Рыбный Мурман. 1999 г. Октябрь.

С к а з о т о м , к а к н о р в е ж с к а а с а й д а п р и к и н у л а с ь а м е р и к а н с к и м м и н т а е м рыбаков провинции Н орл анд ) Стейнер Йонассен не скрывает своего удовлетворения но пово­ ду решения SNT: «Мы рассчи­ тываем, что наконец поставлена точка на заблуждаюшем р я д о ­ вого потребителя маркетинге , осуществляемом компанией «Norway Seafoods». Ведь н а зы ­ вать минтай сайдой есть не что иное как поставлять автомоби­ ли «Лада» и представлять их как «Мерседес» покупателям , которые не знают разницы между ними. По материалам статей «Se ier for norsk se i» и «En se ier for o s s» . ДАЙДЖЕСТ В КОНЦЕ СЕНТЯБРЯ шесть россиян депортированы из Норвегии: пятеро - за попыт­ ку контрабанды спиртного и сигарет, один - за управле­ ние автомобилем в нетрез­ вом состоянии. Для сравнения: такое же количе­ ство проштрафившихся со­ отечественников было выдворено за весь прошлый год. ПО МНЕНИЮ профессора Ларса Валлее, правитель­ ственного эксперта по морс­ ким млекопитающим, необходимо ежегодно добы­ вать от 2000 до 2500 китов для поддержания оптималь­ ного экологического баланса Баренцева моря. РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА 1 кг ки­ тового мяса в Осло достига­ ет 130, в некоторых районах Норвегии - до 200 крон. БЮДЖЕТ Департамента рыболовства на 2000 год увеличен по сравнению с прошлым годом на 100 мил­ лионов крон. 50 миллионов отпущено на строительство научно-исследовательского судна, который придет на смену заслуженному ветера­ ну «G.O. Sars». УВЕЛИЧИВАЕТСЯ продажа и экспорт норвежской ми­ дии. В 1998 году было про­ дано 600 тонн мидии, из которых 200 тонн пошло на экспорт. ПОЛЬША ныне импортиру­ ет 2500 тонн норвежской семги. За два последних года импорт увеличился в пять раз. ЦЕНЫ на норвежский омар (Nephpops Norvegicus) на южнонорвежском побережье колеблются от 57 до 60 крон за килограмм. Омар добыва­ ется как прилов при промыс­ ле креветки. Дайджест по материалам «Fiskeribladet» (г. Харстад), «Бйг-Ѵагапдег» . (г. Киркенес) Перевод и подготовка публикации Михаила ШИКЕРА W i M ' J 22 -28 октября 1999 года К Р А Б Д О Р О Ж А Е Т Больше покупателей, больше конкуренции и повыше цены - таковы ожидания среди рыбаков крабодобывающих судов перед началом очередного сезона . «Прошлогодняя цена в 37 крон за килограмм на фон е внешних рыночных цен была просто издевательством над рыбаками», - считает известный рыбак Ян Эрлинг Аксельсен из Челлефьорда. Впло т ь до ны н еш н е г о Б о л ьш а я часть добыв аемо - года к ам ч а т с кий краб за - го к р а б а п р о д а е т с я на в н у т ­ р енн ем ры н к е , где цены д о с т и г аю т 350 крон з а кг ( д л я с р а в н е н и я - ц ен а 1 кг ом а р а 280 к р о н ) . Н а м еж д у н а р о д н ом ры н к е д о л я н о р в еж с к о г о к р а б а б у ­ д е т еще б о л ьш е , чем о ж и д а ­ л о с ь , т а к к а к к в о т а на к ам ч а т с к и й к р а б , д о бы в а е - к уи а л с я у рыбаков только в Б у г ейи е с е . В этом году к нему добавя тся Варде іі Вадсе. Квоты на каждое судно примерно такие же, как в прошлом году. О б ­ щая квота на 24 судна со ­ ставляет 36 тысяч крабов (в прошлом году - 25 тысяч). мый у б е р е г о в А л я с к и , з н а ­ чи т ел ьн о с н и з и л а с ь ( 5 0 0 0 тонн вместо ож и д а е мы х 7 5 0 0 ) . Н о р в еж с к а я д о бы ч а со стави т 150 - 180 тонн . 1500 к р а б о в в с р едн ем д аю т 7-8 т онн . К аж д о е из 24 су д о в будет п р о и з в о д и т ь д о бы ч у в р а м ­ к а х н аучной п р о г р аммы , и с ­ пы ты в а я о р у д и я л о в а , п р е д с т а в л яющ и е собой п я т ь секций и четыре соединенные л о в уш к и . С т а в я т с я они на д в о е с у т о к . О р у д и я л о в а с к он с т руиро в аны учеными из « F i s k e r i f o r s k n i n g » , T rom so . ПОПРАВКА: в прошлом выпуске дайджеста «Fiskeribladet» в информации «Мурманск против рыбаков с Балтики» приводится высказывание Вячеслава Зиланова, который назван политическим советником губернатора Мурманс­ кой области. В действительности В. Зиланов является помощником на общ е­ ственных началах члена Совета Федерации Ю. Евдокимова РЕПЛИКИ : «...Газеты в России по-прежнему переполнены пространными, неконкретными интервью с государ­ ственными чиновниками, которые пытаются указать на возможные выходы из кризиса...» Мортен Викебу, корреспондент «Fiskeribladet» «...Был бы я русским, то прежде всего я хотел бы, чтобы рыба доставлялась домой...» Хагбарт Нильсен, рыбопромышленник из Ботсфьорда. РОССИЙСКИЙ РЫБАК погиб 29 сентября, упав за борт судна в Андфьор- де . Главный поисково­ спасательный центр в Буде принял сигнал в тот же день около 12.00, был тщательно исследован район с применением вер­ толета , но, к сожалению, поиски оказались безре ­ зультатными. В Японии фпрель дороже, чем семга Так решил Норвежский госу­ дарственный надзор за пищевы­ ми продуктами, рассмотревший жалобу ассоциации рыбаков провинции No rd iand . Решение это касается не только назван ­ ной фирмы , но и всех других производителей, которые попы­ таются рекламировать минтай как норвежскую сайду. Этот вопрос поднят сразу , как только весной этого года на прилавках норвежских супер ­ маркетов появилась продукция с красочной наднисыо: «Филе . Произведено из аляскинской сайды». На иллюстрации, к р о ­ ме того, изображены и два нор ­ вежских сейнера , которым в своей истории никогда не при ­ ходилось бороздить просторы Берингова моря. Представитель «No rway Seafoods» в процессе слушания дела доказывал правоту на тон­ костях перевода с американско­ го на норвежский названия злополучной рыбы. К сожал е ­ нию, Alaska Sei оказался оши­ бочным переводом с американского Alaska Pollock. Компании «No rway Seafoods», принадлежащей известному норвежскому магнату Pekke , определены три недели на уст­ ранение ошибочных надписей на своей рыбопродукции. Лидер N F F (Ассоциация Прибрежный приколе Компания «Norway S ea food s» отныне не смо­ жет сбывать добываемый в Берин говом море минтай под видом норвежской сайды . По край ­ ней мере* в Норвегии . Согласно текущему маркетинговому анализу, про­ веденному «Eksportutvalget», японцы платят намно­ го больше за форель, чем за семгу. С ян в ар я по август Норвегия экспортировала 26 тыс. тонн форели, и из этого количества на Японию пришлось 22 тыс. тонн. Средняя цена за 1 кг форели была па 4 кроны выше, чем за ана ­ логичный период нров ілого года, и тенденция повышения цен наблюдается в течение всего нынешнего года. Том Себулонсен из «E k s p o r t u t v a l g e t » считает: «Если бы мы имели сейчас большее количество форели для японцев, то они го­ товы были бы купить их по этой цене. Но неуверенность на рынке в прошлом году привела к тому, что норвежские производители форели были не склонны делать ставку в экспорте на форель» . В то время как норвежская семга давно завоевала европейские рынки соыта, форель делает в этом направлении только первые шаги. Можно выделить в этой связи Бельгию, где значительно возрос импорт норвежской форели . Норвежский прибрежный флот стоит у причалов. По­ чему? Уже нет квоты? Нет, это не так. Согласно дан­ ным Департамента рыболов­ ства, в годовой норвежской квоте на сентябрь остава­ лись невыбранными еще 52700 тонн трески, 10800 тонн пикши и 35600 тонн сайды. То есть три четверти годовой квоты уже выбра­ но, а одну четвертую пред­ стоит выбирать осенью. Но почему же тогда норвежский прибрежный ф ло т стоит у прича ­ лов? Да потому, что, но мнению властей, океанский ф ло т более нуждается в рыбе. Большая часть оставшейся годовой квоты будет выбрана кошельком, тралом и яр у ­ сом. Поэтому и запрещен при ­ брежному флоту промысел сайды да пикши, а мизерная квота трес­ ки выбрана им еще аж в апреле. Так что рыбка-то есть. Но топ- модерновый норвежский прибреж­ ный флот , который в состоянии дос тавлять первоклассную рыбу- сырец и намного эффективнее дру ­ гих групп судов в плане ресурсосбережения и рентабельно­ сти, мирно стоит себе у причалов. Вот как все просто. И так жес ­ токо. Эрик Фальк, leder i Norges Kystfiskar iag председатель ассоциации норвежских прибрежных рыбаков. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz