Рыбный Мурман. 1999 г. Ноябрь.
Н ор в еж ск ая « F i s k e r ib la d e t » № .8 5 пом естила больш ую с т а тью ^известного ж урн али ста , специалиста по Р о с си и М ортена В и к еб у , где он пытается проанализировать проспекты с о т р у д ничества м еж ду деловыми кругами Норвегии и Р о с си и по при о бр ет ению с у д о в на у сл ови я х б ер б о у т -ч а р т ер а . Прощай,бербор-чартер? Попытка анализа предпринята Викебу после опубликования в российской прессе, в том числе и в «Рыбном Мурмане», известных высказываний и. о. председателя Комитета но рыболовству РФ Юрия Синельника и последую щего заявления главы российско го кабинета Владимира Путина, сделанного во время посещения Архангельска. Первый заклеймил бербоут- чартер как легальное разграбле ние национальных ресурсов, второй, как всегда четко и ясно, указал приоритеты: мы сами дол жны добывать и обрабатывать свои биоресурсы, сами должны строить и модернизировать свой флот у себя дома! Что касается последнего утвер ждения - кто бы с ним спорил? Но где концепция программы обновления флота, какие госу дарством предлагаются конкрет ные пути финансирования строительства и модернизации российского рыболовно го флота? В то время как в Нор вегии процесс обновле ния флота набирает силу (там уже определили, что через 10 лет рыбная промышленность но сво ей значимости займет в стране первую позицию, потеснив нефтяную и га зовую), причем от об новления прибрежного флота до судов-фабрик. А сколько у пас сейчас строится новых судов - может кто-то сказать? Между тем 70% отечественного форма инвестиций? Россия полу чает еще вполне современные норвежские суда (чем плох хотя бы этот «старый», 1986 года по стройки «Andenesfisk II», а ныне «Мурман» из российской компа нии «Murman Sea Foods»?), ко торые через указанное в каждом конкретном договоре время пере ходят в ее полную собственность. Оплата за такую покупку в рас срочку, чем по сути является бер- боут-чартер, идет не рыбой, как некоторые все еще думают, а деньгами по согласованному гра фику. Где брать деньги - забота фрахтователя. Но, как правило, они поступают от реализации рыбы на фабрику(и) действую щего судовладельца. Действи- рыболовного флота находится в весьма плачевном состоянии. На состоявшейся недавно кон ференции «Возможности Севера» российские ее участники опять дружно посетовали на низкий уровень норвежских инвестиций, а норвежские также дружно - на отсутствие необходимых гаран тий и понятного, прозрачного за конодательства. Идут годы, проходят конференции, а разго вор все об одном и том же. Эй фория от падения железного занавеса явно все еще налицо. Заслуживает внимания разве что неизменно иронично-оптимистич ный Артур Йоргенсен, который медленно, но пока верно идет к воплощению своей идеи о ностро рыбы в норвежские порты не обусловлены тем, что последние на порядок выше в плане органи зации приема судна и предлагае мой цены? В этом плане бербоутные суда (около 20) со ставляют незначительную часть от всего состава флота. На упомянутой конференции известный норвежский судовой брокер Кеннет Миккелсен из ком пании «NOMOS shipbrokers», вы разив обеспокоенность норвежских деловых кругов от носительно будущего партнер ства двух стран в этом направлении, прямо спросил у Г. В. Тишкова, что он думает но этому поводу. Опытнейший Тиш- ков с дипломатичной улыбкой ответил, что, по его мнению, при енші современной рыбофабрнкн тельно, «бербоутные» суда не определенных обстоятельс в духе лучших ботсфьордовских традиций в отдельно взятой де ревне Терпберке. Но разве бербоут-чаргер не определенная, специфическая заходят в Россию во время пога шения стоимости судна. Но вот вопрос: а захотят ли они захо дить после погашения? Разве массовые поставки российской B a re n o d m ed « b a r e b o a t » •Ir-nW**yutpnbnchfct(arwffof fn'-u? pitrvsti** ke kvvttr Jnt*tmlncSre rn tttn lc*atpJfndiinj a« retturtT. Dat headerfunjcrend* rmritfcc Jurij SinjeJmk*i Wgf Я*- hfrUHtfK«ЯуЪпуіMumwn». Russia**** fakrr- bomitrhar<(«>£«ХѴІИК1vkJuU л Лаи ЬлггЪъ- ar-avt ліег t o n n g u&Iag i atRwvJandtappet for rtiiwiK oginntekirr. Hfa u>m Ыігutfatter. gjwttrlH. e л Ль' *тп ...« iivlit rcvWrvr««яi ІИ < c : p Kh X*c. t*si n ;;w >w iv-wr.• «dUVi-*%• sttriKjx *• tins’ Ь .у-Ым. x&MKftK «Kk Ьт.*)Ir.brief іжф*& c:< <:•ѵ-кажмI* кЛг k Л-*ѵ Сг'? >rU rpwfc to у Л i.'Xr « ifttsj tStr > чэіі Ы іі :Ww»W. «>* л««. f t * r- жгАм vqkx» .*w»;Srr.jcr.UMЫсегни 1:114:•***«* 6: x****•:»:>Ao«i W rerUf І.Ѵ tXHM4 ясь r ь-ЬсГлх*с* » ЪЛ /г :•«: f:> /#*. Мяг> ѵсч<і- vUtew: «3ПЛ *vfhw :r i V» ftfi.r i* owA’ ф-Jа'л xiЮММІМ !»i» «V? U|kw»',*• fcten*»;« UAtbr.o~ >■*»* Кв’1»- Піч1«* JVrtrar vi Л-»:<>c к-»чі< :**»•MenмавпжМчЖ.>iv<:*v>A :xt*v .г*/тм:«ч-а-і мм»ч«сг ''r w «e^fkc:*»? - .*■< rr Wvp &hnkr ічv-w я*•«*« • -u- %МПсС«с*. <* -ѵ гіг.- : гѵлч;* « «•'Г**' >л- гЛф-fnft* іу Л іѵг '-.*:**:,*» уі Ш Л: IМл •1c:*:• «•:«Л?•fc-v г» ѵ*:*- і«и4»імкк $*Лг гхі- " •*4'. твах и условиях бербоут-чаргер может быть еще полезен и Норвегии, и России... А что же можно ответить Мор гену Викебу, который пишет: «В условиях крайне низкого финансиро вания строительства новых судов практи ка бербоут-чартера была для нашего во сточного соседа чуть ли не единственным способом хоть как-то обновить неуклонно стареющий флот. Каким же будет тог да результат наступ ления на то, что ныне называется «разграблением ре сурсов»?». Стратегическийминимальныйразмер Многие задаются вопросом: почему же норвежские власти ныне, спустя 10 лет, так заинтересованы в введе нии общего с русскими минимального размера при выло ве трески? Если обратиться к истории этого аспекта в традиционных переговорах но рыболовству между двумя странами, то Нор вегия несчестное количество раз предпринимала попытки ввести общий для всего Барен цева моря критерий но мини мальному размеру. Увы, после многолетних бесплодных пере говоров Норвегия устами тог дашнего министра Бьрне Эйдема на очередной встрече в Ялте в 1989 году (на 18-й сес сии Советско-Норвежской ко- ководствоваться 42 см для трески и 39 см для пикши. «F iskareb lade t» писал 10 лег назад: « ...повышение мини мального размера само по себе не даст особенно резких улуч шений, но если рассматривать повышение минимального ра з мера в комплексе с допустимым количеством рыбы ниже мини мального размера в уловах и критериями для закрытия про мысловых районов, где количе ство маломерной трески и пикши повышено, то тогда эф- миссии но рыболовству) фект будет значительным». объявила об одностороннем с 1 января 1990 года повышении минимального размера при вы лове трески до 47 см, при вы лове пикши до 44 см. Советский представитель з а я вил, что причин для повыше ния он не усматривает и что СССР по-прежнему будет ру- Ответ, в сущности, довольно прост. Так как на протяжении последнего десятилетия Норве гии не удалось подвигнуть Рос сию на повышение минимального размера при вы лове трески , то, видимо, при шло время смены стратегии на переговорах во имя сохранения тресковой молоди. И в этом ас пекте у Норвегии очень мало альтернатив. На любых перего ворах (включая и но вопросам рыболовства) искусство воз можного допускает отказ от чего-то во имя достижения ка- кого-то улучшения. И в данном случае надо сказать, что сниже ние минимального размера на 2 см не будет стоить Норвегии так дорого, ведь все равно но вый общий размер выше, чем у русских. А ведь именно в рос сийской зоне особенно важно повысить минимальный размер при вылове трески , так как именно в российской зоне, как известно, находится маломер ная треска. Ныне в Норвегии довольно трезво оценивают собственное же предложение. Конечно, луч ше бы для всего Баренцева моря ввести общие 47 см и со хранить сегодняшний процент маломерной рыбы в прилове да еще бы и ввести общий размер ячеи (что было, кстати, з афи к сировано как долгосрочная цель на гои ялтинской встре че), но Россия об этом и слы шать не хочет. Однако при великом желании улучшить ох ранный режим тресковой моло ди в российской зоне, что действительно и неотложно именно сейчас, Норвегия и выбрала компромиссное пред ложение о введении нового ми нимального размера и повышения процента прилова маломерной рыбы. Но что обнадеживает - впер вые Россия проявляет гибкость и готовность идти на компро мисс. Повышение минимиаль- ного размера на 3 см и одновременное увеличение про цента прилова маломерной рыбы русские ныне оценивают как вполне приемлемое реше ние. Вероятно, ситуация опре делится конкретнее в результате переговоров на оче редной Российско-Норвежской комиссии 1 5 - 1 7 ноября в Мур манске... По материалам статей «Strategiske minstemaal » и «Derfor ble det 47 cm». НОВАЯ СУДОВЕРФЬ сооружается в ис ландском порту Хавнафьордур, на кото рой будут строиться весной будущего года сейнеры-траулеры по фиксирован ной цене для работы в исландской эконо мической зоне. Эти суда оснащены ГД «Cat» 470 л. с., палубными кранами, име ют носовой бульб. Суда размером 15,6x5x2,3моцениваются в48 млн. ислан дских крон, размером 19,4x5x2,6 - в 58 млн. РЕВОЛЮЦИЕЙ В КОММУНИКАЦИЯХна море обеща ет обернуться планируемое исландскои фирмой «Taeknival» подсоединение судов кИнтернету с по мощью спутника «Eutalsat W3», что даст возмож ность подсоединения обычных и мобильных телефонных переговоров и доступ к широкому спектру базыданных. «Taeknival» особо подчерки вает экономическую рентабельность такой связи для судовладельцев. Ведь вто время какобычный часовой разговор по мобильному телефону у ис ландского побережья стоит 1800 исландских крон, такойже разговор через Интернет -500 крон. ГЕРМАНИЯ ЗАВЕРШИЛА процесс модерниза ции океанского промысловогофлота, работа ющего в СевернойАтлантике иуМавритании. Общее количество судов теперь составляет 15 (для сравнения: 20 лет назад их было 71), из которых 5добывают сельдь, скумбрию и сардинеллу и доставляют их на берег, ос тальные же десять добывают рыбу донных видов, включая треску, морского лосося, окуня ичерного палтуса, с полной переработ кой на борту. СИМВОЛОМ ДРУЖБЫ МЕЖДУ НОРВЕГИЕЙ И СССР Норвегия. Каспийский осетр, подарешый ^Хрущевым норвежскому народу в знак дружбы и сотрудничества меж ду Норвегией и СССР, на днях скончался в возрасте 38 лет. Грациозная рыба была на звана в честь Никиты Сергее вича и обитала в Бергенском аквариуме. Никиту доставили в Норвегию в 1964 году, он был единственным из четырех осет ров, перенесших путешествие. Остальные погибли. Никита мог бы прожзить бо лее полувека, но внезапная : смерть наступила в результате ошибки, допущенной рабочи ми. Вместо пресной в аквариум налили соленую воду. В свое оправдание рабочие утвержда ют, что осетры способны жить как в пресной, так и в соленой воде. Но для адаптации им не обходимо время. Два более мо лодых осетра, содержащиеся в том же аквариуме, выжили. Никиту в Норвегии не забу дут. Его чучело будет выстав лено в музее. Д А Й ДЖ Е С Т ДВОЙНОЙ ТРАЛ значительно повышает улов креветки на хо роших грунтах, в то время как одиночный работает лучше на тяжелых. Так считает капитан гренландского трулера (1885 БРТ) «Markus J» Клемент Оль сен: «Вомногихместаху гренлан дского побережья невозможно работать двойным тралом из-за тяжелых грунтов. Используя одиночный, мы всегда ловили креветки не меньше тех, кто ис пользовал там двойные. Одна ко при промысле в районе Флемиш-Капа или Шпицбергена, где можно осуществлять про должительные и прямолиней ные траления, двойной трал может быть более эффектив ным». СОГЛАСНО ГОЛЛАНДСКОМУ су довладельцу Виллему ван дер Цвану, в этом году улов сарди неллы, добываемой в экономи ческой зоне Мавритании, составит около 200 тысяч тонн. Текущая рыночная цена на сар динеллу составляет 0,30-0,32 $ за килограмм. Рынки сбыта - Нигерия, Гана, Берег Слоновой Кости. Потенциальные рынки - Филиппины, Китай и Восточная Европа. РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ промысла в некоторых промрайонах Исландии заста вило корабельных конструкто ров из компании «SkipaSyn» (Рейкьявик) спроектировать небольшой траулер (длина 39,90 м), совмещающий отно сительно небольшую мощ ность ГД с большим диаметром винта, что дает возможность значительно уве личить буксировочную мощ ность. ГД мощностью в 800 л. с. расположен так низко, как это практически возможно в корпусе судна, обеспечивая максимальный клиренс на корме для боль шого (3000 мм) винта. Дайджест . по материалам «Fiskeribladet» (г. Х ар с тад ) «Fishing News international» (г. Лондон) Перевод Михаила ШИКЕРА 19 - 25 ноября 1999 года I—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz