- и«ти на любое опасное задание, сатели с сомнением, вытягивая но * вообще на край света ради его на борт Но выловленный не мог выгово рить ни слова, и ноги предательс ки его не слушались... После госпиталя старший лейте нант Лев Шверст стал разведчи ком, ведь он владел несколькими языками, в том числе и немецким. этой прекрасной женщины. А в проеме блиндажа вовсю хлестал весенний дождик. И стре мительно длилась волшебная, сказочная ночь, до краев напол ненная нежностью... Они дали друг другу клятву, если останутся живы, то обяза- Были дерзкие по смелости рейды тельно найдут друг друга, чтобы за линию фронта, смертельные больше никогда не разлучаться, схватки, ранения, очередной гос- Отправляясь в тыл врага, Лев не питаль. имел права даже назвать свое В сорок втором командование имя, но они все же условились, готовило группу к очередной заб- что каждое первое мая будут при- роске в тыл врага. Пока полковые ходить вечером на перрон Бал- разведчики готовили для спец- тийского вокзала, откуда оба группы «окно», самого Шверста уезжали на фронт, и ждать... Не поселили в блиндаж командира знали они и не ведали, что эта полка, чтобы уберечь от лишних встреча произойдет лишь через глаз. Вот тогда и произошла 17 лет. 29 октября - 4 ноября 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz