Рыбный Мурман. 1999 г. Ноябрь.

ЭІІЦІІІІЛОПЕДІІ кольског К Р А ВЫПУСК № 53 о ЭИНА, губа на полуострове Рыбачиіі. о ЭИНА-ГУБА, населенный пункт на южном берегу по­ луострова Рыбачий, при впадении р. Большой Эйны в Мотовскнй залив. Возник как норвежская колония в кон­ це 60-х гг. XIX в. По переписи 1926 проживали 27 чело­ век, к 1938 - 37. ЭЙХФЕАЬД Иоганн Гансович (25.01.1893- 1989), ботаник, биолог-селекционер, доктор сельскохо­ зяйственных наук, академиик ВАСХНИЛ (1935) и АН Эстонии (1946), Герой Социалистического Труда (1963), создатель опытного агрономического участка, которыіі стал потом Полярным отделением Всесоюзного институ­ та растениеводства (ПОВИР). Род. в г. Псйде в Эстонии, эстонец. С 1923 работал в Хибинах, с 1930 по 1940 возглавлял ПОВИР. Совместно с Н. И. Вавиловым изучал возможности продвижения на север сельскохозяйственных культур и со­ здания овощной и кормовой баз на Кольском полуострове. Разработал приемы освоения тундровых болот и почв. Один из создателей первого за­ полярного совхоза «Индустрия». Под его руководством выращены многие устойчивые сорта картофеля, овощей, зерновых культур. С 1940 директор Всесоюзного института ра­ стениеводства. Был председателем Президиума Верховного Совета Эс­ тонской ССР. В 1950-1968 возглавлял Академию наук республики. Награжден шестью орденами Ленина. В воз­ расте 68 лет (1961) вступил в КПСС. Лит. Дадыкин В. и др. Основоположник научного по­ лярного земледелия. «Проблемы Севера», М ., 1968, вып. 13. Киселев А. А. Мурман и Эйхфелъд. - «Полярная прав­ да », 1998, 24 февраля. ЭКОСТРОВО, населенный пункт в 13 км к сезсру от Апатит. Возник в 1935. Объединен с ж.д. станцией Хи­ бины 12.01.1967. Вариант названия: Екострово. ЭКОСТРОВСКИЙ ЛОПАРСКИЙ, погост на ВО сточном берегу протоки из оз. Большая Имандра в оз. Екостровская Имандра. «Погостец Екострово» известен с начала XVI I в., когда в нем было 6 веж и 40 лопарей. Исключен из учетных данных в 1922. ЭКСПЕДИЦИИ N 12, поселок на правом берегу р. Иовы, в 3 км к юго-западу от пос. Зареченск. Существо­ вал в 1957-1961. ЭКСПЕДИЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЭОН-1, ЭОН-2). Условное название экспедиции по пе­ реводу групп кораблей с Балтийского моря через Бело­ морско-Балтийский канал в Мурманск. Первая вышла из Кронштадта 18.05.1933. Командовал экспеди­ цией 3. А. Закупнсв (впоследствии репрессированный), штабом руководил И. С. Исаков, в будущем видный со­ ветский военачальник. В районе порта Сорока эскадру встретили на пароходе “Анохин” 21.07.1933 И. В. Ста­ лин, К. Е. Ворошилов, С. М. Киров. Через Свирь кораб­ ли шли, из-за малых глубин, в доках. Все вооружение с них было снято, а с подлодок подняли даже аккумулято­ ры. Надводные корабли и подводные лодки прибыли к новому месту базирования 5 августа. ЭОН-2 состоялась вслед за первой. Таким образом перебазированы подвод­ ные лодки “Народоволец”, “Декабрист” и "Красногвар­ деец", эскадренные миноносцы “Карл Либкнсхт” и “Урицкий” , сторожевые корабли “Тайфун” и “Гроза”, учебный корабль "Красноармеец" и др. ЭКСПЕДИЦИЯ ДЕАИАЯ ДЕ АА КРОЙЕРА, названа по имени се руководителя, французского астро­ нома, академика Петербургской Академии наук. Участни­ ки экспедиции в 1727 побывали на о. Кильдин, в устье Колы, в Кандалакше, Ковде, Керети, собрали многочис­ ленные материалы по истории и этнографии северных районов России. По материалам экспедиции составлена карта Российской Лапландии, которая вошла в Атлас Российской империи, изданный Академией наук в 1745. Лит. Биография Делиля де ла Кроііера. В кн. Григо­ рьев С. Биографический словарь. Петрозаводск, 1973. ЭКСПЕДИЦИЯ ЛИТКЕ ФЕДОРА ПЕТРОВИЧА (1797 - 1882), организована к берегам Кольского полуос­ трова на брнге «Новая Земля» в 1822. Участники ее по­ бывали в Колс, Екатеринской Гавани, на о. Кильдин, в Ссмиостровском погосте, в Печснгской Губе. Сделаны подробные описания берегов Лапландии и дневниковые записи плавания. Лит. Алексеев А. И. Федор Петрович Литке. М., «Наука», 1970. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ, населенный пункт в 6 км от Апатитов. Образован в середине 50-х гг. и до 1967 назывался Экспериментальный участок Кольского фили­ ала Академии наук СССР. Исключен из учетных данных 12.01.1977. ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ МУРМАНСКОЙ ЖЕ ­ ЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, перевод составов на электричес­ кую тягу. 7.11.1935 электровоз ВЛ-19-040 провел первый грузовой поезд по маршруту Ппнозеро - Зашеек - Афри- канда - Питкуль - Апатиты - Кировск (115 км). Это пер­ вая электрифицированная железнодорожная линия на Кольском полуострове. К июлю 1939 был электрифици­ рован весь участок дороги до Мурманска. ЭЛЬЧ-ЯВР, населенный пункт на берегу оз. Эльчъ- явр, к северо-западу от с.-Чудзьявр. Существовал в кон­ це 30-х гг. Вариант названия: Элч-Озеро. ЭНДЮКОВСКИЙ Александр Гаврилович, научный сотрудник Института народов Севера в Ленин­ граде. Мордвин. Занимался проблемами саамов в 30-е гг. ЭНГЕЛЬГАРДТ Александр Платонович (1845- 1903), в 1893-1901 архангельский губернатор. В состав Архангельской губернии в то время входил и Кольский полуостров. Присутствовал при открытии г. Алексан- дровска. Активный сторонник строительства Мурманской железной дороги. Автор книги “Русский Север. Путевые записки” (СПб., 1897). «ЭНЕРГИЯ» (финск. - «Тармо»), финский рыболо­ вецкий колхоз в селе Ура-Губа Кольского района. Создан в октябре 1929. Объединил 75 из 80 единоличных хо­ зяйств (работающих 211 человек, всего в селе прожива­ ло 511 человек). Колхоз располагал 4 моторными и парусными ботами, 21 моторной и парусной елоіі. За 10 предвоенных лет колхоз добился значительных успехов в развитии экономики. В конце 30-х гг. большинство финского населения выслано из Ура-Губы в Карелию и другие раііоны страны, многие необоснованно репресси­ рованы. Во время Великой Отечественной войны селение сожжено немецкой авиацией. В первые послевоенные годы приехали в Ура-Губу 53 семьи переселенцев из Ар­ хангельской, Вологодской, Новгородской и Псковской областей. 19.10.1949 колхоз воссоздан под прежним на­ званием. С 1956 участник Всесоюзной сельхозвыставки. С 1961 колхоз приобретает современные рыболовные суда и к концу семилетки располагает 9 средними рыболовны­ ми траулерами. Возводятся благоустроеные жилые дома, детские сады, магазины. Построены причал, приобрете­ на судоремонтная мастерская. До начала реформ в «Энер­ гии» работало более 600 человек. Председатели колхоза в разные годы: Яков Андреевич Мостовиков, Николай Дмитриевич Шарапов, Павел Иванович Корпусов, Нико­ лай Николаевич Афонин. Э Й Н - Э Н Е , НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА НА СЕВЕРЕ Начало на стр. 7. Многие русские, по словам Ниило Хайколла, были со страшными черными блестящими лица­ ми: они смазывали кожу вазелином, но все равно обмораживались. Некоторые из найденных красноармейцев пытались стрелять, но у них ничего не получалось: винтовки бойцы прикру­ чивали проволокой к руке, но раздутый палец, обмороженный, все равно не просовывался под скобу к спусковому крючку. У финнов обмороженных почти не было, помогали шерстяные вещи: носки, свитера, бе­ лье. Все это входило в обмундирование, но многое приходило и в посылках из дома. В своем всегда удобнее, особенно гражданские лыжные ботинки с загнутыми носами - «пьексы» - хороши были. Жили финские солдаты в палат­ ках с обогревом, ну и привычны к местным условиям конечно - все лыжники, компас для ориентировки не нужен: проводники из местных охотников каждую сосну знали. «Я русского кроме «руки вверх» не знаю, - говорит бывший военный полицейский, - поэто­ му поговорить только с одним пленным мог. Он карел из Калевалы, когда я его нашел, он был ранен в челюсть и в грудь. Потом я его в гос­ питале навещал, он рад был, все повторял: «Хо­ рошо, что меня раненым взяли, теперь наши не расстреляют». Просил подольше его в госпита­ ле подержать и справку выписать, что его ра­ неным нашли». Уже в годы перестройки Ниило приезжал в Калевалу, хотел разыскать того спасенного им красноармейца, но никто про него ничего не знал. Домой он не вернулся. Б ыли ли «кукушки»? Возле «Камышовой дороги» местные власти с помощью населения поставили небольшой мемориальный музей. В двух залах - традици­ онная диорама со звуковыми эффектами. «Иног­ да появляются русские туристы, все почему-то спрашивают про «кукушек», - рассказывает директор музея Марко Сеппанен, - Но не было в финской армии «кукушек»! Во-первых, сидеть часами на дереве в мороз - тут в ледышку превратишься, что бы на себя ни надел. Во- вторых, финны вели партизанскую маневренную войну, передвигались на лыжах. Огневая мощь Красной Армии настолько превосходила финс­ кие возможности, что спасти могло только дви­ жение». Финские военные историки под влиянием стойкого российского заблуждения даже пыта­ лись докопаться до причин легенды. Она появи­ лась из-за непривычки Красной Армии вести бой в лесу: там звук выстрела искажается, не известно, откуда стреляли, а финские лыжники в белых маскировочных комбинезонах появля­ лись бесшумно и исчезали, вот нашим солдатам и казалось, что стреляют с деревьев. Советская пропаганда поспешила придать слухам «о кукушках» необходимые масштабы. Это хоть как-то объясняло огромные потери. «Кукушка» в исполнении политуправления Красной Армии есть и раатском музее, в сбор­ нике рассказов советских участников финской войны, выпущенном в 1940 году. Отрывок из произведения младшего политрука И. Кулыгина озаглавлен «Встреча с «кукушками»: «...убитый белофинн роняет автомат, а сам не падает. Оказывается, он привязан к дереву веревкой, охватывающей поясницу, так что, не держась руками, он мог свободно ходить по «люльке» вокруг ствола». Когда я читаю этот отрывок Марко Сеппане- ну, он разводит руками: «Очень убедительно. Если бы я специально не изучал эту проблему, сам бы поверил. Вот, посмотри на этот сборник про «Василия Теркина». Все, от чего ваши сол­ даты страдали, на финнов перенесено». Оказывается, даже Самуил Маршак внес свой вклад в «кукушечью легенду», вписав ее в «Биографию Василия Ивановича Теркина». И поэт Николай Щербаков, и Николай Тихонов по­ этическим порывом обратили мороз против про­ тивника... Они шли, как на параде «Они перешли границу и маршировали в четыре ряда с песнями, впереди шел духовой оркестр, а когда музыканты уставали, вклю­ чали радиоустановку на автомобиле. Советс­ кие песни разносились на многие километры», - вспоминает Вейко Маннинен, служивший в начале «зимней войны» на пограничной зас­ таве, стоявшей как раз в начале «Камышовой дороги». Финские пограничники получили при­ каз не стрелять, советские дивизии углубля­ лись в заснеженную тайгу, откуда через два месяца вышел лишь каждый десятый. Москва была убеждена, что финские рабо­ чие и крестьяне встретят Красную Армию хлебом-солью, этим, вероятно, объясняется и летняя форма солдат, и большое количество пропагандистского материала, захваченного в советских дивизиях. Кумачовые плакаты на стендах музея создают впечатление, что фин­ ны напали на первомайскую демонстрацию, а не на соединения развернутой для боевой операции 9-й армии. Финны не ответили на пропагандистские призывы: бывшие белые и красные, смертель­ ные враги периода финской гражданской вой­ ны 1918 года, объединились против агрессии. «Зимняя война», как писал в своих воспоми­ наниях маршал Маннергейм, примирила про­ тивников. Маршал Маннергейм в генералиссимус Сталин о «зимней войне» Главнокомандующий финской армией мар­ шал Маннергейм выпустил после войны двух­ томник своих воспоминаний, на русском языке до сих пор не изданный. Поэтому рис­ кну привести в своем переводе небольшой отрывок, в котором он оценивает советское командование и солдат: «Русские командиры представляли собой в целом храбрых людей с крепкими нервами, которые не беспокоились о потерях. Особен­ но высшее командование отличалось стерео­ типностью подходов. Оперативная мысль была формальной и простой, исключающей маневр, недостаток творческой фантазии проявлялся в ситуациях, требующих быстрых и нестандар­ тных решений. Что же касается русских пехо­ тинцев, то они были храбры, упорны и нетребовательны, но малоинициативны. В от­ личие от финнов русские были бойцами мас­ совыми, которые в отсутствие командиров и без контакта с товарищами не могли действо­ вать самостоятельно... Командиры посылали подчиненных волнами в лобовые атаки, одна за другой. Часто случалось во время декабрь­ ских боев, что русские, взявшись за руки и с песнями, шли через минные поля, не обра­ щая внимания на взрывы и огонь защитников. Такой фатализм и пренебрежение к жизни поражали... Солдаты не сдавалисть в плен из- за страха репрессий против их семей, смер­ ти и пыток от рук финнов. Поэтому было много случаев, когда и командиры, и рядовые бойцы кончали жизнь самоубийством, лишь бы не сдаваться». Эта оценка финского командующего - быв­ шего боевого царского генерала - еще много раз подтвердилась в последующих боях Вели­ кой Отечественной. Погибшие на «Камышовой дороге»* стали лишь первой каплей в море крови, пролитой по вине командиров «с креп­ кими нервами, не беспокоящимися о потерях». И главным из них был Иосиф Сталин, ис­ поведовавший принцип «победителей не су­ дят». Вот как он оценил «зимнюю войну» (цитирую по стенограмме совещания при ЦК ВКП(б): «Мы разбили не только финнов - эта задача не такая большая. Главное в нашей победе состоит в том, что мы разбили техни­ ку, тактику и стратегию передовых государств Европы, представители которых являлись учи­ телями финнов. В этом основная наша побе­ да. (Бурные аплодисменты, все встают, крики «Ура!».) ' Алексей СМИРНОВ, «Новые Известия». (В сокращении). Суомуссалми - Стокгольм. | [ ' Я 26 ноября - 2 декабря 1999 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz