Рыбный Мурман. 1999 г. Октябрь.

^ П Ѵ Н І І І Н І І В Ш І І Я І ' Ж ' » , ' ............ .. Ш И 11 L i i В Ы П У С К № 51 Арестовывался царской охранкоіі, находился в подполье (Лучинский - ^ подпольная кличка). С 1916 печатал­ ся в газетах. С осени 1917 в армии. Участник событий октября 1917 в Петрограде, подавления эсеровского мятежа в Ярославле. Возглавлял ЧК в Кологриве Костромской губернии. Там же начал публиковаться в газе-. ^ тах. Учился на первых советских во­ енно-инженерных курсах. В годы гражданской войны на политической работе в 6 армии. Воевал под Котласом. Выступал перед солдатами Антанты. С 7 марта 1920 в Мурманске, при­ был на бронепоезде “Карл Маркс” с первыми отрядами 1 стрелковой дивизии 6 армии. Член ревкома. Создавал газету “Известия Мурманского Совета рабочих и солдат­ ских депутатов” (нынешняя “Полярная правда” ). Возгла­ вил организацию коммунистов Мурманска. В Мурманске вышла в. 1920 книжка его стихов “На Севере” . Работал здесь до 4.04.1920. Затем в Москве, Архангельске. Редак­ тировал газету 13 армии “Красный воин”. Погиб на льду Финского залива во время штурма мятежного Кронштад­ та. Имя носит улица в северной части Мурманска. Соч. На Севере. Мурманск, 1920. Наш путь. Сык­ тывкар, 1968. Словом пламенным. Архангельск, 1978. ЧУМБАРОВА-ДУЧИНСКОГО, улица в микрорай­ оне Зеленый Мыс (бывшая Транзитная). Берет начало от проспекта Героев-североморцев, пересекается с улицей Ас- кольдовцев и сворачивает к Кольскому заливу. Вместе с улицей Александрова все они образуют замкнутый квад­ рат, обширный жилой район на восточном склоне Зеле­ ного Мыса. Названа 31.03.1967 в честь революционера Ф . С. Чумбарова-Лучинского (1899-1921). ЧУМБОЗЕРО, населенный пункт на восточном бе­ регу оз. Чумбэ (Длинное) в 64 км от пос. Енский. Возник в 1946. Исключен из учетных данных 4.06.1964. ЧУНА ВЕРХНЯЯ, хутор в Хибинах. Существовал в 1936-1945. ЧУНА-ТУНДРА, горный массив к западу от озера Большая Имандра и к юго-западу от Монче-тундры. Де­ лится на три части: главныіі хребет, Нярктундра (южная часть) и восточные предгорья. Наибольшая высота над уровнем моря гора Эбручорр - 1114 м. Сорок лет назад в составе экипажа БИ-4372 «В. Салунин» мне довелось лавливать донные у берегов Америки, на Джоржес-банке. Рейс тогда сложился на редкость удачным. Экипаж не только успешно справился с рейсовым заданием по рыбодобыче, но и досрочно завершил пятилетний план, за что капитан Лев Альфредович Шверст был награжден орденом Трудового Красного Знамени. ЧУНОЗЕРО (саамск. чуэнь - гусь), населенный пункт на северо-западном берегу одноименного озера в системе озера Екостровская Имандра, в 45 км от Апатит. •Возник в 1937. Исключен из учетных данных 4.06.1964. ЧУРЙДОВ Александр Иванович (28.04.1932- 1994), капитан на транспортных и рефрижераторных су­ дах Севрыбхолодфлота . Род. в д. Самодуровка Чкаловской (Оренбургской) области, русский. Окончил судоводительский факультет Мурманского высшего мор­ ского училища (1957). Направлен в Мурманский трал- флот. Ходил в морс третьим, вторым, старшим помощником капитана. С 1965 капитан-директор на плав­ базах СРХФ . В 1991 Севрыбхолодфлот учредил повы­ шенную стипендию им. капитана А. И. Чурилова курсантам и студснтам-отличникам, направленным на обучение от предприятий в учебные заведения морского профиля. Имя присвоено транспортному рефрижератору Севрыбхолодфлота МТ-0264. Умер и пох. в Мурманске. ЧУХНОВСКИЙ Борис Григорьевич (9.04.1898- 30.09.1975), полярный летчик, полковник. Род. в Петер­ бурге, русский. Окончил школу морских летчиков в Петрограде (1917). Участник гражданскоіі войны. В 1924-1925 работал в составе Северной гидрографической экспедиции, совершил 22 полета над Новой Землей. В 1928 участвовал в экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению экипажа дирижабля «Италия» . В 1942-1943 служил в морской авиации (зам. командира авиаполка) Северного флота. Впоследствии работал в Управлении полярной авиациии. Умер и пох. в Москве. ЧУХЧИН Дмитрий Николаевич (15.09.1903- 10.01.1978), капитан на судах Мурманского морского па­ роходства. Род. в д. Кушкушара Приморского района Архангельской области, русский. С 11 лет ходил в морс с отцом на парусной шхуне. С 15 лет кок на парусном судне “Святой Георгий”, с 1920 матрос на судах Белмор- трана. Окончил Архангельский техникум водного транс­ порта. С 1925 штурман на пароходах “Поморье” , “Сорока” , “Умба”. С 1933 капитан на пароходах “Помо­ рье”, “С. Халтурин” , “Вологда”. С 1942 военный помощ­ ник капитана теплохода “Старый большевик” (см). До 1946 командовал посыльными и географическими судами Северного флота ( “Мигалка” и др .). После воііны капи­ тан на ледокольных пароходах “Г. Седов” , “Дежнев” , ле­ доколах “ Ермак” , “ Красин” . Воспитал многих судоводителей: в трех зверобойных экспедициях на “Си- бирякове” работал у него вторым помощником будущий капитан атомохода “Арктика” Юрий Сергеевич Кучиев, на “Ермаке” старпомом ходил Георгий Осипович Коно- нович. С 1963 на пенсии. Именем, назван теплоход-рудо­ воз, поднявший Государственный флаг 10.11.1981. Лит. Каренова В. Арктику знал и любил. - “Мурман­ ский вестник”, 1997, 23 августа. ЧУХЧИН Константин Петрович (3.06.1896 - 6.05.1968), капитан на промысловых судах Мурманско­ го тралового флота. Род. в д. Кушкушара Приморского района Архангельской области, рус­ ский. С малолетства ходил в море зуйком (в том числе в Норвегию) на парусноіі шхуне отца. Окончил Ар­ хангельский техникум водного транспорта. С 1927 в Мурманске. Ходил капитаном на РТ «Макрель", «Форель", «Акула", «Уссуриец". В его экипаже начинал свою работу на Севере будущиіі начальник объеди­ нения Мурманрыба Г. Г. Тисленко (см.). В 1943-1946 зам. главного ка­ питана Мурманского рыбного порта, с 1953 главный ка­ питан портнадзора Мурманской судоверфи. В числе наград орден Ленина (11.12.1950). По выходе на пенсию жил в Ленинградской области и Рязани. Умер и пох. в Мурманске. Ш ШАБАЛИН Александр Осипович (4.11.1914- 16.01.1982), контр-адмирал (1969), дважды Герой Совет­ ского Союза (22.02.1944, 5.11.1944). Род. в д. Юдмозеро Онежского района Архангельской области, русский. Окончил 7 классов. Ходил в морс юнгой на промысловых судах Мурманского тралового флота. Окончил курсы штурманов при Мурманском мореходном техни­ куме (1935). В ВМФ с 1936. Пос­ ле учебного отряда в Кронштадте служил в бригаде торпедных кате­ ров Балтийского флота. В советс­ ко-финляндскую войну 1939-1940 командовал торпедным катером. В Великой Отечественной с августа 1941: командир катера, звена, от­ ряда торпедных катеров Северно­ го флота. К началу 1944 потопил 4 транспорта и 2 сторожевых корабля противника. Отли­ чился в Петсамо-Киркенесской операции. Быстро и точ­ но высаживал десанты в порту Линахамари, что позволило выполнить поставленные задачи с минималь­ ными потерями в живой силе и технике. В 1951 окончил Каспийское высшее военно-морское училище им. С. М. Кирова, в 1955 академические курсы при-Военно-морской академии. Командовал бригадой надводных кораблей, был заместителем начальника штаба Северного флота. С 1969 заместитель начальника Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. С 1975 контр-адмирал запаса. Умер и пох. в Ленинграде. Бронзовый бюст установлен в г. Онеге Архангельской области. Соч. Шабалин А. О. Пора становления. - В кн. «Годы лейтенантские». М ., 1975. Ч УМ - Ш А Б Б А А Т И И С К А Я Однот имен ЭнциклопедииКольскогокрая s Наш капитан выгодно отличался от многих судовых командиров не только рыбацким талантом, но и внимательным отношением к под­ чиненным ему рыбакам и к судо­ вой жизни вообще - Лев Альфредович всегда был в гуще всех дел. Все мы удивлялись его завидной работоспособности. С утра до ночи видя его на капитан­ ском мостике, невольно задава­ лись вопросом: а отдыхает вообще наш командир? Лев Альфредович постоянно и аккуратно несколько лет вел свой Ленинград. ги, чтобы поступить в мореходное училище... В сороковом году все латвийс­ кие суда объединили в государ­ ственное морское пароходство* ЯёЬ Альфредович был выдвинут на должность старшего помощника капитана советского парохода «Колпаке». Но грянула война, и транспорт срочно переоборудова­ ли в плавучий госпиталь. 29 авгу- ли ста 1941 года стало трагическим и последним днем для тысяч людей, участвующих в переходе Таллин - «Колпаке» поглотило море. Свой спасательный жилет командир от- встреча Льва Шверста с бывшей певицей Ленинградской филармо­ нии, а в то время сержантом, свя­ зисткой командного, пункта полка Ириной Мазуровой. Никогда Лев не думал, что при­ рода способна создать такую кра­ сивую жинщину. Румяные от дал раненому бойцу и последним, волнения щеки, полные налитые как водится, покинул судно. губы, изогнутые брови, тонкии нос Он пришел в- себя, когда воз- и длинные ресницы... Теоретичес- душная пробка резко вытолкнула, ки старлей знал, что мужчина дол- его на поверхность моря. Был пол- жен говорить понравившейся нейший штиль. Моряк снял с себя женщине что-то нежное и краси- лишнее и плыл в тельняшке. Уста- вое- **о от нахлынувших чувств не лость сменилась полным безраз­ личием и яростным нежеланием сдаваться. Только на пятнадцатом часу нахождения в море Льва Аль­ фредовича подобрал наш катер мог ничего толком сказать. Лишь неотрывно и с обожанием смот­ рел на самый дорогой подарок судьбы в образе этой дивной жен­ щины. Он был готов не только промысловый планшет. Большое внимание он уделял сбору про­ мысловой информации и поэтому не бывал в пролове... Попутно все­ гда интересовался уловами мур­ манчан, так как в этом промрайоне они считались самыми опытными рыбаками. И, конечно же, при слу­ чае запрашивал об успехах земля- ков-рижан. Иногда вечерами, когда выпада­ ли свободные от работы минуты, в нашем салоне заходили разговоры о пережитом, и они четче прорисо­ вывали многогранный образ капи­ тана. ...Родился и вырос он в досовет­ ской Риге. В 14 лет стал юнгой портового буксира, затем и матро­ сом. Учиться пришлось урывками. Работал без отпусков, копил день- ..Едза отбили атаку фишистс- ких самолетов, на караван напали подлодки. Да и само море было нашпиговано минами, как суп клецками. Несмотря на опознава­ тельные знаки Красного Креста, охота на транспорт продолжалась весь день. В одном из налетов по­ гиб командир. Старпом Шверст возглавил экипаж. Предвидя мрач­ ный исход рейса, Лев Альфредо­ вич приказал открыть трюма, где находились раненые (чуть более полутора тысяч) да немалочислен­ ный медперсонал. Ближе к вечеру корпус судна потряс мощный взрыв. Время пошло на минуты. За борт полетели спасательные плотики. В шлюпки в первую оче­ редь спускали раненых и женщин с детьми ... Через несколько минут - Вроде живой? - спросили спа- и«ти на любое опасное задание, сатели с сомнением, вытягивая но * вообще на край света ради его на борт Но выловленный не мог выгово­ рить ни слова, и ноги предательс­ ки его не слушались... После госпиталя старший лейте­ нант Лев Шверст стал разведчи­ ком, ведь он владел несколькими языками, в том числе и немецким. этой прекрасной женщины. А в проеме блиндажа вовсю хлестал весенний дождик. И стре­ мительно длилась волшебная, сказочная ночь, до краев напол­ ненная нежностью... Они дали друг другу клятву, если останутся живы, то обяза- Были дерзкие по смелости рейды тельно найдут друг друга, чтобы за линию фронта, смертельные больше никогда не разлучаться, схватки, ранения, очередной гос- Отправляясь в тыл врага, Лев не питаль. имел права даже назвать свое В сорок втором командование имя, но они все же условились, готовило группу к очередной заб- что каждое первое мая будут при- роске в тыл врага. Пока полковые ходить вечером на перрон Бал- разведчики готовили для спец- тийского вокзала, откуда оба группы «окно», самого Шверста уезжали на фронт, и ждать... Не поселили в блиндаж командира знали они и не ведали, что эта полка, чтобы уберечь от лишних встреча произойдет лишь через глаз. Вот тогда и произошла 17 лет. 29 октября - 4 ноября 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz