Рыбный Мурман. 1999 г. Ноябрь.

ЛЬГОТНАЯ ПОДПИСКА на «Рыбный Мурман» продлена до 5 декабря Условия подписки... с т р . 13 - «Пур г а » , го в орит «М у р м а н с к - 4 7 ». Ос ­ талось 1 , 7 к аб ельтов а . По ложите г р а ­ дусов 15 в л ево , п о см от р им , к а к по в ет р у п о н е с ет . И х о д с амый малый прошу . Ка к по н яли? - Х орошо , вл ево берем . - О ста л о с ь 160 м етр о в , п р и г от о в ь ­ те сь к отд а ч е я коря . . . КО ГД А Ж Е у судоводителя, ведущего корабль в Мурманск, появляется ощущение, что он наконец дома? У всех по-разному. Наиболее впечатлительные из них с этим чуством входят в Кольский залив, у кого-то оно возникает при виде Алеши. А для самых невозмутимых -душ а родной гавани распахивается с первыми слова­ ми радиоприветствия специалиста службы управления движением судов (СУДС ) госадминистрации рыбного порта с мыса Безымянного. Также и покидая причал, су­ доводитель не остается один на один со своим кораб­ лем , его ведут линейный лоцман и лоцман-оператор СУДС . Эта профессия считается на флоте одной из самых напряженных. Хоть и носят указания лоцмана характер рекомендаций, он вместе с капитаном отвечает за безо­ пасность людей и судна в зоне своей работы. - Не так давно после вахты лоцманы от перегрузок, как говорится, не могли найти выход из своего служеб­ ного помещения, - рассказывает начальник службы уп­ равления движением судов Виктор Кирпинский. - С 1974 года они работали с простейшими локаторами «Океан», какие стоят на обыкновенных судах. Затем их заменили более совершенными, но такими же близорукими по срав­ нению с теперешним локатором. Лоцман-оператор вел только одно судно, остальные выстраивались в очередь. А ведь в начале 90-х осуществлялось до 350 судопрово- док в сутки. Сейчас интенсивность движения снизилась наполовину, и один человек у пульта СУДС может вести 5- 6 кораблей. Но самое главное - условия труда лоцманов- операторов несоизмеримо улучшились. В этой службе работают только многоопытные штурма­ ны. Они и без приборов знают все повадки залива и пого­ ды, кожей ощущают препятствия на пути судов, их головы, как вычислительные машины, просчитывают непредви­ денные ситуации. Теперь в этом им помогает компьютер­ ная программа. Модернизация системы управления движением судов была признана одной из приоритетных и неотложных за­ дач на Северном рыбопромысловом бассейне. Двумя го­ дами раньше подобная система установлена на Абраммысе администрацией торгового порта. И вот те ­ перь, несмотря на сложные финансовые обстоятельства, при содействии администрации области и некоммерчес­ кой организации «Ассоциация рыбопромышленников», президентом которой является В .П . Гусенков, рыбаки на- конец-то тоже получили сертифицированную по всем па­ раметрам, отвечающую требованиям времени СУДС «Балтика». Всего в России насчитывается пять таких си­ стем. Почти год «Балтика» работала в экспериментальном режиме. Ее преимущества по сравнению с БРЛС «Океан М-51» - высокая разрешающая способность (до 5 мет­ ров), малая энергоемкость, возможность долговременно­ го хранения всей информации. Наша конверсионная программная разработка на­ столько проста и надежна в эксплуатации, что даже заин­ тересовала норвежцев. Хотя им ли тужить по этой части! Благодаря разветвленной сети ретрансляторов они видят все закоулки в своих шхерах. О чем остается мечтать теперь лоцманам с мыса Бе­ зымянного? - В будущем хотелось бы видеть судно на экране мо­ ниторов от входа в залив до причалов нефтепирса рыбно­ го порта, - не отрываясь от слежения, говорит лоцман-оператор Евгений Данилов. - Какая разница, чья по пути следования судна зона влияния? Торгового пор­ та , Северного флота или наш а ... Главное - обеспечить безопасность плавания. Мы же разбрасываем деньги по разным ведомствам, не задумываясь о том, что каждую систему надо будет разрозненно наращивать. И в конце концов лоцманские службы придут к дублированию в расширенных зонах сво­ ей видимости. Следующий этап - компьютерный обмен информацией по движению судов со станцией торгового порта, говорят специалисты. ...Сегодня радуемся тому, что хоть сдвинулись с мер­ твой точки в компьютеризации проводки. А стремитель­ ная жизнь через несколько n e t поставит перед нами совершенно другие задачи. И те молодые лоцманы, кото­ рые поведут наш караван в следующем тысячелетии, с грустью взглянут в музее на простой мегафон и суперси­ стему «Балтика». ’ ' Людмила ЗАЦАРНАЯ. На снимках: ввер ху - начальник С УД С В .В . Кирпин­ ский , внизу сл е в а - главны й инж енер В . П. Цыбин , справа - лоцман-оператор Е .Г . Данилов . рыбный №43 (4798) 26 ноября - 2 декабря 1999 года Окончание на стр.З С ЧЕМ РЫБАК ОСТАНЕТСЯ? Завершил работу Северный на­ учно-промысловый совет (СНПС). Об итогах заседаний говорить преждевременно, но хотелось бы обозначить наиболее важные воп­ росы. Основной вопрос - распределе­ ние биоресурсов Северного бас­ сейна между региональными пользователями. Исходя из про­ гнозов сырьевой базы и рекомен­ даций науки по использованию промыслового флота на 2000 год, а также анализа работы предприя­ тий северных регионов, будут при­ няты условия распределения квот Как говорят руководители ре­ гионов, договариваться они дав­ но научились, свою долю в процентном отношении от общих объемов знают. Однако снижение ОДУ донных видов рыб по ре­ зультату 28-й сессии Смешанной российско-норвежской комиссии придало дополнительную остро­ ту этой теме. Сыграло свою роль и смещение акцента промысла в Северо-Восточную Атлантику - работа в ЮВА и ЦВА стала менее эффективной, да и пелагический ассортимент рыбы, добываемой там, не может конкурировать в рентабельности с донными Ба- ренцевого и Норвежского морей. Хотя ОДУ донных на 2000 год и не так чтобы очень уж снизился, все же это десятки тысяч тонн (по треске - 40, по пикше - 11 тысяч. Подробнее - см. статью «Согла­ шения подписаны, сомнения ос­ тались» и таблицу на стр. 2). Нездоровы# ажиотаж добавля­ ли и кулуарные разговоры о предполагаемых «добавках» от­ дельным регионам к устоявшим­ ся нормам. В качестве аргумента заинтересованные в том руково­ дители в предварительных кон­ сультациях перед СНПС предлагали ориентироваться на лучшие промысловые периоды последних лет и судить по их ре­ зультатам... Распространенное суждение северян: мы же не хо­ дим за рыбой в Балтику, так что приоритет должен быть у Север­ ного бассейна. Возможно, они и правы, но как-то забывают при этом, что сами вынужденно ушли из дальних районов лова по тем же причинам, что и суда Запрыбы... Еженедельник Газета основана 14 апреля 1934 года РЕГУЛИРОВЩИКИ ДВИЖЕНИЯ ВОДНОГО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz