Рыбный Мурман. 1999 г. Октябрь.

ПРОМСОВЕТ Трещи - не трещи, а минули все дещи! К т о бы мог сказать, что опасе­ ния о невыбранной квоте пикши в августе обернутся в октябре д л я одних флотов прибылью , д л я дру гих - простоем?! В це­ лом, мурманские рыбаки, д р уж ­ но п ромышляя в счет общей квоты, не оставили себе шансов спокойно доработать до конца года. Минимальный остаток кво­ ты (н а 23 ок тября он составил всего 380 тонн ) грозит осложне­ ниями с контролирующими орга­ нами, если прилов пикши составит более 5%. Флотам д р у ­ гих регионов - архангельскому , ненецкому и калининградскому - значительная часть оставшейся квоты позволит равномерно рас ­ пределить уловы до 2000 г. З а к ­ рыт специромысел пикши в 12 -мильной зоне , прекращен упрощенный вид таможенного оформления , суда переходят в районы Кильдинской и Рыбачь ­ ей банок. На промысле трески самый значительный остаток квоты (в DE FACTO СОСТОЯЛИСЬ международ­ ные переговоры по сельди на 2000 год (Норвегия, ЕС, Ис­ ландия, Россия, Фарерские острова). Переговорный про­ цесс осложнялся прессингом со стороны норвежцев, кото­ рых поддержали исландцы. Они настаивали на сокраще­ нии ОДУ до 1 млн. тонн. Дос­ тигнуто соглашение об утверждении ОДУ в размере 1 млн. 250 тыс. тонн (1999 год - 1 млн. 300 тыс. тонн). Таким образом, квота России в сле­ дующем году составит 170,2 тыс. тонн сельди (против 177 тыс. тонн в этом году). Соглас­ но Конвенции НЕАФК, часть квоты, которую страны-участ- ницы не реализуют в Исландс­ кой и Фарерской зонах, смогут выловить в Норвежском море. 27 -28 ОКТЯБРЯ в Мурман­ ске прошло совещание, орга­ низованное рабочей группой проекта ТАСИС для выработки комплексного плана управле­ ния развитием рыбного хозяй­ ства Северо-Запада России. С российской стороны в выступ­ лениях руководителей рыбной отрасли и отраслевых учреж­ дений освещены потребности и проблемы рынка, вопросы информационного обслужива­ ния, кадровой политики в рыб-3 ной отрасли региона. Со стороны управляющих проекта ТАСИС, представителей ЕС затронуты темы перспектив маркетинга рыбной отрасли, снабжения перерабатывающих предприятий и др. Зі МЕЖДУНАРОДНАЯ конфе­ ренция «Возможности регио­ нов Севера - 99» состоится в Мурманске 2 - 4 ноября. Цель этого форума - поиск делового партнерства. Проводит его Го­ сударственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области. Встречи будут организованы в норвеж­ ском центре «Сива». В програм­ ме партнериата предусмотрены туризм, рыболовство и рыбная промышленность, модель «Сива- парк». расчете на число судов) у архан ­ гельских рыбаков - 5500 тонн, у мурманских - чуть больше 16000 тонн . Д аж е неблагоприятные промысловые условия не станут помехой для ее реализации . По прогнозам специалистов , уже в середине декабря суда мурман ­ чан станут в отстой. На сегодняшний день вы­ ловлено 165 тыс. тонн путассу. Достаточно продуктивно работа­ ют суда всего Северного бассей­ на в Норвежском море. В насто­ ящее время идут консультации с представителями норвежской стороны но дальнейшему ра зре ­ шению на промысел в этой зоне. Пока не в полной мере оп­ равдались ожидани я на облове сайки . Больших скоплений не наблюдается . Среднесуточная производительность на судно в пределах 30 тонн. Р а сп о р яж е н и е «о перечис­ лении платы за пользование водными биоресурсами в 1999 г.», пришедшее в первой декаде октяб­ ря, вызвало у пользователей не­ доумение и ряд вопросов: как на сегодняшний день производить оп­ лату - по факту выделения квот или по результату их освоения, пока­ зывать ли работу в счет общей квоты, как соотносить льготы ры­ боловецких колхозов и оплату био­ ресурсов, как платить за прибрежную и научные квоты ПИНРО и другие. Комитет по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурман­ ской области обобщил все вопросы и подготовил обращение в Госком- рыболовство РФ с просьбой дать разъяснение. При его обсуждении на рыбохозяйственном совете вне­ сен ряд дополнений. Существенное замечание высказал председатель комитета экономики и хозяйствен­ ной деятельности, депутат областной Думы В.П.Гусенков. Дескать, новое постановление не утверждено Го­ сударственной Думой, поэтому не ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ имеет юридической силы. •Рыбопромышленники выступают против попытки правительства ввести новый налог, который мо­ жет существенно подорвать эконо­ мику предприятий. Конечно, хотелось бы верить, что все обра­ зуется с наименьшими потерями. И не надо будет судиться, как это делали профсоюзы, отстаивая ставки пенсионного налога, или бойкотировать постановление, на­ вязанное волевым решением Гос- комрыболовства,.как предлагают некоторые члены совета. Удручает еще и то, что после вступления по­ становления в силу (а это непре­ менно случится), зная хватку нашего правительства, можно уве­ ренно прогнозировать последую­ щий рост платы за пользование водными биоресурсами для попол­ нения государственной казны Ольга МАКАРОВА. Н Е Н А Д О К Р А Й Н О С Т Е Й МНЕНИЕ Н а с т р а н и ц а х н аш ей г а з е ты мы д а ем в о з м о ж ­ но сть и злагать с в ою точку з р ен и я по основным про бл ем ам ра звития ры бной о тра сли пр е д с тави ­ телям различных структур б а с с ей н о в о г о ры б о х о ­ з я й с т в е н н о г о к ом п л е к с а . З а ч а с т у ю они диам етральны . Т ем п о л е з н е е считаем такой о б ­ м ен мн ениями , и б о н е нами с к а з а н о — в с п о р е р о ж д а е т с я и с ти н а . С е г о д н я наш с о б е с е д н и к — у п р а в л яющ и й г о с у д а р с т в ен ны м п р е дп р и я ти ем “ С е вры бп р ом р а зв е дк а ” Павел В И Н О Г Р А Д О В . - В последнее время в рыбо ­ промышленных кругах активно о б с уж д а е т с я в опрос о ц е л е с о ­ обра зности использования бер- боу т -ч ар терной схемы аренды с удов з а границей. Ваше отно ­ шение к ней. - Давайте смотреть на вещи реально. Да, схема бербоут-чар- тера — не лучший способ обнов­ ления флота . Согласен с тем, что она негативно сказывается на развитии отечественного су ­ достроения. Но ведь не бербоут- чартер привел его к плачевному состоянию! Надо вспомнить, что до 70% нашего ныне действую­ щего промыслового флота Рос ­ сии построено за границей. Это, к а к вы п оним а е т е , не с п о с о б ­ с т в о в а л о с о з д а н ию у н и в е р ­ с а л ь н о й о т е ч е с т в е н н о й с у д о с т р о и т е л ь н о й п р о м ы ш ­ л ен н о с т и . В р е з у л ь т а т е имеем то, что имеем . Если страна рас­ полагает мощной инфраструкту ­ рой дл я строительства военных кораблей , транспортных морс­ ких и речных судов, то строить современные траулеры мы про ­ сто не готовы. И отказ от бербо- ут -чартера этой ситуации не изменит. - Однако зачастую мы берем в аренду д ал еко не новые суда . - Конечно, лучше строить со­ временные корабли. Но сегодня судовладелец будет строить их там, где ему это выгодно, исхо ­ д я из существующих реалий , а они таковы, что наши судостро­ ительные предприятия работают в услови ях глубокого экономи ­ ческого кризиса, едва сводя кон­ цы с концами . В большинстве своем они имеют долги перед бюджетами всех уровней, неред­ ко — арестованные счета в бан­ ках . Специалистов хронически не хватает. На разработку толь­ ко проекта современного трауле­ ра уходит 1,5 —2 года. И все это на фоне эфф ек ти вн о работаю ­ щих иностранных судоверфей , где можно ра зместить з а к а з на льготных для нас условиях кре ­ дитования. Поэтому российский судовладелец при всем своем патриотизме вынужден строить суда за границей, что невыгодно ни отечественным судостроите ­ лям , ни государству в целом, которое недополучает в бюджет значительные суммы из-за отсут­ ствия налоговых поступлений от простаивающих судоверфей. - Как изменить неблагоприят­ ную для нас ситуацию? - Я считаю, что прежде всего необходимо изменить условия , которые заставляют судовла ­ дельцев прибегать к схеме бер- боут-чартера или брать кредиты за рубежом, часто в обоих случа­ ях расплачиваясь выловленными биоресурсами. И сделать это мо­ жет только государство за счет, скажем, протекционистской фис ­ кальной политики ио отношению к судовладельцам. >дним из вариантов ее реали­ зации могло бы стать открытие льготной кредитной линии в Центральном банке РФ для це­ левого фин ансиров ани я с трои ­ тельства отечественного флота рыбной отрасли. Пусть его зна ­ чительная часть в ближайшие годы все равно будет строиться на зарубежных верфях - за один день ситуация не изменится. Но при этом обусловить предостав­ ление кредита обязательством судовладельца перечислять по­ лученную в ходе эксплуатации построенного судна прибыль в тот же Центральный банк в тече­ ние примерно 10 лет — срок его стабилизационного возврата с учетом процентов . Во звращен ­ ные таким образом деньги мож­ но использовать для модернизации отечественных су­ достроительных предприятий , что сделает их со временем при­ влекательными дл я российских судовладельцев . Это только мой вариант реше­ ния проблемы. Могут быть и другие в згляды , но принципи ­ альным являе тся то, что в их основе должен быть государ ­ ственный подход, а не стремле­ ние любой ценой обобрать рыбо­ промышленника , задавив его непомерными налогами. - Р еш ени е проблем рыбной отрасли лежит не только в ф и с ­ кальной плоскости . Многое з а ­ висит от эфф ек ти вн о с ти управления рыбохозяйственным комплексом . Р а з д е л я е т е ли вы широко ра спрос траненное мне­ ние в пол ь зу с о з д а н и я б а с с ей ­ нового депар тамента двойного подчинения? - Нет, не ра зделяю . Гово­ рят, что необходимо восстано­ вить вертикаль управления рыбным хозяйством . Но я не считаю, что она у нас в регионе потеряна. Есть Севрыба с огром­ ным опытом управленческой де­ ятельности , с подготовленными кадрами и созданной и нф р а ­ структурой. Конечно, эффектив ­ ность ее * работы как управляющего и координирую ­ щего органа в настоящее время ни зк а я . Но это ре зуль тат того, что в ходе приватизации мы ра з ­ рушили законодательную базу, регулирующую деятельность этой организации. Поэтому нуж ­ но прежде всего ра зработать и принять законы, определяющие отношения между ра зличными структурами отрасли с учетом сложившегося в ней многообра­ зи я форм собственности. Необ ­ ходимо принят ь закон о рыболовстве , на базе которого та же Севрыба могла заключить договоры с Госкомрыболов- ством, с органами исполнитель­ ной власти регионов Северного бассейна и заинтересованными субъектами хозяйствования , ко ­ торые бы наделили ее конкрет ­ ными полномочиями как бассейновой структуры управле ­ ния. При этом я-согласен, что Сев- рыба не должна заниматься ком­ мерческой деятельностью - Павел Васильевич, ваша по­ зи ци я поня тн а . Но наш р а з г о ­ вор буд е т логически не завершен, если вы ничего не скажете о руководимом вами предприятии. Охарактеризуйте вкратце его состояние и основ­ ные проблемы, с которыми сталкиваетесь. - Если очень коротко, то я бы ска з ал так: государственное предприятие “Севрыбпромра з ­ ведка” сегодня в большей степе­ ни стабильно, чем неустойчиво. Последние три квартала мы ра ­ ботаем хоть и с fie большой, но прибылью . Основная проблема — отсутствие квот. У нас о ста ­ лось невыбранных примерно 700 тонн, в основном ио треске. Это значит , что очень скоро суда встанут у причалов. - Ваше предприятие было со ­ здано для исследований в дей­ ствующих промысловых районах и открытия новых. А как сегодня? - Мы на самофинансировании и поэтому вынуждены отдавать приоритет промысловой деятель­ ности. Иначе Не выжить. Но это не означает, что поисковые ис­ следования прекращены. С 1994 года при общем сокращении уп­ равленческого аппарата на 25% мы не уволили ни одного науч­ ного работника . На каждом на ­ шем судне есть помощник капитана по науке. Параллельно с промыслом ведется тактичес ­ кая р а з ведк а и составляются прогнозы состояния сырьевой базы на ближайшую перспекти­ ву. Работаем и но программам П И Н РО . - Как решается вопрос о пе­ редаче ваших судов этому ин­ ституту? - Они не переданы, и я против их передачи, так как считаю, что у П И Н Р О должен быть “чис­ ты й ” научный флот из НИСов . Его работу должно фин ан сиро ­ вать государство или те органи­ зации , в интересах которых проводятся исследования . - Но вы прекрасно знаете , как наше государство финанси­ рует свои структуры. - Знаю. Поэтому считаю нуж ­ ным в законодательном порядке вернуться к практике отчисле ­ ния 1,5% от доходов рыбопро ­ мышленных предприятий на содержание науки. - Севрыбпромразведка —одно из немногих предприятий обла­ сти, сумевшее во время массо­ вого акционирования остаться государственным. Не жалеете? - Нет, не жалею . В государ ­ стве должны быть все формы собственности. Конечно, мы бо­ лее ограничены в маневре при кризисных условиях . Есть мно ­ го иных проблем, но все они ре ­ шаемы. Олег КРЮКОВ . л 29 октября - 4 ноября 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz