Рыбный Мурман. 1999 г. Октябрь.
ПРОМСОВЕТ Трещи - не трещи, а минули все дещи! К т о бы мог сказать, что опасе ния о невыбранной квоте пикши в августе обернутся в октябре д л я одних флотов прибылью , д л я дру гих - простоем?! В це лом, мурманские рыбаки, д р уж но п ромышляя в счет общей квоты, не оставили себе шансов спокойно доработать до конца года. Минимальный остаток кво ты (н а 23 ок тября он составил всего 380 тонн ) грозит осложне ниями с контролирующими орга нами, если прилов пикши составит более 5%. Флотам д р у гих регионов - архангельскому , ненецкому и калининградскому - значительная часть оставшейся квоты позволит равномерно рас пределить уловы до 2000 г. З а к рыт специромысел пикши в 12 -мильной зоне , прекращен упрощенный вид таможенного оформления , суда переходят в районы Кильдинской и Рыбачь ей банок. На промысле трески самый значительный остаток квоты (в DE FACTO СОСТОЯЛИСЬ международ ные переговоры по сельди на 2000 год (Норвегия, ЕС, Ис ландия, Россия, Фарерские острова). Переговорный про цесс осложнялся прессингом со стороны норвежцев, кото рых поддержали исландцы. Они настаивали на сокраще нии ОДУ до 1 млн. тонн. Дос тигнуто соглашение об утверждении ОДУ в размере 1 млн. 250 тыс. тонн (1999 год - 1 млн. 300 тыс. тонн). Таким образом, квота России в сле дующем году составит 170,2 тыс. тонн сельди (против 177 тыс. тонн в этом году). Соглас но Конвенции НЕАФК, часть квоты, которую страны-участ- ницы не реализуют в Исландс кой и Фарерской зонах, смогут выловить в Норвежском море. 27 -28 ОКТЯБРЯ в Мурман ске прошло совещание, орга низованное рабочей группой проекта ТАСИС для выработки комплексного плана управле ния развитием рыбного хозяй ства Северо-Запада России. С российской стороны в выступ лениях руководителей рыбной отрасли и отраслевых учреж дений освещены потребности и проблемы рынка, вопросы информационного обслужива ния, кадровой политики в рыб-3 ной отрасли региона. Со стороны управляющих проекта ТАСИС, представителей ЕС затронуты темы перспектив маркетинга рыбной отрасли, снабжения перерабатывающих предприятий и др. Зі МЕЖДУНАРОДНАЯ конфе ренция «Возможности регио нов Севера - 99» состоится в Мурманске 2 - 4 ноября. Цель этого форума - поиск делового партнерства. Проводит его Го сударственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области. Встречи будут организованы в норвеж ском центре «Сива». В програм ме партнериата предусмотрены туризм, рыболовство и рыбная промышленность, модель «Сива- парк». расчете на число судов) у архан гельских рыбаков - 5500 тонн, у мурманских - чуть больше 16000 тонн . Д аж е неблагоприятные промысловые условия не станут помехой для ее реализации . По прогнозам специалистов , уже в середине декабря суда мурман чан станут в отстой. На сегодняшний день вы ловлено 165 тыс. тонн путассу. Достаточно продуктивно работа ют суда всего Северного бассей на в Норвежском море. В насто ящее время идут консультации с представителями норвежской стороны но дальнейшему ра зре шению на промысел в этой зоне. Пока не в полной мере оп равдались ожидани я на облове сайки . Больших скоплений не наблюдается . Среднесуточная производительность на судно в пределах 30 тонн. Р а сп о р яж е н и е «о перечис лении платы за пользование водными биоресурсами в 1999 г.», пришедшее в первой декаде октяб ря, вызвало у пользователей не доумение и ряд вопросов: как на сегодняшний день производить оп лату - по факту выделения квот или по результату их освоения, пока зывать ли работу в счет общей квоты, как соотносить льготы ры боловецких колхозов и оплату био ресурсов, как платить за прибрежную и научные квоты ПИНРО и другие. Комитет по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурман ской области обобщил все вопросы и подготовил обращение в Госком- рыболовство РФ с просьбой дать разъяснение. При его обсуждении на рыбохозяйственном совете вне сен ряд дополнений. Существенное замечание высказал председатель комитета экономики и хозяйствен ной деятельности, депутат областной Думы В.П.Гусенков. Дескать, новое постановление не утверждено Го сударственной Думой, поэтому не ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ имеет юридической силы. •Рыбопромышленники выступают против попытки правительства ввести новый налог, который мо жет существенно подорвать эконо мику предприятий. Конечно, хотелось бы верить, что все обра зуется с наименьшими потерями. И не надо будет судиться, как это делали профсоюзы, отстаивая ставки пенсионного налога, или бойкотировать постановление, на вязанное волевым решением Гос- комрыболовства,.как предлагают некоторые члены совета. Удручает еще и то, что после вступления по становления в силу (а это непре менно случится), зная хватку нашего правительства, можно уве ренно прогнозировать последую щий рост платы за пользование водными биоресурсами для попол нения государственной казны Ольга МАКАРОВА. Н Е Н А Д О К Р А Й Н О С Т Е Й МНЕНИЕ Н а с т р а н и ц а х н аш ей г а з е ты мы д а ем в о з м о ж но сть и злагать с в ою точку з р ен и я по основным про бл ем ам ра звития ры бной о тра сли пр е д с тави телям различных структур б а с с ей н о в о г о ры б о х о з я й с т в е н н о г о к ом п л е к с а . З а ч а с т у ю они диам етральны . Т ем п о л е з н е е считаем такой о б м ен мн ениями , и б о н е нами с к а з а н о — в с п о р е р о ж д а е т с я и с ти н а . С е г о д н я наш с о б е с е д н и к — у п р а в л яющ и й г о с у д а р с т в ен ны м п р е дп р и я ти ем “ С е вры бп р ом р а зв е дк а ” Павел В И Н О Г Р А Д О В . - В последнее время в рыбо промышленных кругах активно о б с уж д а е т с я в опрос о ц е л е с о обра зности использования бер- боу т -ч ар терной схемы аренды с удов з а границей. Ваше отно шение к ней. - Давайте смотреть на вещи реально. Да, схема бербоут-чар- тера — не лучший способ обнов ления флота . Согласен с тем, что она негативно сказывается на развитии отечественного су достроения. Но ведь не бербоут- чартер привел его к плачевному состоянию! Надо вспомнить, что до 70% нашего ныне действую щего промыслового флота Рос сии построено за границей. Это, к а к вы п оним а е т е , не с п о с о б с т в о в а л о с о з д а н ию у н и в е р с а л ь н о й о т е ч е с т в е н н о й с у д о с т р о и т е л ь н о й п р о м ы ш л ен н о с т и . В р е з у л ь т а т е имеем то, что имеем . Если страна рас полагает мощной инфраструкту рой дл я строительства военных кораблей , транспортных морс ких и речных судов, то строить современные траулеры мы про сто не готовы. И отказ от бербо- ут -чартера этой ситуации не изменит. - Однако зачастую мы берем в аренду д ал еко не новые суда . - Конечно, лучше строить со временные корабли. Но сегодня судовладелец будет строить их там, где ему это выгодно, исхо д я из существующих реалий , а они таковы, что наши судостро ительные предприятия работают в услови ях глубокого экономи ческого кризиса, едва сводя кон цы с концами . В большинстве своем они имеют долги перед бюджетами всех уровней, неред ко — арестованные счета в бан ках . Специалистов хронически не хватает. На разработку толь ко проекта современного трауле ра уходит 1,5 —2 года. И все это на фоне эфф ек ти вн о работаю щих иностранных судоверфей , где можно ра зместить з а к а з на льготных для нас условиях кре дитования. Поэтому российский судовладелец при всем своем патриотизме вынужден строить суда за границей, что невыгодно ни отечественным судостроите лям , ни государству в целом, которое недополучает в бюджет значительные суммы из-за отсут ствия налоговых поступлений от простаивающих судоверфей. - Как изменить неблагоприят ную для нас ситуацию? - Я считаю, что прежде всего необходимо изменить условия , которые заставляют судовла дельцев прибегать к схеме бер- боут-чартера или брать кредиты за рубежом, часто в обоих случа ях расплачиваясь выловленными биоресурсами. И сделать это мо жет только государство за счет, скажем, протекционистской фис кальной политики ио отношению к судовладельцам. >дним из вариантов ее реали зации могло бы стать открытие льготной кредитной линии в Центральном банке РФ для це левого фин ансиров ани я с трои тельства отечественного флота рыбной отрасли. Пусть его зна чительная часть в ближайшие годы все равно будет строиться на зарубежных верфях - за один день ситуация не изменится. Но при этом обусловить предостав ление кредита обязательством судовладельца перечислять по лученную в ходе эксплуатации построенного судна прибыль в тот же Центральный банк в тече ние примерно 10 лет — срок его стабилизационного возврата с учетом процентов . Во звращен ные таким образом деньги мож но использовать для модернизации отечественных су достроительных предприятий , что сделает их со временем при влекательными дл я российских судовладельцев . Это только мой вариант реше ния проблемы. Могут быть и другие в згляды , но принципи альным являе тся то, что в их основе должен быть государ ственный подход, а не стремле ние любой ценой обобрать рыбо промышленника , задавив его непомерными налогами. - Р еш ени е проблем рыбной отрасли лежит не только в ф и с кальной плоскости . Многое з а висит от эфф ек ти вн о с ти управления рыбохозяйственным комплексом . Р а з д е л я е т е ли вы широко ра спрос траненное мне ние в пол ь зу с о з д а н и я б а с с ей нового депар тамента двойного подчинения? - Нет, не ра зделяю . Гово рят, что необходимо восстано вить вертикаль управления рыбным хозяйством . Но я не считаю, что она у нас в регионе потеряна. Есть Севрыба с огром ным опытом управленческой де ятельности , с подготовленными кадрами и созданной и нф р а структурой. Конечно, эффектив ность ее * работы как управляющего и координирую щего органа в настоящее время ни зк а я . Но это ре зуль тат того, что в ходе приватизации мы ра з рушили законодательную базу, регулирующую деятельность этой организации. Поэтому нуж но прежде всего ра зработать и принять законы, определяющие отношения между ра зличными структурами отрасли с учетом сложившегося в ней многообра зи я форм собственности. Необ ходимо принят ь закон о рыболовстве , на базе которого та же Севрыба могла заключить договоры с Госкомрыболов- ством, с органами исполнитель ной власти регионов Северного бассейна и заинтересованными субъектами хозяйствования , ко торые бы наделили ее конкрет ными полномочиями как бассейновой структуры управле ния. При этом я-согласен, что Сев- рыба не должна заниматься ком мерческой деятельностью - Павел Васильевич, ваша по зи ци я поня тн а . Но наш р а з г о вор буд е т логически не завершен, если вы ничего не скажете о руководимом вами предприятии. Охарактеризуйте вкратце его состояние и основ ные проблемы, с которыми сталкиваетесь. - Если очень коротко, то я бы ска з ал так: государственное предприятие “Севрыбпромра з ведка” сегодня в большей степе ни стабильно, чем неустойчиво. Последние три квартала мы ра ботаем хоть и с fie большой, но прибылью . Основная проблема — отсутствие квот. У нас о ста лось невыбранных примерно 700 тонн, в основном ио треске. Это значит , что очень скоро суда встанут у причалов. - Ваше предприятие было со здано для исследований в дей ствующих промысловых районах и открытия новых. А как сегодня? - Мы на самофинансировании и поэтому вынуждены отдавать приоритет промысловой деятель ности. Иначе Не выжить. Но это не означает, что поисковые ис следования прекращены. С 1994 года при общем сокращении уп равленческого аппарата на 25% мы не уволили ни одного науч ного работника . На каждом на шем судне есть помощник капитана по науке. Параллельно с промыслом ведется тактичес кая р а з ведк а и составляются прогнозы состояния сырьевой базы на ближайшую перспекти ву. Работаем и но программам П И Н РО . - Как решается вопрос о пе редаче ваших судов этому ин ституту? - Они не переданы, и я против их передачи, так как считаю, что у П И Н Р О должен быть “чис ты й ” научный флот из НИСов . Его работу должно фин ан сиро вать государство или те органи зации , в интересах которых проводятся исследования . - Но вы прекрасно знаете , как наше государство финанси рует свои структуры. - Знаю. Поэтому считаю нуж ным в законодательном порядке вернуться к практике отчисле ния 1,5% от доходов рыбопро мышленных предприятий на содержание науки. - Севрыбпромразведка —одно из немногих предприятий обла сти, сумевшее во время массо вого акционирования остаться государственным. Не жалеете? - Нет, не жалею . В государ стве должны быть все формы собственности. Конечно, мы бо лее ограничены в маневре при кризисных условиях . Есть мно го иных проблем, но все они ре шаемы. Олег КРЮКОВ . л 29 октября - 4 ноября 1999 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz